ЭОН-49 (1949)
Первый послевоенный межтеатровый переход ПЛ с Северного флота на Тихоокеанский - экспедиция особого назначения – ЭОН-49 под общим командованием начальника штаба Беломорской военной флотилии контр-адмирала А.И.Родионова. Со стороны ГУСМП руководил первый заместитель начальника Главка инженер-контр-адмирал В.Ф.Бурханов – участник самой первой экспедиции по переводу ЭМ «Сталин» и «Войков» через моря Арктики на Тихий океан (07-10.1936 г.). Проводилась с 5 августа по 7 октября 1949 г. под прикрытием Арктической экспедиции МРФ СССР, речные суда которой следовали практически в те же дни по СМП на реки Обь и Енисей.
На снимке: капитан 2 ранга Родионов Анатолий Иванович (1908-1980). С 11 мая 1949 г. – контр-адмирал, с 1970 г. - к.в-м.н. Бывший помощник ВМАТ при Посольстве СССР в Японии (02-12.1945 г.), пережил атомные взрывы США в Хиросиме (06.08.1945 г.) и Нагасаки (09.08.1945 г.), принимал участие в церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии на борту линкора ВМС США «Миссури» в Токио 2 сентября 1945 г.
В ЭОН-49 входили: 3 средние ПЛ 5-го дивизиона отдельной Краснознамённой ордена Ушакова бригады ПЛ СФ - «С-21» (командир - капитан 3 ранга В.Л.Ужаровский), «С-22» (командир - капитан 2 ранга П.М.Иляшевский),
и «С-24» (командир - капитан 3 ранга И.И.Папылев), достроенных по проекту IX-бис 2-й серии, а также ледокол «Вишера» и буксир М-8.
Экипаж "С-24" перед походом в Полярном. Август 1949 г.
ПЛ "С-22" на СФ.
Как и в ходе ВВЭ «Север-2», ЦСДФ, по заказу Министерства Вооружённых Сил СССР, также сняла об ЭОН-49 секретный документальный фильм «Кольские берега» (1949).
ПЛ из состава ЭОН-49 на СМП. Фото Л.Котляренко.
Корабли и суда ЭОН прошли в сложных ледовых условиях через Баренцево, Карское моря и море Лаптевых в сопровождении на отдельных участках ледоколов ГУСМП «Ленин», «И.Сталин», «Капитан Белоусов», а также транспортов Главсевморпути «Сакко», «Оленец» и «Игарка», достигли порта Амбарчик в Восточно-Сибирском море.
ЭОН-49 во льдах.
Но пробиться от устья р. Колыма дальше на восток в эту навигацию по причине тяжелейшей ледовой обстановки не удалось.
Почти все ПЛ получили повреждения. Не удалось обеспечить проводку ЭОН-49 и караванов судов, шедших по СМП, и ледоколам ГУСМП «Л.Каганович», «Северный Полюс» и «Капитан Белоусов». Вместе с рядом транспортов они оказались затёртыми в Айонском массиве многолетними паковыми льдами сплочённостью свыше 10 баллов. Повторилась ситуация 1937 года. Пришлось часть судовых экипажей оставить на зимовку, а другую – силами Полярной авиации, начиная со второй половины ноября, эвакуировать на материк.
Тем не менее, 30 сентября экспедиция благополучно прибыла в порт Тикси. Там же 7 октября её командование получило приказ об организации зимовки. Вместе с ПЛ в этой бухте остались ледокол «Вишера», буксир М-8, а также пароход ГУСМП «Кузнецкстрой» и гидрографическое судно «Яна». Впервые в истории советского ВМФ корабли такого класса и типа зимовали в Арктике (средние ПЛ, вмёрзшие в лёд), до лета следующего 1950 года...
Более подробно см.: Папылев И.И. Из Полярного во Владивосток. - СПб.: Издательство ЛеКо, 2007.
На снимке: капитан 2 ранга Родионов Анатолий Иванович (1908-1980). С 11 мая 1949 г. – контр-адмирал, с 1970 г. - к.в-м.н. Бывший помощник ВМАТ при Посольстве СССР в Японии (02-12.1945 г.), пережил атомные взрывы США в Хиросиме (06.08.1945 г.) и Нагасаки (09.08.1945 г.), принимал участие в церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии на борту линкора ВМС США «Миссури» в Токио 2 сентября 1945 г.
В ЭОН-49 входили: 3 средние ПЛ 5-го дивизиона отдельной Краснознамённой ордена Ушакова бригады ПЛ СФ - «С-21» (командир - капитан 3 ранга В.Л.Ужаровский), «С-22» (командир - капитан 2 ранга П.М.Иляшевский),
и «С-24» (командир - капитан 3 ранга И.И.Папылев), достроенных по проекту IX-бис 2-й серии, а также ледокол «Вишера» и буксир М-8.
Экипаж "С-24" перед походом в Полярном. Август 1949 г.
ПЛ "С-22" на СФ.
Как и в ходе ВВЭ «Север-2», ЦСДФ, по заказу Министерства Вооружённых Сил СССР, также сняла об ЭОН-49 секретный документальный фильм «Кольские берега» (1949).
ПЛ из состава ЭОН-49 на СМП. Фото Л.Котляренко.
Корабли и суда ЭОН прошли в сложных ледовых условиях через Баренцево, Карское моря и море Лаптевых в сопровождении на отдельных участках ледоколов ГУСМП «Ленин», «И.Сталин», «Капитан Белоусов», а также транспортов Главсевморпути «Сакко», «Оленец» и «Игарка», достигли порта Амбарчик в Восточно-Сибирском море.
ЭОН-49 во льдах.
Но пробиться от устья р. Колыма дальше на восток в эту навигацию по причине тяжелейшей ледовой обстановки не удалось.
Почти все ПЛ получили повреждения. Не удалось обеспечить проводку ЭОН-49 и караванов судов, шедших по СМП, и ледоколам ГУСМП «Л.Каганович», «Северный Полюс» и «Капитан Белоусов». Вместе с рядом транспортов они оказались затёртыми в Айонском массиве многолетними паковыми льдами сплочённостью свыше 10 баллов. Повторилась ситуация 1937 года. Пришлось часть судовых экипажей оставить на зимовку, а другую – силами Полярной авиации, начиная со второй половины ноября, эвакуировать на материк.
Тем не менее, 30 сентября экспедиция благополучно прибыла в порт Тикси. Там же 7 октября её командование получило приказ об организации зимовки. Вместе с ПЛ в этой бухте остались ледокол «Вишера», буксир М-8, а также пароход ГУСМП «Кузнецкстрой» и гидрографическое судно «Яна». Впервые в истории советского ВМФ корабли такого класса и типа зимовали в Арктике (средние ПЛ, вмёрзшие в лёд), до лета следующего 1950 года...
Более подробно см.: Папылев И.И. Из Полярного во Владивосток. - СПб.: Издательство ЛеКо, 2007.