Актуальное интервью
Карское море: ЛЕДОВЫЙ БАРЬЕР ВЗЯТ
Министр морского флота СССР рассказывает об уникальных транспортных операциях в Арктике
Следуя из устья Енисея, утром 10 февраля караван судов во главе с атомоходом «Арктика» вышел из затянутого льдом юго-восточного района Баренцева моря и взял курс на Мурманск.
Никогда еще в истории северного мореплавания не удавалось продлить навигацию до такого времени года. В этой связи корреспондент «Известий» попросил министра морского флота СССР Героя Социалистического Труда Тимофея Борисовича Гуженко ответить на несколько вопросов.
— Никто, наверное, не считал, сколько же их было, смелых попыток пройти сквозь льды Карского моря: когда-то — под парусами, а в двадцатом веке — на паровых и дизельных судах. Но все они заканчивались безрезультатно, нередко трагически. Лишь в короткие летние месяцы моряки прокладывали себе здесь дорогу. И только в 1970 году впервые плавание на Дудинском направлении было продлено по ноябрь, а сейчас уже 10 февраля, но флаг навигации все еще не спущен. Чем объяснить этот успех?
— Его предопределили долгосрочные планы партии по развитию производительных сил на Севере. Здесь, в условиях бездорожья, флот является основным видом транспорта, и очень важно, чтобы он действовал не эпизодически, только летом, а круглогодично связывал отдаленные районы с Большой землей. Но льды — серьезнейшее препятствие для судов. Тогда, в 1970 году, мы начали экспериментальные плавания на линии Мурманск — Дудинка. Рейсы были сложными, трудными, однако они показали, что сроки навигации можно значительно продлить, если усилить флот мощными ледоколами и надежными для курсирования во льдах транспортными судами. Требовалось также накопить опыт организационного, навигационно-гидрографическоо, гидрометеорологического обеспечения перевозок в условиях тяжелых льдов, низких температур, полярной ночи, сильных метелей.
Со временем все это пришло. И техника, включая атомоход «Арктика», дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин», способный работать на небольших глубинах в устье Енисея, включая специально построенные для северных трасс теплоходы типа «Капитан Панфилов» и «Дмитрий Донской». Накоплен и солидный опыт зимних плаваний. В результате нынешняя навигация по сравнению с традиционными сроками продлена более чем на 100 суток! За это время около тридцати судов перевезли огромное количество грузов в порт Дудинка, необходимых в первую очередь для строительства Надежнинского металлургического завода, который станет важнейшей частью Норильского горно-металлургического комбината. Ценнейшая же продукция комбината сейчас впервые не осталась лежать мертвым грузом на причалах Енисея до наступления лета — из горячих цехов она сразу шла на суда и уже через несколько суток доставлялась на Большую землю. Таким образом, вырванные у стихии 100 дней позволили резко повысить ритмичность и интенсивность транспортного конвейера в Арктике.
— В программе дальнейшего освоения Севера огромное значение уделено полуострову Ямал, где начинаются разработки газовых и нефтяных запасов. Первые грузы на Ямал были доставлены сквозь льды в марте 1976 года, в прошлом году корабли направились сюда 28 февраля, а когда и как развернется здесь транспортная операция в этом году?
— Раньше прежних сроков, буквально через несколько дней: старт судов из Мурманска намечен на 16 февраля. Лидером экспедиции будет новый атомоход «Сибирь», помогут ему атомоход «Ленин» и ледокол «Капитан Сорокин». В отличие от первых экспериментальных рейсов на Ямал ныне в них примут участие транспортные суда не только Мурманского, но и Северного, Дальневосточного пароходств, а также танкер «Самбург» Латвийского пароходства грузоподъемностью 20. 000 тонн. Если два года назад на полуостров было доставлено 3,5 тысячи тонн грузов, в прошлом году — 36 тысяч тонн, то сейчас надо перевезти вдвое больше — свыше 70 тысяч тонн. Длина пути около 600 миль, из них 400 в тяжелых льдах с торосами высотой до 3—5 метров. Но доставить груз к Ямалу еще полдела, ведь надо его выгрузить на припайный лед и по семикилометровой дороге среди торосов перевезти на сушу. Необходимо, чтобы это самое короткое, но очень важное звено единой транспортной цепи сработало четко и быстро. Надеемся, что ответственные за него наши грузополучатели «Комигазпром» и «Тюменгеология» сделают все возможное для обеспечения синхронных взаимодействий с судами. Для обеспечения экспедиции привлечены Амдерминское управление Гидрометеослужбы, самолеты ледовой разведки, Мурманский филиал Центрального научно-исследовательского института морского флота. Общее руководство операцией возложено на администрацию Северного Морского пути. Работа предстоит нелегкая, но крайне необходимая.
— Используются ли как-то в рабочих плаваниях по Карскому морю данные, полученные в ходе первого в мире рейса «Арктики» на Северный полюс?
— Эксперименты, которые ранее проводились на Карском море, в значительной степени помогли осуществить плавание на полюс. Сейчас срабатывает обратная связь: материалы этого плавания способствуют продлению навигации на трассе Северного Морского пути. Пока — в Западном его секторе, на Дудинском и Ямальском направлениях, а по мере дальнейшего освоения Севера флот увеличит сроки плавания и в Восточном секторе. Нет сомнений, наступит время, когда и зимой суда смогут ходить по всей нашей главной водной национальной магистрали — от Мурманска до Берингова пролива, вдоль всего «фасада России», как назвал его Д. И. Менделеев.
В. ЗАХАРЬКО.
На снимке: суда покидают Дудинку.
Фото Ю. Ищенко.
На снимке: суда покидают Дудинку.
Фото Ю. Ищенко.