Пробеги на собачьих упряжках

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2020 08:25

Журнал Ориентир, №2, 2015, с.74-75
 Журнал Ориентир 02-2015 - 0001.jpg
 Журнал Ориентир 02-2015 - 0002.jpg

Как моряки из Ленинграда в Москву на санках прокатились


К началу 1930-х годов собаки успели хорошо себя зарекомендовать в ратном деле. Если в Первую мировую войну их использование было эпизодическим, то с 1926 года в большинстве частей Красной армии, расположенных в северных районах, четвероногие помогали очень часто. В Карелии, Архангельской области и на Дальнем Востоке собаки использовались военными для перевозки станковых пулеметов и аппаратуры связи, а также для других целей. Необходимость четвероногих в ратном деле была продиктована самой жизнью. В ходе зимних тактических учений в глубоком снегу, в котором лошади не могли передвигаться, подразделения стрелков-лыжников, дополненные собачьими упряжками, обладали большей маневренностью, чем бойцы, несшие радиостанции, боезапас и пулеметы на себе.

30-е годы прошлого столетия ознаменовались активным освоением Советским Союзом арктических широт. Не последняя роль в этом деле отводилась военным морякам-гидрографам. Для проведения исследований на центральном участке трассы Северного морского пути, а также на его побережье была создана Таймырская гидрографическая экспедиция Управления военно-морских сил РККА. Морякам экспедиции предстояло выполнить в высоких широтах множество работ, при этом не исключалась возможность зимовок. Несмотря на то что советская промышленность вооружила своих первопроходцев ледоколами, самолетами, аэросанями и другими транспортными средствами, в труднодоступных районах арктического побережья оставалось актуальным использование собачьих упряжек.
Таймырская гидрографическая экспедиция заказала на фабрике имени Каракозова 11 комплектов нарт. Так как гидрографам предстояло высаживаться с нартами с борта судов и пользоваться ими на льду, 2 из 11 нарт были выполнены в облегченном варианте. Они были короче в целях размещения в шлюпке (поперек, не мешая гребцам), имели меньшую грузоподъемность и буксировались меньшим количеством собак. Прежде чем использовать экспериментальные облегченные нарты в суровых условиях Арктики, неплохо было бы устроить им ходовые испытания в условиях зимы средней полосы, чтобы накопить опыт и устранить все неполадки перед отправкой в северные широты.
В 1930 - 1932 годах в СССР состоялась целая серия пробегов на собачьих упряжках. В феврале 1933 года Ленинградский совет ОСОАВИАХИМа решил провести звездный пробег, посвященный 25-й годовщине РККА. 35 упряжкам, состоящим из более 300 собак, предстояло совершить одновременный переход из Мурманска, Ленинграда, Боровичей, Харькова, Ярославля, Горького, Магнитогорска и ряда других городов, финишировав в Москве. Таймырская гидрографическая экспедиция выставила для участия в пробеге свою команду, оснащенную легкими нартами. Морякам предстояло преодолеть путь от Ленинград до Москвы. Упряжка гидрографов состояла из шести собак - северных и восточных лаек. Две из них - одиннадцатимесячные щенки - были доставлены с острова Диксон специально для участия в пробеге.
 eksperimentalnye-ukorochennye-narty-tajmyrskoj-gidrogarficheskoj-ekspeditsii.jpeg
Сами нарты, выполненные по так называемому камчатскому образцу, представляли собой деревянные сани с длиной полозьев 202 сантиметра. Ширина нарт составляла 65 см, а высота 38 см. Экспериментальные облегченные нарты были пропорционально уменьшенной копией классических камчатских нарт. Вес конструкции составлял
всего 23 кг, а вместе с грузом и погонщиком - около 170 кг. За месяц до старта гидрографы приступили к тренировкам. Этого времени хватило, чтобы обучить собак, выявить и устранить первые недостатки. В частности, интенсивно стирающиеся березовые полозья были укреплены металлическими рейками.
Старт пробегу был дан в Ленинграде 18 февраля. Путь на Москву проходил через пункты Луга, Сольцы, Залучье, Молвотицы, Осташков, Ржев, Волоколамск. Участок маршрута от Ленинграда до Луги проходил по шоссе, и молодые собаки развили здесь достаточно высокую скорость. Далее после Луги путь нарт пролегал по проселкам, замерзшим болотам и озерам. В районе Сольцов началась сильная метель, из-за которой упряжка потеряла ориентировку и совершила крюк в 70 км. Самым сложным оказался участок от Сольцов до Осташкова, где нартам приходилось двигаться по изрезанной местности. Холмы, овраги, ухабы и рытвины изматывали собак даже при хорошем кормлении. Вместе с тем это было отличным испытанием для легких нарт, которые свободно преодолевали рытвины и уверенно себя вели на всевозможных уклонах. Нарты показали замечательную устойчивость. За время пробега им не раз доводилось входить в крутые повороты на большой скорости. При этом они перевернулись лишь трижды.
В Москву нарты Таймырской гидрографической экспедиции прибыли полностью исправными и точно в срок. К величайшему сожалению, история не сохранила для нас имени их погонщика. За 18 дней этим человеком было пройдено 1013 км, из которых около 700 км - по пересеченной местности. Облегченный вариант камчатских нарт достойно выдержал испытание и заслужил право вместе с моряками-гидрографами участвовать в освоении арктических широт.
Майор Владимир ПРЯМИЦЫН,
кандидат военных наук
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2020 08:42

Зимой 1929 – 1930 гг. Центральный совет Осоавиахима организовал первый всесоюзный пробег собачьих упряжек, куда был приглашен и Журавлев. Во время организации и проведения пробега и произошло судьбоносное для Журавлева знакомство Г. А. Ушаковым, готовившим экспедицию на Северную Землю. Из многочисленных кандидатов на должность каюра и охотника-промысловика Ушаков без колебаний выбрал Журавлева и никогда об этом выборе не жалел.


Красный Север, 1930, №33, 9 февраля
 Красный Север, 1930, №33 9 февраля ПРОБЕГ НА СОБАКАХ.jpg

От Архангельска до Москвы на собаках


АРХАНГЕЛЬСК, 7 февраля. 25 февраля начнется пробег на собаках маршрута Архангельск - Москва, в котором будут участвовать три упряжки в шесть собак каждая. Пробег организуется крайсоветом Осоавиахима. Среди населения участники пробега будут проводить агитационную работу о значении пробега, увязывая ее с ролью Осоавиахима в советском строительстве.

Красный Север 1930 №50(3250). Суббота 1 марта.
 Красный Север 1930 № 1-050(3250) Пробег на собаках.jpg
НАЧАЛСЯ ПРОБЕГ НА СОБАКАХ АРХАНГЕЛЬСК-МОСКВА

АРХАНГЕЛЬСК, 26 февраля. Сегодня дан старт пробега на собаках Архангельск — Москва.
Маршрут 1500 километров предположено покрыть в три недели.
Цель пробега установить выносливость собак, играющих большую роль в экономике северных окраин.

Правда Севера, 1930, №48, 28 февраля
 Правда Севера, 1930, №48, 28 февраля.jpg

Пробег на собаках в Москву начался.


На Октябрьской площади 26 февраля был дан старт собачьего пробега. Пробег организован по инициативе центрального и северного краевого совета Осоавиахима. Маршрут пробега — Архангельск — Емца — Пудож — Петрозаводск — Ленинград — Тверь — Москва. В пробеге участвуют две упряжки по шести собак каждая. Общая длина маршрута — 1500 километров. Этот путь при благоприятных условиях предполагается покрыть в три недели. Гонщики собак — представитель краевого авиахима и бывш. колонист Новой Земли Журавлев. В пробеге участвует представитель газеты "Правда Севера" Юркевич.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2020 17:30

Правда Севера, №59, 14 марта
 Правда Севера, №59_14-03-1930.jpg

АРХАНГЕЛЬСК-МОСКВА НА СОБАКАХ

Упряжка в Архангельске перед началом пробега.

ПЛЕСЕЦКАЯ. 13. (Наш корр.). Десятого вечером наша упряжка прибыла на Плесецкую. Покрыто триста километров. Cобаки все здоровы. День за днем свирепствуют весенние пурги. Дороги занесены. Снег на тракте по грудь собакам. Плохой путь задерживает дневной пробег. В отдельные дни удается покрыть не более 30 километров. При более сносной дороге девятого и десятого марта сделали по 50 километров. Oдиннадцатого сделали в Плесецкой дневку. Сегодня идем в Каргополь. Население лежащих по тракту деревень проявляет большой интерес к пробегу.
Б. Юркевич
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2020 20:30

Правда Севера, №71, 29 марта
 Правда Севера, №71_29-03-1930 Белозерск.jpg

УПРЯЖКИ СОБАЧЬЕГО ПРОБЕГА ПРИБЫЛИ В БЕЛОЗЕРСК

БЕЛОЗЕРСК 28. (Наш корр. ). 27 марта нарты собачьего пробега Архангельск — Москва прибыли в город Белозерск. Пройдена трактом тысяча километров. За последние дни плывем по воде..

1000 км шли 30 дней. А заява была 3 недели до Москвы, через Петрозаводск :)
Больше публикаций в архангельских и вологодских газетах мне найти не удалось.
Интересно все же, дошел Журавлев до Москвы на собаках или нет.
Зима 30-го на вологодчине была малоснежной, в начале апреля реки начали вскрываться.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 29 Март 2020 21:02

Чистая практика вологодских мужиков.

Красный Север, 1928, №34
 Красный Север, 1928, №34.jpg

До Ленинграда на лягавых собаках.

В Вологду прибыл один из местных охотников А. П. Голубцов, проживающий в с. Никольском, Кадниковского уезда, совершивший поездку на самодельных санках, запряженных пятью охотничьими собаками. Покрыв дистанцию в 122 версты в 9 час. 10 мин., при 25 градусной морозе, тов. Голубцов блестяще доказал возможность использования короткошерстных континентальных лягавых, привыкших к комнате, и восточных гончих для езды в условиях нашего сурового климата. Местные охотники были разубеждены в невозможности использования пойнтеров и лягавых для ездовых целей (ездовыми собаками до сего времени считались только самоедские лайки).
Собаки тов. Голубцова управляются словом «вперед», «назад», «стоп», «вправо» и «влево», или подчиняются взмаху руки. По ровной дороге собаки везут с звонким лаем. Если встречная лошадь замешкается отворотить, выражают свое неудовольствие рычаньем.
Свои поездки тов. Голубцов совершает с женой и с грузом до 15 пуд. Несмотря на такую нагруженность собаки везут быстро и легко. Интересно отметить, что будучи в своем селе, тов. Голубцов нередко возил на собаках из лесу дрова — нагрузив воз, он отправляет собак одних домой и они сами благополучно доставляют груз. Кроме обычной, присущей собакам летней и осенней охоты, он охотится на них с подъезда на тетеревей и глухарей—зимой. На случай сильных морозов для собак сшиты им красивые шубки.
Естественно, что таким оригинальным путешественникам, проезжавшим ярмаркой, гуляющей публикой был оказан восторженный прием. Тов. Голубцов по возвращении в Никольское предполагает совершить на собаках путешествие в Ленинград, на устраиваемые там соревнования ездовым собакам, рассчитывая покрыть дистанцию в 600 верст в 5—6 дней. Как пионеру этого вида спорта успех тов. Голубцову обеспечен.
Н. О.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 29 Март 2020 21:06

Красный Север, 1929, №301
 Красный Север, 1929, №301 на собаках по округу=.jpg

На охотничьих собаках — по округу


Сложившееся у охотников мнение о том, что ездовыми собаками могут быть только самоедские лайки - неосновательно. Наши самые обыкновенные охотничьи собаки, как подружейные лягавые, так и гончие, могут быть полностью использованы кроме охоты и для ездовых целей, если к приручению их приложить некоторое старание.
Вопрос об использовании охотничьих собак для ездовых целей блестяще разрешен инструктором по охоткооперации вологодского товарищества охотников А. Голубцовым, приспособившим своих собак для поездок по районам.
Тов. Голубцов говорит, что обучение охотничьих собак езде дело не трудное, необходимо лишь систематически запрягать собак и делать сначала небольшие поездки и постепенно вытренировавши их, совершать уже больший поездки.
Собаки Голубцова легко делают перегоны в десятки клм. в день, развивая скорость по ровной дороге до 30 клм. в час.
На днях тов. Голубцов отправился в служебную поездку по охотячейкам Тотемского района, на 14 дней. В эту поездку он предполагает покрыть на собаках сотни километров.

НА СНИМКЕ: тов. ГОЛУБЦОВ, направляющийся на своих собаках в поездку по Тотемскому району.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 09 Апрель 2020 18:57

Журнал Ориентир, №2, 2015, с.74-75
Майор Владимир ПРЯМИЦЫН, кандидат военных наук
Как моряки из Ленинграда в Москву на санках прокатились

В феврале 1933 года Ленинградский совет ОСОАВИАХИМа решил провести звездный пробег, посвященный 25-й годовщине РККА.
...
К величайшему сожалению, история не сохранила для нас имени их погонщика. За 18 дней этим человеком было пройдено 1013 км, из которых около 700 км - по пересеченной местности.


Автор и журнал военные, но маху дали - 25-я годовщина наступит через 10 лет.
...
Имя погонщика тоже отыскалось: судовой врач л/п "Таймыр" Владимир Петрович Птохов.



Записки по гидрографии. № 1. - Ленинград, 1933, с. 89

 Записки по гидрографии. № 1. - Ленинград, 1933, с. 89.jpg
Упряжка ездовых собак Гидрографического Управления. 18 февраля с. г. упряжка ездовых собак Гидрографического Управления с каюром (погонщик упряжки) Птоховым В. П., врачом Таймырской Гидрографической Экспедиции, стартовала в Ленинграде. Упряжка принимает участие в звездном агит-пробеге, организованном Ленинградским Областным Советом Осоавиахима и посвященном ХV-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Пробег осуществляется по маршруту Ленинград - Луга -Дно - Подгорье - Молвотицы - Осташков - Волоколамск - Москва, общим протяжением около 1 100 км. Пробег продлится ориентировочно 17 суток.
Из Ленинграда вышли две упряжки — одна на десяти собаках от Осоавиахима и вторая Гидрографического Управления на малых нартах с шестью собаками, вывезенными с севера и с полярных радиостанций. Сама нарта, уменьшенная против обычных типов, на трех копыльях, образца Таймырской Гидрографической Экспедиции, с конструктивно проработанными Птоховым В. П. деталями.
Упряжка Гидрографического Управления принимает участие в звездном пробеге с целыо выявления наиболее подходящего типа нарт для собачьего транспорта, широко развитого на полярных радиостанциях. Для той же цели аналогичные нарты в кампанию минувшего года были переданы Таймырской Гидрографической Экспедицией на радиостанцию острова Диксон и на научно-исследовательскую станцию Всесоюзного Арктического Института на мысе Челюскина.
А. Л.
Последний раз редактировалось ББК-10 10 Апрель 2020 10:34, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пробеги на собачьих упряжках

Сообщение ББК-10 » 09 Апрель 2020 20:20

1932: Таймырская гидрографическая экспедиция ГГУ
 Врач В. П. Птохов с ездовыми собаками.png
Врач экспедиции — В. П. Птохов.
...
гидробиологические сборы производил В. П. Птохов, он же ведал ездовыми собаками, т. е. был каюром, и заведывал продовольственными запасами экспедиции.

Академик Шулейкин В.В. Дни прожитые. Изд-во АН СССР, 1956.
Сбор гидробиологических материалов и воспитание ездовых собак — на случай зимовки — принял на себя судовой врач Владимир Петрович Птохов, который не забывает каждую декаду подвергать весь экипаж «Таймыра» медицинскому обследованию: измеряет вес, окружность груди, объем легких. Очень интересные наблюдения он делает над возбудимостью симпатического нерва, в связи со склонностью того или иного человека к морской болезни. Индикатором возбудимости этого коварного нерва служит поведение глаз при вливании тепловатой воды в ухо.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7511
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения