ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1933, № 5
ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК
Метеорологические станции сети 2-го Международного полярного года
(Хатангская экспедиция)
Экспедиция была организована Полярной комиссией Академии Наук по поручению Гидрометеорологического комитета СССР — Комитета по проведению 2-го Международного полярного года.1) Целью экспедиции являлась организация трех метеорологических станций сети 2-го Международного полярного года, а именно: на р. Нижней Тунгуске вместо по выбору руководства экспедицией); на полуострове Таймыре — водораздел между pp. Авамом и Хетой, при фактории Волочанка; при фактории Хатангской на р. Хатанге.
17 июня сели на первый пароход в Красноярске и 28 июня были в Дудинке в низовьях р. Енисэя. По пути в Туруханске высадили Нижнетунгусскую группу наблюдателей, поручив устройство станции на р. Н. Тунгуске начальнику Нижнетунгусского отряда А. М. Рубину.
План переброски личного состава и снаряжения был таков: из с. Дудинки р. Дудинкой и притоком Дудинки р. Боганидкой — на оз. Боганидское. Оттуда на лошадях через тундру на Норильский интеграл на р. Норильке. Затем на лодках Пясинским озером, р. Дудыптой, р. Авамом и системой мелких озер на волок. За волоком р. Таганар на р. Волочанку, где ставится одна станция, и отсюда возвращается Волочанский отряд; Хатангский же отряд, следуя вниз по
р. Хете, выплывает на р. Хатангу, где на фактории Хатангской и ставит вторую станцию.
В Дудинке, где было доложено в Окрисполкоме о задачах экспедиции, выяснилось, что лошадей для переброски отряда и снаряжения до Норильского интеграла нет. Предложили нам подождать самолета, который должен был вернуться из тундры, но неисправность моторов вернувшегося самолета заставила его срочно направиться в Красноярск.
Чтобы использовать время вынужденного ожидания транспорта, мы всем составом, вместе со снаряжением, перебрались на оз. Боганидское, где и разбили свой лагерь; все научные работники экспедиции занялись работами в окрестностях озера. А. И. Толмачев продолжал здесь свои работы по флоре Таймыра, собирая коллекционный материал; С. П. Суслов работал по геоморфологии озера и прилегающей к нему тундре; А. Н. Смесов собрал коллекцию птиц и совместно с С. П. Сусловым произвел съемку озера. На озере и по тундровым речкам по северным склонам берега и в глубоких оврагах: снег лежал до конца августа. В конце июля руководитель экспедиции для выяснения транспортного вопроса вышел пешком в Норильск, по и на этот раз безрезультатно. Местная организация — Союззолото, имеющая лошадей, отказала нам с очевидностью выяснилось, что станции на полуострове Таймыр к моменту начала Международного полярного года, т. е. к 1 августа, открыты не будут.
Для снабжения экспедиции основными продуктами питания широко использовали местные естественные ресурсы — водоплавающую дичь, рыбу, грибы и ягоды. Все это в достаточном количестве имеется здесь на месте. Август и сентябрь месяцы геоморфолог С. П. Суслов работал на оз. Лама за Норильском.
5 сентября на озеро, против лагеря, спустился долгожданный самолет Комсеверопути № 4 (трехмоторный Юнкере, тип ЮГ-1), причем первым рейсом пошел на нем руководитель экспедиции и половина нашего снаряжения. Над р. Рыбною случилась поломка коленчатого вала одного мотора. Благополучно снизились на реку и дошли с помощью бичевы до Интеграла на р. Норильке и только 13 сентября экипаж самолета возвратился к нам в лагерь на оз. Боганидском. Теперь с аварией самолета исчерпаны были все возможности попасть на места устройства станций до зимы. Остался только зимний путь на оленях. Ввиду окончания срока командировки выехали в Ленинград А. И. Толмачев и С. П. Суслов. Я же с остальным персоналом перебрался в Дудинку, где и занялись подготовкой к тяжелому зимнему пути, т. е. устроили нартяной чум, закупили зимнюю одежду и пр.
В Дудинке нами была вновь возобновлена бездействовавшая много лет метеорологическая станция. Она имеет большое значение для Карской экспедиции.
23 ноября выступили из Дудинки с аргишем Таймырсоюза в тундру. Грузовой аргиш движется очень медленно, а потому я с одним из сотрудников выехал на Хатангу по станкам, двигаясь от чума к чуму. 5 января мы были на Хатанге, где в это время стояла очень холодная погода, с температурами ниже 60°, при полном безветрии. Закончив организацию станции, я выехал обратно в Авамскую тундру, где в Волочанке и была организована вторая станция. По пути в Дудинку заехал в Норильск; метинструменты для Норильска были уже на месте. Выбрали площадку для станции и заключили с дирекцией Норильстроя договор об организаций станции.
На каждой из станций Международного полярного года оставлены по 2 квалифицированных наблюдателя (студенты Гидромет. вуза) до конца 2 МПГ, т. е. до 1 сентября, когда их сменят другие лица, так как станции эти превращены в постоянные.
Местность, по которой мы поехали, представляет собою холмистую тундру, с редкой растительностью, состоящей, главным образом, из лиственницы, приуроченной к долинам речек.
Начиная с водораздела Авам-Хета, граница леса отодвигается к северу и дорога идет по облесенным местам. Лес, по р. Хатанге спускается даже ниже с. Хатангского, расположенного на 72° с. ш.
Население посещенных нами мест состоит из самоедов, долган, тунгусов, затундренских крестьян (русских) и в небольшом числе якутов, причем территориально оно расположено так: в районе Пясинского озера — тунгусы и крестьяне, далее к востоку — долганы и около Хатанги — изредка встречаются якуты; наконец, к северу от линии — устье р. Дудыпты — Хатангская губа — тундру занимают самоеды. Перечисленное население исключительно кочевое. Главное занятие оленеводство, а также промыслы: пушной — для сдачи госорганизациям и получения в обмен продуктов, мануфактуры, оружия и припасов, и рыбный — почти исключительно для собственного употребления; только юраки, живущие в низовьях Енисея, занимаются ловлей рыбы для сдачи госорганизациям.
Жилищем самоедам служат шестовые, а долганам нартенные чумы. Нартеный чум представляет собою нечто вроде клетки, сделанной из тонких деревянных реек, поставленной на широкие нарты. Сверху эта клетка обтягивается сначала каким-либо цветным ситцем, играющим роль обоев, затем идет нюк из оленьих постелей и сверху парусиновый чехол для предохранения от сырости. В боковых стенках имеются 2—3 окна и дверь. В середине железная печь, один или два стола и пр. Такой чум передвигается с места на место при помощи 4—8 оленей, в зависимости от величины его. Нартяный чум, давая его обитателям бытовые удобства, является большим культурным приобретением тундры. Теперь на Таймыре ведется кампания за переход туземца от шестового чума к нартеному. В таких же красных нартяных чумах ведется сейчас и школьная работа в тундре, так называемая школа примитив.
В конце марта туземцы снимаются с мест зимовки из полосы лесотундры и двигаются вместе со своими оленями к северу до места весновки на pp. Дудыпте, Новой и пр., где и остаются до полного таяния снега. Здесь они ловят рыбу и бьют птицу. Когда на реках пройдет первая высокая вода, они двигаются далее к северу в поисках лучших пастбищ и спасая свои стада от гнуса. Таким же образом двигаются они назад, и с первой зимней дорогой подходят к границе леса, где и зимуют. Этот цикл кочевки повторяется из года в год. Самоеды зимой стоят у края леса и никогда не заходят так глубоко в лес, как долганы.
Интересен тип русских жителей тундры, так называемых затундренских крестьян. Это в прошлом потомки русских, двигавшихся с завоевательными целями с запада на восток и осевших здесь. Некоторые из них уже не говорят по-русски и начинают терять русский тип (смешанные браки), но большинство из них все же еще не забыло родной язык. По одежде, привычкам и быту — это настоящие долганы. Некоторые из них, из более состоятельных, имеют рубленные дома, в которых и живут зимою, но весну, лето и осень проводят в кочевке в чумах, как и остальное население.
Главным объектом промысла является песец, горностай и, в небольшом количестве, лиса. Затем для личного употребления бьют дикого оленя, мясо котрого идет в пищу, а шкура на одежду. Летом промышляют по озерам и рекам линяющих гусей.
В свое время полуостров Таймыр выделился из состава б. Туруханского края и там образовался долгано-ненецкий Таймырский национальный округ с центром в Дудинке. Таймырский национальный округ с его огромной территорией ныне начинает осваиваться. Весною 1933 г. будет начата постройкой первая на Таймыре шоссейная дорога, протяжением в 100 км, от Дудинки до Норильского рудника.
На территории округа в Усть-Порту имеется рыбо-консервный завод, затем в Норильске идет разведка на некоторые металлы и разрабатывается, пока в небольшом количестве, каменный уголь хорошего качества. Имеется оленный совхоз для разведения племенных животных.
В Хатанге Комитет севера строит культбазу, где будет школа-интернат, больница, ветеринарно-зоотехнический пункт, баня и клуб для туземцев. Два здания уже начаты постройкой.
Самым узким местом местного хозяйства является Транспортный вопрос, а именно заброска товаров в тундру. До сих пор она производится на. оленях, причем ежегодно от тяжелой работы гибнет много оленей из-за огромных расстояний, как, напр., путь Дудинка—Хатанга равняется 1000 км. С другой стороны, помимо уменьшения поголовья стада, отрицательно сказывается отрыв туземцев для транспорта от своего основного
занятия — пушного промысла. Так, по данным Окрплана в таймырских тундрах было занято на перевозках в 1932 г. 71 % взрослых мужчин долган.
Местные работники хотят использовать для транспорта товаров в тундру водный путь, начинающийся на д. Норильке, затем Пясинским озером, pp. Дудыптой, Авамом, системой небольших озер ни волок, затем р. Таганар, р. Волочанка, р. Хета и р. Хатанга. Эту водную систему называют на месте Таймырским водным путем. Первый опыт переброски небольшой партии груза был сделан летом 1932 г. Теперь же, в связи с образованием Северного морского пути, Таймыр получил новые возможности к заброске товаров в тундру, а именно, или через низовья р. Пяс1НЫ с моря, или же через устье р. Хатанги.
А. Н. Смесов
1) Руководитель экспедиции А. И. Толмачев, он же начальник Волочанского отряда; А.Н.Смесов начальник Хатангского отряда; геоморфолог экспедиции С. П. Суслов и 6 наблюдателей станций — студенты Гидрометвуза.