Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 30 Ноябрь 2018 16:08

На коллективном фото около Н-170 нет Бабушкина. Иванов,неизвестный, Бассейн,Петенин,неизвестный,неизвестный, Дзердзеевский,Водопьянов, Спирин.
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 15 Февраль 2020 16:11

По страницам книги А.И.Минеева "Пять лет на острове Врангеля", рассказа Петра Буйко "На остров Врангеля" из сборника "Поход "Челюскина" том 1, и информации Адольфа Милованова в теме "Врангеля, остров, МГ-2" получился такой "разбор полётов".
........................................................................................................................................................................
12 сентября 1933 года Сигизмунд Леваневский, командир и пилот самолёта с бортовым номером "Н-8", находясь на мысе Северном, решает слетать с разведкой на остров Врангеля. Известий с острова не было почти год. Начальник острова, Ареф Иванович Минеев, узнаёт от Леваневского, что долгожданная смена идёт на "Челюскине", но ледовая обстановка очень сложная. От эскимосов, которые жили и охотились на западе острова Врангеля, Минеев знал о тяжёлых льдах на подступах к острову. В этот же день Леваневский улетел обратно с письмом Минеева в адрес Далькрайисполкома. В своём письме Ареф Иванович, предвидя сложности со сменой и снабжением с корабля, просит доставить на остров необходимый минимум продовольствия и хозяйственных товаров самолётом. С этим минимумом, который удалось собрать в Уэлене, 31 августа на остров прилетает самолёт "Н-4" лётчика Фёдора Куканова. Прилетевший на этом самолёте начальник Чукотской авиагруппы Георгий Красинский предлагает сменить Минеева. Ареф Иванович отказывается , ссылаясь на отсутствие у Красинского полномочий для этого. Тогда поступает предложение оставить на острове человека из экипажа самолёта.
Красинский представляет Страутмана Минееву как радиста. В экипаже Федора Куканова Страутман был лётчиком-наблюдателем, т.е. штурманом. Самолёт не был оборудован радиостанцией. Тогда почему Красинский считал, что Страутман обладает навыками радиообмена? В школе лётчиков-наблюдателей в конце двадцатых - начале тридцатых годов, курсантов, вероятно, уже знакомили с основами радионавигации. Сеть радиомаяков только зарождалась в стране. На Севере она стала появляться в 1935-1936 годах. Для распознавания сигналов радиомаяков не требовалось серьёзного знания азбуки Морзе. Если Страутман обладал, как он утверждал позднее в рапорте Минееву, скоростью приёма до 60-ти знаков в минуту, но не имел навыков радиообмена, не знал радиокодов, переговорных таблиц, частотных расписаний, то это не позволяет считать его радистом. О чём Страутман и признался в том же рапорте. Тогда что заставило его согласиться остаться на острове в качестве радиста и вводить в заблуждение Минеева в течение нескольких месяцев, ссылаясь на отсутсвие прохождения, плохую слышимость и малую мощность передатчика? Что заставило его во время представления, на вопрос Минеева: "Когда будет связь?", с апломбом ответить: "Через три дня! Если я берусь за дело, значит, я его знаю!" Запомним этот ответ Страутмана.
7-го сентября заработала радиостанция на мысе Северном. Экипаж Куканова был придан полярной станции, и у Красинского появилась возможность общаться с "Челюскиным". По просьбе Шмидта 11-го сентября экипаж Куканова проводит ледовую разведку в районе острова Врангеля для оценки возможности подхода парохода к острову для смены зимовщиков. В разведке участвует и Красинский, который принимает решение навестить Минеева. Описывая разговор с Красинским, Минеев не упоминает тему радиосвязи. Прошло уже 10 дней после обещания Страутмана наладить связь за три дня. Но все мысли Минеева, после сообщения Красинского о ледовой разведке, только о предстоящей пятой зимовке, которая стала неминуема из-за невозможности подхода "Челюскина" к острову. На острове нет угля для отопления. В наличии только 80 литров керосина для примусов. Продовольствия, с учётом заброшенного самолётом Куканова в начале сентября, при жёсткой экономии должно хватить на год. Минеев решает уходить на север острова, где есть много плавника для строительства новой зимовки и отопления.
13-го сентября Минеев с помощниками отправляется на север острова. Перед отъездом он спрашивает у Страутмана: "Когда будет связь?" Ответ: "Через три дня!" В этот же день Красинский связывается со Шмидтом и, узнав о том, что "Челюскин" идёт по открытой воде, предлагает слетать на остров Врангеля. Зачем? Чтобы забросить ещё противоцинготных продуктов с учётом тяжёлой предстоящей зимы? Забросить хотя бы пару бочек керосина? Забросить настоящего радиста с полярным опытом вместо Страутмана, который две недели не может наладить связь? Нет! По всему получается, что предлагается просто прогулка по новым владениям ГУСМП.
В начале 1933 года остров Врангеля был передан "на баланс" ГУСМП. До этого колония на острове Врангеля была под управлением "Акционерного Камчатского Общества". Чукотская авиагруппа, которой с 1929 года руководил Красинский, тоже была передана в ГУСМП.
Похоже, товарищу Шмидту всё было доложено Красинским так, что на острове полный порядок. Зимовщики согласны зимовать. С отоплением вопрос решается. Необходимый минимум продуктов доставлен. Радист вот-вот наладит радио. Вот такой я, Красинский, молодец.
И Шмидт верит, если берёт с собой вместо радиста две бутылки "Боржоми" и коробку шоколадных конфет для жены Минеева. Летит на остров и Пётр Буйко, начальник новой смены зимовщиков. Просто посмотреть. Лучше бы вместо него в самолёте оставили ящик лимонов, который пришлось выгрузить, когда самолёт не смог оторваться от воды из-за перегруза.
Шмидт был очень огорчён тем, что не застал Минеева. Что ему ответил Страутман на вопрос: "Когда будет связь?" - думаю, писать не надо.
С острова Врангеля Шмидт перелетает на мыс Северный. В ожидании "Челюскина", который должен был подойти к берегу, Шмидт осматривает только что построенную полярную станцию. Как писал Пётр Буйко: "...удивляется, знакомится, расспрашивает обо всём". Судя по дальнейшему развитию событий, такого разговора между Шмидтом и радистом станции Тауно Хаапалайненом не было:
"Тов. Хаапалайнен, 11-го сентября тов. Красинский передал Страутману все радиоданные "Челюскина" и мыса Северного. Вы не слышали вызовов с острова?"
"Отто Юльевич, я всё время слежу согласно расписания за работой острова. Сам зову. Но пока работу с Врангеля не наблюдаю."
"А что Вы можете сказать о Страутмане как о радисте?"
"Пока шло строительство станции, я не имел возможности близко познакомиться с ним. Он заглядывал на радиостанцию, интересовался техникой, но на морзянку из приёмника никак не реагировал."
"Вот что, тов. Хаапалайнен. Свяжитесь срочно с "Челюскиным" и передайте от моего имени, чтобы к моменту подхода корабля к мысу Северному Серафим Иванов был готов сойти на берег. Тов. Куканов при первой возможности доставит его на Врангеля в распоряжение тов. Минеева."
Шмидта никак не обеспокоило состояние дел на острове. У него ещё теплилась надежда вернуться к острову на "Челюскине" после того, как он пройдёт Берингов пролив. Неизвестно, интересовался ли Шмидт у радистов "Челюскина", по прошествии трёх дней, заявленных Страутманом, о наличии связи с островом. Вероятнее всего, что нет. В противном случае, если бы у Шмидта этот вопрос был на заметке, до 19-го сентября ещё была возможность отправить Серафима Иванова на остров Врангеля с лётчиком Бабушкиным на корабельном самолёте Ш-2. Последний разведывательный полёт с воды Бабушкин провёл 19-го сентября .
Больше всего в этой истории поражает долготерпение Минеева. Человеколюбие и деликатность Арефа Ивановича не позволили "оскорбить недоверием" Страутмана, несмотря на его заносчивый ответ в момент знакомства. Мог тут же устроить ему маленький экзамен. В комнате находился приёмник, и можно было предложить Страутману показать своё знание телеграфа. Не захотел, видно, сбивать настройку приёмника с волны Хабаровской вещательной станции, которая была в течении четвёртого года зимовки единственной ниточкой, соединявшей остров со страной. Мог отстучать что-нибудь Страутману на ключе. В комнате был телеграфный ключ и зуммер, на котором Минеев с женой тренировались в изучении телеграфной азбуки. Уверен, что это у него получилось бы, несмотря на то, что в книге Ареф Иванович оценивает свои успехи в овладении азбукой Морзе как очень скромные.
Оставим попытки разобраться в действиях Шмидта, Красинского, Страутмана. Что случилось - то случилось. В результате - остров Врангеля остался ещё на девять месяцев без связи. А 24-го мая 1934 года Серафим Иванов прилетел на остров Врангеля и за пару часов установил связь с Уэленом и мысом Северным. Для этого ему даже не понадобился передатчик. Связь была налажена только с использованием регенеративного приёмника, который послужил одновременно и передатчиком.
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение ББК-10 » 29 Ноябрь 2021 10:19

Известия, №131 (5379), 6.06.1934 г.

 Известия 1934-131 (5379)_06.06.1934 БАССЕЙН ВРАНГЕЛЯ.jpg
САМОЛЕТ ВЕРНУЛСЯ С ОСТРОВА ВРАНГЕЛЯ
(По радио от специального корреспондента «Известий»)

20 мая, в 17 часов, при относительно хорошей погоде мы вылетели с мыса Северного на остров Врангеля. На борту самолета, кроме меня, — борт-механик Бассейнов, председатель чрезвычайной тройки тов. Петров и радист-челюскинец т. Иванов. Кроме того, мы везли с собой радиоимущество, чтобы восстановить уже два года отсутствовавшую радиосвязь острова с материком.
Полет происходил на высоте 400—500 метров. На всей пути мы видели под собой поломанные ледяные торосистые поля с громадными пространствами открытой воды. исключающими возможность посадки. Через 30 минут после вылета попали в полосу густого тумана. На высоте 1.300 метров пошли над туманом и после 35 минут полета, найдя небольшое «окно», сели на торосистый лед в бухте Сомнительной. При посадке подломали нижний узел лонжерона и крепления правой амортизационной стойки.
Четверо суток работали мы под дождем в промокшей одежде, при сильном ветре и ночных заморозках с температурой до —8°. Мы располагали для ремонта только несколькими листами фанеры от двух ящиков, деревообделочным инструментом и ножами. Но дружная упорная работа позволила нам продолжать полет, и 24 мая вечером мы вылетели в бухту Роджерс.
Ремонт был совсем ненадежным, поэтому на посадку шли с выключенным мотором при минимальной скорости. Все же наши деревянные пробки не выдержали и сломались на старом месте.
В бухте Роджерса нас восторженно встретило население во главе с начальником зимовки тов. Минеевым, бессменно пробывшим на острове Врангеля пять лет. Тов. Минеев сообщил, что на острове все здоровы, прекрасно настроены, работают по-ударному. Продовольствием, свежим мясом обеспечены до прихода «Красина», которого ждут там с большим нетерпением.
После нашего прилета зимовщики восстановили сейчас радиосвязь с материком.
За пять лет на острове проделана большая научная работа. Произведены всесторонние наблюдения климата, ледовой обстановки и т. д.
После небольшого отдыха мы снова принялись за ремонт самолета, мобилизовав на острове все наличные технические средства.
Наступившее похолодание прекратило бурное таяние снегов. Это дало нам возможность благополучно стартовать из бухты Роджерса и 3 июня удачно сесть на аэродроме мыса Северного. Радист-челюскинец т. Иванов до прихода «Красина» остался на о. Врангеля.

Мыс Северный.
1 июня 1934 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 06 Июль 2023 07:29

Кадр из фильма Марка Трояновского
Вложения
 Иванов СА.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 09 Июль 2023 21:48

Присмотрелся в очередной раз к групповой фотографии у Н-170.
Крайний справа военный - не Спирин, как казалось раньше. У него три "кубаря" в петлицах - старший лейтенант. Значит это Тягунин и фото не майское, а августовское.
Третий человек в кожанке , справа от Бассейна и Петенина, вероятно , Морозов К.Н., инженер моторного завода, третий бортмеханик в этом экипаже.
Человек в пилотке и комбинезоне похож на Спирина, но такое одеяние для комбрига очень неожиданно и неуместно , кажется. Если только это не повод для веселья в кадре.
Вложения
 ЭкипажВодопьянова.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 09 Июль 2023 22:04

Ещё два фото из разных источников.
Радисты "Садко" : Михайлов, Гиршевич, Иванов.
Вложения
 Н67 ПР5 (8) бухта Нагаева 1935.jpg
 Садко7.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 10 Июль 2023 08:15

Да, на фотографии от Историка, Спирин ещё более узнаваем.
И на этой фотографии экипаж Водопьянова на поиски Леваневского : Иванов, Кистанов, Бассейн, Петенин, Морозов, Спирин, Дзердзеевский, Водопьянов, Тягунин.
Вложения
 Водопьянов и экипаж.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Иванов Серафим Александрович(1905-1937)

Сообщение Михаил Каверин » 28 Июль 2023 20:59

Раньше мне не попадалась:
Вложения
 Н-170 Полюс.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 260
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения