Из монографий Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
Хмызников Павел Константинович(22.02.1896–сентябрь 1943)
Известный советский гидрограф.
Родился в Петербурге в семье популярной в те годы детской писательницы Клавдии Лукашевич и управляющего Петербургской конторой Алапаевских горных заводов надворного советника Константина Васильевича Хмызникова.
Мальчик с детства мечтал о море и не видел для себя иной судьбы, кроме службы на флоте. Однако в приеме в Морской корпус ему было отказано по формальной причине – отсутствие дворянского происхождения. Для него это являлось жизненной трагедией, он с горя заперся в своей комнате и объявил голодовку. Мать была вынуждена обратиться с персональной просьбой к морскому министру, и мальчика в порядке исключения, из уважения к авторитету матери в корпус приняли.
После окончания учебы в 1915 году Хмызников в звании мичмана получил назначение вахтенным начальником на крейсер «Россия». Спокойная по понятиям военного времени должность его не устраивала. Он подал рапорт о переводе его в «подводное плавание» и продолжил службу минным офицером на подводной лодке «Волк». В 1918 году эта лодка участвовала в знаменитом Ледовом походе, позволившем спасти от наступавших немцев 236 судов Балтийского флота. В этом походе Хмызникову пришлось принять на себя командование судном взамен дезертировавшего командира. Переход был исключительно сложным, тем более для неприспособленных к плаванию во льдах подводных лодок. Страшное нервное и физическое напряжение отразилось на его здоровье. Хмызников заболел тяжелой формой экземы, рецидивы которой случались у него в течение всей последующей жизни, особенно в экстремальных ситуациях, которых ему довелось пережить немало.
Военную службу пришлось прервать. При расставании благодарная команда подарила ему на память эмблему лодки – картину, висевшую в кают-компании. На ней изображен волк на вершине холма.
После лечения Хмызников, не представлявший себе жизни без моря, служил в Архангельске минным офицером на подводной лодке «Святой Георгий», затем в Морском министерстве при правительстве Колчака, а весной 1920 года был поставлен на учет в Красную Армию.
В 1920 году с участия в Ленской гидрографической экспедиции, снаряженной Восточно-Сибирским управлением водного транспорта, началась славная деятельность Хмызникова по изучению Арктики. Результатом работы этой экспедиции явился атлас дельты Лены с бухтой Тикси и атлас Лены ниже Якутска
В 1922 году Хмызников перешел на работу в ГГУ и, получив звание гидрографа, участвовал в экспедиции на Новую Землю с целью организации полярной обсерватории в прол. Маточкин Шар.
После непродолжительной работы в Гидрологическом институте он перешел в Якутскую экспедицию АН СССР, где возглавил Нижнеленский геоморфологический отряд. Его маленькая, состоящая из трех человек группа на шлюпке под парусами, веслами и бечевой прошла 1850 км и произвела съемку на протяжении 700 км, опиравшуюся на семь астрономических пунктов.
В течение 1927–1929 гг. Хмызников был начальником Янского гидрологического отряда Якутской экспедиции АН СССР, который провел инструментальные съемки дельты Лены и районов, сопредельных с бассейном Яны. В этот же период весной 1928 года он совершил поездку на Новосибирские острова, пройдя на собаках из села Казачьего на о. Котельный. Им проведены значительные гидрологические работы в проливах Дмитрия Лаптева, Этерикан и Санникова. Работы 1928 года едва не закончились трагически. Хмызников с частью сотрудников решил отправиться домой морем на катере из Янского залива в Тикси, предполагая затем по Лене быстро добраться до Якутска. У мыса Буор-Хая катер ветром и волнами был выброшен на берег. При этом погибли приборы, коллекции и продовольствие. Полярники отправились на юг по берегу и, к счастью, в промысловой избе обнаружили склад сушеной рыбы, что и спасло их от голодной смерти. Из устья Омолоя с помощью местных жителей удалось добраться до Верхоянска.
В 1930 и 1931 гг. Хмызников входил в состав экспедиции на судне «Белуха», исследовавшей практически не изученную восточную часть Карского моря.
Еще будучи студентом Географического института он познакомился с Валентиной Лесницкой, ставшей его женой и участвовавшей с ним во многих арктических походах. Любовь к ней он пронес через все 15 лет их совместной жизни.
Не прерывая работы, связанной с частыми и длительными экспедициями, Хмызников окончил Ленинградский географический институт (ныне географический факультет Университета). По результатам многолетних исследований гидрологии и гидрографии бассейна реки Яны, обеспечивших регулярное судоходство в Янском бассейне, в 1935 году Хмызникову присудили ученую степень доктора географических наук. В том же году как авторитетнейшего арктического гидролога и гидрографа его избрали действительным членом Полярной комиссии АН СССР.
Апогеем его жизни стала легендарная, трагическая экспедиция на пароходе «Челюскин», за участие в которой он был награжден орденом Красной Звезды. Хмызников был одним из авторов проекта воздушной экспедиции на Северный полюс, состоявшейся в 1937 году.
В мае 1938 года Хмызникова арестовали. В первый раз за ним пришли во время его командировки в Москве. Возвратившись, он сам пошел в Большой дом, разыскал следователя и спросил в чем дело. Ему ответили, что произошла ошибка, и заботливо просили успокоить семью…. И в ту же ночь арестовали. Постановлением Особого совещания от 23 декабря 1939 года Хмызников был осужден на 5 лет лагерей за участие в антисоветской организации.
Последнее его письмо из лагеря датировано 23 декабря 1942 года, а в сентябре 1943 года родные получили открытку от товарища Павла Константиновича с сообщением о его смерти.
Мыс (Хмызниковский) на о. Таймыр в арх. Норденшельда. Название предложено комиссией по географическим названиям ГП ММФ и утверждено решением Красноярского крайисполкома в 1976 году.
Пролив между островами Олений и Круглый в шхерах Минина. Назван диксонскими гидрографами в 1964 году. Название утверждено решением Диксонского райисполкома от 14 декабря 1964 года.