1925: Карская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1925: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Июль 2008 11:26

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 192-199.

Карская экспедиция 1925 г. по своей организации и обеспечению во многом походила на современную организацию арктических плаваний. Это была наиболее крупная и вполне организованная операция своего времени, успешно осуществленная благодаря опыту, накопленному в предшествующие годы.

Еще 5 декабря 1924 г. при Комитете Северного морского пути в Новосибирске было созвано совещание организаций, участвующих в Карской экспедиции для выработки программы действия на предстоящий год. Совещание приняло решение о создании в Новом Порту специального бюро погоды и дало задание Убеко-Сибири по обстановке и ограждению» Обской губы и Енисейского залива. Большое внимание было уделено мероприятиям по улучшению радиосвязи на Севере СССР {1}.

В феврале 1925 г. съезд Убеко-морей в Ленинграде одобрил предложенную Комитетом Северного морского пути программу гидрографических работ в Баренцевом и Карском морях.

18 марта постановление о проведении очередной Карской экспедиции принял Совет Труда и Обороны {2}. Как и в прошлые годы, все ввозимые товары освобождались от таможенных обложений. Однако в отличие от прошлых лет, учитывая уровень изученности и безопасность плавания по Карскому морю, правительство впервые ввело пошлинные сборы на импорт, взимавшиеся в размере 30% от ставок общего таможенного тарифа. Средства, полученные от этих сборов, предполагалось использовать для приобретения новых судов арктического флота. Таким образом, в 1925 г. в устьях сибирских рек было отменено порто-франко. Этот важный шаг советского правительства показывал, что Карские экспедиции становятся безубыточными, а со временем могут стать и прибыльными, и, конечно, такое решение опиралось на довольно высокую для своего времени степень освоенности морского пути.

На основании постановления СТО Наркомвнешторг в апреле утвердил составленную Комитетом Северного морского пути детальную программу и порядок проведения Карской экспедиции. Было установлено необходимое число морских и речных судов, объемы ввоза и вывоза товаров, намечен план ледовой разведки.

Ледовая разведка и ледокольная служба (включая ледовую информацию и действие гидросамолетов) объединялись под общим руководством начальника ледовой разведки и гидрографической партии Карской экспедиции, находившегося на борту ледокольного парохода «Малыгин», который по примеру прошлого года использовался для проводки транспортных судов.

Судовая ледовая разведка 1925 г. производилась силами двух судов: «Малыгина» и «Инея». Первое осуществляло разведку к северо-востоку от Югорского Шара, второе, выйдя из устья реки Енисея, должно было вести наблюдения за льдами к северу от о. Диксон, а затем по направлению к о. Белому. Два гидросамолета, входивших в состав Северной гидрографической экспедиции Главного гидрографического управления ВМС, базируясь в проливе Маточкин Шар, в случае необходимости должны были освещать ледовые условия на среднем участке Карского моря {3}.

Большие работы вели Убеко-Сибирь (начальник Н.Ф. Тимофеевский), Убеко-Север и Северная гидрографическая экспедиция. Судно Комитета Северного морского пути «Разведка» с баржей №11, имея на борту научную группу, намеревалось продолжать прерванные в 1924 г.

{1} О Карской экспедиции 1925 г. см. Доклад Комитета Северного морского пути «Характеристика Северного морского пути как линии морских торговых отношений и его краткая история в прошлом» (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, св. 10, д. 8); Краткий отчет по Карской Экспедиции 1925 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, св. 10, д. 4); Положение о морской Карской экспедиции 1925 г. (там же); Программа и Порядок проведения Карской экспедиции 1925 г., утвержденные Наркомвнешторгом (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, св. 10, д. 1); Доклад начальника Карской экспедиции 1925 г.; Отчет гиппологической группы на ледокольном пароходе «Малыгин» и др. документы (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, св. 12, д. 19).
{2} ПА ММФ, ф. КСМП, оп. I, св. 10, д. I.
{3} На время проводки судов гидросамолеты поступили в распоряжение начальника ледовой разведки. Авиаразведка льдов была впервые применена для проводки Карских экспедиций.


поиски более южного прохода из Обской губы в Енисейский залив. Однако на пути к Гыданскому заливу было встречено скопление льдов, которые вынудили судна повернуть обратно. В оставшееся время эта экспедиция занялась описью Тазовской губы {1}.

Начальником Карской экспедиции 1925 г. был назначен выдающийся советский моряк, капитан дальнего плавания М.В. Николаев. Начальником гидрографической партии и ледовой разведки на борту «Малыгина» являлся видный советский гидрограф Н.И. Евгенов. Ледокольным пароходом «Малыгин» командовал Д. Т. Чертков {2}.

В навигацию 1925 г. Наркомвнешторг зафрахтовал четыре судна: пароходы «Л. Красин», «Я. Свердлов», «Андре Марти» и «Аркос». Эти суда имели дополнительные крепления корпуса и неоднократно участвовали в арктических походах. Из-за задержки с погрузкой в Лондонском порту суда вышли в море вместо 27 июля, как намечалось по плану, только 2 августа. Перед отправлением начальник экспедиции получил из Главной Физической обсерватории и Центрального гидрометбюро ЦУМОР'а сообщение об общих условиях плавания в районах Баренцева и Карского морей, Обской губы и Енисейского залива. По прогнозу ожидалось общее смещение благоприятных условий приблизительно на один месяц вперед по сравнению с обычными (прогноз Б.П. Мультановского). Прогноз ледовых условий плавания в Карском море составил В.Ю. Визе, ожидавший некоторое ухудшение их в сравнении с прежней навигацией, так как прошлое лето по ледовитости было выше нормы; предполагалось, что в текущем году условия будут близки к норме или немножко хуже. В июне В.Ю. Визе составил прогноз на август и сентябрь. По этому прогнозу ожидалась повышенная ледовитость Карского моря и «тяжелое состояние льдов к востоку от устья реки Пясины до мыса Челюскина» {3}. Таким образом, руководству Карской экспедиции надлежало подготовиться к сравнительно сложным условиям плавания. Многое зависело от хорошо налаженной ледовой службы и, прежде всего, от помощи со стороны ледокольного парохода. 9 августа, во время пребывания судов у берегов Норвегии, с ними ледокольным пароходом была установлена радиосвязь, которая не прерывалась ни на один день.

Пока морские суда следовали к Югорскому Шару, «Малыгин», вышедший из Архангельска в конце июля, производил разведку льдов Карского моря. На пути прохода морских судов обстановка оказалась довольно сложной: от Югорского Шара до о. Белый стояли тяжелые льды. Дул сильный ветер северной четверти горизонта, и пока он сохранял свое направление, казалось, улучшения обстановки ждать не приходилось. Но, по мнению гидрографа Евгенова, находившегося на борту «Малыгина», перемену обстановки к лучшему все же можно было ожидать в ближайшие дни.

Начальник экспедиции решил ждать перегруппировки льдов. Перейдя на борт «Малыгина», прибывшего в Югорский Шар, он сам направился на ледовую разведку {4}. Была сделана неудачная попытка найти проход в сплоченных льдах. Повторная разведка «Малыгина», предпринятая 17 августа, также не дала ничего нового. Тем временем:

{1} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, дд. 158, 171 и др.
{2} Капитан Д.Т. Чертков в период Великой Отечественной войны погиб на Черном море при исполнении своих служебных обязанностей.
{3} ПА ММФ, ф. КСМП, оп. .1, д. 19, св. 12. Первый прогноз был составлен 10 мая 1925 г.
{4} Н. И. Евгенов. Льды Карского моря в навигацию 1925 г. «Записки по гидрографии», т, 51, л., 1925, стр. 119.


радиостанция Югорского Шара приняла телеграмму о прибытии в Новый Порт Обь-Иртышского каравана.

Дальнейшее промедление стало невозможным. 17 числа суда снялись с якоря и кильватерной колонной последовали в Карское море. С большим трудом, воспользовавшись небольшой полыньей, двигаясь в густом тумане, экспедиция подошла к Ямальскому полуострову. Вблизи лежала кромка льда. Вызванный по радио «Малыгин» все же повел суда малым ходом к о. Белому. Навстречу каравану от о. Диксон вышло гидрографическое судно «Иней». По пути в небольшом расстоянии от каравана оно тоже встретило тяжелые льды. Из донесения гидрографов с «Инея» выяснилось, что проход в Обскую губу преграждает небольшая ледовая перемычка, своего рода ледяной барьер, который следовало либо форсировать, либо обойти с севера. Для разведки обстановки севернее о. Белого начальник экспедиции направил «Малыгин». Пароход, однако, обнаружен не был. Оставалось одно – форсировать ледяной барьер.

Очевидцы утверждают, что это было исключительное зрелище. Впереди шел «Малыгин», за ним морские суда, прочность корпусов и мощность машин которых никак не отвечали условиям плавания в сплоченных арктических льдах. Войдя в лед, «Малыгин» медленно прокладывал дорогу остальным судам. Под действием северного ветра канал за ледокольным пароходом быстро закрывался. Казалось, продвижение вперед немыслимо. Если раньше суда проходили за час 2–3 кабельтова, то теперь они больше стояли, чем двигались вперед. В отчете об экспедиции М. В. Николаев писал: «За последние 35 лет вряд ли наблюдалось такое огромное скопление льдов в Карском море, и присутствие медведей во время нашего похода я объясняю близким соседством полярных льдов».

Штурм перемычки окончился неудачно. Суда под проводкой «Малыгина» вынуждены были отойти назад на чистую воду. При этом пароход «Л. Красин», шедший последним и пытавшийся самостоятельно выйти изо льда, поломал две лопасти гребного винта.

В довершение ко всем бедам 24 августа наступило сильное похолодание. Образование молодого льда резко ухудшило и без того сложные условия плавания. Суда оказались как бы в ледяной ловушке. Вот когда сказалось отсутствие линейного ледокола. На всем видимом пространстве караван окружали сплоченные льды.

Утром 25 числа на «Малыгин», который шел на разведку к о. Белому, поступила тревожная телеграмма от начальника экспедиции: «Лед со всех сторон сближается, скоро некуда будет отступать. Прошу немедленно присоединиться к экспедиции». «Малыгин» сразу же вышел на сближение с караваном. Между тем речные суда стояли в Новом Порту уже одиннадцатый день. Вот когда снова воспрянули духом противники Северного морского пути. В Москву во Внешторг стали прибывать панические телеграммы. Только сообщения из Новосибирска от Комитета Северного морского пути сохраняли уверенность в конечном успехе.

В ответ на телеграмму Наркомвнешторга, высказавшего сожаление по поводу срыва похода морских судов в устья сибирских рек, Комитет Северного морского пути писал: «...исторические закономерности обязательного вскрытия Карского моря в течение всей навигации установлены наукой, многократно проверены нами... Прошу не допускать всякую возможную панику у малосведущих лиц, которая, если произойдет, будет использована врагами наших успехов». Комитет Северного морского пути держался того мнения, что затруднения на трассе следует считать временными и неизбежными, как следствие неблагоприятно сложившейся ледовой обстановки. Основанием для такого оптимистического заключения служили выводы ученых, много лет изучавших режим Карского моря. Это заключение целиком оправдалось.

25 августа устойчивые ветры северной четверти изменили свое направление, и перешли на южную четверть. Сначала подул слабый юго-западный ветер, затем он усилился до 4 баллов. Под действием ветра и приливо-отливных течений тотчас же наступило некоторое разрежение льда {1}.

«Малыгин», направленный на разведку, с помощью «Инея», наблюдавшего за изменением ледяного покрова, обнаружил слабое место в ледовой перемычке. В тот же день, следуя за «Малыгиным», суда вошли в разреженный лед и под его проводкой прошли на чистую воду. 26 августа, обойдя о. Белый, они проследовали в Обскую губу. Пароход «Л. Красин», отделившись от остального отряда, направился в Усть-Енисейский порт, куда благополучно прибыл в полдень 29 августа. «Малыгин» остановился в бухте Тамбей в Обской губе, где и базировался до конца разгрузочных операций. Под проводкой «Инея» 28 августа остальные суда прибыли в Новый Порт.

Перегрузочные работы начались немедленно и велись круглосуточно. Трудовой героизм грузчиков позволил работы на Енисее завершить к 10 сентября и на Оби к 13 сентября. В трюмы судов было погружено только 3122 тонны сельскохозяйственного сырья и 910 165 стандартов леса для экспорта. Речные суда приняли 7102 тонны импортных товаров.

13 сентября Новый Порт покинули последние пароходы «Аркос» и «Андре Марти». Пароход «Я. Свердлов» направился в обратный путь на несколько дней раньше. Соединившись с пароходом «Л. Красин» и «Малыгиным» в районе о. Белого, он вышел из Карского моря через пролив Карские Ворота. «Малыгин» вернулся назад и приступил к разведке льдов от о. Белого в сторону Маточкина Шара. Одновременно Б. Чухновский произвел авиаразведку к востоку от этого пролива. Летчик сообщил,

{1} Н.И. Евгенов. Льды Карского моря в навигацию 1925 г., стр. 126.

что в районе облета море свободно ото льда. Это позволило М. В. Николаеву провести суда проливом Маточкин Шар, который был подробно описан перед этим Северной гидрографической экспедицией. На пути от о. Белого к Маточкину Шару пароход «Аркос», возглавлявший колонну, время от времени пользовался радиопеленгами, что облегчило безошибочное вхождение в пролив. Не имевший радиопеленгатора «Малыгин», двигавшийся значительно впереди судов, подошел к Новой Земле севернее входа в пролив и из-за этого прибыл в Маточкин Шар позже остальных судов. Перед самым входом в пролив суда встретили гидросамолеты.

16 сентября морские суда, приветствуемые небольшой группой сотрудников обсерватории, вошли в Маточкин Шар. Это были первые советские корабли, прибывшие в этот пролив из Карского моря. Встретив л/п «Малыгин», М. В. Николаев отдал распоряжение немедленно идти на запад. 17 сентября на траверсе о. Панькова (западный берег Новой Земли) «Малыгин» отделился от торговых судов и лег курсом на Архангельск. Вскоре была получена телеграмма: «От имени Карской благодарю малыгинцев за услуги, оказанные экспедиций 1925 г. Сердечный привет всем, счастливого плавания и благополучного возвращения в Архангельск. Николаев».

20 сентября суда прошли Тромсе, а 26 числа прибыли в Лондон. Таким образом, плавание закончилось успешно. Импортные и экспортные грузы впервые поступили по назначению и в полной сохранности. Впервые тоннаж судов использовался на 100%. Совершив 6 000-мильный переход, вопреки исключительно неблагоприятной ледовой обстановке, экспедиция успешно выполнила возложенную на нее задачу.

Успех Карской экспедиции 1925 г. в значительной мере надо отнести за счет четкой организации дела. Принцип единоличной ответственности и руководства был проведен от начала до конца экспедиции. Он встретил дружную поддержку всех ее участников, Требования, сформулированные основной программой Карской экспедиции в отношении безопасности кораблевождения, также были выполнены. Все это привело к дальнейшему уменьшению страховых сумм. Сократились также сроки пробега судов и сроки перегрузки в сибирских портах. Но самым важным результатом было то, что при большом размахе операций и неблагоприятном в ледовом отношении годе экспедиция прошла вполне успешно.

Льды Карского моря на протяжении десятилетий служили в устах противников Северного морского пути наиболее веским аргументом против тех, кто ратовал за использование этого пути. Теперь каждый новый год приносил убедительные доказательства, что по Карскому морю можно успешно плавать даже в годы повышенной ледовитости.

По методам организации Карские экспедиции до 1928 г. включительно почти не изменились. Однако накопленный опыт позволял совершенствовать многие важные стороны, наметившиеся еще в прошлые годы. Это касалось, прежде всего, научного обслуживания арктической навигации. Карские экспедиции развивались не только как крупные государственные транспортные предприятия, но и как научные организации, объединяющие усилия ученых разных специальностей – гидрографов, гидрологов, метеорологов, геофизиков, географов. Так была заложена прочная основа содружества моряков и ученых, что в дальнейшем стало одной из главнейших отличительных особенностей всей работы по освоению Арктики.

1926, 1927 и 1928 гг. в истории Карских экспедиций прошли под знаком подготовки к еще более широким транспортным операциям. Они явились хорошей проверкой сил и средств, направляемых Советским государством в Арктику, испытанием стойкости полярников, прокладывавших первые пути в арктических морях.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 11:33

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 171.

Ледокольный пароход "Малыгин" помогает транспортным судам Карской экспедиции 1925 года.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:04

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 178.

Транспортные суда Карской экспедиции 1925 года в море. Из альбома Н.И. Евгенов.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:06

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 185.

Буксировка деревянной баржи в Новом Порту. Фото 1925 года из альбома Н.И. Евгенова.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:08

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 191.

Ледокольный пароход "Малыгин" во льду к северо-западу от о. Белого. Карская экспедиция 1925 года.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:10

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 192.

Транспортные суда Карской экспедиции в Новом Порту. Фото 1925 г. из альбома Н.И. Евгенова.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:12

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 193.

Участники Карской экспедиции 1925 года на пароходе "Казанец" (в центре группы капитан М.В. Николаев).

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:14

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 196.

Суда Карской экспедиции 1925 г. проходят через льды к северу от острова Белый.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1925 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:15

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 198.

Речной пароход Карской экспедиции 1925 г. "Казанец" в бухте Нового Порта.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1925: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2014 12:49

Советская Сибирь, 1925, № 190 (1925-08-22)

 Советская Сибирь, 1925, № 190 (1925-08-22) КЭкспедиция.jpg
Срочные известия.
(Инфориация, поступившая во время выпуска газеты).
Карская экспедиция идет благополучно.

Обь Иртышская часть Карской экспедиции Комсеверпути в полдень. 13 августа, прибыла в б. Новый Порт Обской Губы.
Морская часть 12 августа в полном составе подошла к проливам Карского моря. Ледокол экспедиции «Малыгин» и гидрографическое судно Убеко-Сибири «Иней» производят ледовую разведку для обеспечения безопасности прoxода торговых пароходов через Карское море. Ледовая разведка и наблюдение за движением льдов в Карском море в настоящем году усвлияаются двумя гидроаэропланами поступающими во время разведочной службы в распоряжение начальника ледовой разведки Комсеверпути гидрографа Евгенова, руководящего всей разведкой с ледокола «Мальгин».
Самолеты 4 августа вылетели из Ленинграда к месту работ. Базой самолетов будет служить радио-станция Маточкин Шар (северный пролив Новой Земли).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1925: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2014 12:52

Советская Сибирь, 1925, № 197 (1925-08-30)

 Советская Сибирь, 1925, № 197 (1925-08-30) КЭкспедиция.jpg
Срочные новости.
(Информация, поступившая во время выпуска газеты)
Где Карская экспедиция?

По последним данным Комсеверопути морская часть Карской экспедиции вышедшая из Лондона 2-го августа, в 7 часов 26-ro августа в составе пароходов «Аркос», «Троцкий» и «Свердлов» благополучно прибыла в бухту «Новый Порт» Обской губы.
Пароход «Л. Красин», следовавший на р. Енисей, 26-го августа прошел мередиан острова Белого, направляясь в Енисейский залив; сведений о прибытии его в Усть-Енисейский порт еще не поступило.
Ледокол «Малыгин», работавший до последнего времени на усиленных ледовых paзведках в районеe проливов Карского моря и двадцатимильной полосы льда к северу от острова Белого, в настоящее время приступил к выполнению программы научных работ одновременно изучая общее расположение льдов Карского моря.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1925: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 18 Ноябрь 2014 22:04

Из газет 1925 г.

"Советская Сибирь", 1925, № 022, 28 января.

 Советская Сибирь, 1925, № 022 (1925-01-28) КЭ-1925 план.jpg
Карская экспедиция 1925 года.
Экспортно импортный план.

В субботу, 24 января, на заседании Сибревкома был заслушав доклад Сибплана об экспортно-импортом плане Карской экспедиции текущего года.
Как видно из доклада, в текущем году в Карской экспедиции первоначально предполагалось участие только Сибгосторга а Киргосторга, за отсутствием до самого последнего времени соответствующих заявок от каких-либо других государственных и кооперативных учреждений и организаций. Заявка Сибгосторга и Киргосторга полностью покрывали импортно-экспортную норму прошлого года, причем по заявке Киргосторг участие его предполагалось лишь в экспорте, импорт же полностью оставался за Сибгосторгом.
Как в в прошлом году, в текущем году в пределах Сибири производство импортно-экспортных операций рассчитано по р. р. Оби и Енисею, причем в текущем году как импортные, так и экспортные операции по р. Енисею рассчитаны с значительным превышением прошлогодней нормы. Так импортных грузов по р. Енисею будет получено 836 тыс. пудов а по р. Оби всего лишь 440 тыс. пудов, экспорт же по р. Енисею рассчитан в размере 396 тыс. пудов, а по р. Оби всего лишь 247 тыс. пудов. В прошлом году, наоборот, большая часть импортно-экспортных грузов шла по р. Оби.
Программа экспорта лесоматериалов из Сибири в текущем году разработан с превышением прошлогоднего вывоза почти вдвое и достигает 1400 стандартов, при чем по р. Енисею будет вывезено 900 стандартов и по р. Оби — 500 стандартов.
Импортный план Карской экспедиции, разработанный Сибгосторгом из расчета потребностей своих собственных и его контрагентов, предусматривает в текущем году ввоз из-за границы целого ряда товаров, в которых особенно сально заинтересована сибирская сельскохозяйственная промышленность. Так сельско-хозяйственных машин и запасных частей в ним, равно и других металлоизделий рассчитано ввезти на сумму 2173 тыс. рублей. В контингент с.-х. машин входят, между прочим: паровая молотилка, 40 тракторов (в гарнитурах), значительное количество сепараторов (большой емкости), 200 тыс. штук австрийских кос и т. п. Кроме того, ввозится пашущих машинок и частей к ним на сумму 240 тыс. рублей.
Химических продуктов (медикаменты, краски и т. п.) предполагается ввести 1144 тонн всего на сумму 602 тыс. руб.
Между прочим, специально для «Советской Сибири» с Карской экспедицией привозится значительное количество газетной рулонной бумаги.
Импортный план Сибгосторга разработан в двух вариантах: один в размере нормы прошлого года и всего на сунну 3.649 тыс. рублей, а другой на сумму 4,5 милл. рублей, при чем в последнем случае предполагалось количество морских судов, идущих с импортно-экспортными грузами, увеличить на один корабль.
Уже после того, как Сибгосторгом был разработан и отослан в центр его собственный импортно-экспортный план, от Сибкрайсоюза поступала заявка на участие в Карской экспедиции как по импорту, так и по экспорту, причем экспорт его определяется в размере 25 тыс. пудов, а импорт - 57 т. пудов. Импорт Сибкрайсоюза охватывает следующее товары: бакалея (3 тыс. пудов), железо-скобяные изделия, (100 тыс. австрийских кос), упаковочные аппараты, канцелярские принадлежности и разного рода сырье для ряда собственных Сибкрайсоюза производств (кокосовое масло, ланолин и проч. для мыловарения и др).
Включение Сибкрайсоюза в участие в Карской экспедиции должно было пройти или за счет уменьшения плана Сибгосторга или даже за счет увеличения количества морских судов, причем в последнем случав обязательно должно бы быть произведено расширение плана Сибгосторга (до заполнения емкости судов) как в импортной, так, в особенности, экспортной части.
Заслушав доклад Сибплана об экспортно-импортном плане Карской экспедиция с. г., Сибревком постановил признать необходимым включение в план Сибгосторга заявки Сибкрайсоюза. Импортный план утвержден в сумме 3649 тыс. руб.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1925: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 10:36

"Бурят-Монгольская правда" №083 1925 г.

 BMP_083_1925 КЭ-1925.jpg
Северный морской путь из портов Европы в Сибирь
(К предстоящей Карской экспедиции).

В предстоящую навигацию Наркомвнешторгом будет осуществлена шестая ежегодная экспортно-импортная операция северным морским путем из портов Европы в Сибирь через устья р. р. Оби и Енисея, обычно называемая Карской экспедицией. Путь, ранее считавшийся малодоступным и даже недоступным, до 1920 г. не имевший за собой опыта систематических плаваний, в результате упорной работы последних пяти лет, превращается в ежегодно регулярно используемый путь — артерию прочной торговой связи Западной Сибири с Европой. Не выдерживающее дороговизны ж д. перевозки наше сырье, погруженное на речные баржи в центре Сибири в г. г. Ново-Николаевске, Омске и Семипалатинске, через два месяца выгодно продается на аукционах Лондона и Гамбурга Морские фрахты сев. морск. пути приближаются к фрахтам обычных рейсов на других морских линиях, понизившись с 64 коп. (за пуд-груз) в 1922 г. до 27,2 к в 1924 г. Страховой процент, правда, остается еще весьма значительный, но продолжает понижать и, несомненно, так же придет к нормальному для других морских путей.
В экспортной операции сев. морск путем 1925 г. участвуют; Сибгосторг, Киргосторг и Аркос К вывозу предположены высоко сортный пиленый лесоматериал, шерсть, кожсырье, конволос, жмыхи, всего до 375 000 пудов.
Лесоматериалы заготовляются в районе Красноярска на р Енисей и устья р Чулым, на р Оби, шерсть в Монголии, Западном Китае и юге Кирреспублик и, кожсырье и конволос в киргизских степях.
Импортерами Карской экспед. 1925 г. являются: Сибгосторг, Киргосторг, Уралгосторг, Узбекгосторг, Сибкрайсоюз. К ввозу предназначены, главным образом, следующие товары: цветные металлы, парафин, кожа выделанная, гарпиус, дубители, красители, оборудования элеваторной и химической промышленности сельско-хозяйственные машины, косы, медицинские товары и инструментарий, чай, пряности хозпринадлежности, пишущие машины, растительные масла, бумага и пр. Всего до 440 000 пудов.
Общее руководство транспортно-технической операции Наркомвнешторгом возложено на комитет северного морского пути — специальный орган НКВТ, ведающий и объединяющий мероприятия по изучению, исследованию и оборудованию и практическому использованию северного морского пути в Сибирь. В сибирской речной части экспедиция будет выполнена собственным аппаратом комсеверпути с использованием для перевозок частью собственных, построенных НКВТ в прошлом году, специальных судов, частью арендованного у госпароходства речного флота.
Выполнение экспедиции в морской части возложено на акционерное общество Аркос.
Морские пароходы с импортом из европейских портов Лондона и Гамбурга и речные буксиры с баржами, загруженными экспортом из Красноярска, Омска и Ново-Николаевска, выйдут в плавание: первые около 27-го вторые около 25-го июля. Пунктами встречи морских и речных флотилий будут бухта „Новый Порт" в Обской Губе и Усть Енисейский порт на р. Енисей. Встреча экспедиции в этих пунктах назначена на 15-е августа. Перегрузочные операции особенно сложные в Обской Губе, где они происходят на открытом рейде, займут около четырех недель, в число которых входит и обязательный процент неизбежных дурных погод и штормов, прерывающих работу.
Успех и развитие торговли северным морским путем дали возможность экспортировать не вывозившиеся ранее новые виды сырья, напр.: леса, жмыха, симулировав таким образом, эти стороны сибирской промышленности Лесные операции после опыта 24 года на реке Енисей переброшены в настоящем году и на реку Обь. Возрождающаяся промышленность и сельское хозяйство Сибири настоятельно требуют путей выхода на внешние рынки. При колоссальных расстояниях Сибири выгодным путем для ее громоздкого экспортного сырья может служить только северный мэрской путь, как естественный водный путь, ибо тонкая нить железной дороги и дороже и не сможет об служить возрастающих потребностей В силу этого северный морской путь, превращаясь в артерию нормальной и постоянной связи Сибири с заграницей, в настоящее время вызвал к жизни идею о создании акционерного общества, как самостоятельной материальной базы для успеха всестороннего использования материальных благ Союза.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1925: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 23 Декабрь 2014 20:12

Советская Сибирь, 1925, № 170, 28 июля.

 Советская Сибирь, 1925, № 170 (1925-07-28) Отплытие КЭ.jpg
Отплытие Карской экспедиции.

ОМСК, 26 июля. (Соб. корр.) Сегодня в четыре часа дня отплыла Карская экспедиция. Перед отходом экспедиции на берегу Иртыша собралась тысячная толпа. В числе провожающих уполномоченный наркомвнешторга Итунин, заместитель председателя комитета северного пути Шольц, представители губкома, губисполкома и профессиональных союзов.
Между вторым и третьим свистком состоялся короткий митинг, проходивший под знаком поднятия хозяйства и расширения внешней торговли.
Сигнал и отправлению был подан под звуки Интернационала.
Экспедиция отплыла в составе 400 человек, двух пароходов, двух больших лихтеров, нескольких больших барж. Экспедиция везет с собой 85 тысяч пудов жмыхов, 70 тысяч пудов шерсти и кожевенное сырье.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1925: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 07 Январь 2015 21:17

Советская Сибирь, 1925, № 211, 16 сентября.

 Советская Сибирь, 1925, № 211 (1925-09-16) КЗ-1925.jpg
Срочные новости
(Информация, поступившая во время выпуска номера)

Последние вести о Карской экспедиции

Перегрузочные работы по приему на речные суда заграничного импорта и сдачи Сибирского экспорта в Усть-Енисейском порту р. Енисея закончены девятого сентября. Пароход "Л. Красин" , с грузом пиленых лесоматериалов (910 стандартов) в 4 часа 10-го сентября вышел в обратное плавание.
Енисейская речная часть Карской экспедиции в 16 часов 10-го сентября предполагала выйти из Усть-Енисейского Порта в г. Красноярск. В «Новом Порту» Обской губы закончен перегрузкой пароход «Я. Свердлов», который для совместного с пароходом "Л. Красин" следования в Англию (Лондон), вышел к мысу Дровяному (в устье Обской губы).
Пароходы "Л. Красин" и "Я. Свердлов" встретились у о. Белого 12-го сентября, а в полдень 14-го сентября совместно благополучно следуют Карским морем на половине расстояния между о. Белым и проливом "Карские Ворота", изредка встречая полосы плавающего разреженного льда (*).
Проливы, ведущие в Карское море, чисты от льда.
(*) Широта 71.43', долгота 62.31'.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 75

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения