Экспедиции СНПЭ — ИИС — ВАИ в период 1920 — 1935 гг.
Поисково-геологические работы на мысе Желания Новой Земли (Г. В. Горбацкий)
Топографический отряд при Северной Новоземельской экспедиции
Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 335-337
РАБОТЫ СЕВЕРНОЙ НОВОЗЕМЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1933 ГОДА
В середине июня 1933 г. Северная Новоземельская экспедиция отправилась из Ленинграда в Архангельск по Балтийско-Беломорскому водному пути на экспедиционном боте „Айсберг". Задержавшись в пути из-за позднего открытия судоходства по Беломорскому каналу, в то время еще заканчивавшемуся, а также вследствие порчи мотора, экспедиция 9 июля прибыла в Архангельск, откуда 15 июля отправилась на пароходе „Аркос" на Новую Землю. Здесь, в Русской Гавани, мотор бота окончательно вышел из строя, и бот пришлось оставить в консервации на месте.
Экспедиция, высаженная пароходом „Аркос" на мыс Желания (где намечена была основная база), пользовалась имевшейся там шлюпкой-четверкой, при помощи которой в дальнейшем производились соответствующие работы.
Кратковременный период полевых работ экспедиции (несколько более месяца) был посвящен, главным образом, геологической съемке и поискам полезных ископаемых на участке мыс Желания — залив Красивый и инструментальной топографической съемке береговой полосы, шириной в 5—6 км, того же участка. Затруднения со средствами передвижения в значительной степени были компенсированы прекрасной погодой во второй половине августа, позволявшей производить пешие экскурсии вглубь острова.
— 336 —
В результате работ геологической съемкой и поисками полезных ископаемых охвачена площадь в 400 км², а мензульной съемкой — в 250 км². Обследовано более 150 геологических обнажений, собрано более 200 образцов горных пород, минералов и ископаемой фауны; барометрическим нивелированием определены высоты около 150 точек. Кроме того, экспедиция производила постоянные геоморфологические, почвенно-ботанические и регулярные метеорологические наблюдения, а также фотографирование соответствующих объектов. К сожалению, авария вельбота при погрузке на ледокол „Красин", снимавший экспедицию с мыса Желания, была причиной потери почти всех фотоснимков.
В геологическом отношении обследованный район представляет довольно однообразную свиту кварцито-песчаников, песчанистых (по преимуществу) сланцев и конгломератов, включающую отдельные линзы известняков. Вся свита, названная нами оранской, относится, судя по соответствующей фауне, к силуру (повидимому, верхнему). Она смята в более или менее пологие равномерные складки, с простиранием NE 70—90°, и отличается сильной микроскладчатостью. Все породы оранской свиты обильно пронизаны кварцевыми и кальцитовыми жилами, обычно небольшой мощности, и разбиты трещинами, из которых особенно выдержанными являются имеющие простирание NW 320—330°, падение SW 230 — 240°, < 50—55°.
Из изверженных пород следует отметить диабаз, особенно хорошо обнаруживающийся на участке против Малых Оранских о-вов в виде протягивающегося на расстоянии до 10 км пласта, залегающего между песчаниками и песчанистыми сланцами. В диабаз равномерно вкраплен пирротин, а в зонах контакта диабаза со смежными породами наблюдается пирит, имеющий, впрочем, только теоретический интерес. В обследованном районе, в особенности по сравнению с более южными участками Новой Земли, пиритизация вообще незначительна.
Из геоморфологических объектов в нашем районе обращают на себя главное внимание (в особенности на северном участке) морские террасы, из которых несомненными и наиболее хорошо выраженными являются восемь террас. Высоты их в грубом приближении (данные барометрического нивелирования еще не обработаны) таковы (в метрах): 2, 18, 45, 73, 96, 128, 155, 285. Имеются и другие — промежуточные — террасы, менее типичные, данные для которых еще не уточнены.
Террасово-уступовый характер участка от мыса Желания до Больших Оранских о-вов разнообразится размытыми и сильно денудированными, но еще заметно выступающими грядами, которые образованы породами оранской свиты. Эти гряды в значительной степени отвечают cкладкам, в которые собрана вся свита, и имеют общее с ней простирание.
— 337 —
Необходимо указать на значительную изрезанность морских берегов, в особенности на северном участке. Здесь встречается чрезвычайно большое количество коротких долин, часто сплошь забитых снегом, питающих ручьи, бегущие по дну такого разлога. Любопытно, что накопление из года в год в этих разлогах твердых атмосферных осадков, с одной стороны, и слабое таяние этих осадков летом, в особенности в условиях затенения, с другой стороны, создали в настоящее время в описываемом районе своеобразную нижнюю — прибрежную — зону распространения фирновых долинных ледничков, связанных между собою устьями благодаря снегу, заполняющему берег сплошной полосой, обрывающейся непосредственно в море и делающей берег трудно доступным.
Микроформы рельефа (каменные многоугольники, элювиальные образования и т. п.), свойственные высоким широтам, встречаются в типичном виде и здесь.
Инструментальная топографическая съемка внесла большие изменения в имевшееся до сих пор представление о береговой черте северного участка Новой Земли, как в деталях, так и в отношении крупных объектов. Например, залив Красивый в действительности представляет ряд небольших заливов и бухт, а мыс Большой Ледяной, как ледяной и далеко выступающий в море, не существует.
В заключение своих работ экспедиция произвела провешение линии на первом от мыса Желания к югу леднике (ледник Петерсена). От третьего (считая от моря) гурия, поставленного на моренной гряде правого берега этого ледника, взято направление SW 230° ист. (по горн. компасу SW 200°), по которому через весь ледник, имеющий ширину 2 км, провешена линия, обозначенная девятью металлическими прутьями, вбитыми в лед на расстоянии 200 м (приблизительно) один от другого. Эти прутья выступают над поверхностью ледника (в день установки) на 1. 1—1. 2 м в среднем. На краях ледника, по концам линии, поставлено по одному гурию, и в каждый из них вложена записка с указанием экспедиции, даты и соответствующего азимута.
После завершения работ экспедиция была принята 4 октября на борт ледокола „Красин", на котором и возвратилась в Мурманск.
В экспедиции принимали участие: геолог Г. В. Горбацкий (начальник экспедиции), геолог-поисковик Е. В. Трепетцов, топограф В. П. Шуткевич, старший коллектор М. Т. Кирюшина, коллектор Е. В. Чернухина, старший рабочий (боцман) Н. Ф. Петровский и трое рабочих.
Г. В. ГОРБАЦКИЙ