Навигация 1959 года

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 16:44

Красный Север, 1959, № 207, 3 сентября.

 Красный Север, 1959, №207 3 сентября На ал ЛЕНИН.jpg
На ледоколе "Ленин"

ЛЕНИНГРАД, 1 сентября. (ТАСС). Немного времени осталось до выхода на ходовые испытания атомного ледокола «Ленин», построенного ленинградскими судостроителями. Пока этот арктический богатырь стоит на том же месте у причальной стенки Адмиралтейского завода.
Вместе с одним из строителей и парторгом корабля К. В. Вераксо поднимаемся по тралам на палубу. Ее полноправными хозяевами уже стали матросы — члены экипажа. В основном это бывалые моряки. Палубную команду возглавляет старший штурман — первый помощник капитана А. М. Кащицкий, плававший несколько лет в арктических водах. Встретили мы и боцмана — опытного полярника А. И. Мишина. В свое время он вместе с капитаном ледокола «Ленин» П. А. Пономаревым нес вахту в арктических водах на одном из мощных ледоколов.
Большинство команды атомохода — на корабле.
— Сейчас наша главная забота — все подготовить к выходу в море, успешно провести ходовые испытания по намеченной программе и сдать корабль в установленный срок, — говорит старший мастер монтажного цеха инженер А. А. Тарасенко, которого мы встретили в одном из внутренних помещений корабля. Стоящие на вахте у машин заводские мастера, бригадиры и слесари-монтажники тщательно проверяют действие каждого механизма и одновременно знакомят со сложной новой техникой машинистов и других членов экипажа, которые поведут атомоход в арктическое плавание.
На корабль пришел уже и хозяин медицинского блока, судовой врач - терапевт Ф. Н. Бабкин. Этот пожилой человек, отдавший около 30 лет медицинской службе, доволен своим большим хозяйством. В его распоряжении прекрасно оборудованные амбулатория, операционная, рентгеновский и зубоврачебный кабинеты, лазарет, лаборатория, аптека.
Со дня на день на корабль прибудут судовые повара и хлебопеки. Пищеблок ледокола давно готов, а в электропекарне успешно прошла пробная выпечка хлеба и пирогов. Многочисленные каюты и культурно-бытовые помещения моряков оборудованы первоклассной мебелью фабрики «Интурист» и других ленинградских предприятий, славящихся своими мастерами-краснодеревцами. Для судовой библиотеки поступило 1600 томов книг, а всего здесь будет три с половиной тысячи томов. На судовой радиостанции также все готово для приема и передачи радиограмм.
Б. ХАРИТОНЧИК.
(Корр. ТАСС).
Ленинград, 1 сентября.
На снимке: атомный ледокол «Ленин». Турбогенераторное отделение.
Фото Н. Науменкова и И. Баранова.
Фотохроника ТАСС.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 16:48

Красный Север, 1959, № 220, 18 сентября.

 Красный Север, 1959, №220 18 сентября  ал ЛЕНИН накануне рейса.jpg
Атомоход накануне первого рейса

МОЩНЫЕ морские буксиры привели атомоход «Ленин» на большой Кронштадтский рейд. Здесь перед выходом в Балтику предстоит пополнить запасы дизельного топлива, питьевой воды, принять запасные части и другие грузы. Все это ледокол не мог взять во время стоянки на Неве, потому что осадка судна была уже на пределе для глубин реки и морского канала.
16 сентября с утра к ледоколу подошли два нефтеналивных судна, баржи с питьевой водой. Сразу началась перекачка жидких грузов в цистерны ледокола. С завода доставили баржи с запасными частями.
Тем временем на ледоколе идет нормальная жизнь. Моряки и работники Адмиралтейского завода, которым выпала честь направиться в первый ислытателвный рейс необычного ледокольного судна, с огромным интересом слушали передачу радио об успешном приземлении на аэродроме близ Вашингтона советского воздушного лайнера «ТУ-114» и первых встречах Никиты Сергеевича Хрущева с президентом США Д. Эйзенхауэром и американским народом.
На ледокол поступают радиограммы. Коллектив Мурманского морского арктического пароходства, экипаж дизель-электрохода «Индигирка», находящегося в высоких широтах Карского моря, ученики 6 «Б» класса Казанской средней школы № 11 шлют экипажу ледокола пламенный привет и желают счастливого плавания.
На корабле у входа в столовую сегодня появилось объявление комитета ВЛКСМ и судкома профсоюза. Они приглашают всех моряков записаться в кружки художественной самодеятельности и спортивные секции: шахматно-шашечную, настольного тенниса,
бокса, борьбы, футбола. (ТАСС).
На снимке: атомный ледокол «Ленин» на Неве.
Фото В. Цина и Г. Колосова Фотохроника ТАСС.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 16:57

Известия, 1959, № 220 (13147), 16 сентября.

 Известия 1959-220 (13147)_16.09.1959 АЛ ЛЕНИН-ВЫХОД.jpg
ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!
АТОМОХОД «ЛЕНИН» НАЧАЛ ПЛАВАНИЕ
□ □
Три дня стоял на Неве корабль-богатырь...
То были дни, окрыленные радостью всенародного торжества, дни счастливого ликования советских людей. Радио принесло добрые вести о блестящем броске покорителей космоса, пославших на Луну вымпелы Советской державы. А здесь, на крутой невской волне, готовый к первому морскому походу, стоял атомный ледокол...
И вот звучит команда:
— Личному составу экипажа и сдаточной команде на берег не отлучаться.
Всегда торжественен этот момент — уход корабля в плавание, проводы его на последние испытания. Но сегодня эта торжественность особенно значительна. Из рук в руки переходят утренние газеты. Моряки и ученые читают ответ Никиты Сергеевича Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в связи с поездкой в Соединенные Штаты Америки.
— Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».
Как не почувствовать членам экипажа высокую честь, великое назначение своей миссии!
... Подошли буксиры и, деловито дымя, начали свою работу. Им предстоит провести ледокол по Неве и дальше по морскому каналу на просторы Балтики.
Команда стоит на вахте. Но те, кто свободен от дел, тепло и сердечно принимают гостей. Незадолго до отхода на ледокол «Ленин» прибыли генеральный секретарь Французской коммунистической партии товарищ Морис Торез и его супруга — член Политбюро ЦК ФКП Жаннета Вермерш. Вместе с ними поднялись по трапу секретарь областного комитета КПСС И. В. Спиридонов и секретарь городского комитета КПСС И. И. Родионов. Хозяева показали гостям атомный корабль, рассказали о том, как он строился и снаряжался в первое плавание. Здесь же. на борту, состоялся митинг, на котором выступили Морис Торез и И. В. Спиридонов. Мощное «ура» летит над Невой, смешиваясь с прощальными гудками ледокола...
Вот он пошел по Неве, и навстречу ему несутся гудки-салюты. Малые и большие суда, — и те, что идут по реке, и те, что еще достраиваются на стапелях, — приветствуют необыкновенный корабль, желают ему счастливого плавания. Прощально машут тысячи рук — ледокол провожают ленинградцы.
Шесть буксиров выводят флагман мореходов Арктики кормой вперед, на которой гордо полощет алый советский флаг.
На ходовом мостике — капитан П. А. Пономарев, ходовая вахта третьего помощника Г. М. Перелыгина. Корабль ведут опытные старейшие лоцманы, подавая свистками команду буксирам.
Нелегок этот первый путь ледокола. Ведь его осади более девяти метров. Чтобы поставить ледокол на Неве, пришлось снять с борта все, что было возможно снять. И теперь, хотя маршрут проверен и нанесен на кальку, а на всем пути поставлены специальные вешки, гидрометеорологи постоянно следят за уровнем воды, сообщая данные на ледокол.
Но вот позади Нева. Буксиры разворачивают ледокол, и он направляется в залив. Впереди — Кронштадт; уже виден силуэт Морского собора...
Здравствуй, море!
Сегодня вечером атомный ледокол «Ленин», направляющийся на ходовые испытания, пришел из Ленинграда в Кронштадт.
Весть о походе ледокола быстро разнеслась по острову. Жители города и моряки крепости вышли встречать замечательный корабль.
В 20 часов 05 минут атомный ледокол «Ленин» пришел на Большой Кронштадтский рейд.
Н. ЕРМОЛОВИЧ, Д. МАМЛЕЕВ,
соб. корр. «Известий».

БОРТ АТОМОХОДА «ЛЕНИН», 15 сентября. (По телефону).
15 сентября. Митинг на борту атомного ледокола «Ленин» перед выходом в море. Фото В. Темина.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 17:01

Известия, 1959, № 223 (13150), 19 сентября.

 Известия 1959-223 (13150)_19.09.1959 АЛ ЛЕНИН-ПОКИНУЛ РЕЙД.jpg
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН» ПОКИНУЛ КРОНШТАДТСКИЙ РЕЙД

КРОНШТАДТ, 18 сентября. (По телефону). Сегодня в 10 часов 10 минут утра по московскому временя первый в мире атомный ледокол «Ленин» после двухдневной стоянки снялся с якоря и покинул большой Кронштадтский рейд. Флагман полярного флота принял на борт мазут и необходимое количество пресной воды. Он взял курс в открытое море. Погода не балует команду. Сильные ветры, часгые дожди к густые туманы осложняют плавание. Однако дружный, спаянный экипаж моряков, возглавляемый коммунистами, отлично несет вахту.
Свободные от вахты матросы и члены сдаточной команды с большим вниманием слушают по радио сообщения о пребывании в Соединенных Штатах Америки главы Советского правительства Никиты Сергеевича Хрущева.
Корреспонденты советской печати, находящиеся на борту ледокола, встретились с капитаном тов. Пономаревым, главным строителем тов. Червяковым и уполномоченным Министерства, морского флота тов. Стефановичем. Они сообщили, что испытания корабля требуют тщательной подготовки и будут вестись длительное время в соответствии с разработанной программой. Здесь, на корабле, впервые в практике мирового ледоколостроения применено более 70 образцов механизмов совершенно навой конструкции и около 170 образцов нового оборудования, начиная от светильников и кончая целыми судовыми системами. Все это сложное хозяйство предстоит проверить в действии.

Известия, 1959, № 224 (13151), 20 сентября.

 Известия 1959-224 (13151)_20.09.1959 АЛ ЛЕНИН-В МОРЕ.jpg
Атомный ледокол следует своим ходом

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЛЕНИН», 19 сентября. Сегодня в 9 часов 20 минут утра на ледоколе «Ленин» впервые после выхода от стенки завода заработали все три гребные винта, движимые энергией мирного атома. Первое собственное движение атомоход совершает с небольшой скоростью. Идет проверка взаимодействия всех механизмов. Атомоход следует заданным курсом в водах Финского залива.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 17:05

Известия, 1959, № 226 (13153), 23 сентября.

 Известия 1959-226 (13153)_23.09.1959 НИС ВИТЯЗЬ.jpg
«Витязь» идет в Индийский океан

ВЛАДИВОСТОК, 22 сентября. (По телеф. от соб. корр.). У причала Владивостокского порта среди многих других кораблей выделяется силуэт «Витязя», научно-исследовательского судна Академия наук СССР.
— Наш корабль накануне выхода в море. — сказал в беседе с корреспондентом «Известий» кандидат географических наук Г. Н. Иванов-Францевич. — Мы отправляемся в район Индийского океана, где предстоит провести сложный комплекс исследовательских работ по программе международного геофизического сотрудничества. Экспедицию возглавит член-корреспондент Академии наук, известный биолог Богоров. Плавание займет 189 суток. Это будет самый продолжительный рейс. «Витязя». Научно-исследовательское судно посетит Бомбей, Коломбо, мадагаскарский порт Тананариве, Джакарту.
Коллектив гордится тем, что за рубежами родной страны мы будем представлять советскую науку, которая одержала в эти дни новую блестящую, изумившую весь мир победу.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 17:08

Известия, 1959, № 230 (13157), 27 сентября.

 Известия 1959-230 (13157)_27.09.1959 АД ЛЕНИН-ПЕРВЫЕ МИЛИ.jpg
ПЕРВЫЕ МИЛИ АТОМОХОДА

ПЕРВЫИ рейс... Казалось бы, и дорога морская хорошо известна, и пройденные мили — не расстояние. Но к этому прибавилось много такого, что сделало в общем-то рядовой переход и необычным, и даже героическим.
Начало положили лоцманы. Сама по себе проводка из реки в залив огромного, глубоко сидящего в воде судна достойна восхищения. Шесть буксиров — два с кормы, четыре — с носа, повинуясь каждому знаку опытнейшего лоцмана С. Курочкина, бережно повели атомоход вниз по течению. И вот самое трудное место — Невские ворота. Река впадает здесь в Финский залив. Почти под прямым углом от нее отходит Морской канал.
... Напряженная тишина на мостике, резкие свистки — команда. Стальной корпус атомохода, закрывая фарватер, разворачивается и с ходу вползает в узкую горловину канала.
19 сентября в 9 часов 20 минут выведенный на балтийский простор ледокол «Ленин» пошел своим ходом, движимый могучей силой атомных реакторов.
Пошли своим ходом! Идем!! Свободные от вахты бегут на корму смотреть след, оставляемый кораблем, — он широк и пенист. А те, кто на вахте, продолжают нести ее, но уже в новом качестве. Отныне они не просто моряки — они атомоходцы.
Сейчас, пока идут ходовые испытания, на корабле центральная фигура — строитель. О них — корпусниках, механиках, электриках, прибористах — нужно писать особо. Они строили ледокол, снаряжали его в путь, а сейчас проверяют работу механизмов, с чуткостью врача улавливая любое отклонение от нормы, учат экипаж, передавая ему свои знания, опыт, сноровку.
Но как ни значительна роль строителей, бороться со льдами придется уже морякам. Кто же они — атомоходцы?
В штурманской рубке и в машинном отделении немало таких, что знают Северный Ледовитый океан лучше Финского залива. П. Пономарев, Г. Гаршин, А. Гудимов, С. Черняк, А. Неупокоев, А, Мишин — бывалые моряки.
Вместе с убеленными сединой моряками вахту несет молодежь.
Экипаж атомохода преимущественно молодежный. И это понятно. На ледоколе «Ленин» появились такие специальности, каких раньше не было на флоте.
Впрочем, это не совсем так. Кочегары были на кораблях всегда с тех пор, как на смену ветру пришел пар. Есть они и на ледоколе.
Кочегаром считает себя М. Семин.
— А как же, — говорит он. — Мое дело — пар давать.
Такого оно так, только пар «кочегары» ледокола получают в атомно-котельной установке. Сидя в белых халатах за пультами и щитами поста энергетики и живучести, внимательно и чутко следят они за тем, как бьется атомное сердце корабля. Одни из «кочегаров» окончили университеты, другие — институты, а большинство — Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С. О. Макарова. Но и этого оказалось еще недостаточно для «кочегаров». После вуза последовала стажировка на атомной электростанции Академии наук СССР.
Пост, на котором несут вахту молодые инженеры-моряки, похож на лабораторию. Но машины и приборы не заслонили на атомоходе человека.
— Чтобы управлять реакторами, — рассказывает нам старший инженер-оператор В. Кузнецов, — надо мыслить глубоко и безошибочно, всегда быть готовым к любой неожиданности. Судите сами. Вот изменились показания приборов. А в мозгу инженера-оператора немедленно возникает схема физического процесса, причины, вызвавшие отклонения, и результаты, к которым они могут привести.
— Наша работа, — убежденно говорит тов. Кузнецов, — творческая, исследовательская.
Первое плавание атомохода — испытательное, опытное. И везде — у мощных турбин и генераторов, у электродвигателей и приборов — ведутся наблюдения, вспыхивают жаркие споры.
На атомном корабле моряк не может быть профаном в технике. И люди, уставшие от трудной вахты, все же идут в столовую, чтобы послушать лекцию академика А. Александрова о перспективах мирного использования атомной энергии.
Слушают внимательно, а потом забрасывают лектора вопросами. Механика интересуют плазменные реакторы, а матроса палубной команды — возможность создать атомные самолеты.
... По длинным коридорам расходятся с лекции слушатели. В какую бы сторону они ни пошли — их провожает горящий зеленым цветом глаз дозиметрического прибора. К нему настолько привыкли, что не обращают никакого внимания.
Надежно укрыты специальной защитой реакторы. Дозиметрическая служба, вооруженная опытными специалистами и чуткими приборами, бодрствует день и ночь. И ни разу с тех пор, как забилось атомное сердце корабля, ни в воздух, ни в воду не было выброса радиоактивных веществ.
... Стоит на балтийском рейде атомоход. Во время первого перехода все двигатели и механизмы работали безукоризненно. Впереди его ждут новые испытания. Пожелаем же строителям и морякам новых успехов, счастливого плавания!
Н. ЕРМОЛОВИЧ,
спец. корр. «Известий».
БОРТ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «ЛЕНИН», Балтийское море, 26 сентября. (По телефону).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 17:10

Известия, 1959, № 246 (13173), 16 октября.

 Известия 1959-246 (13173)_16.10.1959 НАВ-59 ПЕВЕК-МИКОЯН.jpg
КОРАБЛИ ПОКИДАЮТ АРКТИКУ

Из Певека — базового порта восточного сектора Арктики — ушли ледокол «А. Микоян» и дизель-электроход «Рионгэс». Они взяли курс на Приморье. Этим рейсом заканчивается продолжавшаяся три с половиной месяца арктическая навигация.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 17:17

Известия, 1959, № 256 (13183), 28 октября.

 Известия 1959-256 (13183)_28.10.1959 НАВ-59 ПОЖАР-АНАДЫРЬ.jpg
547 ЧЕЛОВЕК СПАСЕНЫ!

«SOS! » ♦ ПОЖАР В АНАДЫРСКОМ ЗАЛИВЕ. ♦ 550 — В ОПАСНОСТИ. ♦ «КЛАРА ЦЕТКИН» СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ. ♦ КАПИТАН НЕ ХОЧЕТ ПОКИНУТЬ СУДНО.

В ХОДОВЫЕ рубки судов, шедших через Тихий океан, в Дальневосточное морское пароходство во Владивостоке, в кабинет министра морского флота СССР в Москве почти одновременно были переданы радиограммы. Почему капитаны судов вдруг изменили курс? Почему так встревожен начальник Дальневосточного пароходства? Почему по обычно тихим коридорам здания министерства промчался ветер тревоги?..

Радиограммы гласили:
SOS Теплоход Двина Анадырский залив Аварийная
15/10 2245 местного широта 63 норд долгота 173—30 ост пожар машины тушим всеми средствами имею борту пассажиров нужна немедленная помощь

Капитан ИВАНОВСКИЙ.

И тотчас же радиоцентр Морфлота передал указания теплоходам «Клара Цеткин», «Генерал Панфилов», ледоколу «Адмирал Макаров» и пароходу «Декабрист»: немедленно полным ходом спешите к терпящему бедствие судну. На его борту пассажиры и экипаж — всего 550 человек.
... Это случилось на переходе из Анадыря к Угольной. Ничто в поздний вечерний час не предвещало опасности. Только сильный северо-западный ветер, только крупная пенная зыбь... Пассажиры уже разошлись по каютам, как вдруг в средней части судна что-то грохнуло и сразу раздался тревожный звонок машинного телеграфа.
Вахтенный механик доложил на мостик:
— По неизвестной причине в машине взрыв. Все объято огнем...
— Спокойно! — скомандовал капитан. — Всем стоять по местам!
Началась жестокая схватка с огнем. Капитан, наверное, знал, что самое опасное в море — страх... Возможно, он даже вспомнил слова из книги Аллена Бомбара, переплывшего на надувной резиновой лодке Атлантический океан: «Жертвы кораблекрушений, погибшие преждевременно! Я знаю: вас убило не море, убил не голод, убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
Не дать проявиться этому страху! Разумно и быстро тушить пожар. А огонь уже охватил помещения. Едкий, удушливый дым вполз в каюты, в салоны, на камбуз. Но люди поверили морякам. Ни плача, ни паники. Пассажиры спокойно и быстро собирали вещи, одевали сонных детей и уводили подальше от дыма — на свежий воздух открытых палуб.
Первым спустя всего два часа после начала пожара к «Двине» подошел теплоход «Клара Цеткин». С его борта к горящему борту «Двины» направили жерла брандспойтов. Все слилось в шуме насосов, в реве кипящей в огне воды, в свисте шипящего пара.
Капитан «Клары Цеткин» Аyтидзе принял решение взять на борт всех пассажиров «Двины», а на ней оставить лишь столько людей из экипажей обоих судов, сколько нужно, чтобы тушить пожар.
— Матросам готовить шлюпки, если судно придется оставить совсем! — прозвучало с мостика...

Приводим строки радиограмм о борьбе экипажей с пожаром:
«15 часов 50 минут. Огонь быстро распространяется. У борта крупная зыбь. Ведем пересадку людей... ».
«В 17. 13 огонь усилился. Борьба становится безрезультатной. Кнехты и роульсы вырваны. Шланги оборваны. Снимаем людей на ходу... ».
«20. 00. Уточняем координаты. Широта 63°21' норд, долгота 179°33' ост. Все 470 пассажиров, а также женщины из состава экипажа «Двины» — на борту «Клары Цеткин». Огонь в машине прибит. Помещения еще горят. «Клара Цеткин» удерживается у борта «Двины», маневрируя машиной. По-прежнему рвутся шланги. Огонь распространяется на кормовые помещения».


В 21 час 41 минуту капитан Антидзе радировал, что в машине огонь ликвидирован полностью. Кормовые, твиндечные помещения догорают. Носовые твиндеки водонепроницаемы. Переборки, топливо, горючие вещества полностью удалены. Пассажиры находятся в безопасности. Один ранен. Из членов экипажа в борьбе с огнем погибли трое: механик Балеев, машинисты Безродный и Акимов.
На третий день огонь в машине вдруг вспыхнул с новой силой. Крен «Двины» — 18 градусов. Экипаж во главе с капитаном продолжал неравную схватку. Уже трижды ему передали радиограмму министра морского флота: «В случае безнадежности дальнейших работ по спасению «Двины» разрешаю капитану и боцману оставить судно». Что же решил капитан?

Ивановский в ответ радировал:
«Садиться на грунт не буду. Стану на якоре в бухте Угольной на глубине 8—9 метров. Буду до конца бороться с пожаром. Положение очень серьезное... ».

Наконец пожар побежден. «Двину» взял на буксир ледокол «Анастас Микоян», а теплоход «Клара Цеткин» со спасенными на борту в сопровождении дизель-электрохода «Акмолинск» пошел в бухту Провидения.
Смелость, выдержка, упорство моряков победили страшный пожар. 547 спасены! А трое погибли в схватке с огнем, чтобы спасти товарищей, чтобы спасти людей, чтобы снова под флагом Родины бороздил моря теплоход «Двина», отбитый у жаркого пламени и холодной морской пучины.
Н. ЕРМОЛОВИЧ,
О. СТРОГАНОВ.
На снимке: пассажирский теплоход «Двина» перед выходом в рейс.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Июнь 2025 19:30, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:07

Красный Север, 1959, № 260, 4 ноября.

 Красный Север, 1959, №260 4 ноября поляр.навигаторы.jpg
Научно-оперативное обслуживание полярных навигаторов

ЛЕНИНГРАД, (ТАСС). 2 ноября из Арктики возвратилась группа научных сотрудников Арктического и антарктического научно исследовательского института, занимавшаяся научно-оперативным обслуживанием полярных навигаторов в западном районе трассы Северного морского пути.
— Район нашей деятельности, — сообщил корреспонденту ТАСС руководитель группы В. Ф. Дубовцев, — простирался от Новой Земли до Новосибирских островов. Несколько самолетов полярной авиации, гидрологические суда «Полярник», «Торос», многочисленные полярные станции регулярно передавали нам данные о состоянии льдов в Карском и море Лаптевых, сведения гидрометеорологического характера. Они быстро обрабатывались и обобщались.
На основе этих материалов мы составляли оперативные ледовые и синоптические прогнозы, которые использовались судами, шедшими по трассе Северного морского пути. В частности, это имело важное значение для операции по перегону речных судов из Архангельска на Лену.
Накоплен значительный опыт научного обслуживания нужд полярных навигаторов. Он будет подробно освешен в одном из ближайших номеров журнала «Проблемы Арктики», издаваемого Арктическим и антарктическим институтом.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:10

Известия, 1959, № 288 (13215), 5 декабря.

 Известия 1959-288 (13215)_05.12.1959 АЛ ЛЕНИН-ХОД.ИСПЫТАНИЯ.jpg
ЗАВЕРШЕНЫ ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

ЛЕНИНГРАД, 4 декабря. В канун Дня Советской Конституции на Балтике успешно закончились ходовые испытания атомного ледокола «Ленин» мощностью в 44 тысячи лошадиных сил. Государственная комиссия подписала акт о приеме судна в состав советского ледокольного флота.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:13

Красный Север, 1959, № 288, 9 декабря.

 Красный Север, 1959, №288 9 декабря ал ЛЕНИН ход.испытания.jpg
Рапортуют строители атомохода „Ленин"

ЛЕНИНГРАД, 7 декабря. (ТАСС). Сегодня рабочие, инженеры и техники Адмиралтейского завода собрались на многолюдный митинг, посвященный окончанию ходовых испытаний и сдаче в опытную эксплуатацию атомного ледокола «Ленин».
Директор завода Б. Е. Клопотов сообщил, что 3 декабря государственная комиссия из видных специалистов и опытных мореходов подписала акт о приемке и сдаче в опытную эксплуатацию флагмана арктического флота.
Главный строитель ледокола В. И. Червяков от имени сдаточной команды поздравил коллектив завода с большой трудовой победой. Горячую благодарность строителям атомохода от имени его экипажа. Мурманского арктического пароходства и Министерства морского флота передал А. Н. Стефанович.
— Атомный ледокол «Ленин», — заявил он, — пройдя всю намеченную программу ходовых испытаний, показал прекрасные мореходные качества. Теперь наступает новый этап — опытная эксплуатация корабля.
Участники митинга с большим воодушевлением приняли письмо-рапорт в адрес Президиума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР. а также ленинградских партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и совнархоза об успешном завершении ходовых испытаний и сдаче в опытную эксплуатацию флагмана арктического флота — атомохода «Ленин».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:15

Известия, 1959, № 298 (13225), 18 декабря.

 Известия 1959-298 (13225)_18.12.1959 НАВ-59 МИКОЯН-РАТМАНОВА.jpg
ЛЕДОКОЛ «МИКОЯН» СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Сюда, на этот маленький скалистый островок Ратманова, на днях пришла беда. Внезапно тяжко заболел Иван Антонович Медведев, начальник самой восточной советской полярной станции, которая вот уже двадцатый год работает в проливе Беринга, почти у самой границы между СССР и США. В ясный день с вершины этой сопки даже видна территория США — скалистый остров Крузенштерна и сумрачный берег Аляски. Но в тот день, когда больному стало хуже, в проливе разразился шторм. Не то что соседний остров, даже соседняя сопка скрылась в порывах пурги. Сила ветра и ярость волн перевалили за девять баллов.
Погода не позволяла направить на остров Ратманова самолет, вертолет или судно. Что делать? Нужна операция. Хирурга на острове нет. У постели Ивана Медведева круглые сутки дежурят товарищи.
Тогда хирург из ближайшей больницы на зимовке в бухте Лаврентия В. Якушин и медсестра Л. Вадяхина отважились выйти в море на катере. Пять часов, пока катер сквозь шторм пробивался к скалистому острову, показались всем, ждавшим его, пятью долгими трудными сутками, когда каждые час и минуту на остров могла прийти смерть.
Все, что было возможно, работники станции приготовили к операции, и как только хирург с медсестрой ступили на берег острова и осмотрели больного, операция была сделана. Начальник станции почувствовал себя лучше. Но через сутки его состояние вновь резко ухудшилось.
О случившемся сообщили главному хирургу больницы в бухте Провидения Георгию Яковлевичу Муштакову. Полярный врач не мог оставить товарищей в беде и решил немедленно направиться на остров. Шторм свирепел с каждым часом. Гидрографическая база бухты Провидения предоставила хирургу превосходное судно «Горизонт», но и оно в такой сильный шторм могло бы достигнуть острова лишь через двадцать часов.
В маленьком доме полярной станции и в радиорубке на судне шла напряженная борьба за жизнь полярника. Радисты острова Ратманова и «Горизонта» установили двустороннюю связь, и, находясь в открытом море, хирург Муштаков давал на остров консультации по радио. Советы опытного врача стали оказывать действие. Больному сделалось легче.
Тут сила шторма достигла предела и, казалось, уже перешла предел. Это вынудило капитана Фатеева направить «Горизонт» к побережью, зайти в укрытое место и ждать улучшения погоды. Все это время в бухте Провидения внимательно следили за рейсом «Горизонта», и, когда стало ясно, что судно не сможет идти дальше, начальник порта В. Варлей приказал направить ему на помощь линейный ледокол «Микоян» со специальным вертолетом на палубе.
Шторм не унимался. Когда оба судна подошли к полярной станции, огромный накат волн не дал возможности кораблям спустить на воду даже мотобот, а сильная качка не позволила вертолету взлететь с борта ледокола. Хирург Муштаков продолжал слать консультации по радио, пока оба корабля, борясь со штормом, дрейфовали у самого острова. Но вот шторм немного утих. За больным на вертолете вылетел начальник Провиденского радиометеоцентра И. Соколов. Вскоре Медведев был уже в больнице в бухте Провидения, где искусные руки и опыт полярных врачей спасли ему жизнь.
К. КОНДРАШОВ.

На снимке: станция на о. Ратманова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:32

Известия, 1959, 300 (13227), 20 декабря.

 Известия 1959-300 (13227)_20.12.1959 АЛ ЛЕНИН-ПЕРЕДАН ФЛОТУ.jpg
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПЕРЕДАН ФЛОТУ
СООБЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ

В результате проведенных всесторонних испытании правительственная комиссия установила, что атомный ледокол «Ленин» обладает высокими ходовыми качествами, которые в сочетании с хорошо управляемой и надежно работающей атомной энергетической установкой обеспечивают ледоколу высокие маневренные качества, необходимые для выполнения ледокольных работ при проводке судов в Арктике.
Технические характеристики ледокола «Ленин», прошедшего в период испытании более двух тысяч миль, полностью соответствуют утвержденному проекту.
Установленная биологическая защита на ледоколе обеспечивает полную радиационную безопасность личного состава ледокола при всех режимах работы атомной установки.
Проведенные испытания подтвердили. что средства очистки воздуха, сбора и хранения воды на ледоколе исключают возможность загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды.
На ледоколе «Ленин» созданы все необходимые условия личному составу для длительного плавания в суровых условиях Арктики.
Безотказность действия механизмов, приборов и всех средств управления кораблем и его атомной установкой, а также высокая степень непотопляемости обеспечивают надежность и безопасность плавания ледокола.
Атомный ледокол передан морскому флоту для использования его в условиях Арктики.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 19:40

Красный Север, 1959, № 298, 20 декабря.

 Красный Север, 1959, №298 20 декабря ал ЛЕНИН СДАН.jpg
Ученым, конструкторам, инженерам, техникам, рабочим, морякам Морского Флота и всем коллективам, участвовавшим в создании первого в мире атомного ледокола «Ленин»

Трудящиеся Советского Союза одержали новую крупную победу в деле использования атомной энергии в мирных целях, создав первый в мире атомный ледокол. Ледокол «Ленин» намного превосходит по своей мощности и возможности длительного плавания все существующие ледоколы. Создание атомного ледокола открывает новые возможности в освоении богатств Советской Арктики и дальнейшего развития народного хозяйства северных районов нашей страны.
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР сердечно поздравляют ученых, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, принимавших участие в строительстве атомного ледокола, с успешным завершением испытаний и вступлением в строй действующих кораблей Морского Флота ледокола «Ленин» и желают им, а также личному составу ледокола дальнейших успехов в их плодотворной работе на благо нашей великой Родины.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР


СООБЩЕНИЕ
Правительственной Комиссии о результатах испытаний атомного ледокола „Ленин"

В результате проведенных всесторонних испытаний Правительственная Комиссия установила, что атомный ледокол «Ленин» обладает высокими ходовыми качествами, которые в сочетании с хорошо управляемой и надежно работающей атомной энергетической установкой обеспечивают ледоколу высокие маневренные качества, необходимые для выполнения ледокольных работ при проводке судов в Арктике.
Технические характеристики ледокола «Ленин», прошедшего в период испытаний более двух тысяч миль, полностью соответствуют утвержденному проекту.
Установленная биологическая защита на ледоколе обеспечивает полную радиационную безопасность личного состава ледокола при всех режимах работы атомной установки.
Проведенные испытания подтвердили. что средства очистки воздуха, сбора и хранения воды на ледоколе исключают возможность загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды.
На ледоколе «Ленин» созданы все необходимые условия личному составу для длительного плавания в суровых условиях Арктики.
Безотказность действия механизмов, приборов и всех средств управления кораблем и его атомной установкой, а также высокая степень непотопляемости обеспечивают надежность и безопасность плавания ледокола.
Атомный ледокол передан Морскому Флоту для использования его в условиях Арктики.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1959 года

Сообщение ББК-10 12 Июнь 2025 20:01

Подходящих по смыслу тем на форуме нет, поэтому сюда. По хронологии...

Красный Север, 1959, № 9, 11 января.

 Красный Север, 1959, №9 11 января шхуна ЗАРЯ.jpg
Магнитные аномалии в Атлантическом и Индийском океанах

Основные закономерности о распределении магнитных аномалий Атлантического и Индийского океанов удалось определить советской научной экспедиции, заявил корреспонденту ТАСС М. Иванов — руководитель этой экспедиции, работавшей по программе Международного геофизического года на борту единственной в мире немагнитной парусно-моторной шхуны «Заря». Эта шхуна недавно возвратилась в Советский Союз из 15-месячмого океанского рейса, во время которого прошла 47 тысяч миль.
Запись всех элементов магнитного поля Земли производилась во время плавания непрерывно, и длина ленты самописцев с такими записями составила около 10 километров.
Сейчас коллектив Ленинградского отделения Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн приступил к научной обработке материалов, доставленных экспедицией «Зари». Составляются графики изменений магнитного поля, вносятся различного рода поправки в материалы наблюдений.
Результаты наблюдений показывают. что вся прибрежная зона материков, как правило, характеризуется спокойным магнитным полем. При удалении от берега над собственно океанским дном напряженность магнитного поля возрастет. Главные же магнитные аномалии были зафиксированы во время пересечения «Зарей» районов подводных океанских хребтов, например, «Атлантического» и «Китового». Последний находится о юго-восточной части Атлантического океана. Подобные аномалии простираются вдоль этих подводных хребтов.
Ученый отметил в заключение, что научная обработка материалов даст возможность вмести необходимые изменения в магнитные и навигационные нарты.

Красный Север, 1959, № 59, 11 марта

 Красный Север, 1959, №59 11 марта эксп. на ЗАРЕ.jpg
ПОДГОТОВКА К НОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА «ЗАРЕ»

В Ленинграде развернулась широкая подготовка и снаряжению новой научной экспедиции на единственном в мире немагнитном судне «Заря».
Все работы на «Заре» будут проводиться по программе Международного геофизического сотрудничества. В неисследованных еще районах Индийского и Тихого океанов с помощью новейших приборов намочено изучить элементы магнитного поля Земли, основные закономерности распределения магнитных аномалий.
Весь рейс «Зари» рассчитан на 8 месяцев. Сейчас судно находится в Туапсе, где завершается ремонт, проверка навигационных и научных приборов. Вскоре корабль отправится в новое океанское плавание. Начальником научной экспедиции, которая будет работать на борту «Зари», назначен кандидат физико-математических наук Б. А. Бологов.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения