Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:37


Известия, 1975, № 94 (17937), 21 апреля.

Омск
 Известия 1975-094 (17937)_21.04.1975 Н-75 ИРТЫШ.jpg
НАВИГАЦИЯ НА ИРТЫШЕ

Флаг навигации подняли речники Иртышского пароходства.
Коллектив пароходства обязался в этом году увеличить объем перевозок по сравнению с прошлой навигацией на 550 тысяч тонн и завершить пятилетку к 25 августа.
За четыре года пятилетки иртышские речники уже доставили сверх плана около двух с половиной миллионов тонн различных грузов.

Л. КУДРЯВСКИЙ,
нештатн. корр. «Известий».

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:41

Известия, 1975, № 96 (17939), 23 апреля.

Архангельск
 Известия 1975-096 (17939)_23.04.1975 Н-75 ЛЕД.ПРИЧАЛ НАО.jpg
ПРИЧАЛОМ СТАЛ ЛЕД

Необычную и несколько рискованную грузовую операцию завершили в Заполярье архангельские моряки и геологи.

Тысячи тонн грузов для разведчиков нефти и газа в Ненецкой тундре были выгружены прямо на лед, среди торосов Печорского моря. Короткая северная навигация позволяет судам подходить к приморским поселкам Ненецкого национального округа лишь в июле. Моряки и геологи решили сэкономить три месяца.
Подходящий «причал» — толстую льдину возле поселка Варандей — выбрали в начале апреля. Грузы из Архангельска доставил теплоход «Валдайлес», ведомый ледоколом «Петр Пахтусов». Кораблю удалось надежно вклиниться в лед, который выдержал многотонные детали бурового станка, трубы, много тонн цемента и других материалов. Не подвела и ледовая дорога к поселку.
Ю. ШНИТНИКОВ,
обществ корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:43

Известия, 1975, № 98 (17941), 25 апреля.

Хабаровск
 Известия 1975-098 (17941)_25.04.1975 Н-75 АМУР.jpg
НАВИГАЦИЯ ОТКРЫЛАСЬ

На Амуре поднят флаг навигации.

В завершающем году пятилетки она будет особенно напряженной. Открываются новые судоходные линии в верховьях рек Селемджи и Зеи, по которым пойдут грузы для строителей Байкало-Амурской магистрали. Увеличится число судов, работающих на международной грузовой линии: Амур — Япония — Амур.
Б. ПРОХОРОВ,
соб. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:52

Известия, 1975, № 99 (17942), 26 апреля.

Магадан
 Известия 1975-099 (17942)_26.04.1975 Н-75 ЗОЛОТО КОЛЫМА.jpg
«ЗОЛОТАЯ НАВИГАЦИЯ»

Еще ночами трещит мороз, еще замерзает вода в котловане, а в кассу прииска имени Гастелло начало поступать первое золото.
В долине золотой Колымы сезон добычи начался на полмесяца раньше, чем обычно.
Б. ПРОХОРОВ,
соб. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:55

Известия, 1975, № 118 (17961), 21 мая.

Волгоград
 Известия 1975-118 (17961)_21.05.1975 Н-75 АЗ-КАСПИЙ.jpg
ИДЕТ НАВИГАЦИЯ

Нынешняя навигация из-за малоснежной зимы проходит при заметном маловодье. Но тем не менее грузооборот между портами Азово-Черноморского и Волжско-Камского бассейнов ожидается самым высоким за годы девятой пятилетки.

Свободный путь судам обеспечили коллективы мощных земснарядов «Донской-1007», «Донской-701», «Донской-702», «Донской-703» управления Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. К началу навигации они выполнили капитальные дноуглубительные работы на нижнем участке Дона от Николаевского гидроузла до Ростова. Перемещено свыше 10 миллионов кубометров грунта. В результате Дон может пропускать теплоходы типа река—море грузоподъемностью до пяти тысяч тонн.
Г. КУДРЯШОВ,
соб. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:58

Известия, 1975, № 139 (17982), 15 июня.

Хабаровск
 Известия 1975-139 (17982)_15.06.1975 Н-75 АМУР-ЯПОНИЯ.jpg
ОТКРЫЛАСЬ НАВИГАЦИЯ

Лесовоз класса «река — море», экипаж которого возглавляет капитан Герой Социалистического Труда В. Болдырев, открыл навигацию на международной линии Амур—Япония.

Речники Амура перевезут в этом году в соседнюю страну 30 тысяч кубометров древесины — значительно больше, чем раньше.
А. ПУШКАРЬ,
соб. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 21:01

Известия, 1975, № 140 (17983), 17 июня.

 Известия 1975-140 (17983)_17.06.1975 Н-75 АЛ АРКТИКА.jpg
«АРКТИКА» ОТКРЫВАЕТ НАВИГАЦИЮ

Из Мурманска в первый транспортный рейс выходит флагман советского ледокольного флота атомоход «Арктика».

Этим рейсом открывается очередная навигация на северных широтах, во время которой будут перевезены многие миллионы тонн народнохозяйственных грузов. Вслед за «Арктикой» на проводку судов в Карском море выйдут атомоход «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Мурманск». В конце июня — начале июля к ним присоединится находящийся сейчас в Ленинграде «Адмирал Макаров» — второй из серии дизель-электрических ледоколов мощностью 36 тысяч лошадиных сил, строящихся по заказу Советского Союза в Финляндии. Открывал эту серию «Ермак», сейчас он начинает навигацию на востоке страны. Третьим будет «Красин» — его корпус уже спущен на воду.
Будет продлена и серия атомных ледоколов. Как уже сообщалось, корабелы Балтийского завода в Ленинграде обязались спустить на воду к предстоящему XXV съезду КПСС атомоход «Сибирь». Главными его достоинствами, как и «Арктики», будут большая мощность, компактность всех узлов и агрегатов, высокая степень автоматизации.
Дудинка, Игарка, остальные заполярные порты своевременно подготовились к приему транспортных караванов. Гидрометеорологическая служба будет обеспечивать судоводителей оперативной информацией о состоянии погоды и льда на арктических маршрутах.
В. ЗАХАРЬКО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 21:08

Известия, 1975, № 146 (17989), 24 июня.

Салехард
 Известия 1975-146 (17989)_24.06.1975 Н-75 САЛЕХАРД.jpg
«МЕТЕОР» У ПОЛЯРНОГО КРУГА

Недавно открывшаяся навигация стала для Салехарда примечательной. Сюда совершили первые регулярные рейсы быстроходные теплоходы типа «Метеор».

Благодаря «Метеорам» продолжительность путешествия по Оби между центрами двух национальных округов, Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским, сократилась более чем в три раза.
В. АДАМОВ,
нештатн, корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 21:11

Известия, 1975, № 147 (17990), 25 июня.

Тура
 Известия 1975-147 (17990)_25.06.1975 Н-75 ЭВЕНКИЯ ТУРА.jpg
ГРУЗЫ ДЛЯ ЭВЕНКИИ

Началась навигация на Подкаменной и Нижней Тунгусках — основных водных магистралях Эвенкии.

Кроме традиционных грузов — продовольствия, одежды, промышленной продукции, есть и немало таких, которые завозятся сюда впервые. Среди них — телевизоры для приема передач новой станции «Орбита», только что введенной в строй в центре округа — Туре.
Первый караван судов пришел и в поселок Куюмба. Он доставил десять тысяч тонн оборудования и строительных материалов для Эвенкийской нефтеразведочной экспедиции. Первая скважина, пробуренная осенью 1973 года на Куюмбинской площади, дала нефть. Перед буровиками поставлена задача резко увеличить объем работ в этом районе. Сейчас в районе Куюмбы ведется проходка 11 глубоких скважин.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 21:16

Известия, 1975, № 169 (18012), 21 июля.

 Известия 1975-169 (18012)_21.07.1975 РЭТХЭУ ПРОВИДЕНИЯ.jpg
ПИСЬМА ИЗ БУХТЫ ПРОВИДЕНИЯ
ЛЕДОВАЯ НАВИГАЦИЯ
Юрий РЫТХЭУ

СЕГОДНЯШНИЙ Анадырь предстает перед приезжим настоящим современным городом, застроенным многоэтажными домами. В центре высится Дворец пионеров. Рассказывают, что этот дворец включен в лоции, как приметный навигационный знак, служащий ориентиром судам, входящим в Анадырский лиман.
Анадырский аэропорт украсился большим новым зданием аэровокзала с гостиницей, и один мой знакомый врач, которому часто и подолгу приходится летать, сказал:
— Теперь можно сколько угодно пурговать в Анадыре...
Мне не пришлось пурговать в окружном центре. Ровно через час после взлета быстрый Як-40 перенес меня за несколько сот километров в родную бухту Провидения.
Меньше года прошло с тех пор, как я был здесь в последний раз. Мы едем вездеходом через бухту, а там, на другом берегу, встают новые дома районного центра, новая поликлиника, несколько пятиэтажных жилых домов, новая гостиница с рестораном, больница...
Память переносит меня на много лет назад, когда я работал в бухте Провидения грузчиком в морском порту. В тот год построили тут первое двухэтажное деревянное здание с балконами. Из окрестных селений специально приезжали на вельботах, чтобы полюбоваться на чудо-дом, и каждому хотелось подняться на балкон, который казался капитанским мостиком, поднятым над водами бухты.
Сюда стремился «Челюскин» суровой зимой 1934 года. Здесь бункеровались и запасались водой корабли, идущие Северным морским путем с востока на запад. В двадцатых годах на канонерской лодке «Красный Октябрь» на далекий остров Врангеля уезжали жители Уреликов, эскимосского поселка на берегах бухты Провидения, осваивать далекий арктический остров, на который зарились канадцы и американцы и даже делали попытки основать на нем свое поселение.
На север и юг от бухты Провидения расположены эскимосские села — Ново-Чаплино и Сиреники. Здесь живут и чукчи: в селах Янракыннот, Энмелен, Нунлигран, в тундровых оленеводческих стойбищах.
Сегодня арктический порт Провидения живет в ритме всей страны. Строительно-монтажное управление «Провиденстрой» треста «Арктикстрой» — мощная организация, которой под силу строительство не только жилых домов, но и промышленных объектов. «Провиденстрой» возглавляет опытный строитель, отлично знающий специфику строительства на вечной мерзлоте и в условиях ураганных метелей с трескучим морозом, Юрий Леонидович Жуков.
Я иду рядом с Жуковым, внимательно его слушаю. Он рассказывает о том, как прокладывали водовод с озера Эстихет, — теперь провиденцы обеспечены водой, чистой и вкусной, именно той, какая нужна и кораблям, которые обязательно заходят в бухту Провидения. Как быстро построили жилой лом для работников гидробазы... Я иду и ищу глазами тот, как казалось мне в давние годы, прекрасный дом с балконами.
— Вот здесь стояло старое здание больницы, — спокойно и деловито говорит Юрий Леонидович. — Мы его снесли и на его месте строим жилой дом.
— Как снесли? — удивленно спрашиваю Юрия Леонидовича.
— Здание обветшало, находилось уже в аварийном состоянии, — ответил Жуков — Новая больница — у створного маяка.
Честно говоря, мне было немного жаль снесенного дома, но ничего не поделаешь — и дома стареют и умирают, отслужив людям свой век. Точно так же в свое время жителям Чукотки пришлось расставаться с ярангами, которые исправно служили не одному поколению арктических охотников и оленеводов.
Новая больница стоит высоко, и из широких окон палат хорошо видна бухта.
Юрий Леонидович уверяет меня, что новые дома бухты простоят не меньше века.

В ОДИН из солнечных дней я вышел на лыжах в бухту Всадник, в тишину полярной весны. Высоко в небе тянулись к северу, на острова-гнездовья, птичьи стаи. Отсюда, со льда, хорошо была видна открытая вода Тихого океана: ведь бухта Провидения практически незамерзающий порт, и при нужде с помощью ледокола канал открытой воды можно поддерживать круглый год — свободное ото льда море находится всего лишь в двух-трех милях от причалов.
Где-то ледокол «Москва» шел к бухте Провидения, чтобы взломать более чем двухметровый лед, открыть ее для приема судов. Следом за «Москвой» уже шли корабли, груженные продовольствием и техникой.
Но в тот день, когда я скользил на лыжах по нетронутому снегу бухты Всадник, еще трудно было представить время, когда эти берега огласятся гудками прибывающих теплоходов. В глухих распадках на южном берегу бухты дремали голубые тени, и лишь легкий, как слабое дыхание, шорох в глубине матово поблескивающих сугробов указывал на то, что снег все же тает, оседает, неохотно поддаваясь жарким, ослепительным солнечным лучам.
Теперь даже вездеходу трудно передвигаться по пропитанному талой водой снегу. Поэтому в село Янракыннот мы едем спозаранку, когда ночной мороз еще держит твердость снега.
Кругом снег и снег. Девственно белый, пронизанный отблеском голубого неба, отполированный ветрами.
Вездеход осторожно, словно на ощупь, опускается на лед пролива Сенявина. Справа остается остров Аракамчечен, когда-то славный тем, что на нем жил один из самых знаменитых чукотских шаманов Аккр. Он владел целым моржовым лежбищем и огромным оленьим стадом. Он не понимал в те годы, что на чукотскую землю пришла долгая весна, и сопротивлялся из всех сил всему новому и непривычному. Он искренне недоумевал, когда первые чукотские большевики объявили ему, что он больше не хозяин острова.
Село Янракыннот стоит на высоком берегу. Само название села в переводе на русский значит — «Отдельно стоящая твердая земля».
Это типичное чукотское село, в котором живут оленеводы и охотники на морского зверя. Здесь же — контора совхоза, школа, большой вместительный клуб с прекрасной библиотекой, детский сад, столовая, почтовое отделение, магазин — словом, все, что нужно для нормальной жизни. Регулярно из районного центра вертолет привозит почту, пассажиров.
В Янракынноте произошла встреча, которая взволновала меня далекими воспоминаниями. В селе этом живет один из первых коммунистов Чукотки эскимос Иван Иванович Ашкамакин. Это он устанавливал органы Советской власти на огромном пространстве от мыса Чаплина до северного побережья Чукотского полуострова.
Иван Иванович вспоминал свои молодые годы.
— Ты знаешь, — говорил он, — весной в бухте Провидения иногда дуют ураганные ветры. Но когда стихает пурга и облака уходят за остроконечные вершины гор, как прекрасно видеть новый поселок, многоэтажные дома, порт, трубы электростанции... В мои молодые годы ничего этого не было. И я счастлив от сознания того, что все это выросло на моих глазах, что в этой новой жизни есть частица моего труда.
Долгие годы Ашкамакин был на советской и партийной работе. Перед уходом на пенсию Иван Иванович работал председателем исполкома Янракыннотского сельского Совета. Привычка общения с людьми, дружба с охотниками и оленеводами у него на всю жизнь. Нет-нет и сам Иван Иванович надевает охотничью камлейку, берет в руки легкий посох, ружье и идет на морской лед караулить нерпу.

НА ЧУКОТКЕ, как и на всем Севере, весна — самое долгое время года после зимы. Лето короткое — каких-нибудь два месяца, когда неожиданно может выпасть снег, ударить заморозки. Осенней поры почти нет — зима наступает быстро, безжалостно и непреклонно. Она и является главным временем года. Север есть Север. Зато прекрасна весна, отсчет ее идет с той поры, когда склоны гор, обращенные к солнечной стороне, начинают матово отсвечивать под лучами поднявшегося над горизонтом солнца, когда под крышами повисают сосульки и в полдневный час настороженное ухо слышит в тишине легкий шорох умягчившегося снега. Это приходит в марте, и время таяния снегов продолжается почти до конца июня.
Но даже глухой зимой Чукотка живет весенним настроением. Весной с первой водой начинается промывочный сезон на многочисленных приисках и участках: добыча золота — работа летняя, связанная со свободно текущей водой. Весной рождаются у оленей телята, и это время года определяет будущее оленного человека Чукотки. Весной добычлива охота на морского зверя, и тогда же начинается ход моржа и другого зверья по морским тропам.
И еще: хоть Чукотку и связывают сегодня воздушные линии практически с любым уголком Советского Союза, однако люди с нетерпением ждут начала морской навигации, открытого моря, прихода первого корабля.
Я хорошо помню, когда в Уэлен приходил первый пароход, это был большой праздник. Мы мерили время от парохода до парохода. Я представляю, каково было учителям и работникам полярной станции, которые целый год ждали почту, вестей от родных и близких!
А сегодня я покупаю центральную газету в киоске поселка Провидения лишь с двухдневным опозданием. Правда, тут надо оговориться: когда задувает многодневная пурга и в двух шагах ничего не видно, тогда уже приходится мириться с тем, что через неделю, а то и две требуется день-два, чтобы просмотреть большую кипу газет и журналов. Но есть радио, к которому давно уже привыкли здесь...
Вернулся самолет ледовой разведки и принес весть о том, что ледокол уже на подходе. Однако на пути встретились льды, и подход арктического морского вездехода несколько отставал от намеченного графика. У створного маяка теперь всегда стояла кучка людей с биноклями — наблюдали горизонт. Каждому не терпелось первому увидеть судно.
Провиденский арктический морской порт — современное предприятие, оснащенное новейшей техникой. Через этот порт, последний порт на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, идет снабжение сел и поселков Чукотского полуострова. Здесь формируются караваны, следующие курсом на промышленный запад Чукотки, в порты на мысе Шмидта, в Певек, в восточные районы Якутии. Идет мощная техника на прииски и обогатительные фабрики, идут продовольственные и промышленные товары, строительные материалы.
В этих широтах день в конце мая уже почти не оставляет времени для ночи. Приходится создавать искусственную ночь, занавешивая окна светонепроницаемыми шторами. Окна моей комнаты выходят на юг, на бухту. Рано утром меня разбудили крики и выстрелы.
Я подошел к окну, впустил солнце в комнату и глянул в сторону створного маяка. Там стояла густая толпа. Над ней вспыхивали ракеты и исчезали в ярком свете солнечного сияния.
— «Москва» идет! Идет ледокол! — услышал я крики на улице.
За кромкой льда уже невооруженным глазом можно было увидеть приземистый корпус ледокола.
— Ура, «Москва»! — кричали у причальной стенки. — С открытием навигации!
На следующий день ледокол искрошил, разбил лед на всей акватории бухты и отправился в другие порты Чукотки, чтобы подготовить их к приему судов.
А еще через несколько дней к причалам провиденского арктического порта пришвартовалось первое грузовое судно «Тайгонос».
Началась навигация.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1975 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 21:19

Известия, 1975, № 241 (18084), 13 октября.

По законам мужества
 Известия 1975-241 (18084)_13.10.1975 ТОБОЛЬСК СНЯТ С КАМНЕЙ.jpg
«ТОБОЛЬСК» СНЯТ С КАМНЕЙ

На Дальнем Востоке успешно закончилась операция по спасению пассажирского теплохода «Тобольск», выброшенного сильным штормом на каменную гряду.

Вот что сообщил редакции оперативный дежурный объединения «Совсудоподъем» Л. Ламенский:
— Утром 13 октября веером по отношению к «Тобольску» стали четыре судна: ледоколы «Ленинград» и «Владивосток», дизель-электроход «Капитан Готский» и спасатель «Жигули». Был прилив, и в момент наибольшего подъема воды все суда одновременно предприняли новую попытку стянуть «Тобольск». Она увенчалась успехом. Тяжело вздрагивая на камнях, теплоход «прополз» между валунами и вышел на глубину.
При этом образовался крен на левый борт, вскоре он увеличился до 10 градусов — за счет поступления воды через пробоины в топливные и балластные танки. Такое положение специалисты предусмотрели, поэтому заранее все люди были сняты с теплохода и отправлены на берег.
На восьмиметровой глубине «Тобольск» задержали на месте с помощью его якорей. К борту стали буксиры «Уруп» и «Полоцк». После осмотра водолазами корпуса и днища были предприняты меры по выравниванию судна на воде, чего и удалось достигнуть.
Сейчас заканчивается подготовка к буксировке теплохода во Владивосток, где его заведут в док, произведут осмотр и необходимый ремонт.
— Условия для снятия теплохода с камней были исключительно сложными, — говорит заместитель председателя «Совсудоподъема» Н. Дгебуадзе. — Из этой операции специалисты-спасатели и сами моряки извлекут полезный опыт, который может пригодиться в будущем.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения