Речные дороги нашей РодиныНавигация — в разгаре! На Дону и Волге, на Оби и Енисее, на Днепре и Иртыше совершают регулярные рейсы грузовые и пассажирские суда. Наступила страдная пора для многочисленной армии советских водников.
По длине судоходных речных путей в мире нет страны, равной Советскому Союзу. Водные магистрали играют важную роль в хозяйственной жизни нашей страны.
Огромный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, намеченный на семилетие, вызовет значительное увеличение перевозок грузов. В связи с этим еще более повысится значение всех видов транспорта, в том числе и самого экономичного - речного. Грузооборот речного транспорта возрастет за семилетие примерно в 1,6 раза, а длина судоходных водных магистралей увеличится на семь с половиной тысяч километров. Наибольший рост перевозок будет достигнут в Сибири — в Обь-Иртышском, Енисейском, Восточно-Сибирском, Амурском и Ленском бассейнах.
В нынешнюю навигацию перед речным флотом встают большие и сложные задачи. Объем перевозок в этом году значительно возрастет: металла — на 44 процента, цемента— на 34 процента и т. д. Чтобы выполнить увеличенный план перевозок, нужно лучше использовать суда и механизмы, настойчиво внедрять опыт новаторов.
В любом пароходстве немало еще резервов для дальнейшего повышения производительности труда. Из-за отсутствия в ряде бассейнов единого графика движения часто нарушается ритмичность в работе речного флота. Велики еще простои судов под погрузкой и разгрузкой как в портах пароходств, так и у причалов клиентуры. В ряде бассейнов несвоевременно подаются буксиры и суда-толкачи, из-за чего подолгу простаивают составы груженых барж. В результате всего этого некоторые пароходства, в том числе «Волго-танкер», Енисейское, Печорское, в прошлую навигацию допустили удорожание себестоимости перевозок.
Успех навигации в значительной мере зависит от слаженной работы пароходств и клиентуры. Несвоевременное и неравномерное предъявление грузов нарушает ритмичную работу флота. Это показали первые же дни нынешней навигации. Не всегда вовремя поставляется к речным причалам донецкий уголь. Краснодарский совнархоз задерживает доставку гравия для Сталинградгидростроя. Плохо подготовились к навигации лесозаготовительные предприятия Красноярского совнархоза. А ведь перевозки леса по Енисею возрастут в этом году более чем на сорок процентов!
Важным резервом экономии государственных средств являются смешанные перевозки — железнодорожно-водные и водно-автодорожные. Объем таких перевозок пока еще недостаточен. Между тем возможности для их широкого применения велики: судоходные реки и каналы в сотнях пунктов примыкают к железным дорогам и автомагистралям или же пересекаются ими. Пользуясь речным транспортом, можно, в частности, значительно увеличить перевозки в европейскую часть страны сибирского и уральского леса, казахстанского, сибирского хлеба и многих других грузов.
Железные дороги, идущие параллельно водным путям Волжско-Камского и Северо-Западного бассейнов, перевозят за год миллионы тонн нефти и нефтепродуктов. Нужно во все большей мере переключать и эти грузы на речной транспорт. Тогда их перевозка обойдется в несколько раз дешевле, государство получит сотни миллионов рублей экономии.
Понятно, что широкое применение смешанных перевозок требует ряда неотложных организационно-хозяйственных мероприятий. Необходимо ускорить строительство перевалочных баз в пунктах примыкания железных дорог к рекам и каналам, обеспечить эти базы погрузочно-разгрузочными механизмами, соорудить механизированные причалы.
Развитие смешанного железнодорожно-водного сообщения важная народнохозяйственная задача, которую можно решить лишь на основе тесного делового сотрудничества водников, железнодорожников и работников промышленности. Такое сотрудничество пока еще не налажено. Работа железных дорог и речных пароходств по существу почти не координируется.
Особое место в работе речных пароходств занимают пассажирские перевозки. Тысячи трудящихся пользуются речными судами для поездок в отдаленные от железных дорог пункты, совершают туристические экскурсии, проводят на воде свой летний отпуск. Нужно создать для них максимум удобств, культурно обслуживать пассажиров как в пути, так и на берегу. Не так уж трудно поддерживать образцовый порядок в помещениях речных вокзалов, в комнатах отдыха, комнатах матери и ребенка, в медицинских пунктах. Несложно организовать круглосуточную работу носильщиков и камер хранения, оборудовать комнаты длительного отдыха на пересадочных пунктах. К сожалению, эти элементарные удобства далеко не везде созданы.
Серьезного внимания требует и организация питания пассажиров. Нельзя, например, признать нормальным, что в меню ресторанов речных вокзалов и теплоходов редко бывают овощи, фрукты, молочные продукты и даже свежая рыба.
Много еще недостатков в культурном обслуживании пассажиров. Книготоргам, отделениям Союзпечати следовало бы расширить на речных вокзалах торговлю свежими газетами и журналами, новинками художественной литературы. И на вокзалах, и на судах слабо поставлена радиоинформация, почти не практикуется, в частности, информация о примечательных местах, встречающихся по пути следования судов.
Больше заботы должны проявить речники об улучшении пригородного сообщения. Рабочие многих предприятий пользуются речным транспортом для поездки на работу, колхозники — для доставки сельскохозяйственных продуктов в города. В ряде мест речные суда являются одним из главных средств сообщения между различными частями одного и того же города или между городом и его пригородами. Все это требует особой четкости в пригородном речном сообщении. Суда должны ходить строго по расписанию.
По инициативе работников Волжского объединённого пароходства на водных дорогах страны развернулось соревнование за образцовое проведение навигации 1959 года — первой навигации семилетки. Это соревнование возглавляют десятки экипажей коммунистического труда на судах, находящихся в плавании, а также сотни таких бригад в портах и на предприятиях пароходств.
Вскрыть все резервы производства, привести эти резервы в действие! — вот главный лозунг участников соревнования, боевая задача тружеников речных дорог.
Выше знамя соревнования, товарищи речники! Партия, правительство, весь советский народ ждут от вас новых больших успехов на вашей трудовой вахте.