1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 10 Январь 2021 21:05

А далее, уже по теме "Красин" - "Ленин":

Полярная Правда, 1932, №52, 1 марта

 Полярная Правда, 1932, №052, 1 марта КРАСИН НЗ.jpg
Красин ушел к Новой Земле

Вчера ледокол "Красин" ушел в трехнедельную экспедицию к Новой Земле.
На борту "Красина" находится сотрудник "Полярной Правды" т. Л. Воронцова.
"Полярная Правда" будет регулярно освещать работу экспедиции.


Полярная Правда, 1932, №63, 15 марта

 Полярная Правда, 1932, №63, 15 марта КРАСИН-ЛЕНИН встреча.jpg
"Красин" № 333 сл. 34 12-го 12-го 23 ч. 50 м.
Мурманск
ТОГПУ, Окрисполком, ОК ВКП(б), Райкомвод
В результате подлинно проявленного энтузиазма всем личным составом ледокола "КРАСИН" первый этап рейса, порученный партией и правительством, выполнен: "Красин" в 23 часа 20 минут пришвартовался к "Ленину". Все здоровы.
Калинин.
Бобров.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 11 Январь 2021 16:49

Правда Севера, 1932, №88, 15 апреля

 Правда Севера, 1932, №088_15-04-1932 КРАСИН-ЛЕНИН дрейф.jpg
РАДИО С "КРАСИНА"

ЛЕНИНГРАД, (РОСТА). В новой радиограмме с ледокола "Красин" сообщается: "Неблагоприятный юго-западный ветер увеличивается, достигая пяти-шести баллов. Ледяные поля, гонимые сильным ветром, увлекают за собой ледоколы. "Красин" и "Ленин" вынуждены дрейфовать во льдах. Как только ветер изменит свое направление ледоколы двинутся в обратный рейс в Мурманск.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 11 Январь 2021 18:56

Правда Севера, 1932, №101, 1 мая

 Правда Севера, 1932, №101_01-05-1932 КРАСИН-ЛЕНИН.jpg
ТЕЛЕГРАММА С "КРАСИНА"

Встречая международный праздник — первое мая — во льдах Арктики, экипаж ледоколов "Красин" и "Ленин" обещает принять все меры к благополучному выходу ледоколов
ПОНОМАРЕВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 11 Январь 2021 19:22

Правда Севера, 1932, №106, 9 мая

 Правда Севера, 1932, №106_09-05-1932 МАЛЫГИН. КРАСИН-ЛЕНИН.jpg
ПЕРВЫЙ С МОРЯ
МАЛЫГИН ПРИШЕЛ В АРХПОРТ

Вчера 11 часов дня прибыл в Архангельск со зверобойных промыслов ледокол "МАЛЫГИН".
Ледокол, имея на борту 130 охотников, с февраля курсировал в Белом море. Результаты промыслов удовлетворительны.
Набито свыше 9-ти тысяч голов зверя.

ПРИБЫТИЕ "ЛЕНИНА" И "КРАСИНА" ОЖИДАЕТСЯ В НАЧАЛЕ ИЮНЯ

Ледоколы "Красин" и "Ленин" продолжают стоять на зимовке у острова Вайгача, мыс Лямчин Нос.
Ввиду ограниченного запаса угля ледоколы ожидают полного таяния льдов.
Совторгфлот ожидает прибытия "Ленина" и "Красина" в первых числах июня.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Январь 2021 07:38, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 11 Январь 2021 19:32

Правда Севера, 1932, №114, 18 мая

 Правда Севера, 1932, №114_18-05-1932 КРАСИН-ЛЕНИН на чистой воде.jpg
В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ
"КРАСИН" И "ЛЕНИН" ВЫШЛИ В ЧИСТУЮ ВОДУ

Вчера поздно вечером с ледокола "Красин" получена радиограмма следующего содержания: В 17 часов, ведя на буксире ледокол "Ленин", вышли в чистую воду. Будем в Мурманске девятнадцатого.
ПОНОМАРЕВ.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Январь 2021 07:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 11 Январь 2021 20:00

Правда Севера, 1932, №115, 20 мая

 Правда Севера, 1932, №115_20-05-1932 КРАСИН-ЛЕНИН в Мурманске.jpg
ЛЕДОКОЛЫ "ЛЕНИН" и "КРАСИН" в МУРМАНСКЕ

Вчера в три часа ледоколы "Ленин" и "Красин" прибыли в Мурманск.
Через четыре дня "Ленин" прибудет в Архангельск где станет на долгосрочный ремонт.

Полярная Правда, 1932, №116, 20 мая

 Полярная Правда, 1932, №116, 20 мая КРАСИН-ЛЕНИН возвр.jpg
ПРИБЫТИЕ ЛЕДОКОЛОВ "КРАСИНА" и "ЛЕНИНА"

Вчера в 6 час. веч. пришли в Мурманский порт, возвращающиеся из ледового похода героические ледоколы "КРАСИН" и "ЛЕНИН".
Колонны трудящихся Мурманска восторжено приветствовали участников похода.
Были проведены митинги, посвященные встрече. На ледоколе "КРАСИН" выступали т. т. ПОНОМАРЕВ (командир ледокола), СОКОЛОВ (ОК ВКП(б), БЕЛЯЕВ (от команды ледокола;, ГРИГОРЬЕВ (ОИК), НИКОЛАЕВ (ОК ВЛКСМ) и друг.
На л/к "ЛЕНИН" выступали т. т. ЭГГЕ (командир лк), БЕЛКОВ (ОК ВКП (б), БАРАНОВ (предсудкома лк) и друг.
Подробный отчет о встрече экипажа ледоколов будет дан в "П. П. " завтра.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 12 Январь 2021 15:58

Полярная Правда, 1932, №117, 21 мая

 Полярная Правда, 1932, №117, 21 мая КРАСИН-ЛЕНИН возвр.jpg
"Красин" и "Ленин" в Мурманске

Вчера и клубе ОГПУ состоялся вечер, посвященный героическому походу советских ледоколов "Красина" и "Ленина" в Арктику.
С докладами на вечере, устроенном окружными организациями, выступил командир "Красина" тов. ПОНОМАРЕВ и ст. пом. командира "Ленина" тов. ПЕЧУРА. (Доклады будут напечатаны завтра).
После докладов и приветствий от организаций округа лучшие ударники из комсостава и команд были премированы. После торжественного заседания состоялся спектакль, по окончании которого в клубе моряков был устроен товарищеский ужин.
Сегодня в клубах организуются вечера смычки с трудящимися города с докладами участников похода.
Сегодня же организованно, через заявки ОСПС, будут проводиться экскурсии на ледоколы.

Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая

 Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая КРАСИН-ЛЕНИН.jpg
В КЛУБЕ О. Г. П. У.

Трудящиеся Мурманска чествуют
участников Арктического похода

20 мая в клубе ОГПУ состоялась торжественная встреча участников арктического похода экипажа ледоколов "Красина" и "Ленина".
Командир краснознаменного ледокола т. ПОНОМАРЕВ и старший помощник командира ледокола "Ленина" т. ПИЧУРА сделали доклады об экспедиции.
С приветствиями от общественных организаций Мурманска выступили т. т. БЕЛКОВ от Окружкома ВКП(б) т. БОГАЧЕВ от тралфлота, от Окрпрофсовета и др. общественность Мурманска премировала лучших ударников из команды ледоколов "Красина" и "Ленина" за арктический поход.
Премированы: т. ПОНОМАРЕВ командир, ДОБРОВ комиссар, ДЕНИСОВ — старший механик, САЛИН — боцман, МИХАЙЛОВ — кочегар, БОГОВОЙ — пекарь, КОПЫТОВ — машинист.
Команда "Красина" подарила начальнику Мурманского порта т. МАКАРОВУ револьвер ва ударную работу по отправке ледокола "Красин".
«Мы на считаем себя героями, мы только выполнили свою задачу", сказал командир ледокола "Красин" т. Пономарев в своем приветственном слове. Капитан краснознаменного ледокола прав, ледокол выполнил свою задачу, но он выполнял ее в труднейших условиях Арктики. Не есть ли это героизм?
Поход "Красина" и "Ленина" вписал новую страницу в героическую история советского флота. Благодаря энтузиазму советских моряков наши Карские экспедиции доходят до 60 судов
вместо единиц. Делается ряд новых открытий, обогащающих страну социализма.Помимо простого выполнения задания ледоколы "Красин" и "Ленин" проводили серьезную научную работу. Советские моряки не способны хныкать. Время вынужденной стоянки они используют для учебы. Секретарь коллектива ВКП(б) ледокола т. Лодыгин говорит: "Отказа в работе не было. Я уверен, что и в будущем команда с такой же точностью будет выполнять задания".
Всем известно, что условия плавания во льдах Арктики чрезвычайно трудны, не легко вести корабль в тех местах, где на карте сплошь и рядом белые места неисследованных областей, где туман, холод, льды, продолжительная ночь на каждом шагу несут опасность.
Ледокол "Ленин" был отправлен для помощи затертым льдами советским судам. Команда "Ленина" сделала все, чтобы выполнить свою задачу. Ледокол "Красин", посланный на помощь "Ленину" также успешно выполнил задание. Пример "Красина" и "Ленина" важен для нас не только потому, что он будет подхвачен всем рабочим классом СССР, но он важен особенно сейчас в свете международных отношений.
Команды "Красина" и "Ленина" доказали, что рабочие и моряки советского Союза станут на защиту Октябрьских завоеваний с таким же героизмом, какой они проявляют на трудовом фронте.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 12 Январь 2021 19:21

Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая

 Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая КРАСИН-ЛЕНИН подробности - 123.jpg
OCR...
Примечание: В докладе Печуро, вместо месяца "октябрь" следует читать "декабрь" 8)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 23 Январь 2021 13:22

Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая

"Мы не считаем себя героями
Мы только выполнили свою задачу"
Доклад командира ледокола "КРАСИН" тов. Пономарева

Прошедшая зима принесла большие убытка из-за ее суровости. Особенно тяжелые условия этой зимы сказалась на суднах, работающих в северных морях.
В районе острова Вайгач застрял ледокол "ЛЕНИН". "ЛЕНИН" был послан туда для того, чтобы вывести застрявший караван судов и доставать снаряжение находившейся там экспедиции. Когда в Ленинграде стало известно, что "ЛЕНИНУ" самому не выйти из льдов Арктики был отдан приказ о посылке на помощь одного из самых мощных ледоколов — "КРАСИНА".
В полторы недели собрался "КРАСИН" для арктического похода. Подготовительная работа состояла главным образом в погрузке 3-х тысяч тонн угля на "КРАСИН", для него самого и для "ЛЕНИНА", у которого топливо было на исходе. Кроме того надо было захватить необходимые продукты и снаряжение на несколько месяцев, так как никогда не знаешь отправляясь в северные моря на сколько временя может задержаться. Эта работа была выполнена командой "КРАСИНА" с помощью Ленинградского порта и общественности Ленинграда,
Как известно Ленинградский порт зимой замерзает. В период нашей подготовки, в январе мес. стояли сильные морозы. Финский залив был затянут льдом. Но с этим льдом "КРАСИН" справился. Путь до Мурманска был покрыт нами в 17 дней. На несколько дней нас задержал бешеный шторм.
Мурманский порт, мурманские рабочие сделали все возможное, чтобы помочь "Красину". В кратчайший срок "Красин" был погружен углем.
350 миль, льдами Арктики к острову Вайгач предстояло пройти "Красину". В период зимних месяцев ни один корабль не крейсирует во льдах Арктики. "Красин" один из первых берется за эту трудную задачу. Полярная область мало исследована, но "Красину" не предстояло изучать ее. Надо было итти на помощь застрявшему товарищу. Помогала наука, уже долгие годы работающая по завоеванию Арктики.
Команда "Ленина" почти голодала. Часть команды направилась через льды пешком к берегу, чтобы пробиться к пунктам где имелись продукты. Зная, что "Ленин" близко, но не имел возможности подойти к нему вплотную мы решили послать часть продукции. 8-го марта была снаряжена экспедиция, которая и доставила 40 пудов.
В это время на "Ленине" осталось продуктов на несколько дней, а что грозит при 30 градусном морозе остаться без топлива, без теплой одежды, без продуктов питания, я думаю понятно всем.
Теперь задача: вывести "Ленина", но это оказывалось не так легко сделать. Надо знать, что в Арктике намерзание льдов происходит даже в мае. В этот период когда мы были там, льды усиливались. Торосы достигали высоты нескольких метров над уровнем моря, нет еще во всем мере ледокола, который мог бы итти напролом во льдах Арктики. Нужна была помощь ветра, который мог-бы разогнать лед, надо было экономить во чтобы то ни стало топливо, так как помощи со стороны не могло быть.
Наконец долгожданный Ост задул, но... опять не лучше. Ветер отнес ледокол на 50 миль, где опять встретили большие льды. Новая опасность — течение Карских ворот. Нас могла постигнуть печальная судьба других судов, когда они уносились течением и льдами и пропадали без вести.
Наконец нам удаюсь, пользуясь промоинами во льду выбраться и привести ледокол "Ленин".
Мы выполнили эту задачу только потому, что за нами весь рабочий класс, мы знали и мы увидели это под ходя к стенке Мурманского порта.
Еще раз от имени всей команды ледокола "Красина" благодарю мурманский пролетариат за радушный прием.

Восемь месяцев во льдах
Доклад ст. помощника командира ледокола "Ленин" т. Пичура.

3 октября 1931 года ледокол "Ленин" был в работе в Архангельском порту по выводу судов из порта.
В этот день было получено сообщение, что ледокол "Малыгин" наскочил на банку, у оконечности Новой Земли, вблизи острова Вайгач.
Архангельский порт решил послать на помощь "Малыгину" ледокол "Ленин". Кроме того в бухте Варнека находились лесовозы "Рабочий" и "Володарский". Там же была Вайгачский экспедиция. Таким образом задача "Ленина" состояла в том, чтобы оказать помощь "Малыгину", вывести "Рабочего" и "Володарского" [??? -дефект изображения] находившихся в экспедиции.
Порт срочно провел погрузку ледокола "Ленин" топливом и водой. Нагрузились до отказа. Вышли 6-го октября 31 года.
9 октября ночью были замечены огни "Малыгина", но подойти в ночной обстановке нельзя было и думать. В этих местах очень много банок (подводные камней). В 30 году тот же "Малыгин" терпел здесь аварию. Отсутствие заграждений делает эти районы плавания особенно опасными.
12 октября подошли к "Малыгину" на расстоянии 3 кабельтов (300 сажен). Первая работа заключалась в том, чтобы забросить продовольствие, на случай если "Малыгин" нельзя будет вывести и ему придется остаться до весны. Второе — снять часть команды и передать мотор для радиостанции.
Стальными троссами приступили к буксировке. Но снятию "Малыгина" с банки мешали острые ветры. "Малыгин" застрял. Было видно, что снять без подрыва грунта не представлялось возможным.
16 октябри была сделана последняя попытка снять "Малыгин", которая опять сорвалась. Нужно было пойти на берег, чтобы о помощью буровых инструментов и водолазов произвести необходимые работы. "Ленин" пошел в бухту.
Но лед а этих местах намерзает очень быстро. Сразу обрадуются торосистые поля. 45 миль до бухты пришлось делать в течение двух суток. Ночью работать не было возможности, т. к. рисковали попасть в еще худшие условия льдов. Только 13-го октября наконец добрались к берегу у бухты Варнека. Здесь ледокол подошел к борту "Рабочего", который вместе с "Володарским" стоял в бухте.
Начали работу по выводу "Володарского". Пробив русло, построив колонну "Ленин" двинулся к выходу. Но не прошли и двух кабельтов, как у "Рабочего" случилась авария. Он потерял все четыре лопасти винта. Пришлось отвести "Рабочего" к берегу и оставить на зимовку.
20 октября взяли "Володарского" на буксир. Морозы в это время доходили до 20°. Мелкий лед оказался спаянным. У знака Дьякова лед сжало. У "Володарского" погнулись шпангоуты, появилась течь. Было ясно, что и "Володарского" придется оставить на зимовку. Однако сразу этого сделать не пришлось. Пришлось ожидать, чтобы разошлись льды и только 22 октября появилась возможность отвести "Володарского" в бухту Варнека. Здесь с одного лесовоза пришлось снять 17 чел. с другого 18 человек и 87 чел. с экспедицией, находящейся на острове Вайгач. Таким образом, на борту "Ленина" кроме своей команды находилось 117 человек.
Выйдя за гребень, мы увидели, что условия льдов оказались еще хуже. Кругом тянулись бесконечные тороса, воспользоваться разводьями не всегда представлялось возможным. "Ленин" имел всего 35 тонн угля, а кромка льда была за 30-40 миль. Надежда на то, что ветер сменится, оказалась тщетной. Выйти по трещинам на помощь "Малыгину" не было возможности. Дрейфы были очень незначительны, без достаточных разводьев льда.
Наконец получили сведения: ветер нагнал больше воды, "Малыгин" снялся с гряды и самостоятельно вышел в дрейфующий лед, где его ждал пароход "Русанов" с углем. В это время кромка льда находилась уже на 80 миль.
Дрейф прекратился, началась пурга, снегом занесло лед, и движение его прекратилось окончательно.
На ледоколе стал очень остро вопрос с питанием. Задумались о доставке продуктов из бухты Варнек. Стал вопрос также о том, чтобы отправить на берег всех посторонних, кроме экипажа.
14 января по льду отправились люди Вайгачской экспедиции. На корабле осталось только 5 человек посторонних, которые были больны.
16 января, видя, что "Ленину" не выбраться из льдов, начали забрасывать из бухты нефть. Один из котлов ледокола приспособили под нефть.
30-го января сильным норд-остом лед был приведен в движение, но ледокол зажало еще больше. Машины не могли работать. Руль пришлось разъединить. Лед давил слишком сильно, о продвижении нечего было и думать. Перед экипажем ледокола стал вопрос не поведет ли этот дрейф в сторону Карских ворот, т. к. движение льда имело тенденцию в ту сторону.
Ледоколу, имевшему только месячный запас продовольствия и 120 человек на борту, грозила опасность быть занесенным в Карское море, а это значило потерять во всяком случае, часть команды.
Льды поднималась на уровень с палубой, 70 проц. экипажа, находящегося на "Ленине", были без теплого обмундирования, изношенного при переноске нефти. Большая часть не ввели опыта полярного плавания. Но хуже всего чувствовался недостаток топлива, без которого "Ленину" грозила гибель. Температура в жилых помещениях была 2°. Главное внимание уделялось отоплению машинного отделения. Продукты чрезвычайно экономили. Отыскивали заброшенные куски хлеба, размачивались и вновь шли в употребление.
Появилась новая угроза — главный бич полярных экспедиций — цынга. Отсутствие витаминного питания привело к заболеванию цынгой значительную часть команды. С освещением было совсем скверно. Весь керосин ухолил на двигатель для радио-связи. Изобретались светильники из банок, фитилей и масла.
10 марта, когда положение стало уже слишком бедственное, помогла Вайгачская экспедиция и экипаж "Рабочего" и "Володарского". Они забросили на ледокол около 40 пудов продуктов. Помощь была весьма существенна. Мы знали, что, "Красин", шедший к нам на помощь, попал в тяжелые льды. Мы не были уверены в том, что он сможет подойти. Было решено 36 человек отправить на берег. Но подул норд-ост, замела пурга и люди, отправившиеся на берег, растерялись. Когда добрались до берега и подсчитали всех, оказалось, что 11 не хватает. Одиннадцать человек путалось в торосах, в пурге. Помогла случайно приставшая собака с "Вайгача", она то и привела заблудившихся к берегу. Экспедиция выслала имевшихся четырех лошадей для подвозки измученных людей.
Наконец 12 марта был замечен долгожданный "Красин".
Отсюда уже началось наше совместное плавание с "Красиным".
Я должен благодарить от имени всей команды Вайгачскую экспедицию, ибо ее силами мы смогли протянуть до прохода "Красина", также благодарим экипаж "Володарского" и "Рабочего" за помощь до прихода "Красина". Особую благодарность всему экипажу ледокола "Красин" за успешное продвижение и своевременную помощь. Горячо благодарим рабочих Мурманска за горячее участие и быструю погрузку топлива,???.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 27 Январь 2021 19:25

Полярная Правда, 1932, №121, 26 мая

 Полярная Правда, 1932, №121, 26 мая КРАСИН статья Пономарева.jpg
Статья командира "Красина" П. А. Пономарева

"Красин" во льдах Арктики
Подготовка к походу

В самый разгар ледокольной кампании Ленинградского порта т. е. когда все ледоколы были в строю и беспрерывными караванами проводили суда через льды Финского залива, поддерживая связь порта с внешним миром, ледокол "Красин", выводивший из Ленинграда в море караван судов с экспортным грузом, получил 15 января радио из порта "Поспешите выводом судов, возвращением Ленинград, "Красин" решено послать в экспедицию в Баренцово море на помощь ледоколу "Ленин".
Копия этой радио-граммы направлялась и "Ермаку", вводившему суда с моря в порт. Но каким причинам "Ленин" остался во льдах было неизвестно, но я знал, что ледокол имеет ограниченный запас топлива и продовольствия, поэтому помощь ему должна быть необходима.
Придя с "Ермаком" в порт, я был вызван в Управление порта и дал некоторые сведения по вопросам снабжения экспедиции.
18 января, выведя караван судов из льдов, "Красин" возвратился в Ленинград. Но работа во льдах Финского залива одно, а в Полярном море совершенно другое. Поэтому ледокол должен был стать к заводу Канонерского острова для частичного ремонта, чтобы в полной готовности мог встретить тяжелые льды.
Почему был выбран "Красин" для нового похода в Арктику - объяснять не приходится, т. к. он является самым мощным ледоколом не только в СССР, но и во всем мире, 25 января я получил назначение на должность командира ледокола "Красин", а 27-го окончании ремонта, ледокол встал под погрузку экспедиционного снабжения, продовольствия и угля. Надо было запастись всем для 135 человек на 9 месяцев, считая, что из этих запасов 3 х месячный — придется передать ледоколу "Ленин".
Погрузка заняла трое суток, не считая погрузки угля. Вполне понятно, что в такой короткий срок произвести погрузку можно было только при условии максимальной энергии, проявленной всем личным составом ледокола и снабженческой организации. Надо не забывать, что в то время стояли сильные морозы, и от работавших требовалась большая осторожность и внимание, чтобы не испортить продукты.
Ленинград — Мурманск

3-го февраля, имея на борту полный запас всего снаряжения, воды к 1600 тонн угля, "Красин" вышел из Ленинграда для дополнительной погрузки угля в Кронштадте т. к в Ленинграде полный запас взять не могли из-за большой осадки ледокола и малой глубины морского канала. В Кронштадте уголь оказался неприготовленным, рабочей силы было мало, и погрузка производилась медленно. Но потом на помощь пришли краснофлотцы. И 7 февраля, взяв полный запас угля - 2880 тонн, "Красин" вышел в полярную экспедицию, имея на борту 13З человека команды.
Во время подготовки сильные морозы с ветрами половины компаса не прекращались, и лед в Финском заливе стал тяжелым и торосистым. В первый же день ледоколу пришлось прокладывать себе путь с большим затруднением, чтобы пройти расстояние в 80 миль (до острова Гогланда) потребовалось трое с половиной суток, в то время, как по чистой воде этот путь совершается в 7 часов.
11 февраля вышли на чистую воду к берегам Норвегии, форсируя ход насколько позволяли машины. Но Норвегия встретила вас неприветливо. Насколько природа Норвегии хороша и привлекательна летом, настолько же сурова зимой. Постоянные снежные метали сильно затрудняют плавание фиордами, часто приходится уменьшать ход или становиться на якорь, что очень трудно делать, т. к. фиорды весьма глубоководны и редко, где можно найти подходящее место для стоянки.
"КРАСИН" проходил фиорды как раз в период штормов и метелей. Это затрудняло ход, хотя гам нужно было итти как можно скорее и мы делали все, что было необходимо для ускорения хода.
Приходилось обгонять много стоявших из-за шторма судов.
При выходе из фиордов в местечке Гегингсвог, где мы ждали лоцмана, приводившего нас по фиордам, мы имели вынужденную стоянку из-за сильного шторма. Здесь встретились с п/х "Ванцетти", идущим из Мурманска и снабдили его углем, чтобы он мог итти до Норвегии и в ближайшем порту пополнить свои запасы углем.
24 февраля "КРАСИН" прибыл в Мурманск, где он должен был взять еще воды и угля, чтобы с максимальными запасами двигаться дальше. Надо отметить организованную погрузку в Мурманском порту.
Едва только "КРАСИН" бросил якорь на рейде, сразу же на борт прибыли представители порта во главе с начальником порта т. Макаровым — и наметили план работ для скорейшего снабжения "КРАСИНА", а через два часа у обоих бортов ледокола стояли баржи с углем. Вечером, того-же числа, ледокол перешел к пристани и начал погрузку со стенки, одновременно принимая и пресную воду, которой требовалось около 1500 тонн. Это передвижение значительно ускорило погрузку.
Должен сказать, что экспедиция "КРАСИНА" в полярный район, в зимний период времени, является первой в истории плавания на Севере. Подготовиться к ней необходимо было всячески: надо было не только тщательно подобрать снабжение, но и получить все имеющиеся научные данные и материалы наблюдений капитанов практиков. Для этой цели — с разрешения начальника порта — 29 января было созвано совещание при главном Гидрографическом управлении, под председательством гидрографа Н. И. Евгенова, с участием капитана И. П.
Ануфриева, много плававшего в полярных льдах и других научных работников, знающих Арктику.
На основании имеющихся материалов - совещание вынесло ряд теоретических и практических предложений, наметило маршрут следования во льдах и подтвердило мои основные предложения порту по вопросам снабжения экспедиции, т. к. некоторые работники порта с этими предложениями не соглашались, считая поход "КРАСИНА" не настолько серьезным, каким он действительно является.
В Мурманске 25-го февраля было созвано второе совещание — капитанов ледокольных пароходов: "СЕДОВ", "СИБИРЯКОВ", "РУСАНОВ", и "МАЛЫГИН", с участием начальника порта т. Макарова. Капитаны охотно поделились своим опытом плавания во льдах и дали много полезных советов. Таким образом, для дальнейшею нашего плавания имелся тот необходимый багаж по теории и практике, с которым можно было итти к достижению намеченной цели.
При стоянке у пристани оказалось, что глубина здесь недостаточна для ледокола, и 27 февраля "КРАСИН", не закончив прием угля и воды вынужден был отойти на рейд. Здесь работа по погрузке затруднилась. Поэтому портовой администрацией были мобилизованы все плавучие средства, чтобы не замедлять работы и закончить погрузку к 1 марта.

(Окончание в следующем №)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 30 Январь 2021 10:37

Полярная Правда, 1932, №122, 27 мая

 Полярная Правда, 1932, №122, 27 мая КРАСИН статья Пономарева оконч.jpg
Статья командира л/к "Красин" П. А. Пономарева.

"Красин" во льдах Арктики

Пройдя Кольский залив с лоцманом, в 6 часов вышли в открытый океан и взяли курс на восток, в 15 милях от острова Колгуева, с расчетом увидать его, чтобы иметь возможность определиться — на случай невозможности произвести астрономические наблюдения. Последние сведения о состоянии льда в Баренцевом море, данные капитаном л/к "Сибиряков", относились к 10 февраля. "Сибиряков" был послан Архангельской конторой СТФ с углем для "Ленина", но, встретив тяжелые льды, приблизительно, на меридиане острова Колгуева, вынужден был вернуться в Мурманск.
С рассветом, не видя еще льда на горизонте, ход увеличили до полного, но, однако, вскоре на горизонте — по курсу — заметив белое "ледяное" небо, означающее присутствие льдов. А в 9 часов — на меридиане 47 гр. 23 мин. вост. долг. по Гринвичу вошли в лед.
Вопреки нашим ожиданиям, — мы встретили не сплошные ледяные поля и торосы, а ледяное сало (вновь образующийся лед) и снежуру сгущающуюся по мере продвижения на восток и переходящую в блинчатый сплошной лед. Подобное явление можно объяснить тем, что хотя в данное время и происходило намерзание, но западный ветер гнал теплое течение, и лед образовывался медленнее, и волнение препятствовало образованию сплошного поля.
В полдень при неизменном курсе в югу — прошли в 8 милях к северу от Колгуева и взяли курс к Вайгачу на 5 миль севернее острова Матвеева. Лед становился все мощнее, ход ледокола уменьшался, во до полночи шли не изменяя курса. Дальше начал встречаться сплоченный большими полями и торосистый лед. Пришлось избирать курс в зависимости от состояния льдов, выбирая более легкий путь. В 8 часов 3-го марта, на рассвете, по всему горизонту виднелся сплошной торосистый лед с небольшими трещинами, идущими в южном и северном направлениях. Трещины эти были так незначительные что виднелись не более как на одну милю. По курсу дальше итти было невозможно. Решили взять курс к северу, надеясь, что в этом направлении лед может быть слабее, из-за большого расстояния от берега и позднего намерзания. Но пройдя около двух миль увидели, что трещины во льду прекратились и не было возможности пробиваться вперед даже с удара. Снова повернули обратно к югу в прошли по трещинам и небольшим майнам около 5 миль. Дальше трещины уклонялись к западу. Нам пришлось поэтому пробиваться на восток, придерживаясь генерального курса: другого выбора не было, а обстоятельства требовали продвижения вперед.
До полуночи шли, почта все время пробиваясь с ударов, т. е. по своему следу отходили назад и с разбега ударялись в цельный лед прохода на длину корпуса судна (ледокола 100 метров). Только изредка попадались небольшие трещины и майны. Поэтову в полночь на 4-е марта пришлось остановиться и ожидать рассвета, т. к. в ночное время было трудно выбирать более легкий путь.
С рассветов двинулись вперед. Погода стояла ясная с легким восточным ветром. К полдню майны и трещины разошлись, ледокол пошел быстрее, лишь изредка пробивая е удара отдельные перемычки. Майны хотя были и неширокие — 200-300 метров — но шли в нужном направлении. Этот день был самым удачным из всего времени похода во льдах. До следующего полдня за сутки мы смогли пройти 76 ½ миль. Район разводки заключался между меридианами 53 гр. — 57 гр. вост. долг. Надо полагать что лед здесь был разведен течением, идущим от Канинской земли в Карские ворота.
Однако счастье наше продолжалось недолго. 5-го марта после полдня мы встретили тяжелые торосистые поля, с трудом пробивались сутки, а когда 6-го определились то оказалось, что прошли всего лишь 2 мили.
С таким же трудом работали и следующие два дня, а в ночь на 7-е марта льды настолько сильно сжали судно, что лед взбирался выше палубы на 1 1/2 метра, утверждать трудно, во вряд-ли нашлось-бы другое суда, которые смогли выдержать подобное сжатие. Многие лица из экипажа, плававшие во льдах Белого моря и Полярного бассейна, уверяли, что никогда не видели подобного напора льдов.
8-го марта с рассветом — продвижение стало совсем медленно. За 4 часа работы одолели 1/3 мили, сделав 8 перекачек воды с борта на борт, чтобы дать крен ледоколу, т. е. иначе после удара о лед с заднего хода — не могли сдвинуться с места. Применявшийся в этих случаях аммонал оказывал весьма незначительное действие и работу ледокола не облегчал. Видя бесполезность такого продвижения, дающего мало успехов и требующего большой траты угля, в полдень остановились ожидать изменения ледовых условий, находясь на 69 гр. 37 мин. северн. шир. и 57 гр. 30 мин. вост. долг. До "ЛЕНИНА" оставалось всего 48 миль, но трудно было указать срок в который "КРАСИН" сможет подойти к нему. Положение затрудняло еще то обстоятельство, что морозы стояли около 30 градусов и дул северный ветер, увеличивая трудность продвижения. Намерзание льда происходило весьма быстро. На полынье оставшейся за кормой, через несколько часов образовался настолько крепкий лед, что команда каталась на коньках и играла в городки.
10 марта — на рассвете — три человека направилось к майне. Через некоторое время, увидя поднятый флаг, мы начали готовить машины, а в 8 часов снялась и пошли вперед. Хотя местами приходилось пробиваться с ударов, все-же шли со средней скоростью 2 мили в час. Около 6-ти часов вечера увидели остров Матвеев, в 7—8 милях. С наступлением темноты, войдя в тяжелый лед, остановились, ветер изменился на восточный, но дрейф был весьма незначительный.
Медленное продвижение "Красина" с вынужденными остановками — ставило л/к "Ленин" в затруднительное положение. У экипажа появилась неуверенность в возможности нашего прихода. Продовольствия же и угля оставалось у них на несколько дней. С острова Вайгача, правда была снаряжена экспедиция, которая 10 марта доставила 40 пудов продуктов. Все же, на случай, если "Красин" еще дольше задержится, чтобы не расходовать уголь на обогревание помещений и сэкономить продукты, часть команды 11 марта ушла с береговой экспедицией на Вайгач.
11 марта "Красин" сделал всего лишь 5—6 миль. Стоял туман. Не было возможности определить точно свое местоположение. Поэтому с наступлением темноты пришлосЬ остановиться. Ночью неожиданно для себя, увидав прожектор "Ленина" несмотря на то, что расстояние между ледоколами были около 20 миль.
12 марта — туман. То продвижение успешное, хотя по состоянию льда итти по курсу не могли и отклонились к северу. После полдня, взяв направление по радиопеленгу на "Ленин", пошли прямо к нему при плохой видимости, в тумане, непрерывно встречая, кроме майн, тяжелые поля.
С наступлением темноты я объявил премию в 25 руб. тому, кто первый заметит огни "Ленина". Вся свободная от вахты команда на палубе, на баке и верхнем мостике. Каждый горит желанием первым увидеть "Ленина".
В 18 чесов вахтенный помощник Шилин передает с верхнего мостика, что слева по носу — виден прожектор "Ленин". Первой заметила огонь И. Н. Келарева научная-сотрудница Арктического института. Общее ликование, общая радость. Но быстрый ход вскоре замедляется торосистым льдом. Два с лишним часа пробиваем торос. Состояние у всех напряженное.
Наконец, ледяная блокада пробита.
В 23 часа 20 мин. подходим к борту "Ленина". Ленинцы встречают приветственной речью, криками "ура". С обоих ледоколов несется радостное "ура", подобного которому полярная область, никогда не слыхала.
Теперь первая часть экспедиции выполнена. "Красин" оказал "Ленину" нужную помощь. А 12-е число пусть будет счастливым числом "Красина" ибо не забыт еще день 12 июля 1928 г, когда "Красин" спас две группы из экипажа итальянского дирижабля "Италия", день покрывший мировой славой советский ледокол.
Командир л/к "Красин"
П. А. Пономарев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 30 Январь 2021 10:39

Правда Севера, 1932, №122, 28 мая

 Правда Севера, 1932, №122_28-05-1932 ЛЕНИН в Архангельске.jpg
ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН"
СЕГОДНЯ ПРИБЫВАЕТ В ПОРТ

Ледокол "ЛЕНИН" сегодня утром прибывает в Архангельский порт.
"Ленин" ведет на буксире судно базы Севзверпрома "Альбатрос" с морзверем.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 30 Январь 2021 15:50

Правда Севера, 1932, №123, 29 мая

 Правда Севера, 1932, №123_29-05-1932 ЛЕНИН в Архангельске.jpg
ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН" В АРХАНГЕЛЬСКЕ

Вчера, в три часа дня, после шестимесячного пребывания в полярных льдах пришел в Архангельск ледокол "Ленин".
В Мурманске ледоколу была организована торжественная встреча. На вечере в честь прибывших делали отчеты об экспедиции капитан "Красина" т. Пономарев и старший штурман "Ленина" тов. Печура. Лучшим морякам-ударникам были выданы премии.

На пристани в праздничных одеждах толпятся возбужденные родственники и знакомые команды ледокола.
На борт еще не пускают, идет таможенный осмотр. Свободные от вахты моряки торопливо сбегает по трапу к своим.
Прибывшие на пристань родные ждут, когда их пустят на борт.
На палубе появляется краснознаменный капитан ледокола Карл Павлович Эгге. Как всегда, с добродушного лица капитана не сходит улыбка, несмотря на то, что его здоровье требует основательного ремонта.
Осмотр закончен. На борту нас встречает старший матрос "Ленина" тов. Баллод.
— Шесть месяцев, проведенные во льдах, приучили нас к экономии, — говорит тов. Баллод. — До прихода "Красина" мы питались только хлебом и консервами в ограниченном количестве, иногда удавалось лакомиться тюленьим мясом. Люди изнемогали, топлива нехватало. Температура а каютах и кубриках доходила до 3-5 гр.
Потрескавшаяся краска на потолках свидетельствует о ледяных наростах внутри корабля. Матросам спать приходилось в шубах и валенках. Все имеющееся на ледоколе дерево сохранялось для топлива.
— Не приди "Красин", пришлось бы топить переборками, — говорит, вмешавшийся в наш разговор боцман ледокола тов. Логинов.
С приходом "Красина" ленинцы ожили. Дождавшись благоприятной погоды оба ледокола двинулись по направлению к Мурманску.
В целях экономии угля "Ленин" шел на буксире у "Красина". В пути два раза обрывалась огромная якорная цепь "Ленина".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение ББК-10 » 27 Февраль 2021 13:12

Полярная Правда, 1932, №207, 5 сентября

 Полярная Правда, 1932, №207, 5 сентября Вайгач-лк ЛЕНИН.jpg
Виновники задержки ледокола "Ленин" привлекаются к ответу
(по телеграфу из Москвы)

Наркомвод Союза Янсон в специальном приказе отмечает вынужденную зимовку у острова Вайгач ледокола "Ленин" и пароходов СТФ "Рабочий" и "Володарский". Зимовка вызвана тем, что северное управление СТФ задержало эти суда погрузкой и выгрузкой, не обеспечило своевременного выхода их из бухты Варнек до наступления ледоходов.
По вине руководителя вайгачской экспедиции капитана Антипина, ледокол "Ленин" бесцельно простоял у ледокола "Малыгин". Это сильно осложнило вывод судов "Рабочий" и "Володарский" из бухты. В связи с этим Наркомвод Янсон объявил строгий выговор капитану Антипину.
Начальник эксплоатации северного бассейна Баранов снят с работы. Объявлен так же выговор зам. нач. бассейна Никифорову. Дело предсудкома "Ленина", Макарова — секретаря судячейки Лодейкина, оставивших борт ледокола во время рейса, передается в ЦКК-РКИ.
8)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10075
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Спасательная экспедиция на ледоколе "Красин"

Сообщение insp2 » 07 Март 2021 05:59

Интересный материал. Чем все это обернулось капитану ледокола ЛЕНИН. Карлу Павловичу ЭГГИ? Где был помполит во время восстания на ЛЕНИНЕ? Если базовый порт был Архангельск, то вероятно там сохранились архивы НКВД по этому случаю. В Архангельске есть интересные ребята, которые интересуются историей. Помнится Иван Паролов
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения