Э. Вересоцкий,
ОН БЫЛ ПЕРВЫМ
В этом году (прим: статья от 2006 года) исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Акимовича Пономарева, первого в истории мореплавания капитана
атомного ледокола.
Атомоход «Ленин» вступил в строй 3 декабря 1959 г. В преддверие полета человека в космос это было главное событие в мире. Первопроходцам, возглавившим эксперимент века, навсегда суждено остаться в истории.
От деревянной шняки, на которой семилетний Павел впервые вышел с отцом за треской, до атомного ледокола — таков путь этого славного помора.
Родился Павел Пономарев 12 июня 1896 г. в селе Нименьга Онежского района Архангельской области, в крестьянской семье. В 1912 г. устроился на парусник матросом. Ходили в Белое море на рыбные промыслы, в Норвегию. В 1913 — 1915 гг. учился в мореходной школе г. Кемь. В 1915 г. получил диплом штурмана малого плавания, а в 1918 г., по окончании Архангельского мореходного училища, — диплом штурмана дальнего плавания. Работал помощником капитана на пароходе «Новая Земля», вскоре проданном англичанам. Русская команда была уволена и оказалась на улице. После долгих мытарств на чужбине Пономарев обратился к советскому полпреду в Лондоне Л.Б. Красину с просьбой помочь возвратиться домой. Красин рекомендовал его капитану М.В. Николаеву, который принимал в Англии ледокол «Александр Невский», впоследствии получивший имя «Ленин».
На этом ледоколе Павел Акимович работал до 1928 г., когда его назначили старшим помощником капитана ледокола «Красин» (капитан — Карл Павлович Эгге).
16 июня 1928 г. «Красин» вышел на помощь экипажу потерпевшего крушение в Арктике дирижабля «Италия». Спасательную экспедицию возглавил известный полярник Рудольф Лазаревич Самойлович. В районе поиска у Шпицбергена были тяжелые льды. Судно получило ряд повреждений и сломало лопасть левого гребного винта. Пономарев неоднократно облачался в водолазный костюм для осмотра винта и рулевого устройства.
После спасения части экспедиции Умберто Нобиле «Красин» в связи с серьезными повреждениями последовал на ремонт в Норвегию.
Но в это время пришла тревожная радиограмма с немецкого пассажирского лайнера «Монте Сервантес»: судно получило во льдах вблизи Шпицбергена большие пробоины. На борту лайнера было 1500 пассажиров и 318 членов экипажа. «Красин», несмотря на свое аварийное состояние, поспешил на помощь. Судовая команда под руководством старшего помощника капитана П. Пономарева и старшего механика М. Ершова наложила пластыри и откачала воду, а затем «Красин» сопроводил «Монте Сервантес» до Хаммерфеста.
В Норвегии наших моряков встречали как героев. Не менее торжественно встретили «Красина» после возвращения из ремонта на родине.
За мужество, проявленное в спасательных операциях в Арктике и при оказании помощи терпящему бедствие судну, П. Пономарев был награжден Грамотой ЦИК СССР, орденом Трудового Красного Знамени, Грамотой ЦК Союза водного транспорта, золотыми часами ОСОВИАХИМА и серебряным нагрудным знаком «За спасение на водах».
В том же году Павел Акимович был назначен капитаном ледокола «Ермак». Работая на «Ермаке», он получил репутацию опытного и решительного капитана.
В 1934 г., уже в должности капитана ледокола «Красин», Пономарев выполняет специальное задание правительства — срочный переход из Ленинграда через Атлантику и Панамский канал в Чукотское море для спасения челюскинцев.
Как известно, челюскинцы были благополучно сняты с льдины полярной авиацией до прихода «Красина». Ледокол же совершил переход к острову Врангеля и принял на борт вынужденно зимовавших там пять лет полярников. Во время всеобщей эйфории по поводу героической эпопеи челюскинцев подвиг группы полярников во главе с А. Минеевым и их спасение остались чуть ли не рядовым событием, но это был выдающийся пример героизма и силы человеческого духа в суровых условиях Арктики. За этот поход Павел Акимович был награжден орденом Красной Звезды.
С 1935 г. Пономарев командовал судами загранплавания Балтийского пароходства — «Свирь», «Моссовет», «Кооперация». В 1936 г.
его командируют в Данию на приемку теплоходов «Казахстан» и «Узбекистан». В зимнюю навигацию 1938 — 1939 гг. он — капитан ледокола «И. Сталин». В 1940 г. Пономарева награждают орденом «Знак Почета» за успешно проведенную зимнюю кампанию на Балтике. В 1941 г. Павел Акимович назначается капитаном-наставником Балтийского пароходства.
С началом Великой Отечественной войны Пономарев командует ледоколом «И. Сталин», обеспечивает в Белом море проводку советских и иностранных судов, пришедших в составе северных конвоев. 15 января 1942 г. в результате налета фашистской авиации ледокол получил серьезные повреждения. Его командир был контужен. После непродолжительного лечения Павел Акимович снова поднялся на мостик — на этот раз ледокола «Л. Каганович».
В 1944 г. Пономарев назначается начальником ледокольных операций в проливе Лаперуза, в 1945 г. — капитаном ледокола «В. Молотов» и одновременно начальником ледовых операций на Балтике.
В декабре 1945 г. Пономарева награждают орденом Отечественной войны 2 степени и орденом Ленина за успешное осуществление ледовых операций в Арктике и на Дальнем Востоке во время войны.
В феврале 1953 г. Павла Акимовича награждают вторым орденом Ленина за выслугу лет на морском флоте.
24 августа 1956 г. в Ленинграде на Адмиралтейском судостроительном заводе был заложен атомный ледокол «Ленин». П. Пономарев принимал непосредственное участие в разработке рабочего проекта атомохода «Ленин».
С начала закладки он работал в группе наблюдения за строительством ледокола, а с 1 марта 1957 г. был назначен капитаном. Иван Дмитриевич Данилкин, начальник пароходства, предложил назначить к опытному ледокольщику дублером молодого капитана Б.М. Соколова, уже имеющего опыт плавания во льдах.
14 мая 1960 г. Павел Акимович награждается третьим орденом Ленина за «создание и строительство атомного ледокола «Ленин», а 29 мая он повел атомоход в первый экспериментальный испытательный рейс в Карское море.
Несмотря на многолетний опыт работы на старых ледоколах, Пономарев творчески подошел к использованию мощности и специфики
новой энергетической установки и применил решительную тактику работы во льдах. Первая навигация продолжалась до 24 октября. За три месяца и десять дней ледокол прошел 10 008 миль, проведя в тяжелых льдах 92 транспортных судна.
Работа капитана и экипажа была в центре внимания общественности не только нашей страны, но и всего мира.
К сожалению, в следующей арктической навигации Павлу Акимовичу участвовать не пришлось. Из-за обострившегося полиартрита и последствий контузии военного времени медицинская комиссия не выпустила его в море.
Передавая дела своему дублеру (после 50 летней работы на морском флоте), Пономарев в книге почетных посетителей написал: «Уходя на пенсию, желаю всему экипажу во главе с капитаном Б.М. Соколовым и главным инженером-механиком А.К. Следзюком хорошего здоровья и успеха в работе на первом в мире корабле на атомной энергии. Дорогие товарищи, вам выпала большая честь участвовать в освоении новой техники на морском транспорте. Совершенствуйте ее, держите в полной исправности и будьте всегда готовы для выполнения возложенных на ледокол задач на благо нашей Родины.
Капитан Пономарев, 18 мая 1962 года».
Родина высоко оценила заслуги Павла Акимовича Пономарева. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны 2 степени и многими медалями, многочисленными наградами различных ведомств и общественных организаций. Пономарев был почетным полярником, почетным работником морского флота, его именем назван дизель-электроход «Павел Пономарев».
В семье Пономаревых было еще два известных моряка: это его братья Иван Акимович — капитан Северного морского пароходства, Герой Социалистического Труда, и Алексей Акимович — офицер Военно-морского флота.
Скончался П.А. Пономарев 9 августа 1973 г., похоронен в Ленинграде.
[ Морской флот №6, 2006 Из истории флота http://www.morflot.su/archives/articles992file.pdf ]