1768-69: Плавания Креницына и Левашова

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1768-69: Плавания Креницына и Левашова

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июль 2008 05:19

Попался такой вот раритет: "Карта меркаторская".

Изображение

В полном размере: 7167х2720px ; 5 Mb
http://www.polarpost.ru/Karta-merkatorskaia.jpg



"Karta merkatorskaia" из Alaska's Digital Archives

http://vilda.alaska.edu/cdm4/item_viewer.php?CISOROOT=/cdmg11&CISOPTR=10450&DMSCALE=12.5&DMWIDTH=1440&DMHEIGHT=2000&DMMODE=viewer&DMTEXT=177&REC=5&DMTHUMB=0&DMROTATE=0

Collection Name Rare Maps Collection, Alaska & Polar Regions Collections
Identifier G9236 S12 [177_] S521
Title Karta merkatorskaia.
Description Manuscript map. Shows Krenitzin's and Levashev's voyage from Kamchatka to the Fox Islands in 1768 and 1769, and was purportedly secured from Catherine II by or for the Scottish historian William Robertson by his friend Dr. Rogerson, the Empress's physician. Relief shown by hachures and shading. Compass rose. Hand colored. Falk 1772-8.


Published in 1772.
Scale is not given.
Creator Shavanov, Iakov
Subject.LCSH North Pacific Ocean -- Maps
Discoveries in geography -- North Pacific Ocean -- Maps
Voyages and travels -- North Pacific Ocean -- Maps
Location Kamchatka Peninsula (Russia)
Aleutian Islands (Alaska)
Region Outside
Western Alaska and Aleutian Islands
Time Period 1741 to 1867
Date.original 1772?
Type Image (Maps)
Ordering & Use For information on ordering and using this material: http://www.uaf.edu/library/apr/photo_use_forms.html
Holding Institution Alaska and Polar Regions Collections, Elmer E. Rasmuson Library, University of Alaska Fairbanks.; mailto:fyapr@uaf.edu --(907) 474-6594--PO Box 756808, Fairbanks, AK 99775-6808.




Карта интересная, достаточно подробно нанесена Камчатка до 57°, отметки где что когда снималось и происходило.

Но что это за плавание - пока не известно :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Плавания Креницына и Левашова 1768 и 1769 гг.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Июль 2008 13:54

Найдено в сети:

Секретная экспедиция Креницына — Левашова
http://www.randewy.ru/karta/geogr34.html

По докладу Д. И. Чичерина Екатерина II приказала Адмиралтейств-коллегии немедленно послать в Тихий океан секретную экспедицию, официально названную «Экспедицией для описи лесов по рекам Каме и Белой». Несомненно, ее основной задачей была не только опись открытых островов, но и формальное и фактическое закрепление их за Российской империей: приведение «американцев» (алеутов) в российское подданство, урегулирование сбора ясака и контроль — в интересах казны — за действиями промышленников. Начальником экспедиции и его помощником были назначены боевые моряки Петр Кузьмич Креницын и Михаил Дмитриевич Левашов. В распоряжении Креницына были четыре судна, но два из них погибли во время перехода из Охотска к Камчатке зимой 1766—1767 г., а третье судно сгнило. Взамен экспедиция получила в Нижнекамчатске в сентябре 1767 г. другое судно, но, так как оно нуждалось в основательном ремонте, Креницын отложил плавание и вторично зимовал на Камчатке.

22 июля 1768 г. два судна, выйдя из устья р. Камчатки в открытое море, двинулись на восток. У Креницына под командой находилось 75 человек, у Левашова — 65. 11 августа при сильном ветре и пасмурной погоде суда потеряли друг друга на широте 54º 05'. Через три дня Креницын впервые увидел два острова — Сигуам, самый восточный из Андреяновских, и Амухта, самый западный из Четырехсопочных. 21 августа он вошел в пролив между Умнаком и Уналашкой.

Левашов 14—18 августа усмотрел к югу и нанес на карту ряд мелких и два значительных острова — восточная часть Андреяновской цепи, но какие именно, установить трудно из-за больших ошибок в определении долготы. 19 августа Д. Левашов достиг о. Амухты, а через день — Уналашки, где соединился с П. Креницыным. В пути он встретил о. Акутан, крупнейший из группы, названной в XIX в. о-вами Креницына (к северо-востоку от Уналашки). Забрав воду, Креницын и Левашов двинулись дальше на северо-восток и 25 августа подошли к Унимаку, самому крупному и дальнему из Алеутских о-вов, обогнули и описали его за пять дней, причем открыли узкий Исаноцкий пролив, отделяющий о. Унимак от п-ова Аляска. Два дня они осматривали аляскинский берег и еще три дня искали удобную для зимовки гавань. Совместный осмотр северных берегов Уналашки, Унимака и Аляксы был первым плаванием европейцев в юго-восточной части Берингова моря. Но продвинулись они на северо-восток от Унимака недалеко: Алякса на карте Левашова показана островом, несколько уступающим но размерам Унимаку.

5 сентября в густом тумане суда надолго разлучились. Левашов один продолжал поиски земель к западу и юго-западу от Унимака: 16 сентября он пришел к Уналашке, с 1 по 5 октября плавал возле Унимака, снова вернулся к Уналашке и выбрал для зимовки бухту (порт Левашова) в глубине Капитанского залива, теперь Датч-Харбор. Выбор был исключительно удачен: этот залив — лучшая гавань на Алеутских о-вах.

На Уналашке Левашов нашел русских, которые захватили несколько десятков заложников — детей алеутских старейшин. 33 таких «аманатов» промышленники передали Левашову по его требованию, чтобы обеспечить безопасность его команды. Он наладил отношения с алеутами и через них весной 1769 г. связался с Креницыным.

Большая часть людей Левашова зимовала на судне, остальные — в юрте, построенной из плавника. Моряки страдали от сырости, недостатка нищи и топлива: «Пищу худую имеем и малую, а от стужи и дождя нигде не можно сыскать покою!» К лету умерло трое больных; двое пропали без вести. Во время зимовки Левашов делал наблюдения и подготовил материалы (собрав их у промышленников) для разностороннего, правдивого, точного и яркого описания алеутов — «О жителях того острова», т. е. Уна-лашки.

Зимовка Креницыпа па Унимаке протекала в гораздо худших условиях. До середины октября его люди строили юрты из выброшенного на побережье леса, затем вытащили судно на берег, чтобы оно не пострадало от зимних бурь. Глубокой осенью отряд штурмана Михаила Федоровича Крашенинникова при участии С. Глотова на трех байдарах за 12 дней описал 160 км северного побережья п-ова Аляска. В районе зимовки не было постоянного населения. Иногда приезжали на своих байдарах алеуты за подарками, но, как правило, встречи с ними были неприязненными. «Для предосторожности» по приказу Креницына в сторону приближающихся алеутов стреляли из пушек или ружей; изредка моряки отвечали огнем на стрелы, пущенными алеутами. Хотя команда болела цингой и смертность была велика, Креницын держал людей в постоянном напряжении. «Он имел четыре поста для ночного караула; приказывал через несколько минут каждую ночь делать ружейные и пушечные выстрелы для устрашения диких...» (из «Наставления» Адмиралтейств-коллегий Биллингсу). От цинги за все время умерло около 60 человек, в том числе 4 мая С. Глотов.

6 июня 1769 г. в гавань, где зимовал Креницын, пришел Левашов. 22 июня они двинулись на юг, обнаружили небольшой о. Санак, а затем повернули на запад; за три дня завершили открытие и описание всех о-вов Креницыпа и снова разлучились. 30 июля Крепицын вернулся в Нижнекамчатск. Левашов описал еще Четырехсопочные о-ва (западная группа Лисьих) и после долгого и тяжелого плавания прибыл туда же 28 августа 1769 г.

Зиму 1769/70 г. экспедиция провела в Нижнекамчатске. Зимовка была тяжелой: не хватало продовольствия, так как летом прошедшего (1769) года улов рыбы оказался очень бедным да и рыбаков почти совсем не осталось из-за эпидемии оспы, унесшей около 6 тыс. человек. Левашов и штурман Яков Иванович Шабанов составили общую карту Алеутской цепи, а также карты о. Унимак и осмотренной части п-ова Аляска. 5 июля, когда экспедиция уже подготовилась к выходу в море, Креницын утонул: челнок, в котором он плыл по реке, опрокинулся. 10 июля суда вышли из устья р. Камчатки и 4 августа 1770 г. прибыли в Охотск. Из 187 человек, покинувших Охотск осенью 1766 г., погибла почти половина, главным образом во время зимовки на о. Унимак. В Петербург Д. Левашов приехал 22 октября 1771 г. Через месяц его досрочно повысили в чине: ни Екатерина II, ни Адмиралтейств-коллегия вовсе не считали секретную экспедицию неудачной, несмотря на большие расходы, ничтожный сбор ясака, потерю трех судов и около сотни людей, в чем Левашов был неповинен.

Географические результаты экспедиции были очень велики. Креницын и Левашов завершили в основном открытие всей гигантской Алеутской дуги, протягивающейся на севере Тихого океана на 1740 км, и особенно Унимака и других Лисьих о-вов. Они положили начало исследованию п-ова Аляска. В их работе позднее нашли ряд ошибок, так как метеорологические условия в то время в районе Алеутских о-вов оказались исключительно неблагоприятными для астрономических наблюдений: «Туманы бывали так часты, что посреди лета редко пять дней сряду продолжалась ясная и хорошая погода) (П. С. Паллас). И все же их материалы широко использовались крупными исследователями северной части Тихого океана - от Д. Кука (1779) до М. Д. Тебенькова (1852), который правильно считал их пионерами научного изучения этой акватории.

В 70-х гг. XVIII в, усилилась с одной стороны, английская экспансия п северной части Тихого океана и, с другой — чрезвычайно обострились отношения между Великобританией и ее заатлантическими колониями в Северной Америке (1774 г.— начало войны за независимость США). В связи с этими событиями англичане очень подозрительно отнеслись к «таинственному» предприятию русского правительства и обнаружили повышенный интерес к его засекреченным результатам. Они раздобыли материалы и карты с помощью лейб-медика Екатерины II шотландца Джона Сэмюэла Роджерсона, получившего их с разрешения самой императрицы. В 80--90-х гг. XVIII в. вышли в свет по крайней мере жесть изданий материалов «секретной» экспедиции на четырех языках.




http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVIII/1740-1760/Issl_russ_tich_ok_XVIII/41-60/47.phtml?id=3847
№ 47
1770 г. августа 5. – Рапорт М.Д. Левашова в Адмиралтейств-коллегию о гибели капитана 1-го ранга П.К. Креницына и окончании экспедиции 1
№ 125
В Государственную адмиралтейскую коллегию флота капитан-лейтенанта Левашова
репорт
Прошлого 1769-го года ис порученной флота г-ну капитану Креницыну морской секретной эскпедиции с островов он, флота капитан Креницын, 30-го июля, а я 27-го чисел августа пришли в реку Камчатку и за неимением правианта и других харчевых припасов, також и за слабостию у служителей здоровья зимовали мы в Нижне-Камчатском остроге. А сего 1770-го года 28-го числа июня будучи к выходу в море совсем были в готовности и ожидали благополучного ветра, но потом 4-го июля галиота «Св. Екатерины», на котором был флота капитан Креницын, штюрман Иван Балакирев, репортом ко мне представя, объявил, что главнай камандир, флота капитан Креницын, близ устья в реке Камчатке утонул и с ним казак Иван Черепанов. А каким то случаем воспоследовало несчастие, о том поданной ко мне от штюрмана Балакирева репорт, на то учиненное определение и взятья з бывших при том несчастии казаков допросы при сем Государственной адмиралтейской коллегии представляю 2.
После ж смерти капитана Креницына главную команду принял я, а данныя ему секретныя инструкции, веденныя морския журналы и все письменные дела, запечатав, взял свое смотрение. Приходные ж и росходные денежной казны книги мною обще со штюрманами ранга прапорщичья Дудиным-Меньшим и Шабановым по транспортам сочтены, ис которых по сщете оказалось за росходом в остатках и налице денег 1541 рубль, 27 копеек, кои мною на гукор «Св. Павел» взяты и поручены в содержание штюрману Шабанову. А галиот «Св. Екатерину» для приводу ис Камчатки в Охоцкой порт поручил я штюрману Дудину-Меньшову. И по учреждении всего вышеписанного при первом благополучном ветре того ж июля 9 числа обеими судами вышли из устья реки в море и сего августа 3 числа как гукором «Св. Павлом», так и галиот «Св. Екатериной» пришли в Охоцкой порт благополучно.
Ныне же, как скоро возможно, отдам каманду и суда в канцелярию Охотского порта, то ни мало не медля с оставшею санкт-питербурскою камандою отправляюсь в путь свой к Санкт-Питербургу.
Того ради о всем вышеписанном Государственной адмиралтейской коллегии сим на главное благоразсмотрение и репортую.
Флота капитан-лейтенант Михаил Левашов
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 376. Подлинник. [142]

Комментарии
1. В Петербург участники секретной экспедиции прибыли 22 октября 1771 г. (ЦГАВМФ, ф. 179, оп. 1, д. 131, л. 342). В Адмиралтейств-коллегию поступили многочисленные материалы, накопленные в процессе подготовки и проведения экспедиции, которые долгое время оставались практически недоступными для изучения.
Первым с некоторыми документами экспедиции по разрешению Екатерины II ознакомился королевский историограф англичанин В. Робертсон. Часть материалов он использовал в книге «The History of America in 2 Volumes», изданной в Лондоне в 1777 г., а затем передал их своему соотечественнику В. Коксу (ЦГАВМФ, ф. 179, оп. 1, д. 131, л. 289). В 1780 г. в Лондоне вышла книга Кокса «Account of the Russian Discoveries between Asia and America. To which are Added the Conquest of Sibiria and the History of the Transactions of Commerce between Russia and China», в которую вошли сведения об экспедиции Креницына – Левашова, полученные от В. Робертсона и Г.Ф. Миллера, а также материалы, с которыми автор ознакомился в Петербурге. Книга В. Кокса долгое время рассматривалась как источник наравне с архивными материалами. Более подробный анализ иностранных изданий об экспедиции под руководством П.К. Креницына см. во вступительной статье А.И. Андреева к сборнику «Русские открытия...» (1948, с. 22-25) и работе Р.В. Макаровой «Русские на Тихом океане...» (с. 13-15).
На русском языке сведения об экспедиции впервые были опубликованы в 1781 г. в «Месяцеслове историческом и географическом» в работе академика П.С. Палласа «О российских открытиях между Азией и Америкой», затем эта работа была перепечатана в «Собрании сочинений, выбранных из месяцесловов за разные годы» (Ч. IV. СПб., 1790, с. 263-392). В 1811 г. в переводе Г.А. Сарычева книга В. Кокса была издана в России.
Недостаточность сведений, которыми располагали авторы указанных работ, к тому же иностранцы, недоступность материалов экспедиции для более глубокого изучения породили мнение о незначительных итогах ее деятельности. Это мнение не изменилось и позднее, когда в середине XIX в. известный военно-морской историк А.П. Соколов исследовал историю секретной экспедиции (Соколов А.П. Экспедиция к Алеутским островам капитанов Креницына и Левашова 1764-1769 гг. – Зап. Гидрографического департамента... Ч. X. СПб., 1852, с. 70-103). Объясняется это тем, что и А.П. Соколов не располагал всеми необходимыми материалами. Кроме того, итоги деятельности экспедиции Креницына – Левашова А.П. Соколов оценивал, исходя из последующих плаваний. В дальнейшем, полагаясь на его мнение, ученые не уделяли должного внимания изучению материалов секретной экспедиции на Алеутские острова.
Непосредственные организаторы исследования островов в Тихом океане, подробно изучив все полученные документы, высоко оценили деятельность экспедиции, проделавшей огромную работу. Ее участники провели научное картографирование всей цепи Алеутских островов, обследовали 200 км побережья Аляски. На карту было нанесено 45 островов, точно указаны их координаты; особенно подробно обследованы о-ва Умнак, Унимак и Уналашка. Экспедиция открыла, исследовала и произвела гидрографическое описание Исаноцкого пролива, районов севернее Унимака и островов архипелага, лежащего между Унимаком и Уналашкой, позднее названных островами Креницына. Во время экспедиции было составлено четыре карты, три из них выполнены Я.И. Шабановым под руководством Левашова. Все карты хранятся в ЦГАВМФ (ф. 1331, оп. 4, д. 91, 92, 95-98). Острова нанесены на карту под алеутскими названиями; только три небольших острова (по желанию участников экспедиции) названы Безымянный, Моржовый, Олений.
Под руководством А.И. Нагаева на основе результатов экспедиции готовилась пока не найденная карта открытий на Тихом океане, в работе над которой принимали участие М.Д. Левашов и штурманские ученики навигацких школ Томска и Иркутска, участвовавшие в экспедиции (там же, ф. 212, оп. 11, д. 2112, л. 65-66; ф. 913, оп. 1, д. 4, л. 77).
Уточненными картами, составленными экспедицией П.К. Креницына, пользовались последующие мореплаватели, и прежде всего экспедиция И.И. Биллингса – Г.А. Сарычева. Эти карты сыграли важную роль в становлении русской картографии, являясь наиболее точными и достоверными (до издания в 1802 г. карт, изготовленных под руководством Г.А. Сарычева, основанных на результатах Северо-восточной экспедиции, см. док № 89, примеч. № 1).
Большое значение имели три научные этнографические записки, составленные М.Д. Левашовым (см. док. № 47), которые дополняет «Атлас видов Камчатских и Алеутских островов. Зарисовки капитан-лейтенанта М. Левашова 1767-1768 гг.» (ЦГАВМФ, ф. 1331, оп. 4, д. 702). Атлас содержит виды берегов и рисунки различных предметов из обихода и жизни алеутов, орудия охоты и рыболовства, предметы труда и вооружения. Зарисовки видов Камчатки, Алеутских островов и Аляски выполнены тушью, рисунки – акварелью. (Подробнее о значении этих материалов для этнографов см.: Ляпунова Р.Г. Этнографическое значение экспедиции капитанов П.К. Креницына и М.Д. Левашова на Алеутские острова 1764-1769 гг. – Советская этнография. 1971, № 6.)
Высокую оценку деятельности экспедиции в целом в советское время дали Н.Н. Зубов (Отечественные мореплаватели – исследователи морей и океанов. М., 1954, с. 118), А.И. Алексеев (Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М., 1982, с. 99-102) и др.
За большую работу, проделанную во время плавания, руководители экспедиции были повышены в чинах: М.Д. Левашову 22 ноября 1771 г. было присвоено звание капитана 1-го ранга, А.И. Дудину-Меньшому – штурмана подпоруческого ранга с выплатой им пожизненного пенсиона (там же, ф. 212, оп. 11, д. 2112, л. 2, 9-10). (П.К. Креницын был произведен в капитаны 1-го ранга 4 июня 1769 г. См.: Общий морской список. Ч. II, с. 208).
2. См.: ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 377-380.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения