Перелет С.А. Леваневского и В.И. Левченко
по маршруту Лос-Анджелес (США) – Москва (СССР) в 1936 году
Сначала немного истории. Из большой авиационной энциклопедии «Уголок неба»:
«После неудачной попытки совершить перелет в США через Северный полюс в августе 1935 г. на АНТ-25, известный полярный летчик С.А. Леваневский разуверился в возможности совершить подобное на отечественном самолете. В то же время идея открытия трассы воздушного сообщения с Америкой продолжала оставаться весьма интересной и Леваневскому удалось убедить в этом советское руководство. Ему разрешили отправиться за рубеж и подобрать подходящий самолет. Леваневский весной 1936-го прибыл в США. Осмотрев различные предприятия, он выбрал V-1A. "Это прекрасный быстроходный моноплан", - писал Леваневский. Из документов ЦАГИ (ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского) следует, что ему предложили уже почти готовый самолет, далее лишь дорабатывавшийся и укомплектовывавшийся по требованиям заказчика. Доделка машины заняла полтора месяца. В самолет внесли немало изменений, в связи с чем он стал обозначаться уже как V-1 AS.
...машину установили на два больших цельнометаллических поплавка... Колесное шасси не снималось. Его просто убрали в ниши и закрыли легкосъемными крышками. <...>
За доделкой самолета ежедневно наблюдал Леваневский. В июне 1936-го к нему присоединился штурман В.И. Левченко. <...> Машину зарегистрировали за полярной авиацией, присвоив ей обозначение СССР Н-208. <...> Советский экипаж облетал "Валти" («Валти» («Vultee») - фамилия конструктора самолета (отсюда и буква «V» в обозначении V-1A))и совершил на нем несколько тренировочных полетов, осваивая незнакомое оборудование.
"Валти" не обладал дальностью АНТ-25 и не мог совершить беспосадочный бросок через Тихий океан. Зато он куда больше подходил для коммерческого сообщения по трассе вдоль побережья, которую наметил Леваневский. Утром 5 августа 1936 г. V-1AS стартовал из Лос-Анджелеса. До Сан-Франциско летели над облаками по радиокомпасу. Почти весь путь до канадской границы был преодолен при приличной погоде и без происшествий. Неприятности начались на участке Сиэттл-Джюно. Экипаж попал в туман и дождь. <...> Когда видимость стала совсем плохой, впереди замаячил берег. Это оказался необитаемый остров Гуз-айленд. Летчики приводнились, загнали самолет меж двух больших скал и стали пережидать шторм.
<...> Следующую посадку сделали в заливе Свенси. Леваневский сверху увидев каменные дома, фабричную трубу и причал, решил, что это большой поселок. Но это оказался заброшенный рудник, где остались всего два жителя. Затем V-1AS садился в Кетчикане, Джюно, Фэрбенксе, Номе. <...>
Уэлен по нашу сторону Берингова пролива закрыли облака. Каким-то чудом в нужный момент над ним открылось "окно", и Леваневский благополучно сел. От Чукотки самолет некоторое время шел по трассе Северного морского пути. Садились в Ванкареме, затем в Колючинской губе. В бухте Амбарчик отстаивались несколько дней... Ждали, когда разойдется туман. Но не дождались и, опасаясь полярной осени, взлетели почти вслепую. От Тикси повернули в сторону суши, перевалили через горы и сели на Лене. До Якутска "Валти" пролетел 11 ООО км. До Москвы оставалось еще восемь тысяч. От Якутска маршрут проложили на Красноярск. Там на авиаремонтном заводе Главсевморпути 2 сентября его выкатили на берег. Поплавки сняли и привели в рабочее состояние колесное шасси. <...> Весь остальной путь V-1AS проделал на колесах.
13 сентября Н-208 приземлился на Щелковском аэродроме. Встреча была очень торжественной. Присутствовали Молотов, Каганович... Хрущев и... Ягода. Каганович передал Леваневскому приветственное письмо Сталина. Тут же состоялся митинг. Виновники торжества стояли на трибуне, к которой подогнали самолет. Молотов в своей речи сказал: "Перелет Леваневского-Левченко показывает, как успешно выполняется советскими летчиками сталинское указание: сочетать отвагу и смелость с умением и знанием технических достижений"» [1].
Так был выполнен рекордный по дальности перелет - 19 000 км.
Однако до недавнего времени было неизвестно, что на борт самолета, по письменной просьбе американца Чарли А. Шрёдера от 23.07.1936, переданной через посольство СССР в Вашингтоне (США), была доставлена почта*. Несколько писем были специально приготовлены для рекордного полета С. Леванеского из Лос-Анджелеса в Москву и пересланы ему. Письма были франкированы марками США и предназначены для обратной отправки из Москвы в Нью-Йорк (США). Часть писем готовилась для обратной доставки через океан дирижаблем «Гинденбург» (LZ 129 Hindenburg), который в расчетные числа должен был лететь в США. Письма имеют собственноручно С. Леваневским написанную дату вылета самолета из Лос-Анджелеса и автографы С. Леваневского и штурмана В. Левченко. Эти письма были доставлены на самолете «Валти» в Москву и отправлены по почте обратно в Нью-Йорк 26.09.1936. Одно из писем (ил. 1) действительно на обратном пути попало на дирижабль «Гинденбург» и было отмечено специальным штемпелем этого дирижабля (ил. 2). Письмо было доставлено в Нью-Йорк по маршруту: Москва 26.09.1936 - Берлин (Германия), Берлин 30.09.1936 - Франкфурт (Германия) самолетом, Франкфурт 5.10.1936 - Лейкхёст (Lakehurst) (США) 7.10.1936 LZ 129 Hindenburg, Лейкхёст - Нью-Йорк 8.10.1936. Два других письма (ил. 3 и 4) не имеют отметок о доставке дирижаблем - они были доставлены обычной почтой и одно из них имеет штемпель прибытия Нью-Йорка.
По получении писем Чарли А. Шрёдер отправил благодарственное письмо в посольство СССР в Вашингтоне и поинтересовался, пересылались ли с этим перелетом еще какие-либо другие письма. Посольство ответило так: «Почти никакая почта не доставлялась полетом Леваневского и Левченко из Лос-Анджелеса в СССР, так как это был испытательный полет в научно-исследовательских целях» (ил. 5).
Данной статьей открыта и описана еще одна интересная страница советской авиафилателии
Дмитрий Френкель
* “Dear Sir: Replying to your letter of July 23, two Soviet aviators, Sigismund A. Levanevsky and Victor Levchenko, are flying in the near future from Los Angeles to the USSR. You may send your letters to Mr. Levanevsky with a request that he carry them to the soviet Union. His address is the Hotel Ambassador, Los Angeles”
Источники:
1. URL:
http://www.airwar.ru/enc/cw1/v1.html.
2. Письмо посольства СССР в США Ч. Шрёдеру от 27.07.1936 // Архив автора статьи
3. Письмо посольства СССР в США Ч. Шрёдеру от 4.12.1936 // Архив автора статьи