ЧЕРЕЗ ДЕБРИ, СНЕГА И ГОРЫТРАКТ ЭЙКАН — НЕЛЬКАН — ШИПИЦЫНОЗолотом и пушным ценным зверем богата Якутская республика. На Охотском море есть кой-какие слабо оборудованные порты, но внутри республики пути сообщения самые первобытные. Почти непроезжие тропы. По ним вьюками на оленях возят товары. Пока не будет в Якутии хороших дорог— страна останется мертвой.
Далькрайисполком и правительство Якутской республики это учитывают. В первою очередь решено провести хорошую грунтовую дорогу с побережья Охотского моря от бухты Эйкан до поселка Нелькан, а затем на реку Маю до быв. станции Шипицыно, откуда Мая (приток Алдана) становится судоходной.
«ДОБРОВОЛЬЦЫ ПОНЕВОЛЕ»Мысль о постройке тракта — мысль не новая. Когда-то от порта Аяна через Нелькан до г. Якутска был проложен «зимник» (зимняя дорога). Начало устройству «зимника» положила в 30-х годах 19 столетия российско-американская торговая компания, а окончательно он был проложен при бывш. генерал-губернаторе Муравьеве-Амурском. В порядке «добровольно-принудительном» Муравьев в 50 годах того же столетия поселил на станках («ямах») около 200 семей ямщиков. Тракт просуществовал до 90-х годов, а потом закрылся.
Станки опустели, потомки «добровольцев поневоле» разбрелись по золотым приискам, ушли на Амур и в другие места. От станков остались только поляны.
Мосты и гати сгнили. Но все же по малопроходимым тропам вплоть до 1921 года продолжалась переброска на оленях чаев для Якутии. В год перебрасывалось от 50 до 70 тысяч пудов (от 7.000 до 12.000 мест).
Изыскания по проведению тракта ведутся полным ходом. Начались они зимой прошлого гада. На изыскательские работы отпущено 72.000 рублей, а весь тракт протяжением в 276 километров, по ориентировочной смете, обойдется в 3 мил. 400 тысяч рублей.
Изыскательская партия состоит из 10 человек технического персонала и 20 рабочих. Всеми работами руководит гидрограф
И. Ф. Молодых.
ПОЧЕМУ АЯН ОСТАЛСЯ ЗА ШТАТОМ?Во времена царизма изыскательские партии, посылаемые министерствам путей сообщения и министерством торговли и промышленности, имели задачу проложить обязательно тракт Аян — Нелькан.
Молодых в этом вопросе была предоставлена широкая инициатива.
Он отыскал более удобную бухту Эйкан, от которой и пойдет тракт. Аян «останется за штатом».
Бухта Эйкан в 3 раза больше бухты Аян, и судов в ней поместится больше. Местность вокруг бухты удобна для будущих портовых сооружений и жилых строений.
Главное затруднение преодолено: перевал через Становой хребет по направлению Эйкан — Нелькан лежит выше уровня моря, всего лишь на 724 метра. Все ранее наследованные перевалы имеют высоту, большую в 1 1/2 - 2 раза.
КРЫЛЬЯ ТАЙФУНАГидрограф изыскательской партии Александр Гриценко рассказывает:
— Вести работы приходилось в весьма трудных условиях: по побережью Охотского моря пронесся небывалой силы тайфун (ураган). Под порывами ветра амбар, в котором находились наши продовольственные запасы и техническое оборудование, разлетелся, как карточный домик.
Если бы не помощь, оказанная факторией Дальгосторг, пришлось бы работы прекратить. Тайфун причинил нам убытков на 11.619 рублей по хабаровским заготовительным ценам, а по местным на 35.000 рублей.
Пришлось покупать новые инструменты, и изыскания обойдутся не в 72.000 рублей, а несколько дороже.
ЗИМНЯЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ «СТРАДА»Снега на пути достигали толщины в два метра, свирепствовала пурга ураганной силы, морозы доходили до 64° по Цельсию. На нарту вместо 10 пудов можно было грузить только 5.
Транспорты Дальгосторга тащились из Аяна в Нелькан целых 70 дней. «Зимник» протаптывали с громадным трудом.
Питалась экспедиция впроголодь Главной пищей служили сухари и не совсем доброкачественное мясо. Рабочие руки стоили дорого. Поденный рабочий обходился 10 рублей в день. Натурой расплаты производить было невозможно.
По целым месяцам партия не имела связи с внешним миром.
* * *
На-днях тов. Гриценко из Иркутска выехал в Хабаровск. Он везет на утверждение ориентировочные сметы на постройку дороги. Другая его задача — получить деньги для окончания летних изысканий и составления исполнительного проекта постройки тракта Эйкан— Нелькан.
Значение новой дороги громадно. Дорога даст выход сырью Якутии на внешний рынок и оживит глухой край. Заинтересованные торговые организации должны оказать моральную поддержку Далькрайисполкому в его начинаниях.
К. Щегловский.