http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=46206
- Миссия по спасению белого медведя
- Создание новых особо охраняемых природных территорий в Арктике, особенно в районах, которые используются белыми медведями как рефугиумы для переживания безледовых периодов на суше.
- Эффективная охрана районов залегания медведиц в родовые берлоги, исключение фактора беспокойства медведиц в самый уязвимый период их жизни.
- Эффективная борьба с браконьерством и эффективное пресечение каналов сбыта продукции охоты на белых медведей, то есть исключение всех лазеек для коммерческого использования белых медведей. С этим у нас сейчас проблема из-за бездействия правоохранительных органов. Например, шкуры браконьерски добытых и незаконно вывезенных белых медведей свободно продаются в салонах Москвы, Санкт-Петербурга, через интернет. Для того чтобы пресечь это, нужно просто работать по этому вопросу тем, кто у нас должен обеспечивать соблюдение законодательства.
- Эффективное предотвращение спровоцированных отстрелов и конфликтных встреч человека с белым медведем без отстрелов медведей. Для этого нужна система мониторинга появления белых медведей на берегу и система мер предотвращения конфликтных встреч людей с белыми медведями, а в случае возникновения таких встреч – их регулирование нелетальными (то есть не отстреливая медведей) средствами отпугивания и удаления медведей из населённых пунктов. Сейчас каждый год морские льды тают и белые медведи на время исчезновения льдов выходят на берег. Их появление около населённых пунктов и встречи с людьми в таких условиях неизбежны. Если такой системы предотвращения и регулирования конфликтов без убийства медведей не будет, то недалеко до того, что всех зверей, которые выходят на берег, уничтожат. Необходимо ввести в действие систему правил безопасного поведения людей в Арктике, обеспечивающих защиту как людей, так и белых медведей. Это возможно, и положительные примеры есть. Но они пока применяются только в единичных случаях.
- Исключение фактора беспокойства медведей в природных местах обитания.
- Мониторинг состояния популяций и тенденций их изменения.
- Мониторинг состояния мест обитания и кормовых ресурсов.
На вопросы читателей STRF.ru о белом медведе отвечает Никита Овсяников, зоолог, заместитель директора заповедника «Остров Врангеля» по научной работе, член группы специалистов по белому медведю МСОП (SSC/IUCN), член Российско-Американской научной группы по белому медведю, кандидат биологических наук.
Какие проекты существуют в настоящее время по сохранению популяций белого медведя в Арктике?
– Пять арктических стран – Норвегия, Россия, США, Канада и Дания (Гренландия) – участники соглашения по сохранению белого медведя 1973 года. Каждая страна в зоне своей юрисдикции проводит проекты исследования белого медведя и применяет меры управления популяциями. Все правительственные агентства и научные учреждения, которые занимаются этой темой, декларируют, что их проекты и меры направлены на сохранение белого медведя. Однако судить надо не по декларациям, а по результатам. Каждая из арктических стран применяет свои подходы. Подробнее узнать о них можно на официальном сайте группы специалистов по белому медведю МСОП (SSC/IUCN PBSG) и в сборниках материалов встреч этой группы. Это высший научный международный экспертный орган по белому медведю. Там же можно найти информацию о статусе каждой из девятнадцати географических популяций белых медведей. Так что если говорить формально, то в каждой из арктических стран ведётся проект изучения белых медведей, во всех странах запрещена спортивная охота на белого медведя. Однако только в России и в Норвегии запрещена любая охота. В странах западного полушария разрешена охота для коренного населения в целях так называемого «традиционного жизнеобеспечения». Понятно, что это – зона политики и спекуляций. Например, в Канаде аборигенам разрешено продавать свою квоту в целях организации коммерческой трофейной охоты. Регулирование охоты квотой официально считается мерами «возобновимого» использования, которое в теории должно обеспечить сохранение белого медведя. На деле, в условиях прогрессирующего таяния арктических морских льдов и исчезновения оптимальных ледовых местообитаний белого медведя, никакая охота не может быть «возобновимым» использованием и способствовать сохранению популяций и вида.
Это – коммерческое использование под предлогом особых этнических прав аборигенов Арктики.
Соглашение 1973 года позволило предотвратить исчезновение белого медведя и восстановить его популяции во всех арктических странах в условиях ледового оптимума 1970-х и 1980-х. В настоящее время ситуация с условиями жизни белых медведей радикально другая. Льды исчезают, природные факторы действуют негативно, антропогенное воздействие на белого медведя повсеместно существенно усилилось. Сейчас, чтобы не допустить исчезновения белого медведя, нужны не только проекты, но и изменение всей политики. Если политика не будет изменена – мы белого медведя потеряем.
Если говорить о проектах, которые помогают сохранению белого медведя в России, то их можно сосчитать на пальцах одной руки! Первый – это охрана белого медведя на особо охраняемых природных территориях Российской Арктики. Ключевое значение здесь имеют заповедник «Остров Врангеля» и национальный парк (НП) «Русская Арктика». Первый – в силу того, что здесь проводятся многолетние неинвазивные исследования экологии и поведения белых медведей; территория реально контролируется заповедником, и белый медведь здесь под охраной. НП «Русская Арктика» – в силу недоступности. Парк создан недавно, контроль за территорией здесь тоже начинают устанавливать, и исследования начинаются. Можно надеяться, что работа администрации парка будет успешной и позволит обеспечить на охраняемых территориях и акваториях парка нормальные условия жизни для белых медведей. На остальных ООПТ в настоящее время медведя защищает только юридический статус территорий. Второй проект – «Белый медведь.RU», который проводится Советом по морским млекопитающим при финансовой поддержке WWF России, под руководством Андрея Болтунова и Виктора Никифорова. Этот проект охватывает сейчас всю Российскую Арктику, но наиболее интенсивно ведётся на Чукотке. Он вырос из первоначального проекта «Медвежий патруль». Его цель – привлечение местного населения к мониторингу и обеспечению охраны белого медведя в Российской Арктике. В этом проекте не проводятся этнические границы, в нём активно участвуют как представители коренных народов Арктики, так и местные жители, не являющиеся этническими коренными. В этом смысле это – социально позитивный, объединяющий проект (в отличие от Российско-Американского соглашения, которое устанавливает двойной этнический стандарт!). Очень эффективной мерой сохранения белого медведя было решение российского правительства не применять на Чукотке разрешение на аборигенную охоту на белого медведя, установленную в рамках Российско-Американского соглашения по белому медведю чукотско-аляскинской популяции. Этим было предотвращено создание «легальной крыши» для масштабного браконьерства и условий для этнической розни в посёлках. Наконец, правительством Чукотки недавно была принята программа сохранения белого медведя на Чукотке. Если она будет в полной мере реализована, это поможет сохранению белого медведя. Если останется только на бумаге – пользы не будет. Других проектов, реально работающих на сохранение белого медведя в Российской Арктике, в настоящее время нет.
Научные исследования не служат автоматически делу сохранения белого медведя. Поэтому научные проекты не являются проектами «сохранения белого медведя». Их роль в сохранении медведя определяется тем, какие методы применяются, какую информацию они поставляют (насколько она нова и важна для понимания процессов), как эту информацию интерпретируют, какую позицию занимают исследователи и руководители этих проектов в вопросах охраны. Если вы слышите или читаете на сайте, что научное учреждение декларирует целью «восстановление популяций белого медведя в Российской Арктике», а на деле его функционеры поддерживают открытие охоты на белого медведя и выступают против повышения его охранного статуса, делайте выводы!
Что касается минимизации негативного воздействия на белого медведя, то у нас сейчас достаточно информации, чтобы назвать, что для этого нужно:
Медведи привыкли искать пропитание около людей и поэтому представляют для них опасность? Как решается эта проблема?
– Сейчас эта проблема в Российской Арктике решается в основном спонтанно. Появился медведь, его пытаются отпугнуть техникой или шумовыми эффектами или просто отстреливают. Тайком или запросив разрешение под предлогом того, что отогнать не могут, а он представляет опасность. Коротко говоря, пока эта проблема вообще не решается. Пущена на самотёк. Хотя решение её возможно и для сохранения белого медведя необходимо.
Примеры положительного решения в мире и даже в Российской Арктике есть, в частности в городе Черчиль, Гудзоновом заливе, Канаде. Там её решают организацией систематического патрулирования города и окрестностей, отпугивания медведей от города, а в случаях появления проблемных зверей их обездвиживают и перевозят вертолётом на большую дистанцию. Понятно, что на такие мероприятия нужны определённые средства.
Для решения проблемы в арктических населённых пунктах нужны муниципальные службы предотвращения и регулирования конфликтных встреч между людьми и белыми медведями.
Необходимо повсеместно, где люди живут и работают в ареале белого медведя, разработать и ввести в действие систему правил безопасного поведения людей в Арктике и систему действий, обеспечивающих защиту как людей, так и белых медведей. Такая система должна состоять из двух компонентов: общие правила поведения и принципы предотвращения конфликтов; а также разработка конкретной схемы и плана действий для каждого пункта с учётом специфики населения и расположения объектов. Эту работу надо проделать. На неё нужны средства, но средства эти – сравнительно небольшие.
Пример того, что такая система может работать эффективно, – регулирование взаимоотношений человека с белыми медведями в заповеднике «Остров Врангеля», где медведь под полной охраной, меры принимаются к тому, чтобы его жизни в заповеднике ничего не мешало, а очень частые – по осени – встречи с медведями работающих на острове людей (исследователей, инспекторов) успешно регулируются нелетальными средствами. Главные инструменты – знание и строгое выполнение определённых правил поведения. В случае приближения медведя на короткую дистанцию – соблюдение правил поведения и применение индивидуальных средств защиты и отпугивания медведей. Навыки должны быть заранее отработаны. Стандартные инструменты для этого – длинный деревянный посох, перцовый спрей, шумовые эффекты (всё, что издаёт резкие, неестественные для Арктики звуки). Это то, чем пользуются у нас, на острове, большинство сотрудников. В отдельных случаях применяются спецракеты (с шумовыми эффектами) и резиновые пули, но это – инструменты для тех, кто не чувствует себя достаточно уверенно с обычными приспособлениями. Эти методы успешно используются и мужчинами, и женщинами, легко усваиваются и применяются посетителями заповедника. Повторю, главное – знать правила и строго их соблюдать. Тогда вероятность конфликтных встреч на короткой дистанции крайне низка, а в случае возникновения конфликты эффективно разрешаются без применения оружия. Белый медведь от природы осторожный и легко управляемый зверь. Чтобы конфликт возник, человеку нужно его спровоцировать! Проблема в том, что люди обычно ведут себя так, что провоцируют конфликты.