1956: Высокоширотная океанографическая эксп. на д/э "Обь"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1956: Высокоширотная океанографическая эксп. на д/э "Обь"

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2019 18:58

Проблемы Арктики: сборник статей. Вып. 3, Ленинград: "Морской транспорт", 1958, с. 124-127

 Л. Л. Балакшин. Высокоширотная океанографическая экспедиция - 0001.jpg
 Л. Л. Балакшин. Высокоширотная океанографическая экспедиция - 0002.jpg
 Л. Л. Балакшин. Высокоширотная океанографическая экспедиция - 0003.jpg
 Л. Л. Балакшин. Высокоширотная океанографическая экспедиция - 0004.jpg
ВЫСОКОШИРОТНАЯ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОДЕ «ОБЬ»


Проблема водообмена и теплообмена между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами до настоящего времени продолжает оставаться одной из наименее разработанных проблем полярной океанографии. Основная причина этого заключается в недостаточности материалов систематических (ежегодных и сезонных) наблюдений, необходимых для характеристики гидрологического и гидрохимического режима водных масс северной части Гренландского моря. Через этот район происходит основной приток теплых вод из Атлантического океана в Арктический бассейн и вынос из последнего холодных полярных вод и арктических льдов Восточно-Гренландским течением. Если восточные районы северной части Гренландского моря в океанографическом отношении ранее освещались, то область Восточно-Гренландского течения к северу от параллели 78° с. ш. оставалась почти совершенно неисследованной.
Для восполнения этого пробела Арктическим институтом в 1956 г. была снаряжена н направлена в северную часть Гренландского моря океанографическая экспедиция на дизель-электроходе «Обь». В экспедиции участвовало 49 научных работников (при общей численности, включая экипаж судна, 112 человек), в том числе океанографы, гидрографы, гидрохимики, гидробиологи, микробиологи, геологи, метеорологи и геофизики. Личный состав экспедиции был в основном укомплектован из числа сотрудников Арктического научно-исследовательского института. Кроме того, в ней принимали участие специалисты Гидрографического предприятия Главсевморпути, Зоологического и Микробиологического институтов Академии наук СССР, Астрономического института им. Штернберга, а также аспиранты и студенты Ленинградского университета им. Жданова, Ленинградского гидрометеорологического института и Ленинградского инженерного морского училища им. адмирала Макарова. Экспедицию возглавлял Л. Л. Балакшин, заместителем начальника был назначен доктор географических наук Я. Я. Гаккель. Гидрологическим отрядом руководил Н. И. Блинов, гидрохимическим — Е. А. Белышева, геологическим — Н. А. Белов, гидробиологическим — В. М. Ковтун, метеорологическим — А. И. Рагозин, гидрографическим — П. Д. Волков; 13 человек из личного состава экспедиции принимали участие в экспедиции на л/р «Ф. Литке» в 1955 г.
Дизель-электроход «Обь» (капитан Н. Ф. Инюшкин) 4 августа 1956 г. вышел из Ленинградского порта и 8 августа прибыл в Стокгольм, где к экспедиции присоединились два шведских и один норвежский ученый. Группа скандинавских ученых состояла из гляциолога В. Шютта (руководитель группы), химика Э. Эриксона и метеоролога Н. И. Шумахера. На обратном пути они были доставлены в Гетеборг 30 сентября.
К производству наблюдений экспедиция приступила 10 августа, а к выполнению гидрологической съемки — 16 августа. За время океанографических работ экспедиция сделала 59 глубоководных станций (рис. 1). На этих станциях брались колонки донного грунта прямоточной трубкой или пробы его при помощи дночерпателя, производилось траление дна для бентонических сборов и лов фито- и зоопланктона; на различных горизонтах измерялась температура воды и брались пробы для определения в судовых лабораториях содержания хлора, кислорода, водородных ионов, щелочности, фосфатов, нитритов и кремнекислоты. Обитание микроорганизмов изучалось и в верхнем слое колонок донного грунта, которые в судовой геологической лаборатории частично подвергались минералогическому и люминесцентному анализам.
На всем пути судна измерялись глубины, зафиксированные в виде профилей дна на ленте эхолота. Эти интересные материалы хорошо характеризуют морфологию морского дна, в частности, на непредусмотренном планом пути судна через Баренцево море от Зюйд-капа (Шпицберген) до Земли Франца-Иосифа и от последней к Скандинавии. В Гренландском море эхолотом записаны поперечные профили глубоких подводных желобов, служащих продолжением гренландских фьордов (например, Ингольфс-фьорда).
Экспедицией на «Оби» обследованы мелководные банки, причем установлено, что отмель, известная ранее под названием банки Бельжика, оказалась гораздо более обширной. Указанная банка расчленена глубокими (до 200 м) разломами, простирающимися с юго-запада на северо-восток, как и предполагалось теоретически. Это было показано на некоторых авторских геоморфологических картах, в частности, на издаваемой ныне Институтом географии Академии наук СССР геоморфологической карте СССР в масштабе 1:4 000 000, составленной при участии Арктического института. Материалы по промеру глубин и собранные экспедицией лоцийные материалы существенно пополнят морские карты и лоции Гренландского моря.
Совокупное изучение морфологии и геологии морского дна в сопоставлении с гидрологическими и гидробиологическими данными, представляет определенный интерес в геологическом и палеогеографическом отношениях.
Из предварительного просмотра материалов выявлены резко различные условия образования донных отложений в областях холодного Восточно-Гренландского и теплого Шпицбергенского течений. В северной, глубоководной части Гренландского моря среди донных отложений обнаружены глобигериновые илы, а на склоне гренландского шельфа — известковистые илы. Эти данные и распределение грубообломочного материала характеризуют различные области сноса его с суши.
В районах Восточно-Гренландского и Шпицбергенского течений ледовые, гидрологические и гидрохимические условия различны. В западной части Гренландского моря среди льда, выносимого из Арктического бассейна, уже во второй половине августа началось новое ледообразование; на востоке же спустя еще месяц продолжалось таяние.
В зоне стыка холодного и теплого течений, а также на горизонтах 400 м выявлено максимальное развитие микроорганизмов, что давно подмечено и в отношении зоопланктона. Согласно недавно опубликованным данным, собранным в 1954/1955 г. на дрейфующих станциях, такое же развитие микроорганизмов обнаружено и в слое атлантических вод в центральной части Арктического бассейна.
Еще при первичной обработке материалов установлено большое сходство бентоса абиссалей Арктического бассейна и Гренландского моря. Со дна гренландского шельфа многие животные добыты экспедицией на «Оби» впервые. Вообще в богатой бентонической коллекции, собранной на абиссали, встречено немало редких и новых видов, особенно ракообразных и червей.

Рис. 1. Схема маршрута и расположения океанографических станций экспедиции на дизель-электроходе «Обь» 1956 г.

Океанографические станции, отстоящие друг от друга примерно на 30 миль, образуют в Гренландском море несколько гидрологических разрезов, располагающихся па параллелям и меридианам (рис. 1). Благодаря такой детальной съемке, выполненной здесь впервые, можно получить схему общей циркуляции вод на различных глубинах северной части Гренландского моря и, следовательно, подойти к решению важной задачи водообмена между Арктическим бассейном и Атлантическим океаном.
С первого же дня пребывания на борту «Оби» между скандинавскими и советскими учеными установился деловой контакт. Тесному сближению ученых весьма содействовала взаимопомощь в работе и повседневное общение сотрудников экспедиции и членов экипажа судна с иностранными исследователями. По окончании работ начальник группы скандинавских ученых представил руководству экспедиции предварительный отчет о выполненных исследованиях.
Большое значение имело взаимное ознакомление с методами исследований, а также с приборами и оборудованием. Представляет интерес шведский портативный ледовый бур, который позволяет не только легко просверлить скважину, но и добыть образец льда. Из аэрологического оборудования достоин внимания специальный самописец, фиксирующий сигналы радиозонда. Заслуживает внедрения и методика аэрохимических исследований.
Наблюдения Н. И. Шумахера и Э. Эриксона в области метеорологии (аэрологии и аэрохимии) способствовали расширению программы и накоплению дополнительных, очень интересных материалов. Большой интерес представляют гляциологические работы, относящиеся к географии суши. После высадки гляциологической группы В. Шютта на Северо-Восточную Землю (Шпицберген) океанографические работы не прекращались, но получили несколько иной характер, применительно к сложившимся обстоятельствам. Так, пользуясь якорной стоянкой у Северо-Восточной Земли экспедиция сверх программы провела двухсуточные наблюдения над течениями буквопечатающей вертушкой, сопровождавшиеся ежечасными метеорологическими наблюдениями. Проведены также наблюдения над дрейфом льда, причем отмечено, что в некоторых случаях под действием течения он двигался против ветра.
Из других ледовых наблюдений, проводившихся в течение всей экспедиции, важно отметить, что в северо-западной части Гренландского моря имел место крайне ослабленный вынос льдов из Центральной Арктики, хотя в Арктическом бассейне и окраинных морях в навигацию 1956 г. наблюдалась повышенная ледовитость и плавание на некоторых участках Северного морского пути проходило в тяжелых ледовых условиях. Наоборот, плавание «Оби» в северо-западной части Гренландского моря и к северу от него, за весьма редкими исключениями, совершалось при работе двух (из четырех) дизелей. «Обь» проникла к северу от Гренландского моря в Арктический бассейн до широты 82°56', причем ледовые условия допускали попытки идти и далее к северу, однако это не входило в планы экспедиции.
Основной массив льдов сплоченностью до 9—10 баллов спускался в Гренландское море в виде языка с осью, расположенной по нулевому меридиану. У берегов Гренландии во второй половине августа сохранялся довольно широкий припай, причем у северо-восточной оконечности Гренландии он был многолетним.

Поступила 4/XII 1956 г.
Л. Л. Балакшин


Смежные темы Форума:
"Обь", дизель-электроход
Н-53 (Ми-4)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения