Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 18:21

Из монографий © Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/Names2/meleh.htm

 211_Мелехов.jpg
Мелехов Афанасий Павлович
(1898–16.06.1942)
Выдающийся советский ледовый капитан.

Родился под Архангельском на станции Исакогорка в семье рабочего узкоколейной железной дороги. С детства, которое прошло на лоне природы, он отличался немногословием, серьезностью, упорством, верностью данному слову.
Еще при жизни отца Мелехов пошел работать на местный лесопильный завод укладчиком досок, а в 16 лет, после смерти отца, на его плечи легло содержание оставшейся семьи из восьми человек. Он поступил уборщиком на зимовавший в Архангельске английский пароход, а весной совершил свой первый рейс, в Гулль. Судьба его оказалась предрешенной – Мелехов навсегда связал свою жизнь с морем. Он служил матросом на пароходах «Нонни», «Курск», «Сишан», рулевым на судне «Эривань».
К началу гражданской войны Мелехов оказался на Дальнем Востоке, как и многие другие, был насильно завербован в белую армию, бежал в партизаны, участвовал в Гайдавском восстании против колчаковских войск. Дело кончилось арестом и приговором к расстрелу, которого чудом удалось избежать благодаря помощи друга, кочегара парохода «Георгий» Рогатого, давшего ложные защитные показания.
После войны Мелехов окончил мореходное училище, получил диплом штурмана малого плавания, в должности третьего помощника плавал на разных судах, в том числе на ставшем потом знаменитом «Ставрополе». На нем в 1924 году во время рейса на Колыму Мелехов попал на свою первую зимовку в районе о. Шалаурова, где «Ставрополь» был зажат льдами.
В мае 1925 года Мелехова с места зимовки командировали в устье Колымы. Вместе с боцманом Якобсоном и группой добровольцев из местного населения он отремонтировал выжатую льдами на берег американскую шхуну «Поларбер». Переименованная в «Полярную Звезду» эта шхуна навсегда вошла в историю плаваний в восточном секторе Советской Арктики.
Сдав экзамен за курс морского техникума, Мелехов в 1927 году получил диплом капитана дальнего плавания, однако лишь через три года, набравшись опыта на должностях третьего, второго и старшего помощника капитана, он получил под свое командование пароход «Сясьстрой», за ним последовали «Теодор Нетте», «Индигирка», «Сталинград». В 1933 году на пароходе «Свердловск» Мелехов совершил свой второй арктический рейс, оставивший след в истории освоения Северного морского пути. Жестокими северными ветрами судно прижало льдом к мысу Дженретлен. В 20 милях от него был затерт льдом «Челюскин», и в течение месяца втянутые в дрейф суда крутились вблизи друг друга. «Свердловску» удалось вырваться, он даже вывел на буксире аварийный пароход «Лейтенант Шмидт».
После этого рейса Мелехов окончательно связал жизнь с Арктикой. В 1934 году он возглавил вторую Северо-Колымскую экспедицию, в состав которой входило три судна. В 1935 году Мелехову поручили провести первым коммерческим рейсом обычное транспортное судно «Сталинград». За шесть с половиной суток, в рекордно короткий срок из Владивостока на Колыму были доставлены 175 пассажиров и 75 голов скота. Через месяц, пробиваясь сквозь льды и туманы, где самостоятельно, где с помощью ледоколов, «Сталинград» достиг Игарки, а спустя еще 18 дней прибыл в Мурманск. Из Мурманска с грузом леса, взятого в Игарке, «Сталинград» отправился в Лондон, а оттуда с грузом пришел в Ленинград. Было доказано, что Северный морской путь подготовлен для нормальной эксплуатации.
В последующие годы Мелехов водил «Сталинград» из Ленинграда во Владивосток, из Владивостока в Мурманск, из Архангельска в Тикси и обратно. Имя его встало в один ряд с именами выдающихся арктических капитанов.
 мыс.jpg
 пролив.jpg
В 1939 году Мелехова назначили капитаном нового ледокольного парохода «Дежнев», в 1940 году – ледокола «Красин» и одновременно начальником морских операций в восточном секторе Арктики.
 Памятник_2.JPG
Все знавшие Мелехова отмечали его высочайшие человеческие и профессиональные качества. Как в шутку говорили моряки, он с завязанными глазами мог пройти от Золотого Рога до Колымских кошек, да и подальше на Запад. Мелехову в деталях были известны все особенности гидрологии, метеорологии, течений, мелководья по всей трассе восточного сектора. Прекрасное владение чукотским языком, приветливость и доброжелательность снискали ему величайшее уважение местного населения.
За свои заслуги Мелехов был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. В 1942 году его послали в США для подготовки кораблей и грузов, предназначенных в помощь СССР союзниками. Иностранный корабль, на котором находился Мелехов, был торпедирован вражеской подводной лодкой при входе в один из североамериканских портов. Вместе с ним погиб и Мелехов. Через три недели его тело прибило к берегу недалеко от Бостона, где оно и было похоронено.
В 1944 году находившийся в Америке сын М. И. Калинина Валерьян привез урну с прахом Мелехова. Она была перезахоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Мыс на о. Земля Александры арх. ЗФИ. Назван картографами в 1950-е годы.
Пролив между о. Крестовский и островами Пушкарева и Леонтьева в арх. Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море. Назван не позднее 1945 года.


Смежные темы форума:

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 18:26

Красный Север 1935 № 013 (4689). Вторник 15 января

 Красный Север 1935 № 013(4689) На полярных широтах.Мелехов.jpg
На полярных широтах
С. МАР

АРХАНГЕЛЬСК (наш. кор.).
Огромный Колымский край, богатый ценными рудами, мехами, рыбой осваивается усилиями храбрых советских строителей. Одним на таких строителей является видный северный мореплаватель, уроженец села Лукино под Архангельском, тов. А. Мелехов. Капитан Мелехов прислал нашему корреспонденту письмо из Владивостока. Капитан сообщает северянам новости об освоении Восточной Арктики.
А. Мелехов руководил плаванием в устье Колымы группы судов в составе пароходов „Микоян", „Сучан" и „Лейтенант Шмидт".
Поход флотилии был блестяще закончен в течение одной навигации 1934 года. (До этого в ряде случаев судам приходилось оставаться на зимовку).
Мелехов был на Колыме, в ее устье, в 1932 году. В те времена бухта Амбарчик была незаселенным местом. На берегу бухты стояло лишь небольшое строение, от которого Амбарчик и получил свое название.
В 1934 году Мелехов, придя в устье Колымы, не узнал бухты В Амбарчике вырос городок. Уже с рейда можно было увидеть жилые дома, склады, скотные дворы поселка, хорошие причалы для морских судов. Морская стоянка пароходов была защищена от ветров и волн. За два года зимовщики Амбарчика успели выстроить здесь мол.
Мало того. Мелехов увидел здесь первые тракторы и суда речного транспорта. Колымские суда перевозили грузы в верховья реки.
Жители будущего города разводят на полярных широтах скот — молочных коров, свиней, лошадей. В поселке Амбарчик не замирает и культурная жизнь.
А ведь еще в 1909 году великий русский полярник Г. Я. Седов, производивший опись устьев Колымы, видел здесь немые безлюдные просторы на тысячи верст вокруг. Сейчас в низовьях Колымы кипит работа. Советские люди осваивают недра богатого края. Страна получает новый горнопромышленный район. На Колыме работают сложные машины.
В устье Колымы раньше плавать было очень трудно. Но сейчас эта задача значительно облегчена. Капитан Мелехов пишет, что мореходы довольны тем, что им очень помогают метеорологические станции на мысе Шмидта (б. Северный), Медвежьих островах и станции в районе мыс Дежнев — Колыма. Все эти станция установлены в течение двух последних лет.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 20:11

ВСП 1935 № 227 (2 октября)

 ВСП 1935 № 227 (2 окт.) рейс СТАЛИНГРАДА.jpg
Победный рейс „Сталинграда"

ВСТРЕЧА В ЛОНДОНЕ.
ЛОНДОН, 30 (ТАСС) Прибыл пароход «Сталинград», тепло встреченный советской колонией во главе с советником полпредства т. Коганом и торгпредом тов. Озерским.
Дети советской колонии приветствовали отважную команду пением «Интернационала». Команда поднесла детям медвежонка, взятого около острова «Уединения».
Газеты помещают интервью с капитаном «Сталинграда» Мелеховым, который описывает героический маршрут парохода и подчеркивает, что Северный морской путь уже сейчас имеет коммерческое значение.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение Егор Сельский » 09 Февраль 2016 21:24

 Мелехов Афанасий Павлович.jpg
Мелехов Афанасий Павлович

фото 1930 - 1940-е годы, автор фото неизвестен, из фондов ГААО (Государственный архив Архангельской области)

источник: https://vk.com/feed?section=notificatio ... 8779_13884
Егор Сельский
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 Февраль 2016 21:22

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2025 12:07

Известия, 1972, № 63 (16991), 15 марта.

 Известия 1972-063 (16991)_15.03.1972 Н-72 МЕЛЕХОВ.jpg
КЛЮЧИ ОТ МОРЯ

О ТОМ, как Арктику запирали на замок, рассказали мне на Азовье моряки ледокола «Капитан Мелехов». Беседовали мы в посту управления кораблем, стерильном своей белизной, у щитов, то и дело моргающих сигнальными лампочками. Переступив порог, я сразу проникся почтением к людям, которые отсюда повелевают тысячами лошадиных сил.
Но главный механик Иван Иванович Кузнецов придал деловому интервью шутливый характер...
— Вот умелец и затейник наш, — представил он вахтенного Дёмина, — он тот самый ключ смастерил, который нынче в Мурманске у начальства хранится.
— Что за ключ? — поинтересовался я.
— Здоровенный такой, из латуни... Красивый сувенир. На совесть потрудился наш Вячеслав Васильевич.
Но Дёмин, заметно смутившись, возразил:
— Я только по слесарной части исполнителем был, а идея-то общая, коллективная.
И тут узнал я много любопытного. Минувшей зимой, когда впервые в истории мореплавания арктическая навигация продолжалась до конца декабря, больше всего досталось ледоколу «Капитан Мелехов». Почти два месяца поддерживал он канал в низовьях Енисея, — солнце уже не всходило, и берега просматривались только на экране радара. Порой ртуть в термометре опускалась ниже последнего деления — минус 40°, лопались стекла в рубке, осыпалась краска с надстроек. Проводя транспорты с грузами Норильска, «Мелехов» последним прошел через Карские Ворота, где на радостях был устроен фейерверк. И по примеру прошлых лет, когда на последнем корабле, уходившем из Арктики, изготавливался символический ключ, теперь взялись за это мелеховцы. Выпиливали, вытачивали его в корабельных мастерских, пока ледокол сквозь ураганный шторм пробивался от Колгуева к Кольскому заливу.
Не придавая особого значения пережитому, собеседники мои, однако, были склонны пофилософствовать:
— Природу вроде бы покоряем... Да? А она, матушка, такие сюрпризы преподносит... Ну кто мог предвидеть, что зима, с которой распрощались мы в Заполярье, догонит нас на Азовье.
В словах этих не было преувеличения. Проведя без малого неделю на борту «Капитана Мелехова», я все не верил своим глазам: «Неужели мы в сороковых широтах? ». Всюду до горизонта простирался лед. Азовский лед, вовсе лишенный снежного покрова, казался то перламутровым — под высоким солнцем, то серым, как асфальт, — под низкими облаками, то бурым, присыпанным пылью. Пыль неслась вместе с ветром от близкой земли, девятибалльный норд-ост дул то ли из сальских степей, то ли из астраханских.
Да и на карте Азовье, стиснутое огромными массивами суши, выглядит эдаким пятнышком, прямо-таки болотцем. А судоходные трассы, прочерченные из Жданова на Керчь, похожи на рельсовые пути между цехами на заводском дворе.
Ветер, несущий пыль, на наших глазах перепахивал ледяную целину. Секунду назад ровная, она вдруг начинала дыбиться торосами, похожими на огромные глыбы подтаявшего сахара. Словом, для северян многое выглядело тут необычно, как и самый факт появления на Азовье их корабля, приписанного к Мурманску.
Не раз встречал я «Капитана Мелехова» в Кольском заливе, когда одним из последних возвращался он из Арктики. И всегда, попадая на борт, стремился в кают-компанию, где рядом с пианино висит большой портрет седого человека с молодым румяным лицом.
Афанасий Павлович Мелехов... Знакомство с ним не только предмет моей личной гордости, но и живая страничка полярных летописей. Впервые мы встретились в Москве в Наркомате водного транспорта в начале 1934 года. В Чукотском море только что погиб раздавленный льдами «Челюскин». В море Лаптевых зимовал Первый Ленский караван. С трудом пробился домой в Ленинград израненный «Красин». И все эти жертвы воспринимались как неизбежные... Тем больший интерес вызвал среди моряков доклад молодого дальневосточного капитана Мелехова, сумевшего за одну навигацию сходить в устье Колымы без зимовки. Более месяца дрейфовал он вместе со своим пароходом «Свердловск», лежавшим на борту меж двух ледяных полей. Потом без чьей-либо посторонней помощи вышел на чистую воду у берегов Аляски...

ЕЩЕ более порадовал Мелехов старших своих коллег следующим летом, когда сумел провести в устье Колымы и обратно целую группу судов, без помощи ледокола, без воздушной разведки. И настоящей сенсацией в арктическом мореплавании стал мелеховский сквозной рейс на пароходе «Сталинград» по только еще осваиваемой трассе Северного морского пути.
Осенью 1935-го встречались мы сначала в Игарке, куда Афанасий Павлович пришел из Владивостока за экспортным лесом, потом в Ленинграде — уже после возвращения его из Лондона.
— Ну, брат, наслушался я комплиментов на Темзе... С самим Ричардом Ченслером сравнивали меня, с тем.
знаешь, который при Иване Грозном северный путь в Московию проложил.
Рассказывая о зарубежных встречах, Афанасий Павлович собирался в Москву на слет стахановцев морей и рек, еще не зная, что в Кремле ожидает его орден Трудового Красного Знамени.
Но одно знал он твердо, в одном был убежден: новая пора наступает в Арктике, скоро современные дизель-электрический корабли придут на смену угольным пароходам. Об этом толковали мы при каждой последующей новой встрече, когда мысли о будущем нередко переплетались с воспоминаниями. По-юношески влюбленный в «своего капитана», я уже помнил наизусть все его жизненные перипетии: службу палубным матросом в империалистическую войну, командование маленькой шхуной с экипажем всего в два человека в годах двадцатых. Я даже задумал биографическую повесть о Мелехове, к этому, правда, сам он относился сдержанно.
— Успеешь еще, сначала давай отвоюемся, — сказал он мне в Мурманске весной 1942 года.
Вместе с союзным конвоем Мелехов уходил на запад, рассчитывал вернуться летом по Северному морскому пути. Но не вернулся. Погиб по ту сторону Атлантики от фашистской торпеды.
... Не пытаюсь представить себе Афанасия Павловича в сегодняшнем возможном его обличье. Если бы и дожил он до наших дней, то вряд ли бы выглядел таким молодцом, как на портрете. Думаю, что и в море уже не ходил бы на восьмом десятке лет.
Но верю, убежден: память об отцах воплощена в делах сыновей!
КАК НЕ вспомнить сегодня, что моряки-мелеховцы на своем дизель-электрическом ледоколе провели во льдах многие транспортные суда, оставили за кормой расстояние более чем в десять земных экваторов. И как не радоваться тому, что экипаж является коллективом коммунистического труда, что за отличную работу в четвертом квартале минувшего года корабль награжден вымпелом Совета Министров СССР.
Закономерно, что этот корабль стал пионеров зимней навигации на Енисее и в Карском море, что не другое судно, а именно «Капитан Мелехов» был отправлен из Заполярья на юг, когда там. внезапно ударили морозы.
Первоначально ледокол шел из Мурманска в Ленинград на ремонт, прихватив на палубу запасные валы и гребной винт. Но директива из Москвы изменила маршрут. Пришлось завернуть в Рижский залив на ледовую проводку транспортов, а потом — и вовсе на юг, в обход всего европейского континента.
О бискайском шторме напоминает и вахтенный журнал («Крен корпуса достигал 45—50 градусов») и рассказы капитана - Григория Абрамовича Энтина — человека немногословного, точного («Периодичность бортовой качки 5 секунд, представляете, как валяло нашего ваньку-встаньку?»). А молодой подшкипер Николай Лазаренко, крепивший палубные грузы в ледяной воде с ежеминутным риском быть смытым за борт, еще лаконичней («Как с того света вернулся, сам не знаю»).
Да, впрочем, что там Бискай?! На Азовье от морозов и пыльных бурь тоже радости мало, хотя «Арктика сороковых широт» менее своенравна, чем привычное Заполярье. На Азовье сплошной припай от берега до берега. Задует ветер, и сразу же заторосит, пойдет ледяная кора морщинами, точно гигантская рыбья чешуя.
Пробивать в азовском льду канал такой махине, как «Капитан Мелехов» (шесть дизелей, четыре гребных винта), вроде бы и несложно. Но поддерживать дорогу для идущих вослед транспортов — ох, до чего же мудрено! Ведь сразу же, мгновенно, едва только успели пробить канал, начинают громоздиться друг на друга обломки, гонимые ветром. И тогда уж нет у ледокола иного выхода, как брать ведомый транспорт на буксир, подтягивать его вплотную к своей корме.
Вчера таким манером тащили «Кагул» — небольшой теплоходик с хрупкими бронзовыми винтами, летом обычно перевозящий овощи. А сегодня на буксире у «Мелехова» — «Макар Мазай», груженный
углем, успевший уже получить в борту солидную вмятину.
Неожиданность? Нет, пожалуй, неизбежность. Ведь «Мазай»-то рассчитан на то, чтобы плавать по чистой воде, возить горячий агломерат между Камыш-Буруном и Азовсталью. А сейчас обломки полей, всторошенных ветром, громоздятся по обоим бортам, — того и гляди взберутся на палубу. А вдали, там, куда еще не дошел караван, поля налезают друг на друга, образуя то «подсовы» — нечто вроде огромного слоеного пирога, — то «стамухи» — ледяные горы, оседающие на морское дно.
Вот и крутись тут, капитан, будь ты хоть семи пядей во лбу... Каков бы ни был у северянина-ледоколыцика полярный стаж, на мелководном Азовье надо как бы заново проходить школу судоводителя. Сколько раз за время пути, проводя «Кагула» и «Макара Мазая», «Мелехов» возвращался по очереди за каждым из своих подопечных, окалывал его, брал на буксир. Не берусь сосчитать! Думаю только, что не сотня миль с небольшим, как показывают карты, была пройдена караваном, а, пожалуй, добрая тысяча!
НАКОНЕЦ-ТО, оба транспортных судна у кромки. Разноцветными вспышками мигает во тьме Еникальский маяк. Видна золотая россыпь огней железнодорожной переправы — справа порт «Крым», слева порт «Кавказ». Близка и сама Керчь, там — хоть и кратковременный, но все же отдых для ледокола, пополнение запасов воды, горючего, масла...
Но... капитан корабля предполагает, а штаб ледовых операций располагает. По радиотелефону Энтиным получен новый приказ: следовать на выручку трем судам, зажатым во льдах, этим кораблям, которым бессильны помочь азовские портовые ледоколы.
«Капитан Мелехов» ложится на обратный курс, чтобы к рассвету встретиться с «Иваном Павловым», «Добрушем», «Шахтами». И снова окалывает он корабли, снова как бы перепахивает море, скованное зимними холодами. Милю за милей, кабельтов за кабельтовым, метр за метром...
Так будет продолжаться еще не один день, возможно, не одну неделю.
— Да, трудная зима, — сказал в беседе со мной А. М. Чайкин — руководитель ледовых операций в бассейне, заместитель начальника Азовского пароходства, — итоги подводить еще рано, но отметим главное: без участия «Капитана Мелехова» азовские портовые
ледоколы не выполнили бы и половины зимних работ.
А. М. Чайкин назвал несколько многозначных чисел: миллионы тонн угля, руды, металла перевезены между портами, тысячи миль пройдены флотом во льдах. Потом мы разговорились не только о делах. И пришли к выводу, что неплохо бы азовцам отблагодарить друзей своих северян. Подарить, скажем, экипажу ледокола символический ключ от Азовского моря. Пусть украшает он кают-компанию рядом с портретом капитана Афанасия Павловича Мелехова.
С. МОРОЗОВ,
спец. корр. «Известий».

АЗОВСКОЕ МОРЕ, ЛЕДОКОЛ «КАПИТАН МЕЛЕХОВ».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения