Правда Севера, 1934, №226, 30 сентября70 дней работы в Арктике
Беседа со старшим штурманом ледокола "Малыгин" А. И. Дубининым
27 октября ледокол "Малыгин" возвратился в порт. Старший штурман ледокола тов.
Дубинин Александр Иосифович в беседе с нашим сотрудником рассказал о походе в Арктику.
— 18 июля "Малыгин" вышел из порта на проводку Карско-ленской экспедиции и устройство первой комсомольской зимовки на о. Русский.
В бухте Варнека мы простояли 1 день и вышли на ледовую разведку в Карское море.
Выяснив, что середина моря и весь Карский берег Новой Земли забиты тяжелыми льдами до 9—10 баллов с небольшими просветами легко проходимого льда, установили возможность проводки экспедиционных судов вдаль берегов Ямала до о Белого. Вернувшись обратно 24 июля, не дохода до Югорского Шара, встретили вышедшие навстречу суда Ленской экспедиции в составе лесовозов "Сакко", "Молотов" и "Байкал". Дав сигнал следовать за нами, мы повернули на обратный курс и пошли выбирая наиболее легкий лед, т. к. лесовоз "Байкал" требовал особенной осторожности.
26 июля встретили ледокол "Ермак", которому передали экспедицию для дальнейшего следования к о. Диксон. Перегрузив на "Ермака" авиационный бензин и снабжение для экспедиции, мы пошли обратно на Ю. -Шар, по пути производя ледовую разведку и научно-исследовательские работы. Благополучно достигнув Ю. Шара 28 июля, сделали непродолжительную остановку в ожидании Карской экспедиции в составе 6-х "иностранцев", которых также благополучно провели к о. Белый. В дальнейшем мы провели еще 3 карских экспедиции до о. Диксон.
При последних проводках лед наблюдала только севернее о. Вилькицкого, так что до о. Белый караваны шли самостоятельно. Пользуясь благоприятной ледовой обстановкой, мы приступили к выполнению второго задания — заброске зимовщиков на остров Русский.
Связавшись с о. Диксон, где взяли на борт 2 самолета для заброски на мыс Челюскина, "Малыгин" направился к о. Русский, но, подойдя на расстоянии 10 миль от острова мы встретили тяжелый торосистый лед опоясавший его сплошным кольцом. При помощи самолета произвели разведку. Оказалось, что подход к острову невозможен, кроме того судно, работая в тяжелых льдах, потеряло одну лопасть винта. Опасаясь получить более серьезные повреждения, бросили все попытки подхода к острову, связались с Москвой, откуда получили изменение задания: произвести выгрузку зимней станции на о Скотт-Гансена, Выйдя на чистую воду, мы заметили, что корабль не слушается руля, Проверив рулевую машинку и сам руль, обнаружили, что во время работы во льдах баллер руля разорвался на месте прошлогодней сварки. Авральной работой команда в течение 2-х суток перегрузила весь груз с кормы на нос, при чем пришлось идти на большую жертву — выпустить за борт 50 тонн пресной воды из кормовых цистерн.
Подняв корму ледокола, спустили водолазов, которые, исследовав поломку, выяснили, что починить окончательно руль невозможно. Но выход нашли, 5-дюймовым троссом мы обтянули баллер и перо руля, м достигли возможности управляться, хотя и не при полных оборотах руля.
Ликвидировав аварию, мы продолжали наш путь на о. Скотт-Гансена, но, не дойдя до него, получили новое распоряжение тов. Шмидта: поставить станцию
на мысе Стерлегов у устья реки Ленивой, где было решено организовать большую полярную авиабазу и радиостанцию как промежуточный пункт для связи мыса Челюскина с о. Диксон.
Подход к мысу Стерлегов был вполне благополучный. Встав на якорь в 1 миле от берега, пользуясь хорошей погодой, на плотах переправили весь строительный материал и продовольствие для зимовщиков.
В течение 6 дней при ударной работе всего экипажа судна построили 1 зимний жилой дом, метеорологическую и радиостанцию с двумя радиомачтами, высотой по 25 метров, а также аккуратно перенесли все запасы продовольствия и снабжения.
10 сентября в 5 часов утра "Малыгин" распрощался с 5 оставшимися зимовщиками и направился к о. Диксон. Море было чисто. Последние льды встретили у о. Арктического института. 20 сентября были у Диксона, где приняли с ледокола "Русанов" 26 пассажиров из бухты Нордвик, 4-х белых медвежат и 4 моржей, и пошли полным 12-узловым ходом в Ю. Шар для передачи Вайгачской экспедиции неприкосновенных запасов продовольствия и снаряжения. Осмотрев руль и винт, мы 24 сентября вышли из Юшара, держа курс на Архангельск, и 27 сентября в 8 часов вечера после двух с половиной месячного плавания прибыли в Архангельск.
★
Ледокол "Малыгин" успешно справился с возложенным на него заданием. План научно-исследовательской экспедиции выполнен.
За время плавания силами научных работников экспедиции было проведено 10 научных лекций. Команда корабля выпустила 4 походных номера стенгазеты. В кубриках была организована проработка доклада тов. Сталина. При роботе вместе с иностранцами (при проводке экспедиций) были организованы 2 вечера смычки и банкет.
На борту ледокола нашлись любители-охотники. Они убили 2 больших белых медведей, 5 моржей, из которых только 2-х удалось выловить на борт, и 5 нерп.
В настоящий момент "Малыгин" готовится к постановке в док, для капитального ремонта, после которого ему предстоит новый, не менее трудный поход в Арктику.
АНАТ. ДЕРЯГИН.
Рис. худ. ПОСТНИКОВА.
Спуск водолаза для исправления рулевого управления ледокола "Малыгин".