Страница 1 из 1

ЭОН-64 (1954 г.)

СообщениеДобавлено: 28 Декабрь 2025 17:44
Historik
 Нечаев.jpg
С целью усиления группировки подводных сил Тихоокеанского флота Главный штаб ВМФ в 1954 г. принял решение перевести Северным морским путём
 Нечаев3.jpg
из Екатерининской гавани (г. Полярный) на Дальний Восток в составе ЭОН-64 в надводном положении очередные 8 ПЛ, а также отряд надводных кораблей и судов, включая тральщики и большие охотники за ПЛ, часть из которых предназначалась для морских частей Погранвойск МВД СССР.
Возглавлял экспедицию первый командир 182-й бригады ПЛ (войсковая часть 69003, переформирована 01.09.1953 г. из 16-й дипл) Камчатской военной флотилии ТОФ капитан 1 ранга Н.П.Нечаев (1907-1962). Начальник штаба - бывший начальник специальных курсов усовершенствования командиров флота при учебном отряде подводного плавания 5-го ВМФ капитан 1 ранга А.Г.Ягайло.
Состав ЭОН:
- 4 ПЛ послевоенной постройки Пр.613: «С-140» (командир - капитан 3 ранга С.С.Хомчик), «С-141» (командир - капитан 3 ранга П.Магда), «С-145» и «С-150» (командир - капитан 3 ранга В.А.Попов);
- 4 ПЛ фронтовые, героические типа «С» Пр.IX-бис: гв. Краснознамённая «С-56» (командир - гв. капитан-лейтенант А.С.Харченко), Краснознамённая «С-104» (командир - капитан 3 ранга Д.А. Феронов), «С-103» (командир - капитан 3 ранга А.Н.Антипов) и «С-102» (командир - капитан 3 ранга А.С.Хлонин). Любопытно, что капитан 1 ранга Николай Павлович Нечаев командовал одной из фронтовых подлодок - «С-103» ещё на Каспии с декабря 1940 г. и воевал на ней после перехода на СФ, в Полярный с сентября 1943 г. и до конца войны. Теперь же ему предстояло перевести родную для него ПЛ в составе экспедиции по СМП на ТОФ;
- 11 больших охотников за ПЛ Пр.122бис: «БО-372», «БО-375», «БО-376», «БО-377», «БО-379», «БО-380», «БО-393», «БО-397», «БО-398», «БО-400», «БО-404»;
- 3 тральщика Пр.254К: «ТЩ-417», «ТЩ-419», «ТЩ-420» и ряд судов обеспечения.
ЭОН-64 была осуществлена в период с 10 июля по 5 октября, когда ряд ПЛ прибыл через б. Тарья на Камчатке (Крашенинникова) во Владивосток.
На всём протяжении маршрута, пролегавшего через пролив Югорский Шар, Карское море, о. Диксон, пролив Вилькицкого, мимо м. Челюскин, через море Лаптевых, порт Тикси, пролив Дмитрия Лаптева, Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, Берингов пролив, Берингово море, б. Провидения, б. Комсомольскую, Петропавловск-
 С104-102-56-Полярный-зима 44-45.jpg
Камчатский, отряд подводных лодок сопровождали ледоколы «Ермак», «А.Сибиряков», «Ленин», «Л.Каганович», «А.Микоян» и «Молотов» (позже -
 С-102 в Кольском заливе.png
«Адмирал Макаров»). Особую роль в проводке подлодок в арктических морях и обеспечении их данными авиационной ледовой разведки сыграли экипажи Полярной авиации.
В итоге экспедиция всё-таки преодолела по СМП 3 991 милю, включая около 400 миль - во льдах, со средней скоростью 8,5 узлов.
Часть из подлодок была зачислена в состав 182-й бпл Камчатской военной флотилии (с базированием на б. Тарья) капитана 1 ранга Н.П.Нечаева, а другая, дошедшая до Приморья, - в состав 124-й бригады 40-й дипл ТОФ (с базированием на б. Малый Улисс). Последние субмарины прошли в общей сложности 6 680 миль за 793 ходовых час со средней скоростью 8,5 узлов.
Остаётся добавить, что ПЛ «С-56» стала первой из советских подводных лодок, совершивших кругосветное плавание (с учётом перехода 1942-1943 гг. в Заполярье с Дальнего Востока через Тихий и Атлантический океаны). За мужество, проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж «С-56» в числе других был поощрён, а её командир награждён орденом Красной Звезды. Вскоре командование флотом приняло решение переоборудовать заслуженный боевой корабль «С-56» в плавучую зарядовую станцию. В этом качестве он просуществовал ещё много лет, пока подлодку не превратили в мемориальный корабль-музей, расположенный на Владивостокской
 БО за ПЛ2.jpg
набережной у штаба Тихоокеанского флота.
 БО за ПЛ.jpg
Большая часть надводных кораблей вошла в состав Камчатской военной флотилии ТОФ.
5 больших охотников за ПЛ, ранее зачисленные в состав морских частей Погранвойск МВД СССР и следовавшие на Тихий океан из Мурманской базы Кувшинская Салма, были включены в дивизионы Тихоокеанского пограничного округа как ПСКРы. А 4 - в следующем году продали ВМС КНР.
За успешное проведение ЭОН-64 9 ноября 1954 г. главнокомандующий ВМС СССР адмирал флота Н.Г.Кузнецов наградил капитана 1 ранга Н.П.Нечаева именным кортиком и вскоре утвердил представление на него на перевод командиром 153-й бпл ЧФ в г. Севастополь.



В тот же год по СМП до б. Провидения прошёл и очередной караван речных судов Арктической экспедиции Ф.В.Наянова, державшего флаг на буксире финской постройки Пр.ФИН-800 «Ударный», построенном в 1953 году. В числе этих судов шёл и капитан морского буксира «Менделеев» (также финской постройки) Ю.Д.Клименченко, тянувший за собой два лихтера: один двухтысячный, гружёный углём, а второй - тысячный с бензином...

Подписи под фото:
1-2. (1-й ряд) Капитан 1 ранга Н.П.Нечаев.
3. (2-й ряд, слева) ПЛ ПЛ "С-104", "С-102" и "С-56" в Полярном. СФ, зима 1944-1945 гг.
4. (2-й ряд, справа) ПЛ "С-102" в Кольском заливе.
5-6. (3-й ряд) Большие охотники за ПЛ Пр.122бис.

 Нечаев4.jpg

 Нечаев5.jpg

Командир ЭОН-64 капитан 1 ранга Н.П.Нечаев на переходе на одном из надводных кораблей (на 2-м снимке - слева). Фото из архива его сына Б.Н.Нечаева - https://ok.ru/profile/308325323527/stat ... 7396499207
 С-56 во Владивостоке.jpg

Мемориальный корабль-музей - гв. Краснознамённая ПЛ «С-56» - филиал Музея ТОФ на Владивостокской набережной.
 Нечаев10.jpg

Именной кортик капитана 1 ранга Н.П.Нечаева. Фото В.Илларионова - https://ok.ru/profile/308325323527/stat ... 7396499207

 Ударный буксир ФИН-800 постр в 1953 г -Наянов.jpg

В море буксир Пр.ФИН-800 «Ударный».