1958: Высокоширотная океанографическая эксп. на д/э "Лена"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1958: Высокоширотная океанографическая эксп. на д/э "Лена"

Сообщение ББК-10 » 13 Декабрь 2019 16:49

Проблемы Арктики: сборник статей. Вып. 6, Ленинград: "Морской транспорт", 1959, с.124-127

 ВШЭ-1958 на ЛЕНЕ - 0004.jpg
ОКЕАНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ
НА ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОДЕ «ЛЕНА» В 1958 г.


В марте 1958 г. Арктическим институтом проведена комплексная океанографическая экспедиция в северной части Гренландского моря на дизель-электроходе «Лена», организованная по программе Международного геофизического года. Эти работы явились продолжением регулярных исследований, выполнявшихся Арктическим институтом в Гренландском море в 1955 г. на л/р «Ф. Литке», в 1956 г. на дизель-электроходе «Обь», в 1957 г. — на дизель-электроходе «Лена». Если прошлые исследования Гренландского моря проводились эпизодически один раз в году и большей частью в летний или в осенний период, то в 1958 г. намечено осуществить четыре сезонные океанографические съемки: в марте, мае — июне, августе — сентябре и ноябре — декабре. Экспедиция на «Лене» явилась первым из указанных рейсов.
Перед экспедицией стояли задачи, связанные с решением проблемы водообмена и теплообмена между Северным Ледовитым океаном и северной частью Атлантического океана. Экспедиция состояла из 21 специалиста (гидрологи, гидрохимики, гидробиологи, метеорологи и синоптик). Личный состав был укомплектован в основном сотрудниками Арктического института, за исключением гидробиологов, которые были откомандированы из Зоологического института Академии наук СССР. Начальником экспедиции был назначен В. А. Шамонтьев, гидрологическим отрядом руководил А. В. Янес, гидрохимическим — О. А. Авдеевич; во главе третьего отряда, включающего гидробиологов, метеорологов и синоптика, стоял А. С. Денисов.
В соответствии с планом работы экспедиции были выполнены три стандартных гидрологических разреза в северной части Гренландского моря вдоль параллелей 76°30', 78°00' и 80°00' с. ш., к западу от Шпицбергена до кромки льда. На гидрологических станциях выполнялись глубоководные гидрологические наблюдения над температурой воды на стандартных горизонтах, брались пробы воды и производились гидрохимические анализы, осуществлялись ловы планктона и бентоса, проводи-
[124]

 ВШЭ-1958 на ЛЕНЕ - 0005.jpg
лись срочные метеорологические наблюдения. При плавании во льдах велись непрерывные ледовые наблюдения. На разрезе вдоль параллели 76°30' с. ш. собирались образцы донных отложений. Для обеспечения работы экспедиции на борту судна составлялись синоптические прогнозы погоды.
«Лена» вышла из Мурманска 9 марта 1958 г., взяв курс к Шпицбергену (рис. 1). Переход до мыса Зюйдкап занял двое суток. На подходах к Шпицбергену экспедиция встретила сплоченный лед, вынесенный из Баренцева моря. Среди этого льда 11 марта были начаты научные исследования на южном разрезе, расположенном по параллели 76°30' с. ш.,
к западу от мыса Зюйдкап. Выполнив три станции, экспедиция вынуждена была из-за ухудшения условий погоды уйти для продолжения работ по направлению к Восточно-Гренландскому ледяному массиву, а затем вернуться к прерванным точкам. 17 марта, после производства пятнадцати станций, работа на южном разрезе была закончена.
После этого «Лена» направилась на выполнение разреза по параллели 78°00' с. ш., но штормовая погода вынудила перейти к третьему разрезу (на 80°00' с. ш. ). За два дня работы на этом разрезе было взято четыре станции, причем последняя производилась во льдах.
19 марта был начат последний разрез по широте 78°00'. Исследования начались со средней части разреза по направлению на восток, к Шпицбергену. Выполнив три прибрежные точки, судно пошло на запад по разрезу.
К этому периоду относится отвлечение экспедиции на постороннее задание. 20 марта на борт судна поступила радиограмма от советского консула в Баренцбурге, в которой указывалось, что губернатор Шпиц-
[125]

 ВШЭ-1958 на ЛЕНЕ - 0006.jpg
бергена просит оказать медицинскую помощь тяжело больному члену польской экспедиции, находящейся в заливе Хорнсунд (южный Шпицберген) и работающий по плану Международного геофизического года. 21 марта «Лена» пришла в Хорнсунд и, форсировав сплоченный лед, встала на рейде для приема на борт больного врача польской экспедиции С. Яворского для дальнейшей доставки его в Мурманск.
24 марта, после кратковременного перерыва, экспедиция приступила к завершению научных исследований. За два дня были выполнены оставшиеся шесть станций. Таким образом, на разрезе 78°00' с. ш. было сделано девять станций.
За период работы экспедиции с 11 по 25 марта на трех стандартные разрезах был выполнен следующий объем работ:

1) гидрологических станций........28
2) измерений температуры (глубоководных)... 435
3) проб грунта...........13
4) глубин............27
5) определение солености........430
6) » кислорода........430
7) » pH..........430
08) » щелочности........430
9) » фосфатов........376
10) » нитритов........376
11) » силикатов........376
12) сборов зоопланктона.........19
13) » фитопланктона........13
14) » бентоса..........11
15) срочных метеорологических наблюдений... 147
16) обсерваций...........43

После окончания исследований дизель-электроход «Лена» направился в Мурманск, куда прибыл 29 марта. За время работы экспедиции было пройдено 3500 миль, в том числе 560 миль во льдах.
Работа на гидрологических станциях в период экспедиции велась большей частью в тяжелых условиях сильного волнения, зыби и ветра, временами достигавшего 20 м/сек. На переходах от станции к станции под воздействием низких температур воздуха лебедки, блоки, палуба обмерзали, поэтому перед началом работы на очередной точке приходилось скалывать лед и прогревать механизмы паром.
Экспедиционные работы велись с учетом синоптических условий района плавания. При ухудшении погоды судно в соответствии с синоптическим прогнозом переходило для работы в другой район и по окончании станций возвращалось для продолжения прерванных исследований. Этим достигалось полное использование рабочего времени.
Для правильной постановки судна по отношению к ветру, волне и зыби и для обеспечения научным отрядам нормальных условий работы, даже при штормовой погоде работа на гидрологических станциях велась на ходах при постоянной подработке двигателями.
В 1958 г. экспедиция работала со значительно сокращенным составом, но с привлечением экипажа судна к экспедиционным работам. Так, вся работа по определению географических координат и прокладке курса обеспечивалась штурманским составом судна. Лишь благодаря активной помощи экипажа «Лены», возглавляемого капитаном А. И. Ветровым, тесному контакту с научным составом удалось успешно завершить экспедиционные работы, несмотря на тяжелые гидрометеорологические условия.
Экспедиция полностью выполнила плановое задание. Научными исследованиями охвачены районы распространения Шпицбергенского и от-
[126]

 ВШЭ-1958 на ЛЕНЕ - 0007.jpg
части Восточно-Гренландского течений, а также глубоководная часть Гренландского моря, причем наблюдения везде осуществлялись до дна.
Экспедиция проводилась в марте. В это время в северной части Гренландского моря широкие океанографические исследования ранее не велись. Материалы наблюдений освещают зимний гидрологический режим этого интересного и важного района, связывающего северную часть Атлантического океана и Арктический бассейн. В результате работ экспедиции получены сведения о термическом режиме водных масс различных типов, о расположении границы соприкосновения и направленности Шпицбергенского и частично Восточно-Гренландского потоков, об интенсивности зимнего конвективного перемешивания, о гидрохимических характеристиках водных масс. В ходе работ экспедиции собраны образцы донных отложений на разрезе 76°30' с. ш., где в прошлые годы подобные работы не проводились. Немало интересных и ценных материалов получено и по зимнему гидробиологическому режиму северной части Гренландского моря.

Поступила 23/VI 1958 г.
[127]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7253
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения