1923: Карская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1923: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Июль 2008 11:07

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 182-184.

В подготовку экспедиции включились новые организации, главным образом, кооперативные. По плану в экспедиции должно было участвовать более 30 морских и речных пароходов и барж, не считая гидрографических и лоцмейстерских судов {4}.

В разгар подготовки международная обстановка, к которой Карские экспедиции были весьма чувствительны, осложнились. В мае 1923 г. консервативное правительство Англии предъявило СССР ультиматум – известную ноту Керзона. Отношения между СССР и Англией резко ухудшились. В такой обстановке экспортирующие органы не могли гарантировать подготовку экспедиции в установленные сроки. В связи с этим 18 мая Совет Труда и Обороны отменил свое прежнее постановление и предложил Наркомвнешторгу прекратить начатые работы по подготовке Карской экспедиции {5}. Когда обстановка несколько разрядилась, снаряжать экспедицию было уже поздно. Вместе с тем, правительство разрешило Центросоюзу организовать самостоятельно небольшую экспедицию в устье Енисея для доставки туда некоторых импортных товаров и вывоза небольшого количества экспортных грузов {6}. Одновременно на экспедицию возлагалась проводка на Енисей построенного за границей буксира «Кооператор» и лихтера «Друг». Они направлялись туда в сопровождении ледокольного парохода «В. Русанов» и парохода «Андре Марти» {7}. Последний в Англии, Германии и Норвегии принял 1076 тонн различных товаров для сибирской кооперации {8}.

{4} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, 1931, лл. 78 и 79.
{5} ЦГАОР и СС, ф. 374, оп. 128, д. 31, 1923, л. 61.
{6} «Аркос. Коммерческий бюллетень». 13 августа 1923, № 17.
{7} О Карской экспедиции 1923 г. см. брошюру «Карская экспедиция Центросоюза в 1923 г.», которая является отчетом начальника экспедиции (Отчет см. ЦА ММФ, ф. Комсеверопути, оп, 24, д. 10, лл. 78–79), а также Коммерческий бюллетень «Аркос» за 1923, № 17; ст. Карская экспедиция 1928 г., «Северное хозяйство», 1926, № 7, отд. Экономическая хроника, стр. 98.
{8} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110. Концентрация грузов в одном месте, например, в Англии была невозможна из-за забастовки грузчиков в портах отправления.

[182]
По приглашению Аркоса, экспедицию возглавил Б.А. Вилькицкий, его помощником был И.Э. Рекстин.

Переход из Англии к берегам Норвегии суда совершали раздельно. Буксир «Кооператор» с лихтером «Друг» и ледокольный пароход «В. Русанов» в Немецком море были застигнуты штормом, во время которого «Кооператор» получил серьезные повреждения. 5 августа караван достиг Тромсе, куда спустя несколько дней прибыл также «Андре Марти». 15 августа все суда направились к Новоземельским проливам.

Лето 1923 г. выдалось на редкость благоприятным для плавания. Пролив Югорский Шар еще 23 июля освободился ото льда, который снова появился здесь лишь в декабре. 19 августа суда через Югорский Шар проследовали в Карское море и 26 числа достигли Усть-Енисейского порта. Почти одновременно туда прибыли речные суда, зафрахтованные Сибирским Центросоюзом. Они доставили 18 тонн шерсти и 0,3 тонны отборного графита {1}.

Перегрузка товаров продолжалась до 5 сентября, когда суда вышли в обратный путь {2}.

Плавание было успешным. В Карском море суда льдов не встретили. 13 сентября «В. Русанов» и «Андре Марти» прибыли в Архангельск.

{1} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. 1, д. 311, 1928, л. 25. Общий оборот Карской экспедиции выразился в 1110 тоннах (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, лл. 78–79).
{2} В 1923 г. гидрографические работы на Оби и Енисее почти не производились. Суда Убеко-Сибири: на Оби – «Орлик», «Анна» и «Чайка», а на Енисее – «Шуя» и «Полезный» были заняты снабжением радиостанций о. Диксон и Марре-Сале. Две топографические и одна астрономо-геодезическая партии выполнили некоторые наблюдения в районе Хаманельской Оби. (Б.А. Сергеевский Указ. соч., стр. 119– 137) Более значительной по объему и результатам оказалась работа научной экспедиции КСМП в Гыданском заливе на шхуне «Агнесса». В результате ее работ был обследован участок северо-западного побережья полуострова Мамонта и о. Олений, произведена съемка Юрацкой губы, определены три астрономических пункта, легшие в основу карты этого района, которой исчезли мифические очертания Гыданского полуострова, и весь он приобрел контуры, близкие к действительности. Кроме того, экспедиция собрала сведения о возможности зверобойного промысла в этом районе. Из-за позднего времени «Агнесса» не смогла возвратитсья на свок5^основную базу в реку Обь. Следуя к устью реки Енисей, она села на мель и вынуждена была зазимовать. Весной во время ледохода ее раздавило льдом. (ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть». Оп. 1, д. 311. Здесь сводка научных работ КСМП). См. также М.А. Старокадомский. Указ. соч.

[183]
В результате Карской экспедиции 1923 г. Сибирь получила речной пароход «Кооператор», лихтер, три катера, оборудование для двух мыловаренных заводов, картонажной фабрики и другие товары.

По времени Карская экспедиция 1923 г. оказалась самой непродолжительной. Если в экспедиции 1920 г. суда находились в Карском море 48 дней, в 1921 г – 42 дня, в 1922 г – 37 дней, то в 1923 году на проход Карского моря было затрачено всего 23 дня {1}.

Это обстоятельство сказалось на снижении морских фрахтовых ставок. В 1923 году по сравнению с 1922 годом они упали с 4 фунтов 10 шиллингов до 3 фунтов с одной весовой тонны, или с 69 коп. до 46 коп. за пуд {2}. Так подтвердилась реальная возможность организации экономически выгодных перевозок по Карскому морю.

{1} Н. Сибирцев и В. И т и н. Указ. соч., стр. 107. (Внесены исправления» см. таблицу 8 на стр. 210).
{2} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. I, д. 311, лл. 42 и 43.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1923 года

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июль 2008 18:27

Фото из коллекции С.В. Шулинина. Красноармейцы охраны Карской экспедиции с жителями Нового Порта, 1923 г.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1923 года

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июль 2008 18:32

Фото из коллекции С.В. Шулинина. Грузчики Карской экспедиции 1923 года.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1923 года

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июль 2008 18:35

Суда Карской экспедиции 1923 года. На заднем плане - "Леонид Красин". Фотокопия из коллекции С.В. Шулинина.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1923 года

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июль 2008 18:38

Разгрузка. Карская экспедиция 1923 г. Фотокопия из коллекции С.В. Шулинина.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1923: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2014 19:37

Советская Сибирь, 1923, № 063 (1923-03-23)

 Советская Сибирь, 1923, № 063 (1923-03-23) СТАТЬЯ КЭ.jpg
Карский путь.

Чему учит прошлая „Карская экспедиция".

Сибинспекцией, по поручению Сибревкома, произведено обследование операции Карской экспедиции 1922 года, давшее следующее результаты: 1) баржи под погрузку, подавались в неисправном виде, плохо отремонтированные палубы протекали, люки не запирались; конопатка была слаба; снастей не доставало и пр.
Приходилось поданные к погрузке баржи в момент горячей спешки снова отводить для ремонта, и иногда дефективность баржи снова обнаруживалась после частичной загрузки; приходилось разгружать экспорт, который оказывался подмоченным.
Погрузочные работы велись c перебоями не только из-за подачи дефективных судов, но и благодаря ряду других причин: неявки грузчиков, приемщика и сдатчика товаров, подачи барж в неудобное для погрузки место, благодаря не своевременной доставке грузов экспорта.
Эта неурядица отодвинула погрузочные работы на 7-10 дней против предположенного срока.
Во время пути суда дважды подвергались осмотру, и каждый раз устанавливалось, что груз подмачивается.
Во время непогоды в бухте Новый Порт почти все суда потерпели аварию, причем в некоторых баржах образовались подводные щели и вода в трюмах скапливалась от 7 - 11 вершков.
Благодаря этому внушительная часть экспорта оказалась подмоченной.
Громадным минусом служило отсутствие на речных судах радиотелеграфа.
Экспорт и импорт чуть ли не в навалку помещался в трюмах судов, маркировка была слабая, разбитая тара импорта, отсортировка подмоченного экспорта и слабое освещение трюмов сильно усложняли и задерживали работы.
На обратном пути сказывался недостаток дров: заготовленных не было, собирали на берегу.
В результате этого экспедиция не прибыла к намеченному сроку 20 октября.
Обская группа в составе 3 пароходов и 10 барж подтянулась к Омску, а один пароход и три баржи, застигнутые рекоставом, зазимовали в Таре.
Подмоченного груза возвращено назад до 23.000 п.

Подготовка к новой экспедиции.

Теперь ряд государственных учреждений и организаций уже высказывались за организацию товаро-обменной экспедиции в 1923 г.
Еще в декабре прош. года Комитет Северного морского пути разработал программу предстоящего плавания. Сибревком уполномочивал зампредседателя КСМП т. Шольц войти с Москвой в переговоры в этом проекте, Ныне получены сведения, что коллегия НКВТ высказалась за организацию в 1923 году "экспедиции".
Программа предстоящей экспедиции в общих чертах такова: общий грузооборот — 740.000 пудов; из этого количества — 180.000 пуд. экспорта и 560.000 пуд. импорта.
Органы, принимающие участие в экспедиции, связывают это участие с необходимостью авансирования КСМП в счет уплаты речного фрахтера.
Эти авансы пойдут на ремонт флота,на обеспечение его топливом (чего не было в прошлом году), на содержание всего рабочего аппарата.
Общая сумма аванса определяется КСМП в 135.396 р. зол. Немедленно должно быть внесено участниками экспедиции за ремонт флота, на заготовку топлива — 49.000 р. зол. Суммы эти установлены предположительно и, возможно, потерпят изменение.
Следует отметить, что в вопросе участия в предстоящей экспедиции еще нет полного единодушия. Существуют настроения в пользу отказа от Карского пути и сосредоточения своего внимания на Петроградском порту.
Эта точка зрения встретила всякие возражения со стороны уполномоченного Сибирской кооперации в прошлую Карскую экспедицию Ю А. Конисского.
Для жизненности Карского пути недостаточно одной идеи и непосредственной связи с Зап. Европой и Америкой. Надо доказать выгодность этого пути, его коммерческую пригодность.
В работе: "К вопросу об организации Карской экспедиции 1923 г. Ю. А. Конисский сравнивает выгодность Карского пути с путем через Петроград. Выгоды весьма любопытны.
Провоз экспорта с пуда в копейках таков: кожсырье через Петроград 1330.02, Карскимм путем 268.48; волокно — через Петроград 131.02, Карским путем 227.43; шерсть - через Петроград 230,50, Карским путем - 262 20.
Таким образом видно, что преимущество стоимости провоза волокна и шерсти находится на стороне Петроградского направления (для волокна на 17 проц, для шерсти на 11 проц ), преимущества стоимости провоза кожсырья на стороне Карского пути, давая, особенно в отношении крупного кожсырья, огромную разницу на 496 проц., парализующую совершенно преимущество Петрограда по волокну и шерсти. Объясняется это высокой вывозной пошлиной на кожсырье.
Провоз импорта дает еще более убедительные результаты: для гарпиуса — через Петроград 196,75, Карским путем 120,02; для кожи подошвенной американской через Петроград 1682,13, Карским путем 175,00; для чая кирпичного через Петроград 2259,60, Карским путем 129,48 (в копейках).
Здесь преимущество по разбираемым родам импорта на стороне Карского пути: для гарпиуса — на 164 проц., для подошвенной кожи — на 961 проц.; для чая кирпичного — на 1751 проц.
Объяснение — величина ввозной пошлины.
Ю. А. Конисским дана сводка в отношении всего Карского экспорта и импорта 1922 года. Выводы; Карский путь дает преимущества по сравнению с Петроградским направлением в отношении всего экспорта 1922 г. — на 258 проц. абсолютно выражаясь суммой — 374488 руб. 50 коп. в отношении всего импорта: на 1117 проц. абсолютно выражаясь суммой — 905 939 р. 92 к.
По всему экспортно-импортному грузообороту 1922 г. Карский путь дает преимуществ на сумму 1.280.428 р. 42 к. золотом.
Эти данные определенно решаютт вопрос выгодности Карского пути, особенно в сфере использования импортных операций.

Сибирская кооперация и «Карский вопрос".

Для "головы" сибирской потребкооперации — Сибцентросоюза вопрос об участии в Карской экспедиции 1923 г. стоит весьма остро, Одному Сибцентросоюзу не по средствам, не по силам и не по имеющимся экспортным возможностям самостоятельное участие в экспедиции, требующей затраты более 1 1/2 миллионов рублей. Так обр. дело сведется к привлечению к участию в экспедиции Губсоюзов, к договоренности о совместных операциях с центросоюзом, к кредитованию и ссуде.
Сабирские Губсоюзы чрезвычайно осторожны, не в меру скупы, лишены размаха, тем более "риска".
Пока известно, что Омский в Томский Губсоюзы "воздерживаются". Енисейский не прочь соблазниться импортными возможностями. Остальные молчат.
Коллегия Сибцентросоюза проведает определенную активность.
Вопрос об участии сибирских Губсоюзов в Карской экспедиции 1923 года ставится на совещании председателей Губсоюзов в Новониколаевске.
Сам же Сибцентросоюз постановил:
1 Принять заявку правления центросоюза на участие в Карской экспедиции 15.000 пудами экспорта и 50.000 пудами импорта.
2. Поручить отделу внешней торговли договориться с правлением центросоюза об условиях участия его в Карской экспедиции.
3. Подтвердить участие СОЦ совместно с правлением центросоюза в 50.000 пудах экспорта.
4. Поручить сырьевому отделу заготовить 15.000 пудов сырья для Карской экспедиции, согласовав его спецификацию с отделом внешней торговли.
5. Ассигновать сырьевому отделу для заготовки экспорта необходимые средства, размер которых установить дополнительно по представлении соответствующего доклада сырьевым отделом с заключением финсчета и отдела внешней торговли.
6 Определить участие СОЦ совместно с правлением центросоюза в 80.000 пудов импорта.
7. Поручить оперативным отделам в 3-х дневный срок дать отделу внешней торговли свои пожелания по импорту для составления общей импортной заявки.
8. Отделу внешней торговли в срочном порядке поручить разработать экспортно-импортную заявку, согласовав ее с правлением центросоюза.
Такова предварительная наметка Карского плана. Нет сомнения, что в нее могут быть внесены коррективы. Нужно еще установить договорённость с центросоюзом прояснить и сдвинуть с места вопросы о получении заграницей ссуды под экспорт и о получении кредита в госбанке. Подлежат специальной выработке экспортная (по номенклатуре) и импортная программны...
В частности, следует отметить, что Енисейский Губсоюз предполагает использовать Карский путь для провода в Сибирь заказываемых в Лондоне парохода и двух лихтеров.
В. Б.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1923: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Октябрь 2014 22:20

Советская Сибирь, 1923, № 096 (1923-05-04)

 Советская Сибирь, 1923, № 096 (1923-05-04) Карская экспедиция.jpg
Карская экспедиция.

Экспедиция построена на основах хозрасчета. — В речной части участвуют 5 речных пароходов, 5 вспомогательных и 11 барж. — В моряной части экспедиции по доставке импорта из-за границы участвуют 4 парохода. - Операции в сибирской части экспедиции производятся Сибвнешторгом, а в заграничной — аппаратом "Аркоса". — Экспортный груз из Сибири и импортный из-за границы будут доставлены в Новый порт (Обская губа) к 15 августа с. г. — Связь установлена беспрерывная через радио — К началу навигации 1924 гада для Карских экспедиций будут построены 4 железных лихтера специальной конструкции.

По примеру прежних лет и в настоящий 1923 год по северному морскому пути состоится экспедиция, для доставки в Сибирь импорта и вывоза из нее экспорта. Экспедиция совершается на основах хозяйственного расчета и вся операция выполняется по следующему плану: В речной части по доставке экспорта из Ново-Николаевска и Омска в Новый Порт Обской губы участвуют арендованные Сибвнешторгом у Сибтранспорта 5 речных пароходов, 5 вспомогательных и 11 грузовых барж.
Из этого тоннажа хозорганам, участвующим в экспедиции, представляется: Сибдальгосторгу 125.000 пудов, Сибцентросоюзу 30 т. пуд. и Сиббюро ВСНХ 25 т. пудов, а всего 180 тыс. пудов.
В морской части экспедиции по доставке импорта из-за границы в Новый Порт Обской губы участвуют четыре морских судна средней вместимости 135 тыс. кубич. футов каждый. Тоннаж морских судов распределяется: Сибгосторгу — 180 т. пудов, Сибцентросоюзу — 80 тыс. пудов и Наркомвнешторгу — 160 тыс. пудов, всего 420 тыс. пудов.
Вся транспортно-техническая часть операции сибирской части экспедиции производится Сибвнешторгом, через комитет северного морского пути, а заграничный — аппаратом «Аркоса».
Морская часть экспедиции из Лондона и других заграничных портов, и речная из Омска и Ново-Николаевска выходят — 1-я 25 июля, вторая — 20 июля, с таким расчетом, чтобы к 15 августа прибыть в Новый Порт.
Перед проходом морской частью экспедиции Карского моря, начиная с 1-го августа с. г. пароход "Мятель" исследует кромку льдов и о состоянии их по радиотелеграфу сообщает в Юшар, Новый порт и Архангельск, в последнем будет находятся всегда готовый в выходу ледокол типа "Седов", который выходит из Архангельска, с расчетом 8 августа быть в проливе Югорский шар, где ожидают суда экспедиции и присоединяется к ним. В случае надобности для проводки морской экспедиции в Новый Порт ею может быть вызвано лоцмейстерское судно Убекосибири.
Экспортный груз Сибири и импортный из-за границы должны быть доставлены в Новый Порт (Обская губа) к 15 августа для взаимной перегрузки, которая должна быть закончена к 17 сентября, после чего морские и речные суда отправляются в пункты назначения.
Связь между судами морской и речной экспедиции будет поддерживаться через постоянные береговые радио-станции — Югорский шар, Марресале, Диксон. Обдорск и с 1-го августа Новый Порт.
На адмсудне речной экспедиции радио будет действовать беспрерывно.
В заключение нелишне отметить, что в текущем году, для обслуживания Карских экспедиций, С. С. С. Р. будет построено 4 железных лихтера, специально выработанной Комитетом Северного пути конструкции. причем суда должны быть готовы и вполне в оборудованном виде спущены на воду и сданы на р.р. Оби и Иртыше в г.г. Омске и Ново-Николаевске, к началу навигации 1924 года с тем. чтобы в эту навигацию они приняли участие в экспортной операции.
Такова в общих чертах программа предстоящей Карской экспедиции.
К. Ракей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1923: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Октябрь 2014 22:58

Советская Сибирь, 1923, № 193 (1923-08-30)

 Советская Сибирь, 1923, № 193 (1923-08-30) Сведения о КЭ.jpg
Сведения о Карской экспедиции.

Сибцентросоюзом получено сообщение о выходе 1-го августа с. г. из Гулля (Англия) в Красноярск Карским путем заказанных Енисейским губсоюзом парохода и лихтера.
Суда эти идут в сопровождении ледокола „Русанов". Получено сообщение о выходе 3 августа арендованного у "Аркоса" парохода „Троцкий" с грузом импорта для Центросоюза и Сибцентросоюза.
„Троцкий" должен догнать экспедицию ещё до входа в опасное для прохода пространство.
Навстречу Карской экспедиции вышла из Красноярска 10 августа речная часть Карской экспедиции в составе парохода „Ангара" двух лихтеров и одной баржи.
Ввиду того, что речная часть экспедиции подготовлялась наспех - с нею отправлено 355 пуд. кишок и 1079 пуд сохатинной шерсти.
Речная экспедиция загрузила свои трюмы грузом для попутных пристаней.
Последние сообщения отмечают, что суда речной экспедиции прибыли в Усть-Порт 20 августа, здесь должна состояться встреча их с судами морской экспедиции.
Последние сообщения о движении морской эскадры отмечают, что 20-го августа она была близ Югорского шара, у входа в Карское море.
Море, по полученным сообщениям, от льдов свободно.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1923: Карская экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Октябрь 2014 21:00

Советская Сибирь, 1923, № 200 (1923-09-07)

 Советская Сибирь, 1923, № 200 (1923-09-07) Успех КЭ-1923 г.jpg
Успех Карской экспедиции 1923 г.

Сообщаем последние данные о движении судов Карский экспедиции. Первоначально предполагалось, что суда гидрографической экспедиции проведут в Усть-Порт морские суда по Енисейскому заливу. Но первые задержались на р Енисее и опоздали для встречи.
Ввиду этого, пароход речной части Карской экспедиции „Ангара“ вышел 23 августа навстречу морским судам в направлении на Гальчиху.
Не доходя до последней 18 верст, "Ангара" встретил ледокол "Русанов", шедший вместе с пароходом "Аркоса" — "Троцкий" и с вновь построенным в Англин Лихтером Енисейского Губсоюза — "Друг".
Через 8 верст произошла встреча "Ангары" о новым пароходом Губсоюза "Кооператор", построенным в Англии на Гулльской верфи.
Таким образом, суда морской и речной части экспедиции прибыли в Устьпорт невредимыми.
Енисейский Губсоюз можно поздравить о собственным флотом, созданным по последнему слову техники.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1923: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2015 14:51

Советская Сибирь, 1922, № 293, 26 декабря.

 Советская Сибирь, 1922, № 293 (1922-12-26) О Карской экс-ии 1923 года.jpg
О Карской экспедиции 1923 года.

За Карскими экспедициями признается большое показательное значение. — Организация экспедиции желательна и в 1923 году с общим грузооборотом не менее 600 тыс. пуд. — Все технич.-коммерч. операции объединяются в руках комитета сев. морского пути. Принимаются меры к приобретению для навигации 1923 г. необходимого количества лихтеров. — Все товары, вывозимые и ввозимые сев. мор. путем, освобождаются от таможенных пошлин.


Идея северного морского пути тесно связана с судьбами народного хозяйства в Сибири, и когда Сибирское сельское хозяйство разовьется до размеров довоенных, то эта идея приобретет еще более глубокий жизненный интерес. Но так как экономическая сторона вопроса о северном морском пути недостаточно изучена, Сибревком постановил предложить Сибплану совместно с комитетом сев. морского пути продолжать начатую им разработку этого вопроса.
Кроме того, не смотря на то, что данные о Карских экспедициях 1920, 21 и 22 г. г. не позволяют считать эти экспедиции с транспортно-хозяйственной точки зрения коммерчески выгодными, ввиду ряда неблагоприятных условий, в которых они совершались, за ними следует признать большое показательное значение, для уяснения вопроса о преимуществах товарооборота Сибири с заграницей через северный морской путь, Сибревком, учитывая это, постановил признать желательной организацию товарообменной Карской экспедиции и в 1923 голу при следующих условиях: 1) Карская экспедиция д. б. обеспечена общим грузооборотом (экспортом и импортом) не менее 600. 000 пудов; 2) вся техническо-коммерческая сторона экспедиции д. б. сосредоточена в руках одного органа в видах обеспечения наилучшего коммерческого результата и 3) этому органу д. б. предоставлены наиболее подходящие к условиям полуморского плавания суда Сибирского речного флота в полное его распоряжение на весь операционный период.
В целях правильной коммерческой постановки товарообмена сев. морским путем, Сибревком признал желательным объединение Сибирских хозорганов, заинтересованных в экспортно-импортных операциях с заграницей, в торгово-транспортное акционерное товарищество. Принимая же во внимание, что подготовка к экспедиции 1923 года должна начаться в ближайшее время, организация же акционерного о-ва потребует длительного срока, Сибревком признал необходимым организацию экспедиции в 1923 году возложить на Комитет северного морского пути, с объединением в его руках всех техническо-коммерческих операций и с тем, чтобы комитет принял все необходимые меры к избежанию дефектов прошлых экспедиций.
Полагая что грузоподъемность речного флота едва-ли сможет обслужить экспедицию 1923 года и что для успеха дальнейших экспедиций требуется безотлагательное усиление сибирского речного флота судами, наиболее подходящими к условиям полуморского плавании, Сибревком считает необходимым приобретение и доставку в навигацию 1923 г. лихтеров в количестве, обеспечивающем минимальный грузооборот по сев. морскому пути.
Вместе с тем, в интересах Сибирского народного хозяйства, чрезвычайно ослабленного за годы войны и революции и нуждающегося для своего восстановления и реализации своей продукции с наибольшей выгодой, а также и в приобретении необходимых ему товаров при наименее обременительных условиях, Сибревком считает необходимым сложение таможенных пошлин с ввозимых и вывозимых северным морским путем товаров в экспедицию 1923 года, эта мера по тем же мотивам была одобрена СТО применительно к экспедиции 1922 года.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1923: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 17 Февраль 2015 07:24

Явно "заказная" статейка от Союза водников.

Советская Сибирь, 1923, № 241, 25 октября.

 Советская Сибирь, 1923, № 241 (1923-10-25) Как прошла КЭ-1923 г.jpg
Как прошла Карская экспедиция 1923 г.

Организованная Сибцентросоюзом Карская экспедиция 1923 г. закончена. Полагая, что участники ее дадут подробный отчет о ней, приводим некоторые данные, опубликованные "Красноярским Рабочим."

Наши газеты.
Председатель райкомвода Тов. Сидельников, ездивший встречать Карскую экспедицию, захватил с собой газет и литературу. Т. Сидельников передал английским матросам номер "Красноярского Рабочего" с обращенным к ним приветствием на английском языке; его внимание очень тронуло англичан, которые, в свою очередь, приветствовали русских матросов.
Гостям переданы "Правда", "Изв. ВЦИК" и отчет о 12 съезде РКП.
Шкипер, получивший книжку "12-й съезд РКП", тщательно ее спрятал, все приходящие в Англию русские суда тщательно обыскиваются полицией.

"Английские" матросы.
Наших матросов и командиров пригласили в кубрик английского парохода в гости.
Завязалась беседа. Оказалось, что экипаж английского парохода состоит не из одних англичан. Тут и немцы и французы, и поляки и латыши, и эстонцы, и чернокожие.
Все матросы наняты на один рейс. Механик б. врангелевский офицер.
Матросы получают на наши деньги 70 руб. золотом, но их хватает в Англии только свести концы с концами. Наши матросы, получающие 40 руб. золотом, на них могут в России купить больше, чем англичане на 70 руб. в Англии. Некоторые английские матросы решили в следующий рейс остаться в России.

Груз.
Прибывший грум оказался в очень испорченной таре, россыпи получилось масса.
Отмечается дисциплинированность, проявленная нашими матросами при разгрузке.

Плохая работа лотдистанции.
Работа лотдистанции окапалась не на высоте своего положения.
Прежде всего, путь следования судов до порта не был обставлен бакенами, и потому суда шля наугад, с огромным риском.
Вообще работа лотдистанции носит явную окраску бесхозяйственности.
Дистанция потребовала на Архангельского порта себе пароход "Ме-
тель" типа легкого ледокола, предполагая посылать наши полуморские суда под его конвоем, но "Метель" оказалась настолько легким судном, что даже под конвоем других судов во время следования из Архангельского порта, она изломала себе десять шпангоутов. Убедившись в маломощности "Метели", лотдистанция долго не могла решать, что делать с ней. Отравить "Метель" в Архангельский порт рискованно, а здесь она бесполезна. И наконец, решили отправить ее на зимовку на Диксон. Компетентные лица утверждают, что "Метель" на Диксоне будет зимовать с риском быть затопленной тяжестью льда.
Великолепный новый пароход "Иней", с хорошим инвентарем и оборудованием, лежит на боку, наполовину занесенный илом в Енисейском порту. И нет никакой надежды, что лотдистанция извлечет его в ближайшее время, так как не видно абсолютно никаких подготовительных работ к весеннему его подъему с большой водой.
Надо добавить, что инвентарь с "Инея" уже расхищается и что ничего хорошего от лежания его на боку не предвидится.
На «Инее» до сих пор содержится штат матросов, хотя и сокращенный, но расход все же непроизводительный.
Есть еще у лотдистанции пароход "Шуя", который она сдала в аренду.

Организационные расходы.
Союз водников находит, что организация Карской экспедиции во многом не выдерживает критики. Комсеверопуть, организующий перевозку импортных грузов из Архангельского порта по океану и по рекам Оби и Енисею один раз в год, имеет свое филиальное отделение с огромным штатом служащих в Н-Николаевске, на обязанности которых лежит зафрахтовка судов у госпароходства и сопровождение грузов.
Не лучше ли было бы, с громадной экономией средств, передать целиком всю транспортировку грузов по рекам госпароходству. Тогда отпала бы необходимость содержать целый штат ненужных работников, оплата которых ложится накладным расходом на прибывший из-за границы товар.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1923: Карская экспедиция

Сообщение fisch1 » 08 Октябрь 2016 17:34

Советская Сибирь.N226(1173) 7 октября 1923
 Советская Сибирь.N226(1173) 7 октября 1923..jpg
Прибытие Карской экспедиции.
КРАСНОЯРСК, 5 октября. В Красноярск прибыли товары Карской экспедиции, закупленные в Англии в количестве 65635 пудов, среди которых около З0ООО чаю, 12440 пуд. мануфактуры, 3703 пудов какао, остальное—машинные части.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения