Страница 1 из 2

1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

СообщениеДобавлено: 12 Октябрь 2008 03:22
Александр Андреев
Первая Карская правительственная экспедиция. Целью экспедиции была доставка рельсов и других материалов на строительство Транссибирской железной дороги. В Англии были закуплены три судна - пароходы "Лейтенант Овцын", "Лейтенант Малыгин" и баржа "Лейтенант Скуратов." Суда предназначались для буксировки грузов по Енисею.

Сами грузы должны были доставить английские суда, "Минусинск", "Орестес", "Блэнкатра".

Кстати, "Блэнкатра" спустя почти два десятка лет (уже под именем "Пандора") была куплена Г. Л. Брусиловым и переименована в "Св. Анну"...

До Енисея суда прошли без значительных сложностей. Неподалеку от устья Енисея, при перегрузке на баржи, разыгрался шторм и часть груза затонула.

Интересна судьба участников экспедиции. Леонид Федорович Добротворский (1856-1915)
дослужился до контр-адмирала, в 1905 г. в чине капитана 1-го ранга участвовал в Цусимской битве, командуя крейсером "Олег". В известной книге А. Новикова-Прибоя получил довольно нелицепрятное описание.

Евгений Леопольдович Шведе, командир "Лейтенанта Малыгина", умер в том же 1893 г., возвращаясь из экспедиции.


С сайта http://www.enisey-live-history.ru/archive/Iz_istorii_eniseyskogo_flota____(Kratkie_ocherki)_/1893__Ekspediciya_LFDobrotvorskogo/

1893 Экспедиция Л.Ф.Добротворского

В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе).
Вместе с экспедицией Л. Ф. Добротворского с грузом рельс для Сибирской железной дороги. следовали три английских корабля фирмы «Поппам» — пароход «Орестес» под командованием Д. Виггинса, а также шхуны «Бланкатра» и «Минусинск».
Экспедиция вышла из Англии 18 июня. Два с лишним месяца русские военные моряки СМП шли к Енисею и 22 сентября прибыли в Гольчиху.

Здесь морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег.
После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею.

5 октября после трудного, осложненного осенней непогодой рейса, экспедиция прибыла в Енисейск, где отважных русских мореходов приветствовали жители сибирского города с криками — «Ура!». Город был украшен флагами. В адрес экспедиции со всех концов России поступали поздравления.

Интересна судьба отдельных кораблей этой экспедиции. Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал. Шхуна «Бланкатра», переименованная русским исследователем Арктики ГЛ. Брусиловым в «Святую Анну», участвовала в экспедиции
по исследованию Северного Ледовитого океана в 1912—1914 гг. Экспедиция окончилась трагически. Почти все члены экипажа, в т. ч. и сам Г. Л. Брусилов, погибли.

Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.

На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт».

Пароход «Лейтенант Овцын» с парусной баржой «Лейтенант Скуратов» участвовали в гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого по изучению судоходных условий на Енисее, Енисейском заливе и в прибрежных районах Карского моря в 1894—1895 гг., после чего ушли работать на Балтику.

Интересна и дальнейшая судьба Л. Ф. Добротворского, который участвовал в Цусимском сражении в 1905 году, командуя крейсером «Олег» в звании капитана 1-го ранга, позднее контр-адмирал российского флота. Вторично он оставил свой след на Енисее как начальник Срочного казенного пароходства в 1909—1912 гг.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 02:24
Александр Андреев
Статья из сборника "Полярный круг" 1989.

Посвящена Е. Л. Шведе и его участие в экспедиции в качестве командира "Лейтенанта Малыгина"



Б. Масленников

НА РЕЧНЫХ СУДАХ ИЗ АНГЛИИ В УСТЬЕ ЕНИСЕЯ

Изображение

Е. Л. Шведе

Изображение

В статье без подписи, но очнвидно, что на рисунке изображен "Лейтенант Малыгин"

----------------------------------------------------

Грузы доставлены в речной порт морем... Сегодня этим никого не удивишь. Ведь именно так транспортировались гигантские узлы турбин для каскада гидростанций на Енисее. Так ежегодно завозят сотни тысяч тонн грузов для жителей Сибири. Разработан и построен даже специальный класс судов «река — море». Но чтобы осуществить это, требовался героизм первопроходцев, их твердая вера в необходимость освоения новых транспортных путей.
Первыми проложили путь на речных судах через северные моря к устьям великих сибирских рек русские военные моряки. Они доказали возможность такого плавания, показали перспективность доставки грузов морем, а затем реками до малых и крупных сибирских городов и поселков.


К сожалению, имена первопроходцев, их экспедиции нередко забываются. Новые события порой заслоняют собой героические страницы прошлого. К таким незаслуженно забытым ныне экспедициям относится первая проводка речных судов из Англии до устья Енисея. Этот рассказ — об одном из участников экспедиции, капитане парохода «Лейтенант Малыгин», офицере русского военно-морского флота Евгении Леопольдовиче Шведе. Он оставил яркий след в истории русских географических исследований, его именем названа бухта на острове Вилькицкого в Карском море.

Е. Л. Шведе родился в 1859 году в семье видного русского кораблестроителя Л. Г. Шведе, руководившего постройкой многих военных кораблей. После окончания Морского корпуса Е. Л. Шведе совершил плавание в Тихий океан на крейсере «Азия», затем служил на разных военных кораблях. Он имел довольно редкую в то время специальность электрика, написал несколько учебников цля личного состава кораблей по электромеханической и минной части. Умер Е. Л. Шведе 23 декабря 1893 года при возвращении в Петербург из экспедиции на Енисей.

...27 июня 1893 года английский грузо-пассажирский пароход «Ринальдо» вышел из Петербурга. На его борту в числе пассажиров находились шесть офицеров русского флота и 43 матроса — главный состав предстоявшей Енисейской экспедиции. В руки этих людей вверялось дело, от успеха которого зависело ускорение постройки Транссибирской железнодорожной магистрали.

Правительство было заинтересовано в скорейшем окончании строительства железной дороги, поэтому Министерство путей сообщения одобрило план доставки строительных материалов морем к устью Енисея. Оттуда грузы предполагалось на речных судах и баржах перевезти по Енисею до Красноярска.

Выполнить первую, морскую, часть плана взялась английская торгово-транспортная фирма. Вторая, речная, часть ложилась на Министерство путей сообщения. Когда же план был принят, оказалось, что на Енисее нет подходящих для этой цели судов. Но отступать уже было поздно. Исправляя положение, правительство заказало в Англии три речных судна, пригодных для морского перехода: «Лейтенант Овцын», «Лейтенант Малыгин» и «Лейтенант Скуратов». Русские моряки должны были провести их из Англии до устья Енисея, а затем двумя первыми судами отбуксировать до Красноярска баржи со строительными материалами и рельсами.

Плавание участников экспедиции до берегов «туманного Альбиона» прошло спокойно. Единственным неудобством была вынужденная бездеятельность. Морские офицеры непривычно чувствовали себя в роли пассажиров. Поэтому велика была их радость, когда наконец они смогли приступить к работе.

Первое письмо из Англии лейтенанта Е. Л. Шведе, присланное в июле 1893 года: «...сейчас же по приходе отправился... на пароход, чтобы разместить команду. Пароход «Малыгин» произвел на меня не особенно хорошее впечатление, хотя по наружному виду я ожидал худшего...»

Сразу же начались заботы по снаряжению судов к трудному переходу. Как вспоминал один из участников плавания, «пошла та хлопотливая, непонятная посторонним работа, которая называется изготовлением к плаванию совсем нового судна: мелочная война с представителями завода из-за лишнего обуха, крючка, полки, клинкетки и т. п.». А «воевать» пришлось серьезно. Английская фирма «Денни», воспользовавшись отсутствием русского представителя, наблюдавшего за соблюдением договорных условий, практически не выполнила своих обязательств по постройке судов, пригодных для морского плавания. Погнавшись за выгодой, англичане сделали корпуса пароходов из тонкой и мягкой стали. Водоотливные средства никуда не годились. Каково было узнать об этом командирам судов, которые должны были провести их сквозь льды северных морей!
Чтобы хоть как-то предостеречься от вкатывания на палубу встречной волны, Шведе настоял сделать в носовой части парохода «Лейтенант Малыгин» деревянный фальшборт, а для укрепления корпуса — положить вдоль бортов деревянные брусья.


Все эти доработки требовали времени.

Письмо второе от 13 июля 1893 года: «Сегодня ходили на пробу с 10 часов утра до 5 вечера. Произвели также испытания на буксировку корабля в 1006 тонн. Все обошлось благополучно, пароход ничего себе, хотя мог бы быть лучше... Завтра утром приму полный запас угля и после обеда пойду в Глазго, надо кое-что купить на плавание...»

Но к походу суда были готовы только 17 июля. На следующий день экспедиция, взяв на борт лоцманов, вышла в море. Впереди шел пароход «Лейтенант Овцын», ведя на буксире «Лейтенанта Скуратова», за ними следовал «Лейтенант Малыгин».
Письмо третье от 21 июля 1893 года: «...погода благоприятствовала. Вскоре «Овцын» со «Скуратовым» стали быстро уходить, пользуясь парусами и попутным ветром. Но к ночи, когда получил возможность поставить паруса, расстояние между нами быстро уменьшалось, и «Малыгин» вскоре очутился впереди. В полдень в воскресенье мы встали на якорь в бухте Тобермори острова Малл при входе в Каледонский канал. В 6 часов вечера пришли и товарищи наши. Запаслись провизией и пошли дальше до 12 часов ночи. Пришлось мне задержаться до двух ночи, так как машина для подъема якоря оказалась плохо сделана. Пошли шхерами, которые очень живописны вокруг Шотландии. Ночь была тихая, но облачная, а барометр падал все время. Благодаря задержке в Тобермори я сильно отстал и только к пяти часам вечера 20-го догнал «Овцына», и по-прежнему они пошли сзади. Начало сильно свежеть, из шхер уже вышли. Встряхнуло порядочно, особенно когда огибали мыс Вратс на северо-западной оконечности Шотландии. В половине 10-го встал на якорь в бухте Вик северо-восточной оконечности Шотландии. Через час иду дальше. Только захвачу провизии...»


Относительно спокойная погода вселяла уверенность в благополучном исходе плавания. Волновало лишь незнание ходовых качеств судов. «Лейтенант Малыгин» был колесным пароходом водоизмещением 400 тонн. Широкие лопасти колес были скрыты еще более широкими кожухами, далеко выдававшимися за борт судна и делавшими его неуклюжим. Пуститься в далекое плавание по реке на таком пароходе — и то рискованно, а уж что говорить о морском переходе!

Больше всего Шведе боялся за кожуха колес, которые бились о воду даже при незначительном волнении. Стоя на мостике в первые часы похода, Евгений Леопольдович сказал своему помощнику:

— Дойдем, если кожуха выдержат и их не снесет... Когда пройдем Немецкое море, считай, что полдела сделано.
Северное море, или, как его в то время называли, Немецкое, встретило экспедицию мертвым штилем. Однако ночью, постепенно свежея, ветер поднял волну. С каждой минутой шторм набирал силу. Судно проваливалось между волнами, чтобы через несколько мгновений вновь появиться на гребне. Тут-то и вспомнил Евгений Леопольдович слова одного из строителей парохода: «Дно вполне надежно. Вы не можете переломиться носом и кормой вниз. А вот носом и кормою вверх — это другое дело!»


Тогда Шведе не придал этим словам должного значения. Но теперь шторм все усиливался. Из-за стремительной качки казалось, что плоскодонный пароход готов перевернуться. Один за другим раздавались страшной силы удары кожуховых площадок о воду. Весь корпус судна дрожал, трещали переборки, скрипела мачта. В этих условиях невольно приходилось задумываться о мореходных качествах судна и его возможности выдержать натиск стихии...

Письмо, посланное из Бергена, было спокойным. Может быть, потому, что писалось оно уже после всех пережитых тревог, а может быть, чтобы не волновать жену и родных: «...с утра 22-го стало пасмурно, и барометр продолжал все падать, а зыбь от зюйд-веста все увеличивалась... и началась обыкновенная переделка в Немецком море... Моя команда, к счастью, отменно переносит качку и работала превосходно, таки приходилось очень трудно. Удары о днище и колеса были поистине ужасны. Относительно «Малыгина» — порядочно выдержал шторм, ничего не сломалось. Временами он совсем уходил в воду так, что машина останавливалась, а качка была так велика, что фонари, которые помещались на кожухах, уходили в воду. Но дело это привычное, много штормов я вынес, и, понятно, с мостика не сходил все время, зевать было нельзя... За ночь «Овцын» меня обогнал, так как у него нет колес, он винтовой, а колеса для волны все равно что связанные ноги при ходьбе... Пришел в Берген в 2 часа пополудни 23-го. Через полчаса у меня все спали мертвым сном... После Думбартона сегодня первый раз спал раздетым... Я считаю, что половина дела нашего сделана... Не было бы туманов и льдов, тогда успех обеспечен...»
После небольшого отдыха в Бергене экспедиция речных судов снова вышла в море. Е. Л. Шведе продолжает свой рассказ об этом плавании: «...в море погода сравнительно ясная, а в шхерах дождь и туман. В Бергене попал отвратительный уголь, так что к 10 часам вечера сделали только 40 миль и благодаря темноте пришлось стать на якорь в такой узкой бухточке, что трое нас едва помещалось. Утром, в 9 часов, 23-го снялись с якоря и пошли дальше... С гор шли водопады, а жилых мест совершенно не заметно, растительности мало, почти голый камень, покрытый мхом... Перевалили полярный круг, что дало себя заметить. Термометр показывал днем только +5°...»


Несмотря на капризы погоды, плавание у берегов Скандинавии прошло без происшествий. В Барде встретились с морскими судами английского капитана И. Виггинса, на которых находились строительные материалы и рельсы для Транссибирской железнодорожной магистрали.

В письмах Е. Л. Шведе рассматриваются варианты дальнейшего перехода: «Думаю, что в середине сентября будем у Енисейска. Плавание по реке может задержаться в зависимости от груза и тех плавучих средств, которыми запаслись парни, посланные из Енисейска нам навстречу. Конец сентября или начало октября определят, достигнем ли мы Енисейска. Если Карское море своим льдом заставит отказаться от плавания, то пойдем в Архангельск; суда останутся там на зимовку до будущего года, а мы, по всей вероятности, отправимся по домам. Последнее вряд ли состоится. В Югорском Шаре будем стоять, пока не очистится».

Пополнив запасы угля, 10 августа экспедиция покинула Барде. Вновь туманы, дожди, ветры и волнение встретили моряки на своем пути. По приказанию начальника экспедиции «Лейтенант Малыгин» шел впереди. Делая промер, он обеспечивал безопасность плавания остальным судам.

Инструкция, полученная командирами кораблей, запрещала входить во льды и форсировать их, так как они «непроходимы для человеческих усилий». Предписывалось идти только чистым морем вдоль берегов Сибири. Но где оно, чистое море? Вокруг, насколько может охватить глаз, льды. Правда, несплошные, но разве от этого колесному пароходу легче?..
Маршрут сквозь льды прибавил немало седых волос Е. Л. Шведе. Кутаясь в теплый плащ, он ходил по мостику от одного борта к другому. Тяжелая ситуация заставляла лихорадочно обдумывать варианты действий. Больше всего он боялся ветра: если он засвежеет и льдины различных величин станут двигаться с разными скоростями, сталкиваясь друг с другом, если они сплотятся и, даже не раздавив, просто скуют своей массой всю экспедицию, что тогда будет? Но он отгонял эту мысль,
зная, что в любой ситуации честно выполнит свой долг, до конца оставаясь на посту.


Трудности приходят, откуда их меньше всего ожидают. Ночью, когда командир «Лейтенанта Малыгина» спустился в каюту, чтобы немного отдохнуть и согреться, с «Лейтенанта Овцына» сообщили, что у них обнаружена неисправность в машине. Пришлось брать оба судна на буксир. Управлять во льдах и без того непослушным пароходом «Лейтенант Малыгин» стало еще труднее.

Всю ночь суда пробивались сквозь ледяную преграду и только к утру вышли на чистую воду. Это была первая и, пожалуй, единственная в мировой практике судовождения буксировка и проводка сквозь льды речным колесным пароходом двух других судов.

И вот наконец перед мореплавателями открылся высокий ровный берег полуострова Ямал. Экспедиция повернула на север. Впереди расстилалось свободное ото льда море.

Поскольку карты этих мест были составлены еще участниками Великой Северной экспедиции в XVIII веке и имели много неточностей, Шведе решил нарушить данную ему инструкцию. Она предписывала проявлять осторожность, не увлекаться в пути описными работами, а вести их лишь «самым поверхностным образом» и только при условии, что они не отвлекают от основной задачи экспедиции. Но ради дела, ради безопасности плавания его последователей он приступил к промерам и исследованиям пролива Малыгина, носившего, как и его пароход, имя участника Великой Северной экспедиции Степана Малыгина.
Нелегкая это была работа. Не раз пароход, блуждая между мелями, садился на них. Зато карта пополнилась первыми измеренными в этом районе глубинами. Исправилась конфигурация побережья. Затем к работам в проливе Малыгина добавились исследования бухты острова Вилькицкого, которую впоследствии назвали в честь командира «Лейтенанта Малыгина» Е. Л. Шведе. Было определено положение острова Диксон и Корсаковских островов.


Поздней ночью 25 августа 1893 года пароход «Лейтенант Малыгин» прибыл в Гольчиху, в устье Енисея. Самая трудная часть плавания завершилась.

К моменту прибытия парохода на рейде Гольчихи уже началась разгрузка рельсов на деревянные баржи. Работа велась вручную и поэтому шла очень медленно. Мешала и непогода. Место разгрузки выбрали явно неудачно. Штурман «Лейтенанта Малыгина» вспоминал: «Наша двухнедельная стоянка — это была какая-то оргия штормов. Самопишущий барометр рисовал линии, которые можно встретить в учебниках метеорологии как характерные образчики».

Шторм начался уже на следующий день после прибытия парохода. Сорок часов моряки экспедиции боролись со стихией по колено в ледяной воде, на пронизывающем ветру.

Наступившая вслед за этим относительно тихая погода вселяла надежду на скорое завершение работ. Но 31 августа вновь поднялся юго-западный ветер. При усиливавшейся волне дала течь самая большая баржа, на которую уже погрузили 1367 рельсов. Спасти ее не удалось. К утру 4 сентября ветер достиг ураганной силы. Баржи одна за другой поднимали сигналы «Терплю бедствие». Понесло на береговые скалы пароход «Лейтенант Скуратов». Шведе приказал немедленно идти на помощь товарищам. Нелегко было при таком ветре подать буксир терпящему бедствие судну. Казалось, что спасательный конец уже на попавшем в беду пароходе, но вдруг налетел сильный шквал. Он развернул «Лейтенанта Малыгина» бортом к волне и бросил его под нос «Лейтенанту Скуратову». Раздался удар, потом второй... Обносной брус разлетелся в щепки. Основа кожуховой площадки из толстого углового железа скомкалась, словно бумажная. От последующих ударов Шведе успел отвести корабль в сторону.

После произведенного на скорую руку ремонта 8 сентября пароходы «Лейтенант Малыгин» и «Лейтенант Овцын» с баржами на буксире двинулись вверх по Енисею. Ранняя зима со снегопадами и пургой мешала плаванию. Но моряки, впервые осваивая плавание по реке, не растерялись. Не растерялись даже после того, как установили, что имевшиеся карты не соответствуют истине. Шли на ощупь, постоянно измеряя глубины. Но все же шли.

15 сентября 1893 года оба парохода прибыли в Дудинку. 5 октября участников экспедиции торжественно встречал Енисейск.

Успешное завершение этого труднейшего плавания на речных пароходах наглядно показало доступность морского пути в Енисейск и обосновало выгодность и перспективность грузовых рейсов по северным морям к устьям великих северных рек.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 03:54
Александр Андреев
Не очень было понятно что делала в экспедиции Л. Ф. Добротоворского "Блэнкатра" (напомним, в будущем, знаменитая "Св. Анна"). Нашел у англичан. Интересно.

По статье
Ian R. Stone "Joseph Wiggins (1832–1905)"
ARCTIC VOL. 47, NO. 4 (DECEMBER 1994) P. 405–410


The Orestes and the Blencathra, 1893

At this time, towards the end of the nineteenth century, there was much of what would now be called “upmarket tourism” in the Russian Arctic. Wealthy individuals voyaged in the area to pursue scientific studies, or for sport, notably fishing and shooting, or simply for pleasure. One such was F.W. Leybourne-Popham, who intended to make just such a voyage in his yacht Blencathra (formerly Allen Young’s Pandora). However, he decided to combine business with pleasure and to exploit the opportunities offered by the route by forming a new syndicate. Wiggins was appointed to secure a suitable ship to accompany the Blencathra, which was to have on board an unusual party, in that two of its members were women, or rather ladies, as they were from the higher strata of society. These women seem to have been among the first of their sex to have ventured into the arctic seeking amusement. One of them, Miss Helen Peel, granddaughter of Sir Robert Peel, the famous statesman, wrote a book about her experiences entitled “Polar Gleams” (Peel, 1894). Another participant was F.G. Jackson, who undertook the voyage to secure experience useful for his projected expedition of 1894 (Jackson, 1895).



То есть "Блэнкатра" везла в тур по Арктике двух леди. Поскольку в это время на Енисей шла экспедиция Добротворского, и английские грузовые суда, груженные рельсами, то яхта пристроилась к каравану.

Определенно интересна эта экспедиция. :)


Изображение

"Св. Анна" (Blencathra) на Неве.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 04:00
Иван Кукушкин
alex_andr пишет:Интересна судьба участников экспедиции. Леонид Федорович Добротворский (1856-1915)
дослужился до контр-адмирала, в 1905 г. в чине капитана 1-го ранга участвовал в Цусимской битве, командуя крейсером "Олег". В известной книге А. Новикова-Прибоя получил довольно нелицепрятное описание.

...В 1893 году для доставки из Англии на Енисей водным путем строительных материалов и рельсов для строившейся Транссибирской железнодорожной магистрали были приобретены винтовой пароход «Лейтенант Овцын», колесный пароход «Лейтенант Малыгин» и парусная баржа «Лейтенант Скуратов». Возглавлял экспедицию лейтенант Леонид Федорович Добротворский.

Трудно удержаться, чтобы не сказать несколько слов об этом интересном и противоречивом человеке. Двадцатичетырехлетним мичманом вступил он в народовольческий Кронштадтский морской кружок, руководители которого лейтенанты флота Н. Е. Суханов и А. П. Штромберг были казнены за участие в террористических актах. От неминуемого ареста Добротворского спасло длительное плавание на крейсере «Изумруд». Позже он долго служил на Дальнем Востоке: командовал канонеркой «Гиляк» и крейсерами «Дмитрий Донской» и «Олег», участвовал в Цусимском бою. А. С. Новиков-Прибой так писал о Добротворском в романе «Цусима»: «Это был офицер громадного роста, сильный, с раздувшимся, как резиновый шар, лицом, буйно заросшим черной с проседью бородой. Властолюбивый и самоуверенный, он считал себя знатоком военно-морского дела и не терпел возражений... В молодости своей Добротворский был близок к революционным кружкам, но прошлые красные убеждения его постепенно бледнели, как выцветает с течением времени кумачовая материя. Он стал заботиться только о своей карьере. Но в то же время офицеры считали его либералом. Он никогда не был доволен установившимися морскими традициями и подвергал их жестокой критике» [* Новиков-Прибой А. С. Цусима. Калининград, 1980. Кн. 2. С. 494—495.]. Умер Л. Ф. Добротворский в 1915 году контр-адмиралом...

Экспедиция Добротворского во время нелегкого полуторамесячного перехода в Сибирь рекогносцировочно обследовала пролив Малыгина, Енисейский залив и реку Енисей, где рекомендовала для разгрузочных работ протоку Луковую. На острове (северо-запад Енисейского залива), который через несколько лет получил имя А. И. Вилькицкого, была обследована бухта Шведе, названная в честь командира «Лейтенанта Малыгина» Евгения Леопольдовича Шведе.

Опыт похода Добротворского признали удачным, и было решено на средства Комитета Сибирской железной дороги снарядить гидрографическую экспедицию для обследования устьев Оби и Енисея, во главе ее поставили А. И. Вилькицкого...

[ "Автографы на картах", С. Попов. гл. "Самая длинная экспедиция" http://www.polarpost.ru/Library/Popov-avtograph/text-avtograf_na_karte-09.html ]

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 04:00
Александр Андреев
http://militera.lib.ru/h/bykov_pd/08.jpg

Изображение

Капитан 1 ранга Л.Ф. Добротворский. Фото предположительно времен русско-японской войны.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 15:08
Александр Андреев
Из книги


Владилен ТРОИЦКИЙ
Подвиг штурмана Альбанова


...
Испросив отпуск, он (Г. Л. Брусилов — прим. ) отправился в Англию и за 20 тысяч рублей купил там старую, но еще крепкую паровую шхуну "Пандора". Ее переименовали в "Св. Анну"- по имени А. Н. Брусиловой, отпустившей на снаряжение экспедиции 90 тысяч рублей. Судно это строилось в 1867 году специально для поисков пропавшей в Канадской Арктике в 1845 году английской экспедиции Франклина. В 1893 и 1896 годах под названием "Бланкатра" эта шхуна плавала к устью Енисея в составе торговых экспедиций английского капитана Д. Виггинса. Шхуна имела тройную дубовую обшивку толщиной до 0,7 метра, длина ее корпуса была 44,5 метра, ширина 7,5 метра, осадка 3,7 метра, водоизмещение — около 1000 тонн (231 регистровая тонна). По парусной оснастке это трехмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте относилось к баркентинам, но для краткости Брусилов называл его шхуной. На судне имелось достаточно комфортабельных кают с паровым отоплением, в носовой части по бортам установлены две гарпунные пушки.
...

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 15:13
Александр Андреев
Из раздела "Полярный флот"

http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=744



Моряк Севера, 15 марта 1989 г.

«Лейтенант Овцин»

Построен в 1893 году в Англии. Первоначально числился пароходом. 27 сентября 1907 года переклассифицирован в портовое судно, а с 18 апреля 1920 года — в гидрографическое судно. До 17 июля 1916 года находилось в составе Балтийского флота. Участвовало в первой мировой войне. 17 февраля 1918 года перешло на сторону Советской власти. В августе 1918 года захвачено белогвардейцами и интервентами в Архангельске. В марте 1920 года оставлено белогвардейцами при эвакуации из Архангельска и захвачено частями РККА. 18 апреля 1920 года включено в состав Гидрографической экспедиции Белого моря. 29 июня 1922 года переведено в отряд гидрографических судов Убеко Севера. 5 июня 1924 года сдано для разборки на металл.

370 т, 34,8X7,0X2.4 м; 550 л. с; 10/7 узл.

Изображение

Прислано : Klaus

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 15:35
Александр Андреев
"Polar Gleams" - книгу Helen Peel о путешествии на "Блэнкатре" можно скачать здесь :

http://www.archive.org/details/polargleamsaccou00peelrich

Изображение

Автор - Helen Peel

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 16:00
Александр Андреев
Кстати в том же рейсе на "Блэнкатре" (1893 г.) участвовал и Фредрик Дж. Джэксон, впоследствии знаменитый полярный путешественник.

Изображение

Fredrick George Jackson (1860—1938)

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2008 18:19
Александр Андреев
Состав экспедиции (По письму енисейского гражданина Лассенина (из архива библиотеки Центрального краевого музея г.Красноярска )) :


"Лейтенант Овцын":

командир: лейтенант Леонид Федорович Добротворский.
офицеры: лейтенант Дмитрии Фердинандович Цим,
мичман Николай Николаевич Коломенцов.


" Лейтенант Малыгин"
командир : лейтенант Евгений Леопольдович Шведе.
офицеры:
лейтенант Владимир Иванович Семенов,
мичман Фаддей Николаевич Пизани.


"Лейтенант Скуратов"
командир: лейтенант Павел Карлович Тундермат.
офицеры:
врач надворный советник Александр Александрович Бунге,
лейтенант Петр Иванович Паток,
мичман Сергей Захарович Балк.


"Бард"
командир лейтенант Герасим Игнатьевич Залевский,
мичман Леонид Петрович ???????


на пароходах и одной барже (лейтенант Скуратов) 12 офицеров 59 матросов.



Кстати, упомянутый А. А. Бунге, это известный полярный исследователь Новосибирских островов, участник зимовки на станции Сагастырь в период 1-го МПГ. Принимал участие в Шпицбергенской (градусной) экспедиции 1899 г, участвовал в обороне Порт-Артура. Затем — флагманский медик Балт. флота.
Консультировал ГЭ СЛО. Вообщем, личность.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2008 00:59
Александр Андреев
С. З. Балк (мичман баржи "Лейтенант Скуратов") личность, по-своему, легендарная, судя по статье :

http://www.navy.ru/history/interesting/balk.htm

В начале века на флоте был герой морских анекдотов.

Цитирую по тексту статьи :

Как известно, многие офицеры Российского императорского флота очень любили выпить. И, конечно, выпив – поговорить. О плаваниях, о командирах и сослуживцах, о женщинах. Многие рассказы приобретали черты легенд, становясь флотским фольклором, передаваемым из уст в уста. Одним из самых ярких персонажей подобных баек в начале XX века был Сергей Захарович Балк.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2008 02:02
Иван Кукушкин
Вообще, как речь заходит об императорском флоте - прямая дорога на форум "Кортика", там спецы.
Одна беда - поиск там отвратный :(

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2008 02:28
Иван Кукушкин
alex_andr пишет:Пароход «Лейтенант Овцын» с парусной баржой «Лейтенант Скуратов» участвовали в гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого по изучению судоходных условий на Енисее, Енисейском заливе и в прибрежных районах Карского моря в 1894—1895 гг., после чего ушли работать на Балтику.

Что-то начинает расходится в одном месте:

ПОЛНЫЙ ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Подполковника по Адмиралтейству Константина Павловича Мордовина


Составлен по 1 января 1911 года

I. Чин, имя, отчество и фамилия – Подполковник по Адмиралтейству Константин Павлович МОРДОВИН.
II. Должность по службе – Редактор карт Главного Гидрографического Управления.
III. Ордена и знаки отличия – Кавалер орденов Св.Анны 2 и 3 ст., Св.Станислава 2 ст. и серебреная медаль в Память Царствования ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го.


[cut]
...
22.04.1896 – Приказом по Морскому ведомству за № 64 назначен помощником Начальника Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря
21.03.1896 – Приказом по Морскому ведомству за № 44 ВЫСОЧАЙШЕ пожалована серебряная медаль в память Царствования ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го
06.12.1896 – ВЫСОЧАЙШИМ приказом за № 108 ВСЕМИЛОСТИВЕЙ-ШЕ пожалован орденом Св.Анны 3 ст. за гидрографические работы
06.04.1897 – Приказом по Морскому ведомству за № 62 отчислен от должности помощника начальника экспедиции для изучения устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря
...
[cut]
...
XV. Сколько кампаний служил на море, где, на каком военном судне, под чьею командою, или сам командиром судна или эскадры; особые поручения сверх прямых обязанностей, по Высочайшим повелениям или от начальства
...
В 1896 г. в составе гидрографической экспедиции для исследования устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря, помощником начальника экспедиции на парусной барже "Лейтенант Скуратов" под командою Лейтенанта Баклашина. На пароходе "Лейтенант Овцин" под командою Лейтенанта Иванова.
...
В службе сего штаб-офицера не было обстоятельств лишающих права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к оному.


Подписали:
Помощник начальника
Генерал-Майор Дриженко и
За делопроизводителя Штабс-Капитан Чоповский


[ Тема "Мордовины" на форуме альманаха "Кортик" http://kortic.borda.ru/?1-19-0-00000019-000-10001-0-1222698913 ]

Получается - в цитате почемуто год потеряли :|

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2008 02:55
Александр Андреев
Иван Кукушкин пишет:Что-то начинает расходится в одном месте:

В 1896 г. в составе гидрографической экспедиции для исследования устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря, помощником начальника экспедиции на парусной барже "Лейтенант Скуратов" под командою Лейтенанта Баклашина. На пароходе "Лейтенант Овцин" под командою Лейтенанта Иванова.
...

Получается - в цитате почемуто год потеряли :|

Цитата в моем посте из газеты "Моряк Севера". Там запросто может быть ошибка.
Проверим. У СВФ, помнится, была книга о судах Северного пароходства... Да и у нас кой-чего сыщется.

Экспедиция Л. Ф. Добротворского 1893.

СообщениеДобавлено: 08 Декабрь 2009 10:11
shestko
Книга участника похода: Семенов В.И. Забытый путь из Европы в Сибирь. Енисейская экспедиция 1893 года. СПб. 1894.
viewtopic.php?f=39&t=1339&p=17627#p17627