26.09.2013
Михаил Зимогор
Сотрудники «Вечёрки» нашли могилу знаменитого полярника, который прославил Барнаул, но умер одиноким и всеми забытым.
В праздничном номере «ВБ», посвященном Дню города (№ 128 от 30 августа 2013 года), был опубликован материал о полярнике из Барнаула Петре Дмитриевиче Целищеве (
на фото). Автор статьи, Елена Носкова, рассказала о том, каким он был, как работал и жил, но о том, что стало с ним потом, приходилось только догадываться, а главное, не было ответа на вопросы, когда закончился земной путь известного полярника и где его могила. Чтобы узнать это, пришлось потратить несколько недель, в поисках его следов были перерыты скудные архивы Интернета, опрошены работники Барнаульского речпорта, где он работал последние годы.
Порой возникало ощущение, что мы ищем иголку даже не в стоге сена, а закопанную в земле не известно где, когда и кем.
... Проскитавшись всю жизнь «по северам» и выйдя на пенсию, Пётр Целищев приехал доживать свой век в Барнаул, откуда он почти мальчишкой отправился покорять суровые арктические широты. Бывший полярный ас-радист устроился по своей специальности в Барнаульский речной порт.
Человек он был непростой, к тому же не очень общительный, но, как говорят те, кто с ним работал, особых проблем он не создавал, жил себе и жил. Семьи у него не было, родители умерли, друзьями да знакомыми в таком возрасте уже не обзаводятся, и коротал свои дни Пётр Дмитриевич бобылем, как бог на душу положит. Умер он на 72-м году жизни в студеном феврале 1984 года, …замерзнув у печки в родительском доме. Судьба, определившая всю его ипостась, замкнула свой круг – человек, покорявший оба полюса планеты, погиб от холода в полном одиночестве по непонятной и неустановленной причине у себя дома. А ведь за его плечами был дрейф на льдине в составе полярной экспедиции СП-4, зимовки в Антарктиде, годы работы на Диксоне, где опасностей было несоизмеримо больше, но с судьбой, как известно, не спорят.
Трава забвения…Могилу знаменитого полярника, о котором еще в 1957 году писали в журнале «Огонек», на Черницком кладбище мы искали несколько дней. После его смерти прошло почти 30 лет, а так как ни родных, ни близких в Барнауле у Петра Дмитриевича не было, то, стало быть, и за могилкой его никто не ухаживал, и мы совершенно отчетливо представляли, в каком виде она сейчас может быть. Но чтобы ее совсем не было…
Шел уже по-осеннему затяжной дождь, в мокрой траве и бурьяне по колено, а кое-где и по пояс мы обходили могилу за могилой, ориентируясь на дату смерти П.Д. Целищева и день его захоронения, но результат был нулевой. Если бы не работники Черницкого кладбища, с чьей помощью нам удалось установить квартал, в котором он нашел свое последнее пристанище, нам бы пришлось наобум обходить все 100 гектаров, которые занимает кладбище. А так у нас был хотя бы примерный сектор поиска. Однако на участке, где, согласно полустертой записи в журнале регистрации умерших, был похоронен Пётр Целищев, оказалось больше десятка безымянных могил, и какая из них чья, поди гадай, если могильная плита так отмыта дождями, что на ней следов краски нет и в помине, а сама могила уже сравнялась с землей и заросла бурьяном.
Дождь все не успокаивался, и было решено свернуть наши поиски с тем, чтобы приехать сюда в следующий раз.
Нашли? Нашли!Через неделю мы возобновили поиски могилы полярника Петра Целищева, уговорив поехать вместе с нами Александра Михайловича Устинова, который лично хорошо знал Петра Дмитриевича, более того, семь лет назад именно он совершенно случайно обнаружил его могилу, когда шел на могилу своей матери. Впрочем, случайность это или закономерность, утверждать не беремся, так как его мама училась в одной школе с Петром Целищевым, дружила с ним и его родителями, и сам полярник не раз бывал у них дома в гостях. Однако на похоронах Целищева Александр Устинов не был и, следовательно, не мог знать о месте его погребения. Словом, как говорит сам Александр Михайлович, у покойников есть способность спрятаться или показаться в какой-то совершенно определенный момент, вот он ему и показался. Мистика? Тогда, семь лет назад, Александр Устинов написал письмо в администрацию города с просьбой привести в порядок могилу полярника, и мэрия помогла – могилку подправили, установили на ней новую плиту. Теперь нам предстояло ее отыскать. По словам Александра Устинова, могила Целищева была возле самой дороги, и это место он хорошо запомнил. Обыскали все кусты, каждый метр не на один раз прошли – нет могилы Целищева, есть на этом месте другие, но все безымянные.
Уставшие, вконец расстроенные, решили заехать к заведующему Черницким кладбищем Сергею Семёнову, поплакаться, так сказать, в жилетку. Подъезжаем, а добрейшая душа Сергей Иванович уже сам к нам навстречу, я, говорит, тут для вас списочек подготовил, может быть, пригодится, я тоже с вами поеду, поищу. В «списочке» оказалось 25 фамилий умерших барнаульцев, захороненных почти в одно время с Целищевым и практически на одном пятачке. Стали искать снова, методом исключения остановились на трех могилах, погребенные в них и в журнале захоронений оказались рядом. В итоге перед нами оказались две безымянные могилы – вторая от дороги и третья от нее. Вторая могила от дороги смотрелась получше - был холмик над могилой, была современная бетонная плита, которая к тому же слегка качалась, если на нее нажать рукой. Сергей Семёнов подтвердил, что лет семь назад рабочие кладбища по заданию мэра подправляли здесь какую-то могилу, возможно, это и есть та самая, которую мы ищем. Надпись на могильной плите была смыта, по еле-еле видным контурам букв с трудом можно было угадать, «Ц» это или «Щ», хотя нам, как вы сами понимаете, казалось, что это именно «Ц».
Остановившись у двух безымянных могил, я понял, что наши поиски зашли в тупик. Признаюсь, для самого себя я уже решил, в какой из них лежит Пётр Целищев. Однако права на ошибку я не имел и, вернувшись в редакцию, стал искать криминалистов, только с их помощью можно было безошибочно установить кто есть кто. Как оказалось, в городском управлении полиции штатных криминалистов нет, они есть в структуре УВД края, но только представив, сколько инстанций надо пройти и сколько бумаг надо написать, чтобы провести экспертизу почти исчезнувшей надписи на могильной плите, я сразу отказался от этого варианта. Совершенно неожиданно помощь пришла из АлтГУ – без всяких бумаг, по одному телефонному звонку на другой день мы уже ехали на Черницкое кладбище с заведующим криминалистической лабораторией юридического факультета Артуром Кнолем (
на фото), который всю свою жизнь посвятил этому непростому даже для специалистов делу. Однако в полевых условиях да после дождей и его опыт не помог, пришлось могильную плиту везти в лабораторию университета. Через несколько дней Артур Давыдович дал заключение: на плиту когда-то были нанесены данные Петра Целищева.
P. S.24 сентября мы вернули могильную плиту на ее прежнее место, написав на ней фамилию, имя и отчество нашего земляка-полярника Петра Дмитриевича Целищева, который достойно и честно служил Отчизне в самых суровых на свете условиях. И последнее – время неумолимо, с годами ветшает все, и у «Вечёрки» есть предложение установить на могиле полярника Петра Целищева хороший памятник из гранита или мрамора, чтобы еще долгие годы люди помнили о нем. Что скажете, читатели? Давайте всем миром соберем деньги на достойный памятник нашему замечательному земляку.