Страница 2 из 3

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 07 Ноябрь 2014 22:14
Александр Андреев
Александр Иванович одним постом закрыл всю тему первой товарообменной экспедиции. :good: :tnxman:

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 07 Ноябрь 2014 22:26
ББК-10
Советская Сибирь, 1921, № 120, 4 июня.

 Советская Сибирь, 1921, № 120 (1921-06-04) товарообмен КЭ-1920.jpg
Товары из-за границы для Сибири.

До сих пор мы довольно много печатали сводок о прибывающих к нам заграничных товарах через Ригу, Ревель и, в последнее время, непосредственно в Петроградский порт. О доставке заграничных товаров в Сибирь в обмен на сибирское сырье почти ничего не говорилось. А между тем есть возможность до ставить товары в Сибирь через устья Оби и Енисея по Северному пути. Предполагалось раньше, что товары до Архангельска будут доставляться на иностранных судах, а оттуда Архангельский флот отвезет их в Сибирь.
Сейчас же выяснилось, что архангельский флот, имеющий 800. 000 тоннажу, не в состоянии принять ввозимый из-за границы груз и что его тоннажа едва хватит для вывоза из Сибири предназначенных для Архангельска 800. 000 пудов хлеба.
Таким образом товары из-за границы для Сибири придется доставлять на иностранных судах.
Согласие на это получено от одной Шведской экспортной компании, которая берется поставить все закупленные и закупаемые в Советской России товары для Сибири и доставить их к устьям Оби и Енисея и на обратном пути взять от туда наше экспортное (вывозное) сырье: графит, асбест, в количестве всего около 357. 000 пудов или 8142 тонны, и доставить их по назначению в Швецию, Норвегию или в Лондон. Конечно компания за эту перевозку сдирает с нас около 20% стоимости перевозимых товаров, но другого выхода нет, отправлять по железной дороге обойдется ещё дороже.
Для закупки товаров для Сибири Советом Труда и Обороны ассигновано 7 миллионов рублей золотом. Предполагается по списку, согласованному с Сибревкомом, Наркомпродом, Наркомземом, приобрести за границей следующие товары: 1000 сенокосилок, 500 кон. граблей, 500 жаток, 500 культиваторов, 500 соломорезок, приводных ремней (коженн. ) 15000 метров; вил стальных 20. 000 дюж., лопат стальных — 12 500 дюжин; поперечных пил — 200. 000, продольных — 2000 штук, напильников — 15. 000 дюжин; топоров плотничных — 200. 000 штук; разных инструментов для кузнечных, слесарных и столярных мастерских — 1000 комплектов, проволочных гвоздей - 1. 000. 000 пудов; подковных гвоздей — 10. 000 пуд., замков висячих 200. 000, проволочной веялочной ткани около 100. 000 кв. арш. маслобойных металлических — 5000 штук, ходовых запасных частей к уборочным машинам на сумму до 500. 000 рублей, иголок обыкновенных для шитья на сумму 20. 000 рублей.
Все эти товары можно получить в Швеции. Но шведские цены на некоторые машины, наприм. уборочные на целых 100% выше американских и германских. Если предоставится возможность, товары будут закуплены не в Швеции, но если этого нельзя будет сделать, то придется согласиться на не особенно выгодные шведские условия.
Таким образом, если не случится - каких-нибудь неожиданных препятствий, Сибирь к осени текущего года будет иметь заграничные машины, инструменты, в которых сейчас мы так нуждаемся
Я. Д.


Газета "Советская Сибирь", 1921 г., № 127, 23 июня.

Четыре пуда хлеба за лопату.

 Советская Сибирь, 1921, № 127 (1921-06-23) Архангельская эксп..jpg
Архангельские морские экспедиции

МОСКВА, 17-6. (Сиброста). В прошлом году Архангельский флот совершил трудную и опасную экспедицию на север, привезя оттуда 800.000 пудов хлеба. В этом году результаты будут еще лучше. Посылаются две экспедиции к устьям Енисея и Оби. Они повезут в Сибирь купленные заграницей товары, в частности 200.000 лопат для товарообмена с сибирскими крестьянами; одна из них привезет в обмен 800.000 пудов хлеба, другая экспедиция повезет в Сибирь заграничные товары и на обратном пути возьмет для заграницы 500.000 пудов сырья.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 07 Ноябрь 2014 22:30
ББК-10
План перевозок грузов Северного морского пути 1921 г.
 Советская Сибирь, 1921, № 139 (1921-07-07) План КЭ-1921.jpg

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2014 20:34
ББК-10
"Советская Сибирь", № 240 3 ноября 1921 г.

 Советская Сибирь, 1921, № 240 (1921-11-03) Прибытие импорта.jpg
В Сибвнешторге.

Прибытие импорта.

23 октября в Омск и Красноярск возвратились товарообменные экспедиции Сибвнешторга, проведшие еще одну борозду на малоисследованном северном морском пути.
Имея ввиду ознакомление товарищей с Северным Морским Путем целых рядом лекций и впечатлений, мы сейчас укажем только на деловую сторону этих экспедиций.
Обь-Иртышская товарообменная экспедиция, приняв свыше 700.000 пуд. различного груза, вышла из Омска и Новониколаевска 24-25 июля с. г. в устье Оби.
Енисейская Товарообменная Экспедиция имея груза свыше 200.000 п., вышла из Красноярска 1 августа в устье Енисея.
Принято обоими экспедициями около 9 000 тонн различного груза по нижеследующей суммарной спецификации.
Перегрузочные операции в устьях Оби и Енисея продолжалась 16 суток, причем работы производились круглые сутки.
Одним из наиболее важных факторов операций этого года должны быть особо отмечены работы Портоизыскательных партий Комитета Северного Морского Пути, которыми окончательно исследована бухта в Обской губе, совершенно защищенная от ветров и наименованная Новым-Портом.

В Омск 4-мя пароходами "Бранн", "Ашвин", "Тинтерн Абби" и "Нитс Абби" доставлены следующие грузы.

Маслобоек 3500 шт., Сенокосилок 700 шт., Жатаппаратов (передки) 700 шт., Грабель 300 шт., Жаток 400 шт., Топоров 165.000 шт., Гвоздей подковных 10590 пудов, Лопаты 3067 мест, Вил 4889 мест, Кофейников 25112 шт., Кострюль 20556 шт., Кружек 56358 шт., Сковород 35100 шт, Винтов железных для дерева 260 ящ., Ремней кожанных 189 мест, Стали 192 места, Клею 160 мест, Точильных камней 400 мест, Олова 160 мест, Нождачной бумаги 33 м., Замков 123 м., Гвоздей 31739 ящ., Мыльных камней 38 мест., Соломорезок 118 м., Молотков 14 м., Валы 1883 м., Свинца 1164 м., Ножниц для стрижки овец 40 ящ., Охотничьих ружей 86 мест, Дроби 480 м., Пистонов 40 мест., Гильз ружейных 200 м., Пороху 1344 м., Частей запасн. для земледельческих орудий 136 м., Инструмента столярного 578 м., Ниток 120 м., Грабель и садов. инструмента 1695 м., Жести 160 м., Канифоли 186 м., Нашатырю 13 м., Сапожных гвоздей 200 м., Мешков 94 м., Точил и запасн. частей для землед. орудий 2466 м., Напильников 79 м., Инструментов технических 43 м., Ключей стальных 17 м. Оконных и дверных принадлежностей 2166 м., Замков дверных 156 м., Проволочной ткани 182 м., Сахару 8000 м., (28.501 пуд. 23 ф.), Чаю 4926 м., (27.099 пуд. 10 ф.) и много других разных товаров.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2014 20:41
ББК-10
"Советская Сибирь", № 243 6 ноября 1921 г.

 Советская Сибирь, 1921, № 243 (1921-11-06) КЭ.jpg
 Советская Сибирь, 1921, № 243 (1921-11-06) КЭ (2).jpg
Карская экспедиция

23 октября в Мурманск вернулась Карская экспедиция блестящим образом выполнившая миссию по доставке заграничных товаров в Сибирь и вывоз оттуда экспорта Северным Морским Путем.
Уже начиная с 1918 года советской властно ведутся крупные подготовительные работы по оборудованию Северного Морского пути и открытию его для непосредственных сношений Сибири с внешним заграничным рынком.
И прошлом 1920 году был произведен первый удачный опыт массовой переброски грузов из Сибири в Архангельск, а в этом году опыт повторен уже в более широком размере, в масштабе международных сношений. На этот раз инициативу организации экспедиции взял на себя Народный Комиссариат Внешней Торговли.
По плану, разработанному комиссариатом, задания экспедиции в этом году сводились к следующему: а) доставить из Сибири в Архангельск 800000 пудов хлеба; б) доставить из Сибири за границу 300000 пуд. экспортных товаров: асбест, графит, кожу, шерсть, щетину и т. п.; в) в обмен на эти товары доставить из-за границы в Сибирь сельскохозяйственные машины, инструменты, скобяные приборы и т. п. на сумму, эквивалентную этим товарам.
Для выполнения этой операции, нашей торговой делегацией в Лондоне были приобретены 5 коммерческих пароходов и лучший в мире ледокол "Ленин" (бывш. "Александр Невский").
8-го августа, все этим пароходы, нагруженные различными иностранными товарами из Англии, Германии и Швеции собрались в Мурманске, 15-го августа экспедиция в полном составе вышла в море. В то же время из Архангельска вышел 2-й отряд морских судов, в составе; 5 транспортов и 3 ледокольных пароходов, предназначенный специально для хлеба, а по рекам Оби и Енисею отправились речные караваны, груженные хлебом и экспортом Путь туда был совершен без особых приключений. В Карском море архангельский отряд видел льды лишь на горизонте, а заграничный отряд, следовавший на 3-е суток позднее, был во льдах всего 1 1/2 суток.
На меридиане острова Белого суда отрядов разделились: часть их направилась в устье р. Оби, а другая в устье р. Енисея.
Около 23 го августа в устье этих рек морские суда встретились с речными и немедленно же приступили к перегрузке товаров.
Эта часть операции представляла наибольшие затруднения. Работа происходила за полярным кругом, в совершенно безлюдной местности в условиях почти полного отсутствия каких-либо устройств и приспособлений. Все материалы, продовольствие, живая рабочая сила в виде 350 грузчиков, были доставлены самой же экспедицией (речной).
Однако, несмотря на все эти трудности, погрузочная операция была выполнена чрезвычайно удачно и на 4 дня раньше срока.
Объясняется это прекрасной работой грузчиков, благоприятной погодой и, главном образом, удачным расположением вновь открытой бухты, в которой в этом году производилась большая часть операции. Бухта эта, названная Новым Портом, находится и 35 милях севернее бухты Находка, где до сих пор производились подобного рода операции, имеет все преимущества по сравнению с последней. В то время, как в бухте Находка 49 проц. рабочих дней пропадали вследствие волнения и сильного ветра на рейде, в этом году ни одного потерянного дня не было, вся работа совершалась непрерывно днем и ночыо. Обратный путь был значительно более трудным. Под влиянием жестоких северных ветров, лед в Карском море стоял в этом году сплошной стеной, приблизительно по параллели 73 град. и иногда принимал чрезвычайно тяжелые формы. Сквозь этот лед пришлось пробиваться судам экспедиции, причем архангельский отряд потерял два парохода, один из них с полным грузом хлеба. Заграничный отряд, как более тщательно организованный для полярного плавания, прошел льды невредимым и нетолько выполнил свое собственное задание, но еще доставил в Архангельск 154000 пуд. хлеба и спас затертый в Карском море гидрографический пароход "Орлик".
Таким образом, судами экспедиции доставлены в Сибирь всего 556.532 пуд. импорта из-за границы и 100000 пуд. смолы из Архангельска, а вывезено 294.566 пуд. экспорта за границу и 534.934 пуд хлеба в Архангельск. Экспедиция имела еще и другое гораздо более крупное экономическое и политическое значение.
Если до сих пор Северным Морским Путем иногда пользовалась частные предприниматели, то это всегда делалось на-авось и ограничивалось очень незначительными размерами доставляемых грузов. Советское правительство иначе подошло к разрешению проблемы Северного Морского Пути. Им начаты систематические работы по обследованию этого пути, обстановке его навигационными знаками, установке в наиболее опасных местах радиостанций и гидрометеорологических постов, а в дальнейшем и производство гидроаэропланной разведки.
Таким путем получается полное освещение Карского моря, картины движения льдов и состояние погоды в нем и современный мореплаватель уже идет Северным Морским путем не на авось, а точно зная какие условия ожидают его впереди. И если к этому прибавить солидную организацию технической части экспедиции, подбор удобных для полярного плавания судов, укрепление их носовой части на случай столкновения со льдинами, снабжение этих экспедиций лучшими в мире ледоколами, то тогда можно сказать, что Советское правительство сделало все что требует современное состояние техники и науки: оно первое сделало Карское море проходимым и доступным для широких транспортных операций и доставило Сибири путь для непосредственных сношений с внешним миром.
В этом историческое значение Карской экспедиции 1921 г.

Н. Васильев.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2014 20:58
ББК-10
"Советская Сибирь", № 262 29 ноября 1921 г.

 Советская Сибирь, 1921, № 262 (1921-11-29) Прибытие грузов.jpg
По Сибири

Прибытие грузов из-заграницы

КРАСНОЯРСК, 20. В Красноярск прибыло северо-морским путем 11 судов с грузом в 150.000 пудов. Одна баржа с грузом осталась в Енисейске. В числе прибывших грузов имеется сахар, чай, пилы, топоры, гвозди, разные скобяные товары, ремни приводные, гарпиус, трубы дымогарные и сельско-хозяйственные машины и части к ним.
Все товары выгружаются и вывозятся на склады Губсоюза. Сельско-хозяйственные машины переданы Губземотделу.
...
ОМСК, 25. Разгрузка прибывшей северной товарообменной экспедиции закончена.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 14 Ноябрь 2014 20:25
ББК-10
Советская Сибирь, 1921, № 259 (1921-11-25)

 Советская Сибирь, 1921, № 259 (1921-11-25) Наши победы у ЛО.jpg
 Шольц.jpg
Наши победы у Ледовитого океана

Цель „Комсеверпути".
На последнем заседании Сибревкома 23 ноября, представителем Комитета Северного Морского Пути т. Шольцем был сделан представляющий большой интерес информационный доклад о деятельности комитета вообще и в частности о результатах Карской экспедиции текущего года.
Два года тому назад был поставлен вопрос о создании специального органа для исследования и изучения северного морского пути о целыо изыскания практических возможностей использования его в интересах Республики. Для разрешения всех этих задач был организован Комитет Северного Морского Пути.

Первый успех.
В царское время работа по обследованию северного пути, как и вообще исследование Сибири, велось очень слабо. Сов. власть, несмотря на все трудности этих работ в настоящее время вообще, а в полярной обстановке в особенности, за 2 года достигла блестящих результатов.
В прошлом году в Обскую губу была направлена товарная экспедиция. В тот сезон грузооборот достиг 660000 пудов, — цифра невиданная до того времени в эксплоатации северного пути. В прошлом году, ввиду межгосударственного положения Республики, грузооборот носил местный характер.

Организация новой экспедиции.
По окончании первой операции встал вопрос об экспедиции 1921 года. Главной трудностью в организации экспедиции было соответствие тоннажа тех судов, которые шли от нас в устье Оби с тоннажем судов шедших с Океана. Экспорт должен быть равен импорту это непременное условие товарооборота через северный путь, так как там не имеется портов для хранения грузов. По плану товарооборот был определен в 1300000 пудов, причем 800 тысяч пудов хлеба из это го количества должно было быть выброшено из Сибири на Архангельск с тем, чтобы последний дал соответствующий по тоннажу груз для Сибири и 500 тысяч пудов должно было итти для товарообмена с заграницей. От ВСНХ, Наркомзема и Наркомпути была получена точная номенклатура необходимой закупки в размере 5 проц, от всего импорта.
По Оби надлежало перевезти 1100000 пудов, по Енисею 100000 пуд., так как грузоподъемность Енисейского флота значительно ниже Обского.
Позднее в этот план были внесены некоторые коррективы. Одно время вопрос об экспорте стоял в в такой плоскости, что возникали сомнения в в возможности Карской экспедиции. Вскоре вопрос этот благополучно разрешился. Из фондов Наркомпрода в добавление к экспортным ценностям было ассигновано золото для закупки за границей с. х. инвентаря и других крестьянских орудий производства. Экспедиция было снаряжена.

Работа я устье 0би.
Когда флотилия подошла к Обдорску, то выяснялось, что Архангельск не выполнил тех сроков, которые были необходимы для согласования действий нашей экспедиции с прибывшими судами. Архангельский флот и суда иностранных правительств прибыли одновременно. Бухта «Находка» не вмещала всего каравана.
Все операции по перегрузке товаров были возложены на Комитет Северного Пути. Согласованность действий привета к самым благоприятным результатам. Тогда как в прошлую экспедицию из всей перегрузочной операции было только 44 проц. рабочих дней, в этом году их было 99 проц. Лебедки работали 24 часа в сутки.
В работах по перегрузке участвовали, кроме нашей экспедиции, иностранный флот и экипаж Архангельских судов. Перегрузка шла быстро и дружно. Наши рабочие— грузчики, прибывшие с экспедицией, работали не покладая рук в тяжёлых условиях севера. Выделялись по работе пароходы «Заметный» и «Волга».
Архангельские суда оказались перегруженными углем. Они должны были дать 450 тысяч пудов груза на Обь и 100 тысяч на Енисей; дали же на Обскую губу только 300 тысяч пудов.

Переброска судов.
Еще до начала экспедиция в центре был решен вопрос о переброске некоторых судов из Архангельска в Сибирь для пополнения небогатого сибирского флота. Было решено перебросить 15 лихтеров и 7 пароходов. Архангельск слабо организовал дело переброски. Перебрасываемые суди были присоединены к товарообменной экспедиции. Благодаря туману, они отстали от флотилии и вернулись в Архангельск. В конце концов в сопровождении ледокола суда эти прибыли в Сибирь, но не в устье Оби, куда они должны была прийти, а в устье Енисея.

Результаты экспедиции.
Северная товарообменная операция удалась в размере перегрузки в следующих цифрах: по Оби переброшено 1111000 пудов, по Енисею 360000 пудов. В круглой цифре вся операция дала без малого полтора миллиона пудов грузооборота.
Такой успех, достигнутый нами в безжизненном до Советской власти деле эксплоатации северного пути, следует считать блестящим. Грузооборот в 1921-м году в 7-8 раз превысил грузооборот прежних лет. Задуманная нами операция осуществлена полностью. Товары, собранные в Сибири для товарообмена с заграницей 4-мя морскими судами иностранных держав увезены по назначению. Архангельский флот забрал приготовленное для него.

Открытие порта.
Экспедицией сделано открытие большой научной и практической ценности: в 56 верстах от бухты "Находка", в 115 верстах от устья Оби открыт новый порт.
Природные условия этого порта таковы, что даже фантазия порто-изыскателя не создала бы ничего лучше его естественных удобств. Природными условиями новый порт защищен и от ветров и от волн. Суда, входящие в него, находятся в полной безопасности; глубина порта вполне достаточная. Порт удобен как для морского, так и для речного флота.
В новом порту начата постройка радио—станции, которая даст нам возможность сноситься со всеми станциями побережья. Постройка станции будет закончена в будущем году.

Безопасность Северного Пути.
Удачно закончившиеся экспедиции через Северный Морской Путь показывают, что путь этот вполне пригоден и безопасен для дальнейшего развития торговых сношений Сибири с Архангельском и Западными державами, хотя, требует, конечно, от руководителей морского флота умелого и осторожного руководства. Гибель пароходов "Обь" и "Енисей" произошла не вследствие опасности северного пути, а по совершенно другим причинам. Пароход "Обь", еще на первом пути из Архангельска, спешно там отремонтированный, поломался и шел на буксире. Приняв 20 тыс. пудов груза, на обратном пути он получил пробоину. Груз целиком и весь экипаж спасены. Пароход "Енисей" раньше принадлежал купцу, занимавшемуся скупкой аварийных судов и спекулировавшему их страховкой при гибели. "Енисей" — один из аварийных пароходов, чем и объясняется неудача с ним.

Слава героям труда.
Северная экспедиция, давшая неизмеримо ценные научные и практические результаты, стоила больших трудов многим и многим работникам. Сибревком от своего имени и от имени всей Республики, вынес глубокую товарищескую благодарность всем труженикам по Северной экспедиции. Постановлено издать и широко распространить очерк Карской экспедиции, где вы делить на красную Доску имена всех участников и способствовавших ее успеху.
Перед центром возбуждается ходатайство об утверждении в Новом Порту почетного красного знамени ВЦИК.
Из импортного груза особо отличавшимся по экспедиции выдается премия. Грузчикам и рабочим Обь-Иртышской экспедиции выдается дополнительная премия. Семьям погибших на работе рабочего Жукова и инженера Петрова выдано по 5 мил. рублей.
Комитету Сев. Мор. Пути поручено издать научный сборник о результатах экспедиции 1921-го года.

Р.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 15 Ноябрь 2014 22:58
ББК-10
Советская Сибирь, 1921, № 261 (1921-11-27)

 Советская Сибирь, 1921, № 261 (1921-11-27) Новый Порт.jpg
Новый Порт.

Новый Порт — одно из завоеваний, сделанных при Советской власти, Но было бы "коммунистическим чванством", если б мы приписали это исключительно или даже главным образом, себе, коммунистам. Новый Порт—это удобнейшая бухта для стоянки и перегрузки судов, идущих Северным морским путем, в 115 в. от устья Оби. Несколько десятков судов с глубокой осадкой свободно могут в нем разместиться. Естественные песчаные косы защищают бухту от господствующих ветров. Сейчас производятся работы по постройке радиостанции и необходимых жилых помещений, завезены строительные материалы. Целая сеть радио-телеграфных станций ло Сев. морскому пути свяжет порт и с Архангельском и с другими пунктами на пути.
Одно из существенных препятствий для правильного развития торговли Сибири с другими странами — это то, что приходится запасать уголь на обратный путь и тащить его с собой в Обь — что загружает на 30-35 проц. суда балластом. Но у нас на севере обследован огромный каменноугольный район - Норильский бассейн, нетронутый, с запасами лучшего угля, не уступающего кардифу, — до 3 миллиардов пудов, — его хватит, по крайней мере, на 100 лет. В ближайшие же годы надо подготовить добычу его и сплав к Новому Порту.
Огромная работа по организации Сибвнешторга и в частности по организации Сев. морского пути проделана Советской властью.
Мы достигли успехов небывалых и можем ими гордиться. Тов. Локоцков, стоявший во главе Сибвнешторга, с присущей ему скромностью, протестовал против того, что ему предписывают заслуги по организации этого дела. Тем не менее, имя его навсегда будет связано со всеми мероприятиями Советской власти по организации Сев. морского пути.
Но надо признать, что огромная работа проделана совсем не коммунистами. В заседании Сибревкома 23 ноября докладчики по данному вопросу — т. Шольц, т. Осипов — не коммунисты. Т. Шольц — добросовестный, талантливый исследователь севера, любит это дело. Рядом с нам — настоящий "старый морокой волк", колоритная фигура бывшего руководителя военного судна "Ретвизан" — А. И. Осипова, открывшего «Новый Порт». Было трогательно слушать этого видавшего виды человека, как он описывал скромные подвиги работающих на далеком севере героев труда: капитана парохода "Замятин" Г. С. Демидова и капитана парохода "Волга" Ив. А. Чудинова.
Они работают в крайне трудней обстановке. Но когда раздается команда т. Осипова взять такие то баржи, пойти туда то, она отвечают: "есть" — и идут, и исполняют труднейшие поручения.
Такие люди нам ценны. Они по своему любят Россию. Старый подпольный работник — коммунист т. И. Локоцков может дружно работать в Р.С.Ф.С.Р. с ученым исследователем т. Шольцем и моряком, когда то преданно служившим старому строю — т. Осиповым.
Эти люди видят, что новая Россия ценит личную инициативу, ум, культуру, что она предприимчива,что каждый новый шаг вперед, каждое новое культурное завоевание улучшает положение не отдельной кучки привилегированных лиц, как прежде, — а народные масса, народное хозяйство.
Весною 1922 г. в Новом Порту, на далеком севре, водружено будет почетное красное знамя В. Ц. И. К. Кгоза служили не только командиры, но и все те грузчики, матросы, кочегары, радиотелеграфисты и другие кто помогал и помогает пролагать среди гор ледовитого океана путь для сношений между странами и народами всего мира и нашей Сибирью.
Ев. Ярославский

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 16 Ноябрь 2014 11:00
ББК-10
Советская Сибирь, 1922, № 124 (1922-06-08)


 Советская Сибирь, 1922, № 124 (1922-06-08) КЭ-21 сырье на Лондонском рынке.jpg
Сибирское сырье на лондонском рынке
(Результаты прошлогодней Карской экспедиции.)

В Сибдальвнешторге подучены сведения, что сырье, отправленное в прошлом году с Карской экспедицией, реализовано на лондонском рынке по вполне удовлетворительным ценам.
Аукционы сибирского сырья посещалась публикой весьма охотно, заграничные коммерческие бюллетени, между прочим, отмечают некоторые дефекты в доставленной партии волоса, хотя это обстоятельство в общем не помешало реализации последней.
Кстати нужно отметить, что прибывшие с Карской экспедицией товары, выражающиеся в сумме около 7 миллионов рублей, к сожалению, слишком медленно распределяются среди крестьянского населения Сибири.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 28 Декабрь 2014 16:24
ББК-10
Красный Север 1921 № 236. Среда 26 октября.

 Красный Север 1921 № 236 Сиб.хлеб в Архангельске.jpg
Сибирский хлеб в Архангельске

Интересные данные о Карской экспедиции, организованной в текущем 1921 году, Наркомвнешторгом и давшей вполне удовлетворительные результаты, приведены Н. Васильевым в № 234 ВЦИК от 19 текущего октября. Вопрос о Северном морском пути давно уже занимал и занимает широкие научные, политические и торговые круги морских стран Европы. О значении этого пути достаточно писалось и в современной печати и в специальных трудах по этому предмету. Однако, ни для одной страны и никогда, нужно смело сказать, практическая сторона этого вопроса не играла более решающего, жизненного значенья, чем для Советской Республики в настоящее время. Тяжелое экономическое положение России, в связи с грандиозным бедствием-голодом, поставили Республику в полную невозможность снабжать потребляющее районы Севера нужным количеством продовольствия. Поэтому особенное значение приобретает факт удачной доставки на наш Север в Архангельск судами упомянутой экспедиции более "полумиллиона пудов хлеба.
Экспедиция эта была составлена из двух отрядов морских паровых судов. Первый отряд из 5 коммерческих судов, приобретенных нашей торговой делегацией в Лондоне и нагруженных импортными товарами из за границы (Англии, Германии и Швеции) вышел в путь из Мурманска 15 августа. Второй отряд судов, из 5 транспортов и 3 ледоколов, к тому же времени снялся с якоря в Архангельске.
На меридиане острова Белого суда разделились, часть их направилась в устье реки Оби, другая к устью реки Енисея, куда суда и прибыли вполне благополучно. По тому и другому речному пути заблаговременно были высланы караваны с хлебом.
Выгрузка товаров и погрузка хлеба была произведена весьма удачно и без задержки. Обратный путь, в виду наступления холодов и начавшихся северных ветров, сопровождавшихся появлением льдов в Карском море, был гораздо более тяжел. Архангельский отряд потерял два парохода, из коих один был с полным грузом хлеба, заграничный же, как лучше оборудованный дня полярного плавания, не только вернулся без аварии, но еще и спас затертый в Карском море льдами гидрографический пароход "Орлик".
Результаты следующее: Сибирь получила всего 556532 пуда импортного заграничного товара и 100000 пуд. смолы из Архангельска и вывезла 294506 п. экспорта за границу и 534934 пуд. хлеба в Архангельск.
Другими словами - бедная техническими приспособлениями Сибирь получила нужные ей земледельческие машины, а наш голодный Север—жизненно необходимый ему хлеб.
Вся экспедиция заняла немногим более 1 1/2 месяца. Распространяться о практическом значении этой экспедиции нет нужды — оно ясно само собою следует отметить лишь, что значение это гораздо шире, чем может показаться с первого взгляда. Экспедиция, кроме выполнение своей прямой и узкой задачи, приобр. весьма ценные данные о характере и особенностях Северного морского пути и практический опыт в полярных плаваниях. Это будет учтено и в этом — залог развития дальнейших, сношений нашего Севера как с Сибирью, так и с заграницей и несомненное историческое значение Карской Экспедиции 1921 года.
Следует отметить, что условия приобретения судов заграницей были весьма тяжелы и наши "союзники" гарантировали себя от возможных убытков в совершенстве.
Так, между прочим, заграничные суда зафрахтовывались за весьма приличную сумму, но в случае гибели стоимость таковых судов падала всецело на счет Внешторга. К счастью, в осуществление этих Шейлоковских условий надобности же представилось.
Ярош.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2015 08:00
Polarstern
Иван Кукушкин пишет:Заинтересованность есть. Со стеклянных негативов снимают кадры с диким разрешением - нынешние самые навороченные цифровики пока еще так не умеют.
Гугль шепчет, что для этого понадобится сканер Epson 4870/4990 или V700/V750.
У меня последний названный есть, но проще обзвонить ближние мини-типографии. Стекло всё таки.


Интересно, получилось ли что-нибудь с оцифровкой этого негатива?

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2015 12:42
fisch1
 Карская экспедиция.jpg
Васильев Н. Карская экспедиция.М.: Наркомат Внешней торговли, 1921. — 44 с.

27 мая 1921 г. на заседании Совета Труда и Обороны, проходившем под председательством В. И. Ленина, по докладу члена коллегии НКВТ тов. Войкова было принято постановление об организации экспедиции в Сибирь через Карское море. Вашему вниманию рассказ об этой экспедиции.



Карская экспедиция.pdf [9.55 МБ Скачиваний: 615]

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 20 Июль 2016 14:16
ЧАЙКА СВ
Портрет Отто Свердруп.

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2018 22:57
И.И. Пузырьков
ББК-10 пишет:Советская Сибирь, 1921, № 259 (1921-11-25)

Советская Сибирь, 1921, № 259 (1921-11-25) Наши победы у ЛО.jpg
Шольц.jpg
Наши победы у Ледовитого океана

Цель „Комсеверпути".
На последнем заседании Сибревкома 23 ноября, представителем Комитета Северного Морского Пути т. Шольцем был сделан представляющий большой интерес информационный доклад о деятельности комитета вообще и в частности о результатах Карской экспедиции текущего года.
Два года тому назад был поставлен вопрос о создании специального органа для исследования и изучения северного морского пути о целыо изыскания практических возможностей использования его в интересах Республики. Для разрешения всех этих задач был организован Комитет Северного Морского Пути.

Первый успех.
В царское время работа по обследованию северного пути, как и вообще исследование Сибири, велось очень слабо. Сов. власть, несмотря на все трудности этих работ в настоящее время вообще, а в полярной обстановке в особенности, за 2 года достигла блестящих результатов.
В прошлом году в Обскую губу была направлена товарная экспедиция. В тот сезон грузооборот достиг 660000 пудов, — цифра невиданная до того времени в эксплоатации северного пути. В прошлом году, ввиду межгосударственного положения Республики, грузооборот носил местный характер.

Организация новой экспедиции.
По окончании первой операции встал вопрос об экспедиции 1921 года. Главной трудностью в организации экспедиции было соответствие тоннажа тех судов, которые шли от нас в устье Оби с тоннажем судов шедших с Океана. Экспорт должен быть равен импорту это непременное условие товарооборота через северный путь, так как там не имеется портов для хранения грузов. По плану товарооборот был определен в 1300000 пудов, причем 800 тысяч пудов хлеба из это го количества должно было быть выброшено из Сибири на Архангельск с тем, чтобы последний дал соответствующий по тоннажу груз для Сибири и 500 тысяч пудов должно было итти для товарообмена с заграницей. От ВСНХ, Наркомзема и Наркомпути была получена точная номенклатура необходимой закупки в размере 5 проц, от всего импорта.
По Оби надлежало перевезти 1100000 пудов, по Енисею 100000 пуд., так как грузоподъемность Енисейского флота значительно ниже Обского.
Позднее в этот план были внесены некоторые коррективы. Одно время вопрос об экспорте стоял в в такой плоскости, что возникали сомнения в в возможности Карской экспедиции. Вскоре вопрос этот благополучно разрешился. Из фондов Наркомпрода в добавление к экспортным ценностям было ассигновано золото для закупки за границей с. х. инвентаря и других крестьянских орудий производства. Экспедиция было снаряжена.

Работа я устье 0би.
Когда флотилия подошла к Обдорску, то выяснялось, что Архангельск не выполнил тех сроков, которые были необходимы для согласования действий нашей экспедиции с прибывшими судами. Архангельский флот и суда иностранных правительств прибыли одновременно. Бухта «Находка» не вмещала всего каравана.
Все операции по перегрузке товаров были возложены на Комитет Северного Пути. Согласованность действий привета к самым благоприятным результатам. Тогда как в прошлую экспедицию из всей перегрузочной операции было только 44 проц. рабочих дней, в этом году их было 99 проц. Лебедки работали 24 часа в сутки.
В работах по перегрузке участвовали, кроме нашей экспедиции, иностранный флот и экипаж Архангельских судов. Перегрузка шла быстро и дружно. Наши рабочие— грузчики, прибывшие с экспедицией, работали не покладая рук в тяжёлых условиях севера. Выделялись по работе пароходы «Заметный» и «Волга».
Архангельские суда оказались перегруженными углем. Они должны были дать 450 тысяч пудов груза на Обь и 100 тысяч на Енисей; дали же на Обскую губу только 300 тысяч пудов.

Переброска судов.
Еще до начала экспедиция в центре был решен вопрос о переброске некоторых судов из Архангельска в Сибирь для пополнения небогатого сибирского флота. Было решено перебросить 15 лихтеров и 7 пароходов. Архангельск слабо организовал дело переброски. Перебрасываемые суди были присоединены к товарообменной экспедиции. Благодаря туману, они отстали от флотилии и вернулись в Архангельск. В конце концов в сопровождении ледокола суда эти прибыли в Сибирь, но не в устье Оби, куда они должны была прийти, а в устье Енисея.

Результаты экспедиции.
Северная товарообменная операция удалась в размере перегрузки в следующих цифрах: по Оби переброшено 1111000 пудов, по Енисею 360000 пудов. В круглой цифре вся операция дала без малого полтора миллиона пудов грузооборота.
Такой успех, достигнутый нами в безжизненном до Советской власти деле эксплоатации северного пути, следует считать блестящим. Грузооборот в 1921-м году в 7-8 раз превысил грузооборот прежних лет. Задуманная нами операция осуществлена полностью. Товары, собранные в Сибири для товарообмена с заграницей 4-мя морскими судами иностранных держав увезены по назначению. Архангельский флот забрал приготовленное для него.

Открытие порта.
Экспедицией сделано открытие большой научной и практической ценности: в 56 верстах от бухты "Находка", в 115 верстах от устья Оби открыт новый порт.
Природные условия этого порта таковы, что даже фантазия порто-изыскателя не создала бы ничего лучше его естественных удобств. Природными условиями новый порт защищен и от ветров и от волн. Суда, входящие в него, находятся в полной безопасности; глубина порта вполне достаточная. Порт удобен как для морского, так и для речного флота.
В новом порту начата постройка радио—станции, которая даст нам возможность сноситься со всеми станциями побережья. Постройка станции будет закончена в будущем году.

Безопасность Северного Пути.
Удачно закончившиеся экспедиции через Северный Морской Путь показывают, что путь этот вполне пригоден и безопасен для дальнейшего развития торговых сношений Сибири с Архангельском и Западными державами, хотя, требует, конечно, от руководителей морского флота умелого и осторожного руководства. Гибель пароходов "Обь" и "Енисей" произошла не вследствие опасности северного пути, а по совершенно другим причинам. Пароход "Обь", еще на первом пути из Архангельска, спешно там отремонтированный, поломался и шел на буксире. Приняв 20 тыс. пудов груза, на обратном пути он получил пробоину. Груз целиком и весь экипаж спасены. Пароход "Енисей" раньше принадлежал купцу, занимавшемуся скупкой аварийных судов и спекулировавшему их страховкой при гибели. "Енисей" — один из аварийных пароходов, чем и объясняется неудача с ним.

Слава героям труда.
Северная экспедиция, давшая неизмеримо ценные научные и практические результаты, стоила больших трудов многим и многим работникам. Сибревком от своего имени и от имени всей Республики, вынес глубокую товарищескую благодарность всем труженикам по Северной экспедиции. Постановлено издать и широко распространить очерк Карской экспедиции, где вы делить на красную Доску имена всех участников и способствовавших ее успеху.
Перед центром возбуждается ходатайство об утверждении в Новом Порту почетного красного знамени ВЦИК.
Из импортного груза особо отличавшимся по экспедиции выдается премия. Грузчикам и рабочим Обь-Иртышской экспедиции выдается дополнительная премия. Семьям погибших на работе рабочего Жукова и инженера Петрова выдано по 5 мил. рублей.
Комитету Сев. Мор. Пути поручено издать научный сборник о результатах экспедиции 1921-го года.

Р.


Я впервые на этом форуме, прошу прощения, если что-то делаю не так. Меня очень интересует личность зампредкомсеверпути Шольца, а откуда его фотография, если не секрет?

1921: Карская экспедиция

СообщениеДобавлено: 11 Январь 2019 21:32
ББК-10
Вы малость промахнулись. Шольц появится в КЭ в 1922 году. И в фотоальбоме от ув. Litke74 можно увидеть фотографии Шольца.