НА КАМЧАТКЕМакс ЗИНГЕР
Фото С. Пунегова и А. Браткова.За четверо суток теплоход «Норильск» доставил пассажиров из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. За четверо суток были пройдены моря Японское, Охотское и, как говорили моряки, краешек Тихого океана. Когда «Норильск» вошел в Авачинскую губу, мы увидели с борта панораму города. Кто был здесь лет двадцать назад, сейчас не узнал бы Петропавловска. Он разросся на трех сопках, утопает в зелени. Шумят ниспадающие с сопок веселые потоки. Их питают ключи и снеговая вода. Уже летние дни пошли на убыль, а на остроконечных вершинах еще белеют снега...
Первый автомобиль был доставлен в Петропавловск накануне первой мировой войны. Это была машина камчатского губернатора. Рычаги скоростей находились за бортом автомобиля. Пьяный шофер разбил машину, налетев на столб. Шофер и сам губернатор утверждали, что воздух Камчатки не годится для... бензинового мотора.
Сейчас по улицам Петропавловска течет поток грузовых и легковых машин.
До революции в Петропавловске была не пристань, а пристанёшка, и стояла она на козлах. Войти в петропавловский ковш считалось большим событием, решением крупной морской задачи. Смельчаков-капитанов поздравляли в таких случаях с победой.
Капитан парохода Камчатрыбфлота «Ительмен» А. Е. Миронов рассказывал нам, как возил недавно на Камчатку первые городские поливочные машины. Они теперь поливают улицы города, спасая жителей от мельчайшей вулканической пыли.
Весной на улице Ленина сажали молодые тополя. Люди преображали город. Спустя два месяца мы увидели эти молодые тополя, уже украшенные клейкими листочками.
По улице шли курсанты Петропавловского мореходного училища — будущие капитаны и судовые механики.
Жители Камчатки помнят, как возили их в твиндеках пароходов, мало приспособленных для пассажиров. В твиндеках было нестерпимо душно. Теперь к услугам пассажиров целый ряд быстроходных, больших и малых судов с удобными каютами первого, второго и третьего классов. На судах есть кино, читальные залы, открыты рестораны, танцевальные залы.
Город строится, растет, ширится, поднимается в сопки. Появилась новая улица. Ее назвали Океанской. На окраинах заложены два новых поселка. Сотни миллионов рублей выделяются для того, чтобы лучше жилось рыбакам, строителям, учителям, морякам и исследователям Камчатки.
На западном побережье Камчатки построено много домов. Выросли здания клубов, школ и больниц. В этом году были выданы аттестаты зрелости первым выпускникам средних школ при Озерновском и Кихчикском рыбокомбинатах.
Почти все рыбокомбинаты снабжены мощными подъемными кранами, легко поднимающими громоздкие тяжеловесы — локомобили, автомашины — и переносящими их, как перышко, с кунгаса на берег.
Уже давно забыли в Петропавловске-Камчатском, как люди вручную, мешками, таскали на себе уголь и ссыпали его в бункера пароходов. Теперь для этого есть мощные краны. Грейфер захватывает разом до четырех тонн угля и сыплет его прямо в бункер судна из своей огромной железной горсти. Вместо четырех суток, как бывало прежде, пароходы забункеровываются полностью в один день.
Директор Камчатского краеведческого областного музея Клавдия Васильевна Мечтанова говорила нам:
— Так сильно изменилась за последние годы жизнь на Камчатке, что порою теряешь чувство расстояния, и кажется, что ты в Москве. Ведь лет пятнадцать назад газеты приходили сюда в полгода раз: привозили одновременно около двухсот номеров! Их и просмотреть-то не было возможности. А теперь московские газеты мы читаем на пятые сутки после выхода в свет. У нас свой театр, кинотеатры на берегу и кораблях. Выходит ежедневная газета «Камчатская правда», имеющая широкий круг читателей. Работает радиотрансляционная сеть.
* * *
Пассажирам, прибывающим к Петропавловску-Камчатскому с моря, издалека видна Никольская сопка. Это знаменитая гора. Здесь сто лет назад мужественные защитники Петропавловска разгромили вражеский десант, пришедший с целью захватить город и завладеть Камчаткой.
Сто лет назад, когда англофранцузская эскадра вошла в Авачинскую губу и стала на рейде, наводя орудия на Петропавловск, здесь был маленький городок — всего около тысячи шестисот жителей и полутораста домов. Город этот был основан в 1740 году и назван в честь зимовавших здесь пакетботов «Петр» и «Павел», на которых плавали знаменитые русские мореходы — капитан Чириков и командор Беринг.
Здесь, на берегу бухты, век назад стояли бревенчатые здания адмиралтейства и казенных магазинов. Вдоль Большой Камчатской, единственной в то время улицы, послужившей впоследствии началом улицы Ленина, стояли казармы, офицерские флигели, домишки и хижины, крытые дерном и похожие на землянки.
Вооружение порта состояло из небольшого количества пушек, часть которых до того уже устарела, что представляла опасность не столько для врага, сколько для самих защитников Камчатки.
Военный губернатор и командир Петропавловского порта генерал, а впоследствии вице-адмирал В. С. Завойко, ученик знаменитого адмирала М. П. Лазарева, обратил особое внимание на укрепление и усиление обороноспособности города. В том немало помог ему капитан-лейтенант И. Н. Изыльметъев, командир фрегата «Аврора», зашедшего в Авачинскую губу.
С «Авроры» были переданы в распоряжение Завойко 22 пушки. Эти орудия и 5 пушек с транспорта «Двина» были установлены на батареях, расположенных по строго разработанному плану обороны города.
Морские офицеры обучали горожан военному делу. Множество коренных жителей Камчатки потянулось на своих долбленых батах спасать город от нашествия иноземцев.
17 августа (29 августа по новому стилю) 1854 года в 10 часов утра был подан сигнал с Бабушкина мыса, или, как называли его местные жители, просто с «Бабушки»: «Вижу военную эскадру из шести судов».
Курс противника был проложен 18 августа к перешейку Сигнального полуострова. Когда эскадра поровнялась с мысом Сигнальным, с третьей батареи раздался пушечный выстрел. Это наиболее горячий из офицеров-авроровцев командир третьей батареи Александр Петрович Максутов «поздоровался» с неприятелем. Завязался бой.
Боевое счастье было в тот день на стороне лейтенанта Гаврилова, командира первой батареи. Его ядра и бомбы отлично попадали в корабли неприятеля. Досталось и флагманскому «Президенту». С позором отступили иноземные корабли. Командующий эскадрой адмирал Прайс застрелился у себя в каюте.
Только 20 августа была возобновлена новая попытка захвата города. Командовал эскадрой преемник Прайса адмирал Де-Пуант.
Корабли противника стреляли всем бортом и в конце концов заставили замолчать первую батарею. Командир первой батареи Гаврилов был дважды ранен в бою, но не покидал своего поста. Его батарею засыпало ядрами, бомбами, осколками камней и песком. Затем противник обратил все свои орудия против четвертой и следом за ней второй батареи. Выстрелами батареи с перешейка Александр Петрович Максутов дважды отгонял фрегат и бриг противника.
Замечательную стойкость проявил брат Максутова Дмитрий Петрович, командир второй батареи.
Меткая стрельба артиллеристов «Авроры» и «Двины» решила исход этого неравного боя. В седьмом часу вечера противник вынужден был отойти.
Наступило 24 августа (5 сентября по новому стилю) — день решающей битвы за Петропавловск.
Противник предпринял новый вариант атаки: он решил взять город с суши, высадив десант. Этот вариант был основан на шпионском донесении с американского китобойного судна, которому русские любезно предоставили возможность базироваться на Петропавловск.
Завойко разгадал планы противника, стремившегося захватить город с севера, и приказал береговой группе занять Никольскую сопку.
Третья батарея Максутова нанесла тяжелые поражения флагманскому кораблю противника. С фрегата «Президент» открыли по батарее яростный огонь. Пыль и дым окутали батарею. Ядра и бомбы перепахивали землю. Осколки разбитого камня ранили героев-батарейцев. Орудия постепенно выходили из строя.
После того как был смертельно ранен А. П. Максутов и умолкла третья батарея, противник стал высаживать десант у перешейка и у Култучного озера — в непосредственной близости от самого города. Отряд численностью свыше семисот человек пошел по направлению к Никольской сопке, которую продолжали яростно обстреливать корабли противника «Президент» и «Вираго».
Десантники обошли Никольскую сопку и стали сосредоточиваться на ее северной оконечности. Во главе наибольшего отряда шел капитан Паркер. Увлекая за собой матросов и солдат, он занял седьмую батарею. Победа казалась ему уже совсем близкой, но тут он был убит наповал метким выстрелом рекрута Сибирского линейного батальона солдата Сунцова. В десанте началась паника. Командир фрегата «Президент» писал впоследствии: «Мы было продвинулись уже несколько вперед по хребту, как пал капитан Паркер, смело ведший свою команду, а лейтенанты Кулум и Клеменс были ранены. Тогда люди наши стали отступать, и, несмотря на неоднократные наши попытки их вновь собрать и двинуть вперед, неумолкавший огонь неприятеля заставил их окончательно отступить к берегу».
Штыковая атака сибирских стрелков решила судьбу сражения. Охваченные ужасом, солдаты противника бежали к своим шлюпкам и баркасам. Но впереди была бездна. Внизу шумело море. С крутых двухсотметровых утесов падали вниз и разбивались о камни иноземные пришельцы.
Сражение закончилось около полудня. На следующий день противник под погребальные выстрелы своих кораблей, сильно потрепанных в боях, хоронил в Тарье, недалеко от Петропавловска, убитых, которых удалось подобрать при отступлении.
27 августа крепко побитая русскими вражеская эскадра бесславно покинула Авачинскую губу.
Победа осталась за героями — защитниками Камчатки...
Много лет спустя в Петропавловске был сооружен памятник «Слава». Этот памятник перенесли в наше время на Никольскую сопку. На чугунной плите славянской вязью начертано: «Памяти павших при отражении атаки Англо-Французского флота и десанта 20 и 24 Августа 1854».
По-новому живет и строится теперь героический Петропавловск-Камчатский...
На Никольской сопке густо зеленеет парк культуры и отдыха, любимое место жителей Петропавловска. У памятника всегда толпится народ. Приходят сюда и молодые матросы, на чьих бескозырках написано золотом «Тихоокеанский флот», молодые советские моряки, потомки героев фрегата «Аврора», в честь которого носит свое имя легендарный крейсер «Аврора».
С высокой сопки хорошо виден большой город... Нескончаемый поток людей и автомашин, молодые саженцы на улицах, леса новостроек...
Героический город строится и молодеет.