Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 18:41


Известия, 1978, № 36 (18796), 10 февраля.
 Известия 1978-036 (18796)_10.02.1978 НАВ-78 АРКТИКА.jpg
Актуальное интервью

Карское море: ЛЕДОВЫЙ БАРЬЕР ВЗЯТ

Министр морского флота СССР рассказывает об уникальных транспортных операциях в Арктике

Следуя из устья Енисея, утром 10 февраля караван судов во главе с атомоходом «Арктика» вышел из затянутого льдом юго-восточного района Баренцева моря и взял курс на Мурманск.

Никогда еще в истории северного мореплавания не удавалось продлить навигацию до такого времени года. В этой связи корреспондент «Известий» попросил министра морского флота СССР Героя Социалистического Труда Тимофея Борисовича Гуженко ответить на несколько вопросов.

— Никто, наверное, не считал, сколько же их было, смелых попыток пройти сквозь льды Карского моря: когда-то — под парусами, а в двадцатом веке — на паровых и дизельных судах. Но все они заканчивались безрезультатно, нередко трагически. Лишь в короткие летние месяцы моряки прокладывали себе здесь дорогу. И только в 1970 году впервые плавание на Дудинском направлении было продлено по ноябрь, а сейчас уже 10 февраля, но флаг навигации все еще не спущен. Чем объяснить этот успех?

— Его предопределили долгосрочные планы партии по развитию производительных сил на Севере. Здесь, в условиях бездорожья, флот является основным видом транспорта, и очень важно, чтобы он действовал не эпизодически, только летом, а круглогодично связывал отдаленные районы с Большой землей. Но льды — серьезнейшее препятствие для судов. Тогда, в 1970 году, мы начали экспериментальные плавания на линии Мурманск — Дудинка. Рейсы были сложными, трудными, однако они показали, что сроки навигации можно значительно продлить, если усилить флот мощными ледоколами и надежными для курсирования во льдах транспортными судами. Требовалось также накопить опыт организационного, навигационно-гидрографическоо, гидрометеорологического обеспечения перевозок в условиях тяжелых льдов, низких температур, полярной ночи, сильных метелей.
Со временем все это пришло. И техника, включая атомоход «Арктика», дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин», способный работать на небольших глубинах в устье Енисея, включая специально построенные для северных трасс теплоходы типа «Капитан Панфилов» и «Дмитрий Донской». Накоплен и солидный опыт зимних плаваний. В результате нынешняя навигация по сравнению с традиционными сроками продлена более чем на 100 суток! За это время около тридцати судов перевезли огромное количество грузов в порт Дудинка, необходимых в первую очередь для строительства Надежнинского металлургического завода, который станет важнейшей частью Норильского горно-металлургического комбината. Ценнейшая же продукция комбината сейчас впервые не осталась лежать мертвым грузом на причалах Енисея до наступления лета — из горячих цехов она сразу шла на суда и уже через несколько суток доставлялась на Большую землю. Таким образом, вырванные у стихии 100 дней позволили резко повысить ритмичность и интенсивность транспортного конвейера в Арктике.

— В программе дальнейшего освоения Севера огромное значение уделено полуострову Ямал, где начинаются разработки газовых и нефтяных запасов. Первые грузы на Ямал были доставлены сквозь льды в марте 1976 года, в прошлом году корабли направились сюда 28 февраля, а когда и как развернется здесь транспортная операция в этом году?

— Раньше прежних сроков, буквально через несколько дней: старт судов из Мурманска намечен на 16 февраля. Лидером экспедиции будет новый атомоход «Сибирь», помогут ему атомоход «Ленин» и ледокол «Капитан Сорокин». В отличие от первых экспериментальных рейсов на Ямал ныне в них примут участие транспортные суда не только Мурманского, но и Северного, Дальневосточного пароходств, а также танкер «Самбург» Латвийского пароходства грузоподъемностью 20. 000 тонн. Если два года назад на полуостров было доставлено 3,5 тысячи тонн грузов, в прошлом году — 36 тысяч тонн, то сейчас надо перевезти вдвое больше — свыше 70 тысяч тонн. Длина пути около 600 миль, из них 400 в тяжелых льдах с торосами высотой до 3—5 метров. Но доставить груз к Ямалу еще полдела, ведь надо его выгрузить на припайный лед и по семикилометровой дороге среди торосов перевезти на сушу. Необходимо, чтобы это самое короткое, но очень важное звено единой транспортной цепи сработало четко и быстро. Надеемся, что ответственные за него наши грузополучатели «Комигазпром» и «Тюменгеология» сделают все возможное для обеспечения синхронных взаимодействий с судами. Для обеспечения экспедиции привлечены Амдерминское управление Гидрометеослужбы, самолеты ледовой разведки, Мурманский филиал Центрального научно-исследовательского института морского флота. Общее руководство операцией возложено на администрацию Северного Морского пути. Работа предстоит нелегкая, но крайне необходимая.

— Используются ли как-то в рабочих плаваниях по Карскому морю данные, полученные в ходе первого в мире рейса «Арктики» на Северный полюс?

— Эксперименты, которые ранее проводились на Карском море, в значительной степени помогли осуществить плавание на полюс. Сейчас срабатывает обратная связь: материалы этого плавания способствуют продлению навигации на трассе Северного Морского пути. Пока — в Западном его секторе, на Дудинском и Ямальском направлениях, а по мере дальнейшего освоения Севера флот увеличит сроки плавания и в Восточном секторе. Нет сомнений, наступит время, когда и зимой суда смогут ходить по всей нашей главной водной национальной магистрали — от Мурманска до Берингова пролива, вдоль всего «фасада России», как назвал его Д. И. Менделеев.
В. ЗАХАРЬКО.
На снимке: суда покидают Дудинку.
Фото Ю. Ищенко.

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 18:52

Известия, 1978, № 42 (18802), 17 февраля.

 Известия 1978-042 (18802)_17.02.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
Факт и комментарий

«СИБИРЬ» ВЫБИРАЕТ МАРШРУТ

Впервые в истории мореплавания в столь раннее время года — в середине февраля — открылась арктическая навигация.

Как и в предыдущие два года, на первом этапе навигации основным маршрутом судов будет линия Мурманск — полуостров Ямал, куда намечено доставить свыше 70 тысяч тонн грузов, необходимых для разработок газовых и нефтяных месторождений. В 1976 году дорогу сквозь льды Карского Моря проложил атомоход «Ленин», в прошлом году здесь прошла боевое крещение перед, броском на Северный полюс «Арктика», а в этот раз флагманом экспедиции является новый атомный ледокол «Сибирь». Покинув Мурманск во второй половине дня 16 февраля, через сутки «Сибирь» вошла в зону льдов в юго-восточном районе Баренцева моря.
Когда подписывался к печати этот номер «Известий», еще не было твердо решено, где «Сибирь» пройдет в Карское море — через широкие Карские Ворота или по узкому и более сложному в навигационном отношении проливу Югорский Шар. Выбор маршрута зависит от данных воздушной ледовой разведки, она сейчас интенсивно ведется. Вместе с гидрологами на борту самолета Ил-14 находится капитан-наставник Р. Игрицкий, который должен дать окончательные рекомендации капитану атомохода В. Кочеткову.

Владимир Константинович Кочетков — опытный судоводитель. Он 1924 года рождения, в 1950 году закончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова и с тех пор — на Севере. Работал на знаменитом «Ермаке», с 1959 года на атомоходе «Ленин»: вторым и старшим помощником капитана, дублером напитана. В 1976 году был назначен капитаном «Сибири», участвовал в ее постройке, во всех испытаниях.
В. ЗАХАРЬКО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 18:55

Известия, 1978, № 87 (18847), 12 апреля.

 Известия 1978-087 (18847)_12.04.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
«Сибирь»: КУРС К ЕНИСЕЮ
Впервые в истории мореплавания навигация на линии Мурманск — Дудинка открывается в апреле — на два месяца раньше традиционных сроков.

Одиннадцатого апреля отлично завершена уникальная транспортная операция в Арктике. На припайный лед у полуострова Ямал было доставлено из Мурманска и Архангельска свыше 70 тысяч тонн строительных материалов, топлива и других грузов, необходимых для освоения здешних газовых и нефтяных месторождений. Дорогу судам во льдах Карского моря прокладывали атомоходы «Сибирь», «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин».
И вот сейчас «Сибирь» и «Капитан Сорокин» взяли курс к Енисейскому заливу. За ними следует транспортный дизель-электроход «Павел Пономарев». В его трюмах и на палубах около 5.000 тонн различных грузов для Норильска, в том числе мощные бульдозеры, доставленные в Мурманск в феврале. Они очень нужны здесь, в Норильске. Для их переброски предполагалось использовать самолеты «Антей» всего потребовалось бы 18 рейсов. Но благодаря морякам необходимость в воздушных перевозках теперь сократилась. На борту «Павла Пономарева» и другие важные и срочные грузы для предприятий города. Небывало ранний рейс в Дудинку дозволит намного раньше прежних сроков доставить на Большую землю и продукцию Норильского комбината, она не будет лежать мертвым грузом в ожидании лета Пожалуй, десятками миллионе рублей не оценить самого этого факта — немедленного вовлечения в народнохозяйственный оборот ценных металлов, выплавляемых здесь, на Таймыре Рейс очень сложный. Особенно трудным будет переход пс Енисейскому заливу и дальше вверх по реке, куда атомоходу путь заказан — глубины для него малы. На этом участке протяженностью около 500 километров канал должен пробить «Капитан Сорокин» — у него небольшая осадка, три винта, а мощность — 22 тысячи лошадиных сил. Сейчас хоть уже и весна, апрель, но лед на реке такой, каким он и зимой не бывает, — не лед, а камень, броня. Морские льды, может, и коварнее речных, зато речные куда прочнее.
Порт и город тщательно подготовились к столь раннему началу навигации. К приказу по Норильскому комбинату «Об организации приема и обработки морских судов экспериментального ледового рейса» приложен список мероприятий, в нем 33 пункта. Все учтено, предусмотрено. И только в графе «срок исполнения» не всюду проставлена точная дата. Кое-где пришлось писать «с приходом каравана». Наверное, через несколько лет Смогут планировать и день, и даже час подхода судов в апреле. Пока — нет. Рано. Ведь это — рейс первый. Никто не возьмется точно сказать, когда караван войдет в Дудинку, но и никто не сомневается, что он сюда придет.
А. Львов.
ДУДИНКА.
(По радио).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 19:40

Известия, 1978, № 95 (18855), 22 апреля.

 Известия 1978-095 (18855)_22.04.1978 НАВ-78 ШПИЦ.jpg
Курс — Шпицберген

МУРМАНСК. Открылась навигация на линии Мурманск — Шпицберген. Теплоход «Юта Бондаровская» доставит продукты, строительные материалы, технику для зимовщиков и горняков советских угольных шахт. Путь во льдах будет прокладывать ледокол «Капитан Воронин».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 28 Март 2025 19:43

Известия, 1978, № 101 (18861), 28 апреля.

 Известия 1978-101 (18861)_28.04.1978 НАВ-78 МОСКВА.jpg
Факт и комментарий
Флаг навигации поднят

Вспыхнули под лучами весеннего солнца на фарватере Москвы-реки свежевыкрашенные бакены. Они стали ориентирами для теплоходов и барж, которые вышли на голубые магистрали столицы.

— К нынешней навигации, — рассказывает начальник Московского речного пароходства Ю. Макаренков, — мы готовились особенно. Дело в том, что в этом сезоне через наши порты предстоит осуществить перевозку более 54 миллионов тонн народнохозяйственных грузов — намного больше, чем в прошлом году. К приему и обработке судов во всех трех столичных портах были заблаговременно приведены в надлежащее состояние причалы, крановое хозяйство, складские помещения. Сейчас уже на подходе к Северному и Западному портам первые крупнотоннажные суда типа «Волго-Дон». Они доставят в Москву сырье для фабрик и заводов, уголь, лес. В обратный рейс уйдут с продукцией столичных предприятий — минеральными удобрениями для сельского хозяйства, железобетонными конструкциями для строительства «Атоммаша»...
Отправляются сейчас из Москвы в первые рейсы пассажирские суда. Любители водных путешествий смогут познакомиться с достопримечательностями многих городов на Волге, Дону, Каме.
Впервые в этом году в центральной кассе Московского речного пароходства можно будет приобрести билеты на пассажирские суда, курсирующие по Ангаре, Лене, Амуру, другим рекам Сибири и Дальнего Востока. Услугами пассажирского речного транспорта РСФСР смогут воспользоваться более шестнадцати миллионов человек.
С. АФОНИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 13:18

Известия, 1978, № 113 (18873), 13 мая.

 Известия 1978-113 (18873)_13.05.1978 НАВ-78 ЛЭ КАП.СОРОКИН.jpg
ЛЕДОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЗАВЕРШЕН

Первый в истории мореплавания караван судов, пробившийся сквозь тяжелые льды в апреле из Мурманска в порт Дудинку на Енисее, лег на обратный курс.

Передаю эти строчки из дома на набережной Енисея, когда все население портового города тянется к причалам, чтобы проводить в Мурманск этот караван. Помню, как две недели назад дудинцы вглядывались через бинокль в белое поле, откуда входил в порт ледокол «Капитан Сорокин», видели, как рождался за его кормой ледоход: глыбы, махины, сверкающие на солнце и уносимые разбуженной рекой. На 280-мильном отрезке пути было зафиксировано 5.400 тяжелых ударов корабля о лед. Дорога сюда заняла две недели, а сейчас это расстояние будет пройдено уже за два-три дня. В конце пробитого ранее канала, в заливе, на помощь «Капитану Сорокину» придет атомоход: он поведет караван до Мурманска.
Транспортные суда «Павел Пономарев» и «Наварин» были разгружены на трое суток раньше срока. Сказались образцовая организация дела, соревнование портовиков с моряками.
Ледовый эксперимент можно считать завершенным. Его результаты послужат основой научных, коммерческих, организационных мероприятий. Видимо, можно будет перенести центр тяжести зимней навигации на трассе север европейской части страны — Дудинка с «ночных» месяцев — декабря и января, на «утренние» — февраль — апрель. Подтверждена реальность практически круглогодичной навигации, за исключением, пожалуй, нескольких недель ледохода. Потребуется перестроить работу ряда служб Норильского комбината, в первую очередь порта и железной дороги от Енисея до Талнаха. Станет законом максимальная контейнеризация перевозок. Конструкторы и машиностроители получат заказы северян на всепогодную перегрузочную технику.
Моряки сейчас увозят экспонат для своего музея — полупудовый ключ от ворот полуострова из чистой норильской меди, той самой, листы которой аккуратно сложила в трюмах портовая бригада Чарама Батырова и которую заводы на материке получат еще по весне, а не к осени, как раньше.
А. ЛЬВОВ.

ДУДИНКА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 13:28

Известия, 1978, № 120 (18880), 22 мая.

Актуальное интервью
 Известия 1978-120 (18880)_22.05.1978 НАВ-78 ЛЭ.jpg
ЛЕДОВЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ

СОВЕТСКИХ МОРЯКОВ В АРКТИКЕ

Во время поездки Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева по Сибири и Дальнему Востоку была поставлена задача дальнейшего наращивания экономического потенциала восточных районов нашей страны, повышения их роли в общесоюзном производстве промышленной продукции, рациональном использовании трудовых, энергетических, топливных и сырьевых ресурсов.
В этой связи большое значение придается работе транспорта, в том числе и морского флота, обслуживающего побережье Северного Ледовитого океана. Поиски наиболее эффективных путей его использования настойчиво ведут моряки. Сейчас в Мурманске готовится к сложной высокоширотной экспедиции новый советский атомный ледокол «Сибирь». Впервые в истории ему предстоит провести грузовое судно по трассе всего Северного Морского пути в необычайно ранние сроки и попытаться вернуться на запад кратчайшим, никем еще не опробованным курсом — сквозь сплошные льды, через районы, тяготеющие к Северному полюсу планеты.
Перед этим походом специальный корреспондент «Известий» В. Шмыгановский встретился с министром морского флота СССР, Героем Социалистического Труда Т. Б. ГУЖЕНКО и попросил его рассказать о задачах и целях уникального ледового эксперимента.


— Расчеты показывают, что в ближайшие десятилетия морской флот останется основным видом транспорта для территорий, прилегающих к Северному Морскому пути, — сказал Тимофей Борисович. — Это гигантский район протяженностью 7.000 километров, край небывалых по своим масштабам преобразований. Свою главную задачу моряки видят здесь в бесперебойной доставке грузов.
— Только что северяне, да и вся страна с восхищением следили за трудным походом ледокола «Капитан Сорокин», дизель-электроходов «Павел Пономарев» и «Наварин» с грузами для Норильского горно-металлургического комбината. Что показал этот весенний рейс?
— Произошло действительно знаменательное событие: доказана возможность круглогодичной навигации в Арктике на линии Мурманск — Дудинка. Сделать возможной такую навигацию по всей трассе великого ледового пути — основная цель всех экспериментальных рейсов флота, в том числе и состоявшегося в прошлом году похода «Арктики» к Северному полюсу и нынешнего плавания атомохода «Сибирь».
Вернемся к последнему рейсу на Таймыр. Суда доставили для Норильска около 12 тысяч тонн груза — в адрес строящегося Надеждинского металлургического завода. В свою очередь почти на квартал раньше срока отправлены потребителям медь, никель... То есть ценная продукция не лежала мертвым грузом на складах, дожидаясь лета и создавая огромные трудности для комбината и его заказчиков, а была своевременно пущена в дело. В то же время доставки грузов из Мурманска помогают заполярным предприятиям бороться с таким бичом всех отдаленных северных хозяйств, как незавершенное производство. Отпадает необходимость осенью создавать запасы тех материалов, которые понадобятся только весной.
Здесь не обойтись без цифр. Если в 1970 году на трассе Мурманск —Дудинка было перевезено 600 тысяч тонн грузов, то в прошлую навигацию — 2.100 тысяч тонн. Причем доказана возможность проводки судов в лютые зимние морозы, в условиях полярной ночи. Только в период ледохода и паводка, когда воды Енисея поднимаются на 12—14 метров и затапливают причальные сооружения Дудинки — такова уж особенность этого порта, навигация практически прекращается.
— Как вы оцениваете перспективы раннего сквозного плавания через Ледовитый океан к Тихому?
— Прежде всего такие рейсы окажут неоценимую помощь народному хозяйству бывших далеких окраин нашей Родины — Колыме, Чукотке, Камчатке, Сахалину... Ведь там, где «Сибирь» собирается пройти в начале июня, суда с запада СССР появлялись только в августе. Надо иметь в виду и следующее обстоятельство. Морфлот, как известно, все теснее сотрудничает с железнодорожниками страны в доставке грузов, и мы видим, как напряженно работает Транссибирская магистраль. С вводом в строй БАМа масштабы перевозок резко возрастут. Но уже сейчас надо предвидеть, что и эта магистраль не сможет полностью удовлетворить потребности, особенно северо-восточных областей страны: ведь БАМ вовлечет в хозяйственный оборот и удоканскую медь, и южноякутские угли, и мощную лесную промышленность...
Сейчас груз, отправляемый по железной дороге, скажем, на Чукотку, выдерживает порой 16 перевалок, нередко надолго оседает в пути. Повсюду для этих перевалок требуются склады, рабочая сила, да и суда по прибытии грузов в порты не всегда оказываются под рукой. Прямое сообщение по Ледовитому океану исключает такие неурядицы, очень облегчает работу дальневосточников.
«Сибирь» поведет за собой транспортное судно «Капитан Мышевский» с оборудованием для Магадана. Если эксперимент удастся, а я лично практически в этом не сомневаюсь, себестоимость грузов, доставляемых в будущем на Дальний Восток, станет мало отличаться от перевозимых по железной дороге. Вторая часть эксперимента — рейс напрямую, сокращающий путь к Беринговому морю на 1.000 миль (почти 1.900 километров). Думается, что по этой трассе могли бы успешно осуществлять снабжение дальневосточных районов в будущем два крупных судна, идущих «в упряжке» с ледоколом. Проекты таких судов уже готовятся. В этом случае себестоимость доставки грузов будет даже ниже, чем на железных дорогах.
— Мы уверены в могучей технике, которую дала нам страна, — сказал в заключение Тимофей Борисович Гуженко, — и, конечно, уверены в людях. Экспедицию возглавит опытный полярный судоводитель Б. Майнагашев, «Сибирь» поведет капитан В. Кочетков, а грузовое судно — капитан Т. Кривохижин. На борту будут ученые, специалисты. На всем пути следования окажут большую помощь славные полярные авиаторы и синоптики.
Рейс будет очень трудным. Скажу лишь, что намечено несколько вариантов преодоления наиболее сложных в ледовом отношении участков. Но этот эксперимент нужен стране, нужен всему народному хозяйству.
На рисунке: примерная схема движения атомного ледокола «Сибирь» с судном «Капитан Мышевский» (пунктир) и в одиночном плавании (сплошная линия).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 19:49

Известия, 1978, № 124 (18884), 26 мая.

Следим за событием
 Известия 1978-124 (18884)_26.05.1978 НАВ-78 ЛЭ.jpg
ЛЕДОВЫЙ ПОХОД НАЧИНАЕТСЯ

Итак, начинается экспериментальный высокоширотный рейс атомного ледокола «Сибирь» и дизель-электрохода «Капитан Мышевский».

Тому, кто видел ледоколы после тяжкой арктической навигации, они напоминают рыцарей, чьи стальные доспехи отмечены сотнями шрамов, словно полученных на многочисленных турнирах. Когда такой корабль заходит в порт, уставленный десятками других судов, он походит на мастерового, заглянувшего в рабочей спецовке на бал. Краска на бортах облезла, обнажив рыжие подпалины, от самого судна, не говоря уже о людях, веет усталостью...
«Сибирь» тоже отмечена следами жарких ледовых баталий, но осталась яркой, нарядной. Совершенные обводы корпуса, желтые надстройки...
Здравствуй, атомоход! На многих судах довелось побывать в жизни, но сейчас ощущение такое, будто из обыкновенного самолета предстоит пересесть на космический корабль. Наш ледокол перед нынешним походом вместе с «Лениным», «Арктикой» участвовал в проводке судов к полуострову Ямал и устью Енисея в небывало ранние сроки, не раз выручал из трудного положения своих сотоварищей. Еще один, и пожалуй, главный герой этой эпопеи — ледокол «Капитан Сорокин», без которого была бы невозможна проводка судов до Дудинки, только что вернулся в Мурманск, выдержав за один рейс 5.600 тяжелых ударов о льды только на расстоянии в 280 миль.
Как тут не вспомнить слова академика О. Ю. Шмидта, сказанные на митинге перед рейсом знаменитого «Челюскина»: «Северный Морской путь мы окончательно закрепим, и Мурманск будет его началом!».
Сейчас в Мурманске — полярный день. Высокое слепящее солнце будит нас уже в три часа ночи, и все мечтают, чтобы такая ясная погода была и там, во льдах.
... «Челюскин» не знал, что ждет его впереди, наша экспедиция отправляется в путь с открытыми глазами. Мощное воздушное обеспечение по всей трассе двумя собственными вертолетами Ми-2, проведение тактической ледовой разведки, не говоря уже о связи. Хотя заход в порты не предусматривается, участники рейса могут получать не только радиограммы от родных и близких, но и почту— через штаб морских операций на Диксоне, куда отныне адресуется вся корреспонденция для «Сибири». Несколько раз и мы сможем отправить почту — непосредственно с борта корабля.
Но эти, так сказать, бытовые удобства отнюдь не обещают никому легкой жизни. Для всех нас, в том числе и самого атомохода, это тоже рейс в неизвестность, хотя бы потому, что «Сибирь» не сходилась еще в поединках с тяжелыми льдами восточного сектора Арктики. Закон ледового мореплавания гласит: если идешь в Арктику — готовься к худшему. Известно, что «Челюскин» брал продовольствия на год, «Сибирь» взяла на полгода.
Первым пойдет по чистой воде Баренцева моря навстречу льдам наш ведомый — дизель-электроход «Капитан Мышевский»: «Сибирь» легко нагонит его на переходе. На обоих судах состоялись митинги. Моряки, ученые заверили, что с честью выполнят ответственное задание Родины. Символично, что в первый рейс, прощупывающий кратчайшие дороги с запада на восток, в столь ранние сроки направляются экипажи двух пароходств — Мурманского и Дальневосточного, много сделавших для освоения Северного Морского пути.
— Наши люди уже почти восемь месяцев не были дома, — сказал мне капитан Т. Кривохижин, — и сознание того, что мы идем в родные края, открыляет экипаж. «Капитан Мышевский» и раньше ходил во льдах — в Охотском море, до Тикси, но никогда нам не приходилось попадать в полярную ночь. Работали на Ямал, Дудинку, доставляли многие тысячи тонн грузов, но привыкнуть к темени так, кажется, и не смогли. Приходилось немало заниматься психологическим настроем людей. Ходили за мурманскими ледоколами и восхищались, какие там отважные, опытные моряки...
На борту дизель-электрохода аккуратно уложены трубы, металлоконструкции, шины, кирпич в адрес магаданских предприятий. Груза взяли несколько меньше, чем обычно. Дело в том, что для обеспечения безопасности создан аварийный запас брусьев, распорок, пластырей, матов, то есть средств борьбы за живучесть судна. На корме уложили запасные лопасти. Из Владивостока прилетели три водолаза. Не упущена как будто ни одна мелочь. На ледоколе тем временем еще раз выверялся маршрут движения каравана. Первая наша цель — мыс Желания — самая северная оконечность Новой Земли.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ,
спец. корр. «Известий».

МУРМАНСК, 26 мая.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 19:53

Известия, 1978, № 126 (18886), 29 мая.

Следим за событием
 Известия 1978-126 (18886)_29.05.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
Атомоход: все 24 часа

Специальный корреспондент «Известий» передает с борта ледокола «Сибирь».

Хлопоты, волнения, связанные со снаряжением корабля в высокоширотную экспедицию, с размещением ее участников — ученых, специалистов, журналистов, — все позади. Удобные одноместные каюты ледокола превратились в коммунальные квартиры. Шутка ли — почти сто гостей, «временно прикомандированных»...
Ноль часов. На мостик «Сибири» заступает вахта бывалого полярника дублера капитана В. Красовского: он сам, четвертый штурман А. Ольшевский, матросы первого класса О. Гавриленков и В. Маслов. Светло, хотя солнце словно задернули шторой. В недрах корабля заняли свои места у пультов и механизмов специалисты старшего сменного механика С. Боброва. Двадцать четыре человека бодрствуют, контролируя и опекая сложнейшую технику третьего и самого юного атомного ледокола мира. На чистой воде он использует пока 55 процентов мощности, составляющей всего, как известно, 75 тысяч лошадиных сил.
Не спит и технический руководитель экспедиции по спутниковым системам Юрий Кравцов. Его специалисты установили аппаратуру для космической навигации и связи. Разговор заходит об искусственном спутнике «Космос-1000», имеющем, как известно, задачи по обеспечению мореплавания.
— Теперь вам, видимо, ясно, — говорит Кравцов, — что спутник-навигатор был предназначен и для нужд нынешней экспедиции. Необходимо, чтобы караваны, которые пойдут в Арктике вслед за «Сибирью» и «Капитаном Мышевский», имели точнейшее представление о нашем курсе. Обеспечить же наиболее верный курс судам смогут только спутники.
На экране перед вахтенным штурманом вспыхивают цифры: широта, долгота, время по Гринвичу. Нажатием кнопки определены координаты, причем с точностью, недоступной прежде. Такой аппаратуры не было даже у «Арктики», когда она шла к Северному полюсу.
— Скоро, — говорит Юрий Федорович, — экипаж атомохода вольется в армию тех 75 миллионов граждан нашей страны, которые смотрят телепередачи с помощью спутников. По нашим расчетам, где-то за Новой Землей начнется зона уверенного приема программы из Москвы.
4.00. Заступает новая вахта. А для сменившихся в кают-компании накрыт завтрак: об этом позаботилась дневальная Нина Химич, поднявшаяся на ноги в 03 часа. Позавтракают — и отдыхать. Спать. До 11 утра все переговоры по судовому радио-спикеру на «Сибири» запрещены.
Днем началась обычная работа. А те, кто свободен от вахт, смотрели фильм по В. Шукшину «Позови меня в даль светлую». Всего наш судовой кинопрокат захватил с собой 60 лент. Открылась библиотека; старший повар В. Чапковский отобрал том К. Чапека. В это же время на одной из палуб проходило собрание группы членов объединенной парусной секции атомных судов под председательством старшего сменного механика Б. Гирша. Повестка дня: ремонт яхты... Она пригодится в будущих любительских походах по северным водам.
... Стрелка часов подходит к 24.00. Курс 45, скорость 19,5 узлов, волнение моря — 3 балла. Входим во льды!..
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 19:59

Известия, 1978, № 130 (18890), 2 июня.

С борта атомохода
 Известия 1978-130 (18890)_02.06.1978 НАВ-78 ВЭ СИБИРЬ.jpg
Включена полная мощность

Высокоширотная экспедиция в составе атомохода «Сибирь» и транспортного судна «Капитан Мышевский» обогнула Северную Землю.

Утром я проснулся оттого, что неожиданно прекратились вибрация и тряска. Атомный корабль, как витязь на распутье, стоял в небольшой полынье, и две узкие трещины во льдах, расходящиеся в разные стороны от носа, словно указывали ему направление дальнейшего движения. На судне в эти минуты обсуждалась проблема выбора курса, хотя причина короткой стоянки была иной: от ледовой болтанки несколько ослабились крепления телевизионной, антенны, впервые в истории арктического мореплавания принявшей цветные передачи со спутников за 75-й широтой. В воздух тут же поднялся вертолет тактической разведки Ми-2, ведомый пилотом В. Холодняком. Обычно же он взлетает и садится на ходу судна. Тем временем у руководителя экспедиции Б. Майнагашева и капитана В. Кочеткова собрались гидрологи, гидрографы, навигаторы.
Отличные снимки, переданные спутником «Метеор-2», показывали: вдоль западного побережья архипелага Северная Земля лед давал некоторую слабинку. Специалисты выявили здесь разряженные пространства. Эти данные подтвердили результаты воздушной разведки на самолетах Ил-14 и Ан-24. Поступили важные сообщения из Арктического и антарктического научно-исследовательского института, где создана группа слежения за движением нашего каравана.
— Эта группа, — рассказал мне заместитель директора института кандидат географических наук Б. Крутских, отвечающий за гидрометеорологическое обеспечение экспедиции, — выдает нам прогноз погоды на 8—10 дней. Сведения об атмосферных процессах на ближайшие три дня мы получаем из Диксонского управления Госкомитета гидрометеорологии и контроля природной среды СССР. Диксон будет опекать экспедицию вплоть до 125-го меридиана. Далее нити обеспечения возьмет на себя Певек. На всем пути следования судов местным специалистам помогают и консультируют их ученые Арктического и антарктического института.
Взвесив все данные, руководство экспедиции приняло решение идти к острову Визе и далее к южной оконечности острова Шмидта. Были и сомнения, ведь ледовый барьер у мыса Арктический, стерегущего вход в море Лаптевых, особенно прочен. И, как это часто бывает в Арктике, очень весомый голос «за» пришел с неба. Кандидат географических наук из Арктического и антарктического НИИ Арикайнен, командированный в Диксон, сообщил с борта самолета: «На основе анализа ледовой обстановки считаю этот курс наиболее правильным». И атомоход резко ворвался в тяжелый лед сплоченностью 9—10 баллов. Пришлось включить всю его мощность — 75.000 лошадиных сил.
Борьба со льдами идет с переменным успехом. Я вижу, как стрелка указателя скорости стремительно катится: с 18 миль в час, с 14— к нулю. Тут же следует команда на транспортное судно: «Сбросьте ход». Короткий разгон — удар, и снова возобновляется движение. И в этот момент на мостике слышится: «Сибирь», я — «Мышевский», хода нет». Возвращаемся. Трудно дается и завоеванное уже пространство. «Сибирь» кормой проходит в считанных метрах от борта дизель-электрохода (вот оно, мастерство ледовых судоводителей!) и выручает транспорт. Нетерпеливо подрагивая, атомоход вновь всей своей массой в 23.500 тонн вгрызается в месиво из снега и льда. Назад нам дороги нет.
Где-то далеко справа от нас остались особенно близкие сердцу острова — «Известий ЦИК». Когда пересекали 90-й меридиан, я вспомнил, что 45 лет назад здесь, в Карском море, у супругов Васильевых, следовавших на борту парохода «Челюскин», родился, как было записано в судовом журнале, «ребенок женского пола». В честь этого моря девочке присвоено имя Карина. На атомоходе интересуются, как сложилась ее судьба?..
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.

И назвали девочку Кариной

Получив сообщение с борта «Сибири», редакция навела справку. Оказалось, что Карина Васильевна Васильева живет в городе на Неве. Вот что передает наш ленинградский корреспондент А. Викторов:

Девочка, пережившая вместе с родителями и всеми пассажирами «Челюскина» героическую эпопею, выросла в Ленинграде. Здесь она окончила школу, затем геологический факультет университета имени А. А. Жданова. Ее муж тоже геолог. После 17-летней работы в Киргизии и Грузии их семья вернулась в Ленинград. Сейчас Карина Васильевна инженер-гидрохимик Всесоюзного геологического института, ее муж Л. А. Микеладзе трудится во Всесоюзном институте синтетического каучука.
— У нас двое детей, старший сын — студент, а младший перешел в десятый класс, — рассказывает Карина Васильевна. — Живем счастливо. Недавно переехали в новую квартиру на проспекте Юрия Гагарина. Мы бережно храним все опубликованные в «Известиях» репортажи, очерки, статьи, освещавшие поход «Челюскина». С огромным интересом читаем сообщения о новых свершениях в Арктике и, в частности, об уникальном рейсе атомохода «Сибирь» и транспортного судна «Капитан Мышевский». Не сомневаемся, что этот рейс пройдет успешно, и тем самым советскими людьми будет вписана еще одна яркая страница в летопись освоения Севера.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 20:02

Известия, 1978, № 132 (18892), 5 июня.

С борта атомохода
 Известия 1978-132 (18892)_05.06.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
ПОД КИЛЕМ-ГОРНЫЕ ХРЕБТЫ

Атомный ледокол «Сибирь» прошел через районы, особенно сложные в навигационном отношении.

Непрерывную вахту по обеспечению безопасности рейса несут в эти часы гидрографы. Неожиданно эхолоты отмечают резкое падение глубины. Под килем атомохода — буквально считанные метры. Инженер-гидрограф С. Самоненко был начеку. Быстро принял решение и старший помощник капитана Э. Филатов, возглавлявший вахту на мостике. Караван, шедший по огромной полынье, мгновенно сбавил ход.
— Скорость пока не увеличивать, — приказал капитан В. Кочетков, — сдержите и «Мышевского». Пусть будет готов к любому маневру. Для нас главное — безопасность...
Итак, не только льды стали препятствием на нашем пути, но и опасные глубины. Специалистам, отвечающим за навигационное обеспечение рейса, конечно же, было бы спокойней, если бы оба судна шли подальше от берегов. Но вот беда: там стояли тяжелые льды. И ледоколу пришлось бы снова брать транспорт на буксир, как дитя на руки, и тащить его через глыбистые белые поля.
— Льды заставляют нас прокладывать курсы через участки со сложными навигационными условиями, — сказал мне заместитель начальника гидрографического предприятия ММФ СССР кандидат технических наук В. Пересыпкин. — Но нет худа без добра: исследования, которые ведутся в плавании, позволят уточнить морские карты и лоции.
Несмотря на сложности, караван следует с опережением контрольных сроков. Мы уже в Восточно-Сибирском море. Наблюдая за маневрами ледокола, не раз убеждаешься, что кратчайший путь в Арктике — это ломаная линия. Чистая вода была рядом, но атомоход круто повернул севернее острова Котельный, вошел в молодые, сплошь торосистые льды, чтобы обогнуть опасные мели и банки. Впереди остров Новая Сибирь... Именно в этих местах почти 170 лет назад русская санная гидрографическая экспедиция обнаружила открытые пространства чистой воды. Представьте картину: лютый мороз, мощнейший ледовый припай — и синее море, как бы приглашающее исследователей в свои владения. Один из них впоследствии написал: достигнуть Северного полюса отсюда вероятнее. Но это было трагическое заблуждение, стоившее жизни многим путешественникам, в том числе Дж. Де Лонгу...
Ветры отнимают льды от кромки припая порой на сотни километров, образуя полыньи, которые называют оазисами Арктики. Для нас же это как бы асфальтовое шоссе среди бездорожья. Для профилактики требовалась хотя бы короткая остановка во льдах. Но механики дали «добро» на продолжение движения. Надо выиграть время.
Впервые на атомоходе начала действовать система космической связи через искусственный спутник Земли, с помощью которой передается и этот репортаж. Впервые за рейс экипаж получил почту. Ее сбросил самолет из Диксона.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 20:05

Известия, 1978, № 134 (18894), 7 июня.

С борта атомохода
 Известия 1978-134 (18894)_07.06.1978 НАВ-78 ВЭ СИБИРЬ.jpg
ОСТАНОВКА - И СНОВА ВПЕРЕД!

В 80 милях к востоку от острова Новая Сибирь атомный ледокол и ведомое им транспортное судно «Капитан Мышевский» встретились с очень тяжелыми многолетними льдами так называемого Айонского массива. «Сибирь» ударами корпуса пыталась приоткрыть мощный шлагбаум Арктики, выросший на пути. Однако за вахту — за четыре часа! — удалось пройти всего лишь метров четыреста.

Было принято решение остановиться. Чистая вода полыньи, по которой накануне резво бежал корабль, убаюкала многих из нас, и когда вдруг небо на далеком горизонте стало ярко-белым, словно его вымазали белилами, ни у кого, кроме судоводителей, увиденная картина не вызвала особого беспокойства. Но они, судоводители, знали, что это отразилось громадное ледовое поле, которое и в августе доставило бы уйму хлопот морякам, мы же решили потревожить его в июне. Впервые нам пришлось врубаться в торос толщиной в 7—10 метров.
Я находился у вертолетной площадки, когда «Сибирь» вдруг вздрогнула и стала резко крениться на левый борт. Сорвалась с крепления какая-то бочка, звеня, как монета, покатилась крышка от объектива моего фотоаппарата. Ухватившись за леерное ограждение, я увидел огромную, как айсберг, льдину, на которую мы ворвались. Она выползала из пучин, сталкивая, будто стряхивая с себя корабль. Атомоход словно получил крепкий удар в правую скулу и на время оказался в нокдауне. Успеваю заметить, как же красива была она, эта зловещая махина с огромными полосами годами нараставшего льда — синего, голубого, ультрамаринового и даже бледно-зеленого...
— Крен составил 20 градусов, — сообщил на мостике начальник отдела ЦКБ «Айсберг» В. Старшинов. — Мы еще гадали: как можно проверить
остойчивость ледокола, и вот — пожалуйста: сама природа нам очень помогла, — В принципе корабль способен выдерживать и 30—40-градусный крен. Но это, разумеется, при качке в открытом море.
А во льдах я вижу такое впервые за все годы плаваний на атомоходах, — добавил дублер капитана В. Красовский.
Натиск ледового гиганта принес немало мелких неприятностей. Вылилась вода из плавательного бассейна и затопила спортзал, слетели со столов и полок книги, телефоны, вазы.
Всерьез расстроился старший электрик «Сибири» А. Гибра.
— Понимаешь, — рассказывал он, — полгода растил цветы, и почти все погибли. Раскололось семь горшков из девяти. Я стал было их спасать, но, смотрю, оторвавшись от льдины, кусок прет прямо в открытый иллюминатор каюты. Бросил горшки, уперся в него. Удалось вытолкать обратно. А цветы жаль... И что обидно: в полярную ночь их сохранил, в зиму, когда на Ямал ходили, к Енисею.
Двадцать часов длилась вынужденная стоянка. После анализа свежих данных ледовой разведки и профилактики некоторых механизмов атомоход 6 июня в 16.00 снова врубился в лед. Обстановка по-прежнему тяжелая. За двадцать часов — к 12.00 седьмого июня пройдено 100 миль.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.

На схеме обозначен путь, пройденный караваном после его старта в Мурманске.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 20:08

Известия, 1978, № 139 (18899), 14 июня.

 Известия 1978-139 (18899)_14.06.1978 НАВ-78 СИБИРЬ.jpg
Позади —150 меридианов!
Специальный корреспондент «Известий» передает из Берингова пролива

В последний раз сошлись борт о борт атомоход «Сибирь» и транспортное судно «Капитан Мышевский». Только на этот раз ледоколу с эмблемой мирного атома на корпусе не нужно было выручать своего ведомого из тисков студеного моря. На борту «Сибири» состоялся митинг двух экипажей, всех участников экспедиции. На судах были подняты флаги расцвечивания — символ новой победы в Арктике. Вот так и совершаются события, что навсегда входят в историю освоения Северного морского пути, по которому впервые почти на два месяца раньше традиционных сроков осуществлена проводка грузового судна с запада на восток.
Мы пересекли больше 150 меридианов, но все время жили и работали по московскому времени. Здесь, в Западном полушарии планеты, полярный день кажется несколько помрачневшим, чистая вода окрашивает горизонт в серо-стальной цвет. И вспоминается, как все эти дни наши воздушные ледовые разведчики, судоводители искали вот такое «водяное» небо, чтобы по возможности не вступать в поединок с тяжелыми льдами. Сколько раз, особенно непосвященным, казалось: не пробьемся. Порой дума-
лось, что и сам атом бессилен против этой стены, которая только сверху кажется полем. Но назад пути не было. Одна за другой захлопывались полыньи — у Северной Земли, у Новосибирских островов. И экспедиция искала дорогу вперед. Вперед — по узким, как ручейки, разводьям. Вперед — по давшим слабину льдам. Вперед — любым курсом, который позволял бы дойти до цели.
С тяжелым уханьем вырывались из-под днища огромные льдины, иногда до них можно было дотянуться рукой. Был случай, когда мы потеряли из виду своего ведомого, хотя он стоял всего лишь в сотне метров от «Сибири». Столь сильный туман навалился, что не видны были даже огни прожекторов «Мышевского». Это о таком явлении природы выдающийся исследователь Арктики Г. А. Ушаков писал: «Какой-то новый мир—весь молочный». Мгла остановила караван, но — не надолго.
Итак, уникальная проводка по Севморпути завершена.
— Рейс подтвердил высокую надежность техники и возросшее профессиональное мастерство моряков, — сказал мне руководитель перехода Б. Майнагашев. — Экспедиция прошла маршрут несколько раньше намеченных сроков. Но хочу подчеркнуть, что она завершится только с прибытием «Капитана Мышевского» в Магадан. К моменту расставания судов пройдено три тысячи двести миль, из них около 3.000 миль во льдах. Сейчас пока рано говорить о постоянной навигации в Арктике в столь ранние сроки. Рейс ведь недаром называется экспериментальным. Окончательные выводы будут сделаны учеными экспедиции, специалистами Минморфлота, которым предстоит большая работа по изучению полученных данных.
Прощальные гудки разорвали тишину у скалистых берегов Чукотки, недалеко от Берингова пролива, где встречаются два великих океана. Я пересаживаюсь на борт «Капитана Мышевского», который следует в Магадан с шестью тысячами тонн груза для строителей. Возможно, впереди нас ожидают штормы и бури, но на своем пути судно уже не встретит льдов. Что касается атомохода, то он продолжит рейс в более высокие широты для встречи с полярниками дрейфующей станции «Северный полюс-24». А затем возьмет курс на запад, в Мурманск — через район, где в это гремя года никогда еще не проходило ни одно судно, хотя об этом мечтали русские мореходы многих поколений.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 20:26

Известия, 1978, № 135 (18895), 8 июня.

 Известия 1978-135 (18895)_08.06.1978 НАВ-78 ОМСК.jpg
КАРАВАНЫ ИДУТ НА СЕВЕР

Коротка навигация на реках Сибири. Лишь недавно освободилась ото льда Обь в среднем течении, а из Омского речного порта — крупнейшего в Иртышском пароходстве — уже отправлено нефтегазодобытчикам Тюмени 160 тысяч тонн грузов.
В планово-экономическом отделе пароходства дали справку: за навигацию Омский порт отгрузит в районы тюменского севера 1.600—1.800 тысяч тонн цемента, труб, оборудования, продовольствия, сборного железобетона и других материалов. А всего здесь будет переработано 18 миллионов 300 тысяч тонн грузов.
Почти вдвое быстрее, чем по норме, грузятся в порту суда. Девять комплексных бригад рабочих, организованных по примеру ильичевских докеров, повысили производительность труда на 18—20 процентов. Немалый эффект дает и тесное содружество с наземными транспортниками. Единые диспетчерские смены, созданные в порту и на железнодорожных станциях, обеспечивают четкую работу по совместным сменно-суточным планам.
В. ГАВРИЧКИН.

ОМСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1978 года

Сообщение ББК-10 13 Апрель 2025 20:30

Известия, 1978, № 143 (18903), 19 июня.

С борта атомохода
 Известия 1978-143 (18903)_19.06.1978 НАВ-78 СИБИРЬ СП-24.jpg
ПРИНИМАЙТЕ,
ПОЛЯРНИКИ!


Успешно продолжается высокоширотный рейс атомного ледокола «Сибирь».

После того, как второе судно, участвующее в этой экспедиции, — дизель-электроход «Капитан Мышевский» — было выведено на чистую воду и, пройдя Берингов пролив, направилось в Магадан, атомоход повернул на запад и в районе мыса Шелагский приблизился к берегу. Здесь был произведен тщательный водолазный осмотр его корпуса, винтового хозяйства. Повреждений не оказалось. Здесь же с борта сошли те участники экспедиции, которые на предыдущих участках пути уже выполнили поставленные перед ними задачи.
Ночью в минувшую пятницу начался очередной этап экспериментального плавания — атомоход взял курс на север Восточно-Сибирского моря, где находится дрейфующая станция Северный полюс-24. Она организована в марте нынешнего года с помощью авиации. Тогда на огромную льдину бьли доставлены первый отряд полярников и самое необходимое им для начала жизни и исследований в открытом океане — палатки, продовольствие, аппаратура... И вот теперь сюда пробивается атомоход. На его борту — второй отряд ученых СП-24 и основная часть грузов, в том числе топливо для выработки электроэнергии, оборудование, приборы...
Как сообщили корреспонденту «Известий» в Администрации Северного Морского пути, ледовая обстановка на подступах к станции весьма сложная. Лед двухлетний, торосистый, наблюдается его сжатие, а это грозное явление для судов. Энергетическая установка атомохода работает на полную мощность — 75.000 лошадиных сил. Если и дальше «Сибирь» сможет развивать такую скорость, как сейчас — до четырех миль в час, — к СП-24 она подойдет в первой половине дня 20 июня.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения