1931: Экспедиция Арктического института на шхуне «Ломоносов»

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1931: Экспедиция Арктического института на шхуне «Ломоносов»

Сообщение ББК-10 » 10 Август 2016 15:24

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.175-177.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.175-177 - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.175-177 - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.175-177 - 0003.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА И В КАРСКОЕ МОРЕ В 1931 ГОДУ НА СУДНЕ „ЛОМОНОСОВ"

Третья полярная экспедиция на землю Франца-Иосифа, организованная Арктическим институтом, вышла из Архангельска на паруснопаровом судне „Ломоносов" 19 июля. На борту „Ломоносова", помимо участников экспедиции и третьей смены зимовщиков, находились еще участники Новоземельской экспедиции Арктического института и экспедиции Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, моторный бот которой „Аэроарктика" буксировался п/с „Ломоносов" до Новой Земли. В задачи последней экспедиции входило обследование аэродромов для предстоящих полетов в Арктике.
Посетив губу Белушью на Новой Земле, где были взяты промышленники для Новоземельской экспедиции, и доставив экспедицию Гражданского воздушного флота в губу Крестовую, „Ломоносов" 29 июля вышел в Баренцово море и взял курс на о-в Гукера.
1 августа в широте 77°59' N и долготе 53°36' Е был встречен первый мелко-битый, сильно разреженный лед, который никаких затруднений для продвижения не представлял. Тогда же в широте78°40' N и долготе 52°21' Е вошли в сплоченный однолетний торосистый лед (8—9 баллов), продвигаться в котором благодаря слабой машине п/с „Ломоносов" было довольно затруднительно. Приходилось нередко форсировать легкие перемычки, что сильно замедляло ход. Продвижение во льду совершалось при упорных и густых туманах.
4 августа „Ломоносов" во время сжатия ледяных полей испытал сильный напор льда, при чем корпус судна был поднят на 3—4 фута. Сжатие продолжалось недолго: судну вскоре удалось выйти на полынью.
Продвигаясь все время в тяжелом льду при густом тумане, „Ломоносов" 5 августа подошел к Земле Франца-Иосифа, к о-ву Огорду. Входы в проливы были забиты сплоченным льдом. Сильным ветром „Ломоносов" был снова зажат льдами у м. Диллон, и его стало дрейфовать к о-ву Ли Смита. На м. Диллон была обнаружена избушка, поставленная участником экспедиции Фиала, д-ром Сейтцем. При перемене ветра сжатие прекратилось, проливы освободились от льда, и 8 августа „Ломоносов", пройдя проливом Аллен Юнга, вошел в бухту Тихую.

В тот же день было приступлено к разгрузке „Ломоносова" и к постройке магнитного павильона. После окончания постройки п/с „Ломоносов", взяв на борт смененную группу зимовщиков, 16 августа покинул бухту Тихую и через проливы Меллениуса и де-Брюйне вышел в Баренцово море, курсом к Русской Гавани. На пути к Русской Гавани были встречены лишь отдельные айсберги, и только на 79°20/ N был обнаружен весьма легкий лед. Главная масса льда лежала к востоку от курса. Продвигаясь вдоль западной кромки на юг, „Ломоносов" на 79°02' N обогнул южную границу льда и по чистой воде достиг 19 августа Русской Гавани. Простояв здесь до прибытия парохода „Мудьюг", который должен был доставить уголь, „Ломоносов", погрузив уголь, 31 августа вышел в северовосточную часть Карского моря. По пути была сделана высадка на м. Желания.
Проработав до 11 сентября в Карском море при весьма неблагоприятной погоде (волнение доходило иногда до 9 баллов), экспедиция возвратилась в Русскую Гавань для приведения собранного материала в порядок. Во время пребывания в Карском море судно доходило до 79° N и 80° Е, при чем на всем пути льда не было встречено, за исключением последней станции первого гидрологического разреза, от м. Желания по 70-му меридиану до 79° N.
В Русской Гавани „Ломоносов" был задержан до 16 сентября ураганом, со скоростью ветра, доходившей до 34 м/с.
По пути в Архангельск пароход вновь посетил Крестовую губу, где была 20 августа принята на борт „Ломоносова" Новоземельская экспедиция, и Белушью губу, где была снята лётная экспедиция Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота.
При переходе из Крестовой губы в Белушью „Ломоносов" был застигнут 23 сентября встречным штормом, силою до 11 баллов. Судно потеряло ход, и его отнесло несколько на север. Усилившимся штормом, во время которого крен доходил до 42°, нанесены судну некоторые повреждения.
Экспедиция прибыла в Архангельск 30 сентября.

Во время плавания п/с „Ломоносов" были произведены следующие научные работы. На пути продвижения к Земле Франца-Иосифа и обратно в 205 пунктах была определена температура поверхностного слоя моря и взяты пробы йоды для определения содержания хлора, щелочного резерва и удельной электропроводности. Здесь же производился сбор поверхностного планктона, при чем особенное внимание было обращено на распределение фитопланктона в зоне льдов. Были также поставлены опыты определения электрическими термометрами глубинных температур на ходу судна. Во время продвижения во льдах электрическими термометрами определялись одновременно температура воды, температура воздуха над поверхностью льда и температура верхнего слоя воздуха, для чего один из электрических термометров был установлен на марсе судна.
В северовосточной части Карского моря были взяты 22 гидрологические глубоководные станции, составляющие несколько разрезов, расположенных по широте и долготе; станции брались через 15—20 миль. На установленных горизонтах брались пробы воды, в которых определялись: температура, соленость по хлору, кислород, концентрация водородных ионов, удельная электропроводность, щелочной резерв, фосфаты, нитраты, содержание серной кислоты, кальция и магния. На судне имелась лаборатория, в которой и была частично произведена обработка сборов.
На глубоководных станциях производились специальные сборы по вертикальному распределению планктона, а на некоторых сборы осадочного планктона со всех гидрологических горизонтов; производились траловые работы и драгировка, для изучения донного населения моря и определения границ его распространения в зависимости от гидрологических условий, а также количественного распределения. Взяты пробы планктона для определения его химического состава.
Взято несколько драг и тралов в Русской Гавани и в Крестовой губе, в которых производились также сборы и по микробентосу. В Карском море взято несколько проб для полного химического анализа воды, а на ледниках Новой Земли добыты пробы льда, глетчерного и ископаемого, для изучения физикохимических свойств его. Здесь же были произведены фотоснимки структуры глетчерного льда.
На стоянках обследовались пресные водоемы в гидрологическом и гидробиологическом отношениях. Во время стоянки в Русской Гавани был произведен подробный промер ее, с нанесением глубин на карту. Из остальных работ можно отметить непрерывные метеорологические наблюдения и паразитологические работы, с обследованием в этом отношении моржей, медведей, морских зайцев и пр.
Из научных работников в рейсе „Ломоносова" принимали участие: А. Ф. Лактионов (начальник экспедиции), В. И. Усачев (гидробиолог), Л. О. Ретовский (гидробиолог), В. Л. Вагин (зоолог), Е. В. Казеева (химик) и Т. П. Бернштейн (гидробиолог).
Последними двумя участниками экспедиции по пути из Архангельска в Русскую Гавань были произведены, на пароходе „Мудьюг", определения температуры поверхностного слоя воды и собраны образцы воды для анализа на содержание хлора.
ЛАКТИОНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Экспедиция Арктического института на шхуне «Ломоносов»

Сообщение fisch1 » 29 Сентябрь 2019 19:55

Труды Арктического института Т. 18: Научные результаты Арктической экспедиции на "Ломоносове" в 1931 г. Гидрология и метеорология [Текст] = Scientific results of the Arctic expedition on the "Lomonosoff" in 1931. Hydrology and meteorology. - Ленинград : Изд-во Гл. упр. Северного морского пути, 1935. - 106 с., 1 л. карт. : ил.
 1.jpg

Лактионов, А. Ф. Глубоководные гидрологические наблюдения S
Лактионов, А. Ф. Наблюдения над поверхностным слоем воды в Баренцовом море и северозападной части Карского моря в 1931 г 65
Лактионов, А. Ф. Состояние льдов в Баренцовом море летом 1931 г. по на-блюдениям на судне „Ломоносов* в 1931 году 85
Лактионов, А. Ф. Метеорологические наблюдения, произведенные на судне „Ломоносов" летом 1931 г 91
Л актионов, А. Ф. Условия плавания в Русской Гавани 105

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1931: Экспедиция Арктического института на шхуне «Ломоносов»

Сообщение ББК-10 » 13 Январь 2021 16:56

Правда Севера, 1931, №266, 3 декабря

 Правда Севера, 1931, №266_03-12-1931 авиолиния на ЗФИ - 0003.jpg
 Правда Севера, 1931, №266_03-12-1931 авиолиния на ЗФИ - 0001.jpg
 Правда Севера, 1931, №266_03-12-1931 авиолиния на ЗФИ - 0002.jpg
ВЕСНОЙ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ АЭРО-ЛИНИЯ

Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота разработало проект воздушной гидролинии Архангельск — остров Колгуев — Новая Земля — Земля Франца-Иосифа и в июле 1931 года послало экспедицию в составе 5 человек для изысканий этой гидролинии.
Экспедиция под командой начальника тов. Столярова выехала на экспедиционном судне "Ломоносов" из Архангельска. Совместно с экспедиций ВОГВФ выехала экспедиция арктического института и Академии наук с целью гидрографического и климатологического исследования Баренцева и прилегающих к нему морей.
Добравшись до Новой Земли экспедиция ВОГВФ разделилась на две партии: одна (3 человека) на небольшом моторном боте обследовала западное побережье Новой Земли, где наметила ряд гидродромов для аэролинии; другая часть экспедиции дошла на судне "Ломоносов" до Земли Франца-Иосифа, где наметила место для основного пункта аэролинии - гидростанции, забросив туда горючее и смазочные материалы для будущей базы гидросамолетов.
Изыскательная экспедиция ВОГВФ после 3-месячной работы в ноябре вернулась обратно с необходимым материалом для открытия аэрогидролинии в Арктику.
Аэрогидролиния архипелага Новая Земля — Земля Франца-Иосифа, протяжением 1 800 км., будет первой в мире полярной арктической линией. Ставя себе задачей перевозку личного состава радиостанций, доставку инструмента, медикаментов, приборов, газет, почты, вывоз заболевших работников (радистов и метеорологов) а также оказание помощи ловецким судам, затертым льдами, - аэрогидролиния будет иметь большое экономическое значение. С весны 1932 года будет совершено несколько эпизодических полетов на гидросамолетах, чтобы к концу лета наладить воздушное сообщение не реже одного раза в декаду.
Аэролиния в Арктику будет самой трудной воздушной линией в мире. Аэрогидролиния Архангельск — Новая Земля — Земля Франца-Иосифа будет основным отрезком будущей трансарктической гидролинии Америка — Европа через Северный полярный край Советского Союза. При регулярной работе аэрогидролинии Арктика перестанет быть гиблым местом для научных экспедиций. Мощный гул моторов советских гидросамолетов рассеет тайну Севера, неизвестность его ледяных просторов. Арктика будет служить нуждам социалистического хозяйства Советского Союза.
К. ХОМЕНКО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения