Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 26 Октябрь 2012 10:38

Обращение к Ивану Кукушкину.
А нельзя в этом разделе разместить материал про Тибряеву Людмилу Анатольевну, 1947 года рожд., капитана тх Юрий АРШЕНЕВСКИЙ ММП. Она правда еще жива и весьма энергична, но на пенсии - участвует в работе Клуба капитанов на лк КРАСИН каждый последний четверг в месяце.
Разбавим мужиков в Арктике.
» Арктическая звезда » Выпуск №9 от 25 Сентября 2009
Капитан, женщина и мама Люда

Капитан Тибряева Л.А. с мужем Борей Михайловым : Капитан ММП Людмила Тибряева с Борей Михайловым.jpg
Людмила Анатольевна Тибряева, как и все женщины, любит цветы. У нее в каюте их можно было видеть часто. И это не только дар женскому обаянию, но и награда мужеству. А мужеству этой статной, интересной, приветливой женщины можно позавидовать. Недаром и профессию выбрала мужественную - судоводитель.

Море Людмила выбрала для себя давно, в шестом классе, когда написала в сочинении о своей мечте «стать моряком и растопить льды на севере», чем вызвала удивленные улыбки учителя и одноклассников - «суровый север против солнечного Казахстана?».

Мечта росла, становилась потребностью. Никакие уговоры не помогали. Посылала письма в Ленинград, Одессу, Москву - в Министерство Морского флота. Ответ один: «Девушек в мореходное училище не принимаем». Тогда поехала в Ленинград. Поступила работать и учиться в институт гидрографии (ближе к морю). И все-таки не море…

И вдруг в Казахстан пришло письмо с Севера: «Мамочка, родная! Работаю в Мурманском морском пароходстве… А штурманом все равно буду!»

Сколько пережито было потом волнений и тревог, когда, работая в пароходстве, поступила учиться на заочное отделение судоводительского факультета Ленинградского высшего инженерно-морского училища имени Макарова. С учебой было все нормально. Удивлялись, но объективно оценивали знания. А вот на работе…

- Пошлите меня матросом, - начинался каждый раз разговор в кадрах (после очередного отпуска или сессии). Отвечали традиционно:

- Дневальной, буфетчицей - пожалуйста! Матросом - нет!

И все-таки судьба была на ее стороне - старый пароходик «Художник Крайнев», который челноком сновал Мурманск - Польша - Мурманск - Дания - Мурманск. Несколько суток рейса, стоянка сутки-двое, а иногда всего несколько часов, и снова в рейс. Хороший, сплоченный экипаж, замечательные люди и долгожданная должность - матрос. Здесь, на «Крайневе», она нашла и друзей, и первых настоящих учителей морского дела - Бориса Макеева и Бориса Пахомова.

А потом… сколько было опять «только не матросом»! Особенно огорчилась, когда буквально перед выходом на госэкзамены попробовала попроситься на теплоход «Павлик Ларишкин», идущий в Канаду. Этот рейс нужен ей был для дипломной работы. Ответ последовал прежний: «Только не матросом!». Тогда рискнула - пошла к капитану. И надо же такому случиться - в капитанской каюте застала инспектора по кадрам. Отступать было некуда. Коротко, обстоятельно изложила просьбу капитану. Капитан теплохода Эдуард Алексеевич Купри внимательно выслушал и, повернувшись к инспектору, задал простой вопрос:

- Стоит ли ставить искусственные преграды перед человеком, который уже у цели? По-моему, надо ей помочь.

Через несколько дней дома читали ее письмо: «У меня радость: зачислена в штат матросом первого класса. Вы понимаете, что это такое?! Это новые силы для учебы. Это возможность благодарить людей, которые поверили в меня и в мою мечту».

А потом в их дом пришла беда - тяжело заболела сестра Светлана. Много месяцев борьбы с болезнью. А дома маленькая племянница Людмилка (названная так в честь Людмилы - старшей). Рейс закончен. Срочно пришлось брать отпуск. Заботы о Людмилке, поездки к Светлане в больницу (на другой конец города) и подготовка к экзаменам. Тогда-то впервые Людочка - «мальчишка» (так называли в семье Тибряевых черноглазую малышку) назвала Люду мамой. Может быть, был негласный договор между сестрами на случай самого страшного?.. И теперь, когда беда далеко позади, у Людочки есть мама Света и мама Люда. И путешествовала маленькая Людмилка (ее фотография над койкой) с Людмилой по морям и океанам. Гордилась мамой Людой и вместе с мамой и бабушкой с нетерпением ждала ее с моря.

Шли годы, Людмилу дома ждали не только мама, Светлана и Людочка, но и муж Борис Николаевич и его дочь Нина. Нина с 13 лет жила вместе с отцом и Людмилой Анатольевной. Вначале казалось, непросто будет найти подход к девочке. А потом, довольно скоро, Людмила Анатольевна вечерами засиживалась с Ниной над математикой и английским языком. «Сейчас нельзя без знания языков!» - внушала она Нине. И никого не удивило, когда Нина после окончания школы поступила в Мурманский педуниверситет на факультет иностранных языков. Увлеклась языками всерьез, и Борис с Людмилой отправили ее учиться на Кипр. На два года. Сейчас Нина живет в Норвегии, вышла замуж за норвежца. И уже подарила отцу и Людмиле внучку. «Бабушкой меня сделали!» - довольно говорит Людмила. Они ездят в гости к детям в Норвегию, а в этом месяце «норвежцы» всей семьей приедут в Санкт-Петербург (там сейчас живут Людмила Анатольевна и Борис Николаевич).

В их гостеприимном доме жили и учились племянницы Соня и Аня. Слово «мама», произнесенное когда-то впервые малышкой Людочкой, стало символичным. Словно мама, Людмила «болеет» о своих родных. Не сюсюканьем, а истинной заботой о том, чтобы детям было где жить, чтобы все хорошо учились. Людмила заслуживает в самом высоком смысле понятия «мама Люда».

Людмила Тибряева успешно окончила ЛВИМУ. Помнит тот день и сейчас… Весна 1970 года в Ленинграде, звенела капель, и в душе Людмилы все было окрашено в яркие цвета. В руках у нее диплом штурмана дальнего плавания. Были приветствия, цветы, поздравления, звучала музыка. «Это мой первый выпускной бал», - вспоминает Людмила. Ведь школу она заканчивала вечернюю, а училище заочно.

Не вся ее жизненная дорога была усыпана розами, были и шипы, но она доказала, что является профессионалом! Будучи вторым помощником, работой доказала, что может быть штурманом, о котором скажут: «Отлично поработала». Речь идет об арктической навигации 1980 года, когда теплоход «Вася Шишковский» за навигацию перевез груз полярникам 20 арктических станций. Без единой рекламации. Меня поймут вторые помощники, старпомы, капитаны, что такое доставить груз на полярные станции, где безрейдовая выгрузка…

- Молодец! - сказал тогда о ней заместитель начальника пароходства по мореплаванию Иван Лопатин. А старые судоводители знают, что такой комплимент от Лопатина заслужить непросто. Это награда для нее за упорство, настойчивость в достижении цели. А цель у нее была одна - стать хорошим штурманом. Знала также Людмила, что кроме профессиональных знаний штурману необходимо хорошее знание английского языка.

Несколько лет спустя, после защиты диплома, Людмила Анатольевна едет в Ленинград на десятимесячные курсы английского языка. «Что дает мне учеба? - пишет она в письме. - Я открываю для себя мир книг. Английский - ключик к мировым хранилищам прекрасного».

Потом снова были разные суда, большие и малые рейсы. Ленинградская студия сняла о ней фильм, о девушке, вступившей в противоборство с морем, а в одной из американских газет порта, где довелось побывать Людмиле Тибряевой, появилась статья «Леди-офицер». В ней журналист с удивлением, симпатией и доброжелательностью писал «об удивительной русской девушке с коротко остриженными каштановыми волосами и сверкающей улыбкой». О девушке-морячке. «Она уверенно справляется со своей работой», - утверждал он.

А Людмила приняла эту статью как аванс. Ведь об уверенности (как она сама считала) тогда говорить было очень рано…

А вот строки из ее дневника: «Первый день в порту. Погрузка, встречи. Это вторая погрузка в Гамбурге. Помнят… (что на теплоходе штурман-женщина). Принесли чудесный букет цветов. Я счастлива! Только не совсем удачно - была в городе, и букет «вручили каюте», а старшему помощнику пришлось угощать вместо меня Клауса - представителя фирмы».

Цветы в каюте… Родные и друзья Людмилы Тибряевой надолго запомнят ее каюту в тот день, когда теплоход пришел из Голландии. Судно только ошвартовалось, когда они с букетами цветов встречали ее на причале. Ох как обрадовалась Людмила маленькому букету родных ландышей, прижимала его к груди. Но когда встречающие вошли в каюту, каково было их удивление, изумление и огорчение… Каюта утопала в цветах! Людмила, продолжая прижимать к себе только что подаренные цветы, извиняющимся тоном сказала: «Но у меня же был день рождения, когда мы стояли в Голландии».

Однажды среди зимы я встретила Людмилу Тибряеву, бережно несущую букет цветов.

- Подарили?

- Нет!

Людмила светилась радостью, счастьем.

- Я хочу подарить… службе мореплавания.

Это было после того, как Людмила Тибряева сдала один из самых серьезных экзаменов - повышение на должность старшего помощника капитана. И эти цветы - ее признательность людям мужественной профессии за то, что поверили в нее, штурмана Людмилу Анатольевну Тибряеву.

Дальше были годы работы старпомом. И, наконец, высшая должность - капитан.

Вечером у меня дома раздался звонок: «Света, срочно беги ко мне. Меня утвердили сегодня. Я - капитан».

А пару месяцев спустя я на теплоходе «Архангельск» пришла в Дудинку. Вернее, мы встали на рейде. Впереди еще были суда. Недалеко от нас такая же, как мы, «морковка» «Тикси». «Там же Людмила!» - обрадовалась я. Но непогода на Енисее не позволила нам встретиться. А жаль…

Зато 20 лет спустя, сразу же после своего юбилея, Людмила Анатольевна пришла с рейса в родной Мурманск. Ее торжественно чествовали в Ассоциации капитанов. Отмечая ее юбилей, не забыли и ее 40 лет в пароходстве, и 20 капитанских лет. Была музыка, были очень трогательные теплые слова и были цветы, которые так любит Людмила!

А в этом году сам министр Морского флота вручил Людмиле Анатольевне знак «Почетный полярник». Так был оценен труд удивительной женщины - капитана Людмилы Анатольевны Тибряевой. Очень символично… Ведь когда-то, очень давно, именно министр Морского флота разрешил принять Тибряеву в ЛВИМУ…

Светлана РЫЖОВА.
© 2005-2012 Мурманское
информационное агентство «b-port.com»
183010, г. Мурманск, ул. Новосельская, 6 (4-й этаж).
тел.: +7 (8152) 25-37-64, 255-211
Электронная почта: info@b-port.com, reklama@b-port.com close.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2012 11:23

Обращение к Ивану Кукушкину.
А нельзя в этом разделе разместить материал про Тибряеву Людмилу Анатольевну, 1947 года рожд., капитана тх Юрий АРШЕНЕВСКИЙ ММП. ?

Вопрос совершенно не нужный, раздел для того и создан.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 27 Октябрь 2012 23:31

Почетный полярник. 13.03.2009.

12 марта Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин вручил государственные и ведомственные награды большой группе работников транспортной отрасли. Капитан дальнего плавания Мурманского морского пароходства Людмила Анатольевна Тибряева была удостоена нагрудного знака «Почетный полярник».
Наша справка: Людмила Тибряева - единственная в мире женщина-капитан дальнего плавания с 20-летним опытом работы в Арктике. Член международной ассоциации морских капитанов. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Людмила ТИБРЯЕВА, капитан дальнего плавания:
- Счастье - это битва, которую нужно выиграть, а не чувство, которого нужно ждать. Если вы ждете его, вы не поняли самого главного. Это не совсем моя формулировка, но то, что я когда-то прочла, мне очень понравилось и запомнилось.

КАПИТАН В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Максимова Ирина. - Труд. 19.09.2006.

40 лет ходит по морям, по волнам Людмила Тибряева, ровно половину - в должности капитана дальнего плавания. А ведь во флотской среде давно бытует поверье: женщина на корабле - быть беде.

Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Рассказы Людмилы Анатольевны о морских походах, затаив дыхание, слушают школьники. Но сама капитан знает, что главным подвигом была вовсе не борьба со штормами. Ни в одном советском учебном заведении девушек на судоводительские факультеты не принимали:
- Я бы еще поняла, если бы государственные мужи желали оградить слабый пол от тягот и вообще запретили женщинам выходить в море. Так ведь нет! Женщины на судах всегда работали - уборщицами, буфетчицами, палубными матросами. А вот на капитанский мостик не пускали - мол, не женское дело.
Мне буквально с первых же минут стало ясно, насколько твердый характер у Людмилы Анатольевны Тибряевой: она и наш разговор, словно судно, тут же повела по нужному ей руслу:
- Ну, зачем же опять про детство вспоминать. Я сейчас совершенно иной человек, чем та девочка, что родилась много лет назад в городе Джамбул. И почему вас так удивляет женщина-капитан? На мой взгляд, поражаться надо, когда видишь, как наши женщины в оранжевых куртках ремонтируют дороги. А если рядом с ними стоит человек, что-то указывая-оценивая, то это непременно мужчина. Такое странное соотношение сил у нас почему-то воспринимается как норма. Я же считаю совершенно естественным право женщины на свободный выбор профессии. А вот препоны на ее пути к получению образования, дающего возможность посвятить себя выбранной цели, меня удивляют и возмущают, как всякая несправедливость.
Поскольку в мореходное училище имени Макарова женщин не принимали, Тибряева решила поступать в гидрометеорологический институт на факультет океанологии. Но как раз тогда, в 1965 году, девушек перестали туда принимать. И Людмила поступила на учебу по более прозаичной, но тоже связанной с водой специальности, которая называлась "гидрометеорологический режим рек, морей, озер". Проучившись всего год, опять принялась штурмовать недоступную "макаровку". Декан факультета, побеседовав с решительной девушкой, понял: ее стремление получить морскую специальность - не каприз и не прихоть. И посоветовал пойти поработать в море, получить характеристику, и потом уже добиваться разрешения на учебу.
- Теперь, вспоминая все те трудности, которые мне пришлось преодолеть на пути к капитанскому мостику, я думаю: вряд ли смогла бы пройти их еще раз, - говорит Людмила Анатольевна. - И далеко не каждая девушка, решившая стать судоводителем, сможет это сделать.
А тогда, в 60-е годы, мечта о море привела уроженку жаркого Казахстана в заполярный заснеженный Мурманск: здесь на работу в море принимали иногородних. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". В трудовой книжке ее должность значилась как "матрос без класса", проще говоря, была уборщицей. Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Упрямая девчонка пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище.
- Я даже не помню, что написала на тех листочках в клеточку, вырванных из школьной тетрадки, - улыбается Тибряева. - Конечно, самого министра я не видела, а свое письмо передала секретарю. Через него и получила в скором времени ответ: "В виде исключения разрешить поступление на судоводительский факультет". Училась курсантка Людмила Тибряева заочно, продолжая ходить в море на дизель-электроходе "Обь".
- Чтобы подниматься по служебной лестнице, женщине нужно выполнять свои профессиональные обязанности не просто наравне с мужчинами, а намного лучше их, - свидетельствуют моряки, ходившие в море вместе с Тибряевой. - Промахи и случайные ошибки, которые считаются простительными для мужчины, женщине не простят ни за что.
- А к вам обращаются с просьбами о помощи девочки, мечтающие о море? - спрашиваю я Тибряеву.
- Да, случается, - неохотно роняет она.- Но я никогда не иду на это. Потому что пройти сложный путь к профессии каждый должен самостоятельно. Если же с первых шагов человек нуждается в том, чтобы его взяли за ручку, поддерживали, - значит, не за свое дело берется. Я не хочу сказать, что быть судоводителем - женская профессия. Это очень сложная работа, не каждому по силам. И, конечно, отбор девушек на эту специальность должен быть очень строгим. Тех, кому по плечу капитанский китель, единицы. Но в то же время ставить глухую преграду на пути девчонок, мечтающих о море, несправедливо.
И все-таки они были, есть и будут - женщины, своим талантом, упорством, мужеством пробивающие путь к желанной профессии.
- В нашем пароходстве есть девушка, которая учится на судоводительском факультете все той же "макаровки", - говорит капитан Тибряева. - Мне приходилось встречать своих коллег-женщин и во время зарубежных рейсов. В 1908 году Георгий Седов написал книгу "Право женщины на море", в которой прямо говорит: "Женщина может стоять на мостике. Может выполнять эти обязанности".
Успешно капитанит на Сахалине ровесница Людмилы Анатольевны - Алевтина Александрова. Чтобы стать курсантом Невельского мореходного училища, ей пришлось добиться разрешения у Никиты Хрущева. На Камчатке два года назад стала первой в России женщиной-судоводителем промыслового судна 45-летняя Валентина Реутова. Кстати, начинала она, как и Людмила Тибряева, с должности матроса.
"Как вы относитесь к девушкам, мечтающим поступить на судоводительский факультет?" - этот вопрос после разговора с Людмилой Тибряевой я задала помощнику начальника по Морской академии Мурманского государственного технического университета. Ответ был резко отрицательный: "Девочек принимать никто не будет. Никогда. Это же реальная опасность для судна!"

С морем - навсегда... Валентина КАРЕПОВА. - "Мурманский вестник" от 17.07.2009.

Я ставлю в храме восковые свечи
За души тех, кого сегодня нет.
А мне радирует мой друг:
«Еще не вечер,
Мой капитан, живите много лет…»

Эти искренние строки идут от самой души автора. Их часто цитируют на флоте, но немногие знают, что принадлежат они Николаю Николаевичу Покровскому, работавшему капитаном-наставником в Мурманском пароходстве. А посвятил он их капитану дальнего плавания Людмиле Тибряевой, которую считал своей названой дочерью и в судьбе которой принял непосредственное участие.
Это Покровский ходатайствовал когда-то о приеме девушки на работу в пароходство, и благодаря его помощи Людмила впервые ступила на борт судна - вначале уборщицей, затем стала матросом. С той поры миновало немало времени. Давно ушел из жизни Николай Николаевич, но Людмила Анатольевна дорожит памятью о человеке, заменившем ей отца и воспитавшем лучшие черты характера, позволившие Тибряевой стать настоящим моряком, подняться на капитанский мостик и водить самые современные суда.
Она вспоминает, как Николай Николаевич, убеждая девушку в необходимости учиться, рассказывал о своей нелегкой судьбе, не уставал подчеркивать, что сам только благодаря воле, труду и упорству прошел путь от подростка-беспризорника, ночевавшего на опустевших скамейках московского бульвара, до командира боевого корабля…
Тогда я не знала, что Николай Николаевич пишет стихи. Известно о том было только близким людям, свое увлечение он не афишировал. Но уже после смерти Николая Покровского мне в руки попала маленькая книжица «Капитаны кораблей не покидают». И я не устаю ее перечитывать. Стихи просты, ведь автор - не профессиональный литератор. Многие его строки легко остаются в памяти.
Море навсегда пленило сердце капитана. На стене в его комнате висела большая карта, на которой были отмечены маршруты морских походов. Казалось, море своей волной каждую ночь стучалось в его «иллюминатор». И стихи, словно ответ на этот зов, ложились на бумагу:

Хотя бы раз еще
взойти на мостик,
Проверить курс и вахтенный журнал!
Взойти туда хозяином - не гостем…
Я так давно на вахте не стоял.

Последней просьбой капитана Покровского к его названой дочери Людмиле Тибряевой было пожелание развеять его прах в Арктике. И это желание было выполнено.

ЛЮДМИЛА ТИБРЯЕВА: "НАС МАЛО, НО МЫ В ТЕЛЬНЯШКАХ". Мамедова Майя. - Труд. 02.03.2000.

"Двенадцать лет назад Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. Она - не только первая в Мурманском пароходстве женщина - арктический капитан, которых в мире меньше и сегодня, чем женщин-космонавтов. "Ледовый" капитан Людмила Тибряева в числе первых провела из Европы в Японию Североморским путем ледокольно-транспортное судно "Тикси", стала членом Ассоциации капитанов, в которую входят лучшие мореходы страны.
- Людмила Анатольевна, тридцать три года отдано морю. Вспомните свой первый причал, откуда начиналась биография.
- Это Мурманск, с которым связаны соленые морские страницы моей жизни. Приехала я из Казахстана, и мне было 19 лет, когда поднялась по трапу на теплоход "Художник Крайнев". Накануне в отделе кадров пароходства мне посоветовали: "Переговори с капитаном, может, возьмет в палубную команду матросом". И Евгений Михайлович Гусев, капитан, дал согласие. 6 лет я красила, драила палубу, несла вахту наравне с другими матросами. Тогда я еще не думала о капитанском мостике, но и оставаться рядовой "плавсостава" было не в моем характере, который изрядно "подпортили" Грин, Паустовский и Жюль Верн.

Поехала в Москву, думая попасть на прием к министру морского флота. Он, естественно, был занят, но заявление мое с просьбой разрешить учебу на судоводительском факультете ЛВИМУ им. адмирала Макарова попало ему на стол. Не помню сейчас, что я там написала, но резолюция была: "Принять в виде исключения".
Можете представить, что это было такое, если и сегодня порой слышу за спиной язвительное: "Женщина как биологический вид плавать не может". Чего мне стоило оказаться старпомом на борту "Тикси", который направлялся в Арктику, - один Бог да моя подушка знают.

Теплоход "Тикси"

В 1987 году, став капитаном, убедилась, как правы мужчины: не женское это дело - ходить в море. Но возможность работать на равных с коллегами-мужчинами, если сделан выбор, у женщины должна быть.
- Вы человек упрямый...
- Раньше была упрямой, а вот упорства не хватало, потому не все и ладилось. Со временем многое из того упрямства, к счастью, перешло в упорство: на море иначе нельзя.
- Странно слышать в таком "некомандном" голосе металлические нотки. Кстати, как вы отдаете команды мужскому экипажу?
- Голос меняется в зависимости от ситуации: могу сказать "пожалуйста", но могу и так отчитать, что мало не покажется. Правда, замечания стараюсь делать с глазу на глаз: щажу мужское самолюбие. Но когда находишься в море по 7-8 месяцев, капитанские нервы, как и у экипажа, могут сдать. Экстремальных ситуаций на море достаточно. До сих пор помню рейс, когда у меня с девятиметровой высоты упал матрос на деку трюма. К счастью, на борту оказался такой опытный врач, как Юрий Сахаров: он буквально вытащил парня с того света. В том же рейсе у моториста "крыша поехала": долгие месяцы плавания не лучшим образом сказываются на психике мужчины.
- А как же тогда с расхожим мнением, что у моряка невеста в каждом порту?..
- Ну вспомните еще так называемую "продукцию" секс-шопов: чушь все это. Не каждый мужчина пойдет "расслабляться" в порту. А для капитана, мужчина он или женщина, это, на мой взгляд, вопрос нравственности: вот и привыкаешь к капитанскому одиночеству.
- Почему вы, такая интересная, такая "крутая", замуж вышли только в 41 год?
- Замужество - не проблема, а вот условия ставились - списаться на берег. И тогда я выбирала море. Борис Михайлов поступил мудро, сказав: "Как сама решишь уйти, так и будет". Пыталась привести самый "убедительный" аргумент, что, мол, даже картошку не умею жарить. Но он и тут не дал маху: обещал и картошку, и даже пироги печь. С тех пор и "расплачивается": недавно мы отметили 11 лет супружеской жизни, а я все еще хожу в море.
- Где же вы нашли такого покладистого мужа?
- Он - тоже моряк. Наши суда пришли в Монреаль, экипажам организовали экскурсию, но переводчика не было, и поскольку я окончила курсы английского языка, то решилась помочь гиду. Как потом объяснял Михайлов, то, что я была штурманом, он "проглотил", но на моем английском "поперхнулся". Это было, как он признался, выше его мужского разумения.
- Помните его первый подарок?
- Он добился того, чтобы попасть на судно, где работала я. Объяснял это тем, что хотел к 8 Марта преподнести свой фирменный "михайловский" пирог. С трудом в это верю, но будем считать, что это правда. Тем более что пирог он тогда действительно приготовил и передал мне в каюту. Это и был его первый подарок.
- Вы долго бываете вдали от родных берегов, от дома. Не сказывается разлука на ваших взаимоотношениях? Борис Николаевич не ревнует вас?
- Что касается ревности, то мы оба неплохие лоцманы, и семейный корабль всегда выводим из рифов. Михайлов вообще удивляет своей слепой верой. Я же не то чтобы недоверчива, неревнива, но если Борис встретит другую женщину, буду страдать, но все перенесу. Так складывалась моя жизнь, что я всегда готовилась к сложным поворотам судьбы. Поэтому говорю ему, что он - свободен. А в ответ слышу:"Ты - неземная женщина".
Знаете, есть что-то мистическое в нашей встрече с Михайловым: в тот день, накануне встречи, мы, как оказалось, оба читали рассказ Константина Паустовского "Ручьи, где плещется форель". В коротенькой новелле Паустовский очень точно передал душевное родство двух незнакомых людей, которых случайно свела судьба и - разлучила. Я иногда думаю, что это о нас с Михайловым, но со счастливым концом.
- При всей вашей, казалось бы, благополучной жизни - престижная работа, любящий муж, уютная квартира, дача - есть что-то, о чем жалеете в жизни?
- Помните Ассоль? "Счастье сидело в ней пушистым котенком". Кому не хочется такого "котенка"?



Только счастье у каждого - свое. Мне всегда говорили: "Твое счастье в твоей свободе, ты ни от кого не зависишь". Согласна, свобода - это прежде всего право на выбор жизненного пути, и в этом я преуспела. Но в моей свободе - бочке меда - столько дегтя! Поэтому жалею о многом. О том, что мало удается уделять внимания маме, Борису. Не понимаю, почему мы порой так жестоки с людьми, которых больше всего на свете любим и ценим. Горько, что не ощутила радость материнства... Но что случилось, то случилось...
- Вы готовите себя к мысли, что придется оставить море?
- Безусловно, эти мысли приходят, и они достаточно болезненны. Я думаю о том, в каком качестве смогу реализоваться вне моря. Уверенности в будущем, впрочем, как у многих из нас, у меня нет: проработав на флоте столько лет, "материальные" тылы себе не обеспечила.
- Когда в очередной рейс?
- Скоро. Два года я плаваю под чужим флагом: круинговая компания через посредников заключает договор с экипажем судна, которое поставляет грузы в ту или иную страну. Попасть на такие рейсы достаточно сложно, поскольку профессиональные требования и к командиру, и к экипажу очень высокие.
- Наверное, и оплата соответствующая?
- Труд российских моряков оценивается ниже, чем труд их западных коллег. Например, мой оклад - 700-800 долларов в месяц. Сейчас пойдем в район Юго-Восточной Азии, который моряки не любят: здесь не только интенсивное судоходство, но и возможны нежелательные встречи с пиратами. Это серьезная психологическая, физическая нагрузка: несешь 24-часовую вахту, обходя судно по всему периметру, одновременно держишь постоянную связь с вахтенными. И поскольку, как правило, нападают ночью - то освещение судна. А из оружия - лишь ракетница и пожарная магистраль под сильным давлением.
- Неужели нет никаких иных средств защиты?
-Сопротивление чревато последствиями. Судьба захваченных судов и экипажей складывается по-разному: как правило, пираты, забрав судно и груз, выбрасывают экипаж на каком-либо острове.
- Что самое страшное на море?
- Тишина, которая означает остановку двигателя. Изменение режима работы согласуется только с капитаном. Поэтому, если в экстраординарной ситуации такое решение принимает помощник, мчишься на мостик, забыв натянуть юбку.
- Морская болезнь не изнуряет?
- Есть такое. Как говорят моряки, потравила, то есть "покормила" Нептуна, достаточно. У штурвала стояла с пакетиком и прятала его, чтобы никто не догадался. А вообще нет людей, которые не реагируют на морскую болезнь. Причем тяжело переносится не шторм, а зыбь: она выматывает душу!
... Несколько дней назад капитан дальнего плавания Людмила Тибряева вывела свой балкер "Арктик Трейдер" в открытое море."

Виктор Конецкий, о старпоме Людмиле Тибряевой. - "Последний рейс". - Знамя, № 12, 2000.

"Этот спокойный, мягкий, приятный голос объявлял по судовой трансляции, когда и где состоится инструктаж членов команды, которым предстоит работать при самовыгрузке.
Вскоре в дежурную рубку вошла довольно молодая, среднего роста женщина и спросила:
— Вы меня ждете?
Тогда я поняла, что услышанный голос принадлежит ей — старшему помощнику капитана теплохода “Тикси” Людмиле Анатольевне Тибряевой.
Она пригласила в каюту, где, сопротивляясь увяданию, стояли в вазе астры, купленные еще в Мурманске почти полмесяца назад. Здесь и произошел наш разговор, дружелюбный и вполне откровенный.
Моряком она задумала стать еще в школе. Конечно, практических представлений о профессии не имела, просто начиталась книг. Работать на флоте начинала, как все женщины — в числе обслуживающего персонала. Но, хлебнув этого нелегкого труда, не отказывалась от задуманного.
Два года добивалась права поступить в Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. адмирала С. Макарова. Для этого пришлось обратиться в Министерство морского флота.
Училась заочно, в 1973 году получила диплом об окончании судоводительского факультета. Параллельно продвигалась по службе: вначале была третьим помощником капитана, затем вторым.
— Работа судоводителя тяжела для женщины, — откровенно призналась Людмила Анатольевна. — Но мне она по характеру. Конечно, нельзя не сказать о том, что в отношении меня, поскольку случай нетипичный, многое решается индивидуально...
Любимое дело забирает все силы, но вместе с тем, считает она, именно флот подарил ей радость встреч с прекрасными людьми. Вот и сейчас, на борту теплохода “Тикси”, ей помогают освоить это мощное судно новой арктической серии специалисты различных служб. Поскольку работает она здесь недавно, своей главной задачей считает как можно лучше узнать его возможности. Вскоре старшему помощнику капитана Людмиле Анатольевне Тибряевой вместе с экипажем теплохода “Тикси” предстоит принять участие в зимней навигации на линии Мурманск—Дудинка.
Я мысленно представляю себе, как во время проводки каравана, повторяя команды, идущие с ледокола, в эфире вдруг прозвучит приятный женский голос, и на мостиках ведомых судов с изумлением переглянутся вахтенные..."

Это из книги Виктора Конецкого ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС.
Спасибо, дядя ВАНЯ, от всех мурманчан.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 26 Июнь 2014 21:19

Нашел в Интернете, но не смог загрузить интервью на Мурманском канале АРКТИКА
Вложения
Интервью в музее ММП с капитаном Тибряевой Л.А. : 0[1].jpg
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 17 Ноябрь 2018 13:30

Федонов А.В. вручает памятный знак "100 лет городу Мурманску" Мухину В.К. : Доклад Федонова.JPG
15 ноября 2018 г. на расширенном заседании МАК (присутствовало 23 чел.) на ледоколе КРАСИН был избран новый председатель С-Петербургского филиала МАК. Им стала ТИБРЯЕВА Людмила Анатольевна. На заседании был приглашенный гость - Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая - Руководитель ФОНДА ВИКТОРА КОНЕЦКОГО.
Вложения
О пользе взносов в Европейскую Ассоциацию Капитанов убеждает нас Мухин В.К. : Доклад Мухина.JPG
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 21 Февраль 2019 12:42

С мурманского сайта http://www.b-port.com
Виват, капитан!

Каждую пятницу капитаны Мурманского морского пароходства собираются в кают-компании своей Ассоциации. Но, естественно, далеко не все бывают на каждой встрече, поскольку большинство - действующие капитаны - бороздят моря и океаны. Но уж коли оказались в порту приписки - просто грех не увидеться с коллегами!

Сегодня в Ассоциации будут поздравлять Людмилу Анатольевну Тибряеву, единственного капитана-женщину, с очень значимой датой - 40-летием работы в Мурманском морском пароходстве.

...24 января 1967 года двадцатилетняя студентка-заочница Ленинградского гидрометеорологического института Люда Тибряева ступила на трап ледокола «Капитан Белоусов». Не стесняется говорить, в какой должности:

- Матрос без класса, а попросту - уборщица. А кем меня тогда могли еще взять? Я училась на гидролога, никакого морского опыта не было, но я твердо решила, что хочу стать судоводителем.

Решила - и своего добилась. О том, как эта победа далась, как «достала» девушка чиновников Министерства морского флота, чтобы получить разрешение поступать в училище имени Макарова, уже не раз писали. Для Людмилы Анатольевны самое ценное другое - ее приняли совершенно на равных коллеги-капитаны.

Такой завет двадцать лет назад, в год утверждения Тибряевой в должности капитана, дала ей легендарная женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина.

«Понятно, - писала она в поздравлении, - что будет внимание журналистов к вам, они напишут и скажут много слов, но главное - как к вам будут относиться ваши коллеги».

Эти слова Тибряева запомнила навсегда.

А нынешний год у нее просто «звездный» - три круглые даты, из которых сама она главными считает те, что связаны с пароходством. А юбилей, скорее всего, Людмила Анатольевна встретит на капитанском мостике теплохода «Капитан Воденко», куда отправится в начале февраля вместе с командой на смену нынешнему экипажу. Но до отъезда ей предстоит немало дел, в том числе очень приятных.

31 января она приглашена в качестве почетного гостя на открытие выставки музея Мурманского морского пароходства в областном краеведческом музее. Там же будет встреча с мурманчалами, которые наверняка зададут вопрос о том, каково это - быть женщиной-капитаном? Из эпизодов курьезных Людмила Анатольевна, возможно, расскажет такой.

Примерно год назад судовой агент оформляла пропуск для родственников экипажа теплохода «Капитан Воденко» в бюро пропусков торгового порта. Прочтя в графе «степень родства» слова «муж капитана», сотрудница растерялась: «Вам надо к начальству, я не могу без его разрешения оформить пропуск».

Вопрос, конечно, разрешился и без начальства после короткого пояснения. Но ведь и правда, нет у слова «капитан» женского рода!

А из дорогих историй, возможно, расскажет Людмила Тибряева мурманчанам о своем знакомстве с писателем Виктором Конецким, чьими книгами зачитывалась, как и большинство моряков. В повести «Последний рейс» среди героев есть и она. В своем же очередном рейсе Людмила будет с радостью читать только что вышедший и подаренный ей солидный сборник «Виктор Конецкий: ненаписанная биография».

А в день сорокалетия своей морской судьбы среди других поздравлений она получила телеграмму из Санкт-Петербурга.

«Глубокоуважаемая Людмила Анатольевна! Сердечно поздравляем вас с трудовым юбилеем, сорокалетием служения русскому флоту и людям моря. Ваша жизнь, четкое следование законам нравственной дружбы, любви, морскому братству являются предметом гордости для всех нас, друзей и учеников Виктора Конецкого. С почтением - генеральный директор морского фонда имени Виктора Конецкого Татьяна Акулова-Конецкая, председатель правления фонда Андрей Бабуров».

Но Людмила не загордилась от высоких слов. Она вообще-то довольно скромный человек, несмотря на свою, как теперь модно говорить, эксклюзивность.

Наталья ЧЕСНОКОВА.

Добавлено спустя 54 минуты 11 секунд:
Еще одна статья с http://www.b-port.com
«Да ведь твой прадед меня учил!»

Эпизоды необычной выставки в краеведческом музее

Дедушка, а что за работа у тебя? - спрашивает внучка деда-капитана.

- Капитан - самая бесполезная должность на корабле. Вахты не стоит, занимает самую лучшую каюту, получает больше всех денег. Но кроме капитана, внучка, никто не может изменить курс корабля.

Ветеран капитанского корпуса Иван Павлович Лопатин рассказывает старый анекдот, а зал смеется. Особенно - мальчишки в форменках с гюйсами, учащиеся морского класса 53-й мурманской школы.

Их пригласили на открытие выставки музея Мурманского морского пароходства в областном краеведческом музее и встречу с ветеранами предприятия. И, судя по тому, как живо шло общение, этот день им запомнится.

- Ребята, а почему вы выбрали морскую профессию? - спрашивает капитан Людмила Анатольевна Тибряева.

Ребята начинают подталкивать в бок соседей: «Ну давай ты, ну скажи».

Наконец, набирается храбрости старшина группы Георгий Скобелкин:

- Хочется побывать в разных странах, увидеть мир Работа интересная, и заработки хорошие.

Его товарищи переглядываются, тихонько смеются.

Улыбались здесь и пожилые, и юные часто. И потому, что истории интересные звучали, и потому, что очень доброжелательные отношения возникли на встрече, которую принято относить к «мероприятиям».

Еще один действующий капитан Руслан Борисович Игрицкий, который уже почти пятьдесят лет управляет судами пароходства, начал с серьезного совета.

- Если вы решили избрать морские профессии, сначала подумайте: готовы ли к самому тяжелому - отрыву от дома, от родных? А еще внимательно отнеситесь к изучению английского языка и досконально осваивайте компьютеры. Сейчас в море без этого нельзя. Не знаю, как теперь преподают английский в училищах, у нас было всего четыре часа в неделю, и это очень мало. Конечно, учиться вы будете в течение всей жизни, но чем лучше освоите основы сейчас, тем успешнее будете продвигаться потом.

Руслан Борисович - один из самых молодых капитанов в истории пароходства, он стал им в 26 лет. Сейчас ему прилично за семьдесят, но выглядит он так, что дай Бог каждому. Есть секреты?

- Я всегда занимался спортом. Сначала - академической греблей, потом в училище - боксом, и всю жизнь делаю зарядку. Если минут сорок не разомнусь, чувствую себя разбитым. Курил много, но 12 лет не курю и вам не советую. Выпить могу, но знаю меру. Есть такая давняя поговорка: «Моряк должен уметь подходить и уходить от стола, подходить к причалу и женщине».

Мальчишки из морского класса переглядываются и тихонько хихикают, ветераны довольно улыбаются.

Море учит многому, не только профессии, но и особому отношению к людям, подолгу живущим вдали от дома, в замкнутом пространстве, где психологический климат важен не менее, чем исправная работа механизмов.

Людмила Тибряева вспоминает эпизод двадцатилетней давности, запомнившийся навсегда.

На одном из сухогрузов, где она была старшим помощником капитана, в кают-компании накрыли праздничный обед. Когда подошло время десерта, оказалось, что в стаканах с обязательными на судах подстаканниками нет чайных ложек. Она спросила буфетчицу:

- А где ложечки?

Та метнула выразительный взгляд и ответила коротко:

- Возьмите и принесите.

Офицеру-мужчине, конечно, такого бы не сказали. Но старпом -женщина, и должна была понять, что буфетчица и так с ног сбилась, чтобы накрыть праздничный стол. Людмила Анатольевна начала помогать ей.

Анатолий Алексеевич Черепанов, председатель Мурманской ассоциации капитанов, после этой истории, прозвучавшей на встрече в музее, тут же обращается к сидящей рядом с ним женщине.

- А вот вам - буфетчица, ну-ка, Зинаида, расскажи, сколько ты посуды разбила?

Зинаида Петрова, явно не готовая к экспромту, сначала смущается, а потом вдруг выдает:

- Ну да, только начинала работать, несла поднос с посудой, открыла дверь, нас качнуло, дверь со всего размаху на меня, - все на полу в осколках. Но я уж тогда лучше про другое скажу. Тут вот все про капитанов, иногда про боцманов вспоминают, а сердце судна, между прочим, в машине. У меня вот муж всю жизнь механиком отходил, а приезжаем как-то в Полтаву, на родину, его спрашивают: «Слушай, Валентин, ты уже двадцать лет в море, и все механиком, а когда же капитаном станешь?»

Зинаида и Валентин Петровы стали героями фильма Юрия Визбору «Мурманск-198», когда работали вместе на ледоколе «Капитан Сорокин». Встречи со знаменитым человеком запомнились на всю жизнь. И так получилось, что на следующий год после съемок фильма они поженились, а еще через год, точно в День работников морского и речного флота, у них родился сын. Морская биография Зинаиды на этом закончилась, Валентин Николаевич расстался с морем не так давно.

Вспоминали и о встречах с Виктором Конецким, а потом, когда открылась выставка музея ММП в областном краеведческом, ветераны и молодежь с интересом разглядывали стенд о моряках-писателях, бывших частыми гостями пароходства и работавших в нем.

На встрече этой открылась еще одна, удивительная сплетением судеб история.

Фамилия одного из учеников 11-го морского класса 53-й школы - Цируль. Когда он назвался, ветераны дружно обернулись к задним рядам, где сидели ребята.

- Так у нас же теплоход был «Капитан Цируль».

Даниил, так зовут парня, скромно сказал:

- Это мой прадед.

Семья Даниила - очень известная в Архангельске и Мурманске. Именем прадеда назван один теплоход, прапрадеда - другой - «Георгий Наливайко». Всем известен капитан Мурманского морского пароходства Валерий Германович Антипин - дед. Отец, правда, дошел до второго помощника, сейчас работает в «Инфлоте». Даниил хочет стать капитаном, иной мечты просто не было. Мы разговариваем с Даниилом, и тут подходит к нам Иван Павлович Лопатин.

- Так ведь это твой прадед, Владимир Федорович Цируль, меня учил. Он у нас в Архангельской мореходке был начальником судоводительского отделения.

Мальчишка, с почтением глядя на капитана, слегка растерялся. Наверное, тоже подумал: как же тесен этот мир! А человек, которого учил его прадед, сам уже выучил на практике не одного капитана...

К открытию выставки народу в областном краеведческом музее собралось столько, что едва уместились в зале, где расположился «музей в музее». Генеральный директор ММП Александр Медведев и капитан Людмила Тибряева перерезали ленточку. И Александр Михайлович на открытии пояснил, почему сразу поддержал эту инициативу.

- О Мурманском морском пароходстве знают все, но однажды я понял, что о нашем музее - не очень многие. Теперь, надеюсь, у него будет больше друзей. Вообще эта инициатива - показать историю города, края через историю предприятия и его музей - надеюсь, будет удачной.

Председатель областной думы Павел Сажинов очень искренне пожелал удачи этому почину, но особо отметил важность такого аспекта:

- Мурманское морское пароходство продолжает историю освоения Арктики, начатую в давние времена нашими предками-поморами. Она хранится в музее, пароходство активно развивает свою деятельность, и это особенно важно сейчас, когда наблюдаются попытки интернационализировать Северный морской путь и те ресурсы, которыми богата Арктика. Но такие выставки, как эта, еще раз подтверждают - это наше богатство, принадлежащее россиянам, и мы это право никому не отдадим.

О самом проекте «музей в музее» говорили и директор областного краеведческого Дмитрий Жалнин, и заведующая музеем пароходства Валентина Карепова, и начальник пресс-службы ММП Владимир Блинов, и заместитель председателя областного комитета по культуре и искусству Александр Баранников. Они уверены, что это прекрасная возможность открыть доступ к разным страницам и граням истории нашего края более широкому кругу людей. Нынешняя экспозиция - первая ласточка, уже в этом году, есть надежда, появятся и другие. А в будущем, - и в этом убеждены многие участники хорошего и полезного события, - хорошо бы дать возможность ведомственным (а таких у нас в области немало) и городским музеям из Полярного, Кировска, Мончегорска, других уголков полуострова представить свои бесценные материалы в Мурманске. Но для этого, конечно, потребуется поддержка и областной думы, и правительства области. У маленьких музеев, живущих на крайне скромном бюджете, своих средств на такие проекты явно не найдется.

А выставку из музея пароходства в областном краеведческом рекомендую посетить. В ней живо предстают и глубокое прошлое, и перспективное настоящее одного из самых известных и важных для нашей области предприятий.

Наталья ЧЕСНОКОВА.
Вложения
В Мурманской Ассоциации Капитанов отмечается 40-летие работы Л.А. Тибряевой в ММП : image (2).jpg
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение Юрий Клименко » 22 Февраль 2019 07:57

ЛЮБО! :good:
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Тибряева Людмила Анатольевна (р.1947)

Сообщение insp2 » 27 Декабрь 2019 16:27

Обложка книги КАПИТАН ЛЮДМИЛА. 145 стр. : 7. aiiyb gdvda.jpg
20 декабря 2019 года в кают-компании ледокола КРАСИН на чтениях Фонда Виктора Конецкого состоялась презентация книги бывшей заведующей музеем Мурманского морского пароходства КАРЕПОВОЙ Валентины Ивановны "КАПИТАН ЛЮДМИЛА"
Вложения
Карепова В.И. на презентации книги КАПИТАН ЛЮДМИЛА : 6. d.w. nugouobr.jpg
Карепова В.И.и Тибряева Л.А. среди коллег в кают-компании ледокола КРАСИН : 5. oibcwpicx tscjgi.jpg
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения