Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Апрель 2012 07:28

Выдержка из статьи о Анатолии Николаевиче Золотове. Взято здесь http://www.aari.ru/misc/publicat/paa/PA ... 86(114-116).pdf

2010
ПРОБЛЕМЫ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
№ 3 (86)

С Т Р А Н И Ц Ы И С Т О Р И И

УДК 91.(091); 91.(092)
Поступила 25 сентября 2010 г.


ИМЕНА СОТРУДНИКОВ ААНИИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ.
АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЗОЛОТОВ, ВЕРА МИХАЙЛОВНА КОНОВАЛОВА


науч. сотр. М.В.ДОРОЖКИНА, д-р. геогр. наук Л.М.САВАТЮГИН
ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, СанктПетербург, savat@aari.ru


В пятидесятых годах прошлого века при картосоставительских работах на Земле Франца-Иосифа появился целый ряд новых географических названий. Среди них – мыс Золотова на острове Вильчека и озеро Золотова на острове Артура. Картографы назвали их в честь гидролога ААНИИ Анатолия Николаевича Золотова, погибшего во время ледовой разведки в Баренцевом море. В 1963 г. эти названия были утверждены решением Архангельского облисполкома № 651 от 26 августа. В 1959 г. имя А.Н.Золотова появится и на карте Антарктиды. Оно будет присвоено одному из островов в оазисе Вестфолль (68°40' ю.ш. и 77°52' в.д.).
Анатолий Николаевич Золотов родился 16 марта 1911 г. в деревне Мстишино Богородской волости Вологодского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина. В 1921 г. он окончил сельскую школу и поступил в среднюю школу в городе Вологда. По окончании школы, в 1930 г., А.Н.Золотов поступил на работу учеником электромонтера в Вологодские железнодорожные мастерские.
В 1931 г. он переехал в Ленинград и устроился на работу электромонтером в Ленснабсбыт. В 1933 г. А.Н.Золотов поступил в институт связи на факультет проводной связи. Проучившись в институте один семестр, в январе 1934 г. по материальным причинам он вынужден был оставить учебу и поступить на курсы техников-гидрологов при Арктическом научно-исследовательском институте (АНИИ).
По окончании курсов в июле 1934 г. А.Н.Золотов был назначен техником-гидрологом на полярную станцию Остров Уединения. В сентябре 1935 г., после зимовки, А.Н.Золотов возвратился в Ленинград и был зачислен в резерв Управления полярных станций (УПС) с прикомандированием к морскому отделу АНИИ. В июне 1936 г. его направили старшим техником-гидрологом на полярную станцию Мыс Шелагский. Осенью1937 г. А.Н.Золотов возвратился с зимовки в Ленинград и вновь был зачислен в резерв УПС. Летом 1938 г. он командирован старшим техником-гидрологом на полярную станцию Мыс Челюскин. В апреле 1939 г., по окончании зимовки, А.Н.Золотов в качестве начальника станции и метеоролога был направлен со станции Мыс Челюскин на станцию Мыс Оловянный. За выполнение этого задания А.Н.Золотов был награжден знаком «Почетный полярник» с объявлением благодарности приказом по ГУ СМП.
В сентябре 1939 г. А.Н.Золотов вернулся в Москву, где был оставлен для комплектации новой навигационной станции на острове Тыртов. В июле 1940 г. он был направлен начальником станции и метеорологом на остров Тыртов. По окончании работ, в сентябре 1940 г., за организацию и строительство новой станции, а также высококачественное обслуживание навигации А.Н.Золотов был награжден грамотой и денежной премией. По возвращении в Ленинград, А.Н.Золотов был зачислен в резерв УПС и прикомандирован к АНИИ, где занялся подготовкой к новому сезону работ на острове Тыртов.
В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 г. А.Н.Золотов был вызван в Москву и 15 июля передан в распоряжение 5 отдела Краснознаменного Балтийского Флота с зачислением на курсы переподготовки начальствующего состава запаса флота по специальности зенитная артиллерия. По окончании курсов в октябре 1941 г. А.Н.Золотов был откомандирован в сухопутные войска и зачислен в один из запасных полков Ленинградского фронта. По требованию Оперативного отдела штаба Ленинградского фронта он был направлен воентехником в сектор гидрометеослужбы.
В марте 1942 г. по ходатайству ГУ СМП А.Н.Золотов был демобилизован и командирован в город Красноярск. В Красноярске А.Н.Золотов получил направление на строительство новой полярной станции на мысе Молотова (арх. Северная Земля). В августе 1942 г. на борту ледокольного парохода «А.Сибиряков» он вышел из Архангельска к Северной Земле.
25 августа 1942 г. в районе острова Белуха ледокольный пароход «А.Сибиряков» был атакован немецким крейсером «Адмирал Шеер». В ходе неравного, тяжелого боя пароход получил серьезные повреждения и по приказу капитана А.А. Качаравы был затоплен. Оставшиеся в живых члены экипажа и полярники попытались добраться до берега на шлюпках, но были настигнуты немецким катером. В числе других 19 сибиряковцев А.Н.Золотов был захвачен в плен и отправлен немцами в лагерь военнопленных в город Нарвик (Норвегия). В Нарвике А.Н.Золотов находился с 31 августа по 8 октября 1942 г., после чего его перевели в лагерь для военнопленных в город Гдыня (Польша). 5 марта 1945 г. Гдыня была освобождена наступающими частями Красной Армии.
Вместе с другими военнопленными А.Н.Золотов был направлен на пересыльный пункт в город Грауденц (Польша). Здесь 5 мая 1945 года А.Н.Золотов был зачислен в один из запасных полков Второго Белорусского фронта. Позжеон был переведен минометчиком в стрелковый Кенигсбергский полк. 28 ноября 1945 г. А.Н.Золотов был демобилизован из рядов Красной Армии. За участие в Великой Отечественной войне он был награжден медалью «За победу над Германией».
1 декабря 1945 г. А.Н.Золотов был зачислен научным сотрудником в Московское отделение ледово-синоптической службы АНИИ. С 1946 г. А.Н.Золотов – научный сотрудник отдела ледоведения нашего института. Автор нескольких научных статей и книги «Три зимовки в Арктике» (серия «Стахановцы Арктики»). Обладая большим опытом в области полярной гидрологии, А.Н.Золотов в качестве гидролога-ледового разведчика активно включился в экспедиционные работы института.
18 сентября 1948 г. во время ледовой разведки в Баренцевом море на самолете 464 А.Н.Золотов вместе со всем экипажем погиб в авиакатастрофе...


 А.Н. Золотов.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3146
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Золотов Анатолий Николаевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Май 2012 14:47

Из монографий: © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/zolotov.htm

Золотов Анатолий Николаевич (1911–1948)
Арктический гидролог.
Родился в Вологодской губернии Вологодского уезда Богородской волости в деревне Мстишина в многодетной семье крестьянина-середняка.
В 1925 году Золотов окончил сельскую школу, затем Вологодскую школу II ступени и в 1930 году начал работать в Вологодских железнодорожных мастерских учеником электромонтера. В 1931 году переехал в Ленинград и устроился электромонтером в Ленснабсбыт.
Желая продолжать образование, в 1933 году он поступил в институт связи, но в январе 1933 года из-за материальных проблем уволился и, пройдя обучение на курсах техников-гидрологов при АНИИ, в июне 1934 года завербовался младшим гидрологом на п/ст о. Уединения в Карском море. Это была его первая арктическая зимовка, продолжавшаяся до сентября 1935 года и определившая всю его жизнь. Через несколько месяцев Золотов уже в должности старшего гидролога зимовал на п/ст Мыс Шелагский, а в 1938–1939 гг. на п/ст Мыс Челюскина. В апреле 1939 года по решению руководства ГУСМП с группой товарищей он перешел на мыс Оловянный южного острова Северной Земли Большевик. За выполнение этого задания Золотов был удостоен высоко ценимого по тем временам звания «Почетный полярник».
По возвращении после прохождения в Москве спецподготовки по комплектованию новой навигационной аппаратуры Золотов возглавил зимовку и метеонаблюдения на о. Тыртова. Вернувшись в сентябре 1940 года, он начал подготовку к новой зимовке, но в его планы, как и в планы всей страны, вмешалась война.
Сначала Золотов служил на Балтийском флоте, обучаясь на курсах подготовки командного состава зенитных подразделений. Затем он был откомандирован на Ленинградский фронт и по требованию оперативного отдела штаба фронта направлен в сектор гидрометеослужбы, где прослужил до марта 1942 года, когда по требованию ГУСМП был демобилизован и отправлен в Красноярск, куда эвакуировался АНИИ. Как оказалось, именно с этого момента и началась для него война.
Золотов был назначен на строительство п/ст Мыс Молотова, самой северной точки арх. Северная Земля. Из Архангельска он отправился на Диксон, а оттуда на л/п «А. Сибиряков» к месту назначения. В районе о. Белуха арх. Норденшельда состоялся вошедший в историю бой слабо вооруженного «Сибирякова» с первоклассным немецким «карманным» линкором «Адмирал Шеер», направлявшимся к Диксону. Этот неравный бой, в ходе которого «Сибиряков» был потоплен, сыграл важнейшую роль в срыве планов немецкого командования нарушить арктические военные перевозки.
Когда «Сибиряков» стал тонуть, оставшиеся в живых моряки пытались добраться до берега, но немцы, спустив мотобот, взяли их в плен. Золотов попал в Норвегию, в Нарвик, откуда был переправлен в Польшу, где использовался на работах в Гдыньском порту.
После прихода Красной армии его отправили в пересыльный пункт, а в мае 1945 года он был зачислен в один из запасных полков 2-го Белорусского фронта. Закончил службу Золотов 28 ноября 1945 года минометчиком стрелкового Кенигсбергского полка и вернулся на работу в АНИИ в отделение ледово-синоптической службы в должности научного сотрудника. С началом навигации Золотов выезжал в экспедицию, в ходе которой участвовал в полетах самолета – ледового разведчика. 22 июня 1948 года он отправился в очередную экспедицию.
В один из осенних дней экипаж самолета ЛИ-2 выполнял из Амдермы сложный длительный полет на ледовую разведку. Из Амдермы при достаточно хорошей погоде через Карское море достигли мыса Желания, далее пересекли Баренцево море до ЗФИ, где выяснили ледовую обстановку и условия мореплавания на подходе к архипелагу и в проливах. Благополучно выполнив задание, повернули назад и, пройдя мыс Желания, обнаружили совершенно изменившуюся метеообстановку. Дул сильнейший встречный ветер, штормовое море закрывалось туманом, который к югу становился все гуще. Резко упала путевая скорость, к тому же определить ее не было возможности. В ходе радиопереговоров стало ясно, что когда прошло расчетное время и горючее подходило к концу, в экипаже начались ссоры. Командир экипажа Адамов волевым решением, игнорируя мнение штурмана, довернул самолет вправо, к западу, желая выйти к берегу Новой Земли, чтобы иметь возможность в случае чего совершить вынужденную посадку на сушу. Каждые несколько минут радист передавал сообщение, что под ними штормовое море и туман. Последнее сообщение радиста было о том, что он, видимо, с минуты на минуту прекратит связь, так как вот-вот должны остановиться двигатели. Радист прощался со всеми.
На поиски было направлено несколько самолетов. Вскоре в Хайпудырской губе Баренцева моря была обнаружена бочка из-под бензина. Ее удалось подобрать и выяснить, что она с самолета Адамова. Как же самолет оказался в Баренцевом море? Видимо, подвернув на запад, в середине прол. Карские ворота, имеющего ширину 40–60 км, командир в тумане не заметил берегов и перескочил из одного моря в другое, где после отказа двигателей произвел посадку на воду сухопутного самолета. При последующих поисках в той же губе на отмели обнаружили пустой клипербот. В нем находилось имущество, свидетельствовавшее о том, что кто-то из экипажа сумел высадиться. Абсолютно точно, что в лодке был Золотов, так как на дне ее нашли его форменную фуражку. Вполне реальная версия случившегося выглядит так. После удачной посадки на воду через дверь был выброшен привязанный к фюзеляжу клипербот. В него успели сесть, скорее всего, три человека, затем сильной волной трос был порван, и лодку отнесло от погружающегося самолета. Вещи сохранились, поэтому можно утверждать, что клипербот не переворачивался. Люди из-за невозможности находиться в залитом ледяной водой клиперботе сидели, видимо, на его бортах, откуда их окоченевших попросту смыло волной.
Комиссия, расследовавшая катастрофу, установила, что если бы командир не изменил курс, самолет по радиоприводу благополучно прибыл бы в Амдерму, где стояла хорошая погода.
 zolotov_mys.jpg
 bashmak_prol.jpg
Кроме Золотова и командира В. А. Адамова, погибли штурман Круглов, механик Л. Головин и радист Олейник. Именем Адамова (1913–1948) гляциологами ААНИИ в 1960 году назван ледниковый купол на о. Гофмана арх. ЗФИ. Название утверждено Архангельским облисполкомом в 1963 году (Решение №651).
Мыс на о. Вильчека и озеро на о. Артура арх. ЗФИ. Названы в 1960 году.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Золотов Анатолий Николаевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Январь 2013 10:45

Три зимовки в Арктике / А. Золотов ; Политупр. Главсевморпути. - Москва ; Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1940. - 44 с. : ил., черт. и карт. ; 20. - (Библиотечка "Стахановцы Арктики" ; кн. 27)
Изображение
Золотов_Три зимовки в Арктике.pdf [1.44 МБ Скачиваний: 256]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2014 13:47

Автограф А.Н. Золотова на книге "Три зимовки в Арктике":
 Золотов А.-(Три)-автограф.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4257
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Ноябрь 2014 15:33

Ух ты, уникальный автограф! Где ж такой хранится? Хотя бы в личку напишите.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3146
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2014 16:08

В моей библиотеке :)
Забыл написать, что автограф дан Ю.М. Барташевичу.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4257
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Золотов Анатолий Николаевич (1911-1948)

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Ноябрь 2014 16:42

SVF пишет:В моей библиотеке

Зависть обуяла меня. ;)
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3146
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Золотов Анатолий Николаевич

Сообщение SVF » 05 Июль 2015 15:33

[ Леспромхоз ] пишет:Мыс на о. Вильчека и озеро на о. Артура арх. ЗФИ. Названы в 1960 году.

Небольшое уточнение - мыс назван в 1953 г., а озеро - в 1963 (решением Архангельского облисполкома от 26 августа 1963 г.)

(Сравочник по истори географических названий на побережье СССР. Л., ГУНИО МО. 1985)
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4257
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения