В ТЕСНИНЕ ЛАМАНША.
Всего несколько десятков парусных кораблей дальнего плавания остается сейчас на свете. Встречи с ними становятся все реже и реже. От них уже отвыкают.
Нашим читателям уже известно о столкновении советского учебного парусника
«Товарищ» с итальянским пароходом
«Алькантара», которое произошло между Англией и Францией в узком проливе Ламанш. Как известно, «Алькантара» погибла, при чем спасся только один человек.
Вот как произошло это жуткое событие.
Всякое морское судно на ходу от захода до восхода солнца обязано иметь с правой стороны зеленый огонь и с левой стороны — красный. Огни должны быть такой силы, чтобы их можно было видеть с расстояния не менее 3 1/2 километров. Сверх того, паровые суда должны иметь на мачте белый огонь. Этот огонь должен быть виден на расстоянии около 8 1/2 километров.
Морские правила не требуют непременно расходиться на правую сторону или, как принято говорить «красным к красному». Если пароходы идут почти навстречу друг другу, то можно разойтись и «зеленым и зеленому». При этом паровое судно обязательно должно уступить дорогу парусному, как менее поворотливому.
Около 8 часов вечере 24 февраля «Товарищ» с попутным ветром и скоростью около 11 километров в час шел через Ламанш. Погода была достаточно ясная. В этом месте Ламанш похож на оживленную улицу большого города, — так много в нем пароходов.
В 10 минут девятого вечера впереди и немного справа у нас заметили белый и красный огни парохода, идущего прямо на «Товарища». Через минуту пароход повернул влево. Поэтому его красный огонь закрылся и открылся зеленый. Чтобы шире дать дорогу, «Товарищ» тоже повернул влево (разойтись «зеленым к зеленому»). Кроме того, «Товарищ» зажег у себя на правом борту зеленый бенгальский огонь (фальшфейер).
Вдруг зеленый огонь парохода неожиданно закрылся — пароход повернул вправо.
«Товарищ» мог бы продолжать свой курс, но неминуемо подставил бы в этом случае свой правый борт пароходу. Однако, вахтенный (дежурный) помощник капитана не растерялся и скомандовал: «Право, на борт»!
Но было уже поздно: корабли не успели разойтись левыми бортами (т.-е. «красным к красному»), «Товарищ» врезался своим высоким носом в левый борт парохода.
Раздались ужасные крики. На паруснике никто не думал, что тонет пароход, а все были уверены, что гибнут сами. Затрещала передняя мачта, а верхняя часть ее свалилась вниз. Тем не менее, паники не произошло. Капитан приказал готовить шлюпки, поставил двух человек раздавать спасательные нагрудники и, бросившись на носовую часть корабля, увидел человека, висящего на якорных цепях. Человек оказался машинистом «Алькантары» по имен Джиовани. Он успел выскочить из машины и уцепиться за нашу цепь, когда пароход уже шел но дну.
«Алькантара» потонула в полминуты. Когда капитан «Товарища» добежал до носу — на воде плавали только обломки парохода.
Сейчас же после столкновения подошел английский пароход, и его попросили заняться поисками людей с погибшего парохода, так как сильно опасались за свой корабль.
Пробоина в носу «Товарища» была выше уровня воды, но носовое отделение было полно. Однако, водонепроницаемая перегородка выдержала, и корабль только сел на нос. В таком виде «Товарищ» пошел к английским берегам.
В момент столкновения наши моряки сбросили для спасения моряков «Алькантары» спасательные круги с ацетиленовыми факелами и нагрудниками. Однако, никого спасти не удалось ни нам, ни английскому пароходу.
Поведение наших моряков было выше всякой похвалы.