Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)
Добавлено: 26 Ноябрь 2017 11:43
Как известно, в 1939-1946 гг. Иван Дмитриевич Папанин являлся начальником Главсевморпути и одновременно, в годы Великой Отечественной войны, с 15 октября 1941 г. по август 1945 г. - уполномоченным ГКО по морским перевозкам на Севере и погрузки-выгрузки в Архангельском порту. На этом посту он успешно организовал приём и переправку на фронт союзных военных грузов, которые приходили по ленд-лизу в СССР морем из США и Великобритании, за что 25 мая 1943 г. получил звание контр-адмирала.
В РГАЭ обнаружил интересную информацию об И.Д.Папанине, отражающую его вклад в организацию работы с союзными поставками. Пример касается поставки танков. Через Север (Мурманский и Архангельский морские торговые порты) за войну СССР получил всего 7596 танков и 70,6% от всего их объёма. При этом на долю Архангельского мтп пришлось 3428 танков или 45,1%.
Погрузка английских танков "Валентайн" и "Матильда"
для СССР.По документам в зону ответственности Архангельского мтп тогда входили напрямую порты Бакарица (6-7 км от Архангельска) и Экономия (25 км от Архангельска), а также соседний Молотовск (60 км от Архангельска), принадлежавший 203-му строительству НКВД и вновь строившемуся СРЗ №402. И за все эти пункты отвечал Иван Дмитриевич. И отвечал успешно. Вот, что отмечал в 1945 г. в итоговой аналитической записке уполномоченный Инженерного управления НКВТ СССР в Архангельском порту инженер-подполковник Рогулёв:
"Особо следует выделить зимний период 1943-1944 гг. Мягкая зима, с одной стороны создала благоприятные условия для проводки и разгрузки пароходов в Экономии, с другой стороны лишила порт Экономия единственной железной дороги, которая прокладывалась по льду. Это привело к тому, что Экономия с пропускной способностью в 20-25 тыс. тонн превратилась в огромный склад, на котором скопилось до 100 тыс. тонн груза. Это был чудо-город, состоявший из ящичных небоскрёбов, покрытых снегом, самой фантастической формы. Обнаружить груз в таком порту было не менее сложно, чем найти иголку в стоге сена. Груз перемещался с места на место совершенно неорганизованно. Реальная возможность затопления порта весной и угроза обвала причалов заставила принять меры к переброске груза в более безопасное место. Транспортных средств было недостаточно и для этой цели использовались тракторы, прибывающие в адрес Инженерного управления.
В Экономии к концу 1943 г. накопилось до 300 штук танков, которые требовались фронту. Гнать танки через лёд своим ходом было невозможно, так как лёд не выдерживал веса танков. Создалась необходимость в искусственном наращивании льда и уменьшении поверхностного давления танков на лёд.
По указанию уполномоченного ГКО контр-адмирала Папанина было произведено наращивание льда на Северной Двине по направлению предполагаемого движения танков. Затем были сделаны сани с большой опорной поверхностью, на которых перевозились танки буксиром. В течение трёх суток, в зимних условиях Севера, все танки из порта Экономия были переброшены через Северную Двину на станцию Ширша, откуда они были отправлены к месту назначения по железной дороге....".
Но на этом роль И.Д.Папанина не исчерпывалась. О том, какие трудности испытывали подчинённые ему люди, опять же в том же документе:
"В это же время из порта вывозились на станцию Журавиха боеприпасы, порох, радиолокационное оборудование, самолёты и т.д., где открылся новый перевалочный пункт. На этот пункт было переброшено из Экономии одного только пороха различных марок более 80000 мест, более 50-ти комплектов локаторов на колёсах, большое количество самолётов, самоходных пушек, которые, кстати, пришлось распаковать и отправлять в открытом виде. Со станции Журавиха груз перебрасывался через реку на вагонетках, груз – по 5-6 тонн на станцию Ширша, где снова складывался или грузился в вагоны.
Переброска грузов на левый берег производилась очень медленно, ввиду чего на правом берегу скопилось более 15 тыс. тонн грузов Инженерного управления.
Станции Ширша и Журавиха не были приспособлены для складирования такого большого количества грузов. Специальных мест для складирования грузов не было. Грузы складировались прямо на снегу, под открытым небом. Помещений для работников и столовых не было. Люди работали целыми сутками на холоде, не имея возможности пообедать, так как пункты находились в 8-10 километрах от Архангельска, в 6 километрах от Бакарицы и в 18 километрах от Экономии.
Этот участок работы был очень ответственным. В связи с создавшимися трудностями при переброске груза из порта Экономия большое количество грузов оставалось в пору Экономия до лета. Летом груз вывозился на баржах и пароходах в порты Бакарица и Молотовск…".
В РГАЭ обнаружил интересную информацию об И.Д.Папанине, отражающую его вклад в организацию работы с союзными поставками. Пример касается поставки танков. Через Север (Мурманский и Архангельский морские торговые порты) за войну СССР получил всего 7596 танков и 70,6% от всего их объёма. При этом на долю Архангельского мтп пришлось 3428 танков или 45,1%.
Погрузка английских танков "Валентайн" и "Матильда"
для СССР.
"Особо следует выделить зимний период 1943-1944 гг. Мягкая зима, с одной стороны создала благоприятные условия для проводки и разгрузки пароходов в Экономии, с другой стороны лишила порт Экономия единственной железной дороги, которая прокладывалась по льду. Это привело к тому, что Экономия с пропускной способностью в 20-25 тыс. тонн превратилась в огромный склад, на котором скопилось до 100 тыс. тонн груза. Это был чудо-город, состоявший из ящичных небоскрёбов, покрытых снегом, самой фантастической формы. Обнаружить груз в таком порту было не менее сложно, чем найти иголку в стоге сена. Груз перемещался с места на место совершенно неорганизованно. Реальная возможность затопления порта весной и угроза обвала причалов заставила принять меры к переброске груза в более безопасное место. Транспортных средств было недостаточно и для этой цели использовались тракторы, прибывающие в адрес Инженерного управления.
В Экономии к концу 1943 г. накопилось до 300 штук танков, которые требовались фронту. Гнать танки через лёд своим ходом было невозможно, так как лёд не выдерживал веса танков. Создалась необходимость в искусственном наращивании льда и уменьшении поверхностного давления танков на лёд.
По указанию уполномоченного ГКО контр-адмирала Папанина было произведено наращивание льда на Северной Двине по направлению предполагаемого движения танков. Затем были сделаны сани с большой опорной поверхностью, на которых перевозились танки буксиром. В течение трёх суток, в зимних условиях Севера, все танки из порта Экономия были переброшены через Северную Двину на станцию Ширша, откуда они были отправлены к месту назначения по железной дороге....".
Но на этом роль И.Д.Папанина не исчерпывалась. О том, какие трудности испытывали подчинённые ему люди, опять же в том же документе:
"В это же время из порта вывозились на станцию Журавиха боеприпасы, порох, радиолокационное оборудование, самолёты и т.д., где открылся новый перевалочный пункт. На этот пункт было переброшено из Экономии одного только пороха различных марок более 80000 мест, более 50-ти комплектов локаторов на колёсах, большое количество самолётов, самоходных пушек, которые, кстати, пришлось распаковать и отправлять в открытом виде. Со станции Журавиха груз перебрасывался через реку на вагонетках, груз – по 5-6 тонн на станцию Ширша, где снова складывался или грузился в вагоны.
Переброска грузов на левый берег производилась очень медленно, ввиду чего на правом берегу скопилось более 15 тыс. тонн грузов Инженерного управления.
Станции Ширша и Журавиха не были приспособлены для складирования такого большого количества грузов. Специальных мест для складирования грузов не было. Грузы складировались прямо на снегу, под открытым небом. Помещений для работников и столовых не было. Люди работали целыми сутками на холоде, не имея возможности пообедать, так как пункты находились в 8-10 километрах от Архангельска, в 6 километрах от Бакарицы и в 18 километрах от Экономии.
Этот участок работы был очень ответственным. В связи с создавшимися трудностями при переброске груза из порта Экономия большое количество грузов оставалось в пору Экономия до лета. Летом груз вывозился на баржах и пароходах в порты Бакарица и Молотовск…".