1932: Хатангская экспедиция АН СССР.

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1932: Хатангская экспедиция АН СССР.

Сообщение ББК-10 » 15 Январь 2017 13:40

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1933, с. 91.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1933, с. 91 Хатангская эксп.jpg
ХАТАНГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ АКАДЕМИИ НАУК. На днях закончила работу Хатангская экспедиция, выехавшая из Ленинграда в мае 1932 г. и организованная Полярной комиссией Академии наук по поручению Гидрометеорологического комитета СССР.
Экспедицией устроены две станции сети Второго Международного полярного года: 1) Волочанка — на водоразделе рек Авам-хета и 2) Хатанга — при фактории Хатангской. На каждой из этих станций оставлено по два специалиста-наблюдателя.
Кроме того, подготовлена к открытию метеорологическая станция на Норильском руднике (начнет работать с весны 1933 г.) и возобновлена вновь много лет бездействовавшая станция Дудинка, переданная в ведение Убеко-Сибири.
Наконец, экспедицией организована еще метеорологическая станция Второго Международного полярного года на Ногинском графитном руднике, на р. Нижней Тунгуске. Непосредственное устройство этой станции было поручено Нижнетунгусскому отряду Туруханской экспедиции Академии наук.
Хатангская экспедиция работала под руководством А. И. Толмачева.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Хатангская экспедиция АН СССР.

Сообщение fisch1 » 13 Декабрь 2020 17:23

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1933, № 5

ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК
Метеорологические станции сети 2-го Международного полярного года
(Хатангская экспедиция)
Экспедиция была организована Полярной комиссией Академии Наук по поручению Гидро­метеорологического комитета СССР — Комитета по проведению 2-го Международного полярного года.1) Целью экспедиции являлась организация трех метеорологических станций сети 2-го Между­народного полярного года, а именно: на р. Ниж­ней Тунгуске вместо по выбору руководства экспедицией); на полуострове Таймыре — водораздел между pp. Авамом и Хетой, при фактории Волочанка; при фактории Хатангской на р. Ха­танге.
17 июня сели на первый пароход в Кра­сноярске и 28 июня были в Дудинке в низовьях р. Енисэя. По пути в Туруханске высадили Нижнетунгусскую группу наблюдателей, поручив устройство станции на р. Н. Тунгуске начальнику Нижнетунгусского отряда А. М. Рубину.
План переброски личного состава и снаряже­ния был таков: из с. Дудинки р. Дудинкой и при­током Дудинки р. Боганидкой — на оз. Боганидское. Оттуда на лошадях через тундру на Норильский интеграл на р. Норильке. Затем на лодках Пясинским озером, р. Дудыптой, р. Авамом и системой мелких озер на волок. За волоком р. Таганар на р. Волочанку, где ставится одна станция, и отсюда возвращается Волочанский отряд; Хатангский же отряд, следуя вниз по
р. Хете, выплывает на р. Хатангу, где на факто­рии Хатангской и ставит вторую станцию.
В Дудинке, где было доложено в Окрисполкоме о задачах экспедиции, выяснилось, что лошадей для переброски отряда и снаряжения до Норильского интеграла нет. Предложили нам подождать самолета, который должен был вернуться из тундры, но неисправность моторов вернувшегося самолета заставила его срочно направиться в Красноярск.
Чтобы использовать время вынужденного ожидания транспорта, мы всем составом, вместе со снаряжением, перебрались на оз. Боганидское, где и разбили свой лагерь; все научные работ­ники экспедиции занялись работами в окрестно­стях озера. А. И. Толмачев продолжал здесь свои работы по флоре Таймыра, собирая кол­лекционный материал; С. П. Суслов работал по геоморфологии озера и прилегающей к нему тундре; А. Н. Смесов собрал коллекцию птиц и совместно с С. П. Сусловым произвел съемку озера. На озере и по тундровым речкам по северным склонам берега и в глубоких оврагах: снег лежал до конца августа. В конце июля руководитель экспедиции для выяснения транспортного вопроса вышел пешком в Норильск, по и на этот раз безрезультатно. Местная организация — Союззолото, имеющая лошадей, отказала нам с очевидностью выяснилось, что станции на полуострове Таймыр к моменту начала Международного полярного года, т. е. к 1 августа, от­крыты не будут.
Для снабжения экспедиции основными продуктами питания широко использовали местные естественные ресурсы — водоплавающую дичь, рыбу, грибы и ягоды. Все это в достаточном количестве имеется здесь на месте. Август и сентябрь месяцы геоморфолог С. П. Суслов работал на оз. Лама за Норильском.
5 сентября на озеро, против лагеря, спустился долгожданный самолет Комсеверопути № 4 (трехмоторный Юнкере, тип ЮГ-1), причем первым рейсом пошел на нем руководитель экспедиции и половина нашего снаряжения. Над р. Рыбною случилась поломка коленчатого вала одного мотора. Благополучно снизились на реку и дошли с помощью бичевы до Интеграла на р. Норильке и только 13 сентября экипаж само­лета возвратился к нам в лагерь на оз. Боганидском. Теперь с аварией самолета исчерпаны были все возможности попасть на места устройства станций до зимы. Остался только зимний путь на оленях. Ввиду окончания срока командировки выехали в Ленинград А. И. Толмачев и С. П. Су­слов. Я же с остальным персоналом перебрался в Дудинку, где и занялись подготовкой к тяжелому зимнему пути, т. е. устроили нартяной чум, закупили зимнюю одежду и пр.
В Дудинке нами была вновь возобновлена бездействовавшая много лет метеорологическая станция. Она имеет большое значение для Кар­ской экспедиции.
23 ноября выступили из Дудинки с аргишем Таймырсоюза в тундру. Грузовой аргиш движется очень медленно, а потому я с одним из сотрудни­ков выехал на Хатангу по станкам, двигаясь от чума к чуму. 5 января мы были на Хатанге, где в это время стояла очень холодная погода, с температурами ниже 60°, при полном безветрии. Закончив организацию станции, я выехал обратно в Авамскую тундру, где в Волочанке и была организована вторая станция. По пути в Дудинку заехал в Норильск; метинструменты для Норильска были уже на месте. Выбрали площадку для станции и заключили с дирекцией Норильстроя договор об организаций станции.
На каждой из станций Международного полярного года оставлены по 2 квалифицированных наблюдателя (студенты Гидромет. вуза) до конца 2 МПГ, т. е. до 1 сентября, когда их сменят другие лица, так как станции эти превра­щены в постоянные.
Местность, по которой мы поехали, представляет собою холмистую тундру, с редкой растительностью, состоящей, главным образом, из лиственницы, приуроченной к долинам речек.
Начиная с водораздела Авам-Хета, граница леса отодвигается к северу и дорога идет по облесен­ным местам. Лес, по р. Хатанге спускается даже ниже с. Хатангского, расположенного на 72° с. ш.
Население посещенных нами мест состоит из самоедов, долган, тунгусов, затундренских крестьян (русских) и в небольшом числе якутов, причем территориально оно расположено так: в районе Пясинского озера — тунгусы и крестьяне, далее к востоку — долганы и около Ха­танги — изредка встречаются якуты; наконец, к северу от линии — устье р. Дудыпты — Хатангская губа — тундру занимают самоеды. Пере­численное население исключительно кочевое. Главное занятие оленеводство, а также промыслы: пушной — для сдачи госорганизациям и получения в обмен продуктов, мануфактуры, оружия и припасов, и рыбный — почти исключительно для собственного употребления; только юраки, живущие в низовьях Енисея, занимаются ловлей рыбы для сдачи госорганизациям.
Жилищем самоедам служат шестовые, а долганам нартенные чумы. Нартеный чум представляет собою нечто вроде клетки, сделанной из тонких деревянных реек, поставленной на широкие нарты. Сверху эта клетка обтягивается сна­чала каким-либо цветным ситцем, играющим роль обоев, затем идет нюк из оленьих постелей и сверху парусиновый чехол для предохранения от сырости. В боковых стенках имеются 2—3 окна и дверь. В середине железная печь, один или два стола и пр. Такой чум передвигается с места на место при помощи 4—8 оленей, в зависимости от величины его. Нартяный чум, давая его обитателям бытовые удобства, является большим культурным приобретением тундры. Теперь на Таймыре ведется кампания за переход туземца от шестового чума к нартеному. В таких же красных нартяных чумах ведется сейчас и школьная работа в тундре, так называемая школа примитив.
В конце марта туземцы снимаются с мест зимовки из полосы лесотундры и двигаются вместе со своими оленями к северу до места весновки на pp. Дудыпте, Новой и пр., где и остаются до полного таяния снега. Здесь они ловят рыбу и бьют птицу. Когда на реках пройдет первая высокая вода, они двигаются далее к северу в поисках лучших пастбищ и спасая свои стада от гнуса. Таким же образом двигаются они назад, и с первой зимней дорогой подходят к границе леса, где и зимуют. Этот цикл кочевки повторяется из года в год. Самоеды зимой стоят у края леса и никогда не заходят так глубоко в лес, как долганы.
Интересен тип русских жителей тундры, так называемых затундренских крестьян. Это в про­шлом потомки русских, двигавшихся с завоевательными целями с запада на восток и осевших здесь. Некоторые из них уже не говорят по-русски и на­чинают терять русский тип (смешанные браки), но большинство из них все же еще не забыло родной язык. По одежде, привычкам и быту — это настоящие долганы. Некоторые из них, из более состоятельных, имеют рубленные дома, в которых и живут зимою, но весну, лето и осень проводят в кочевке в чумах, как и остальное население.

Главным объектом промысла является песец, горностай и, в небольшом количестве, лиса. Затем для личного употребления бьют дикого оленя, мясо котрого идет в пищу, а шкура на одежду. Летом промышляют по озерам и рекам линяющих гусей.
В свое время полуостров Таймыр выделился из состава б. Туруханского края и там образовался долгано-ненецкий Таймырский националь­ный округ с центром в Дудинке. Таймырский национальный округ с его огромной территорией ныне начинает осваиваться. Весною 1933 г. будет начата постройкой первая на Таймыре шоссейная дорога, протяжением в 100 км, от Дудинки до Норильского рудника.
На территории округа в Усть-Порту имеется рыбо-консервный завод, затем в Норильске идет разведка на некоторые металлы и разрабатывается, пока в небольшом количестве, каменный уголь хорошего качества. Имеется оленный совхоз для разведения племенных животных.
В Хатанге Комитет севера строит культбазу, где будет школа-интернат, больница, ветеринарно-зоотехнический пункт, баня и клуб для туземцев. Два здания уже начаты постройкой.
Самым узким местом местного хозяйства является Транспортный вопрос, а именно заброска товаров в тундру. До сих пор она производится на. оленях, причем ежегодно от тяжелой работы гибнет много оленей из-за огромных расстояний, как, напр., путь Дудинка—Хатанга равняется 1000 км. С другой стороны, помимо уменьшения поголовья стада, отрицательно сказывается отрыв туземцев для транспорта от своего основного
занятия — пушного промысла. Так, по данным Окрплана в таймырских тундрах было занято на перевозках в 1932 г. 71 % взрослых мужчин долган.
Местные работники хотят использовать для транспорта товаров в тундру водный путь, начинающийся на д. Норильке, затем Пясинским озером, pp. Дудыптой, Авамом, системой небольших озер ни волок, затем р. Таганар, р. Волочанка, р. Хета и р. Хатанга. Эту водную систему называют на месте Таймырским водным путем. Первый опыт переброски небольшой партии груза был сделан летом 1932 г. Теперь же, в связи с образованием Северного морского пути, Таймыр получил новые возможности к заброске товаров в тундру, а именно, или через низовья р. Пяс1НЫ с моря, или же через устье р. Хатанги.
А. Н. Смесов

1) Руководитель экспедиции А. И. Толмачев, он же начальник Волочанского отряда; А.Н.Смесов начальник Хатангского отряда; геоморфолог экспедиции С. П. Суслов и 6 наблюдателей станций — студенты Гидрометвуза.


Хатангская экспедиция 1933-5-27.zip [1.52 МБ Скачиваний: 164]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения