А. В. МЕЛЬНИКОВ, Б. Г. МАСЛЕННИКОВ
ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ МАТИСЕН (К 100-летию со дня рождения)
Известный полярный гидрограф, исследователь архипелага Норденшельда, Новосибирских островов, бухты Тикси и дельты р. Лены, Федор Андреевич Матисен родился 22 июня (20 мая ст. ст.) 1872 г. в С.-Петербурге [17].
В 1886 г. он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием и был удостоен премии им. адмирала П. С. Нахимова. В 1892—1894 гг. Матисен в чине мичмана плавал на Балтийском море. В январе—апреле 1895 г. он окончил штурманский класс, после чего занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», на котором 29 октября того же года вышел из Кронштадта в Средиземное море [9] и 9 апреля 1896 г. прибыл в японский порт Нагасаки, где вступил в состав эскадры Тихого океана [10, 11].
На Тихом океане Матисен пробыл до 1898 г.; он побывал во многих портах Японии, Кореи и Китая. В 1899 г. в чине лейтенанта Ф. А. получает назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», на котором участвует в работах Русской градусной экспедиции на Шпицбергене. После работ этой экспедиции на географической карте первый раз появляется имя Матисена. В его честь был назван нунатак у ледника Инглфилд на Шпицбергене в координатах 77° 40' с. гл., 18° в. д. [15]. После первого же посещения Северного Ледовитого океана Матисен пленился его суровой красотой и поэтому сразу же принял предложение участвовать в Русской полярной экспедиции Академии наук под руководством Э. В. Толля. В экспедиции он занимался гидрографическими, топографическими, геодезическими и картографическими работами, а также метеорологическими наблюдениями. В период второго навигационного плавания Матисен возглавлял экипаж яхты «Заря».
Во время первой зимовки «Зари» у берегов Таймырского п-ова в сложных зимних условиях Ф. А. впервые произвел маршрутную съемку о-вов архипелага Норденшельда, нанес на карту западный берег о. Таймыр, группу о-вов Вилькицкого, в том числе три, открытые им самим (о-ва Стрижева, Грозный и Корсар), открыл и описал до того времени неизвестную группу островов, названных о-вами Цивольки (о-ва Макарова, Ледокол, Ермак, Васильева, Шульца, Витте, Ковалевского и Саввы Ложкина). Учитывая сделанные Ф. А. Матисеном открытия, Э. В. Толль вторично увековечил его имя на карте Таймырского п-ова, назвав пролив, отделяющий группу о-вов Вилькицкого от о-вов Таймыр и Нансена, проливом Матисена [5,12,14]. На Новосибирских о-вах Ф. А. Матисен совершил по заданию Э. В. Толля несколько разведочных экскурсий.
Ф. А. был человеком высокой общей культуры, начитанным, прекрасным музыкантом и к тому же мастером на все руки. Под его руководством строилась баня и снежный дом для метеонаблюдений; он зачаровывал всех игрой на пианино произведений Моцарта и Шопена или увлекал играми на воздухе, лыжными и стрелковыми соревнованиями. И вместе с тем «Матисен был отличным командиром, уверенным и решительным моряком» [1].
За три дня до ухода Толля на о. Беннетта, 2 июня 1902 г., он вручил Матисену специально разработанную «Инструкцию», а на следующий день — запечатанный конверт, в котором находился приказ о назначении его начальником экспедиции, если «Заря» не сможет снять Толля и его товарищей с острова или в случае смерти самого Толля. Ф. А. хорошо представлял те величайшие опасности, с которыми было сопряжено последнее, трагически закончившееся путешествие Э. В. Толля на о. Беннетта, и с самого начала был противником этого мероприятия. Но когда это путешествие все же совершилось, Матисен предпринял все зависящие от него меры к спасению Толля и его спутников. Однако, ограниченный запас топлива на судне свел на нет все усилия командира провести «Зарю» сквозь льды к о. Беннетта. После этого Ф. А. Матисен вынужден был возглавить экспедицию, вывести ее к материку и возвратиться в Петербург [6, 16].
Трезвость оценки обстановки Ф. А. Матисеном предотвратили экспедицию на яхте «Заря» для поисков Э. В. Толля. Одновременно он вместе с академиком М. А. Рыкачевым предложил послать для этой цели ледокол «Ермак». Но в правительственных кругах предложение Матисена не нашло поддержки, и спасательная экспедиция была проведена по плану, фактически предложенному Н. А. Бегичевым [1, 2, 12].
В 1903 г. Ф. А. Матисену было поручено передать «Зарю» торговой фирме А. И. Громовой в благодарность за оказанные услуги. Ф. А. Матисен воспользовался этой поездкой для изучения бухты Тикси. В свободпое время он занялся съемкой и промером бухты и составлением карты входа в нее. В бухте Тикси и на р. Лене Матисен определил ряд астрономических пунктов, позволивших сомкнуть выполненную съемку с работами Н. Юргенса, производившимися в период I Международного полярного года. Кроме этого, Федор Андреевич составил подробную карту бухты Тикси и Быковского п-ова, измерил высоту окружающих бухту горных вершин, отметил наличие в долине р. Сого признаков угольного месторождения [7, 12].
В 1907 г. Ф. А. был назначен командиром миноносца «Прозорливый», а затем старшим офицером I ранга крейсера «Диана». В том же году ему было присвоено звание капитана II ранга.
После плавания на «Заре» Матисен становится одним из активнейших сторонников и инициаторов постановки вопроса о продолжении и развитии работ по обследованию сибирского побережья и Северного морского пути. Вместе с другими известными полярными исследователями он принимал активное участие в работе специальной комиссии Морского министерства, созданной для изучения вопроса о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане в широких масштабах. Результатом работ этой комиссии явилось снаряжение в Северный Ледовитый океан гидрографической экспедиции на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». Ф. А. был назначен наблюдающим за постройкой ледокольных пароходов ют Главного морского штаба. Вместе с А. И. Вилькицким, И. С. Сергеевым, Ю. М. Шокальским, А. А. Бунге, Ф. А. участвовал в составлении плана и программы экспедиции для исследования морского пути через Северный Ледовитый океан. Он же вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток одно из судов экспедиции—«Таймыр». Матисен командовал «Таймыром» до прихода в Порт-Саид, где сдал корабль капитану II ранга А. Макалинскому [12].
Главной целью и основной заботой Ф. А. Матисена в последний период его жизни было обоснование необходимости строительства в бухте Тикси морского порта. Организованная им Усть-Ленская гидрографическая экспедиция в 1920—1921 гг. успешно выполнила работы по описанию проток дельты Лены. В результате промерных работ был обнаружен судоходный фарватер от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова мыса. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов. Своими работами Матисен дал жизнь порту Тикси, являющемуся ныне морскими воротами Якутской республики и важнейшей базой действующего Северного морского пути [4, 8].
Ленский ветеран-речник, капитан парохода «Лена» Н. С. Горовацкий, которому довелось в 1919—1921 гг. обеспечивать экспедиционные поездки Ф. А. Матисена и его сотрудников в низовья и дельту Лены, впоследствии вспоминал о Федоре Андреевиче: «Это был крепкий старик с благообразной бородой, очень проницательными глазами. Всегда живой, непоседливый, он являл собой тип ученого, вдумчивого и внимательного. Федор Андреевич не чуждался простого народа, любезно разговаривал с членами команды, много рассказывал о своих полярных путешествиях» [3].
Федор Андреевич оставил о себе достойный глубочайшей памяти след в науке и истории освоения Якутского Заполярья. Это был человек прекрасной души, величайший патриот своей Родины. Умер Ф. А. Матисен 9 декабря 1921 г. на 50-м году жизни в г. Иркутске за обработкой материалов первой советской Усть-Ленской гидрографической экспедиции, полный больших надежд на осуществление грандиозных народнохозяйственных планов по освоению Булунского севера и Советской Арктики.
Литература
[1] Болотников Н. Я. Никифор Бегичев. М., 1954.
[2] В и т т е н-б у р г П. В. Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля. М.—Л., 1960.
[3] Горовацкий Н. С. Страницы минувшего. 60 навигаций на Лене. Якутск, 1968.
[4] Мельников А. В. В низовьях Лены. К 50-летию первой советской гидрографической экспедиции в устье Лены. Соц. Якутия, 1970.
[5] Матисен Ф. А. Краткий обзор плавания яхты Русской Полярной экспедиции «Заря» в навигацию 1901 г. Изв. Академии наук, т. XVI, № 5, 1902.
[6] Матисен Ф. А. Отчет лейтенанта Ф. А. Матисена о плавании яхты «Заря» в навигацию 1902 года и о возвращении экипажа ее в Якутск. Изв. Академии наук, т. XVIII, № 3, 1903.
[7] Матисен Ф. А. Донесение командира яхты «Заря» лейтенанта Ф. А. Матисена Августейшему Президенту Императорской Академии наук. Изв. Академии наук, т. XX, № 2, 1904.
[8] Матисен Ф. А. Экспедиция к устью реки Лены 1919 года. Иркутск, 1921.
[9] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании нашихсудов за границей, № 1, 1896.
[10] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании наших судов за границей, № 4, 1896.
[11] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании наших судов за границей, № 1, 1897.
[12] Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 2. Л., 1962.
[13] Толль Э. В. Плавание на яхте «Заря». М., 1959.
[14] Toll E. Die Russische Polarfahrt der «Sorja», 1900—1902. Berlin, 1909.
[15] The Place-names of Svalbard. Skrifter om Svalbard og Ishavet, № 80. Oslo, 1942.
[16] Госархив Иркутской области, ф. 293, on. 1, д. 231, лл. 4, 5. (Протокол общего собрания членов Восточно-Сибирского отдела Иркутского Русского географического общества 23 сентября 1903 г. Сообщение командира яхты «Заря» лейтенанта Ф. А. Матисена: «Последние известия о бароне Толле и о картографических и океанских работах Русской Полярной экспедиции»).
[17] Центральный Государственный архив ВМФ, ф. 406, он. 3, д. 1146, № 27. Послужной список Ф. А. Матисена.
В 1886 г. он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием и был удостоен премии им. адмирала П. С. Нахимова. В 1892—1894 гг. Матисен в чине мичмана плавал на Балтийском море. В январе—апреле 1895 г. он окончил штурманский класс, после чего занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», на котором 29 октября того же года вышел из Кронштадта в Средиземное море [9] и 9 апреля 1896 г. прибыл в японский порт Нагасаки, где вступил в состав эскадры Тихого океана [10, 11].
На Тихом океане Матисен пробыл до 1898 г.; он побывал во многих портах Японии, Кореи и Китая. В 1899 г. в чине лейтенанта Ф. А. получает назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», на котором участвует в работах Русской градусной экспедиции на Шпицбергене. После работ этой экспедиции на географической карте первый раз появляется имя Матисена. В его честь был назван нунатак у ледника Инглфилд на Шпицбергене в координатах 77° 40' с. гл., 18° в. д. [15]. После первого же посещения Северного Ледовитого океана Матисен пленился его суровой красотой и поэтому сразу же принял предложение участвовать в Русской полярной экспедиции Академии наук под руководством Э. В. Толля. В экспедиции он занимался гидрографическими, топографическими, геодезическими и картографическими работами, а также метеорологическими наблюдениями. В период второго навигационного плавания Матисен возглавлял экипаж яхты «Заря».
Во время первой зимовки «Зари» у берегов Таймырского п-ова в сложных зимних условиях Ф. А. впервые произвел маршрутную съемку о-вов архипелага Норденшельда, нанес на карту западный берег о. Таймыр, группу о-вов Вилькицкого, в том числе три, открытые им самим (о-ва Стрижева, Грозный и Корсар), открыл и описал до того времени неизвестную группу островов, названных о-вами Цивольки (о-ва Макарова, Ледокол, Ермак, Васильева, Шульца, Витте, Ковалевского и Саввы Ложкина). Учитывая сделанные Ф. А. Матисеном открытия, Э. В. Толль вторично увековечил его имя на карте Таймырского п-ова, назвав пролив, отделяющий группу о-вов Вилькицкого от о-вов Таймыр и Нансена, проливом Матисена [5,12,14]. На Новосибирских о-вах Ф. А. Матисен совершил по заданию Э. В. Толля несколько разведочных экскурсий.
Ф. А. был человеком высокой общей культуры, начитанным, прекрасным музыкантом и к тому же мастером на все руки. Под его руководством строилась баня и снежный дом для метеонаблюдений; он зачаровывал всех игрой на пианино произведений Моцарта и Шопена или увлекал играми на воздухе, лыжными и стрелковыми соревнованиями. И вместе с тем «Матисен был отличным командиром, уверенным и решительным моряком» [1].
За три дня до ухода Толля на о. Беннетта, 2 июня 1902 г., он вручил Матисену специально разработанную «Инструкцию», а на следующий день — запечатанный конверт, в котором находился приказ о назначении его начальником экспедиции, если «Заря» не сможет снять Толля и его товарищей с острова или в случае смерти самого Толля. Ф. А. хорошо представлял те величайшие опасности, с которыми было сопряжено последнее, трагически закончившееся путешествие Э. В. Толля на о. Беннетта, и с самого начала был противником этого мероприятия. Но когда это путешествие все же совершилось, Матисен предпринял все зависящие от него меры к спасению Толля и его спутников. Однако, ограниченный запас топлива на судне свел на нет все усилия командира провести «Зарю» сквозь льды к о. Беннетта. После этого Ф. А. Матисен вынужден был возглавить экспедицию, вывести ее к материку и возвратиться в Петербург [6, 16].
Трезвость оценки обстановки Ф. А. Матисеном предотвратили экспедицию на яхте «Заря» для поисков Э. В. Толля. Одновременно он вместе с академиком М. А. Рыкачевым предложил послать для этой цели ледокол «Ермак». Но в правительственных кругах предложение Матисена не нашло поддержки, и спасательная экспедиция была проведена по плану, фактически предложенному Н. А. Бегичевым [1, 2, 12].
В 1903 г. Ф. А. Матисену было поручено передать «Зарю» торговой фирме А. И. Громовой в благодарность за оказанные услуги. Ф. А. Матисен воспользовался этой поездкой для изучения бухты Тикси. В свободпое время он занялся съемкой и промером бухты и составлением карты входа в нее. В бухте Тикси и на р. Лене Матисен определил ряд астрономических пунктов, позволивших сомкнуть выполненную съемку с работами Н. Юргенса, производившимися в период I Международного полярного года. Кроме этого, Федор Андреевич составил подробную карту бухты Тикси и Быковского п-ова, измерил высоту окружающих бухту горных вершин, отметил наличие в долине р. Сого признаков угольного месторождения [7, 12].
В 1907 г. Ф. А. был назначен командиром миноносца «Прозорливый», а затем старшим офицером I ранга крейсера «Диана». В том же году ему было присвоено звание капитана II ранга.
После плавания на «Заре» Матисен становится одним из активнейших сторонников и инициаторов постановки вопроса о продолжении и развитии работ по обследованию сибирского побережья и Северного морского пути. Вместе с другими известными полярными исследователями он принимал активное участие в работе специальной комиссии Морского министерства, созданной для изучения вопроса о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане в широких масштабах. Результатом работ этой комиссии явилось снаряжение в Северный Ледовитый океан гидрографической экспедиции на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». Ф. А. был назначен наблюдающим за постройкой ледокольных пароходов ют Главного морского штаба. Вместе с А. И. Вилькицким, И. С. Сергеевым, Ю. М. Шокальским, А. А. Бунге, Ф. А. участвовал в составлении плана и программы экспедиции для исследования морского пути через Северный Ледовитый океан. Он же вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток одно из судов экспедиции—«Таймыр». Матисен командовал «Таймыром» до прихода в Порт-Саид, где сдал корабль капитану II ранга А. Макалинскому [12].
Главной целью и основной заботой Ф. А. Матисена в последний период его жизни было обоснование необходимости строительства в бухте Тикси морского порта. Организованная им Усть-Ленская гидрографическая экспедиция в 1920—1921 гг. успешно выполнила работы по описанию проток дельты Лены. В результате промерных работ был обнаружен судоходный фарватер от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова мыса. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов. Своими работами Матисен дал жизнь порту Тикси, являющемуся ныне морскими воротами Якутской республики и важнейшей базой действующего Северного морского пути [4, 8].
Ленский ветеран-речник, капитан парохода «Лена» Н. С. Горовацкий, которому довелось в 1919—1921 гг. обеспечивать экспедиционные поездки Ф. А. Матисена и его сотрудников в низовья и дельту Лены, впоследствии вспоминал о Федоре Андреевиче: «Это был крепкий старик с благообразной бородой, очень проницательными глазами. Всегда живой, непоседливый, он являл собой тип ученого, вдумчивого и внимательного. Федор Андреевич не чуждался простого народа, любезно разговаривал с членами команды, много рассказывал о своих полярных путешествиях» [3].
Федор Андреевич оставил о себе достойный глубочайшей памяти след в науке и истории освоения Якутского Заполярья. Это был человек прекрасной души, величайший патриот своей Родины. Умер Ф. А. Матисен 9 декабря 1921 г. на 50-м году жизни в г. Иркутске за обработкой материалов первой советской Усть-Ленской гидрографической экспедиции, полный больших надежд на осуществление грандиозных народнохозяйственных планов по освоению Булунского севера и Советской Арктики.
Литература
[1] Болотников Н. Я. Никифор Бегичев. М., 1954.
[2] В и т т е н-б у р г П. В. Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля. М.—Л., 1960.
[3] Горовацкий Н. С. Страницы минувшего. 60 навигаций на Лене. Якутск, 1968.
[4] Мельников А. В. В низовьях Лены. К 50-летию первой советской гидрографической экспедиции в устье Лены. Соц. Якутия, 1970.
[5] Матисен Ф. А. Краткий обзор плавания яхты Русской Полярной экспедиции «Заря» в навигацию 1901 г. Изв. Академии наук, т. XVI, № 5, 1902.
[6] Матисен Ф. А. Отчет лейтенанта Ф. А. Матисена о плавании яхты «Заря» в навигацию 1902 года и о возвращении экипажа ее в Якутск. Изв. Академии наук, т. XVIII, № 3, 1903.
[7] Матисен Ф. А. Донесение командира яхты «Заря» лейтенанта Ф. А. Матисена Августейшему Президенту Императорской Академии наук. Изв. Академии наук, т. XX, № 2, 1904.
[8] Матисен Ф. А. Экспедиция к устью реки Лены 1919 года. Иркутск, 1921.
[9] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании нашихсудов за границей, № 1, 1896.
[10] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании наших судов за границей, № 4, 1896.
[11] Морской сборник, ч. оф. Изв. о плавании наших судов за границей, № 1, 1897.
[12] Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 2. Л., 1962.
[13] Толль Э. В. Плавание на яхте «Заря». М., 1959.
[14] Toll E. Die Russische Polarfahrt der «Sorja», 1900—1902. Berlin, 1909.
[15] The Place-names of Svalbard. Skrifter om Svalbard og Ishavet, № 80. Oslo, 1942.
[16] Госархив Иркутской области, ф. 293, on. 1, д. 231, лл. 4, 5. (Протокол общего собрания членов Восточно-Сибирского отдела Иркутского Русского географического общества 23 сентября 1903 г. Сообщение командира яхты «Заря» лейтенанта Ф. А. Матисена: «Последние известия о бароне Толле и о картографических и океанских работах Русской Полярной экспедиции»).
[17] Центральный Государственный архив ВМФ, ф. 406, он. 3, д. 1146, № 27. Послужной список Ф. А. Матисена.