Глава III
Вскоре после установления в Якутии советской власти правительство приступило к осуществлению мероприятий по освоению этого богатого и обширного края и в первую очередь, конечно, его транспортных путей.
В 1920 г. Управление Восточно-Сибирского водного транспорта совместно с Главным Гидрографическим управлением снарядило экспедицию в устье реки Лены и бухту Тикси. Хотя в дооктябрьский период там уже несколько раз производились исследовательские работы, однако возможности развития судоходства в этом районе так и не были выяснены. В задачу экспедиции входило подробное обследование дельты Лены и составление атласа карт. Начальником экспедиции стал гидрограф и опытный полярный моряк Ф.А. Матисен, а его помощником Н.И. Евгенов. В «Автобиографии» Николай Иванович пишет об этом очень кратко:
«С марта 1920 года стал работать в Бюро Исследований Лено-Байкальского управления водного транспорта в Иркутске заведующим гидрографическими работами экспедиции к устью Лены, совершенной в 1920 году. С мая 1920 года был мобилизован в РККА с зачислением в состав Гидрографического Управления УВМС с командированием для экспедиционных работ в Лено-Байкальское управление водного транспорта НКПС».
В апреле 1920 г. Евгенов добрался до Иркутска, где Матисен уже работал над снаряжением экспедиции. Это было трудное дело: ни продовольствия, ни материального оборудования не хватало, все приходилось собирать по крохам в разных учреждениях. Особенно плохо было с теплой одеждой и обувью.
С грехом пополам закончив все приготовления, личный состав экспедиции отправился из Иркутска обозом в селение Качуг, расположенное по верхней Лене, откуда предстояло пройти около 4800 км по реке до места работ. Добирались до Киренска сплавным способом, дальше до Якутска на пароходе. «После полуголодной жизни в Иркутске, – пишет Николай Иванович в своем дневнике, – участники экспедиции быстро восстанавливали свои силы, уничтожая продукты, которые удавалось выменивать во время остановок парохода на табак, предусмотрительно закупленный в Иркутске».
В Якутске экспедиция получила свои «плавсредства»: железную баржу «Внучку», вельбот с подвесным мотором, две морские шлюпки и небольшой, но мореходный пароход «Лена». Этот пароход пришел в 1878 г. северным морским путем из Норвегии до устья Лены вместе со знаменитой «Вегой» Норденшельда. «Вега» пошла дальше во Владивосток, а «Лена» стала работать в Ленском речном бассейне.
В 1920 г., как и в предыдущие годы, «Лена» должна была довести на буксире до дельты караван из четырех рыбачьих барж с рыбаками и их домашней утварью, с бочками для рыбы, снастями. К каравану присоединили и экспедиционную «Внучку».
16 июня караван тронулся в путь. Началось знакомство с рыбаками. Из разговора с одним из них, пожилым якутом А. Величкиным выяснилось, что он во время охоты в тундре на южном побережье бухты Тикси видел небольшой пласт каменного угля, выходивший на поверхность. Руководство экспедиции живо заинтересовалось этим и тут же, за пять фунтов табаку и пять аршин мануфактуры, Величкина уговорили провести их к этому пласту. А в мечтах Евгенова уже начал вырисовываться морской порт Тикси с собственным углем!
Во время пути по реке от Якутска до дельты Лены на палубе «Внучки» был сооружен домик для работников экспедиции. Большое внимание было уделено его утеплению. Изготавливали также запасные весла для шлюпок, построили несколько «веток» – плоскодонных лодочек для одного человека. Во время «перекуров» восхищались рекой: в иных местах один из берегов совсем пропадал из глаз, а другой был едва виден, в некоторых – где река сужалась – поражала красота прибрежных обрывов. Сложенные из красного песчаника или беловатого известняка, выветренные, они напоминали развалины замков или старинных крепостей. Между разноцветными пластами пород крутых слоистых берегов, нередко можно было видеть черные полосы залежей каменного угля.
Красивы были и попадавшиеся острова, то низменные, покрытые цветущим травяным ковром, то более возвышенные, с шапками хвойного леса.
При подходе к одному из них, довольно мрачному, из-за окружающих его каменных осыпей, рыбаки с плывущих впереди «Внучки» барж стали кидать в воду какие-то мелкие предметы.
– Что это они делают? Не рыбу ли подкармливают? – удивлялись на «Внучке».
– Это же остров Аграфены, – пояснил один из рабочих экспедиции, якут, и рассказал якутское предание. Злая волшебница Аграфена, одна из трех сестер, прилетевших сюда с юга, поселилась на этом острове, чтобы сторожить рыбные богатства севера. Многие суеверные якуты бросают в реку возле острова дары в виде берестяных лодочек или деревянных рыбок, чтобы умилостивить грозную властительницу этих мест и заручиться ее содействием в успешном лове рыбы. Есть и другое предание о том, что этот остров является грудой камней, которую набросал якутский богатырь, пытаясь преградить дорогу русским пришельцам; но это сказание менее распространено, чем первое.
Ветер занес несколько берестяных лодочек на палубу «Внучки». Одну из них подобрал Евгенов и положил в карман.
– Сынишке показать? – спросил его кто-то.
– Я не женат… Просто на память, – смущенно улыбнулся Евгенов, вспоминая ящик своего письменного стола в Петрограде, в котором хранилось немало памятных вещиц, привезенных им из его прежних путешествий.
После острова Аграфены караван обогнул еще один каменистый остров. Это был остров Мавры, второй из прилетевших с юга сестры. Мавра доброжелательно относилась к людям и поэтому никаких подарков не получала.
После 12-дневного пути, 28 июня караван достиг острова Столб, от которого начинается разветвление основных проток Лены, – фактическое начало ее дельты.
Разделившись на несколько небольших партий, участники экспедиции приступили к намеченным исследованиям.
Евгенову не терпелось скорее добраться до бухты Тикси, где его партия должна была произвести судовой промер и мензульную съемку берегов. Но пройдя на «Лене» по восточной Быковской протоке, одной из наиболее судоходных проток дельты, и дойдя до мыса Быкова, они обнаружили, что она покрыта не взломанным льдом. Пришлось повернуть обратно и заняться тщательным обследованием пройденного фарватера с расстановкой вдоль него створных знаков.
На одном из островов Быковской протоки расположилось рыбачье стойбище, виднелось несколько оленей. Проводник Величкин вместе с Ф.А. Матисеном, находившийся на «Лене» и предполагавший на пароходе достичь района, где он обнаружил пласт каменного угля, крикнул что-то рыбакам.
– Не дадут ли олешек, – дойдем до угля не морем, а по суше, – пояснил он. Рыбаки охотно отозвались на его призыв. Четыре оленя были заарканены и за соответствующее вознаграждение предоставлены начальнику экспедиции: два в упряжке с нартой для груза и два верховых.
Любопытна следующая запись Николая Ивановича в «Дневнике»:
«При езде верхом на олене надо забыть все правила верховой езды на коне. Седло – две подушки с подпругой укрепляется на самой передней части спинного хребта оленя, так что ноги всадника висят по обе стороны шеи животного. Слегка ударяя по той или другой стороне головы оленя, его направляют в желаемую сторону, так как повод служит только для остановки. Повод из рук выпускать нельзя, так же как и хвататься за рога оленя – он сразу сбросит ездока и убежит, а поймать его без аркана невозможно. Садиться надо на переднюю часть горба, чтобы не переломить слабый спинной хребет оленя».
Поездка Матисена увенчалась успехом: после двухдневных поисков Величкин нашел виденный им ранее уголь. К сожалению, плохое самочувствие Матисена не позволило ему задержаться для обследования угольного пласта. Это сделал Евгенов месяцем позднее, когда бухта Тикси освободилась ото льда.
Весь месяц экспедиция производила промеры, съемки, триангуляционные работы. Полярный день позволял не прерывать их и в ночные часы в случае, если в дневные непогода вынуждала «отдыхать».
Не прекращались охотничьи вылазки, благодаря которым сотрудники экспедиции почти ежедневно имели к обеду свежую «дичину». Большинство островов дельты было испещрено озерками, населенными разными пернатыми представителями фауны, наполнявшими воздух своими криками. Дикие олени встречались редко; только двух удалось добыть за время экспедиции. Но всевозможные виды уток, и особенно гуси, не успевшие опериться после линьки и потому плохо летавшие, становились легкой добычей охотников.
К вечеру 22 июля задул свежий норд-вест, достигший вскоре штормовой силы и наделавший много бед. Вода в протоках стала быстро подниматься и достигла 2 м выше обычного. Низменные части островов были затоплены. Одна из промерных партий не успела перевести вельбот, с которого производила измерения, в более защищенное место, вельбот был быстро захлестнут сильной волной и затонул. С большим трудом добрались работники до берега, который в этом месте, к счастью, был довольно высок. Через день мокрым и голодным людям удалось благодаря спаду воды поднять вельбот и добраться до «Внучки» – базы экспедиции.
Плохо пришлось партии Евгенова. Когда вода начала резко подниматься, их шлюпку стало бить о прибрежное нагромождение плавника. Стоя по пояс в воде, работники партии подняли шлюпку на плавник, где ее быстро занесло песком, а сами забрались на небольшую и узкую, шириной 130–150 м возвышенность берега, окруженную бушующими волнами протоки и вышедшей из берегов лагуны. В случае дальнейшего подъема воды положение партии стало бы угрожающим, но ветер, не утихая, сменил направление, и вода вскоре спала. Это позволило спустить шлюпку на воду и добраться до базы. «Внучке» и «Лене», стоявшим в защищенном от волнения месте, шторм не причинил вреда, а в одном отношении он даже оказал пользу, взломав лед в бухте.
К 1 августа вся бухта очистилась от льда, можно было приступить к ее изучению.
В начале августа Евгенов с Величкиным побывали возле угольного пласта. Из этого похода Евгенов, обычно веселый и неунывающий, вернулся помрачневшим. По его мнению, уголь оказался не местного, а наносного происхождения, и мечты о том, что Тикси будет снабжать собственным углем прибывающие в нее пароходы, померкли /10/. С тем большей энергией принялся он за измерение глубин бухты. Произведенные зигзагообразные галсы установили, что вход в нее с моря доступен для судов с большой осадкой, а рекогносцировка в заливе Булункан (один из заливов бухты) подтвердила мнение Матисена о пригодности его для отстоя морских судов.
Работы продолжались весь август, лед ни разу им не помешал и только находившие внезапно туманы, становившиеся иногда, по выражению моряков, «молочными», держали пароход по несколько часов в плену. Приходилось отстаиваться в спокойном месте, что «Лена» и делала, нередко пришвартовываясь на эти часы к яхте «Заря» – судну полярной экспедиции Э. Толля, оставленной в бухте Тикси.
«Заря» представляла собой печальное зрелище, все более и более разрушаясь. Из рангоута на ней осталась лишь одна грот-мачта, которая одиноко торчала рядом с уцелевшей трубой над разрушенной палубой. Тяжело это было видеть, особенно Матисена. В 1901–1903 гг. Матисен участвовал в экспедиции Э. Толля в должности командира «Зари», дважды зимовал на ней /11/.
31 августа «Лена» совершила последний рекогносцировочный промер бухты, последняя маршрутная опись была произведена 4 сентября, а через день экспедиция вместе с караваном рыбачьих барж покинула дельту.
Работы 1920 года выявили необходимость продолжить исследования в районе устья Лены.
Руководство Усть-Ленской экспедицией 1921 года было поручено Н.И. Евгенову.
В план экспедиции помимо продолжения прошлогодних работ вошла рекогносцировочная съемка Оленекской протоки до ее морского бара (подводной мели вблизи устья) и морского побережья от него до устья реки Оленек, а также, по возможности, попутная съемка нижнего течения реки Лены – от Якутска до устья.
Снаряжение экспедиции потребовало таких же хлопот и усилий, как и в прошлом году, единственное, что не вызывало такого, как раньше, беспокойства, это обеспечение продовольствием. Опыт показал, как велики охотничьи запасы в дельте. Кроме того, экспедиции было разрешено иметь некоторое количество так называемой контр-валюты, то есть мануфактуры, «кирпичного» чая и листового табака для обмена на продукты и оплаты услуг местного населения. Труднее всего было получить одежду. Только половина работников экспедиции получила гимнастерки, брюки и сапоги, а плащ и рукавицы достались лишь одной трети нуждающихся.
Неприятно было то, что вместо «Лены» с ее прекрасным опытным капитаном Н.С. Горовацким экспедиции предоставлялся небольшой речной пароходик «Сынок», не имевший ни команды, ни капитана. Их пришлось приискивать, а это оказалось трудоемким делом. Огорчил Евгенова и отказ начальства включить в состав экспедиции небольшую портоизыскательную партию: ему казалось, что время строить порт Тикси уже наступило.
Несмотря на все неполадки, работы экспедиции начались без чрезмерного опоздания.
25 июня 1921 г. из Якутска в низовья Лены вышел рыбачий караван и с ним «Внучка», вельбот и шлюпки. Через два дня отправился в путь и «Сынок», с которого предполагалось вести попутную опись реки. Опись отнимала у Евгенова и его помощников много времени, но насколько же она была приятней подготовительных сборов!
Мореходность «Сынка» имела плохую репутацию, прочность его была сомнительна. Совершить на нем поход в бурное низовье реки и даже, может быть, выйти в море казалось многим опрометчивым шагом. Все же команду укомплектовали, – как всегда, помогла «выигрышная карта» дельты – ее охотничье богатство. Накануне отплытия получили, наконец, и согласие быть капитаном от Ф.К. Шрека – швейцарского подданного. Он в течение двух лет плавал помощником капитана на одном из пароходов Ленского речного пароходства.
13 июля перед «Сынком» сквозь мелкую сетку моросящего дождя темным туманным пятном вырисовался мрачный остров Столб. «Внучка» – база экспедиции, в это время уже была отведена к своей прошлогодней стоянке, и находившиеся на ней экспедиционные партии приступили к запланированным работам. «Сынок» же направился к Туматской протоке, чтобы с нее начать поиск фарватера для выхода в море через западную часть дельты. Таким образом, вся «семья» была при деле.
Туматская протока в отличие от восточной, Быковской, исследованной в 1920 г., и, в общем, почти безлюдной, заселена гуще. На ее берегах находилось несколько зимних стойбищ и небольших селений, жители которых занимались летом охотой, а зимой подледным ловом рыбы и пушным промыслом. Жили в юртах – четырехугольных срубах с плоскими крышами и застекленными маленькими окнами. Зимой в окна добавляли вторую раму из пластины льда.
В среднем своем течении Туматская протока огибает Американскую гору – самую возвышенную часть дельты. На вершине этого большого холма высился громадный, 5- метровый крест из бремен плавника, выкрашенный в белый цвет. Его подножье укреплено грудой наваленных камней. На кресте вырезана надпись на английском языке: «Памяти 12 офицеров и матросов с Американского полярного судна «Жаннетта», умерших от истощения в дельте Лены в октябре 1881 г.» и перечислены имена трагически погибших людей. «Жаннетта» – судно полярной экспедиции Де-Лонга было раздавлено льдами в районе Новосибирских островов, и его экипаж на трех шлюпках пытался добраться до берегов Сибири. Одна из шлюпок утонула в пути, вторая была выкинута на берег к востоку от устья Быковской протоки и 11 ее пассажиров были спасены местными рыбаками. Третья шлюпка, на которой находился Де-Лонг, села на мель среди безлюдных песков северной части дельты Лены. Высадившиеся с нее измученные люди пошли на юг искать спасенье. Они бы его нашли, если бы направились на восток или запад, где расположены становища оленеводов и рыбаков. Но у них не было карты, и они один за другим погибли. Их останки были впоследствии вывезены в Америку, так, что под крестом нет могилы, он только памятник одной из полярных трагедий.
Миновав Американскую горку, «Сынок» подошел к разветвлению протоки на несколько рукавов. Наугад пошел по одному из них, вскоре уткнулся в песчаный перекат, повернул обратно, пошел по другому рукаву…
В течение восьми дней «Сынок» бродил (если можно так выразиться) по лабиринту проток, выискивая фарватер для западного выхода в море, пока не нашел его. Следующие дни ушли на проверку фарватера и ограждение знаками.
27 июля «Сынок» направился по Оленекской протоке к морю. Маленький пароход с дровяной топкой котла не был пригоден для морского плавания, но это ничуть не мешало горячему желанию Евгенова и его товарищей пойти вновь открытым путем и проникнуть в Оленек с моря.
Пройдя обширный бар Оленекской протоки, несколько раз при этом попадая в песчаные ловушки, заставлявшие пароход кружиться на месте, «Сынок» вышел, наконец, на относительно большие глубины. Взял курс на запад по направлению к дельте Оленека, и словно «Мальчик-с-пальчик» отмечал вехами свой путь, чтобы облегчить дорогу домой.
Вскоре берега скрылись из глаз; стали попадаться отдельные льдины, заметно увеличилась качка; настроение у мореплавателей было приподнятое: наконец-то вышли в море!
После двух часов пути, когда на юго-западе начал вновь вырисовываться берег, «Сынок» двинулся к нему и… сел на мель.
Позднее Николай Иванович «в лицах» рассказывал об этом эпизоде.
Капитан, стоявший на мостике рядом с Евгеновым, побледнел.
– Я же предупреждал…, – простонал он, но Евгенов уже командовал в рупор:
– Стой! Полный назад! – и уже потом, повернувшись к капитану, успокоил:
– Ничего, взбодримся!
Его реакция, как только он услышал скрип винта и ощутил легкую дрожь корпуса судна, была мгновенной. Команда была своевременной, и судно не успело глубоко завязнуть в песке. Капитан, никогда ранее не плававший в море, согласился командовать «Сынком» при условии, что в море управлять пароходом будет не он, а Евгенов.
Для речного пароходика посадка на мель в море могла бы оказаться гибельной, но все окончилось благополучно: спустили шлюпку и при помощи завоза якорей сошли с мели. Вновь пришлось повернуть на северо-запад. Поход затягивался, и Евгенов стал уже прикидывать, что именно из дерева, имеющегося на корабле, можно будет пустить в топки вслед за последним поленом дров.
Прошло несколько часов утомительного похода «на ощупь», пока не вышли на глубокую борозду, по которой можно было двигаться на юг, к устью Оленека. Устье очень красиво при подходе к нему с моря: два высоких темных мыса на светлой воде, а за ними – голубая цепь холмов, уходящих в туманную даль.
2 августа «Сынок» вошел в главное русло Оленека и остановился у селения Усть-Оленского, расположенного на высоком западном берегу реки, дав перед этим приветственный свисток. Евгенов почувствовал себя очень смущенным, однако, когда при первой встрече с местными жителями в ответ на свое «здравствуйте» услышал: «не свистите, не стреляйте, дичь не пугайте!»
Селение состояло из нескольких срубов – юрт, в которых жили 8 семейств якутов-охотников. На окраине селения, вблизи берегового обрыва находилась могила лейтенанта Василия Прончищева и его жены. Николаю Ивановичу сразу припомнилось плавание на «Таймыре», живописная бухта у острова Преображения, которую они тогда назвали именем Марии Прончищевой…
Свое горячее желание побывать на их могиле Евгенов удовлетворил в первый же день пребывания «Сынка» в устье Оленека. Могила была в печальном состоянии. Она была почти сравнена с землей. Небольшой черный выветрившийся крест сильно покосился, вырезанная на нем славянской вязью надпись почти стерлась. Необходимость позаботиться о могиле была очевидной.
Пока в следующие два дня гидрографическая партия Евгенова занималась промерами русла Оленека, несколько работников экспедиции прилагали усилия к сохранению могилы Прончищевых. Древний крест был укреплен, вблизи него поставлен новый, с надлежащей надписью, оба креста обнесены крепкой оградой.
Хотя за эти дни не все промерные работы были закончены, боязнь ухудшения погоды заставила экспедицию покинуть Оленек. 5 августа «Сынок» вышел в обратный путь.
При выходе в море общее внимание привлекло громадное серое пятно на склоне одного из мысов. Раньше его здесь не было, значит это не растительность, к тому же, – оно двигалось. Олени? Действительно, в бинокль можно было разглядеть колоссальное стадо диких оленей, от полутора до двух тысяч голов, медленно поднимающихся по горе.
На обратный путь в дельту Лены «Сынок» потратил в 2 раза меньше времени, чем на плаванье в устье Оленека. Очень помогли расставленные по дороге бочки-бакены, хотя и нельзя было сказать, что все прошло «без сучка и задоринки».
11 августа «Сынок» вернулся на базу экспедиции. У Евгенова было прекрасное настроение – он считал, что окончился удачный поход. Но на базе его ждало большое огорчение – штормом разбило о прибрежные скалы вельбот. Людей на нем не было. Отправившаяся под парусами на вельботе описная партия работала на восточном побережье бухты Тикси, когда налетевшим шквалом вельбот оторвало от берега. Работники партии пешком благополучно вернулись на «Внучку», успешно закончив опись. Это сообщение не могло не радовать Евгенова, и все же при воспоминании о славном вельботе в его сердце «скребли кошки».
Вторую половину августа экспедиция использовала на окончание своих плановых работ и их небольшое перевыполнение: была рекогносцировочно обследована центральная Саардахская протока дельты.
5 сентября пришедшая из Якутска «Лена» кончила сбор рыбачьих барж и повела караван вверх по реке. На буксире к каравану прицепили и «Сынка», так как его котел без капитального ремонта отказывался работать, сказалась непрерывная чрезмерная топка. 23 сентября экспедиция прибыла в Якутск.
Давно уже осуществились мечты Евгенова: в бухте Тикси построен порт, речные и морские суда ходят по фарватерам Быковской, Оленекской и Саардахской проток, но научные исследования на Северном морском пути, в которых деятельное участие принимала Усть-Ленская экспедиция, продолжаются.
Собранные во время Ленской экспедиции научные данные послужили базой для создания целого ряда статей. В их числе два Атласа карт дельты реки Лены и ее нижнего течения, морская опись рек Лены и Оленек, материалы по лоции бухты Тикси и др. /12/. Все эти работы, впоследствии обобщенные в монографии, были высоко оценены научной общественностью. Русское Географическое общество в 1924 году наградило Н.И. Евгенова золотой медалью «За работы по географии и гидрографии Восточно-Сибирского моря».
В 1920 г. Управление Восточно-Сибирского водного транспорта совместно с Главным Гидрографическим управлением снарядило экспедицию в устье реки Лены и бухту Тикси. Хотя в дооктябрьский период там уже несколько раз производились исследовательские работы, однако возможности развития судоходства в этом районе так и не были выяснены. В задачу экспедиции входило подробное обследование дельты Лены и составление атласа карт. Начальником экспедиции стал гидрограф и опытный полярный моряк Ф.А. Матисен, а его помощником Н.И. Евгенов. В «Автобиографии» Николай Иванович пишет об этом очень кратко:
«С марта 1920 года стал работать в Бюро Исследований Лено-Байкальского управления водного транспорта в Иркутске заведующим гидрографическими работами экспедиции к устью Лены, совершенной в 1920 году. С мая 1920 года был мобилизован в РККА с зачислением в состав Гидрографического Управления УВМС с командированием для экспедиционных работ в Лено-Байкальское управление водного транспорта НКПС».
В апреле 1920 г. Евгенов добрался до Иркутска, где Матисен уже работал над снаряжением экспедиции. Это было трудное дело: ни продовольствия, ни материального оборудования не хватало, все приходилось собирать по крохам в разных учреждениях. Особенно плохо было с теплой одеждой и обувью.
С грехом пополам закончив все приготовления, личный состав экспедиции отправился из Иркутска обозом в селение Качуг, расположенное по верхней Лене, откуда предстояло пройти около 4800 км по реке до места работ. Добирались до Киренска сплавным способом, дальше до Якутска на пароходе. «После полуголодной жизни в Иркутске, – пишет Николай Иванович в своем дневнике, – участники экспедиции быстро восстанавливали свои силы, уничтожая продукты, которые удавалось выменивать во время остановок парохода на табак, предусмотрительно закупленный в Иркутске».
В Якутске экспедиция получила свои «плавсредства»: железную баржу «Внучку», вельбот с подвесным мотором, две морские шлюпки и небольшой, но мореходный пароход «Лена». Этот пароход пришел в 1878 г. северным морским путем из Норвегии до устья Лены вместе со знаменитой «Вегой» Норденшельда. «Вега» пошла дальше во Владивосток, а «Лена» стала работать в Ленском речном бассейне.
В 1920 г., как и в предыдущие годы, «Лена» должна была довести на буксире до дельты караван из четырех рыбачьих барж с рыбаками и их домашней утварью, с бочками для рыбы, снастями. К каравану присоединили и экспедиционную «Внучку».
16 июня караван тронулся в путь. Началось знакомство с рыбаками. Из разговора с одним из них, пожилым якутом А. Величкиным выяснилось, что он во время охоты в тундре на южном побережье бухты Тикси видел небольшой пласт каменного угля, выходивший на поверхность. Руководство экспедиции живо заинтересовалось этим и тут же, за пять фунтов табаку и пять аршин мануфактуры, Величкина уговорили провести их к этому пласту. А в мечтах Евгенова уже начал вырисовываться морской порт Тикси с собственным углем!
Во время пути по реке от Якутска до дельты Лены на палубе «Внучки» был сооружен домик для работников экспедиции. Большое внимание было уделено его утеплению. Изготавливали также запасные весла для шлюпок, построили несколько «веток» – плоскодонных лодочек для одного человека. Во время «перекуров» восхищались рекой: в иных местах один из берегов совсем пропадал из глаз, а другой был едва виден, в некоторых – где река сужалась – поражала красота прибрежных обрывов. Сложенные из красного песчаника или беловатого известняка, выветренные, они напоминали развалины замков или старинных крепостей. Между разноцветными пластами пород крутых слоистых берегов, нередко можно было видеть черные полосы залежей каменного угля.
Красивы были и попадавшиеся острова, то низменные, покрытые цветущим травяным ковром, то более возвышенные, с шапками хвойного леса.
При подходе к одному из них, довольно мрачному, из-за окружающих его каменных осыпей, рыбаки с плывущих впереди «Внучки» барж стали кидать в воду какие-то мелкие предметы.
– Что это они делают? Не рыбу ли подкармливают? – удивлялись на «Внучке».
– Это же остров Аграфены, – пояснил один из рабочих экспедиции, якут, и рассказал якутское предание. Злая волшебница Аграфена, одна из трех сестер, прилетевших сюда с юга, поселилась на этом острове, чтобы сторожить рыбные богатства севера. Многие суеверные якуты бросают в реку возле острова дары в виде берестяных лодочек или деревянных рыбок, чтобы умилостивить грозную властительницу этих мест и заручиться ее содействием в успешном лове рыбы. Есть и другое предание о том, что этот остров является грудой камней, которую набросал якутский богатырь, пытаясь преградить дорогу русским пришельцам; но это сказание менее распространено, чем первое.
Ветер занес несколько берестяных лодочек на палубу «Внучки». Одну из них подобрал Евгенов и положил в карман.
– Сынишке показать? – спросил его кто-то.
– Я не женат… Просто на память, – смущенно улыбнулся Евгенов, вспоминая ящик своего письменного стола в Петрограде, в котором хранилось немало памятных вещиц, привезенных им из его прежних путешествий.
После острова Аграфены караван обогнул еще один каменистый остров. Это был остров Мавры, второй из прилетевших с юга сестры. Мавра доброжелательно относилась к людям и поэтому никаких подарков не получала.
После 12-дневного пути, 28 июня караван достиг острова Столб, от которого начинается разветвление основных проток Лены, – фактическое начало ее дельты.
Разделившись на несколько небольших партий, участники экспедиции приступили к намеченным исследованиям.
Евгенову не терпелось скорее добраться до бухты Тикси, где его партия должна была произвести судовой промер и мензульную съемку берегов. Но пройдя на «Лене» по восточной Быковской протоке, одной из наиболее судоходных проток дельты, и дойдя до мыса Быкова, они обнаружили, что она покрыта не взломанным льдом. Пришлось повернуть обратно и заняться тщательным обследованием пройденного фарватера с расстановкой вдоль него створных знаков.
На одном из островов Быковской протоки расположилось рыбачье стойбище, виднелось несколько оленей. Проводник Величкин вместе с Ф.А. Матисеном, находившийся на «Лене» и предполагавший на пароходе достичь района, где он обнаружил пласт каменного угля, крикнул что-то рыбакам.
– Не дадут ли олешек, – дойдем до угля не морем, а по суше, – пояснил он. Рыбаки охотно отозвались на его призыв. Четыре оленя были заарканены и за соответствующее вознаграждение предоставлены начальнику экспедиции: два в упряжке с нартой для груза и два верховых.
Любопытна следующая запись Николая Ивановича в «Дневнике»:
«При езде верхом на олене надо забыть все правила верховой езды на коне. Седло – две подушки с подпругой укрепляется на самой передней части спинного хребта оленя, так что ноги всадника висят по обе стороны шеи животного. Слегка ударяя по той или другой стороне головы оленя, его направляют в желаемую сторону, так как повод служит только для остановки. Повод из рук выпускать нельзя, так же как и хвататься за рога оленя – он сразу сбросит ездока и убежит, а поймать его без аркана невозможно. Садиться надо на переднюю часть горба, чтобы не переломить слабый спинной хребет оленя».
Поездка Матисена увенчалась успехом: после двухдневных поисков Величкин нашел виденный им ранее уголь. К сожалению, плохое самочувствие Матисена не позволило ему задержаться для обследования угольного пласта. Это сделал Евгенов месяцем позднее, когда бухта Тикси освободилась ото льда.
Весь месяц экспедиция производила промеры, съемки, триангуляционные работы. Полярный день позволял не прерывать их и в ночные часы в случае, если в дневные непогода вынуждала «отдыхать».
Не прекращались охотничьи вылазки, благодаря которым сотрудники экспедиции почти ежедневно имели к обеду свежую «дичину». Большинство островов дельты было испещрено озерками, населенными разными пернатыми представителями фауны, наполнявшими воздух своими криками. Дикие олени встречались редко; только двух удалось добыть за время экспедиции. Но всевозможные виды уток, и особенно гуси, не успевшие опериться после линьки и потому плохо летавшие, становились легкой добычей охотников.
К вечеру 22 июля задул свежий норд-вест, достигший вскоре штормовой силы и наделавший много бед. Вода в протоках стала быстро подниматься и достигла 2 м выше обычного. Низменные части островов были затоплены. Одна из промерных партий не успела перевести вельбот, с которого производила измерения, в более защищенное место, вельбот был быстро захлестнут сильной волной и затонул. С большим трудом добрались работники до берега, который в этом месте, к счастью, был довольно высок. Через день мокрым и голодным людям удалось благодаря спаду воды поднять вельбот и добраться до «Внучки» – базы экспедиции.
Плохо пришлось партии Евгенова. Когда вода начала резко подниматься, их шлюпку стало бить о прибрежное нагромождение плавника. Стоя по пояс в воде, работники партии подняли шлюпку на плавник, где ее быстро занесло песком, а сами забрались на небольшую и узкую, шириной 130–150 м возвышенность берега, окруженную бушующими волнами протоки и вышедшей из берегов лагуны. В случае дальнейшего подъема воды положение партии стало бы угрожающим, но ветер, не утихая, сменил направление, и вода вскоре спала. Это позволило спустить шлюпку на воду и добраться до базы. «Внучке» и «Лене», стоявшим в защищенном от волнения месте, шторм не причинил вреда, а в одном отношении он даже оказал пользу, взломав лед в бухте.
К 1 августа вся бухта очистилась от льда, можно было приступить к ее изучению.
В начале августа Евгенов с Величкиным побывали возле угольного пласта. Из этого похода Евгенов, обычно веселый и неунывающий, вернулся помрачневшим. По его мнению, уголь оказался не местного, а наносного происхождения, и мечты о том, что Тикси будет снабжать собственным углем прибывающие в нее пароходы, померкли /10/. С тем большей энергией принялся он за измерение глубин бухты. Произведенные зигзагообразные галсы установили, что вход в нее с моря доступен для судов с большой осадкой, а рекогносцировка в заливе Булункан (один из заливов бухты) подтвердила мнение Матисена о пригодности его для отстоя морских судов.
Работы продолжались весь август, лед ни разу им не помешал и только находившие внезапно туманы, становившиеся иногда, по выражению моряков, «молочными», держали пароход по несколько часов в плену. Приходилось отстаиваться в спокойном месте, что «Лена» и делала, нередко пришвартовываясь на эти часы к яхте «Заря» – судну полярной экспедиции Э. Толля, оставленной в бухте Тикси.
«Заря» представляла собой печальное зрелище, все более и более разрушаясь. Из рангоута на ней осталась лишь одна грот-мачта, которая одиноко торчала рядом с уцелевшей трубой над разрушенной палубой. Тяжело это было видеть, особенно Матисена. В 1901–1903 гг. Матисен участвовал в экспедиции Э. Толля в должности командира «Зари», дважды зимовал на ней /11/.
31 августа «Лена» совершила последний рекогносцировочный промер бухты, последняя маршрутная опись была произведена 4 сентября, а через день экспедиция вместе с караваном рыбачьих барж покинула дельту.
Работы 1920 года выявили необходимость продолжить исследования в районе устья Лены.
Руководство Усть-Ленской экспедицией 1921 года было поручено Н.И. Евгенову.
В план экспедиции помимо продолжения прошлогодних работ вошла рекогносцировочная съемка Оленекской протоки до ее морского бара (подводной мели вблизи устья) и морского побережья от него до устья реки Оленек, а также, по возможности, попутная съемка нижнего течения реки Лены – от Якутска до устья.
Снаряжение экспедиции потребовало таких же хлопот и усилий, как и в прошлом году, единственное, что не вызывало такого, как раньше, беспокойства, это обеспечение продовольствием. Опыт показал, как велики охотничьи запасы в дельте. Кроме того, экспедиции было разрешено иметь некоторое количество так называемой контр-валюты, то есть мануфактуры, «кирпичного» чая и листового табака для обмена на продукты и оплаты услуг местного населения. Труднее всего было получить одежду. Только половина работников экспедиции получила гимнастерки, брюки и сапоги, а плащ и рукавицы достались лишь одной трети нуждающихся.
Неприятно было то, что вместо «Лены» с ее прекрасным опытным капитаном Н.С. Горовацким экспедиции предоставлялся небольшой речной пароходик «Сынок», не имевший ни команды, ни капитана. Их пришлось приискивать, а это оказалось трудоемким делом. Огорчил Евгенова и отказ начальства включить в состав экспедиции небольшую портоизыскательную партию: ему казалось, что время строить порт Тикси уже наступило.
Несмотря на все неполадки, работы экспедиции начались без чрезмерного опоздания.
25 июня 1921 г. из Якутска в низовья Лены вышел рыбачий караван и с ним «Внучка», вельбот и шлюпки. Через два дня отправился в путь и «Сынок», с которого предполагалось вести попутную опись реки. Опись отнимала у Евгенова и его помощников много времени, но насколько же она была приятней подготовительных сборов!
Мореходность «Сынка» имела плохую репутацию, прочность его была сомнительна. Совершить на нем поход в бурное низовье реки и даже, может быть, выйти в море казалось многим опрометчивым шагом. Все же команду укомплектовали, – как всегда, помогла «выигрышная карта» дельты – ее охотничье богатство. Накануне отплытия получили, наконец, и согласие быть капитаном от Ф.К. Шрека – швейцарского подданного. Он в течение двух лет плавал помощником капитана на одном из пароходов Ленского речного пароходства.
13 июля перед «Сынком» сквозь мелкую сетку моросящего дождя темным туманным пятном вырисовался мрачный остров Столб. «Внучка» – база экспедиции, в это время уже была отведена к своей прошлогодней стоянке, и находившиеся на ней экспедиционные партии приступили к запланированным работам. «Сынок» же направился к Туматской протоке, чтобы с нее начать поиск фарватера для выхода в море через западную часть дельты. Таким образом, вся «семья» была при деле.
Туматская протока в отличие от восточной, Быковской, исследованной в 1920 г., и, в общем, почти безлюдной, заселена гуще. На ее берегах находилось несколько зимних стойбищ и небольших селений, жители которых занимались летом охотой, а зимой подледным ловом рыбы и пушным промыслом. Жили в юртах – четырехугольных срубах с плоскими крышами и застекленными маленькими окнами. Зимой в окна добавляли вторую раму из пластины льда.
В среднем своем течении Туматская протока огибает Американскую гору – самую возвышенную часть дельты. На вершине этого большого холма высился громадный, 5- метровый крест из бремен плавника, выкрашенный в белый цвет. Его подножье укреплено грудой наваленных камней. На кресте вырезана надпись на английском языке: «Памяти 12 офицеров и матросов с Американского полярного судна «Жаннетта», умерших от истощения в дельте Лены в октябре 1881 г.» и перечислены имена трагически погибших людей. «Жаннетта» – судно полярной экспедиции Де-Лонга было раздавлено льдами в районе Новосибирских островов, и его экипаж на трех шлюпках пытался добраться до берегов Сибири. Одна из шлюпок утонула в пути, вторая была выкинута на берег к востоку от устья Быковской протоки и 11 ее пассажиров были спасены местными рыбаками. Третья шлюпка, на которой находился Де-Лонг, села на мель среди безлюдных песков северной части дельты Лены. Высадившиеся с нее измученные люди пошли на юг искать спасенье. Они бы его нашли, если бы направились на восток или запад, где расположены становища оленеводов и рыбаков. Но у них не было карты, и они один за другим погибли. Их останки были впоследствии вывезены в Америку, так, что под крестом нет могилы, он только памятник одной из полярных трагедий.
Миновав Американскую горку, «Сынок» подошел к разветвлению протоки на несколько рукавов. Наугад пошел по одному из них, вскоре уткнулся в песчаный перекат, повернул обратно, пошел по другому рукаву…
В течение восьми дней «Сынок» бродил (если можно так выразиться) по лабиринту проток, выискивая фарватер для западного выхода в море, пока не нашел его. Следующие дни ушли на проверку фарватера и ограждение знаками.
27 июля «Сынок» направился по Оленекской протоке к морю. Маленький пароход с дровяной топкой котла не был пригоден для морского плавания, но это ничуть не мешало горячему желанию Евгенова и его товарищей пойти вновь открытым путем и проникнуть в Оленек с моря.
Пройдя обширный бар Оленекской протоки, несколько раз при этом попадая в песчаные ловушки, заставлявшие пароход кружиться на месте, «Сынок» вышел, наконец, на относительно большие глубины. Взял курс на запад по направлению к дельте Оленека, и словно «Мальчик-с-пальчик» отмечал вехами свой путь, чтобы облегчить дорогу домой.
Вскоре берега скрылись из глаз; стали попадаться отдельные льдины, заметно увеличилась качка; настроение у мореплавателей было приподнятое: наконец-то вышли в море!
После двух часов пути, когда на юго-западе начал вновь вырисовываться берег, «Сынок» двинулся к нему и… сел на мель.
Позднее Николай Иванович «в лицах» рассказывал об этом эпизоде.
Капитан, стоявший на мостике рядом с Евгеновым, побледнел.
– Я же предупреждал…, – простонал он, но Евгенов уже командовал в рупор:
– Стой! Полный назад! – и уже потом, повернувшись к капитану, успокоил:
– Ничего, взбодримся!
Его реакция, как только он услышал скрип винта и ощутил легкую дрожь корпуса судна, была мгновенной. Команда была своевременной, и судно не успело глубоко завязнуть в песке. Капитан, никогда ранее не плававший в море, согласился командовать «Сынком» при условии, что в море управлять пароходом будет не он, а Евгенов.
Для речного пароходика посадка на мель в море могла бы оказаться гибельной, но все окончилось благополучно: спустили шлюпку и при помощи завоза якорей сошли с мели. Вновь пришлось повернуть на северо-запад. Поход затягивался, и Евгенов стал уже прикидывать, что именно из дерева, имеющегося на корабле, можно будет пустить в топки вслед за последним поленом дров.
Прошло несколько часов утомительного похода «на ощупь», пока не вышли на глубокую борозду, по которой можно было двигаться на юг, к устью Оленека. Устье очень красиво при подходе к нему с моря: два высоких темных мыса на светлой воде, а за ними – голубая цепь холмов, уходящих в туманную даль.
2 августа «Сынок» вошел в главное русло Оленека и остановился у селения Усть-Оленского, расположенного на высоком западном берегу реки, дав перед этим приветственный свисток. Евгенов почувствовал себя очень смущенным, однако, когда при первой встрече с местными жителями в ответ на свое «здравствуйте» услышал: «не свистите, не стреляйте, дичь не пугайте!»
Селение состояло из нескольких срубов – юрт, в которых жили 8 семейств якутов-охотников. На окраине селения, вблизи берегового обрыва находилась могила лейтенанта Василия Прончищева и его жены. Николаю Ивановичу сразу припомнилось плавание на «Таймыре», живописная бухта у острова Преображения, которую они тогда назвали именем Марии Прончищевой…
Свое горячее желание побывать на их могиле Евгенов удовлетворил в первый же день пребывания «Сынка» в устье Оленека. Могила была в печальном состоянии. Она была почти сравнена с землей. Небольшой черный выветрившийся крест сильно покосился, вырезанная на нем славянской вязью надпись почти стерлась. Необходимость позаботиться о могиле была очевидной.
Пока в следующие два дня гидрографическая партия Евгенова занималась промерами русла Оленека, несколько работников экспедиции прилагали усилия к сохранению могилы Прончищевых. Древний крест был укреплен, вблизи него поставлен новый, с надлежащей надписью, оба креста обнесены крепкой оградой.
Хотя за эти дни не все промерные работы были закончены, боязнь ухудшения погоды заставила экспедицию покинуть Оленек. 5 августа «Сынок» вышел в обратный путь.
При выходе в море общее внимание привлекло громадное серое пятно на склоне одного из мысов. Раньше его здесь не было, значит это не растительность, к тому же, – оно двигалось. Олени? Действительно, в бинокль можно было разглядеть колоссальное стадо диких оленей, от полутора до двух тысяч голов, медленно поднимающихся по горе.
На обратный путь в дельту Лены «Сынок» потратил в 2 раза меньше времени, чем на плаванье в устье Оленека. Очень помогли расставленные по дороге бочки-бакены, хотя и нельзя было сказать, что все прошло «без сучка и задоринки».
11 августа «Сынок» вернулся на базу экспедиции. У Евгенова было прекрасное настроение – он считал, что окончился удачный поход. Но на базе его ждало большое огорчение – штормом разбило о прибрежные скалы вельбот. Людей на нем не было. Отправившаяся под парусами на вельботе описная партия работала на восточном побережье бухты Тикси, когда налетевшим шквалом вельбот оторвало от берега. Работники партии пешком благополучно вернулись на «Внучку», успешно закончив опись. Это сообщение не могло не радовать Евгенова, и все же при воспоминании о славном вельботе в его сердце «скребли кошки».
Вторую половину августа экспедиция использовала на окончание своих плановых работ и их небольшое перевыполнение: была рекогносцировочно обследована центральная Саардахская протока дельты.
5 сентября пришедшая из Якутска «Лена» кончила сбор рыбачьих барж и повела караван вверх по реке. На буксире к каравану прицепили и «Сынка», так как его котел без капитального ремонта отказывался работать, сказалась непрерывная чрезмерная топка. 23 сентября экспедиция прибыла в Якутск.
Давно уже осуществились мечты Евгенова: в бухте Тикси построен порт, речные и морские суда ходят по фарватерам Быковской, Оленекской и Саардахской проток, но научные исследования на Северном морском пути, в которых деятельное участие принимала Усть-Ленская экспедиция, продолжаются.
Собранные во время Ленской экспедиции научные данные послужили базой для создания целого ряда статей. В их числе два Атласа карт дельты реки Лены и ее нижнего течения, морская опись рек Лены и Оленек, материалы по лоции бухты Тикси и др. /12/. Все эти работы, впоследствии обобщенные в монографии, были высоко оценены научной общественностью. Русское Географическое общество в 1924 году наградило Н.И. Евгенова золотой медалью «За работы по географии и гидрографии Восточно-Сибирского моря».
Продолжение следует...