Подготовка Карской товарообменной экспедиции 1922 г. развернулась при благоприятной торговой конъюнктуре на капиталистическом рынке. Задыхаясь в тисках послевоенного экономического кризиса, капиталистические фирмы искала выход, в частности, и в развитии торговых связей с Россией. Этому благоприятствовало упрочение международного положения Советской республики. На Генуэзской конференции провалились попытки наиболее агрессивных капиталистических кругов навязать планы закабаления СССР. Несмотря на продовольственные трудности, голод в Поволжье и в южных районах страны, внутреннее положение молодого социалистического государства укрепилось. Сказались первые результаты новой экономической политики: усилился товарообмен между городом и деревней, окреп союз рабочего класса с массами трудового
[172]
крестьянства. Успешно преодолевал разруху железнодорожный и водный транспорт.
Северные окраины страны в этот период стали более или менее регулярно снабжаться продовольствием. В связи с этим отпала острая надобность в доставке хлеба с Оби и Енисея, как это было в 1920— 1921 гг. {1}
В Карской экспедиции 1922 г. Енисейский речной флот не участвовал, так как он был занят перевозками минусинского хлеба для голодающих районов Поволжья {2}. Первоначально предполагалось вывезти за границу некоторое количество енисейского леса, но он в то время еще не смог пойти на мировой рынок, так как не отвечал международным стандартам. От вывоза курейского графита было решено отказаться. Таким образом, Карская экспедиция 1922 г. не затрагивала бассейн реки Енисей.
Несмотря на отсутствие в Карской экспедиции енисейского речного и архангельского морского отрядов, географический район влияния Карской экспедиции на этот раз намного расширился. Постановлением Совета Труда и Обороны от 4 января 1922 г. к участию в Карской экспедиции были привлечены организации не только Сибири, но Урала и Киргизского края {3}. Урал должен был экспортировать медь, асбест, хромоникель, кожу, щетину, волос и пушнину. Развившаяся промышленность Урала была заинтересована также в подъеме обских рыбных промыслов, которые могла поддержать Карская экспедиция. В экспорт Средней Азии входили, главным образом, кожевенное сырье, волос- и шерсть. Вместе с тем Средняя Азия должна была получить извне сельскохозяйственные орудия. Постановлением Совета Труда и Обороны в число участников Карской экспедиции включались Сибдальвнешторг, Сибпромбюро ВСНХ, Сибцентросоюз, представители которых по положению, утвержденному 1 апреля 1922 г., вошли в состав Комитета Северного морского пути {4}.
Придавая важное значение предстоящей Карской товарообменной экспедиции, Совет Труда и Обороны несколько раз детально рассматривал ее план. Уже упомянутым решением от 4 января для объединения и общего направления мероприятий, связанных с использованием Карского морского пути, была учреждена должность Особоуполномоченного по экспедиции (им был назначен Г. Д. Красинский). Затем 15 февраля {5}, 22 февраля {6} и 1 марта {7} Совет Труда и Обороны повторно рассматривал вопросы организации Карской экспедиции. Было решено освободить ее от всех видов таможенного обложения. 3 мая Совет Труда и Обороны, на основании представленных заявок, определил экспортно-импортный план экспедиции {8}. Ответственность за проведение экспедиции со стороны Сибири была возложена на Комитет Северного морского пути, со стороны Западной Европы — на «Аркос». Контроль и наблю-
{1}С 1922 г. на Европейский Север направлялся импортный хлеб, который, по подсчетам Наркомпрода, обходился в 2 раза дешевле сибирского хлеба, доставлявшегося по Карскому морскому пути. В связи с этим ранее предназначенный для Европейского севера 1 миллион пудов сибирского хлеба был разбронирован и направлен в другие районы страны (Научные фонды ДАНИИ, № 2192. Копия доклада Особоуполномоченного СТО по Карской экспедиции Г Д. Красинского).
{2} Ввиду сложности положения с перевозками в Сибири Совет Труда и Обороны и Всероссийский Центральный Исполнительный комитет направил туда Ф. Э Дзержинского, который оказал большую помощь в осуществлении Карской экспедиции.
{3} СУ РСФСР, 1922, № 13. ст. 132.
{4}СУ РСФСР, 1922, № 13, ст. 132.
{5} СУ РСФСР, 1922, № 13, ст. 132.
{6} СУ РСФСР, 1922, № 18, ст. 205.
{7} СУ РСФСР, 1922, № 19, ст. 224.
{8} СУ РСФСР, 1922, № 37, ст. 436.
[173]
дение за проведением экспедиции осуществлял по-прежнему Сибревком {1}.
Карская экспедиция 1922 г. строилась на основе хозяйственного расчета с балансируемым бюджетом. Содержание административного аппарата, фрахт судов, содержание судовых команд и прочие расходы относились за счет участвовавших в экспедиции хозяйственных организаций. Это побуждало каждую организацию, принимавшую участие в Карском деле, подойти к нему с точки зрения реальной выгоды, имея в виду, что экспорт следовало сбалансировать с импортом.
На расходы по экспедиции Совет Труда и Обороны разрешил из оборотных средств Наркомвнешторга ассигновать 5 миллионов рублей золотом; Комитету Северного морского пути разрешалось израсходовать на покупку четырех железных лихтеров (барж) 300 тысяч рублей золотом (это решение СТО в 1922 г. не осуществлено).
По инициативе Центрального управления НКПС, 15—18 февраля 1922 г. в Москве состоялось первое междуведомственное совещание по вопросам Северного морского пути. Материалы этого совещания вскоре были опубликованы и оказали заметное влияние на дальнейший ход освоения Советской Арктики.
В совещании приняли участие Главное гидрографическое управление, Главное управление Воздушного флота, Главное управление Научных учреждений, Морское Командование Северного моря, Беломорский' округ путей сообщения, Высший технический комитет, Комитет Северного морского пути, Плавучий морской институт и другие организации,, работающие на Севере. Совещание энергично поддержало идею практического использования Северного морского пути.
«Экспедиция в наступающую навигацию 1922 г., — говорилось в решении совещания,— должна быть выполнена во что бы то ни стало. Открытие правильно поставленного судоходства Северным морским путем вызывает к жизни целый край, по своим размерам и природным богатствам превосходящий Западную Европу в целом».
Для более успешного использования Карского морского пути совещание выработало широкую программу научных и практических мероприятий, которые в полном объеме удалось претворить в жизнь только в течение ряда лет.
Совещание предусмотрело: гидрологическое и гидрографическое обследование проливов Малыгина и Карские ворота, пролива к югу от острова Вилькицкого, района острова Белого, устьевых районов рек Оби и Енисея, установку освещаемых знаков и звуковых сигналов в проливах» на северной оконечности Новой Земли, на мысе Харасовом, островах: Белом, Вилькицкого и Сибирякова (Кузькине {2}), в устьях сибирских рек издание лоций и карт Карского морского пути, расширение сети существующих радиостанций, постройку полярных станций на острове Белом» мысе Желания и на восточном выходе из Маточкина Шара, улучшение: снабжения радиостанций путем завоза на них годичного и двухгодичного продовольственного запаса {3}. На совещании был поднят вопрос о применении авиации, особенно для разведок льдов. Высказывалось пожелание в навигацию 1922 г. организовать базирование гидроаэропланов в Югорском Шаре и на острове Белом, а также в порядке опыта использовать
{1} В мае 1922 г. СТО упразднил должность Особоуполномоченного, считая, что-основная подготовка Карской экспедиции завершена.
{2} Ранее острова Диксона и Сибирякова носили имя Кузькина.
{3} Междуведомственное совещание от 15—18 февраля 1922 г. по вопросам Северного морского пути, Птгр, 1922.
[174]
...в качестве авиабазы ледокол «Святогор» {1}. Вообще совещание большое внимание уделило организации ледовых разведок как силами авиации, так и посредством ледоколов. Было выдвинуто требование, чтобы на ледоколах, сопровождающих торговые суда, обязательно имелись научные группы. Один из пунктов постановления требовал ускорения сооружения арктических портов и угольных баз. В заключение совещание подтвердило свое глубокое убеждение, что освоение Северного морского пути имеет выдающееся народнохозяйственное значение.
{1} 22 февраля 1922 г. состоялось первое решение советского правительства по вопросу о применении авиации в освоении Северного морского пути (СУ РСФСР, 1922, № 18, ст. 205, § 2, п. д.).
[172]
крестьянства. Успешно преодолевал разруху железнодорожный и водный транспорт.
Северные окраины страны в этот период стали более или менее регулярно снабжаться продовольствием. В связи с этим отпала острая надобность в доставке хлеба с Оби и Енисея, как это было в 1920— 1921 гг. {1}
В Карской экспедиции 1922 г. Енисейский речной флот не участвовал, так как он был занят перевозками минусинского хлеба для голодающих районов Поволжья {2}. Первоначально предполагалось вывезти за границу некоторое количество енисейского леса, но он в то время еще не смог пойти на мировой рынок, так как не отвечал международным стандартам. От вывоза курейского графита было решено отказаться. Таким образом, Карская экспедиция 1922 г. не затрагивала бассейн реки Енисей.
Несмотря на отсутствие в Карской экспедиции енисейского речного и архангельского морского отрядов, географический район влияния Карской экспедиции на этот раз намного расширился. Постановлением Совета Труда и Обороны от 4 января 1922 г. к участию в Карской экспедиции были привлечены организации не только Сибири, но Урала и Киргизского края {3}. Урал должен был экспортировать медь, асбест, хромоникель, кожу, щетину, волос и пушнину. Развившаяся промышленность Урала была заинтересована также в подъеме обских рыбных промыслов, которые могла поддержать Карская экспедиция. В экспорт Средней Азии входили, главным образом, кожевенное сырье, волос- и шерсть. Вместе с тем Средняя Азия должна была получить извне сельскохозяйственные орудия. Постановлением Совета Труда и Обороны в число участников Карской экспедиции включались Сибдальвнешторг, Сибпромбюро ВСНХ, Сибцентросоюз, представители которых по положению, утвержденному 1 апреля 1922 г., вошли в состав Комитета Северного морского пути {4}.
Придавая важное значение предстоящей Карской товарообменной экспедиции, Совет Труда и Обороны несколько раз детально рассматривал ее план. Уже упомянутым решением от 4 января для объединения и общего направления мероприятий, связанных с использованием Карского морского пути, была учреждена должность Особоуполномоченного по экспедиции (им был назначен Г. Д. Красинский). Затем 15 февраля {5}, 22 февраля {6} и 1 марта {7} Совет Труда и Обороны повторно рассматривал вопросы организации Карской экспедиции. Было решено освободить ее от всех видов таможенного обложения. 3 мая Совет Труда и Обороны, на основании представленных заявок, определил экспортно-импортный план экспедиции {8}. Ответственность за проведение экспедиции со стороны Сибири была возложена на Комитет Северного морского пути, со стороны Западной Европы — на «Аркос». Контроль и наблю-
{1}С 1922 г. на Европейский Север направлялся импортный хлеб, который, по подсчетам Наркомпрода, обходился в 2 раза дешевле сибирского хлеба, доставлявшегося по Карскому морскому пути. В связи с этим ранее предназначенный для Европейского севера 1 миллион пудов сибирского хлеба был разбронирован и направлен в другие районы страны (Научные фонды ДАНИИ, № 2192. Копия доклада Особоуполномоченного СТО по Карской экспедиции Г Д. Красинского).
{2} Ввиду сложности положения с перевозками в Сибири Совет Труда и Обороны и Всероссийский Центральный Исполнительный комитет направил туда Ф. Э Дзержинского, который оказал большую помощь в осуществлении Карской экспедиции.
{3} СУ РСФСР, 1922, № 13. ст. 132.
{4}СУ РСФСР, 1922, № 13, ст. 132.
{5} СУ РСФСР, 1922, № 13, ст. 132.
{6} СУ РСФСР, 1922, № 18, ст. 205.
{7} СУ РСФСР, 1922, № 19, ст. 224.
{8} СУ РСФСР, 1922, № 37, ст. 436.
[173]
дение за проведением экспедиции осуществлял по-прежнему Сибревком {1}.
Карская экспедиция 1922 г. строилась на основе хозяйственного расчета с балансируемым бюджетом. Содержание административного аппарата, фрахт судов, содержание судовых команд и прочие расходы относились за счет участвовавших в экспедиции хозяйственных организаций. Это побуждало каждую организацию, принимавшую участие в Карском деле, подойти к нему с точки зрения реальной выгоды, имея в виду, что экспорт следовало сбалансировать с импортом.
На расходы по экспедиции Совет Труда и Обороны разрешил из оборотных средств Наркомвнешторга ассигновать 5 миллионов рублей золотом; Комитету Северного морского пути разрешалось израсходовать на покупку четырех железных лихтеров (барж) 300 тысяч рублей золотом (это решение СТО в 1922 г. не осуществлено).
По инициативе Центрального управления НКПС, 15—18 февраля 1922 г. в Москве состоялось первое междуведомственное совещание по вопросам Северного морского пути. Материалы этого совещания вскоре были опубликованы и оказали заметное влияние на дальнейший ход освоения Советской Арктики.
В совещании приняли участие Главное гидрографическое управление, Главное управление Воздушного флота, Главное управление Научных учреждений, Морское Командование Северного моря, Беломорский' округ путей сообщения, Высший технический комитет, Комитет Северного морского пути, Плавучий морской институт и другие организации,, работающие на Севере. Совещание энергично поддержало идею практического использования Северного морского пути.
«Экспедиция в наступающую навигацию 1922 г., — говорилось в решении совещания,— должна быть выполнена во что бы то ни стало. Открытие правильно поставленного судоходства Северным морским путем вызывает к жизни целый край, по своим размерам и природным богатствам превосходящий Западную Европу в целом».
Для более успешного использования Карского морского пути совещание выработало широкую программу научных и практических мероприятий, которые в полном объеме удалось претворить в жизнь только в течение ряда лет.
Совещание предусмотрело: гидрологическое и гидрографическое обследование проливов Малыгина и Карские ворота, пролива к югу от острова Вилькицкого, района острова Белого, устьевых районов рек Оби и Енисея, установку освещаемых знаков и звуковых сигналов в проливах» на северной оконечности Новой Земли, на мысе Харасовом, островах: Белом, Вилькицкого и Сибирякова (Кузькине {2}), в устьях сибирских рек издание лоций и карт Карского морского пути, расширение сети существующих радиостанций, постройку полярных станций на острове Белом» мысе Желания и на восточном выходе из Маточкина Шара, улучшение: снабжения радиостанций путем завоза на них годичного и двухгодичного продовольственного запаса {3}. На совещании был поднят вопрос о применении авиации, особенно для разведок льдов. Высказывалось пожелание в навигацию 1922 г. организовать базирование гидроаэропланов в Югорском Шаре и на острове Белом, а также в порядке опыта использовать
{1} В мае 1922 г. СТО упразднил должность Особоуполномоченного, считая, что-основная подготовка Карской экспедиции завершена.
{2} Ранее острова Диксона и Сибирякова носили имя Кузькина.
{3} Междуведомственное совещание от 15—18 февраля 1922 г. по вопросам Северного морского пути, Птгр, 1922.
[174]
...в качестве авиабазы ледокол «Святогор» {1}. Вообще совещание большое внимание уделило организации ледовых разведок как силами авиации, так и посредством ледоколов. Было выдвинуто требование, чтобы на ледоколах, сопровождающих торговые суда, обязательно имелись научные группы. Один из пунктов постановления требовал ускорения сооружения арктических портов и угольных баз. В заключение совещание подтвердило свое глубокое убеждение, что освоение Северного морского пути имеет выдающееся народнохозяйственное значение.
{1} 22 февраля 1922 г. состоялось первое решение советского правительства по вопросу о применении авиации в освоении Северного морского пути (СУ РСФСР, 1922, № 18, ст. 205, § 2, п. д.).