Какие большие возможности расширения грузовых операций открылись в связи с успешным применением ледокола и самолетов в проводке транспортов во льдах, ярко продемонстрировала навигация 1930 г. По объему грузооборота, количеству участвовавших судов и условиям ее проведения эту экспедицию можно считать началом нормальной хозяйственной эксплуатации Карского морского пути, продолжающейся по сей день. Экспорт ее превысил 132 тысячи тонн. За один год по Карскому морю под проводкой ледокола прошло больше грузов, чем за все предшествовавшее время. В операциях участвовало 46 пароходов, в том числе четыре советских («Искра», «Крестьянин», «Володарский», «Сакко»), 4 германских, 21 норвежский и 17 английских {1}. На время навигации они поступали в полное распоряжение «Комсеверопути». Правда, хозяева ряда зафрахтованных иностранных пароходов направили старые суда, заканчивающие сроки своей эксплуатации, рассчитывая, видимо, на их гибель во льдах и получение за них крупной страховки. В тайном сговоре с хозяевами состояли капитаны этих судов. Однако введение института групповых капитанов позволило отстранить иностранных судоводителей от самостоятельного выбора маршрута плавания при проходе ледовой зоны Карского моря, тем самым были парализованы попытки использовать плавание во льдах для неблаговидных действий {2}.
Среди вывезенных в Сибирь товаров необходимо отметить продовольствие и фураж для северных окраин, доставленных из Ленинграда (6321,5 тонны).
Осуществление крупной хозяйственной операции в Карском море потребовало выработки и согласования широкой программы действий.
{1} О Карской экспедиции 1930 г. см. Отчет по Карской экспедиции 1930 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 397; Н. И. Евгенов. Предварительный отчет начальника морской части Карской операции о научно-исследовательских работах, производившихся на борту ледокольного парохода «Малыгин» в навигацию 1930 г., (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 317). Н. И. Евгенов. Карские морские экспедиции на новом этапе. «Морской сборник», 1931, № 1; Отчет о работе акционерного общества «Комсеверопуть» за 1930 г. (Архив МВТ СССР, ф. КСМП, оп. 5574, Д. 4).
{2} В. Ю. Визе. На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря. М.–Л., 1946, стр. 67–68.
Этому вопросу в марте–апреле 1930 г. в Москве было посвящено несколько совещаний с участием крупных специалистов. На совещаниях решено было усилить ледокольную службу, расширить ледовую авиационную разведку и др. Для руководства арктической навигацией совещания рекомендовали опытных моряков. Бессменный на протяжении пяти лет начальник Карских экспедиций Н. И. Евгенов снова возглавил ее морскую часть. В качестве групповых капитанов были рекомендованы И.Э. Рекстин, И.А. Лукашевич, В.Г. Шибинский, А.А. Эльзенгер, М.В. Иванов, Т.В. Слюнин, П.Г. Ставинский, Н.М. Николаев и С.3. Рекикайнен. Эти капитаны немедленно выехали к месту работы на Обь, Енисей и в Лондон. В навигацию 1930 г. «Комсеверопуть» зафрахтовал у Совторгфлота ледокол «Ленин», ледокольный пароход «Малыгин» и в качестве резерва – ледокол «Красин». В авиаразведке приняли участие три самолета: «Комсеверопуть-1», «Комсеверопуть-2» и «Комсеверопуть-3»; {1} два из них купили в Италии; несколько задержавшись в Одессе, они прибыли на север с опозданием (летчики И. К. Иванов, А. Д. Алексеев). Самолет «Комсеверопуть-1» (пилот Б.Г. Чухновский) был собран в Иркутске и своевременно перелетел на остров Диксон, откуда он вел ледовую разведку в восточной части Карского моря {2}.
Авиационная разведка 1930 г. ознаменовалась значительными успехами. Впервые ее маршруты покрыли почти всю площадь Карского моря (см. картосхему на стр. 378) {3}.
По решению правительства, для лучшего обслуживания транспортных судов в навигации 1930 и 1931 гг. силами Главного гидрографического
{1} Н.И. Евгенов. Самолет на службе Северного морского пути. Сб. «Воздушные пути Севера». М., 1933.
{2} Самолеты, построенные в Италии с учетом опытов полетов в Арктике, по мнению Б. Г. Чухновского, являлись для своего времени лучшими самолетами для длительной работы в условиях отрыва от своих баз. «Эти самолеты, – писал Б.Г. Чухновский А. М. Горькому в 1930 г.,– работают самостоятельно, как, скажем, гидрографические суда находятся в «отдельном плавании». На наших самолетах мы сами выбираем место стоянки у берега; бросаем якоря; имеем складные лодки; постели, ружья, приборы – все, чтобы работать далеко от бензиновых баз, у необитаемых островов в течение 2–3 недель. Радио на самолетах (работы летчика-наблюдателя Алексеева) сильнее всех радиостанций Карского моря, и в воздухе и на плаву мы постоянно поддерживаем связь с ними» (Архив А.М. Горького. Письмо Б.Г. Чухновского А. М. Горькому от 15 декабря 1930 г.).
{3} Подводя итоги работы ледовых авиаразведчиков в 1930 г. Б. Г. Чухновский в указанном выше письме к А.М. Горькому сообщал: «Вся разведка льдов в Карском, необходимая для переводки 46 торговых судов, была сделана самолетами. В результате большая экономия угля (раньше разведку очень медленно и часто неверно производили ледоколы)». Это мнение Б. А. Чухновского не совсем точно.
С самолета было найдено место главного лова белухи в шхерах Минина (Архив А. М. Горького. Указ. письмо Б.Г. Чухновского).
управления были сооружены две новые радиостанции: одна на мысе Желания, другая на острове Белом. На борту ледокольного парохода «Малыгин» находилась научная группа, работа которой обслуживала Карскую экспедицию.
Всем гидрографическим судам, находившимся в Карском и Баренцевом морях, было вменено в обязанность оказывать всемерную помощь транспортным судам. Для освещения навигационных условий «Комсеверопуть» и Главное гидрографическое управление издали на русском и английском языках первую лоцию Карского моря и Новой Земли, составленную Н. И. Евгеновым, и новые карты.
Все это не в малой степени способствовало успеху транспортной экспедиции.
Навигацию в Карском море открыл «Малыгин». Ледовая разведка от Югорского Шара к острову Белому, начатая им 22 июля, обнаружила на пути следования транспортных судов сплоченный лед. Аналогичную картину выявил ледокол «Ленин», прибывший через Маточкин Шар в Карское море на 7 суток позже.
Ледовая обстановка грозила сорвать своевременное прибытие судов в порты Оби и Енисея. Но вскоре направление ветра изменилось, и южные проливы Карского моря быстро очистились от льда. Разведка, произведенная Б.Г. Чухновским, подтвердила, что южная часть Карского моря, районы островов Диксон и Белый также свободны ото льдов {1}. Поэтому в начале августа грузовые суда смогли уже самостоятельно пройти эту часть моря.
На случай осложнения обстановки и непредвиденных обстоятельств руководство экспедиции разделило ледокольные суда на две группы:
{1} Н.И. Евгенов. Самолет на службе Северного морского пути. Сб. «Воздушные пути Севера». М., 1933, стр. 150.
первая во главе с ледоколом «Ленин» осуществляла проводку судов в юго-западной части Карского моря, при ней находился самолет; вторая группа во главе с ледокольным пароходом «Малыгин» продолжала проводку до Енисейского залива. В ее состав входило два самолета.
Суда Карской экспедиции, идущие в Игарку, были разделены на шесть групп, а направлявшиеся в Новый Порт – на семь групп. Первая енисейская группа судов прибыла к месту погрузки 5 августа, первая обская – 8 августа. Возвращались в Баренцево море с Енисея девятью группами, из Оби – семью. Первая енисейская группа вышла в обратный путь 13 августа, первая обская – 21 августа.
В период погрузочно-разгрузочных операций «Малыгин» вел разведку льдов в северной части моря. Свободно маневрируя, он прошел с гидрологическим разрезом от Югорского Шара до мыса Желания, изучая распределение температур воды и солености. Особое внимание уделялось изучению того, как распределяются в море опресненные воды Оби и Енисея, что имело решающее значение для выяснения процесса ледообразования. Наблюдения производились через каждые два часа, а в некоторых случаях – ежечасно. За время работы на борту ледокольного парохода научная группа выполнила 42 глубоководные станции, из них 5 в районе мыса Желания, а остальные – в южной части Карского моря. В Пясинском заливе, у острова Расторгуева, была взята полусуточная станция. Разведка «Малыгина» не обнаружила льда в северной части Карского моря, что подтвердил «Седов», прошедший через этот район от мыса Желания в сторону Северной Земли. Зверобойное судно «Смольный», достигшее мыса Желания 7 августа, также не встретило льдов.
Еще в 1929 г. руководство Карской экспедицией намечало осуществить проводку части судов мимо мыса Желания. Тогда это намерение не удалось осуществить. Теперь после разведки «Малыгина» и «Седова» было принято твердое решение осуществить первый поход транспортных судов вокруг северной оконечности Новой Земли. 28 августа ледокольный пароход «Малыгин» с двумя судами прошел от острова Диксон к мысу Желания. Дальнейший путь транспортные суда прошли самостоятельно.
Последняя группа судов Карской экспедиции под проводкой ледокола «Ленин» проследовала на Запад через Югорский Шар 14 октября.
Среди вывезенных в Сибирь товаров необходимо отметить продовольствие и фураж для северных окраин, доставленных из Ленинграда (6321,5 тонны).
Осуществление крупной хозяйственной операции в Карском море потребовало выработки и согласования широкой программы действий.
{1} О Карской экспедиции 1930 г. см. Отчет по Карской экспедиции 1930 г. (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 397; Н. И. Евгенов. Предварительный отчет начальника морской части Карской операции о научно-исследовательских работах, производившихся на борту ледокольного парохода «Малыгин» в навигацию 1930 г., (ЦА ММФ, ф. а/о «Комсеверопуть», оп. 1, д. 317). Н. И. Евгенов. Карские морские экспедиции на новом этапе. «Морской сборник», 1931, № 1; Отчет о работе акционерного общества «Комсеверопуть» за 1930 г. (Архив МВТ СССР, ф. КСМП, оп. 5574, Д. 4).
{2} В. Ю. Визе. На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря. М.–Л., 1946, стр. 67–68.
Этому вопросу в марте–апреле 1930 г. в Москве было посвящено несколько совещаний с участием крупных специалистов. На совещаниях решено было усилить ледокольную службу, расширить ледовую авиационную разведку и др. Для руководства арктической навигацией совещания рекомендовали опытных моряков. Бессменный на протяжении пяти лет начальник Карских экспедиций Н. И. Евгенов снова возглавил ее морскую часть. В качестве групповых капитанов были рекомендованы И.Э. Рекстин, И.А. Лукашевич, В.Г. Шибинский, А.А. Эльзенгер, М.В. Иванов, Т.В. Слюнин, П.Г. Ставинский, Н.М. Николаев и С.3. Рекикайнен. Эти капитаны немедленно выехали к месту работы на Обь, Енисей и в Лондон. В навигацию 1930 г. «Комсеверопуть» зафрахтовал у Совторгфлота ледокол «Ленин», ледокольный пароход «Малыгин» и в качестве резерва – ледокол «Красин». В авиаразведке приняли участие три самолета: «Комсеверопуть-1», «Комсеверопуть-2» и «Комсеверопуть-3»; {1} два из них купили в Италии; несколько задержавшись в Одессе, они прибыли на север с опозданием (летчики И. К. Иванов, А. Д. Алексеев). Самолет «Комсеверопуть-1» (пилот Б.Г. Чухновский) был собран в Иркутске и своевременно перелетел на остров Диксон, откуда он вел ледовую разведку в восточной части Карского моря {2}.
Авиационная разведка 1930 г. ознаменовалась значительными успехами. Впервые ее маршруты покрыли почти всю площадь Карского моря (см. картосхему на стр. 378) {3}.
По решению правительства, для лучшего обслуживания транспортных судов в навигации 1930 и 1931 гг. силами Главного гидрографического
{1} Н.И. Евгенов. Самолет на службе Северного морского пути. Сб. «Воздушные пути Севера». М., 1933.
{2} Самолеты, построенные в Италии с учетом опытов полетов в Арктике, по мнению Б. Г. Чухновского, являлись для своего времени лучшими самолетами для длительной работы в условиях отрыва от своих баз. «Эти самолеты, – писал Б.Г. Чухновский А. М. Горькому в 1930 г.,– работают самостоятельно, как, скажем, гидрографические суда находятся в «отдельном плавании». На наших самолетах мы сами выбираем место стоянки у берега; бросаем якоря; имеем складные лодки; постели, ружья, приборы – все, чтобы работать далеко от бензиновых баз, у необитаемых островов в течение 2–3 недель. Радио на самолетах (работы летчика-наблюдателя Алексеева) сильнее всех радиостанций Карского моря, и в воздухе и на плаву мы постоянно поддерживаем связь с ними» (Архив А.М. Горького. Письмо Б.Г. Чухновского А. М. Горькому от 15 декабря 1930 г.).
{3} Подводя итоги работы ледовых авиаразведчиков в 1930 г. Б. Г. Чухновский в указанном выше письме к А.М. Горькому сообщал: «Вся разведка льдов в Карском, необходимая для переводки 46 торговых судов, была сделана самолетами. В результате большая экономия угля (раньше разведку очень медленно и часто неверно производили ледоколы)». Это мнение Б. А. Чухновского не совсем точно.
С самолета было найдено место главного лова белухи в шхерах Минина (Архив А. М. Горького. Указ. письмо Б.Г. Чухновского).
управления были сооружены две новые радиостанции: одна на мысе Желания, другая на острове Белом. На борту ледокольного парохода «Малыгин» находилась научная группа, работа которой обслуживала Карскую экспедицию.
Всем гидрографическим судам, находившимся в Карском и Баренцевом морях, было вменено в обязанность оказывать всемерную помощь транспортным судам. Для освещения навигационных условий «Комсеверопуть» и Главное гидрографическое управление издали на русском и английском языках первую лоцию Карского моря и Новой Земли, составленную Н. И. Евгеновым, и новые карты.
Все это не в малой степени способствовало успеху транспортной экспедиции.
Навигацию в Карском море открыл «Малыгин». Ледовая разведка от Югорского Шара к острову Белому, начатая им 22 июля, обнаружила на пути следования транспортных судов сплоченный лед. Аналогичную картину выявил ледокол «Ленин», прибывший через Маточкин Шар в Карское море на 7 суток позже.
Ледовая обстановка грозила сорвать своевременное прибытие судов в порты Оби и Енисея. Но вскоре направление ветра изменилось, и южные проливы Карского моря быстро очистились от льда. Разведка, произведенная Б.Г. Чухновским, подтвердила, что южная часть Карского моря, районы островов Диксон и Белый также свободны ото льдов {1}. Поэтому в начале августа грузовые суда смогли уже самостоятельно пройти эту часть моря.
На случай осложнения обстановки и непредвиденных обстоятельств руководство экспедиции разделило ледокольные суда на две группы:
{1} Н.И. Евгенов. Самолет на службе Северного морского пути. Сб. «Воздушные пути Севера». М., 1933, стр. 150.
первая во главе с ледоколом «Ленин» осуществляла проводку судов в юго-западной части Карского моря, при ней находился самолет; вторая группа во главе с ледокольным пароходом «Малыгин» продолжала проводку до Енисейского залива. В ее состав входило два самолета.
Суда Карской экспедиции, идущие в Игарку, были разделены на шесть групп, а направлявшиеся в Новый Порт – на семь групп. Первая енисейская группа судов прибыла к месту погрузки 5 августа, первая обская – 8 августа. Возвращались в Баренцево море с Енисея девятью группами, из Оби – семью. Первая енисейская группа вышла в обратный путь 13 августа, первая обская – 21 августа.
В период погрузочно-разгрузочных операций «Малыгин» вел разведку льдов в северной части моря. Свободно маневрируя, он прошел с гидрологическим разрезом от Югорского Шара до мыса Желания, изучая распределение температур воды и солености. Особое внимание уделялось изучению того, как распределяются в море опресненные воды Оби и Енисея, что имело решающее значение для выяснения процесса ледообразования. Наблюдения производились через каждые два часа, а в некоторых случаях – ежечасно. За время работы на борту ледокольного парохода научная группа выполнила 42 глубоководные станции, из них 5 в районе мыса Желания, а остальные – в южной части Карского моря. В Пясинском заливе, у острова Расторгуева, была взята полусуточная станция. Разведка «Малыгина» не обнаружила льда в северной части Карского моря, что подтвердил «Седов», прошедший через этот район от мыса Желания в сторону Северной Земли. Зверобойное судно «Смольный», достигшее мыса Желания 7 августа, также не встретило льдов.
Еще в 1929 г. руководство Карской экспедицией намечало осуществить проводку части судов мимо мыса Желания. Тогда это намерение не удалось осуществить. Теперь после разведки «Малыгина» и «Седова» было принято твердое решение осуществить первый поход транспортных судов вокруг северной оконечности Новой Земли. 28 августа ледокольный пароход «Малыгин» с двумя судами прошел от острова Диксон к мысу Желания. Дальнейший путь транспортные суда прошли самостоятельно.
Последняя группа судов Карской экспедиции под проводкой ледокола «Ленин» проследовала на Запад через Югорский Шар 14 октября.