Полярная Правда, 1932, №118, 22 мая"Мы не считаем себя героями
Мы только выполнили свою задачу"
Доклад командира ледокола "КРАСИН" тов. Пономарева
Прошедшая зима принесла большие убытка из-за ее суровости. Особенно тяжелые условия этой зимы сказалась на суднах, работающих в северных морях.
В районе острова Вайгач застрял ледокол "ЛЕНИН". "ЛЕНИН" был послан туда для того, чтобы вывести застрявший караван судов и доставать снаряжение находившейся там экспедиции. Когда в Ленинграде стало известно, что "ЛЕНИНУ" самому не выйти из льдов Арктики был отдан приказ о посылке на помощь одного из самых мощных ледоколов — "КРАСИНА".
В полторы недели собрался "КРАСИН" для арктического похода. Подготовительная работа состояла главным образом в погрузке 3-х тысяч тонн угля на "КРАСИН", для него самого и для "ЛЕНИНА", у которого топливо было на исходе. Кроме того надо было захватить необходимые продукты и снаряжение на несколько месяцев, так как никогда не знаешь отправляясь в северные моря на сколько временя может задержаться. Эта работа была выполнена командой "КРАСИНА" с помощью Ленинградского порта и общественности Ленинграда,
Как известно Ленинградский порт зимой замерзает. В период нашей подготовки, в январе мес. стояли сильные морозы. Финский залив был затянут льдом. Но с этим льдом "КРАСИН" справился. Путь до Мурманска был покрыт нами в 17 дней. На несколько дней нас задержал бешеный шторм.
Мурманский порт, мурманские рабочие сделали все возможное, чтобы помочь "Красину". В кратчайший срок "Красин" был погружен углем.
350 миль, льдами Арктики к острову Вайгач предстояло пройти "Красину". В период зимних месяцев ни один корабль не крейсирует во льдах Арктики. "Красин" один из первых берется за эту трудную задачу. Полярная область мало исследована, но "Красину" не предстояло изучать ее. Надо было итти на помощь застрявшему товарищу. Помогала наука, уже долгие годы работающая по завоеванию Арктики.
Команда "Ленина" почти голодала. Часть команды направилась через льды пешком к берегу, чтобы пробиться к пунктам где имелись продукты. Зная, что "Ленин" близко, но не имел возможности подойти к нему вплотную мы решили послать часть продукции. 8-го марта была снаряжена экспедиция, которая и доставила 40 пудов.
В это время на "Ленине" осталось продуктов на несколько дней, а что грозит при 30 градусном морозе остаться без топлива, без теплой одежды, без продуктов питания, я думаю понятно всем.
Теперь задача: вывести "Ленина", но это оказывалось не так легко сделать. Надо знать, что в Арктике намерзание льдов происходит даже в мае. В этот период когда мы были там, льды усиливались. Торосы достигали высоты нескольких метров над уровнем моря, нет еще во всем мере ледокола, который мог бы итти напролом во льдах Арктики. Нужна была помощь ветра, который мог-бы разогнать лед, надо было экономить во чтобы то ни стало топливо, так как помощи со стороны не могло быть.
Наконец долгожданный Ост задул, но... опять не лучше. Ветер отнес ледокол на 50 миль, где опять встретили большие льды. Новая опасность — течение Карских ворот. Нас могла постигнуть печальная судьба других судов, когда они уносились течением и льдами и пропадали без вести.
Наконец нам удаюсь, пользуясь промоинами во льду выбраться и привести ледокол "Ленин".
Мы выполнили эту задачу только потому, что за нами весь рабочий класс, мы знали и мы увидели это под ходя к стенке Мурманского порта.
Еще раз от имени всей команды ледокола "Красина" благодарю мурманский пролетариат за радушный прием.
Восемь месяцев во льдах
Доклад ст. помощника командира ледокола "Ленин" т. Пичура.
3 октября 1931 года ледокол "Ленин" был в работе в Архангельском порту по выводу судов из порта.
В этот день было получено сообщение, что ледокол "Малыгин" наскочил на банку, у оконечности Новой Земли, вблизи острова Вайгач.
Архангельский порт решил послать на помощь "Малыгину" ледокол "Ленин". Кроме того в бухте Варнека находились лесовозы "Рабочий" и "Володарский". Там же была Вайгачский экспедиция. Таким образом задача "Ленина" состояла в том, чтобы оказать помощь "Малыгину", вывести "Рабочего" и "Володарского" [??? -дефект изображения] находившихся в экспедиции.
Порт срочно провел погрузку ледокола "Ленин" топливом и водой. Нагрузились до отказа. Вышли 6-го октября 31 года.
9 октября ночью были замечены огни "Малыгина", но подойти в ночной обстановке нельзя было и думать. В этих местах очень много банок (подводные камней). В 30 году тот же "Малыгин" терпел здесь аварию. Отсутствие заграждений делает эти районы плавания особенно опасными.
12 октября подошли к "Малыгину" на расстоянии 3 кабельтов (300 сажен). Первая работа заключалась в том, чтобы забросить продовольствие, на случай если "Малыгин" нельзя будет вывести и ему придется остаться до весны. Второе — снять часть команды и передать мотор для радиостанции.
Стальными троссами приступили к буксировке. Но снятию "Малыгина" с банки мешали острые ветры. "Малыгин" застрял. Было видно, что снять без подрыва грунта не представлялось возможным.
16 октябри была сделана последняя попытка снять "Малыгин", которая опять сорвалась. Нужно было пойти на берег, чтобы о помощью буровых инструментов и водолазов произвести необходимые работы. "Ленин" пошел в бухту.
Но лед а этих местах намерзает очень быстро. Сразу обрадуются торосистые поля. 45 миль до бухты пришлось делать в течение двух суток. Ночью работать не было возможности, т. к. рисковали попасть в еще худшие условия льдов. Только 13-го октября наконец добрались к берегу у бухты Варнека. Здесь ледокол подошел к борту "Рабочего", который вместе с "Володарским" стоял в бухте.
Начали работу по выводу "Володарского". Пробив русло, построив колонну "Ленин" двинулся к выходу. Но не прошли и двух кабельтов, как у "Рабочего" случилась авария. Он потерял все четыре лопасти винта. Пришлось отвести "Рабочего" к берегу и оставить на зимовку.
20 октября взяли "Володарского" на буксир. Морозы в это время доходили до 20°. Мелкий лед оказался спаянным. У знака Дьякова лед сжало. У "Володарского" погнулись шпангоуты, появилась течь. Было ясно, что и "Володарского" придется оставить на зимовку. Однако сразу этого сделать не пришлось. Пришлось ожидать, чтобы разошлись льды и только 22 октября появилась возможность отвести "Володарского" в бухту Варнека. Здесь с одного лесовоза пришлось снять 17 чел. с другого 18 человек и 87 чел. с экспедицией, находящейся на острове Вайгач. Таким образом, на борту "Ленина" кроме своей команды находилось 117 человек.
Выйдя за гребень, мы увидели, что условия льдов оказались еще хуже. Кругом тянулись бесконечные тороса, воспользоваться разводьями не всегда представлялось возможным. "Ленин" имел всего 35 тонн угля, а кромка льда была за 30-40 миль. Надежда на то, что ветер сменится, оказалась тщетной. Выйти по трещинам на помощь "Малыгину" не было возможности. Дрейфы были очень незначительны, без достаточных разводьев льда.
Наконец получили сведения: ветер нагнал больше воды, "Малыгин" снялся с гряды и самостоятельно вышел в дрейфующий лед, где его ждал пароход "Русанов" с углем. В это время кромка льда находилась уже на 80 миль.
Дрейф прекратился, началась пурга, снегом занесло лед, и движение его прекратилось окончательно.
На ледоколе стал очень остро вопрос с питанием. Задумались о доставке продуктов из бухты Варнек. Стал вопрос также о том, чтобы отправить на берег всех посторонних, кроме экипажа.
14 января по льду отправились люди Вайгачской экспедиции. На корабле осталось только 5 человек посторонних, которые были больны.
16 января, видя, что "Ленину" не выбраться из льдов, начали забрасывать из бухты нефть. Один из котлов ледокола приспособили под нефть.
30-го января сильным норд-остом лед был приведен в движение, но ледокол зажало еще больше. Машины не могли работать. Руль пришлось разъединить. Лед давил слишком сильно, о продвижении нечего было и думать. Перед экипажем ледокола стал вопрос не поведет ли этот дрейф в сторону Карских ворот, т. к. движение льда имело тенденцию в ту сторону.
Ледоколу, имевшему только месячный запас продовольствия и 120 человек на борту, грозила опасность быть занесенным в Карское море, а это значило потерять во всяком случае, часть команды.
Льды поднималась на уровень с палубой, 70 проц. экипажа, находящегося на "Ленине", были без теплого обмундирования, изношенного при переноске нефти. Большая часть не ввели опыта полярного плавания. Но хуже всего чувствовался недостаток топлива, без которого "Ленину" грозила гибель. Температура в жилых помещениях была 2°. Главное внимание уделялось отоплению машинного отделения. Продукты чрезвычайно экономили. Отыскивали заброшенные куски хлеба, размачивались и вновь шли в употребление.
Появилась новая угроза — главный бич полярных экспедиций — цынга. Отсутствие витаминного питания привело к заболеванию цынгой значительную часть команды. С освещением было совсем скверно. Весь керосин ухолил на двигатель для радио-связи. Изобретались светильники из банок, фитилей и масла.
10 марта, когда положение стало уже слишком бедственное, помогла Вайгачская экспедиция и экипаж "Рабочего" и "Володарского". Они забросили на ледокол около 40 пудов продуктов. Помощь была весьма существенна. Мы знали, что, "Красин", шедший к нам на помощь, попал в тяжелые льды. Мы не были уверены в том, что он сможет подойти. Было решено 36 человек отправить на берег. Но подул норд-ост, замела пурга и люди, отправившиеся на берег, растерялись. Когда добрались до берега и подсчитали всех, оказалось, что 11 не хватает. Одиннадцать человек путалось в торосах, в пурге. Помогла случайно приставшая собака с "Вайгача", она то и привела заблудившихся к берегу. Экспедиция выслала имевшихся четырех лошадей для подвозки измученных людей.
Наконец 12 марта был замечен долгожданный "Красин".
Отсюда уже началось наше совместное плавание с "Красиным".
Я должен благодарить от имени всей команды Вайгачскую экспедицию, ибо ее силами мы смогли протянуть до прохода "Красина", также благодарим экипаж "Володарского" и "Рабочего" за помощь до прихода "Красина". Особую благодарность всему экипажу ледокола "Красин" за успешное продвижение и своевременную помощь. Горячо благодарим рабочих Мурманска за горячее участие и быструю погрузку топлива,???.