IV. ПУБЛИКАЦИИ
Л. А. ГОЛЬДЕНБЕРГ, С. П. НОСОВ
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
На восточном фронте к началу 1920 г. были разбиты основные силы Колчака, а к марту 1920 г. колчаковские банды были ликвидированы Пятой армией. В тяжелых условиях гражданской войны партия намечает широкую программу культурного строительства ранее отсталых районов России. Частью этой программы и явилась Усть-ленская экспедиция 1920 г. Едва закончились последние бои за освобождение Иркутска, как Главное управление водным транспортом и Реввоенсовет Пятой армии организуют научные обследования района дельты Лены, направленные па освоение природных ресурсов и связанные с развитием Северного морского пути.
Комплексной задачей экспедиции, выехавшей из Иркутска 20 мая 1920 г., явилось гидрографическое обследование и съемка в дельте Лены, геологическое обследование районов месторождений угля по Нижней Лене и рекогносцировка возможного его местонахождения в районе бухты Тикси (р. Сого). В связи с предполагаемой организацией регулярного сообщения и товарообмена Восточной Сибири с портами Тихого океана Северным морским путем на экспедицию также была возложена задача исследования фарватера Быковская протока — бухта Тикси как кратчайшего и наиболее судоходного пути к морю. Гидрографические работы предполагалось в первую очередь провести в районе Быковской протоки дельты и, в частности, на участке между урочищем Туури и Быковым мысом — наиболее трудном для судоходства.
С 2 июля по 6 сентября 1920 г. экспедицией были произведены следующие работы: 1) мензульная и маршрутная съемки островов, лежащих в районе Быкова мыса; 2) съемка береговой полосы Быковской протоки; 3) промер глубин Быковской протоки и исследование фарватера вдоль материкового берега;
[312]
4) рекогносцировка пути от Быкова мыса до Тикси, съемка берегов бухты Тикси, промер бухты и постановка у входа в бухту опознавательных знаков; 5) метеорологические наблюдения. Важнейшим научным результатом работ экспедиции было открытие месторождения угля бассейна р. Сого, открытие, промышленное значение которого было определено лишь в годы Великой Отечественной войны.
В литературе сведения об экспедиции немногочисленны {1}. Наиболее подробно освещается деятельность экспедиции в работе одного из ее участников — помощника начальника экспедиции Н. И. Евгенова {2}.
Публикуемый нами документ, доклад, составленный политическим комиссаром экспедиции — военным моряком, не является научным отчетом {3}. Чрезвычайно просто и доходчиво он раскрывает цели и задачи экспедиции, последовательно освещает ее ход и достигнутые результаты. Доклад комиссара В. Н. Колычева интересен своим революционным пафосом, ярким свидетельством высокой сознательности участников одной из первых советских научных экспедиций на Севере.
Неисправности текста, в большинстве случаев орфографического характера, нами выправлены; знаки препинания проставлены на основе существующих правил, стилистические особенности документа сохранены.
КРАТКИЙ ДОКЛАД О РАБОТАХ ЭКСПЕДИЦИИ К УСТЬЮ РЕКИ ЛЕНЫ В 1920 г. 23 ЯНВАРЯ 1921 г. {4}
Целью посылки в текущем году экспедиции к устью Лены являлось гидрографическое обследование, съемка и, по возможности, ограждение Быковской протоки в дельте реки Лены,
{1} Гусев А. И. и Флейшман С. С. Геология и полезные ископаемые северной оконечности Хараулахского хребта. «Труды Арктич. ин-та», т. 99, 1938; Кузнецов В. Н. и Софронов П. Т. Материалы по геологии и полезным ископаемым. «Горные богатства Якутии», № 3, 1929; Лобанов М. Ф. Геология и угленосность Приморского кряжа Хараулахских гор. «Труды НИИ геологии Арктики», т. XXII, 1951; Фрейберг Е. Н. Скопления угля в бухте Тикси. «Труды Арктич. ин-та», т. 59, 1936. По справке Научно-исследовательского института геологии Арктики сведения о месторождении бурых углей бухты Тикси содержатся также в рукописях В. М. Журкина и В. Н. Кузнецова (фонды НИИГА и ВГФ).
{2} Евгенов Н. И. Экспедиция к устьям рек Лены и Оленека. «Труды Комиссии по изучению Якутской АССР», т. 3, ч. 1, 1929.
{3} Хранится в Центральном Государственном архиве Красной Армии СССР, ф. 185, oп. 8, д. 1020, лл. 35—39 об. Копия.
{4} Заголовок подлинника.[313]
главным образом в ее наиболее затрудненной для судоходства части, т. е. непосредственно к западу от Быкова мыса, Южного мыса при входе в протоку с моря, до урочища Тууру, расположенного в расстоянии около 25 верст от него вверх по реке. Кроме того, в первоначальный план экспедиции входило: разработка угольных месторождений близ Жиганска, сплав добытого угля в бухту Тикси (бухта Тикси намечается как удобная закрытая бухта пунктом для перегрузки с судов, приходящих с моря, на речные и наоборот), лежащую на берегу Ледовитого океана в 25 морских милях (морская миля равна 1 3/4 версты) на юг от Быкова мыса, и устройство в ней угольного склада и пристани.
В связи с планом доставки угля в бухту, т. е. проводки туда груженной им баржи, для экспедиции возникала и другая задача — найти удобный фарватер из Быковской протоки к бухте Тикси среди многочисленных отмелей — бара — и оградить его соответствующими знаками, или бочками-бакенами. Кроме того, было крайне желательно пополнить промер самой бухты Тикси, определить рельеф берегов, ее окружающих, сделать подробную съемку и промер находящейся в ней бухты Булункан, долженствующей явиться местом надежного отстоя для речных барж и пароходов во время их пребывания в бухте Тикси.
Все вышеупомянутые работы и исследования были намечены в связи с предполагаемым товарообменом Восточной Сибири вообще и Якутского края, в частности, через Северный морской путь с портами Тихого океана.
Экспедиция, снаряженная Водотрансом, в составе начальника экспедиции, политкома, технического персонала, съемочно-описной, обстановочной и угольной партий, двух боцманов и нескольких рабочих выехала из Иркутска 20 мая и 8 июня прибыла в Якутск.
Здесь экспедицией было получено распоряжение из Центра, коим доставка угля в бухте Тикси из Жиганского района отменялась, а вместо этого предлагалось произвести геологическое обследование районов известных месторождений каменного угля по Нижней Лене, а также рекогносцировку возможного местонахождения его близ бухты Тикси.
Так как угольная партия не была вполне подготовлена к решению такой задачи, то она была ликвидирована и таким образом в составе экспедиции остались лишь съемочно-описная и обстановочная партии.
В Якутске же сформировался и окончательно состав экспедиции, которая включала в себя начальника экспедиции.
[314]
(Матисен), политкома В. Н. Колычева, заведывающего вышеупомянутыми партиями Н. И. Евгенова и 4 лица технического персонала и 23 человека рабочих.
В Якутске же экспедиция перешла на предоставленную для нее баржу «Внучка» и 18 июня двинулась вниз по реке вместе с рыбным караваном, который повел пароход «Лена».
Пароход «Лена» распоряжением Водотранса был предоставлен для экспедиционных нужд от самого Якутска, но ввиду того, что другой низовой пароход «Полярный» сильно запаздывал своим уходом сверху против намеченного срока, то «Лене» пришлось взять на себя его задачу и сперва выполнять свои обычные функции по отвозу и развозу рыбаков и их груза по пескам, а потом уже только перейти в ведение экспедиции. По дороге из Якутска к устью на участников экспедиции выпала немалая задача, во-первых, наладить и привести «Внучку» в состояние, годное для жилья, работы по чему были начаты еще в Якутске и, во-вторых, привести в порядок полученные шлюпки с их снаряжением, изготовить бочки для бакенов, приготовить футштоки, лотлинии и т. п.
Многое из этого могло бы быть изготовлено ранее, но крайне малый промежуток времени, протекший со времени возникновения экспедиции до ее выезда на работы — не дал возможности этого сделать. Провизия, как, например, мука, консервы, сахар и т. д., была взята экспедицией из Иркутска, а часть ее, как, например, мясо (живой скот), масло, была получена в Якутске. Одежда и снаряжение экспедиции, несмотря на всяческое содействие со стороны большинства советских учреждений, заставляли желать лучшего. Особенно скверно обстоял вопрос с обувью, которую, несмотря на хлопоты, не удалось получить в Иркутске, кроме небольшого количества, предоставленного уполномоченным по формированию Военной Сибирской флотилии М. Н. Поповым.
По дороге от Якутска в число участников экспедиции поступил еще один, а именно Александр Величкин, бывший рулевой парохода «Лена», который при встрече с экспедицией сообщил, что им в 1903 году во время охотничьей экскурсии в бухте Тикси был случайно открыт каменный уголь, местоположение которого он хорошо запомнил. Так как производство угольной рекогносцировки в бухте Тикси было предложено экспедиции, то встреча с товарищем Величкиным была как нельзя кстати и он был взят в экспедицию.
По приходе в Булун экспедицией была восстановлена деятельность Булунской метеорологической станции, бездействовавшей с 1917 года, правда, отсутствие в настоящее время
[315]
части инструментов и приборов, оказавшихся сломанными, не дало возможности организовать все виды наблюдения полностью.
Булунский водомерный пост также оказался нефункционирующим. Его водомерные сваи почти все отсутствовали, наблюдения не велись. Были приняты меры к возобновлению и его деятельности.
По приходе 28 июня к острову Столбу (в начале разветвления дельты) пароход «Лена» пошел развозить рыбаков по пескам {5}, оставив «Внучку» на отстое. Это время было использовано для некоторых работ, как, например, съемки небольшого района около острова Столба, определение его высоты и т. п. Наконец,
2 июля утром «Лена», окончившая развозку рыбаков по Трофимовской и Оленекской протокам дельты, пошла уже с экспедицией вниз по Быковской протоке в урочище Тууру. В самом начале протоки была высажена партия для производства мензульной съемки материкового (южного) ее берега; таким образом, начало работы хотя бы части экспедиции было положено. Свежий восточный ветер, туман и рыбные операции задержали приход экспедиции к месту предположенной ею стоянки (о-в Дашка), куда она прибыла лишь 4 июля вечером. С 5-го числа экспедиция приступила к своим работам.
Базой экспедиции служила баржа «Внучка», поставленная у западного берега о-ва Дашка. Место это было защищено отмелями и островами от ветра большой половины компаса и являлось спокойной стоянкой. Отсюда, как на пароходе «Лена», так и на шляпках под веслами или парусами, отправлялись небольшие партии в разные пункты намеченного к обследованию пространства, проводившие на работе в зависимости от величины района съемки или промера то или иное время (от одних суток до двух и трех недель).
Одной из первых экскурсий была экскурсия в бухту Тикси, совершенная еще до вскрытия последней от льда. В ней принимали участие начальник экспедиции, я и два рабочих, из коих один был т. Величкин, упомянутый ранее. Целью этой небольшой партии было отыскать по указанию т. Величкина местоположение каменного угля, им обнаруженного в 1903 году.
Партия прошла на пароходе «Лена» в залив, образуемый южным из рукавов Быковской протоки к востоку от урочища Тууру, южный берег которого близко подходит к бухте Тикси,
{5} Песок, рыбные пески — местные рыбаки этим термином обозначают место, где ловят рыбу, вне зависимости от того, песчаное оно или нет.[316]
отделяемой от него лишь узким перешейком. В юго-восточной части залива держался еще лед. Высадившись на перешеек и перетащив с большими усилиями через нее шлюпку до лагуны со стороны бухты Тикси, партия прошла в самую бухту. Уголь был действительно найден по указанию т. Величкина в оврагах и скатах невысоких холмов правого, берега речки Сого, впадающей в залив того же названия, расположенной в самом углу бухты Тикси. Уголь, по-видимому, наносного происхождения, бурого цвета и был обнаружен под тонким слоем дернистой тундры. Глубина залегаемого пласта около 1—2 четвертей, под которым идет темная мерзлота, а местами и чистый лед. При сгорании он дает мало остатков. Расстояние местоположения угля до берега моря 2 1/2 версты. Конечно, находка его не есть окончательное разрешение вопроса об угле в бухте Тикси, но дает указания на то, что в окрестностях бухты имеются залежи угля, возможно, в несколько более отдаленных отрогах Хараулахского хребта, окаймляющего с юго-запада бухту Тикси. Во всяком случае, его разработке для целей эксплуатации должна предшествовать геологическая разведка {6}; во время пребывания партии в бухте Тикси (с 9 по 15 июля) лед в последней еще держался. Необходимо Отметить, что путь, пройденный «Леной» с вышеупомянутой партией к перешейку, а затем дальше с заведывающим партией до Быкова мыса вдоль западного берега Быковского полуострова, был пройден впервые.
Относительно общего хода работ можно сказать вкратце следующее: работы начались со съемки островов архипелага, лежащего между урочищем Тууру и Быковым мысом. Здесь было снято всего шесть островов, не считая осушных отмелей. Съемка производилась как мензульная — на островах прилегающих к глубоководному фарватеру, так и маршрутная. Почти одновременно с этим было приступлено к геологической рекогносцировке, а затем и постройке знаков для триангуляции, долженствовавшей связать урочище Тууру и архипелаг островов
{6} Усть-Ленская экспедиция 1920 г. выявила коренное залегание угля, что позже подтвердилось геологоразведочными работами. Однако преемник Ф. А. Матисена — Н. И. Евгенов, руководивший экспедицией в 1921 г., а также С. Г. Пархоменко относили скопления угля бассейна р. Сого к флювиогляциальным образованиям. К этим же выводам пришли В. Н. Кузнецов и П. Т. Софронов в 1927 г., а также Е. Н. Фрейберг в 1932—1933 гг. В 1934—1935 гг. сотрудниками Арктического института А. И. Гусевым и С. С. Флейшман было высказано предположение о возможном наличии в районе бухты Тикси месторождения бурых углей. Коренной характер эалегания бурых углей в устье р. Сого впервые достоверно был установлен геологом Горногеологического управления Главсевморпути М. Ф. Лобановым в 1941 г.[317]
с астрономическим пунктом и базисы экспедиции Неелова {7}, расположенные в Быковом мысу.
Разъезды и постройка знаков были нелегким делом, так как в иных местах большим препятствием к высадке служило мелководье. По окончании постройки знаков была начата триангуляция с помощью теодолита Гильдебрандта способом круговых приемов.
Скверная погода, частые ветра, холод, туман и временами плохая видимость страшно тормозили работы. Постройку знаков и производство триангуляции затрудняли еще сильная болотистость почвы, местами очень зыбкой. В немногочисленные спокойные и ясные дни временами одолевали комары и мошки.
Тем не менее работы подвигались. В случае невозможности работать днем работали ночью, пользуясь незаходящим солнцем, а в хорошие дни, столь здесь редкие, старались выработать наибольшее число часов.
Большим затруднением в работах являлся недостаток в обуви, быстро износившейся. Одновременно с триангуляцией была начата инструментальная съемка протоки и залива между материковым берегом и Быковским полуостровом к югу от архипелага островов, близ острова Дашка. Была определена ширина и произведена нивелировка перешейка между вышеупомянутым заливом и бухтой Тикси. Перешеек этот низменного характера, расположен между двумя лагунами, одной — со стороны бухты Тикси, а другой — со стороны залива, и имеет ширину между ними лишь 433 1/2 сажени, т. е., включая лагуны, 5 1/2 верст. Лагуна, примыкающая к внутреннему заливу, глубже, чем морская (Сафронеева), и вдается в сушу на протяжении 3 верст Эта лагуна могла бы служить удобным местом для стоянки барж при условии углубления входа в нее.
Эти полученные данные, в связи с открытием фарватера и похода к перешейку со стороны реки, открывают перед нами новую дилемму: в случае признания почему-либо неудобным или рискованным вывод речных барж в бухту Тикси, направление их сюда и организацию перегрузки товаров через перешеек с устройством здесь хотя бы небольшой узкоколейки, связавшей
{7} Гидрограф А. И. Неелов был послан в устье Быковской протоки в 1912 г., в связи с работами в море Лаптевых гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на суднах «Таймыр» и «Вайгач». Основной его задачей являлось нахождение и ограждение выхода с моря в Быковскую протоку. Работы А. И. Неелова не были завершены. Им была произведена лишь мензульная съемка большей части Быковского полуострова, определены астрономический и магнитный пункты на мысе Быков, сделаны промеры. Отчет А. И. Неелова опубликован («Записки по гидрографии», т. XXXVIII, вып.1).[318]
бы морскую грузовую пристань в Тикси с речной во внутреннем заливе.
Вскоре после начала съемки береговой черты начался и промер. Вначале он подвигался довольно медленно, вследствие отсутствия парохода «Лена», два раза уходившего к о-ву Столбу в связи с рыбными операциями, и производился на гребных шлюпках, при местами значительном течении и иногда свежей погоде было затруднительно.
Доставленная экспедиции с пароходом «Полярный» моторная лодка вскоре потерпела аварию и фактического участия в работах не принимала. Имевшийся подвесной мотор тоже оказался неисправимым. Потому для ускорения дела в дальнейшем перешли на промер главным образом с «Лены», что не понижало его точности по заданным условиям.
По окончании промера между о-вом Дашка и Быковым мысом, было приступлено к исследованию фарватера вдоль материкового берега в заливе и к западу от Быковского полуострова.
В первых числах августа на «Лене» ходили в бухту Тикси, которая по наблюдениям экспедиции вскрылась от льда в текущем году 25 июля. Целью похода были: во-первых, рекогносцировка пути от Быкова мыса до Тикси, во-вторых, доставка туда партии для подробной съемки и промера района залива Сого, где был обнаружен уголь, и бухты Булункан.
Во время стоянки в заливе Сого была совершена экскурсия к месту нахождения угля и взяты его образцы. По завершении промера во внутреннем заливе был начат морской промер от протоки Средней (один из рукавов при входе с моря в Быковскую протоку) по направлению к бухте Тикси для нахождения ведущего туда из реки фарватера. Промер этот являлся продолжением промерных работ партии Неелова и Синицына и базировался на построенных на Быковском полуострове и о-ве Артосс-ара больших и приметных знаках. По окончании его промерные работы были перенесены в бухту Тикси для пополнения карты ее глубины. Попутно там велось и определение рельефа (горизонталей) берегов бухты и тянущихся вдоль их возвышенностей. Промеру мористее входа в Тикси помешали морские льды, а также сопутствовавший им туман. На приметных мысах у входа в бухту были поставлены большие опознавательные знаки. С завершением работ в Тикси партии вернулись к острову Дашка, сделав обратной дорогой еще несколько промерных галсов.
Далее шли еще работы по промеру фарватера между Тууру и Дашкой, а также была сделана попытка выхода вновь за Быков мыс для промерной рекогносцировки Дербайдакской про-
[319]
токи и маршрутной съемки островов на восток от него, но которой помешал внезапный сильный норд-вест, а истекавший срок работ экспедиции не дал, к сожалению, возможности выждать улучшения погоды и выполнить намеченную задачу.
Все промерные фарватеры были обстановлены створами и перевальными столбами, а местами и временными бочками-бакенами. Поставленное ограждение дало уже свои практические результаты в период работ, когда пароход «Лена» часто ходил в тех трудных местах, где он притыкался раньше иногда к мели, даже без наметки. Конечно, это ограждение может быть кое-где еще не вполне совершенно, но об этом можно будет сказать только лишь после зимних камеральных работ по обработке материалов и составления подробной карты с рельефом дна. Все время во время стоянки баржи «Внучка» у о-ва Дашка велись непрерывные ежечасные суточные наблюдения, давшие величину наибольшей амплитуды колебания уровня в 1,1 сажени. Обыкновенно нагон воды был при северных и северо-западных, а падение — при восточных и южных ветрах. Кроме того, велись три раза в сутки в обычные на станциях часы метеорологические наблюдения, правда, неполные, вследствие недостатка необходимых для того инструментов. Недостаток инструментов вообще давал себя несколько чувствовать, так, например, экспедиция не имела хронометров, которые не смогла получить в Иркутске, что явилось известным ущербом делу. Эта нехватка вообще заставляла все время комбинировать и вести работы так, чтобы с имеющимися инструментами выйти с честью из встречаемых затруднений, что почти всегда и удавалось.
25 августа истек срок пребывания экспедиции у о-ва Дашка и вечером этого дня баржа «Внучка» на буксире «Лена» вышла к о-ву Столбу, куда и пришла 26 числа после полдня. Здесь «Внучка» была поставлена на отстой, а промерная партия пошла на «Лене» обратно в Быковскую протоку для ее промера по линии фарватера и обстановки его створами и перевальными столбами.
Несмотря на невполне благоприятную погоду, намеченную программу удалось выполнить и партия вернулась к сроку (1 сентября) к о-ву Столбу. С этого времени пароход «Лена» вышел из ведения и распоряжения экспедиции и приступил к сбору рыбы.
Хотя период основных работ экспедиции и был закончен, но все же удалось воспользоваться пароходом «Лена» в Трофимовскую и Оленекскую протоки для производства рекогносцировочной их съемки и промера в районе рыбных песков (с 2 по 9 сентября).
[320]
Наибольшие гидрографические работы были произведены и близ места стоянки баржи для связки съемочных работ в Быковской протоке с таковыми же в Трофимовской и Оленекской.
6 сентября вечером «Лена» с баржами тронулась вверх по реке, увозя экспедицию из района дельты, от места ее назначения и работ. По дороге на Булун, также и в Булуне экспедиции удалось благодаря ...{8} содействию со стороны капитана «Лены» произвести промер поперечного профиля реки, что с определением ее ширины и скорости поверхностного течения может дать приблизительно величину расхода воды в осеннюю малую воду. В Булуне 13 сентября экспедицией была проконтролирована деятельность метеорологической станции и даны ей дальнейшие инструкции. Были поставлены и пронивелированы сваи водомерочного поста...{9}
Низменные острова, расположенные на восток от Тууру, можно разделить на тундренные и песчаные но их характеру и виду. Первые имеют ледяной фундамент и, являясь более возвышенными, в то же время приглубными в своей части, расположенной выше по течению, понижаются в противоположном своем конце, давая в виде хвостов позади себя многочисленные отмели и косы. Подмываемые течением в своей верхней части острова эти сильно обваливаются. Так, например, по наблюдениям, норд-вестовой части о-ва Дашка за лето 1920 года обвалилась полоса берега местами до 3-х сажен в глубину острова.
Быковский полуостров сравнительно невысок и весь состоит из больших напластований окаменелого льда, прикрытых сверху тонким слоем тундры. Берега его также подвергаются подмыванию и разрушению, особенно сильно у Быкова мыса, так что будет неудивительно, если через много лет весь полуостров будет смыт с лица земли.
Преодолев множество препятствий в виде островов и отмелей, воды Быковской протоки и при своем истоке в море за Быковым мысом вновь разбиваются на три рукава двумя небольшими островками на восток от мыса. Из этих трех рукавов ближайший к восточному берегу Быковского полуострова и сохраняющий за собой наименование Быковской протоки проходит вдоль берега мимо селения Быково, за которым скоро мелеет. Второй рукав — Средняя протока нашел себе проход между о-вом Артосс-ари и о-вом Есь-Кумах в юго-восточном, па-
{8} Слово неразборчиво.
{9} Далее автор доклада сообщает краткие физико-географические сведения о районе работ экспедиции (дельта Лены, ее протоки и фарватеры). Это описание, не носящее оригинального характера, нами опущено.[321]
раллельном берегу направлении, сравнительно узкий и извилистый, но вначале глубокий (5 сажен), он также вскоре пересекается отмелями, понижающими его глубину до 13 футов. Эти мелкие глубины, являющиеся, по-видимому, баром, переходят дальше в более глубокие (от 3 до З 1/2 сажен), и фарватер в море по пути к бухте Тикси все время идет такими глубинами в направлении параллельно к берегу в милях 3—4 от него, как бы в глубоководной борозде, ограниченной с востока и запада более мелкими глубинами. Общее направление отмелей, тянущихся в море у Быковского полуострова, параллельно берегу. Характер чередования этих отмелей с параллельными им глубокими бороздами делает несколько затруднительным определить ту борозду (при следовании от Тикси к Быкову мысу), которая должна привести судно в Среднюю протоку, а не попасть на вход. Поэтому крайне желательна и полезна постановка нескольких плавучих бакенов по Средней протоке и при выходе из нее для облегчения плавания.
Являясь большим затруднением в навигационном отношения, этот ряд параллельно идущих подводных песчаных кос в то же самое время служит как бы барьером, ограждающим фарватер для речных судов, идущих в Тикси, от крупных торосистых и глубоко сидящих льдов, которые становятся на мель на внешние косы значительно мористее фарватера. Третий рукав — Дербайданская протока, от Быкова мыса идущий на северо-восток, южной своей границей имеет отмели о-ва Артоес-ари, а северной — другие пески и острова. Он исследован только на 3 1/2 мили от мыса и имеет большие глубины к востоку, хотя несколько уменьшающиеся. Дальнейшие его глубины и ход неизвестен. Вероятно, и он имеет мелководный бар, судя по многочисленным отмелям, тянущимся вдоль него. Хотя направление, взятое этой протокой, отходит в сторону от кратчайшей дороги в Тикси и Поэтому не было одной из задач, поставленных экспедицией, но можно все-таки пожалеть, что неудачно сложившиеся обстоятельства не дали возможности произвести ее рекогносцировку.
Теперь нужно сказать еще несколько слов о бухте Тикси. Она, как уже известно, расположена на юг от Быковского полуострова в северо-западной части залива Борхая. Расстояние по фарватеру через Среднюю протоку от Быкова мыса до мыса Мостах, северного входа мыса в бухту, равно 25 милям. С запада и юго-запада ее окаймляет возвышенный берег материка, вдоль которого тянется гряда холмов, отрогов Хараулахского хребта. На севере ее берег переходит в узкий низменный перешеек, соединяющий Быковский полуостров с материком. От
[322]
мыса Мостаха, юго-восточного мыса полуострова, идет на юго-восток подводная коса-отмель, как бы переходящая потом в остров Мостах (Остахары). Глубина на этой подводной косе от 10—12 футов в глубокой части пролива. О-в Мостах узкий и, подобно большинству островов дельты в Быковском полуострове, ледяной формации с наносным поверх ее слоем почвы с байжарахами {10}. Остров и соединяющая его с материком подводная коса служит как бы природным полом, несколько прикрывающим бухту Тикси от льда и непогоды с востока.
Сама бухта является якорной стоянкой, удобной при ветрах северной и западной половины компаса, но зато по внешней своей части (остовой) совершенно открытой с юга, и имеет глубину в среднем от 4-х до 6 сажен. В глубине бухты имеется хороший рейд (за островом Бруснева) с глубиной в 2 1/2 сажени, о значении которой мы уже говорили. Расстояние от м. Мостах до бухты Булункан равно 15 милям. В Тикси впадает много речек, но соленость самой воды в бухте настолько мала, что почти не отражается на ее вкусе.
В бухте заметны приливо-отливные явления, выражающиеся в небольшом периодическом колебании уровня воды и течения. Обилие плавника {11} на берегу дает в случае нужды готовое топливо зазимовавшему в ней кораблю. Найденный близ бухты Тикси каменный уголь пока еще не разрешает вопроса о снабжении им приходящих с моря судов и для нужд последней; и в настоящий момент необходима доставка угля путем сплава из других угольных районов, лежащих выше по Лене, но мест, где возможна его удобная разработка как по условиям, так и по продолжительности пригодного для этого времени, и где уголь уже определенно удовлетворительного качества, скажем, например, из Усть-Вилюйского или Жиганского района, а может быть из-под Булуна.
О качестве же Тиксинского угля и способах его разработки ничего нельзя сказать до отзыва специалиста. Постоянного населения в бухте Тикси нет. Изредка и в окрестностях можно встретить бродячих тунгусов-оленеводов. Безлесная тундра по-
{10} В районе Быковского полуострова лед залегает в виде мощных пластов (до 25 м) среди глин, к которым примешан песок и сланец. При протаивании льда (внутрь массива) некоторое время сохраняются различной формы выступы глины, так называемые байжарахи (байджарахи), покрытые сверху тундровым покровом. Наиболее интенсивное образование байджарахов происходит в период наибольшего таяния льдов (июль-август); в конце концов они рассыпаются и сносятся талыми водами.
{11} Плавник — выкидной лес, выносимый сибирскими реками. Наличие плавника тесно связано с перемещением береговой линии.[323]
крывает спускающиеся к берегу склоны холмов, на которых часто можно найти в большом количестве диких оленей, мясо которых, в случаях нехватки свежей провизии, должно являться большим подспорьем. Впервые бухта Тикси была описана в 20-х годах прошлого столетия штурманским помощником Ильиным из партии лейтенанта Анжу, который ее снял маршрутной съемкой по льду на собаках. Первым судном, ее посетившим, был пароход «Лена» экспедиции Норденшельда, осадкой около 6 футов, при своем входе с моря в реку, не оставивший никаких материалов, пополнивших бы запас сведений о Тикси.
Первым же крупным морским судном, пришедшим в бухту с моря (1902 г.) была яхта-шхуна «Заря» русской полярной экспедиции барона Толя, осадкой в 17 футов, командир которой лейтенант Ф. Матисен {12} в 1903 году произвел инструментальную съемку и промер бухты, дав первую морскую карту. В 1912 году в бухту заходил экспедиционный корабль «Вайгач» с осадкой до 20 футов. Зафиксированных сроков вскрытия Тикси ото льда имеется пока только два: в 1903 году 8 июля и в настоящем 1920 году 25 июля.
Говоря о бухте Тикси как о намеченной разгрузочной стоянке для морских судов, нельзя не коснуться и не сказать несколько слов относительно Северного морского пути в пределах Восточной Сибири.
Путь от Берингова пролива до бухты Тикси может быть совершен без особенного риска обыкновенным коммерческим пароходом, но у которого желательно перед этим сделать некоторые подкрепления форштевня и пояса обшивки вдоль угловой ватер-линии.
Пароход, конечно, необходимо снабдить годовым запасом провизии и теплой одежды на случай неожиданной зимовки. Желательно, чтобы он был не очень большой осадки и имел бы углубление в среднем не более 20 футов. Наиболее трудное место в дороге в отношении льдов около мыса Северный (Рыркапей) в проливе Лонга между землей Врангеля и Чукотским полуостровом, а по навигационным условиям из-за малых глубин — при подходе с востока к проливу Дмитрия Лаптева (на юг от Ляховских островов). Нормальным временем для входа в Ледовитый океан через Берингов пролив можно считать
{12} Ф. А. Матисеном в 1903 г., помимо описи бухты Тикси, прилегающей с юго-востока к дельте, были определены астрономические и магнитные пункты («Изв. АН СССР», т. ХХ, № 2, 1904, стр. 55—661. Он же возглавлял в 1920 г. Усть-Ленскую экспедицию, продолжавшуюся два летних периода (1920 и 1921 гг.). В экспедиции 1921 г. Ф. А. Матисен не участвовал.[324]
первую половину августа, при входе раньше этого срока дальнейшему продвижению помешают льды. В конце августа — самом начале сентября пароход может быть в бухте Тикси, сдает там свои грузы, принимает вместо их новые, пополняет в случае нужды запас угля и возвращается с расчетом обратно подойти к Берингову проливу не позднее начала 20-х чисел сентября. Весь путь от устья реки Лены до Берингова пролива впервые был пройден в 1878 году пароходом «Вега» (экспедиция Норденшельда), а в дальнейшем — ледоколами «Таймыр» и «Вайгач» гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1912 и 1913 годах. Расстояние от бухты Тикси до других крупных пунктов по Ледовитому океану и до Владивостока следующее: бухта Тикси — Владивосток около 4130 морских миль; бухта Тикси — Берингов пролив около 1470 миль; бухта Тикси — Устье Колымы (Нижне-Колымск) — 800 миль.
Возвращаясь к Быковской протоке, следует добавить, что единственным оседлым пунктом на ней является Быково селение, расположенное близ Быкова мыса, и оно фактически обитаемо лишь в зимнее время во время хода и лова рыбы (муксуна), когда из многих окрестных мест стекаются туда якуты и тунгусы, летом же Быково почти замирает, имея лишь несколько человек обитателей. Кроме двух-трех русских, живут в нем исключительно якуты и тунгусы. Урочище Тууру, о коем часто упоминалось в настоящем докладе, является весенним и летним местопребыванием местных аборигенов, доставляющих сюда рыбу для засола и сдачи ее на пароход. Кроме того, вообще этот пункт есть последний, до которого совершаются обычные пароходные рейсы. Теперь возможно, что с изучением и ограждением фарватера дальше вниз как к Быкову мысу, так и в особенности по протоке вдоль материкового берега на юго-восток от Тууру, на которой существуют рыбалки, рейсы пароходов, приходящих за рыбой, не будут ограничиваться урочищем Тууру, а будут продолжаться и дальше. Вообще очень возможно, что с изучением и обстановкой Быковской протоки та репутация бурной и негостеприимной протоки, которая за ней установилась, должна постепенно отпасть и количество оседающих на ней рыбаков увеличится. Следует отметить, что во многих местах по побережью Быковской протоки раскидан в большом количестве плавник, которого, например, почти совершенно нет теперь в Трофимовской протоке и который является одним из важных факторов в жизни рыбака.
Что же касается Трофимовской протоки, то она тянется между многочисленными островами, имеющими исключительно низменный характер, за исключением разве о-ва Соордах-ара,
[325]
Фарватер ее глубоководный, в среднем около четырех сажен и лишь очень редко опускается до меньших глубин, как, например, в одном месте до 18 четвертей; до дальнейшего от начала протоки рыболовного песка считают около 140 верст, но, вероятно, это число преувеличено, так как по карте Юнгерса {13}, начальника экспедиции Русского географического общества, работавшего здесь с 1884 года, длина всей протоки около 140 верст. Судя по мелким глубинам, не подпустившим ледоколы «Таймыр», «Вайгач» подойти близко к берегу, близ места впадения Трофимовской протоки в море, вероятно, у нее существует мелководный морской бар, конечно, определенно сказать это еще нельзя, но все же надо думать, что роль Трофимовской протоки сведется лишь, как известной водной артерии, обладающей теми или иными рыбными богатствами, и служащей путем для сношений с бродячими инородцами дельты.
Оленекская протока исследована и эксплуатируется в рыболовном отношении на расстоянии около 100 верст от о-ва Столба. Она является самой длинной из трех главных проток дельты. Местные жители считают ее длину чуть не в 500 верст, что безусловно неверно, так как по карте Юргенса ее длина только около 200 верст. Глубина ее в среднем от 2 1/2 сажен до 5 сажен. Оленекская протока неширока, к левому ее материковому берегу очень часто подходят отроги возвышенностей хребта, тянущегося вдали. В ней мало островов, отдаляющихся {14} проток, что придает ей характер несколько иной, чем у Трофимовской, менее унылый и менее однотонный. По берегу местами много плавника. Какие глубины имеет ее русло в дальнейшем, неизвестно, но судя потому, что почти до самого ее устья опускаются иногда груженые глубокосидящее каюки, глубина там мало отличается от глубины напоенных в верхней ее части. Глубина бара протоки такая, как и глубина моря в районе ее впадения, тоже неизвестна. Оленекская, протока, помимо своих рыболовных песков, является очень важной и интересной как будущий путь для развития товарообмена Нижней Лены с Оленеком, Анаварой и, наконец, Хатангой, таящими в районах, ими протекаемых, обширные природные богатства. Поэтому она, также как и пространства моря к ней примыкающего, еще ждет своих исследователей {15}.
{13} Карта Юнгерса — карта дельты Лены (масштаб 20 верст в дюйме). Составлена начальником экспедиции Русского географического общества Н. Д. Юргенсом на основании работ экспедиции в 1882—1884 гг. («Изв. РГО», т. XXI, 1885, стр. 249-302).
{14} Так в подлиннике.
{15} В подлиннике: «последователей».[326]
Заканчивая очерк деятельности экспедиции, необходимо для полноты картины представить несколько статистических данных относительно размера выполненных ею работ. Пройдено: береговой линии — инструментальной съемкой 213 верст, маршрутной — 70 верст. Величина промера шлюпочного и судового — 780 верст, измерено свыше 7000 глубин. Кроме того, пройдено рекогносцировочной съемкой промером около 120— 130 верст по Трофимовской протоке и около 100 верст по Оленекской. Построено свыше 60 различного рода знаков и столбов, включая сюда триангуляционные знаки для промера, створы и перевальные столбы ограждения. Определен ряд возвышенностей в области съемки. Считая началом работ 5 июля и конец 1 сентября, мы получаем число рабочих дней равным 57. Из них в продолжении 12 дней совершенно нельзя было вести работы из-за отвратительной погоды, а 16 дней отличались настолько неважными условиями для производства съемки и промера, что работать приходилось лишь по 3—4 часа. Следовательно, около 35% всех рабочих дней были неблагоприятные для работ из-за климатических суровых условий обстановки. Тем не менее благодаря дружным усилиям лиц технического персонала и рабочих экспедиции программа, ею намеченная, была выполнена. В том большая заслуга Евгенова Н. И., руководившего работой, всегда и всюду пользовавшегося большим авторитетом у рабочих, а также и его помощников, особенно Н. П. Исполатова и П. К. Хмызникова, которые выказали неутомимое рвение к взятой на себя задаче и, несмотря на личное скверное снабжение одеждой и обувью, трудились, подавая пример младшим своим товарищам-рабочим. Рабочие также сознательно относились к делу и, несмотря на суровую обстановку и плохую обувь, честно работали, выполняя свой долг на благо народа.
Громадную помощь делу оказывал пароход «Лена» с ее неутомимым капитаном Н. С. Горовацким, лоцманом А. Д. Богатыревым, его помощником и всем ее личным составом, без участия которых в работах экспедиция не смогла бы много выполнить.
Теперь нельзя не сказать несколько слов о тех впечатлениях и выводах, которые создавались у нас но проезде Нижней Лены и при соприкосновении с жизнью этого края. Главным да в то же время и единственным занятием жителей низовьев Лены является рыболовство и охота (пушной промысел). Добывая рыбу и пушного зверя, столь ценные продукты в наше время, они получают в обмен на них необходимые жизненные припасы, доставляемые сверху реки. Таким образом, задачей
[327]
Советской власти является, во-первых, поднять производительность в крае добывающей промышленности, а, во-вторых, наладить и поставить на должную высоту дело товарообмена, иными словами, с одной стороны, надо упорядочить рыбное хозяйство и сбор пушного зверя, а с другой — суметь как можно продуктивнее использовать главную водную артерию края реку Лену, которая в то же время есть и единственный удобный путь, по которому возможны массовые перевозки различного рода грузов. Нужно отметить, что рыбопромышленность в низовьях реки Лены, возникшая сравнительно недавно, не имела ни достаточно материальных, ни технических средств, чтобы вести дело на должной высоте. Какого-либо систематического изучения хода рыбы, условий ее миграции и т. п., если не считать кратковременных командировок отдельных лиц, имевших случайных характер, не было. Так как рыбные пески находились в руках отдельных сравнительно мелких предпринимателей, не обладающих достаточными средствами для приобретения пароходов специально для нужд рыбного дела, то им приходилось быть в том случае в полной зависимости от крупных торговых якутских фирм, диктовавших им свои условия. Да, кроме того, твердо установившееся предубеждение, что только два винтовых парохода «Лена» и «Полярный» из всего обширного речного флота реки Лены могут ходить безопасно в дельту, так как их часто было недостаточно, являлось сильным тормозом делу. Теперь при объединении всего хозяйства страны в одних правительственных руках, возникают новые перспективы улучшения этой несколько заброшенной отрасли промышленности в забытом вообще Нижне-Ленском крае.
Крайне, например, было бы желательно учреждение здесь хотя бы небольшой научно-промысловой экспедиции, взяв за образец деятельность известной мурманской научно-промысловой экспедиции, которая бы, кроме непосредственного изучения их технологии дельты и нижнего течения реки, занялась бы выработкой лучшего типа орудий лова и других принадлежностей промысла. Она бы научила малограмотных рыбаков способам лучшего засола, консервированию рыбы, лучшей обработки икры и т. д. В ее распоряжении должны быть небольшие, но надежные плавучие средства для нахождения новых песков, их регистрации и т. п. Подобные экспедиции в Западной Европе и Соединенных Штатах сыграли крупную роль в поднятии разумной эксплуатации имевшихся там рыбных промыслов.
В распоряжении администрации всех рыбных песков должен находиться специальный пароход, хотя бы и колесный, который должен все лето находиться в дельте и служить для
[328]
развода рыбаков по пескам, снабжения их свежими припасами, сбору бочек с рыбой к определенным удобным для погрузки пунктам, где возможно будет и сосредоточить, если это будет признано нужным, окончательную засолку и упаковку рыбы. Необходимо улучшить и материальное состояние рабочих-рыбаков, хотя бы улучшением их жилищ на промыслах, снабжением их одеждой и обувью, а также медико-санитарной постоянной помощью в лице одного или двух фельдшеров,, постоянно находившихся бы на песках во время лова. Нужно отметить, что при своем следовании на промысел и обратно рыбаки перевозятся на малоприспособленных для жилья баржах, где неимоверная скученность, в связи с длительностью перехода, создает антисанитарные и тяжелые условия.
Что же касается до упорядочения эксплуатации водных путей — вопроса, тесно связанного не только с рыболовством, но и вообще с жизнью края, то тут только остается высказать несколько вполне определенных положений. Во-первых, необходимо, возможно, в скорейшем времени съемка и изучение русла реки Лены ниже Якутска и ограждение ее фарватера знаками, створами и, где нужно, бакенами, это сознается и личным составом пароходов, совершающих рейсы в низовья, просившим нас возбудить об этом ходатайство; во-вторых, надо увеличить количество низовых лоцманов, так как имеемых в настоящее время на Нижней Лене, конечно, недостаточно. Увеличить число лоцманов можно из пароходских рулевых, назначив их хотя бы на первое время лоцманами, помощниками или учениками при ограждении же реки, и учить ход фарватера будет уже совсем нетрудно. В-третьих, надо отбросить в сторону предрассудок, что колесные пароходы не могут ходить в низовье реки и дельту, можно вполне определенно назвать несколько пароходов Ленского речного флота, могущих совершать низовые рейсы, может быть только у некоторых из них надо сделать кое-какие дополнительные крепления, что не так сложно, и заменить имеемые якорные канаты (барголи) на более крепкие; с посылкой колесных пароходов будет восполнен ощущаемый недостаток вообще в пароходах на Нижней Лене. В-четвертых, желательно лучше оборудовать дело погрузкой той же рыбы на баржи при обходе песков, имея при пароходе или баржах что-нибудь вроде небольшого специального понтона, который ставился бы между баржей и берегом и облегчал бы постановку и устройство сходен. Эта мера сэкономила бы много времени, теряемого теперь на погрузки, а также предохранила бы работающую команду от излишнего хождения по осенней холодной воде; в-пятых, необходимо поставить на практическую почву опыт отопления
[329]
пароходов низовья местным углем, что может иметь важное значение как в вопросе топлива, так и в ускорении его погрузок.
Считаю своим долгом напомнить здесь лишний раз о необходимости возможности скорейшего устройства радиотелеграфного сообщения Якутска с Булуном, вопрос этот острый и насущной потребности и должен быть теперь сдвинут с точки замерзания.
Как член Р. К. П. полагаю нужным отметить, что край необходимо поднять в культурно-просветительном отношении, крайне желательна посылка опытных и преданных партии агитаторов из якутов или лиц, владеющих якутским языком, для политической и культурно-просветительной работы. Их командировка должна поднять престиж Советской власти и рассеять наблюдаемое местами к ней недоверие со стороны малокультурных темных масс, запуганных местными кулаками.
Если прежде Якутский край был «пасынком» у остальной России, если он являлся у старой власти лишь местом ссылки, забытой отдаленной окраиной, несмотря на свои огромные природные богатства, то при Советской власти его ждет возрождение к новой жизни, приобщение к новым культурным ценностям и просвещению.
И я твердо уверен, что всякая хотя бы и небольшая культурная работа, направленная к поднятию благосостояния местного края, явится только одной из ступеней к его дальнейшему развитию и процветанию и что богатый Якутский край ждет и богатая будущность.
Итак, товарищи, все за полезную работу для отдаленного нашего края.
Да здравствует его культура и процветание.
Политком экспедиции к устью реки Лены В. Колычев
1 октября 1920 года.
Сотрудник Регстротдела Б. С. В. О. Душаков
С подлинным верно:
Зав. финчастью (Сороковников)