Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 21:37

 00000369_photo.jpg
Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)
советский военный и полярный летчик, авиамеханик.

Летчик "Добролета". Участник специальной операции САВО в Авганистане в 1929 г.
Награжден за участие в операции орденом Красного знамени № 13896 (Приказ САВО 01.11.29).
В 1933-1934 гг. начальник летной группы УПА ГУСМП на Земле Франца-Иосифа (Бухта Тихая).
Участник ВОВ. Майор. Командовал авиационными полками: 705 ББАП, 715 АПНБ, 375 САП.
Погиб 21.02.1943 г. в авиационной катастрофе.


Персональная тема создана по поводу выложенных на форуме "умозаключений" (по местн. - хоненей) форумчанина М., созревших, судя по всему, после прочтения художественной книги (для ст. школьного возрата) Сергея Константиновича Безбородова "На краю света : Зимовка на полярной станции Земли Франца-Иосифа в 1933/34 г., изданной в 1937 г.
Автор книги арестован в 05.09.1937 г. и расстрелян 24.11.1937 г.
 Молибога-1.jpg
 Молибога-2.jpg


Ссылки на смежные темы форума:
Бухта Тихая
Безбородов Сергей Константинович (1903-1937)
Кошелев Ефим Михайлович (1895-1946)
Н-18 (У-2)
Н-20 (Ш-2)
1933
1934
Последний раз редактировалось ББК-10 20 Октябрь 2021 08:09, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 21:53

 Молибога-2.jpg

Я тоже особо не старался. Вся информация всплыла за 20 минут.
Однако по порядку: 1929 год.
© Конев В. Н., Зиновьев Н.Н. Красные авиаторы в небе 1920-х годов: М.: Фонд "Русские Витязи", 2018.-272 с.:318 илл.
 САВО-1929 - 0002.jpg
 САВО-1929 - 0001.jpg
 САВО-1929 - 0003.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 22:03

 Молибога-2.jpg


Судя по отчету УПА ГУСМП "безногий инвалид" переплюнул многих "полярных асов" и по часам налета и по количеству полетов, в более суровых климатических условиях.

 ОТЧЕТ УВС 1934 г. КОШЕЛЕВ.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 22:12

Далее, про "канувшего в забвение" летчика:
 Сведения о ЛС.jpg
 00000369.jpg
 00000370.jpg
 00000367.jpg
 00000368.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 19 Октябрь 2021 23:03, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 22:17

 Донесение о БП.jpg
 00000043.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2021 22:18

 Донесение о потерях.jpg
 00000299.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 20 Октябрь 2021 08:19

1933 г.:
Правда Севера, 1933, № 211, 12 сентября; № 216, 18 сентября

 Правда Севера, 1933, № 211, 12 сентября - ЗФИ КОШЕЛЕВ.jpg
 Правда Севера, 1933, № 216, 18 сентября - КОШЕЛЕВ ФОТО.jpg
САМОЛЕТЫ ИДУТ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
В БУХТЕ ТИХОЙ БУДЕТ СОЗДАН АЭРОПОРТ

Прибывший в Архангельск краснознаменный пилот-механик Кошелев, отправляющийся на Землю Франца-Иосифа в качестве руководителя летной группы, в беседе с корреспондентом СевРОСТА заявил:
— Впервые на Землю Франца Иосифа идут самолеты в качестве самостоятельной летной единицы управления воздушной службы ГУСМП. Отряд будет работать в тесном контакте с научно-исследовательской экспедицией. В составе единицы, — самолеты «У-2» и «Ш-2».
Самолеты, идущее на Землю Франца Иосифа, имеют огромное значение в изучении и освоении островов архипелага.
Главная задача летной группы - метеорологические воздушные наблюдения. Будут подвергнуты изучению явления атмосферного электричества, произведены географические работы, исследована береговая линия островов архипелага.
Группе поручено составить проект строительства аэропорта в бухте Тихой.
Летчики будут искать хороший плацдарм для аэродрома. В частности будет обследована земля Рудольфа. В этих же целях один из самолетов полетит на мыс Желания.
Самолеты помогут в работе по составлению точной карты Земли Франца -Иосифа.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 21 Октябрь 2021 19:55

Правда Севера, 1933, № 215, 17 сентября
КАРТА ЗЕМЛИ ФРАНЦА ИОСИФА
ЭКСПЕДИЦИЯ НА АРХИПЕЛАГ

 Правда Севера, 1933, № 215, 17 сентября - ЗФИ КОШЕЛЕВ.jpg
ОТКРЫТЫЙ в 1870 году Австрийской экспедицией Пайера архипелаг Земли Франца Иосифа до ст пор изучен еще далеко неполностью. На многих островах архипелага еще не ступала нога человека.
В этом году впервые будут произведены работы по составлению точной научно-проверенной карты архипелага. Для этой цели Главсевероморпуть посылает на Землю Франца Иосифа экспедицию в составе проф. Харьковского геодезического института Н. Н. Загрубского и ленинградского геолога Стижарского. Экспедиция будет работать над составлением топографической карты архипелага.
В первый год (1933—34 год) будут произведены полевые работы и астрономическое наблюдение.
На основании опыта первого года ученые в порядке камеральной работы в Ленинграде выработают наиболее целесообразные методы исследований и заготовят необходимый инструментарий.
Затем проф. Загрубский намерен пробыть на Земле Франца Иосифа два года, в течение которых он надеется полностью закончить полевые работы по съемке всего архипелага.
1937—38 год последний год работы по составлению карты архипелага.
В работах на архипелаге примут участие самолеты У-2 и Ш-2 под руководством краснознаменного летчика тов. Кошелева.
В этом году на архипелаге будут произведены пробы кольцевания птицы. Биолог тов. Обальянинов надеется в первые год зимовки дата точное представление об экономике охотничьих промыслов Земли Франца Иосифа, а так же изучить и определить запасы морского зверя, имеющегося на архипелаге.
И. МАКАРОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение ББК-10 » 06 Январь 2022 22:10

Про полеты "инвалида" (от Молибога)

Правда Севера, 1934, №238, 15 октября

 Правда Севера, 1934, №238_15-10-1934 ЗФИ ПОЛЕТЫ Ш-2.jpg
Самолет над землей Франца Иосифа


В Архангельск прибыло после 73-дневного плавания в Арктика зверобойное судно "Ленинградсовет".
Кроме углубленного исследования и промысла судно имело задание изучить впервые применение воздушной разведки в высоких широтах.
В августе самолет амфибия Ш-2 налетал в районе архипелага Земля Франца Иосифа 13 летных часов. За это время произведена ледовая и промысловая разведка всего архипелага, обследованы все промысловые районы, внесен ряд корректив в карту архипелага, в частности, исправлены очертания островов Кетлиц и Артур и открыт новый остров у норд-вестовое части острова Соллисбюри.
Полеты производились в исключительно трудных условиях.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение Молибога » 27 Октябрь 2023 15:47

 Screenshot 2023-10-11 at 7.53.32 AM.png

М.А.Кошелев (слева) и начальник ПС Бухта Тихая А.Н.Мотненко на борту л/п «Таймыр», на пути к ЗФИ в октябре 1933 г. Фрагмент группового портрета зимовщиков (15 из 20ти), РГАЭ, ф.9570, оп.2,д.638, л.14. Главные герои в первом ряду, оба в новенькой форме ГУСМП, утвержденной лишь в июне того года. Оба явно веселы, полны энтузиазма и радужных надежд. Менее чем через год новый начальник Тихой И.Ф.Битрих отметил грязь и беспорядок в жилых помещениях станции, общий упадок, неряшливый вид мотненковцев и их «бесконечный мат».
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Кошелев Михаил Арсентьевич (1889-1943)

Сообщение Молибога » 27 Октябрь 2023 16:10

 Screenshot 2023-10-11 at 8.20.37 AM.png

Характеристика М.А.Кошелева, данная д-ром А.Н.Мотненко в приложении к его отчету о зимовке в б.Тихая в 1933-34 гг. (Госфонд ААНИИ, д.О-405). Скорее медицинское заключение, чем характеристика.

Причин упадка на станции в тот сезон было много. Одна из главных – разворачивавшийся на протяжении всей зимовки «конфликт авторитетов» между начальником ПС и начальником ее авиагруппы, желавшим действовать по своему усмотрению. Крови они друг другу попортили порядком. Отсюда хаотичные действия Кошелева, приведшие к потере самолета в феврале 1934го. Отсюда же лихорадочная летная работа в последние месяцы перед приездом нового л/с авиагруппы. Проделанная с полным пренебрежением к его, Кошелева, послеоперационному состоянию. Разумеется, страх перед наказанием за потерю самолета тут тоже наложился, и все же налицо еще одно отражение неврастенической натуры летчика и его пренебрежения указаниями начальника станции (в данном случае бывшего еще и лечащим врачом Кошелева).

Что было потом? Невезучую зимовку признали успешной (об этом есть упоминание у И.Битриха). По-другому и быть не могло, т.к. это была одна из первых смен, формировавшихся целиком по линии шмидтовского ГУСМП. Сходу расписываться в неудачах – это было не в стиле Отто Юльевича. И Мотненко, и Кошелева таскали на партийную чистку, причем М. аж два раза, сначала по линии ГУСМП в столицах, потом где-то в Ростове. За Кошелева пытался заступиться его зимовочный приятель геодезист Н.Н.Загрубский, адресовавший летчику свои записки о происходившем в Тихой. Обвинения в адрес прочих участников эпопеи там не менее резкие, чем у Мотненко. Записки есть в РГАСПИ (ф.475, оп.2, д.111) – там больше 40 листов. Кому интересно – читайте.

По-человечески этого Кошелева жаль. Боевой красвоенлёт, уехал на ЗФИ командиром первой советской авиагруппы, действовавшей к северу от 80й параллели. Мог войти в историю в одном ряду с Водопьяновым, а вернулся инвалидом с разгромной характеристикой. Остался в авиации с травмированными ногами? Честь и хвала. Всю оставшуюся жизнь носил отпечаток пережитой трагедии? Безусловно, достаточно сравнить фото 33го и 40го годов. Командовал авиаполками в начале войны? На безлюдье и Фома дворянин. За полтора года побывал в качестве командира в трех – это говорит все о той же неспособности к взаимной притирке с сослуживцами. Погиб в авиакатастрофе. Точка. Забвение.

Дальнейшее обсуждение личности Михаила Арсентьевича (или Михаила Арсеньевича, если верить Н.Н.Загрубскому) - в узком кругу энтузиастов авиации. Без меня. ;)
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения