НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО КОМИТЕТА НА БОРТУ ЛЕДОКОЛА „КРАСИН“ В БАРЕНЦОВОМ МОРЕ ЗИМОЮ 1932 ГОДАГидрометеорологическим комитетом СССР, для производства научных работ на борту ледокола „Красин", были командированы два сотрудника ледовой службы Ленинградского Областного Гидрометеорологического комитета В. И. Арнольд-Алябьев и Е. Н. Воропаев. Указанными сотрудниками были выполнены следующие работы.
1) Лабораторные исследования льда на борту корабля: прочности на перелом (74 испытания); рыхлости, посредством определения объема
— 156 —
полостей во льду (168 определений); солености, путем ареометрирования растаявших образцов (70 определений). 2) Для определения химизма льда (состава солей) взято около 40 проб, которые привезены для анализа. 3) Привезено 6 проб механических включений в лед (повидимому, тонкий ил и диатомовые водоросли). 4) Проведены попутные ледовые наблюдения, в результате которых составлены карты и профили льда по ходу ледокола „Красин" от кромки льда до о-ва Вайгача и обратно. 5) Велись метеорологические наблюдения в четыре срока — 1h, 7h, 13h и 21h — над давлением, температурой и влажностью воздуха, над ветром, видимостью, облачностью и над видом осадков. 6) Синоптическая служба во время рейса велась в следующем виде: ежедневно в 1h и в 7h с ледокола „Красин” передавались шифрованные метеосводки по радио в Москву, Ленинград и Архангельск. Из Бюро погоды Москвы, Ленинграда и Архангельска принимались обзоры погоды и специальные прогнозы для ледокола „Красин". На стоянках, при содействии судового персонала, вычерчивалась синоптическая ежедневная утренняя карта. 7) На стоянках систематически измерялась температура льда и воды, а также высота и плотность снегового покрова. 8') Велись совместно с сотрудниками Взрывсельпром’а, опытные работы по взрыванию льда аммоналом. 9) Производились топографическая съемка ледяного покрова и торосов и наблюдения над их перемещениями, выполнявшиеся одним из участников экспедиции, капитаном дальнего плавания Я. Р. Милобендзким. 10) Ряд наблюдений по гидрологии и над дрейфом льда был получен от 2-го штурмана ледокола „Ленин", капитана дальнего плавания П. Н. Яльцева, проводившего свои наблюдения в контакте с сотрудниками ГМК.
За время плавания „Красина”, с 1 марта по 19 мая (когда производились метеонаблюдения), температура не опускалась ниже 32º (8 марта утром). Наибольшая сила ветра зарегистрирована 12.2 м/с (22 апреля вечером).
В течение первой половины марта температура воздуха держалась преимущественно между 20° и 30° ниже нуля. Затем наблюдалось постепенное потепление: 24, 25 и 26 марта температура повысилась и доходила до 1.2º. Затем морозы снова усилились, с тем чтобы с 2 апреля перейти на теплую в общем погоду, которая держалась в течение всего апреля (5 апреля вечером + 0.6) и до конца похода, с небольшими кратковременными похолоданиями (до —17.3°). Преобладающие устойчивые ветры — южной четверти, также довольно частые — северозападной и северной четвертей — были сравнительно слабы. Штиль зарегистрирован один раз. Видимость в течение всего похода была преимущественно хорошей, туманы — весьма редки. Часто наблюдались в темное время интенсивные полярные сияния различной формы.
— 157 —
Ледяной покров места продолжительной стоянки ледокола вблизи Вайгача резко отличался от остального покрова Печорского моря по пути „Красина" своей мощностью и торосистостыо. Во время встречи ледоколов „Красин" и „Ленин" (12 марта) толщина льда в ровном поле была 50—80 см, торосы возвышались над поверхностью воды на 2—2 1/2 м. Два месяца спустя, при уходе от Вайгача (12 мая), толщина льда в ровном поле оказалась 80—110 см, в подбитом льду (и подсовах) — 1 1/2—2 1/2 м, а высота торосов превышала местами 4—5 м. Снеговой покров на ровных местах не превышал 40 см. Оказалось, что ледяной покров юговосточиой части Баренцова мори в целом представляет собой типичный ежегодно сменяющийся покров внутреннего моря, с достаточной сплошностью, характерными подвижками, кучеобразными торосами (из отдельных обломков) и, наконец, со сравнительно незначительным дрейфом местного значения. В этих отношениях ледяной покров Печорского моря в значительной степени отличается, например, от ледяного покрова северной части Баренцова моря.
Что же касается свойств льда, то в смысле строения, рыхлости, определяемой объемом полостей, и солености, лед из семнадцати различных мест, исследованный на борту ледокола, оказался вполне схожим со льдом северной части Баренцова моря (по работам на „Персее" в 1929 и 1930 гг.). Так, объем полостей во льду, по определениям на ледоколе „Красин", временами оказывался выше 10% всего объема льда, что является весьма значительным. Соленость льда достигала 6‰. Прочность на перелом характеризуется помещенной ниже сравнительной таблицей, по которой возможно судить, какое место занимает в отношении прочности лед Печорского моря по отношению ко льду водоемов иных типов. Работы на „Красине" выявили ряд моментов организационного порядка, отмеченных ГМК СССР как очередные вопросы:
1) скорейшее изучение гидрологического режима Карских Ворот и Югорского Шара, с обращением особого внимания ка режим течений;
2) необходимости установки гидрометеорологической станции и радиостанции на северной оконечности о-ва Колгуева; 3) желательность организации из Архангельска радиовещания для судов; 4) обращение внимания Комитета Второго международного полярного года на плохую слышимость радио из Ленинграда в районе о-ва Вайгача, в противоположность хорошей слышимости радио Москвы; 5) желательность скорейшей организации постоянных систематических гидрометеорологических наблюдений на судах, находящихся в отдельных частях моря, для надлежащего синоптического обслуживания его, так как данные береговых станций значительно искажают представление с режиме открытого моря.
— 158 —
Таблица
Прочность льда на перелом в кг/см2 при разных температурахВ. И. АРНОЛЬД-АЛЯБЬЕВ