Колошенко Василий Петрович (род. 1922). Герой Советского Союза (26.04.1971).
Родился в с.Стрельники (ныне - Прилукского района) Черниговской области Украины в крестьянской семье. Украинец. В 1938 г. окончил 8 классов школы в пос.Близнюки Харьковской области на Украине. В 1941 г. окончил Запорожский авиационный техникум им.К.Е.Ворошилова и местный аэроклуб, где освоил пилотирование планеров и учебно-тренировочного самолёта У-2.
Прошёл курс обучения в отдельной аэ ГВФ, после чего началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 г. - ноябре 1942 г. обучался в Батайской школе пилотов им.А.К.Серова, затем – в 21-й ВАШЛ. Вместе с курсантами под г.Ростовом-на-Дону в пехоте участвовал в боевых действиях. В августе 1943 г. школу перевели в г.Тамбов, где в 1944 г. он окончил Тамбовское военное авиационное училище лётчиков. Был оставлен в ней лётчиком-инструктором, готовил кадры для фронтовой авиации. Освоил истребитель И-16 и самолёт-штурмовик Ил-2. Лётно-инструкторский состав училища привлекался к ведению воздушной разведки, лидированию на фронт маршевых ап и аэ.
С 1946 г. - лейтенант запаса. Руководил заводом по производству масла в Казахской ССР, затем работал инструктором в Кузнецком центре обучения лётчиков ДОСААФ. Член КПСС с 1947 года.
С 1953 г. по 1960 г. - в УПА ГУСМП ММФ СССР. Летал на самолётах Ил-14, а затем после окончания курсов вертолётчиков, в т.ч. в ОКБ М.Л.Миля и в ВВС, освоил первые вертолёты Ми-4 и Ми-1. Командиром экипажа участвовал в ледовой разведке, проводке судов, в арктических и антарктических экспедициях. Вёл фотосъёмку на Таймыре, обеспечивал геофизическую экспедицию на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Служил в аварийно-спасательной аэ Московского оао. В навигацию 1955 г. вёл ледовую разведку, базируясь с вертолётом Ми-1 на легендарном ледоколе «Ермак» и стал первым в стране полярным корабельным вертолётчиком, а в 1959-1960 гг. испытывал на нём новый вертолёт Ка-15, в апреле-октябре 1956 г. участвовал в ВВЭ «Север-8» и работал командиром Ми-4 на дрейфующей научной станции «СП-5». В 1956-1958 гг. трудился в составе 2-й САЭ на Южном полюсе. В 1958 г. в должности командира авиационного звена вертолётов участвовал в подготовке ходовых испытаний с базированием вертолётов первого в мире атомного ледокола «Ленин», затем работал в Заполярье в интересах геологоразведки.
В 1960-1980 гг. лётчик-испытатель (в 1963-1977 гг. – старший лётчик) ОКБ им. М.Л.Миля МАП СССР. За двадцать лет работы в ОКБ участвовал в испытаниях всех его вертолётов - от Ми-1 до гиганта Ми-12. Установил 15 мировых рекордов на вертолётах по грузоподъёмности, скорости и высоте. В 1966 г. на вертолёте Ми-6ПЖ тушил лесные пожары во Франции, где ему присвоено звание «Почётный пожарник Парижа». В 1971 г. на опытном вертолёте В-12 совершил дальний перелёт Москва-Париж на международный авиационный салон (Ле Бурже). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 г. за мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11404).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974 г.), Почётный полярник, Почётный работник Морского флота СССР, мастер спорта СССР международного класса (1969 г.), Почётный пожарник Парижа (1966 г.). Живёт в г.Москве.
Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й ст., медалями.
Умер 17 февраля 2015 г. в Швейцарии и похоронен на кладбище общины Женолье кантона Во.
На борту ледокола "Ермак" у Ми-1 Н-11 с бортмехаником К.А.Лещенко. 1955 г.
"Ермак" с Ми-1 Н-11 В.П.Колошенко на борту осуществляет проводку ЭОН-65 (47 вымпелов). За кормой ледокола 2 БО за ПЛ проекта 122 бис. Июль 1955 г.
Командир вертолёта Ми-4 перед командировкой во 2-ю САЭ. 1956 г.
Два старших лётчика-испытателя ОКБ им. М.Л.Миля МАП СССР - два Героя Советского Союза: Р.И.Капрелян (слева) и В.П.Колошенко.