А ШТОРМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
ВОСЬМЫЕ сутки бушует Балтика. Огромные валы бьются о корпус парохода, гуляют по палубе. Один обезумевший вал выбил прочное стекло иллюминатора в каюте капитана.
Восьмые сутки команда не спала по-настоящему. И не потому, что кипит море. Судно попало в большую беду. Оно село на мель в каких-нибудь трехстах метрах от берега и в полумиле от ворот Клайпедского порта. А это — самое обидное: всего в двух шагах буксиры, краны, спасатели, а главное, тихие воды рейда.
«Шантар» вышел из порта в открытое море 12 марта. Оно было неспокойным, а неожиданно буря достигла 10 баллов. Капитан и лоцман решили вернуться в порт переждать непогоду. В этот момент содрогнулся корпус «Шантара». Сомнений не было — мель!
— Отдать якоря! — прозвучала спокойная команда капитана.
Но якоря не спасли. Один из них оборвался, второй не в силах был удержать пляшущий на волнах тяжелый пароход. Судно оказалось словно в гигантской колыбели. То поднимется на гребень, то снова низвергнется в пропасть. Все ближе к ближе берег, а «Шантар» никак не может развернуться грудью навстречу волнам. От удара о грунт потерян ход. Напрасно машина работает на полную мощь. На этот раз победила стихия.
Когда до земли осталось метров триста, капитан дал команду наполнить отсеки водой. Пусть лучше судно останется на мели, чем будет выброшено на берег.
Помочь пароходу было нельзя. На море шторм — буксиры не могут подойти к борту «Шантара». Кроме того, очень бережно надо снимать пароход с мели и вести в порт. Малейшая неосторожность, и судно разломится лопатам. Огромная рваная трещина, словно змея, поползла от правого борта вниз под самое дно «Шантара» и выползла с левой стороны корпуса. Теперь судно держится только на палубе и на металлическом поясе, который у кораблестроителей называется ширстречным. Точнее говоря — на честном слове.
Второй трюм уже залило водой.
... Именно таким я увидел «Шантар». когда лоцманский катер высадил меня 20 марта на палубу парохода. Море, словно устав от бешеной пляски, прилегло отдохнуть. Надолго ли? Никто не знает. Даже метеослужба. Погода все эта дни старалась опровергнуть ее прогнозы.
Так или иначе, но долгожданное затишье наступило. Нужно использовать его. чтобы освободить пароход от груза и заставить всплыть. В эфир полетели сигналы: судовая рация просила срочно прислать баржу и плавучий кран.
А пока они подойдут, два инженера. специально приехавшие из Ленинграда, сидят, в каюте второго помощника капитана и заполняют листы бумаги колонками цифр и строками формул. Цифры и формулы должны ответить, как будет вести себя «Шантар», когда снимется с мели. Останется целым или разломится надвое? А если разломится: будут ли держаться на плаву две половинки? Расчет очень сложный. Сколько времени надо ждать ответа? Час, пять часов, день?
Пока инженеры считают, в каюте у капитана Игоря Николаевича Грицука происходит короткое совещание. Капитан — старый, опытный моряк. Совсем недавно ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. И вдруг...
Капитан осунулся, похудел. Он очень устал за эти восемь бессонных суток. Но еще больше устало сердце. Оно болит за каждого из тридцати пяти членов экипажа. Оно болит за родное судно, за груз в трюмах. Это — каменноугольный пек, который, вероятно, ждут во Вьетнаме, куда должен был держать курс «Шантар». Через трещины в трюме море уже утащило часть груза. Но остальной надо спасать.
— Будем выгружать пек равномерно, понемногу из каждого трюма. Начнем с первого, — говорит начальник аварийно-спасательной службы и подводно-технических работ Балтийского бассейна Сергей Тимофеевич Американцев. Он прибыл из Ленинграда, чтобы возглавить спасательную операцию.
Пользуясь затишьем, с борта «Шантара» впервые спустился водолаз Повилас Баличюс. Вся команда с нетерпением ждала его возвращения. Какие вести принесет он? Как ведет себя судно там, под водой.
Неторопливо двигаются стрелки корабельных часов. Десять, пятнадцать, двадцать минут, полчаса. Наконец, закипает море у самого борта, и над водой появляется металлический шлем. Человек в скафандре медленно поднимается на борт. Невеселую картину увидел он под водой. Рваная трещина расходится все больше.
— Уходит под самый киль, — говорит Баличюс. — Пробовал нащупать ногой, где она кончается. Не достал.
Обступили водолаза моряки. Слушают. Тень ложится на обветренные лица. Капитан лезет в карман за следующей сигаретой. Как на зло пачка пуста. Несколько рук протягивают ему портсигары.
Вдруг со стороны порта донесся протяжный гудок. Через несколько минут на морских волнах закачался огромный плавучий кран. Он ближе, ближе, и вот уже буксиры подводят его к борту «Шантара».
Следом за краном из ворот порта вышел лихтер «Луда». Его трюмы способны принять 3 тысячи тонн груза. 20 марта в 21 час 30 минут из первого трюма был поднят первый ковш с пеком.
Перед разгрузкой старший механик у себя в каюте наклеил узенькие полоски бумаги на графин, до половины заполненный водой. Если судно даст крен, этот нехитрый прибор тут же укажет на опасность. 36 раз опускался ковш в трюм «Шантара», а уровень воды в графине не менялся. Значит, пока все идет хорошо.
Настала очередь второго трюма.
Прошел час, второй, третий. Давно уже кончилась смена у машиниста крана, давно зажглись огни в порту и городе, а работа продолжалась.
Шел третий час ночи. Погасли огни в домах Клайпеды. Люди спали, а море проснулось.
Вновь вздыбились пенистые гребни, засвистел ветер. Замер кран. Не может работать он в сильную качку. И лихтер тоже бессилен бороться со штормом. Дав прощальные, словно извиняющиеся гудки, кран и «Луда» поспешили укрыться в порту. Снова израненный, беспомощный «Шантар» остался один на один со штормом.
27 марта в 5 часов утра буря достигла одиннадцати баллов.
Экипаж нс покидает судна. Ни разу в эфир не был передан тревожный «SOS».
День и ночь дежурят неподалеку спасательные буксиры «Капитан Федотов». «Прометен», «Машинист». Сотни людей с тревогой следят за судьбой «Шантара». Каждый из них готов немедленно прийти на выручку. А экипаж борется за спасение судна. Чувство уверенности в том, что флаг «Шантара» вновь увидят во многих портах, не покидает ни одного из членов команды — от капитана до кока.
Много случаев в истории кораблей подтверждают это. И, быть может, в особенно трудные минуты вспоминает капитан Игорь Грицук теплоход «Тбилиси», сваренный из двух половин разных судов. И по сей день водит по морям и океанам свой «Тбилиси» прославленный капитан Анатолий Качарава — бывший командир легендарного «Сибирякова».
... Идут шестнадцатые сутки борьбы. Шторм продолжается...
На снимках: Пароход «Шантар».
Водолаз П. Баличюс поднимается на борт.
И. ЦЫГАНОВ,
спец. корр. «Известий».
Борт парохода «Шантар» — Клайпеда.спец. корр. «Известий».
Известия, 1961, № 80 (13626), 3 апреля.
«ШАНТАР» В ПОРТУ
Об этой морской истории, разыгравшейся в водах Балтики, читатели «Известий» узнали несколько дней назад из репортажа «А шторм продолжается...». В нем рассказывалось о мужественной борьбе советских моряков за спасение парохода «Шантар», севшего на мель близ порта Клайпеда.
Как сообщил нам по телефону капитан Клайпедского морского порта А. Глазачев, как только утих шторм, началась разгрузка парохода. Затем буксир снял «Шантар» с мели и благополучно привел его в порт Клайпеда, где начнутся ремонтные работы.