АРКТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ 1936 ГОДА
Истекшая навигация 1936 г. в арктических морях как по срокам плавания и количеству судов, так и по направлению трассы их путей в силу тяжелых ледовых условий, особенно в восточной части Карского моря, протекала в условиях, значительно отличавшихся от навигаций предыдущих лет.
Преобладавшими в течение почти всего лета северо-западными устойчивыми ветрами льды Карского моря были прижаты к берегам Таймырского п-ова и к юго-западным берегам Северной Земли, вследствие чего подступы к проливу Вилькицкого в течение всего августа для судов, шедших с запада, оставались закрытыми, хотя сам пролив Вилькицкого вскрылся в нормальное время (середина августа).
Западная кромка этого массива льда — правда, в виде уже полос — до первых чисел сентября держалась немного западнее о. Диксона, закрывая даже северную часть Енисейского залива. В районе о-вов Скотт-Гансена — о. Русский низкая температура воды и воздуха, а также снегопады способствовали образованию молодого льда, несмотря на разгар лета.
Вышедший с о. Диксона 30 июля л/к "Ермак" уже у о-вов Скотт-Гансена из-за тяжелых льдов был вынужден прекратить работу и лечь в дрейф в ожидании изменения ледовых условий.
Из-за серьезности сложившейся ледовой обстановки начальником Главсевморпути О. Ю. Шмидтом, находившимся на борту л/р "Литке", для проводки судов к проливу Вилькицкого, кроме "Ермака" и "Литке", были привлечены л/к "Ленин", а также "Садко" и "Седов", направлявшиеся с научными целями в море Лаптевых. Вместо л/к "Ленин" на проводку судов Карской операции был поставлен л/п "Малыгин", который по плану должен был производить гидрографические работы в проливе Вилькицкого.
Сопровождаемые л/к "Ермак", "Ленин", "Литке", "Садко" и "Седов", шестнадцать судов первого каравана, состоявшего из пароходов Ленско-Колымского, сквозного и других рейсов, вышедшие в разное время с Диксона, в течение всего августа продвинулись лишь немного далее о-вов Скотт-Гансена. Неоднократные разведки льдов, производившиеся летчиками Козловым и Алексеевым, не давали сколько-нибудь утешительных результатов. Вплоть до о. Русского лед был непроходим.
— 446 —
В 20-х числах августа, когда ледовая обстановка в районе о-вов Скотт-Гансена — архипелаг Норденшельда продолжала оставаться крайне тяжелой, л/п "Сибиряков", находившемуся у о. Уединения, было предложено прекратить выгрузку и итти в ледовую разведку для поисков более легкого пути к проливу Вилькицкого с северо-запада. 1 сентября, подойдя к о-вам Сергея Каменева и сменив там зимовщиков, "Сибиряков" пошел к югу. Достигнув южной оконечности о. Октябрьской революции, ледокол застрял в тяжелых льдах, которые он не мог преодолеть до 5 октября.
Израсходовав к концу августа большую часть угля, л/к "Ермак" и "Садко", отдав остатки своих запасов угля "Литке", 1 сентября вернулись для бункеровки на о. Диксона.
Тем временем "Седов", воспользовавшись некоторым разрежением льдов у о. Маркгама, 29 августа стал успешно продвигаться на восток. Пробираясь проливами архипелага Норденшельда, "Седов" 2 сентября достиг мыса Челюскина и направился далее к о-вам "Комсомольской Правды" для смены зимовщиков.
Пользуясь разведкой "Седова", караван "Литке" и немного позднее караван "Ленина" (3 сентября) также успешно вышли из тяжелых льдов и направились к проливам архипелага Норденшельда.
Закончив бункеровку на Диксоне, "Ермак" вернулся к своему каравану, проведя с Диксона еще три судна ("Моссовет", "Межлаук" и "Косарев").
Пройдя со своим караваном мыс Челюскина (6 сентября), "Литке" продолжал свое дальнейшее плавание без задержки и 17 сентября уже миновал устье р. Колымы.
9 сентября суда Колымского рейса "Рабочий" и "Правда", направляясь к проливу Вилькицкого, в заливе Толля (на φ = 76°59' N и λ = 100°47'), наскочили на банку. Помощь п/х "Игарка" по снятию их с мели оказалась безрезультатной так же, как и помощь вызванного для этой цели "Седова". Удалось снять эти суда с мели лишь подошедшему к ним л/к "Ленин".
"Ермак" с судами своего каравана 13 сентября прошел мимо мыса Челюскина и скоро без особых задержек вывел их за кромку льдов моря Лаптевых. Отпустив здесь караван в самостоятельное дальнейшее плавание, "Ермак" взял для проводки в Карское море ожидавшие его у кромки льдов суда сквозного рейса "Ванцетти" и "Искру", вышедших из Владивостока 23 июня и заходивших на пути оттуда в устье р. Колымы, в бухту Тикси и Нордвик для выгрузки грузов. Совершив проводку "Ванцетти" и "Искры" через льды моря Лаптевых и пролива Вилькицкого, "Ермак" довел их до архипелага Норденшельда и здесь передал для дальнейшей проводки "Ленину", а сам вернулся в море Лаптевых для встречи судов, возвращавшихся из бухты Тикси.
Следуя к о. Диксона, "Ванцетти" 18 сентября потерял все лопасти винта. Силами стахановской команды новые лопасти были поставлены в рекордный срок — 16 часов. 2 октября "Ванцетти" и "Искра" прибыли уже в Игарку и 6 числа вышли оттуда с грузом леса, направившись — первый в Лондон, а вторая в Мурманск.
Суда Ленского рейса "Игарка", "Беломорканал", "Моссовет", "Межлаук" и "Косарев", выгрузив все грузы в более короткий, чем намечалось по плану, срок и приняв для "Ермака" уголь, вышли из Тикси в обратный рейс. Встреченные у кромки льдов моря Лаптевых "Ермаком", они 29 сентября были проведены им обратно через пролив Виль-
— 447 —
кицкого. В архипелаге Норденшельда "Ермак", пополнив от них свои бункера, передал суда для дальнейшей проводки к о. Диксона л/к "Ленин", а сам 1 октября вышел на помощь к зажатому льдами у о. Октябрьской революции "Сибирякову". Спустя 5 дней "Ермак" подошел к ожидавшему помощи "Сибирякову", простоявшему здесь 28 дней. После околки "Сибирякова" оба ледокола направились к о. Диксона.
Доставка грузов в Нордвик с запада была в текущем году менее удачна. Из-за позднего времени и неудобств рейдовой выгрузки в Нордвике, а также из-за пожара, возникшего на одном из трех судов этого рейса — п/х "Десна" еще в Баренцовом море, нордвикская операция была своевременно отменена, и пароходы этого рейса "Покровский" и "Кара", достигшие Диксона, были отправлены обратно.
Обслужив полярные станции на о-вах "Комсомольской Правды", на мысе Челюскина, в устье р. Таймыры и на о. Русском, л/к "Седов" по поручению О. Ю. Шмидта 14 сентября занялся гидрографическим изучением архипелага Норденшельда. В результате этой работы, окончившейся 7 октября, подробно изучены проливы, которыми прошли в этом году все суда, направлявшиеся к проливу и из пролива Вилькицкого. Если в прежние годы все корабли, за исключением "Фрама", "Веги", "Зари" и некоторых рейсов "Таймыра" и "Вайгача", плававшие в этом районе, обходили архипелаг Норденшельда, огибая о. Русский, то теперь "Седовым" найден, изучен и обставлен 11 навигационными знаками более удобный и короткий путь архипелагом Норденшельда.
Для скорейшего и окончательного изучения этого архипелага, роль проливов которого в истекшую навигацию в восточной части Карского моря оказалась исключительной и, несомненно, не менее важной будет и в дальнейшем, согласно указаниям О. Ю. Шмидта, Гидрографическим управлением ГУСМП оставлена на зимовку в бухте Ледяной (о. Боневи) гидрографическая экспедиция на м/б "Торос" под начальством Н. Н. Алексеева.
"Малыгин", которому была поручена проводка судов Карской операции, занимался ею (преимущественно в Енисейском заливе) до 2 октября. Пользуясь перерывами в операциях, "Малыгин" высадил (и в дальнейшем снял) большую партию в составе 25 человек в зал. Благополучия (Новая Земля), которая занялась всесторонним его изучением. Туда же п/х "Аркос" была доставлена и партия зимовщиков, открывшая новую полярную станцию. 2 октября "Малыгин" передал руководство Карской операцией вернувшемуся с востока с ленским караваном л/к "Ленин", а сам направился к о. Уединения для снабжения станции углем. Сняв с острова группу строителей, оставленных там посланным на разведку "Сибиряковым", 4 октября "Малыгин" вернулся в Архангельск.
Кроме "Малыгина", в западной части Карского моря работала гидрологическая экспедиция Арктического института на м/б "Нерпа", экспедиция Гидрографического управления Главсевморпути на м/б "Новая Земля" и др., и в проливе Югорский Шар гидрологическая экспедиция Арктического института на моторных ботах "Полярник", "Пахтусов" и "Арктик".
Ко времени окончания бункеровки "Садко" на Диксоне ледовая обстановка в восточной части Карского моря в начале сентября, о чем уже упоминалось выше, изменилась в благоприятную сторону, и так как в связи с этим острой необходимости в помощи вспомогательных ледоколов для проводки каравана не ощущалось, а для работ в высоких широтах моря Лаптевых время уже было упущено, то экспедиция на
— 448 —
"Садко" по распоряжению О. Ю. Шмидта была направлена в западный сектор Арктики для продолжения работ высокоширотной экспедиции 1935 г.
6 сентября, направившись с Диксона к северу, "Садко" достиг широты 81° 15' и здесь обнаружил новый остров; из-за тяжелых льдов он вынужден был повернуть на запад — к Земле Франца-Иосифа. К этому времени "Русанов", совершавший свой уже второй рейс к Земле Франца-Иосифа и производивший выгрузку полярной станции на о. Рудольфа, оказался в настолько тяжелых льдах, что нуждался в помощи другого ледокола. Направившись к "Русанову" Австрийским проливом Земли Франца-Иосифа, "Садко", однако, вынужден был, пройдя о. Винзр Нейштадт, довернуть обратно и искать более легкого пути в Британском канале. Но и здесь у о. Джексона тяжелые льды в середине сентября покрывали весь пролив.
Надеясь найти проход в одном из промежуточных проливов, "Садко" пошел снова на восток. Войдя в узкий пролив Колинсона, он вскоре из-за тумана должен был повернуть обратно. Австрийский пролив в средней части на этот раз по состоянию льда был более проходим, но при плохой видимости "Садко", достигнув широты о. Куна и обнаружив здесь банку, все же вынужден был снова отступить в Британский канал. В то время, когда "Садко" пробивался через льды у о. Джексона, ледовая обстановка у о. Рудольфа изменилась, и "Русанов", выйдя самостоятельно из льдов, достиг о. Гукер. Перегрузив в бухте Тихой с пришедшего сюда п/х "Герцен" груз (500 т), "Русанов" 1 октября совершил отсюда второй, не менее удачный рейс на о. Рудольфа. Забросив сюда все необходимое для восстанавливаемой здесь станции, существовавшей в течение II Международного полярного года (1932/33), и оставив зимовщиков, "Русанов" совершил еще плавание с гидрологическим разрезом на север (до φ = 82°03') и отсюда на мыс Желания, после чего 11 числа вернулся в Архангельск.
"Садко" же, намеревавшийся подойти к о. Виктория для постройки там новой станции вместо предназначавшейся к постройке на о-вах Де-Лонга, по состоянию льдов не смог подойти к острову, и так как у судна имелись полученные во льдах серьезные повреждения в наборе и обшивке корпуса, а также были неисправны руль и гребной винт настолько, что дальнейшее плавание являлось уже не безопасным, — то по распоряжению из Москвы "Садко" был направлен в Мурманск, куда он прибыл 29 сентября.
Из речных операций менее всех удачной оказалась Пясинская экспедиция по доставке грузов в Норильский полиметаллический комбинат. Сопровождаемый по выходе с Диксона ледоколом № 8, который в начале навигации помогал "Ленину", "Седову" и "Садко" в проводке первых судов, шедших с запада на о. Диксона, Пясинский караван, в составе около 40 судов с т/х "Красноярский рабочий" во главе, из-за сильного обмеления р. Пясины не смог в течение этой навигации уйти в обратный рейс. В районе Пясинского озера весь караван, за исключением "Красноярского рабочего", был вынужден стать на зимовку.
Снабжение дальневосточных полярных станций и факторий осуществлялось из Владивостока пароходами "Свердловск", "Товарищ Красин", "Урицкий" и "Микоян". Наиболее интересный рейс в восточном секторе Арктики совершил п/х "Смоленск". Доставив из Владивостока в Колыму более 2000 т груза, "Смоленск" зашел в бухту Тикси, откуда отбуксировал в Нордвик баржи с лесом. Погрузив в Нордвике несколько сот
— 449 —
тонн соли, "Смоленск" вернулся на восток, в Тихий океан, положив начало вывозу продукции Нордвикских соляных разработок для столь нуждающихся в соли промыслов Дальнего Востока.
Караван судов под проводкой "Литке", пользуясь помощью л/к "Красин" и разведкой самолетов с базы на мысе О. Шмидта, успешно прошел Восточносибирское и Чукотское моря и 23 сентября вошел в Берингово море также, как остальные суда сквозного рейса — "Сталинград" (5 октября), заходивший по пути в бухту Тикси, и "Крестьянин" (7 октября), заходивший в устье р. Колымы.
Три парохода Колымского рейса: "Рабочий", "Правда" и "Володарский", пройдя пролив Дм. Лаптева 19 сентября и достигнув 22 числа цели своего назначения, приступили к выгрузке. Однако к приходу сюда л/к "Красин" 1 октября выгрузка еще не была закончена. Из-за позднего времени они прекратили работу и, недовыгрузив около 1500 т груза, под проводкой "Красина" пошли на восток. Возвращение их на запад, как это сделал в 1935 г. п/х "Рабочий" и как намечалось по графику в 1936 г., из-за явного риска зимовки было отменено. До мыса Большого Баранова "Красин" вел на буксире "Рабочего", у которого кончился уголь. У этого мыса "Красин" снабдил углем "Рабочего" и "Правду" и повел их дальше. 5 октября этот последний караван прошел мыс О. Шмидта, а 7 октября миновал Берингов пролив.
Одной из особенностей навигации 1936 г. является то, что в этом году освоенным Северным морским путем, кроме судов, принадлежащих системе Главсевморпути, и судов, им зафрахтованных в Балтийской, Беломорской и других конторах Госпароходства, пользовались как открытой к экспедиции трассой два моторных парусных бота, принадлежащих Наркомпищепрому: "Капитан Поспелов" и "Капитан Воронин", водоизмещением 135 т каждый, которые успешно прошли в одну навигацию из Мурманска во Владивосток.
Эти два бота, шедшие сначала вместе с другими судами каравана и пользовавшиеся наравне с ними услугами ледоколов ("Садко" и "Седов"), добрались до о-вов Скотт-Гансена. Здесь из-за сложности ледовой обстановки и больших трудностей проводки и без того громоздкого каравана им было предложено остаться в ожидании следующего каравана. Однако, воспользовавшись разрежением льдов в прибрежной части, где большим судам из-за большой их осадки итти было нельзя, бэты стали самостоятельно продвигаться на северо-восток, благодаря чему им удалось, обогнав караван, 5 сентября пройти мыс Челюскина и 14 сентября пролив Дм. Лаптева. Следуя далее вместе с догнавшим их караваном "Литке", "Капитан Поспелов" и "Капитан Воронин" прошли Берингов пролив.
Таким образом, вместе с двумя ботами и с тремя судами Колымского рейса, вышедшими с запада в Тихий океан, количество сквозных судов, прошедших в навигацию 1936 г. Северным морским путем с запада на восток, достигло 12 единиц.
Если морские операции на Северном морском пути, несмотря на тяжелые ледовые условия этого года, закончились все же столь успешно, то в этом немалую роль сыграли полярные станции, работа которых по связи с судами была более налаженной, чем в 1935 г. Первостепенное значение в деле проводки судов в истекшую навигацию, особенно в районе пролива Вилькицкого и проливе Лонга, имели разведки льдов, сделанные летчиками Молоковым, Алексеевым, Козловым, Каминским, Черевичным и др.
— 450 —
Значительно увеличенный по сравнению с предыдущими годами грузооборот, вызвавший увеличение тоннажа судов при наличии тяжелых ледовых условий навигации 1936 г., создал весьма напряженную обстановку во всех операциях, обеспечивающих их успех, и в первую очередь в оперативной работе по проводке ледоколами большого количества судов в позднее осеннее время. Более поздний, чем намечалось по графику, приход судов в пункты назначения потребовал также и усиленных темпов всех погрузочно-разгрузочных рейдовых работ в наших еще несовершенных полярных портах, строительство которых далеко от завершения.
Если сокращенные сравнительно с более легким 1935 г. сроки переходов судов по графику из-за ледовых условий истекшего года себя не оправдали, то сокращенные по сравнению с тем же 1935 г. сроки погрузочно-разгрузочных работ, благодаря стахановским методам, усвоенным командами судов и портовыми рабочими, были еще более сокращены, чем был обеспечен более скорый выход судов в обратные рейсы. Принимая во внимание, что навигация из-за вынужденного простоя судов в течение всего августа в районе о-вов Скотт-Гансена затянулась, захватив часть октября, это сокращение сроков погрузочно-разгрузочных работ в Тикси, Нордвике и т. п. имело решающее значение, избавив суда от вынужденных зимовок.
Примеры стахановских методов работы показали команды судов и в борьбе с авариями.
Решающую роль во всех операциях истекшей навигации сыграло, конечно, и личное руководство ими О. Ю. Шмидта.
Совершая третье сквозное плавание Северным морским путем на "Литке", О. Ю. Шмидт в тех случаях, когда головным судном каравана становился другой ледокол, как, например, "Ленин" или "Красин", переходил на него, обеспечивая успех оперативной работы лидера. Используя свой громадный опыт во время проводки каравана проливом Лонга, О. Ю. Шмидт направил свой караван необычным путем. Если раньше все суда, шедшие вдоль Чукотского п-ова, держались ближе к берегу, то на этот раз караван "Литке" пошел серединой пролива Лонга, благодаря чему он быстро вышел на чистую воду, тогда как под берегом, как и обычно, держались сплоченные льды.
Я. Я. ГАККЕЛЬ