Сараев Михаил Федорович

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сараев Михаил Федорович

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Апрель 2012 08:27

Информация из ОБД "Мемориал" http://www.obd-memorial.ru/

Номер записи 76215298
Фамилия Сараев
Имя Михаил
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Ленинградская обл., г. Ленинград, ул. Конная, 24-7
Место призыва Карпогорский РВК
Последнее место службы БВФ, ЛД-6
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия жив
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 Сараев Михаил Федорович.jpg
 Сараев Михаил Федорович-2.jpg


Номер записи 76614665
Фамилия Сараев
Имя Михаил
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения г. Ленинград, ул. Конная, 24-7
Дата и место призыва __.__.1941 Каргопольский РВК, Архангельская обл., Каргопольский р-н
Последнее место службы ЛД-6
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 25.08.1942
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 864
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 1342

 Сараев Михаил Федорович 3.jpg


Номер записи 77598861
Фамилия Сараев
Имя Михаил
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Ленинградская обл., г. Ленинград, ул. Конная, 24-7
Дата и место призыва __.__.1941 Карпогорский РВК, Архангельская обл., Карпогорский р-н
Последнее место службы СФ, Беломорская военная флотилия ЛД-6
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 25.08.1942
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 2941
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 35

 Сараев Михаил Федорович 2.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Сараев Михаил Федорович

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Апрель 2012 08:55

Фото из разных книг и публикаций.

М.Ф. Сараев.
 М.Ф. Сараев.jpg


Михаил Сараев.
 Михаил Сараев.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Сараев Михаил Федорович

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Апрель 2012 13:42

Елагин Н.А. Побратимы Арктики: Композиция на заданную тему в двух частях – Изд. 2-е. Тирасполь: Б.и., 2010, ГУИПП «Бендер. тип. «Полиграфист». с. 93-95

Я точно помню...

Из воспоминаний М.Ф. Сараева


…Мы долго беседовали с ним. Он показывал фотографии, в том числе фотоснимок, сделанный в послевоенное время, когда проводилась экспертиза для установления инвалидности. Почти всю спину наискось пересекал шрам – след осколка немецкого снаряда весом, как потом оказалось, 325 граммов, вонзившегося при обстреле.
«…Вот теперь приходилось читать, что перед выходом в этот рейс, якобы, было проведено собрание экипажа, и людей предупреждали о возможной встрече с противником. Всё это не так. Никто ничего не подозревал, все были спокойны. А вот у нашего капитана Качаравы словно было предчувствие. Не хотел он выходить в море в понедельник…
В штабе на Диксоне его ни о чем не предупредили, хотя вроде бы с Северного флота сообщали о выходе «Шеера» в район Новой Земли. Вернувшись, Качарава сказал мне и комиссару Элимелаху: «Так не хочется сегодня выходить!» Но приказ был уже дан…
Самым страшным был третий залп тяжёлыми снарядами по корме. Наши пушки были разбиты, расчёты погибли, многие моряки сметены за борт. На палубе лежало немало трупов. Рвались снаряды, вылетая из артпогреба. Перед моими глазами до сих пор стоит страшная картина: командир БЧ-2 Никифоренко… без головы, с поднятой рукой – он был сражен, когда командовал:
– Огонь!
Через несколько секунд обезглавленное тело рухнуло на палубу…
А в это время из радиорубки Петр Гайдо, сменивший меня, передавал открытым текстом, что судно обстреляно и горит. Я точно помню, что вначале в радиорубке работал Гайдо.
…Когда я пришёл в себя после страшного удара в спину и потери памяти, никого рядом со мной не было. Но отчётливо помню, что носовые пушки продолжали стрелять. Продолжал вести огонь и «Шеер». Я пополз по левому борту… Вижу: бежит по палубе наш врач Валя Черноус, раненная в спину, и кричит: «Не стреляйте! Не стреляйте!» И падает на моих глазах замертво.
Боцман Павловский взял меня на руки и сказал, что бросит меня в воду, и чтобы я доплыл до ялика. Так он и сделал. И спас меня.
Находясь в воде, я увидел в нескольких метрах от себя голову Гайдо со страшно выпученными глазами. Потом чёрные волосы вдруг встали дыбом, и голова погрузилась в воду».
Михаил Федорович любезно дал мне для пересъемки несколько своих фотографий. Шутливо посетовал:
«Ох, уж эти писатели! В одной из книг пришлось прочесть, что когда я впервые пришёл на «Сибирякова», то меня, как салагу, посылали на клотик чай пить. А я ведь до «Сибирякова» пять лет на флоте прослужил!»

Л. ШМИГЕЛЬСКИЙ,
«Правда Севера», 11.11.1986 года.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Сараев Михаил Федорович

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Апрель 2012 13:48

Елагин Н.А. Побратимы Арктики: Композиция на заданную тему в двух частях – Изд. 2-е. Тирасполь: Б.и., 2010, ГУИПП «Бендер. тип. «Полиграфист». с. 81-84

Побратимы Арктики


…В самый разгар боя парторг «Сибирякова» Михаил Сараев обратил внимание, что противник усилил огонь по объектам радиосвязи. Одним из снарядов сбило передающую антенну, нарушилась связь с Диксоном. Не раздумывая, Сараев срывает трансляционную антенну, соединяет её с оборванной и поднимается по вантам к месту её крепления. Во время подъёма Сараева ранило в руку, тогда он схватил антенну зубами и, достигнув необходимой высоты, все же закрепил её. В эту минуту он почувствовал сильный удар в спину.
Упал на палубу… Только через 20 дней хирурги извлекли из спины парторга осколок снаряда. Взвесили – 325 граммов! Он ударил в правую подлопаточную часть грудной клетки, разрубил четыре ребра и застрял…
Анатолий Шершавин и Петр Гайдо уже передали необходимую информацию.
Именно этот эпизод из военной жизни Михаила Сараева приходит на память, когда начинаешь читать его письмо:
«…Родился 22 октября 1914 года в Петербурге, в семье служащего. Образование среднетехническое. Трудовую деятельность начал в 1931 году на заводе «Электроприбор» в Ленинграде. В 1935 году по специальному набору призван в ряды Военно-морского флота, направлен в Кронштадт. Осенью 1936 года распределяюсь в подразделение подводных лодок Северного флота.
Участник финской войны. В ноябре 1940 года демобилизовался в связи с окончанием срока службы. В июле снова призван по всеобщей мобилизации, направлен в Архангельск, где базировалась Беломорская флотилия Северного флота.
Естественно, хотелось снова попасть в свой подводный отряд, но судьба распорядилась по-другому. Первоначально меня и сменщика, Ивана Алексеевича Алексеева, направили на «Сибиряков», который участвовал в проводке и конвое английских судов, следовавших в Архангельск с грузом для фронта.
После выполнения задания «А. Сибиряков» мобилизован и зачислен в ледокольный отряд Беломорской флотилии. Капитан Анатолий Алексеевич Качарава стал командиром корабля в звании старшего лейтенанта. При содействии И.Д. Папанина он добился в штабе флотилии, чтобы мы с Алексеевым продолжили службу на «А. Сибирякове».
После ранения, потеряв возможность подняться на ноги, я ещё долго ползал в кромешном дыму по палубе в поисках людей. Бой ещё продолжался. Правда, односторонний. Сибиряковцам отбиваться было уже нечем и некому. На палубе около входа в машинное отделение я обнаружил группу людей: Качарава, Элимелах, Бочурко и ещё несколько человек (рассмотреть не мог, голова не поднималась).
Элимелах всех успокаивал, говорил, что принимаются меры для спасения оставшихся в живых. Качарава отдавал последний приказ Бочурко открыть кингстоны и ускорить затопление «Сибирякова». Средства для спасения заключались в одной шлюпке, остальные разбили фашисты. Правда, был спущен уцелевший ялик, в котором находились три женщины – повар, буфетчица и уборщица.
Павловский через борт спустил меня в воду, но ялик от снаряда перевернулся, женщины не всплыли. Я ухватился за киль и долго держался…
«А. Сибиряков» тонул, я ещё был в сознании. Под кормой держался за винт какой-то человек. Вскоре я потерял сознание. Пишу со слов товарищей. Когда с «Сибирякова» спустили шлюпку и посадили людей, одновременно с «Адмирала Шеера» спустили катер с автоматчиками. Оставшихся в шлюпке сняли, несколько человек подобрали из воды. Алексеев и другие говорили, что мои руки фашисты не могли оторвать от шлюпки, хотели уже отступиться, но всё же разъединили, может, потому, что на мне была офицерская форма.
«Сибиряков» получил много повреждений от снарядов, на палубе горели бочки с бензином и живой скот, сборные дома и собаки, предназначенные для новых полярных станций. Одним из снарядов полностью уничтожило орудие в кормовой части корабля, погиб весь обслуживающий орудийный персонал.
Всё было настолько ужасно, что, не пережившему это, трудно поверить. Погибли в бою 67 человек. Командир Качарава тяжело ранен, старший помощник Сулаков, второй штурман Самуил Фёдорович Бурых и третий штурман Павел Дмитриевич Иванов погибли. Машина и рулевое управление выведены из строя, а носовое орудие под командой Василия Дунаева всё ещё посылало снаряды по врагу…
Что сказать о себе? По боевому расписанию обеспечивал политическое руководство как парторг и поддерживал радиосвязь по специальности. Пришлось заниматься всем, вплоть до подноски снарядов, заменить выбывших из строя.
…На «Адмирале Шеере» лежали в штрафном каземате вместе с Качаравой. Остальные – отдельно. В сознание пришёл ночью, в период обстрела с Диксона. Тогда мы думали, что встретились с англичанами, надеялись на спасение. Мучения начались, когда нас высадили, или вернее, вынесли в Нарвике. Затем – Гдыня… Горя пришлось хватить много. Держались стойко. Во время боев за Гдыню бежали. Дней десять находились между линией фронта, затем соединились с нашей армией 2-го Белорусского фронта, где я служил до демобилизации в ноябре 1945 года.
После войны в театрах Ленинграда – на административной работе, в частности, директор Малого театра, театра драмы и комедии. В 1978 году ушёл на пенсию. Инвалид войны II группы, член КПСС с 1939 года. Женат, имею дочь (1949 года рождения).
22 октября 1984 года отметили моё семидесятилетие. Поздравить приехали: Андрей Тихонович Павловский – бывший боцман, Алла Павловна Шаларева – дочь штурмана П.Д. Иванова, Анна Дмитриевна Гайдо – жена радиста П.Э. Гайдо, Степан Васильевич Быков – ветеран Северного флота, патриот «Сибирякова», Эвника Георгиевна Светланова – специальный корреспондент «Советской России».
В заключение хочу сказать: сибиряковцы выполнили свой священный долг. Спасибо за публикации.
С уважением М.Ф. Сараев».


Несмотря на инвалидность, Михаил Фёдорович до последних дней принимал активное участие в жизни Санкт-Петербургской РОО «Полярный конвой». Ещё, кажется, только вчера единственный из оставшихся в живых сибиряковцев М.Ф. Сараев 1 сентября 2001 года, на 60-летие «Дервиша» шагал на Параде ветеранов – участников союзных конвоев. Когда я ехал в Санкт-Петербург уже на 65-летний юбилей «Дервиша» в 2006 году, думал, позвоню по телефону, договорюсь о встрече и непременно навещу Михаила Фёдоровича. Но, видно, не судьба… Камилла Эдуардовна Кузнецова, секретарь РОО «Полярный конвой» сказала грустно: «Совсем недавно похоронили мы Михаила Фёдоровича…»
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Сараев Михаил Федорович

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Апрель 2012 09:16

Сараев М.Ф. «Сибиряков» против «Шеера» // Полярный конвой, СПб.: Остров, 2005. С. 116-117.

Сараев М.Ф.
Главный старшина СФ
«Сибиряков» против «Шеера»


25 августа 1942 г. в Карском море сигнальщик с ледокольного парохода «А. Сибиряков» обнаружил идущий встречным курсом военный корабль под американским флагом.
По радио связались со штабом проводки на острове Диксон, откуда нам сообщили, что в нашем районе никаких американских кораблей нет, но в Карское море проник немецкий рейдер – тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».
Капитан «А. Сибирякова» А.А. Качарава изменил курс, чтобы укрыться за островом Белуха. В это время на крейсере подняли фашистский флаг и потребовали лечь в дрейф. В ответ «А. Сибиряков» открыл огонь из имеющихся на борту двух 45-мм зениток и двух спаренных «эрликонов». «Адмирал Шеер» начал обстрел из многочисленных тяжелых орудий.
Бой был неравным и жестоким. «А. Сибиряков» получил серьезные повреждения. Были снесены все палубные надстройки, много пробоин оказалось в корпусе судна. На палубе горели бочки с бензином и другое оборудование.
В самый разгар боя я вдруг обратил внимание на то, что один из снарядов с рейдера сбил передающую радиоантенну, прервав связь с островом Диксон. Не раздумывая, я подсоединил радиотрансляционную антенну к оборванному кабелю и стал подниматься по вантам к месту крепления. В это время меня ранило в руку, я взял антенну в зубы и, достигнув нужной высоты, закрепил ее. Радиосвязь восстановилась. В этот момент я был вновь ранен осколком в спину и упал на палубу. Через некоторое время оказался в воде, держась за перевернутый ялик, с которого меня и подобрали немцы.
Дальнейшее было настолько ужасно, что не пережившему будет трудно в это поверить. Через полчаса «А. Сибиряков» затонул. В бою погибли 67 членов экипажа. С единственной спасательной шлюпки из воды немцы подобрали 18 человек, доставили сначала на рейдер, а по прибытию в Готтенхафен (сейчас Гдыня, Польша) поместили в местную тюрьму. Весной 1945 г. нескольким членам команды удалось бежать из тюрьмы, в том числе и мне. Через 10 дней мы оказались в полосе наступления войск 2-го Белорусского фронта, в частях которого я провоевал до ноября 1945 года.

Об авторе:
Сараев Михаил Федорович, родился 22 октября 1914 г. в Петрограде. В 1935 г. призван в Военно-морской флот в соединение подводных лодок Северного флота. Участник финской войны. Сначала Великой Отечественной войны плавал на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» старшиной радистов. Зимой 1941 г. в составе экипажа ледокольного парохода «А. Сибиряков» занимался переброской десантных групп на Мурманском участке фронта.
25 августа 1942 г. главстаршина Сараев М.Ф. участвовал в неравном бою «А. Сибирякова» с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». После гибели «А. Сибирякова» раненым был захвачен в плен, бежал, влился в наступающие войска 2-го Белорусского фронта, в которых и прослужил до ноября 1945 г. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной звезды и 14 медалями.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард


Вернуться в Международная поисковая операция "А. Сибиряков"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения