1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

Сообщение Александр Андреев » 08 Декабрь 2009 10:39

Спасибо за ссылку, ценная вещь.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

Сообщение shestko » 08 Декабрь 2009 22:29

Гидрографические суда Енисейской экспедиции 1893-94 гг. : 1241781543_9611.jpg
Фото на http://yachting.su/article/362
Гидрографические суда Енисейской экспедиции 1893-94 гг.
shestko
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27 Август 2008 19:37
Откуда: Салехард-Екатеринбург

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

Сообщение shestko » 09 Декабрь 2009 11:51

Александр Андреев пишет:Получается - в цитате почемуто год потеряли


В навигацию 1895 году суда "Лейтенант Овцын" ком. л-т Иванов и "Лейтенант Скуратов" ком. л-т Баклашин прошли из Гольчихи (Енисей) в Обскую губу, где производили гидрографические исследования. 30-го сентября этого же года прибыли в Тобольск. (Вилькицкий, ИРГО, 1896, 32). (Здесь очевидно суда зимовали, а экипаж вероятнее всего уехал по домам - shestko).
"В 1896 году я (Вилькицкий) с своей экспедицией на пароходе "Лейтенант Овцын" с баржей "Лейтенант Скуратов" на буксире прошел из Оби в Архангельск". (Вилькицкий. Северный морской путь. СПб.1912.)
shestko
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27 Август 2008 19:37
Откуда: Салехард-Екатеринбург

1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

Сообщение Александр Андреев » 03 Сентябрь 2013 21:08

Суда экспедиции:


 LtOvcyn.jpg
"Лейтенант Овцын"


 LtMalygin.jpg
"Лейтенант Малыгин"


 LtScuratov.jpg
"Лейтенант Скуратов"

Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

Сообщение fisch1 » 02 Июнь 2015 14:57

К Енисейской экспедиции - 1893 г.

 К Енисейской экспедиции1.jpg
 К Енисейской экспедиции2.jpg
 К Енисейской экспедиции3.jpg


Около двух недель тому назад на далеком севере наши моряки благополучно закончили свое трудное и отважное плавание. Посланная из Англии, по инициативе г. управляющего морским министерством. экспедиция под начальством лейтенанта Л. Ф. Добротворского благополучию прибыла 1-го октября в город Енисейск.
Мы уже поместили во «Всемирной Иллюстрации» (№ 1289) рисунок, изображающий группу команды судов, вошедших в состав экспедиции, и лиц, участвовавших в ней. Теперь мы даем рисунки трех судов енисейской экспедиции и портрет начальника ее, лейтенанта Добротворского. О судах «Лейтенант Овцын», «Лейтенант Малыгин» и «Лейтенант Скуратов» у нас уже было упомянуто и нам остается привести несколько данных о Л. Ф. Добротворском. Начальник енисейской экспедиции лейтенант Леонид Федорович Добротворский родился 17-го апреля 1856 г. в г. Подольске, московской губ., и воспитывался в морском кадетском корпусе, откуда выпущен гардемарином в 1877 г. На следующий год он отправился в плавание в Америку на «Цимбрии». Затем мичманом и лейтенантом, он плавал на судах балтийского флота, командовал миноносками и совершил кругосветное плавание на крейсере «Адмирал Нахимов» в эскадре Наследника Цесаревича. Вскоре по возвращении в Россию Л. Ф. Добротворский назначен был в экспедицию к устьям Енисея и, как известно, это последнее плавание закончил вполне блистательно.
На днях в газетах напечатана была следующая телеграмма Л. Ф. Добротворского из Енисейска: «Получив со всех концов России множество приветственных телеграмм, мы чрезвычайно тронуты таким вниманием и искренно благодарим всех. Вот выводы нашего плавания: с конца июля или начала августа ежегодно возможен вход в Карское море через Югорский Шар; плавание по морю беспрепятственно даже во льдах, которые только издали кажутся сплошными, в действительности же разбросаны и легко проходимы при условии отклонения судов постоянно в одну сторону, преимущественно южную; имея общее направление к берегам Ялмалы, вдоль нее, кругом Белого и до острова Кузкина, идти глубинами не менее семи и не более пятнадцати сажень, откуда в Енисейской губе следовать вдоль высокого берега. Плавание рекой, пока пет примеров и знаков на фарватере (особенно в трудных местах, которых, правда, немного), чрезвычайно затруднительно; но садиться на мель до Средней Тунгузки безопасно, так как здесь грунт состоит из песка или гальки, а дальше часто встречаются камни. Знающих лоцманов мало. Река великолепна, но очень быстра. Енисейск, отстоящий слишком на 2.600 верст, можно считать портовым городом. До него могут доходить суда с углублением до десяти футов и, имея двенадцать узлов хода, в ту же навигацию обратно возвращаться в Европу. Пролив Малыгин непроходим. Море и губа изобилуют морскими животными, а река — красною рыбою. Жителей мало, но и те бедствуют от недостатка сбыта. Экспедиция зимует в Енисейске. Добротворский».

Всемирная иллюстрация 1893, Т.50, стр. 303
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2019 21:31

МОРСКІЯ ЗАПИСКИ
Издаваемыя Обществомъ Офицеровъ Россійскаго Императорскаго Флота въ Америкѣ
подъ редакціей Ст. Лейт. Бар. Г. Н. ТАУБЕ
465, Лексингтонъ авеню Нью-Іоркъ, С. Ш. А.
VOL. VIII, № 2 September 1950


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0001.jpg
Н. Н. Крыжановскій.

«ЕНИСЕЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦIЯ».

ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ ВЪ 1893 г.
Памяти Адмирала Леонида Ѳеодоровича Добротворскаго.
(Историческая справка).

Въ 1893 году, по мысли генералъ-адьютанта адмирала Чихачева и по порученію Комитета Сибирской желѣзной дороги, была снаряжена морская экспедиція для обслѣдованія пути черезъ Карское море въ рѣку Енисей.
Экспедиціи этой поручалось изучить условія плаванія черезъ Карское море къ устью Енисея, намѣтить необходимый работы для оборудованія этого пути и, кромѣ того, доставить грузъ рельсъ, цемента и прочихъ матеріаловъ для постройки Великаго Сибирскаго желѣзнодорожнаго пути.
Енисейская Экспедиція была составлена изъ двухъ отрядовъ. Первая партія состояла изъ судовъ подъ военнымъ флагомъ: парохода «Лейтенантъ Овцынъ», парохода «Лейтенантъ Малыгинъ» и парусной баржи «Лейтенантъ Скуратовъ», названныхъ именами доблестныхъ сподвижниковъ Великой Сѣверной Экспедиціи 1734-1743 г. г.
Лейтенантъ Леонидъ ѣедоровичъ Добротворскій *) былъ назначен начальникомъ экспедиціи и заблаговременно посланъ въ Шотландію въ г. Дубмартонъ для наблюденія за постройкой и оборудованіемъ судовъ.
Вторая партія судовъ, слѣдовавшая за первой, состояла изъ грузовыхъ пароходовъ: «Минусинскъ», «Бланкатра» и «Орестъ», подъ общимъ начальствомъ полярнаго капитана англичанина Виггинса.
Суда этой партіи и везли грузъ рельсъ, цемента и матеріаловъ для постройки Сибирскаго пути.
Въ іюлѣ 1893 года, экспедиція вышла изъ Англіи и слѣдовала черезъ Баренцево море къ Югорскому Шару, южнымъ воротамъ въ Карское Море.
Пароходомъ «Овцынъ» командовалъ самъ начальникъ экспеди-ціи лейтенантъ Добротворскій; «Малыгинымъ» командовалъ лейтенантъ Шведе.

*) Впослѣдствіи командиръ крейсера «Олегъ» въ Цусимскомъ бою и адмиралъ.


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0002.jpg
— 4 —

Пароходъ «Лейтенантъ Овцынъ».


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0003.jpg
— 5 —

Въ составѣ экспедиціи былъ также мичманъ Н. Н. Коломейцевъ — впослѣдствіи адмиралъ, извѣстный полярный изслѣдователь и командиръ яхты «Заря» въ эксподиціи Барона Толя. Штурманскимъ офицеромъ «Овцына» былъ лейтенантъ В. И. Семеновъ, — авторъ описанія плаванія акспедиціи подъ заглавіемъ: «Забытый путь изъ Европы въ Сибирь» *).
Въ Югорскомъ Шарѣ экспедиція была задержана большимъ скопленіемъ льдовь. 29 августа ледъ былъ отнесенъ вѣтромъ въ Баренцево море, суда вышли въ Карское море на чистую воду и легли на нордъ-остъ къ сѣверной оконечности полуострова Ямалъ. Однако вскорѣ суда снова попали въ густой ледъ, были принуждены сдѣлать значительные обходы и уклониться отъ курса къ югу. 31-го августа подошли къ полуострову Ямалъ, (см. карту № 1), повернули на сѣверъ и огибали островъ Бѣлый въ 20 миляхъ по параллели 74°. 2 сентября экспедиція подошла къ острову Диксонъ и 3 сентября достигла устья Енисея.
На курсѣ къ острову Бѣлый, начальникъ экспедиціи лейтенантъ Добротворскій послалъ пароходъ «Малыгинъ» обслѣдовать проливъ между островомъ Бѣлый и полуостровомъ Ямалъ, нынѣ называемый проливомъ Малыгина, а также прослѣдовать съ раз-вѣдкой къ сѣверной оконечности полуострова Обь-Енисейскаго.
Приближаясь къ Обь-Енисейскому полуострову «Малыгинъ» усмотрѣлъ землю въ широтѣ 73° N. и долготѣ 74° О-st. (см. карту № 2). Вотъ какъ объ этомъ повѣствуютъ штурмана экспедиціи лейтенанты Цимъ и Семеновъ *): «Въ Обской губѣ, въ широтѣ 73° Сѣв. и долготѣ 74° Вост., открыли неизвѣстную землю. Проходя сѣвернѣе этого пункта, пароходъ «Малыгинъ», при солнечномъ свѣтѣ и ясномъ горизонтѣ, имѣлъ ее въ виду около 2 часовъ» **).
Въ слѣдующемъ 1894 году, гидрографъ А. Вилькицкій, работавший со съемкой въ устьѣ Енисея, видѣлъ эту землю (что показано на его отчетной картѣ), но запутавшись въ предположеніяхъ, заключилъ, что это есть мысъ, тянущійся отъ Обь-Енисейскаго полуострова. Лишь въ 1922 году шхуна «Агнеса» определила, что это большой островъ, который и былъ названъ тогда островомъ Агнесы. Впослѣдствіи, Совѣтскимъ Правительствомъ островъ пере-именованъ въ «островъ Шокальскаго».
Слѣдуя дальше, пароходъ «Малыгинъ» вошелъ въ мелководную бухту, вдавшуюся въ землю къ сѣверу отъ Объ-Енисейскаго полуострова. Губа эта впослѣдствіи названа бухтой Шведе по имени командира парохода «Малыгинъ».

*) В. И. Семеновъ — авторъ многихъ другихъ хорошо извѣстныхъ книгъ о походѣ эскадры Рождественскаго и Цусимскомъ боѣ.
*) См. статью «Морской путь въ р. Енисей». Морской сборникъ. Іюнь, 1894. С. ГІетербургъ.
**) На картѣ № 2 островъ Шокальскаго.


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0004.jpg
— 6 —

Пути слѣдованія судовъ экспедиціи.
Острова, открытые судами экспедиціи.


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0005.jpg
— 7 —

Члены экспедиціи сообщили, что «на югъ бероговъ не видѣли». Очевидно, что вслѣдстиіс присутствія ледяныхъ нагроможденій они не могли хорошо различать границъ острововъ и полуострововъ. На картѣ экспедиціи определенно обозначены три «земли»: земля съ бухтой, малая земля и будущій островъ Агнеса — Шокальскій. Впослѣдствіи, гидрографъ А. Вилькицкій опредѣлилъ, что бухта Шведе находится на островѣ, который и былъ названъ островомъ Вилькицкаго. Такимъ образомъ, бухта Шведе была открыта на годъ раньше, чѣмъ островъ, на котормъ она находится.
Разсматривая карту экспедиціи мы видимъ, что противъ бухты Шведе «Малыгинъ» видѣлъ небольшую землю. Сравнивая это съ новой картой, мы видимъ, что земля эта есть островъ Неупокоева, «открытый» гидрографомъ Неупокоевымъ въ 1921 году.
Такимъ образомъ, въ действительности, Енисейской Экспедиціей въ 1893 году были открыты три острова:

Островъ Вилькицкаго,
» Шокальскаго,
» Неупокоева.

Но гдѣ же имя лейтенанта Добротворскаго, организатора всего предпріятія или имена участниковъ экспедиціиѣ Поистинѣ, непонятно, какъ быстро могутъ быть забыты имена людей, совершившихъ открытія и замѣнены именами ученыхъ, не участвовавшихъ въ экспедиціи.
Пароходы “ВІаncathга” и “Оrest” подъ командой Капитана Wiggins'a остались въ устьѣ Енисея и сгрузили 100.000 пудовъ рельсъ у селенія Гольчиха. По разгрузкѣ, 20 сентября, пароходы снялись въ обратное плаваніе и 25-го сентября вошли въ Югорскій Шаръ.
Самъ лейтенантъ Добротворскій повелъ суда вверхъ по рѣкѣ Енисею и пройдя около 2,000 верстъ достигъ города Енисейска въ Октябрѣ мѣсяцѣ.
Впервые въ исторіи отрядъ русскихъ судовъ подъ военнымъ флагомъ пришелъ на рейдъ г. Енисейска. Впервые большая русская экспедиція подъ русскимъ флагомъ прошла изъ Баренцова моря до Енисейска. Въ Енисейскѣ первой русской экспедиціи были оказаны поистинѣ царскія почести. При колокольномъ звоне лейтенантъ Добротворскій съ экспедиціей былъ встреченъ съ хлебомъ-солью и приветствуемъ городскимъ головой г. Енисейска С. В. Востротинымъ, старателемъ и поборникомъ севернаго морского пути. Енисейская Экспедиція лейтенанта Добротворскаго была поистине пі-онеромъ въ деле возрожденія работъ по оборудованію и возвращенію къ жизни севернаго морского пути и обследованію северныхъ береговъ Россіи и омывающихъ ихъ морей. После долгого


 ЭКСПЕДИЦІЯ ВЪ РЪКУ ЕНИСЕЙ - 0006.jpg
— 8 —

затишья, снова пробудился отечественный интересъ къ Сѣверу и его экономическому значенію.
Самъ лейтенантъ Добротворскій, къ сожалѣнію, не могъ продолжать начатое дѣло оборудованія сѣвернаго морского пути, т. к. при концѣ работъ экспедиціи заболѣлъ серьезно формой крупознаго воспаленія легкихъ, вслѣдствіе паденія въ ледяную воду и былъ посланъ для леченія заграницу. Впослѣдствіи онъ научную работу оставилъ и вернулся въ строевой флотъ, а начальникомъ экспедиціи былъ назначенъ гидрографъ А. Вилькицкій. Командиръ парохода «Малыгинъ» лейтенантъ Шведе также заплатилъ дорого за свои труды: при возвращеніи изъ экспедиціи по нездоровью, онъ на пути умеръ отъ переутомленія.
Судами экспедиціи Добротворскаго при плаваніи непрерывно велись гидрометеорологическія наблюденія. Изъ 500 миль перехода отъ Югорскаго Шара до Енисейскаго залива, во льдахъ было пройдено около 115 миль и эти ледовыя наблюденія использованы и приведены въ трудѣ Э. Лесгарта «Льды Сѣвернаго Ледовитаго Океана и морской путь изъ Европы въ Сибирь». С. Петербургъ, 1913. Непрерывно также велись наблюденія надъ температурой воды, воздуха и льда, удѣльнымъ вѣсомъ воды и другія метеорологическія и океанографическія наблюденія. Многократно наблюдались теченія и приливо-отливы. Произведены астрономическія опредѣленія, обслѣдованы якорныя стоянки, даны соображенія о возможныхъ портахъ. Произведено обслѣдованіе пролива Малыгина, положенія острова Бѣлаго, маршрутныя кроки плаванія вверхъ по Енисею и наконецъ открыты три новыхъ острова: въ устьѣ Обской губы и къ сѣверу отъ Обь-Енисейскаго (нынѣ Явайскаго) полуострова.
Починъ подачи грузовъ морскимъ путемъ изъ сѣверныхъ портовъ Европейской Россіи въ г. Енисейскъ, сдѣланный экспедиціей Добротворскаго, послужилъ вскорѣ дѣлу исключительной государственной важности. Во время Русско-Японской войны въ 1905 городу, Сибирская желѣзная дорога оказалась закупоренною грузами и Министръ Путей Сообщенія, Князь Хилковъ отправилъ караванъ изъ 22 рѣчныхъ судовъ съ желѣзнодорожнымъ грузомъ въ г. Енисейскъ. При этомъ было положено основаніе постоянному пароходству по рѣкѣ Енисею.
Въ настоящее время, когда плаваніе судовъ во льдахъ значительно упростилось примѣненіемъ для развѣдки радіо и аэроплана, нижнее теченіе рѣки Енисея служитъ главной выходной артеріей экспорта лѣса заграницу. Намъ людямъ слѣдующаго поколѣнія, остается пожалѣть, что русская Географическая наука не увѣковѣ-чила на картѣ имени Добротворскаго, назвавъ его именемъ земли, открытая его экспедицией.

Нью Іоркъ, 1950. Н. Н. Крыжановскій.
Аmerісаn Gеоgrарhiсаl Sосіеtу.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения