Страница 2 из 2

ЭОН-56

СообщениеДобавлено: 15 Февраль 2012 18:24
бастик
padsee пишет:
Александр Кот пишет:ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕХОДА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
ИЗ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА ТИХООКЕАНСКИЙ.
© Леонтий Бондаренко,
ветеран-подводник,
г. Харьков, Украина


Весной 1956 года в городе Полярный была создана экспедиция особого назначения (ЭОН-56). Целью экспедиции являлся перевод различных боевых кораблей из Северного Флота на Тихоокеанский Северным морским путем. В состав экспедиции вошли крейсеры «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин»


«Адмирал Сенявин» ?
Дедушка-ветеран наверное что-то путает?
"Адмирал Лазарев".



фото ледокола, который ждали подлодки весной 1957 года у п. Кресты
 IMG_0590.png
а вот как он называется - не знаю - подскажите

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 15 Февраль 2012 18:45
Иван Кукушкин
Вполне может быть, что и "Адмирал Лазарев"
Но фотография слишком мелкая, чтобы уверенно утверждать.

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2016 20:15
Адольф Милованов
РГАЭ, ф. 9570, оп.4 (рассекречена).
Дело 700. Приказы Нач. ГУСМП с №10 по №174. 16.1-18.12.56г. 79л.
Л. 60. Секретно. Приказ Зам. ММФ СССР 17.9.56г.
В связи с тяжёлой ледовой обстановкой в проливе Лонга, 20 кораблей ВМС не прошли на Восток и остаются на зимний отстой в р. Колыме в районе протоки Пантелеиха.
Приказываю: Командиру Чукотского авиаотряда обеспечить:
1. Размещение личного состава кораблей ВМС в береговых помещениях для чего: передать в арендное пользование ВМС 2 казармы, занимаемые ранее в/частью, столовую и кухню, дом офицерского состава, бывший штаб в/части, домик гауптвахты, один склад, баню, пекарню и другие необходимые помещения по договорённости аэропорта и командования ВМС.
2. Обеспечить размещение офицерского состава среди сотрудников Полярной авиации.
3. Организовать совместное использование на взаимно удовлетворяющих стороны (аэропорт УПА и соединение ВМС) условиях электростанции, ЛЕРМ и других общественных сооружений.
4. Предоставить на арендных условиях транспорт и другие услуги по обслуживанию.
Зам. ММФ Бурханов.

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:20
петрович
1

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:22
петрович
2

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:22
петрович
3

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:23
петрович
4

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:24
петрович
5

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:26
петрович
6

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:28
петрович
7

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:29
петрович
по Колыме

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 24 Июль 2016 02:31
петрович
Певек - Шелагский

ЭОН-66 (1956 г.)

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2016 13:43
Historik
Экспедиция особого назначения ВМС СССР ЭОН-66 (1956 г.) по составу военных кораблей и судов явилась одной из самых больших за все годы переходов в Арктике – 55 вымпелов: 14 подводных лодок (2 больших - пр.611 и 12 средних – пр.613) и 31 надводный корабль (2 крейсера пр.68бис «Адмирал Лазарев» и «Александр Суворов», 5 СКР пр.50, 12 БО пр.122бис, 2 противопожарных катера, танкер «Конда» и отряд транспортов). В ходе неё удалось не потерять ни одной плавединицы.
 кр68bis.jpg

Крейсер пр.68бис в походе.
Командовал ЭОН-66 бывший командующий ЧФ (после трагедии с ЛК "Новороссийск") контр-адмирал В.А.Пархоменко. Что касается субмарин, то они поступили из 33-й Краснознамённой ордена Ушакова дивизии ПЛ СФ (9 ед.), 27-й дивизии ПЛ КБФ (4 ед.) и Ленинградского военно-морского района (1 ед.) и были сведены в 8-ю отдельную бригаду ПЛ под командованием капитана 1 ранга В.С.Каменского.
Несмотря на то, что к обеспечению перехода столь крупного надводного объединения, как ЭОН-66, помимо самолётов и вертолётов Полярной авиации (в т.ч. летающая лодка КМ-2 Н-342, транспортные Ли-2 Н-527, Н-549, Н-580, Ил-14 Н-625), были привлечены лучшие силы ледокольного флота: «Ангара», «Воронин», «Ермак», «Енисей», «Микоян», «Молотов», «Муромец», «Каганович», «Сибиряков», «Капитан Белоусов», «Чукотка» и даже дизель-электроход «Лена», для ряда её кораблей и судов он затянулся на более чем на год.
Экспедиция началась 15 июля 1956 г., когда в обстановке полнейшей секретности 14 ПЛ отошли от пирсов Полярного и двумя кильватерными колоннами по 7 ед. проследовали за транспортом «Ленинск-Кузнецкий» через Кольский залив к Карским воротам. 21 июля ЭОН-66 в полном составе собралась на рейде Диксона. Кораблям предстоял последний, но самый сложный этап перехода до бухты Провидения длиною около 3700 миль при средней скорости 8-9 узлов по чистой воде и 5-6 – при наличии битого льда (а сплочённость льда в том году доходила до 9-10 баллов). Из-за этого у Диксона кораблям пришлось задержаться более чем на неделю. За это время на трассе затёрло льдами дизель-электроход «Лену», а ледокол «Сибиряков» изогнул во льдах руль на 25° и ушёл доковаться в Мурманск.
 кр68бис-скрпр50.jpg

Крейсер пр.68бис и СКР пр.50 в море.
17 августа отряд кораблей сосредоточился севернее Норденшельда. И только через восемь дней «армада» двинулась дальше на восток.12 сентября 12 средних ПЛ пр.613, пройдя пролив Вилькицкого, море Лаптевых, пролив Лаптева и основную часть Восточно-Сибирского моря у о.Шалаурова, стали на якорь у о.Большой Роутан, расположенный у Певека. Здесь они получили указание Главного штаба ВМФ о том, что 8 ПЛ, имевших проблемы с дизелями, вместе с 21 судном останутся на зимовку в районе пос.Кресты Колымские в устье р.Колымы, а 4 ПЛ с обеспечивающим их транспортом «Инсар» вернутся в Полярный, чтобы возобновить переход в следующем году.
Труднее всего пришлось отрядам надводных кораблей во главе с крейсерами вместе с двумя большими ПЛ пр.611 и транспортами, которые ушли далеко вперёд, где их сковал лёд в проливе Лонга в 30 милях от берега. На помощь им были брошены лучшие силы Полярной авиации, а также ледоколов: три «вождя» - «Молотов», «Микоян», «Каганович», а также - «Муромец», «Воронин» и «Чукотка».
 BO pr_122bis.jpg

Большой охотник пр.122.
В итоге к середине сентября 1956 г. соединение боевых кораблей в составе 21 вымпела (2 крейсера «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», 2 большие ПЛ, 5 СКР и 12 БО) после семи суток борьбы со льдом благополучно вышло на чистую воду в Чукотское море и через Берингов пролив проследовало в Тихий океан. Для них переход протяжённостью 4000 миль был завершён.
А 16 сентября, когда лодки 8-й бригады встали на якоря в устье о.Колымы на рейде селения Амбарчик к ним на гидросамолёте КМ-2 Полярной авиации с инспекцией прилетели заместитель министра Морского флота СССР - начальник ГУСМП инженер-контр-адмирал В.Ф.Бурханов, заместитель главкома ВМФ адмирал Н.Е.Басистый и начальник Политуправления ТОФ вице-адмирал М.Н.Захаров. С их отлётом убыл и контр-адмирал В.А.Пархоменко, назначенный 1-м заместителем командующего Тихоокеанским флотом. В тот же день 4 ПЛ и транспорт «Инсар», возвращавшиеся на Северный флот, покинули рейд. Через 11 суток, в начале октября этот отряд, успешно минуя Карские ворота, прибыл в Полярный.
17 сентября тремя группами в Колымскую протоку Пантелеиху вошли корабли и суда, оставленные на зимовку.Прочный лёд окончательно сковал корабли и суда 7 октября. Труднейшую задачу 500 военным морякам во главе с капитаном 1 ранга В.С.Каменским пришлось выполнять более 8 месяцев.
20 июня 1957 г. «пошла» р.Колыма и зимовавшие в протоке Пантелеиха 8 ПЛ и 21 судно из состава ЭОН-66 покинули её, взяв курс на Амбарчик. 26 июля отряд прибыл на рейд Певека, откуда через три недели, 12 августа, приняв в свой состав ещё 6 гражданских транспортов, в сопровождении подоспевших ледоколов «Енисей», «А.Микоян» и самолётов Полярной авиации стал пробиваться на восток через пролив Лонга. 16 августа к ним присоединился ещё один ледокол «Лазарев». 23 августа отряд вошёл в б.Провидения, где на следующий день они встретились с командующим Камчатской военной флотилией, Героем Советского Союза вице-адмиралом Г.И.Щедриным, прибывшем с группой офицеров на эсминце. А 1 сентября в сопровождении последнего подлодки достигли Авачинской губы и ошвартовались к пирсам бухты Крашенинникова. Поход ПЛ «С-198», «С-218», «С-219», «С-220», «С-221», «С-222», «С-261» и «С-263» длиною в один год и полтора месяца протяжённостью 4 тыс. миль благополучно завершился. Все субмарины 8-й бригады ПЛ включили в состав местной дивизии подводных лодок.
В неё же вошли и 4 другие подлодки пр.613, прибывшие на Камчатку с СФ в первых числах октября 1957 г. в составе новой ЭОН-67. Им повезло больше, так как Северный морской путь они прошли за одну навигацию.
 скр73 пр50.jpg

СКР пр.50.
 пл613пр.jpg

ПЛ пр.613 на переходе СМП.