Записки по гидрографии. № 5. - Ленинград, 1932, с.103-104
Задачей экспедиции ставилось гидрографическое изучение Северного Морского Пути в наиболее трудно доступной в ледовом отношении и в наименее изученной его части — в районе Таймырского архипелага и северо-восточной части Карского моря.
Основными объектами изучения являлись: пролив Шокальского, пролив Вилькицкого, северо-западный берег Таймырского полуострова и граница шхерного района Западного, Таймыра т. е. Архипелага Норденшельда.
Помимо обычного инструментального снаряжения, экспедиция была оборудована новейшими электро-навигационными приборами, в том числе и гиро-компасом, впервые применяемым в полярной экспедиции.
Кроме исследования самих природных условий, экспедиции ставилось задачей изучение инструментального оборудования для работы в условиях Арктики и выработка типа самого судна, приспособленного для исследовательских работ в полярном бассейне. Для последней цели «Таймыр» был оборудован специальными установками во всех частях корпуса судна. Наблюдения над поведением корпуса при различных условиях плавания в большинстве своем были сосредоточены в центральном посту, где и производились нужные отсчеты.
За время двух месяцев плавания в районе работ в Карском море экспедиция почти не встречала льда, что позволило широко развернуть исследовательские работы. В результате работ экспедиции удалось впервые исследовать в гидрографическом и геофизическом отношениях все заданные районы, открыть ряд островов и обнаружить в северо-восточной части моря на протяжении свыше 100 миль резкий подъем дна, указывающий на наличие земли или большого архипелага. Это подтверждается и гидрологическими данными (термическими и динамическими), собранными экспедицией. Кроме того, открыта мощная струя теплого течения, направляющаяся с севера на юг вдоль западного берега Северной Земли. Собран большой материал в отношении методики наблюдений, изучено поведение гиро-компаса в высоких широтах, открывающее новые перспективы в применении его для гидрографических работ в Арктике, а также впервые в истории мореплавания собран материал, который позволит ответить на вопрос о типе судна, наиболее приспособленного для исследовательских работ в северных морях.
На борту «Таймыра», для целей ледовой разведки, был самолет.
Направляясь в трудно доступный в ледовом отношении район, экспедиция на случай вынужденной зимовки была снабжена оборудованием, продовольствием и теплой одеждой на 15 месяцев.
В экспедиции принимало участие 53 человека, из них 17 человек было командного состава. Большинство личного состава были командиры и краснофлотцы РККФ. Среди командиров были специалисты, имевшие большой опыт в полярных исследованиях: астроном, магнитолог, гидролог, метеоролог-синоптик, штурман электро-навигатор, корабельный инженер, летчик, летчик-наблюдатель, авиотехник и др.
Начальником Экспедиции был гидрограф А. М. Лавров, его заместителем — гидрограф И. М. Сендик, помощником Начальника Экспедиции по гидро-метеорологической части — проф. В. В. Шулейкин, командиром г/с. «Таймыр» — гидрограф А. М. Вершинский.
Таймырская Гидрографическая Экспедиция. 13 октября в г. Архангельск возвратилась Таймырская Гидрографическая Экспедиция Гидрографического Управления, работавшая в навигацию текущего года в Карском море на г/с. «Таймыр».
Задачей экспедиции ставилось гидрографическое изучение Северного Морского Пути в наиболее трудно доступной в ледовом отношении и в наименее изученной его части — в районе Таймырского архипелага и северо-восточной части Карского моря.
Основными объектами изучения являлись: пролив Шокальского, пролив Вилькицкого, северо-западный берег Таймырского полуострова и граница шхерного района Западного, Таймыра т. е. Архипелага Норденшельда.
Помимо обычного инструментального снаряжения, экспедиция была оборудована новейшими электро-навигационными приборами, в том числе и гиро-компасом, впервые применяемым в полярной экспедиции.
Кроме исследования самих природных условий, экспедиции ставилось задачей изучение инструментального оборудования для работы в условиях Арктики и выработка типа самого судна, приспособленного для исследовательских работ в полярном бассейне. Для последней цели «Таймыр» был оборудован специальными установками во всех частях корпуса судна. Наблюдения над поведением корпуса при различных условиях плавания в большинстве своем были сосредоточены в центральном посту, где и производились нужные отсчеты.
За время двух месяцев плавания в районе работ в Карском море экспедиция почти не встречала льда, что позволило широко развернуть исследовательские работы. В результате работ экспедиции удалось впервые исследовать в гидрографическом и геофизическом отношениях все заданные районы, открыть ряд островов и обнаружить в северо-восточной части моря на протяжении свыше 100 миль резкий подъем дна, указывающий на наличие земли или большого архипелага. Это подтверждается и гидрологическими данными (термическими и динамическими), собранными экспедицией. Кроме того, открыта мощная струя теплого течения, направляющаяся с севера на юг вдоль западного берега Северной Земли. Собран большой материал в отношении методики наблюдений, изучено поведение гиро-компаса в высоких широтах, открывающее новые перспективы в применении его для гидрографических работ в Арктике, а также впервые в истории мореплавания собран материал, который позволит ответить на вопрос о типе судна, наиболее приспособленного для исследовательских работ в северных морях.
На борту «Таймыра», для целей ледовой разведки, был самолет.
Направляясь в трудно доступный в ледовом отношении район, экспедиция на случай вынужденной зимовки была снабжена оборудованием, продовольствием и теплой одеждой на 15 месяцев.
В экспедиции принимало участие 53 человека, из них 17 человек было командного состава. Большинство личного состава были командиры и краснофлотцы РККФ. Среди командиров были специалисты, имевшие большой опыт в полярных исследованиях: астроном, магнитолог, гидролог, метеоролог-синоптик, штурман электро-навигатор, корабельный инженер, летчик, летчик-наблюдатель, авиотехник и др.
Начальником Экспедиции был гидрограф А. М. Лавров, его заместителем — гидрограф И. М. Сендик, помощником Начальника Экспедиции по гидро-метеорологической части — проф. В. В. Шулейкин, командиром г/с. «Таймыр» — гидрограф А. М. Вершинский.
А. Лавров.