— 248 —
ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯВ 1932 г. Арктическим институтом было продолжено изучение Чукотского национального округа, начатое в 1931 г. Для этой цели, на смену отрядам, зимовавшим в Маркове и заканчивавшим свои работы в 1932 г., была послана новая экспедиция, под начальством геолога С. В. Обручева. Экспедиция имела в своем распоряжении аэроплан (гидроплан Дорнье-Валь — двухмоторная летающая лодка). Главной целью экспедиции было рекогносцировочное исследование Чукотского округа — составление его карты, в масштабе 1/2 500 000, и общее геоморфологическое описание его. Предполагавшаяся вначале аэросъемка,{1} вследствие неполучения к началу работ необходимой аппаратуры, не могла быть выполнена. Экспедиция ограничилась упрощенной съемкой при помощи визуально-маршрутных зарисовок, опирающейся на прокладку маршрутов самолета между существующими астропунктами. Предполагалось на основании этой съемки: дать карту в масштабе 1/2 500000.
В полетах экспедиции приняли участие инженер-геодезист К. А. Салищев и аэросъемщик Б. Дзюжинский, а в сел. Анадырь — сотрудники; базы экспедиции А. А. Филоматитский (фотолаборант) и Н. Михайлов.
Перелет был начат от Красноярска 16 июля вниз по Енисею и затем вверх по Ангаре. В первый же день сгорел во время полета один из моторов. Самолет благополучно спустился на р. Ангару, невдалеке от сел. Кежмы, и пробыл здесь десять дней, пока из Красноярска не был доставлен новый мотор на самолете ЮГ летчиком Б. Чухновским и не была, произведена смена моторов.
Дальнейший перелет был сделан по маршруту: Ангара, Байкал, Верхнеудинск, отсюда — пересечение Яблонового хребта на Читу, а затем вниз по системе Амура до устья. До Хабаровска в перелете принимал участие только летный состав — 1-й пилот Г. Страубе, 2-й пилот В. Косухин, борт-механик Б. Крутский, командир самолета Л. Петров и начальник экспедиции С. В. Обручев. В Хабаровске присоединились К. А. Салищев и Б. Дзюжинский.
От устья Амура самолет направился на север по побережью Охотского моря и делал посадки на аэростанциях Шантарских о-вов, Аяна, Охотска и Ногаева. Из последнего, пройдя вдоль Пенжинской губы, мимо п-ова Тайгоноса, самолет перелетел к Камчатке, которую пересек в ее самом узком месте — южнее Рикиники. После посадки в бухте Корфа был сделан перелет в сел. Анадырь вдоль побережья Берингова моря, при чем самолет значительно удалялся от моря, пересекая п-ова Говен и Олюторский и хребет Тингеней. Весь перелет от Амура до Анадыря совер-
{1} Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1932, № 3.— 249 —
шен в шесть дней. Хотя вдоль Охотского побережья уже проложена линия Воздухфлота, но самолет экспедиции был первым пролетевшим по ней. Перелет этот был очень труден из-за постоянных туманов, покрывавших Охотское море, и самолет дважды был в очень опасном положении.
В Анадырь самолет прибыл 21 августа. Ввиду того, что вскоре должно было начаться замерзание лагун на севере, решено было прежде всего изучить северное побережье округа. 26 августа экспедиция направилась в Уэллен, сделав пересечение страны по р. Волчьей до залива Креста и затем от бухты Руддера до мыса Дежнева. В Уэллене, из-за неполадки пускового моторчика, пришлось провести пять дней. В это время было получено радио от начальника Колымской экспедиции Н. И. Евгенова с просьбой о помощи о-ву Врангеля. Пароход "Совет", который должен был сменить зимовщиков и доставить запасы продовольствия и топлива, в течение двадцати трех суток тщетно старался пробиться сквозь кольцо льдов, окружающих остров, и колонистам предстояло провести на нем еще четвертую зиму. Начальник острова Минеев и капитан "Совета" Дублицкий просили вывезти с острова большую часть русских колонистов и завезти туда продовольствие.
В тяжелых условиях — в тумане и снежных тучах — был совершен перелет до мыса Северного, и затем отсюда, после неудачной попытки, удалось во второй раз, 5 сентября, достичь о-ва Врангеля. 6 сентября были вывезены на пароход "Совет", стоявший у кромки льда в 50 милях к востоку от бухты Роджерса, восемь колонистов с их личным багажем и пушнина — всего около 1500 кг. После краткой стоянки у "Совета" (во время которой самолет был несколько поврежден льдинами) было завезено продовольствие на остров, и в тот же день сделан обратный перелет к мысу Северному. Вместе с самолетом Чукотской экспедиции перелет до о-ва Врангеля и обратно совершил маленький самолет Колымской экспедиции с т. Красинским.
Условия погоды на северном побережьи в это время были очень тяжелы — непрерывные пурги, туманы, низкая облачность, так что обзорных полетов с мыса Северного сделать не удалось. Только 10 сентября можно было вырваться и, сделав пересечение от Колючинской губы к бухте Руддера, прилететь в Анадырь. Отсюда был совершен круговой полет в северную часть бассейна Анадыря по рекам Канчалану и Танюреру, а затем приступили к смене моторов, которая затянулась до конца сентября. 25 сентября самолет был захвачен ледяным штормом, попал в заберег до 500 м шириной и только 30 сентября мог вылететь в обратный путь по прежнему маршруту.
1 октября, попав в снежный заряд вблизи сел. Олюторки во время бреющего полета над самой водой, самолет потерял скорость и коснулся воды. При этом был пробит корпус у второго редана, сломана часть
— 250 —
шпангоутов, смяты переборки и согнута стойка моторной гондолы. В бухте Корфа был сделан кустарный ремонт (самолет был починен деревом, варом и листами железа), и 13 октября, несмотря на то, что при посадке на воду корпус давал значительную течь и прочность его подвергалась сомнению, было решено продолжать полет вдоль Охотского побережья, чтобы доставить самолет для ремонта в Хабаровск. Этот последний этап был самым тяжелым: самолет имел вынужденную посадку при перелете через Камчатку, а во время стоянки в Ямске был унесен штормом с пургой и снова поврежден. Только 19 октября самолет с трудом в пурге долетел до бухты Ногаева.
Дальнейший перелет, при господствующих осенью в Охотском море пургах и штормах, на поврежденной машине был невозможен, и из Ногаева решено было перевезти самолет на пароходе до Владивостока, куда он и прибыл в конце ноября.
Основная работа экспедиции, из-за поздней подачи самолета (Комсеверпуть, у которого фрахтовался Арктическим институтом самолет, доставил машину в Хабаровск на 50 дней позже обусловленного срока), ряда аварий и неполадок и тяжелых условий погоды, не могла быть проведена полностью. Тем не менее сделаны наблюдения, покрывающие целиком собственно Чукотский п-ов, северовосточную часть бассейна р. Анадырь, побережье Коряцкой Земли, северную часть Камчатки и побережье Охотского моря от Тайгоноса до Тауйска. Наблюдения эти позволяют внести значительные изменения в существующие карты, так как выяснилось, что расположение и характер хребтов совершенно другие, чем это показывалось ранее.
Вдоль северного берега Охотского моря тянется тектоническая гряда, которую слагают хребет к югу от р. Ковы, о-ва Завьялова и Ольский, горы п-овов Кони и Пьягина и Пьягинские о-ва. Эта гряда отделена от хребта Гыдан значительным понижением, происхождение которого, так же как и самой гряды, связано со сбросами, ограничивающими с севера Охотское море. Склон хребта Гыдан к югу и к востоку, в сторону Пенжинской губы, очень крут, и цепи хребта уже невдалеке от подножия достигают 1500 м. Вглубь хребет повышается постепенно до 2000 м.
Центральный хребет Камчатки имеет против залива Уала-вайам разрыв тектонического характера, длиной около 10 км, с высотой не более 500 м. Это плоская седловина, на западе незаметно переходящая в Парапольский дол — обширное понижение, которое тянется на северо-восток между продолжением центрального Камчатского хребта и хребтами Мамечинским, Таловским и Понтонейским, переходя в понижения бассейна р. Майн. Таким образом, долго остававшийся неразрешенным в географической литературе вопрос о соединении хребтов Камчатки и материка в настоящее время может считаться окончательно выясненным.
— 251 —
Несмотря на перерыв, Камчатский хребет возобновляется севернее залива Уала-вайам в виде цепей того же северовосточного простирания, которые далее, в пределах Коряцкой. Земли, идут параллельно берегу и, наконец, поворачивают широтно к м. Наварин. В более молодых свитах, идущих вдоль берега у мыса Рубикон и на полуострове у Наварина,
Карта перелета Чукотской летней экспедиции. Сплошной чертой показан перелет от Аяна до о-ва Врангеля, пунктиром — обратный путь. Кружки — места посадок.— 252 —
видно простирание, параллельное этому направлению. Таким образом, вместе с хребтами Камчатки мы имеем здесь огромную дугу, выпуклую к северо-западу и обусловленную пликативными дислокациями и параллельными им дизъюнктивными. С севера дуга эта (хребет Тингиней) кончается крутым широтным обрывом к громадной долине р. Великой (Большой). Вопреки существующим картам, все почти побережье от бухты Корфа до мыса Наварин занято горами, которые достигают нередко от 800 до 1300 м. В общем вся так называемая Коряцкая Земля представляет сильно расчлененную горную страну, с высотами от 1000 до 1500 м.
В бассейне Анадыря выяснено, что долины рек Большой, Анадыря, Канчалана и Танюрера в низовьях представляют обширную озерную равнину, которая с запада окаймлена крутыми склонами новейших хребтов с альпийскими формами — Рарыткин и Покульней. Вопреки карте Полевого, они не имеют между собой соединения. Точно так же Покульней представляет образование, тектонически не связанное с более древним собственно Анадырским хребтом. Предгорья последнего начинаются по Канчалану приблизительно на 65°30'; почти у Полярного круга проходит крутой склон главного хребта; последний, в виде огромного горного массива, с высотами от 1000 до 1500 м, тянется на восток до Колючинской губы, а на запад, вероятно, доходит до меридиана Чаунской губы (западнее 175° с самолета не удалось делать наблюдения).
К северному побережью хребет падает круто, и его подножие лежит всего в 15—20 км от моря, подходя к последнему местами, западнее мыса Северного, очень близко.
Восточная часть Чукотского п-ова к востоку от линии Колючинская губа — бухта Руддер представляет уже гораздо более расчлененную, сложную горную страну, со средней высотой около 700—800 м, с отдельными массивами до 1000 м (например, вблизи бухты Провидения) и с отдельными вершинами выше 1000 м. Страна эта сильно расчленена глубокими и широкими долинами, повидимому ледникового происхождения, которые частью прорезаются поперек современными реками. Наиболее значительные из этих долин имеют северозападное простирание.
Одним из важнейших результатов геоморфологических наблюдений является констатирование обширного древнего оледенения страны. Свежие следы недавнего оледенения альпийского типа, охватывавшего весь горный массив Коряцкой Земли, обнаружены на всем почти побережьи Берингова моря — от бухты Корфа до озера Майна-Пыльген.
Точно так же ясные следы долинного оледенения видны во многих местах Чукотского п-ова и в Анадырском хребте. Некоторые заливы — например, районы бухты Провидения или Лаврентия — представляют яркий ледниковый ландшафт, подобный норвежским фьордам. Оледенение, очевидно, захватывало весь Чукотский п-ов и большую часть Анадырского хребта.
— 253 —
Следы более древнего обширного оледенения, которое могло захватывать предгорья хребтов в долине Анадыря, с самолета не были видны. В низовьях Анадыря Полевой констатирует наличие моренных отложений, так что несомненно продвижение ледника до Анадырского лимана. Но бесчисленные озера, покрывающие долину низовий рек Анадыря, Большой, Танюрера и Канчалана, скорее всего образовались на дне недавнего морского залива. Такого же происхождения лагуны и озера северного побережья Чукотского округа.
Недостаток времени, к сожалению, не позволил продолжить наблюдения вверх по бассейну Анадыря и на арктический склон Анадырского хребта, но и то, что удалось сделать, показывает, насколько эффективным является изучение страны при помощи самолета.
Кроме своих основных задач, экспедиция попутно исполнила два других задания, каждое из которых могло бы быть целью отдельной экспедиции, именно — смену зимовщиков на о-ве Врангеля и рекордный в авиационном отношении перелет от Красноярска до о-ва Врангеля. Этим последним, совершенным впервые, была доказана возможность установления регулярных рейсов для обслуживания северо-востока Союза.
В организации и финансировании экспедиции приняли участие, кроме Арктического института, Союзгеоразведка, Главное Геодезическое управление и Востокзолото. Кроме летной части, одновременно в Анадырский край была, по просьбе Союзгеоразведки, направлена геолого-поисковая партия под начальством инженера С. А. Призанта (в составе топографа А. Калинина и коллектора В. Призант), которая, вследствие позднего прибытия парохода в сел. Анадырь, ко времени ледостава дошла только до сел. Маркова, где и проведет темные месяцы. В марте партия начнет работу в верховьях р. Анадырь.
С. ОБРУЧЕВ