1936:"Снежный поход"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 21:56

НА ТРАКТОРАХ К УСТЬЮ ЛЕНЫ//ВСП 1936 № 017 (21 января)

 ВСП 1936 № 017 . На тракторах к устью Лены.jpg

МОСКВА, 20 (ТАСС). В конце ноября прошлого года, — сообщил тов. Гуральников — начальник тракторной колонны, выходящей на днях в экспедицию к устью Лены, — стало известно, что караван грузов, проследовав свыше 10 тысяч километров по трассе Северного морского пути, был застигнут ледоставом в устье Лены. Два парохода "Партизан Щетинкин" и "Пятилетка" с 8 баржами грузов закованы льдом. Для доставки грузов в Якутск было решено, как уже сообщалось, снарядить экспедицию на тракторах. Сейчас подготовка к выходу экспедиции заканчивается. 20 января мы отправляемся в трудный путь.
Кpoмe меня и политрука т. Абрамовича, колонну будут обслуживать инженер Челябинского тракторного завода комсомолец т. Козлов, старший механик т. Родионов, механики тт. Складчиков, Дудко и Паричин, слесарь т. Агеев и трактористы тт. Алексеев, Голубев. Дюханов, Черных, Титов, Колосов, Гаврилов, Потапов, Бондарь, Рубинин, Семаненко, Минченко, Прудиков и Бамухтин. Со станции Большой Невер мы возьмем с собой хорошего кузнеца.
В составе экспедиции два члена партии, три комсомольца. Многие из нас неоднократно бывали в экспедициях.
Мы берем с собой запасы горючего, брезенты, дорожный кузнечный горн и др. Запасаемся оружием. С нами едет отепленный дорожный вагончик — наше общежитие.
Экспедиция непосредственной связи с замерзшим караваном не имеет. Мы связываемся с ним через радиостанцию Якутска.
Заверяем общественность нашей родины, — сказал в заключение тов. Гуральников, — что в самый кратчайший срок доставим груз с замерзшего каравана трудящимся Якутии.


OCR
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 21:58

Макаров Н.Снежный поход//Смена № 13 ( 723), июль 1957

Свыше трех тысяч юношей и девушек добровольно по путевкам комсомола приехали в Якутию. Одни из них попали в край золота - на Алдан, другие - на разработку алмазных россыпей Вилюя, третьи - на заготовку леса, добычу угля и слюды, на строительство домов в Оймяконе, в Усть - Неру.
Но прежде чем выехать на постоянное место работы, многие комсомольцы посетили Якутский краеведческий музей, где перед ними открылась история этого сурового, но сказочно богатого края.
Триста с лишним лет назад русские землепроходцы, преодолевая неимоверные трудности, прошли огромное пространство от Урала до берегов Тихого океана. Они изучили и освоили за очень короткий срок огромную территорию Сибири и азиатского Севера. Русские люди, писал Герцен, «перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана».
Рассматривая рисунки и пожелтевшие от времени документы краеведческого музея, экскурсанты невольно обратили внимание на фотографии трех юношей, помещенные на самом видном месте. «Кто это?» - спросили новоселы экскурсовода.
... Осенью 1935 года директор Челябинского тракторного завода получил правительственную телеграмму, в которой говорилось:
«Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь очень тяжелых условиях - 2 000 километров. Молнируйте решение».
Свыше двухсот человек пожелали участвовать в экспедиции! Но выбор пал на комсомольцев инженера Василия Сергеевича Козлова, механика Ивана Ипатьевича Складчикова и Ивана Григорьевича Дудко.
29 декабря 1935 года газета «Правда» сообщала:
«Решено забрать грузы с судов на тракторы. Сейчас закончилась подготовка к грандиозному переходу гусеничных тракторов Челябинского завода к месту нахождения каравана - от станции Большой Невер Уссурийской железной дороги до низовьев реки Лены. К месту старта из Иркутска отправлены специально сделанные сани для горючего.
Водители машин выехали на станцию Большой Невер. Дирекция Челябинского тракторного завода посылает механиков для участия в переходе и снабжает тракторы необходимыми запасными частями».

Дальневосточным экспрессом комсомольцы добрались до станции Большой Невер, откуда должны были продолжать свой путь уже как механики экспедиции. Чтобы не гнать тракторы порожняком, они решили захватить оборудование для приисков Алдана. Но нашлись скептики, уверявшие, что экспедиция невозможна, сорвется.
- Тракторы нe потянут по 20 тонн при скоростном походе, - говорили они. - Мы больше 8 тонн по этой трудной дороге не возим. Вы еще не знаете наших морозов, от которых вмиг глохнут моторы.
Комсомольцы учли предупреждение бывалых людей, но не пали духом. На тракторный прицеп они погрузили по 18 - 20 тонн, а чтобы не замерзли радиаторы, залили их... керосином и 4 февраля отправились в путь.
Тяжело груженные машины едва продвигались. Напрасно ревели моторы: гусеницы буксовали. Водители прилагали все усилия, все умение, но с большим трудом за сутки прошли лишь 16 километров. По предложению инженера Козлова на гусеницы надели железные шпоры, и на следующие сутки было сделано уже 96 километров, включая труднейший подъем Путан.
Миновав заснеженные перевалы Амуро - Алданской автомагистрали, экспедиция на шесть суток раньше срока прибыла в золотой Алдан, доставив туда трансформаторы весом по 9,5 тонны и другое оборудование.
От Алдана пошла глухая, угрюмая тайга. Ночью над головой блистал Сириус, семизвездьем горела Большая Медведица. Ртутный столбик термометра держался на делении «минус 45».
Неожиданно налетела пурга. Злобно выл ветер, обрушивая на экспедицию тучи снега, наметая непроходимые сугробы. Сухой, колючий снег жег лицо, слепил глаза. Казалось, что полузамерзшие, потерявшие счет времени люди не выдержат трудного испытания, собьются с пути. Но на помощь им подоспел молодой якут. И хотя он не знал русского языка, а они - якутского, люди отлично понимали друг друга. Якут пошел впереди колонны, указывая колею.
На реке Лене экспедицию подстерегала новая опасность. Под тракторами то и дело слышался угрожающий треск льда. Но находчивость, дружеская спайка людей спасали экспедицию от аварии.
В Якутске отважным комсомольцам устроили восторженную встречу. Жители города наперебой приглашали участников похода к себе в гости.
16 марта беспримерный «снежный переход» челябинских тракторов по Якутии был закончен. За 16 ходовых суток они прошли 1 700 километров!
Через несколько дней экипаж экспедиции начал вывозку грузов с судов.

... Многих замечательных русских людей видели на своем веку якуты. Они хранят память о декабристах Бестужеве - Марлинском, Муравьеве - Апостоле, Чижове, о великом революционере - демократе Н. Чернышевском, писателе В. Короленко, о ссыльных большевиках С. Орджоникидзе, Е. Ярославском, Г. Петровском. Якутский народ сознает, что всеми своими победами он обязан нерушимой дружбе с великим русским народом, с которым он идет рука об руку вот уже 325 лет.

- А где сейчас те отважные комсомольцы, что участвовали в «снежном походе»? - спросили экскурсанты.
- Иван Дудко, как и прежде, работает на родном заводе. Василий Козлов стал крупным специалистом - тракторостроителем. За свой труд он награжден орденами «Красная Звезда» и «Знак Почета». По - иному сложилась судьба Ивана Складчикова. В конце марта 1945 года советские войска, освобождавшие Венгрию, вели ожесточенные бои за город Вар - палота. В одном из сражений фашисты подожгли головной танк старшего сержанта Ивана Складчикова. Герой - танкист повел горящую машину на врага. Воодушевленные подвигом своего товарища, советские воины выбили фашистов с занятого ими рубежа и овладели городом. Сам танкист погиб, спасая город друзей от врагов.
«Друга любить - себя не щадить», - часто повторял Иван Складчиков. Глубокая правда заключена в этой короткой, но выразительной пословице, которой он был верен всю свою жизнь.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:03

Гайнуллин М.Время легенд. Ровно 80 лет назад машины с маркой «ЧТЗ» отправились в «Снежный поход»

19 февраля 1938 года за 70‑й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии ледокольные пароходы Таймыр» и «Мурман» сняли четверку отважных зимовщиков с первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс‑1».
Но если та история с папанинцами «мощным ледоколом» вошла в анналы мировой истории, то события, произошедшие ровно за два года до этого, увы, остались незаслуженно забытыми. Точнее, полузабытыми. Между тем 4 февраля 1936 года для машин Челябинского тракторного завода начался труднейший экзамен.


Караван во льдах
Итак, в этот день, ровно 80 лет назад, машины с маркой «ЧТЗ» приняли участие в грандиозной экспедиции «Снежный поход» по суровым просторам февральской Якутии. Наши трактора при температуре 50 градусов холода прошли две тысячи (!) километров. Кстати, в том же году началось еще одно испытание для нашей техники — Памирский переход на высоте 4 тысяч километров в Туркестанском военном округе.

Но вернемся к Якутии и объясним причины, побудившие к совершению экспедиции. Несколькими месяцами ранее караван судов двигался по Северному морскому пути с жизненно важным грузом для таежного региона. Однако погода подготовила неприятный сюрприз: реку Лену сковал коварный лед, и караван оказался заперт во льдах. Множество поселков могли остаться без хлеба, муки, консервов и сахара. Необходимо было спасти ценнейший груз. Но как до него добраться? Дорог нет, мороз трескучий, столбик термометра в тех краях опускался до -50 градусов.

Помощь пришла с далекого Челябинского тракторного завода, куда пришла телеграмма: «Сверхсрочно. Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2 000 километров. Молнируйте решение».

200 добровольцев
Челябинцы живо откликнулись на призыв товарищей. Около двухсот человек сразу же вызвались спасти замерзший караван. Однако выбрали лишь троих смельчаков: молодого инженера Василия Козлова и двух механизаторов — Ивана Дудко и Ивана Складчикова. Вскоре они уже мчались дальневосточным экспрессом в Большой Невер.
 Руководители похода.jpeg
 Участники похода.jpg

Тем временем была организована расширенная эвакуационная группа из рабочих и комсомольцев. Всем вместе предстояло пройти несколько тысяч километров на тракторах, развитие которых немногим позже сделало «Сталинец» лучшей машиной этого класса. Сам же «Снежный поход» со своими запредельными нагрузками как раз помог выявить некоторые недостатки, что позволило уже через год наладить выпуск лучшего трактора мира — «Сталинца‑65». Первенство техники ЧТЗ признают на Парижской выставке 1937 года.
Забегая вперед, скажем, что после «Снежного похода» Василий Козлов и Иван Дудко трудились на ЧТЗ, а вот Иван Складчиков погиб в конце марта 1945 года, вместе с частями Красной армии освобождая Венгрию от фашистов.

За бортом — минус 60
Но это все будет потом, а пока заводчане спасали жителей Якутии.
В музее ЧТЗ сохранились уникальные материалы, красноречиво свидетельствующие о тех героических днях.
В начале февраля 1936 года начальник экспедиции И. Абрамович телеграфировал в Челябинск:
«Стартовали 4 февраля в 11 часов. Первый день в горах тракторы без шпор прошли 16 километров, надели шпоры — прошли 50. На каждом тракторе от 19 до 22 тонн груза. Хорошо взяли один из труднейших перевалов «Путак», где «сталинец» никогда не брал больше 9 тонн. Моторы в отличном состоянии. Товарищи Складчиков, Дудко и Козлов работают не покладая рук…12 февраля двигались при буране. Дороги не видно. По пути оказываем помощь, вытаскиваем застрявшие машины. Идем днем и ночью… Встречаем на пути замороженные грузовые машины… Наши тракторы не боятся 50-60 градусов холода».
Один из участников экспедиции потом вспоминал, что они, шутя, но не без гордости сравнивали себя в те дни с отважными героями Джека Лондона.
3 марта 1936 года экспедиция финишировала в Якутске. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней. Все тракторы были в исправности, грузы в целости, а люди здоровы.

Экзамен сдан
Сами участники экспедиции рассказывали о том, что по всей дороге через Якутию их тепло встречало местное население — якуты, которые тракторы видели впервые в жизни. На финише колонна тракторов вышла на Турий Взвоз, к каравану замерзших судов, откуда и доставила в Якутск 115 тонн груза (муку, сахар, промтовары, горючее, локомобиль и оборудование для электростанции). Сами тракторы передали Севморпути. В акте значилось, что тракторы, пройдя в общей сложности две тысячи километров, находятся в хорошем состоянии, годны к дальнейшей работе без ремонта.
Так завершился беспрецедентный «снежный поход», убедительно продемонстрировавший, что тракторы с маркой «ЧТЗ» могут работать в самых трудных и суровых условиях. А сам завод после этого стал все больше получать заказов на тракторы для самых дальних уголков страны.

Стали героями книги
По мотивам этой удивительной истории в 1951 году челябинский инженер и литератор Ной Заржевский написал повесть «Снежный поход». Но в самом 1936 году будущий автор еще не знал о героях своей будущей книги, поскольку тогда он еще работал на Харьковском электроремонтном заводе. А в последние годы перед войной был начальником секции технической калькуляции Харьковского моторного завода № 75 — того самого, что вскоре вольется в Танкоград. В годы войны Заржевский работал на Челябинском Кировском заводе, в последующем участвовал в создании образцов новой техники: танков, тракторов, двигателей. Параллельно занимался литературной работой, в течение 40 лет был рабкором газеты «За трудовую доблесть», членом литобъединения ЧТЗ. Писал рассказы, репортажи, очерки, посвященные людям, оставившим заметный след в истории завода, в том числе о легендарном Макагоне. Первым рассказал о новом дизель-электрическом тракторе ДЭТ 250, созданном в СКБ 2. Стал один из трех авторов первого тома «Летописи Челябинского тракторного», вышедшего в 1972 году. Однако в историю вошел как автор повести «Снежный поход» — произведения столь же замечательного, сколько и сама реальная история, положенная в ее основу.

3 Февраля 2016 https://up74.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2019 22:07

Было 5 лет назад: viewtopic.php?f=25&t=920&start=30#p51456
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:08

 Заржевский Н.И.Снежный поход.jpeg
Заржевский Н.И.Снежный поход Челябинск: Челябинское областное государственное издательство, 1951. — 224 с.
snezhnyy-pohod.rar [383.93 КБ Скачиваний: 269]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:10

Музейный вестник / ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»; сост. Н. В. Овчинникова. – Челябинск: ЧГИК, 2016 –Вып. 22


О. А. Котова СНЕЖНЫЙ ПОХОД В ЯКУТИИ

В феврале 2016 г. мы отметили 80-летие начала Снежного похода
челябинских тракторов в Якутию. Под таким названием вошел в историю
беспримерный поход, предпринятый в феврале 1936 г. с целью доставки
жизненно-важных грузов с кораблей, замерзших во льдах р. Лены, в город
Якутск. Семь тракторов марки «С-60» производства ЧТЗ, доставленные на
станцию Большой Невер Уссурийской железной дороги, отправились в ни-
зовья реки. За 16 ходовых дней было пройдено около 2 тыс. км.
Гусеничный трактор «С-60» выпускали на Челябинском тракторном
заводе с 1 июня 1933 г. «Сталинцы» мощностью 60 л. с. использовались по
всей стране как пахотные тракторы и тягачи, бульдозеры и трубоукладчи-
ки. Но события, произошедшие в 1936 г., заставили говорить о «Сталин-
цах» весь мир.
29 декабря 1935 г. «Правда» сообщила, что во льдах реки Лены за-
мерз караван судов, прошедший по Северному морскому пути 10 тыс. км.
Пароходы «Пятилетка», «Партизан», «Чилинки» вели за собой восемь
барж с грузом для трудящихся далёкой Якутии. Но у устья р. Лены, в рай-
оне местечка Тури, караван заковало льдом. Спасти груз «Севморпуть»
решил с помощью гусеничных тракторов производства ЧТЗ.
В первых числах января на завод пришла телеграмма: «Сверхсрочно.
Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во
льдах реки Лены замёрз караван судов с жизненным грузом Якутии. Сев-
морпуть организует экспедицию спасения и вывоза грузов тракторами
“Сталинец”. Нуждаемся в технической помощи завода. Путь в очень тяже-
лых условиях. 2000 км. Молнируйте решение».
Задача действительно предстояла сложная. Впервые прокладывался
тракторный путь в Якутии. Экспедиция должна была стартовать от стан-
ции Большой Невер Уссурийской железной дороги и оттуда, с юга, пойти
на север, по горам, через становой хребет, к реке Лене. За становым хреб-
том Алданское плоскогорье. По пути необходимо было доставить на золо-
тые прииски Алдана обсадные трубы, слитки легированного металла и два
трансформатора весом по 11 т каждый. Необходимо было также взять ме-
талл для ремонта судов, которые нужно было отремонтировать до начала
навигации.
От прииска «Незаметного» начинался самый трудный участок пути:
на протяжении 600 км, по нехоженой тайге, где обитали только дикие зве-
ри. И всё это в страшные 50° морозы. Поистине это было серьёзным испы-
танием и для людей, и для машин.
Когда на заводе стало известно, что набирают добровольцев для похо-
да в Якутию, в партком поступило более 200 заявлений. Отобрали молодых,
сильных, здоровых ребят, двух лучших механиков – Ивана Складчикова и
Ивана Дудко. Третьим стал инженер, начальник группы качества тракторов
Василий Козлов. Несмотря на возраст (23, 25 лет) это были компетентные
специалисты. На них лежала большая ответственность: необходимо было не
только помочь перебросить грузы в Якутию, но также проверить качество
«Сталинцев» и их «поведение» в условиях Крайнего Севера.
Участникам экспедиции предстояло преодолеть длительный переход
в условиях суровой зимы. Снаряжали их в путь основательно. Чего стоила
хотя бы «полярная спецодежда»: поверх шелкового белья надевалось шер-
стяное, затем – стёганые ватные брюки и куртки. Поверх этого – оленья
доха, подбитая внизу стриженым барашком. В этой дохе можно было спать
на снегу – такая она была тёплая. На ноги надевали сначала обычные, по-
том шерстяные носки, сверх этого натягивали меховые чулки ворсом
внутрь и, наконец, валенки. На руки – шерстяные перчатки и меховые ру-
кавицы. Всё это обмундирование у наших уральцев не вызывало удивле-
ния, ведь они знали, что средняя температура января в Верхоянске минус
50°, а бывает и минус 70°.
Другое дело – тракторы. Создалось много технических трудностей:
что делать в такие морозы с радиаторами? Со смазкой для машин? Как
преодолеть с тяжелым грузом (от 19 до 22т) горные перевалы и гололёд?
Но инженер Василий Козлов решил эти проблемы. Для «Сталинцев» была
подобрана смазка, которая не замерзала при 50–60° холода. В радиаторы
было решено залить керосин вместо воды, что предотвратило бы их размо-
раживание. При соблюдении техники безопасности это была единственная
возможность осуществить переход. А от гололёда – для лучшего сцепле-
ния с почвой – на гусеницы были надеты специальные шипы.
Подготовка к походу заняла месяц, и, наконец, 4 февраля экспедиция
двинулась в путь. Невероятно трудной была дорога. «12 февраля 1936 г., –
писал, например, начальник экспедиции Е. И. Абрамов в телеграмме заво-
ду, – двигались при буране. Дороги не видно. Впереди идут разведчики и
указывают колею. Слой выпавшего снега пока 15 см. По дороге подбираем
и буксируем машины с размороженными радиаторами. Наши трактора, за-
правленные керосином, не боятся никакого холода. В ближайшем поселке
остановимся на сутки, дадим отдых людям и осмотрим, отремонтируем
машины. Некоторые трактористы и механики не хотят уходить с тракто-
ров. Самарина, Вобликова, Дудко, Складчикова насильно укладывают
спать. Складчиков и Дудко без напряжения проводят трактор на третьей
скорости там, где другие с трудом идут на второй. Быстро исправляет де-
фекты В. С. Козлов. Чуть остановка – он уже у трактора. Помощь завода
невозможно оценить. Завод и рабочий коллектив могут гордиться товари-
щами Дудко, Складчиковым и Козловым. Это настоящие беспартийные
большевики».
3 марта вошли в Якутск. Путь в 1700 км прошли за 16 ходовых дней.
Все тракторы в исправности, люди здоровы, грузы в целости. Тракторы в
Якутии появились впервые, длинными вереницами за тракторами шли и
ехали на оленях якуты. После короткого отдыха в Якутске колонна тракто-
ров вышла на Турий Взвоз к каравану замёрзших судов.
16 марта 1936 г., в 12 часов ночи колонна тракторов вернулась в
Якутск, имея на буксире 116 т драгоценного груза (мука, сахар, промтова-
ры, горючее, оборудование для электростанции). На этом закончилась ра-
бота экспедиции. Тракторы «С-60» были переданы Севморпути. В акте
значилось, что тракторы, пройдя 2 тыс. км, в хорошем состоянии, годны к
дальнейшей работе без ремонта. Этот акт утверждал высокое качество ма-
шин ЧТЗ и замечательный успех экспедиции.
Так завершился беспримерный «Снежный поход», показавший, что
тракторы с маркой «ЧТЗ» могут работать в самых трудных и суровых ус-
ловиях.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:13

В Якутске появился памятник… трактору

ИА SakhaNews. Коммунальщики Якутска установили трактор, изготовленный в начале XX века на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ, входит в "НПК "Уралвагонзавод") в качестве памятника событиям 1936 года, когда колонна таких же машин доставила жизненно необходимые грузы в Якутск и спасла от голода и холода сотни людей. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе предприятия.
 Памятник трактору.jpg

"Коммунальщики Якутска поставили памятник трактору С-60 "Сталинец", первенцу предприятия. В качестве монумента установлен сам трактор в память о "Снежном походе" 1936 года, когда благодаря технике ЧТЗ в Якутск с замерзшего во льдах каравана судов доставили 115 тонн груза: продуктов, горючего, оборудования. Тем самым сотни людей были спасены от голода и холода", - сказала собеседница агентства.
По ее словам, во время "Снежного похода" колонна тракторов с грузом прошла 1,7 тысячи км при температуре воздуха до минус 50 градусов. В радиаторы двигателей, чтобы сохранить работоспособность техники в экстремальных условиях, в качестве охлаждающей жидкости залили керосин, а на гусеницы прикрепили срочно изготовленные в Челябинске специальные шпоры, чтобы техника не скользила на подъемах. Каждый трактор буксировал от 19 до 22 тонн груза.
Челябинский тракторный завод работает с 1933 года, выпускает тракторы, бульдозеры, трубоукладчики, дизельные двигатели и запчасти к ним.

http://www.1sn.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:15

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1936:"Снежный поход"

Сообщение fisch1 » 22 Май 2019 22:17

 Значек.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: AhrefsBot и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения