Арктическая навигация 1941 года
Беседа с начальником Главсевморпути дважды Героем Советского Союза И. Д. Папаниным
Началась бункеровка кораблей, направляющихся в далекое полярное плавание. Через несколько дней над ледовыми морями взовьется вымпел арктической навигации 1941 года. Начальник Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР дважды Герой Советского Союза тов. И. Д. Папанин в беседе с корреспондентом ТАСС сообщил:
— В этом году судоходство на великой северной трассе откроется значительно раньше, чем в прошлые годы. Советские полярники должны проделать огромную работу, чтобы успешно выполнить решение XVIII партийного съезда о превращении Северного морского пути в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь европейской части СССР с Дальним Востоком. Навигации последних лет показали, что мы имеем все возможности для перехода от ранее практиковавшихся экспедиционных рейсов к регулярному плаванию судов по всей трассе.
Во время предстоящей навигации будут проведены двойные рейсы кораблей в арктические порты, сквозное плавание судов по всей трассе с востока на запад и с запада на восток. Часть флота дважды в одну навигацию пройдет путь между Баренцевым морем и Беринговым проливом.
Объем перевозок по Северному морскому пути значительно возрастает. Развитие народного хозяйства на Крайнем Севере Советского Союза предъявляет к арктическому флоту повышенные требования. Корабли направятся в Арктику, приняв на борт строительные, продовольственные и промышленные товары и различное оборудование. На обратном пути их трюмы будут наполнены лесом, рыбой, пушниной и другими грузами.
Предусмотрены все условия для обеспечения бесперебойной работы флота в период всей навигации. Для каждого судна, для каждого порта разработан точный график работы. В арктических портах установлены мощные механизмы, способные в несколько раз сократить сроки погрузки п выгрузки судов.
Большую помощь в быстрейшей проводке кораблей сквозь льды окажет, как и в прошлые годы, полярная авиация. Ее самолеты уже выполнили большую преднавигационную работу, обследовав ледовые условия на значительном пространстве морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского и высоких широт Северного Ледовитого океана. Знание ледовой обстановки дало Главному управлению Северного морского пути важные данные для составления ледовых прогнозов и уточнения навигационного плана. Большую услугу полярным мореплавателям оказали полеты тов. Черевичного, благодаря которым директор Арктического института Главсевморпути тов. Либин и его товарищи провели ценные океанографические наблюдения в высоких широтах восточного сектора Арктики.
Программа навигационной авиаразведки в текущем году значительно расширена. В полетах над льдами будет участвовать большое количество летающих лодок и сухопутных самолетов. Первым на ледовую разведку на гидросамолете большого радиуса действия вылетел летчик Козлов. Ему поручено нести ледовый патруль над льдами Карского моря. На машинах, приспособленных для продолжительных полетов вдали от берегов, ледовую вахту будут нести Герой Советского Союза Водопьянов, летчики Черевичный, Орлов, Задков, Асямов, Котов и другие.
На ряду с полярной авиацией большую помощь арктическому флоту должны оказать полярные станции, сеть которых в этом году расширяется. В частности, уже открыта новая полярная станция на мысе Молотова (северная оконечность архипелага Северной Земли). Наблюдения, производимые ее работниками, будут иметь особое значение при возможных походах кораблей к северу от обычной трассы великой заполярной магистрали. На период навигации создаются несколько временных полярных станций в районах наибольшего движения судов. Метеорологические, ледовые и другие наблюдения работников полярных станций, как и донесения авиаразведки, будут передаваться по радио капитанам кораблей и учитываться ими при прокладывании курса.
Изучением ледового и гидрометеорологического режима на трассе Северного морского пути займутся и команды специально выделяемых для этой цели ледокольных пароходов.
Усилия всех полярников — моряков, летчиков, работников полярных станций и деятелей арктической науки — сосредоточиваются на разрешении одной задачи: превратить Северный морской путь в нормально действующую транспортную магистраль и тем самым выполнить задание партии и правительства, выполнить указания родного Сталина.